ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

   

Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса)

ГЕРМЕТИЗМ

СБОРНИК 07_4_3

 
     
 

Mercuriolus, ī m [demin. к Mercurius] статуэтка Меркурия Ар. [B.32]

 

I Mercurius, ī m [merx] 1) Меркурий, сын Юпитера и Майи, крылатый вестник богов, проводник душ усопших, покровитель гимнастики, торговли и красноречия, изобретатель лиры, (соотв. греч. Гермесу) С, Н, V, О etc.: Aqua Mercurii O = источник на via Appia перед Porta Capēna; stella Mercurii С планета Меркурий; Tumulus Mercurii L Курган Меркурия (возвышенность близ Нового Карфагена в Испании); Promunturium Mercurii L, Mela, PM мыс Меркурия, вост. оконечность в Карфагенском заливе (ныне мыс Бон); 2) бюст Меркурия, герма Nep. [B.32]

 

Compitālia, ōrum и um n [compitalis] компиталии, ежегодные празднества в честь ларов, покровителей перепутий С, V, AG. [B.32]

 

sēmitālis, e [semĭta] дорожный: dii semitales V боги просёлочных дорог. [B.32]

 

sēmita, ae а [по Vr из *semĭter «полудорога»] 1) узкая дорожка, просёлочная дорога, тропа, тж. дорога вдоль улицы для пешеходов, тротуар (s. angusta, proclivis L, С etc.): deceděre alicui de semĭtā Pl или cedere semĭtā Sen уступать кому-либо дорогу; qui sibi semĭtam non sapiunt, alteri monstrant viam погов. Епп ар. С (иные) не знают, по какой тропинке самим идти, а другим указывают дорогу; alicujus semĭtā (v. l. semitam) facere viam погов. Ph пойти дальше по намеченному кем-либо пути, т. е. продолжить начатое им дело; in rectam semitam redire Pl попасть на правильный путь; 2) перен. борозда, длинный след (spumea s. fugientis clavi, sc. navis VF); 3) движение, бег (velox lunae s. Cld). [B.32]

 

 
     
 

I Ἑρμῆς, ου ὁ Гермес (сын Зевса и Майи, родившийся в пещере горы Κυλλήνη - отсюда его эпитет Κυλλήνιος; посланец и вестник богов, исполняющий их волю; покровитель красноречия - поэтому ему предназначались языки жертвенных животных; покровитель гимнастических состязаний молодёжи, торговли - διέμπορος, ἐμπολαῖος, παλιγκάπηλος, ἀγοραῖος, κερδέμπορος - а следовательно, хитрости, ловкости и богатства - ἐριούνιος, ἀκάκητα, πλουτοδότης; тж. покровитель обмана и воровства, утренних и вечерних сумерек, путешествий, дорог и перекрёстков - ὅδιος, ἐνόδιος; изобретатель лиры и сиринги, алфавита и цифр, мер и весов, астрономии и музыки; он приносит людям ниспосылаемые Зевсом сновидения и уводит в царство теней души усопших - ψυχοπομπός, ψυχαγωγός, νεκροπομπός; его аттрибуты; широкополая дорожная шляпа, золотой магический жезл - ῥάβδος или σκῆπτρον, увитый белыми лентами, а впосл. змеями, и золотые сандалии с крыльями - πτηνοπέδιλος; с ним отожд. впосл. римск. Mercurius): κοινὸς Ἑ. Arst., Luc. Гермес (т.е. счастливая находка) пополам; ὁ Ἑ. ἐπεισῆλθε Plut. Гермес пришёл (шутл. о внезапно воцарившемся молчании). [B.169]

II Ἑρμῆς ὁ (тж. Ἑρμοῦ ἀστήρ) планета Меркурий Arst.; поздн. Ἑρμοῦ ἡμέρα день Гермеса, т.е. среда. [B.169]

ἑρμῆς, тж. Ἑρμῆς, οῦ ὁ герма (невысокая четырёхгранная колонна с головой Гермеса, реже - другого божества; ἑρμαῖ устанавливалась на улицах, площадях, перекрёстках и т.п. - ἑρμαῖ λίθινοι Thuc.): ἐν τῷ λίθῳ ἑ. Arst. в камне (содержится) изображение Гермеса, т.е. в материи - форма. [B.169]

 

δι-άκτορος ὁ 1) посланник, вестник, гонец (эпитет Гермеса) Hom., Hes.: Διὸς δ. Anth. = ἀετός; 2) Luc. = ψυχοπομπός. [B.169]

 

Λόγιος ὁ Логий (бог красноречия, т.е. Гермес) Luc. [B.169]

*

I λόγιος 3 1) сведущий, учёный (περὶ τὴν ὅλην φύσιν Arst.); 2) красноречивый (Ἑρμῆς Luc.; ἀνήρ NT). [B.169]

II λόγιος ὁ 1) учёный (Περσέων οἱ λόγιοι Her.); 2) прозаик (λόγιοι καὶ ἀοιδοί Pind.). [B.169]

 

πῠλη-δόκος 2 принимающий или встречающий у ворот (эпитет Гермеса) HH. [B.169]

 

 
     
 

…медленным ровным шагом по дороге движется колесница. В нее впряжены два сфинкса с клафтами на головах, причем правый (по движению) черный; на золотом обруче на лбу видна золотая же обратная пентаграмма; у левого, белого, наоборот эволютивная. Колесница четырехугольной формы… [B.24.1]

 

Я увидел колесницу, запряжённую двумя сфинксами белым и чёрным. Четыре столба поддерживали голубой балдахин, усеянный пятиконечными звёздами.

Под балдахином, правя сфинксами, в колеснице стоял Победитель в стальных латах, со скипетром в руке…

Здесь всё имеет значение, смотри и старайся понять, сказал мне Голос.

Это воля, вооружённая знанием.

Но во всём этом больше желания достигнуть, чем настоящего достижения.

Человек в колеснице стал считать себя победителем, прежде чем он действительно победил. Он думает, что победа должна придти к победителю. В этом много реальных возможностей, но также много обманчивых огней, и человека в колеснице ждут большие опасности.

Он управляет сфинксами силой магического слова, но напряжение его воли может ослабеть, и тогда магическое слово потеряет силу, и сфинксы могут пожрать его.

Это победитель на миг.

…в нём самом магическая колесница, в нём самом стерегут каждое его движение кровожадные сфинксы.

Но он видит их вне себя. Это его самая большая ошибка... [B.28]

 

 
     
 

«Люди начинают заблуждаться, как только они позволяют цепи образов увлечь себя без искания истинной причины вещей. Именно таким путем в человеке рождается зло, и первый из всех существ нисходит до уровня диких…» Гермес Трисмегист [B.24.1]

 

Наталья ПОТАПОВА, директор музея «Огни Москвы»: «Устанавливали их (1723) на деревянных неуклюжих столбах окрашенные в полоску белой и дикой краской, так в то время называли серый цвет… и внутри фонаря устанавливали плошку с конопляным маслом…». [T.10.VII]

 

– Теперь я скажу вам, чего вы боитесь.

– Я боюсь тьмы.

– Темноты?

– Темноты тоже. В темноте мы во власти призраков. Но больше всего я боюсь тьмы, потому что во тьме все становятся одинаково серыми.

А. и Б. СТРУГАЦКИЕ [B.50.2]

 

Весь цветовой ряд млекопитающих появляется из двух пигментов – чёрного и жёлтого. [T.21.X.1]

 

 
     
 

О том, как рвались некоторые люди к овладению «тайными силами» для практических и корыстных целей, свидетельствует разочарование Ладыженского, который ничего этого не нашёл у московских анархо-мистиков и потому с особым злорадством раскрывал их «самозванство» перед следователями. Что же касается показания Солоновича, стоит отметить упоминание Кремля как места нахождения «сатанинской ложи». Это можно рассматривать как намёк Солоновича на «сатанизм» власти коммунистов, однако мне представляется, что за этими словами намёк на реальные обстоятельства.

В пока ещё не опубликованных воспоминаниях С. А. Волкова о последних годах Московской Духовной Академии и о П. А. Флоренском есть любопытный эпизод. Мемуарист объясняет его дружбой между Флоренским и Л. Д. Троцким, которая сохранялась на протяжении 20-х годов. Примерно в середине этого периода в годы расцвета орденских кружков Троцкий затребовал из бывшей библиотеки академии (ещё находившейся в Троице-Сергиевой лавре) трактат немецкого автора XVI или XVII века об ангелах и их иерархии. О том, что эта книга есть в библиотеке, мог знать только Флоренский; до этого её никто никогда не спрашивал. Книга была отправлена Троцкому, и через некоторое время он возвратил её уже переплетённой... Зачем она ему понадобилась? Если вспомнить ходившие в те годы рассказы о напряжённом интересе органов ОГПУ к мистике и оккультным наукам (этими вопросами интересовался и Л. П. Берия, консультировавшийся с И. В. Авдиевым и А. С. Сидоровым)… А. НИКИТИН [A.256]

 

 
     
 

Главный землемер фараона Тот (Платон его называет Тевт … (Позднее, в греческой традиции, Тот известен под именем Гермес Трисмегист)

 

Сократ. Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрёл число, счёт, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена. Царём над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога Аммоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошёл черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости». Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашёл средство не для памяти, а для припоминания. Ты даёшь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых». ПЛАТОН [B.102.1]

 

 
     
 

…этот великий учёный умер в 1642-м году так и не найдя ответа на вопрос: «Какая сила тянет ядро вниз?»

В том же году в Англии родился Исаак Ньютон, который со временем стал профессором математики в Кембриджском университете. Как и Галилей до него, Ньютон также стремился объяснить движение планет. Он считал, что это объяснение должно включать в себя не только научные, но также оккультные и религиозные идеи, которые так увлекали его.

Dr. Patricia Fara, Clare College, Cambridge: «По мнению Ньютона, Бог постоянно присутствует во Вселенной, в любом её уголке, и может вмешиваться в события. Ньютон считал, что Бог посылает кометы, в хвостах которых содержится некий вегетативный материал – одушевлённая материя, – которая может чинить Вселенную и, в некотором смысле, восстановить её равновесие».

Поиск оккультных объяснений противоречил общепринятому научному мышлению, основы которого сформулировал французский философ Рене Декарт. В своей теории вихревого движения материи, он выдвигает чисто механистическое объяснение движения планет.

Prof. Simon Schaffer, University of Cambridge: «В большинстве работ, которые Ньютон читал, работая в университете, процессы в природе описывались как некие механизмы. Вселенная рассматривалась как машина, состоящая из связанных друг с другом элементов. И Ньютон в основном воспринял этот взгляд, хотя он и противоречил религиозному мировоззрению учёного: ведь здесь не оставалось места для Божественного Духа, проявляющегося во Вселенной. Поэтому Ньютон пытался изобрести такую космологию, в которой тела могли бы взаимодействовать друг с другом без прямого физического контакта. И алхимия подробно объясняла, каким образом тела взаимодействуют на расстоянии. Но тут вставала новая проблема, – какова связь поведения объектов на Земле с поведением планет в космосе?»

Таким образом, для Ньютона этот вопрос звучал так: «Существует ли какая-нибудь оккультная сила, которая действует одинаково как на Земле, так и на Небе

И ответ пришёл неожиданно. В 1665-м году чума заставила Исаака Ньютона вернуться на родину в деревеньку Вулсторд.

Dr. Patricia Fara, Clare College, Cambridge: «Если есть нечто, что каждый знает об Исааке Ньютоне, так это история о том, как он сидел под яблоней. Он рассказывал эту историю так: «Я сидел в саду, и увидел, как с дерева упало яблоко. И внезапно мне пришла в голову идея о том, что та же самая сила, которая притягивает яблоки к земле, заставляет Землю вращаться вокруг Солнца».

Под яблоней у Ньютона в голове родилось понятие гравитации, – гениальная мысль о том, что движение планет можно объяснить при помощи Закона инерции Галилея, и открытого им самим Закона тяготения.

Ньютон завершил ту работу, которую начали Тихо Браге, Кеплер и Галилей. «Если я достиг чего-то, то только потому, что стоял на плечах гигантов, – писал Ньютон».

математиков Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона вдохновляли религия и оккультизм, но они впервые описали небо и землю при помощи математических законов. И эти законы являются краеугольным камнем современной науки.

…и помнить слова Тихо Браге: «Не власть и не богатство, а лишь искусство и наука останутся навечно». [T.10.CLXI]

 

Леонид ЗОТОВ, кандидат физико-математических наук, лаборатория Гравиметрии Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга: «…была заменена на гелиоцентрическую Николаем Коперником, который обнаружил некоторые закономерности между обращением по эпициклам и дифферентам всех этих планет, которые не могли быть случайными. И разместив начало Абсолютной системы координат там, где расположено Солнце, он верно определил физическую реальность, что позволило Ньютону, уже зная, примерно где искать центр притяжения, сформулировать все свои основные законы классической механики. Ньютон признавал, что первые два закона фактически он наследовал от Галилея – закон инерции. Он добавил «Закон действия-противодействия» и сформулировал закон обратных квадратов, который, в принципе, может быть даже и не он первый сформулировал: были некоторые предшественники, которые об этом говорили.

У нас переводы классического сочинения Ньютона делал академик Крылов – знаменитый кораблестроитель, с латинского». [P.125.255]

 

 
     
 

Сен АРЕВШАТЯН, академик НАН Армении, доктор философских наук: «…моя лекция посвящена древнеармянской письменности, вообще, армянской письменности, как феномену духовной культуры.

Армянский алфавит был создан в самом начале пятого века, в четыреста пятом году. Создателем его был Месроп Маштоц – великий учёный Древней Армении.

В триста первом году, то есть, примерно за сто лет до этого Армения приняла христианство как государственную религию. На протяжение всего четвёртого века Армянская Церковь употребляла языки греческий и сирийский в церквах, наиболее распространённые в то время на Ближнем Востоке и в Закавказье. Большая часть аристократии и духовенства владела этими языками – греческим и сирийским, но народу эти языки были непонятны

государство переживало кризис. Аршакидское царство, Армянское, оно под давлением и Персии, и Византии постепенно слабело и приходило в упадок. На первый план выдвигалась Церковь Армянская. И для того, чтобы подготовить вот этот переход от такого состояния, когда государственность переживала кризис, Церковь взяла в свои руки духовное руководство. И поэтому настоятельно необходимо было создать армянские письмена и перевести, осуществить перевод Библии и других религиозных, богослужебных книг, для того, чтобы содержание новой религии было бы понятно народу. Церковь хотела уже опереться на народные массы. И в четыреста пятом году Месроп Маштоц, идя навстречу этой назревшей уже социальной потребности, создал армянские письмена. И сам же, вместе с Католикосом Сааком Партевом начал перевод Библии.

Но и до этого, я хочу отметить, армяне не были бесписьменным народом. Ещё в языческий период, ещё до четвёртого века, армяне для нужд и государства, и религии языческой, для жрецов, и для общения с соседними государствами употребляли греческий язык, и персидский, и сирийский.

…перевод начали они с сирийского языка, с сирийского варианта Библии, который в Армении был распространён.

…особо хочу отметить, что другой труд Евсевия Кесарийского – «Хроника» – была переведена на армянский язык, и греческий оригинал был утерян.

Во второй половине пятого века возникла так называемая «грекофильская школа», то есть школа, которая задалась целью создать основы для развития армянской научной мысли. И, вот, грекофилы осуществили целый ряд очень важных переводов. Уже к концу пятого века были переведены труды Аристотеля – «Категории», «Об истолковании»…

Затем, уже в шестом веке, труды Платона были переведены на армянский язык. И Гермес Трисмегист – это один из известных авторов, один из представителей так называемой «Герметической литературы» был переведён на армянский, греческий оригинал его не сохранился…» [T.10.CI.66]

 

 
     
 

…они верили, что все эти знания – подарок от бога Тота.

Dr. Richard Kaczynski, Author «Perdurabo: The Life of Aleister Crowley»: «Бог Тот или Джхути (Djehuti) был для египтян богом магии, но, кроме того, он же был богом письменности, астрономии, математики и науки. Тот изобрёл язык и письмо».

К священному знанию Тота допускались только особо продвинутые жрецы. Среди избранных был Имхотеп – строитель первой пирамиды.

Christine Payne-Towler, Author «The Underground Stream: Esoteric Tarot Unveiled»: «Тот даровал людям письменность и счёт, а также искусство духовного самосовершенствования. Некоторые считают, что Тот был реальным человеком, которого обожествили за его мудрость. Другие уверены, что Тот с самого начала был мифологическим персонажем».

Согласно легендам, магическая книга, написанная Тотом, содержит все тайны богов.

Christine Payne-Towler, Author «The Underground Stream: Esoteric Tarot Unveiled»: «Многие уверяют, Книга Тота пришла из космоса. Она была не физическим объектом, а чем-то духовным. К ней можно было прикоснуться, путешествуя по Сознанию. Наверное, это было одним из первых представлений о связующих каналах. Если человек достигал особого состояния ума, он соприкасался с энергией Тота, и это многоязыкое, многомерное Сознание вступало с ним в контакт. Ну, и, одаривало знаниями».

James Wasserman, Author «The Mystery Traditions»: «Как можно описать словами Книгу Тота? – Посмотрите на такие строения как пирамиды или Сфинкс: можно сказать, что их урок, их тайная сущность – это страницы Книги Тота. То есть, все на свете меры, все слова, все концепции – это часть всеобъемлющей Книги Тота»

Никто никогда не находил никакой Книги Тота, говорят, что бог спрятал свою Книгу под Нилом и защитил её смертельным проклятием.

Археологи обнаружили: вавилоняне самостоятельно развили многие науки, которые египтяне считали даром Тота. За четыре тысячи лет до нашей эры они исчислили движение планет, изобрели счёты и первую математическую систему, разработали ранние формы астрологии и астрономии. Эти достижения помогли создать одну из величайших мировых культур. Как и египтяне, вавилоняне считали своё знание божественным.

Ренессанс принёс с собой свежий дух Просвещения. По всей Европе стали возникать Академии. В пятнадцатом веке Марсилио Фичино (Marsilio Ficino, лат. Marsilius Ficinus) основал одну из самых прогрессивных Академий в Италии. При поддержке своего покровителя Козимо Медичи Фичино приобрёл и перевёл коллекцию древних документов, их автором считался великий египетский маг и мистик Гермес Трисмегист.

Christine Payne-Towler, Author «The Underground Stream: Esoteric Tarot Unveiled»: «Агент-перекупщик привёз массу документов из ортодоксальных восточных церквей. Среди них Фичино выделил двенадцать книг, якобы написанных самим Гермесом. Они не являются единым связанным текстом, но они издаются вместе с тех пор, как впервые были переведены».

Документы, получившие известность как «Герметики», содержат в себе учение эпохи раннего христианства. Это учение много веков считалось утерянным. Имя гипотетического автора – мистика Гермеса Трисмегиста – это синтез имён греческого бога Гермеса и египетского бога Тота – основных покровителей греческой и египетской магии»

James Wasserman, Author «The Mystery Traditions»: «Там был оккультизм, были эзотерические доктрины, была алхимия, была магия, была астрология. Фичино и его ученики считали эти документы такими древними, что приписывали их доплатоновской эпохе. Утверждалось, что они пришли из Египта».

Учёные установили: человека по имени Гермес Трисмегист никогда не было на свете.

Christine Payne-Towler, Author «The Underground Stream: Esoteric Tarot Unveiled»: «Что же перевёл Фичино? – Это был сборник греческих текстов на вечную тему: «Как человеку работать над собой, чтобы стать просвещённым». С их помощью разум и Сознание можно развить до такого уровня, что Личность уподобится Богам».

Книги состояли из диалогов между Гермесом и его учениками. Гермес открывал ученикам тайны мироздания. Один отрывок из этих книг, названный «Изумрудной Скрижалью», стал Библией для оккультистов Ренессанса…

Герметизм повторил учение ранних мистических школ о божественном происхождении человеческой натуры.

Christine Payne-Towler, Author «The Underground Stream: Esoteric Tarot Unveiled»: «Таким образом, основная идея Герметизма и многих других учений состоит в том, чтобы отречься от нашей приземлённой плотской сущности и вернуться, наконец, к нашему первоначальному состоянию Князей духа».

Герметизм ослепил школяров Ренессанса, таким образом, был возрождён оккультизм.

Однако если каждый человек имеет личный прямой канал связи с богом, как это скажется на авторитете Церкви?

Эпоха Ренессанса создала новое поколение оккультистов. Они пытались соединить мистику, магию и науку – опасное занятие в обществе, где правит Церковь. [T.4.LII.1]

**

 
     
 

**

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…неоплатонизм продолжался в античном мире, в греко-римском, продолжался до самого конца античного нехристианского мира.

Эти все неоплатонические вещи никогда не исчезали полностью. Когда они вновь были распространены сначала в последние века существования Византии Гемистом Плифоном.

А потом на этом была основана вся традиция итальянского Ренессанса. Итальянский Ренессанс – это синтез неоплатонизма и христианства, и поэтому Плотин всегда жив в европейской традиции, и как альтернатива христианству, и как то глубочайшее знание, на фоне которого мы яснее видим специфику и особенность христианской веры». [P.125.121]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Ваджраяна» в переводе – это «алмазная колесница». Алмаз, как неразрушимый, крепчайший материал. Но одновременно «ваджра» – это «молния» («яна» – «колесница»). И молния – это то, что мгновенно освещает ночь: ночь темна, особенно в южных странах, и, вдруг, раскат грома, сверкание молнии, и на мгновение всё становится светлым, как днём.

Вот так же Ваджраяна обещает осветить мгновенно погружённое во тьму сознание. Ещё эту традицию называют «Мантраяной» – «Колесницей заклинаний» (мантр)». [P.125.433]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…само слово «Йога», которое нам известно по таким словам, как «ярмо», «иго» – это слово индоевропейское, древнее. И оно означает в Ведах, в самых ранних текстах – «упряжь». То есть, ту сбрую, которая надевалась на волов, которые должны были тащить телегу по дороге. Но очень рано это слово стало означать «самообуздание». Поэтому корень «йуй» / «юдж» (yuj) – «связывать накрепко», и близкий к нему латинские слова «jungere» и «iugum» (иго) происходят от индоевропейского корня, и означают «привязывание», некоторое «понуждение» через внешнюю связь. И именно это слово было избрано с далёкой древности в Индии, как определение аскетической практики: то есть, «самопонуждение», «самосвязывание» ради достижения вечной индийской цели, религиозной цели – освобождения.

Первое упоминание слова «йога» в Катха-упанишаде: «Твёрдое владение чувствами – это считается йогой. Тогда человек становится неотвлечённым, ибо йога приходит и уходит».

Вот в этой достаточно короткой фразе квинтэссенция йогического учения. «Не владение телом, (а) владение чувствами: владение телом – лишь средство к владению чувствами».

Сосредоточение: человек становится неотвлечённым – тоже важнейшая, осевая идея йоги». [P.125.553]

 

 
     
 

…на закате античности последние гностики перенесли на бумагу свои евангелия и древние философские труды, и спрятали всё это от гонителей…

Гностические религиозные тексты всплыли лишь недавно, философские нашли гораздо раньше во Флоренции – колыбели европейского Пробуждения.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «В 1460-м году некий монах принёс Козимо де Медичи стопку книг. Это были работы из цикла «Герметика» – «Забытые слова Гермеса Трисмегиста» – египетского Тота. Козимо велел переводчику Марсилио Фичино (лат. Marsilius Ficinus) отложить Платона и срочно переводить «Герметику».

Michael Baigent, Author «Ancient Traces: Mysteries in Ancient and Early History»: «Совершенно неожиданно «родник египетской мудрости» забил на ниве европейской культуры и обрёл огромное значение. В последующие двести-триста лет влияние этого источника заметно сказалось на европейском искусстве, интеллектуальных изысканиях, философской мысли и мировоззрении вообще. Главное в работах цикла «Герметика» – идея о могуществе символизма. Символы – это не опознавательные знаки чего-либо и не рекламные композиции: значение символов гораздо глубже. И люди верили, что символы сами по себе могут посвящать человека во что-либо».

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Герметизм обрёл такую популярность, что даже Папа Борджиа украсил свои апартаменты в Ватикане сценами из мифов об Осирисе, Изиде и Тоте-Гермесе, в представлении художников Возрождения. Сама Церковь как бы намекала на то, что есть более древняя и глубокая мудрость, чем «Моисеевы скрижали» из Библии.

В соборе города Сиена есть изображение Гермеса Трисмегиста, бога Тота, передающего египетскую мудрость, и птицы Феникс, провозгласившей возникновение Гелиополя.

Папы окропили Рим символами античности, установив обелиски из Египта.

Учёные, вроде иезуита Атанасиуса Кирхера (нем. Athanasius Kircher), изучали египетские тайны, но Церковь чуяла опасность: герметизм нёс новые идеи, далёкие от интересов Церкви. Эти идеи запрещались, книги сжигались. В 1600-м году Герметизм был окончательно запрещён

Герметизм нашёл убежище в эзотерических объединениях, типа общества Розенкрейцеров и Масонов. [T.23.IX.1]

 

В книге «О бессмертии души» П. Помпонацци (1462 – 1524) говорится, что в лучшем случае истиной является лишь одна из трёх религий (иудаизм, христианство или ислам), в худшем – все они ложны, в лучшем случае обмануто большинство людей, в худшем – все люди обмануты. Н. Макиавелли (1469 – 1527) писал в одном из своих произведений – рассказы Нумы Помпилия, Ликурга. Солона о том, что они посланники и выразители воли богов, – басни, придуманные, чтобы принудить народ подчиниться установленным порядкам. Именно из такого обмана «явилась вера в чудеса, которые почитаются во всех религиях».

В 1537 году вышла в свет книга «Кимвал мира», где Христос выведен под именем Меркурия, который бросил людям булыжник, сказав, что это философский камень. Булыжник разбился, и осколки его разлетелись… Люди кинулись искать их, началась свалка, и каждый стал уверять, что магической силой обладает лишь осколок, найденный им, а у других – простые камешки.

Так автор изобразил борьбу между католиками, лютеранами, кальвинистами и сторонниками других оттенков христианства. «Вы поверили Меркурию, – говорит автор, – этому великому изобретателю всех обманов и плутней?.. Неужели вам никогда не приходило в голову, что он всучил вам самый обыкновенный камень?» Иносказательная форма не помешала властям разглядеть антихристианское содержание «Кимвала мира». Автор сначала был неизвестен. Арестовали и сгноили в тюрьме издателя. Автору книги – Б. Деперье (1500 – 1544) пришлось долго скрываться. Покинутый друзьями, он в конце концов покончил самоубийством.

В. БОГУСЛАВСКИЙ, доктор философских наук [A.405]

 

 
     
 

…нового политического этапа: ведь Лоренцо превратил культуру и искусство в необыкновенный инструмент власти.

Неоплатонизм. Чтобы прочесть послания, зашифрованные в картине «Весна», нужно окунуться в атмосферу Флоренции середины пятнадцатого века – города, в котором Медичи успешно пытаются внедрить новые способы укрепления собственной власти.

Paola Ventrone, Docente dell'Università Cattolica del Sacro Cuore (Паола Вентроне, историк, Миланский университет): «Посредством неоплатонизма Лоренцо создаёт новый язык, который отделяет его семью и семьи, близкие к его правлению, от остальной флорентийской аристократии. Неоплатонизм – это язык, оперирующий созданными мифами, образами и историями. Образы в картинах Боттичелли совсем не случайны, поскольку художник, несомненно, воплощал в творчестве эту тенденцию. И, зачастую, они непонятны другим: это был язык избранных – язык элиты».

Не случайно процесс, который за несколько лет превратил Симонетту Веспуччи в икону эпохи, сохранившуюся в веках, был запущен двумя интеллектуалами двора Медичи – поэтом Анджело Полициано (итал. Angelo Ambrogini detto Poliziano, лат. Angelus Politianus) и художником Сандро Боттичелли. За ними стояли сами Медичи и философ Марсилио Фичино – крупнейший представитель неоплатонизма.

Cristina Acidini, Superintendent of Museum and Artistic Heritage State Board for the Florence (Кристина Ачидини, директор музейного комплекса Флоренции, искусствовед, автор книги «Боттичелли. Мифологические аллегории»): «Возрождение философии Платона началось с 1439-го года, когда в совет Флоренции прибыли греческие отцы, у которых были «греческие кодексы» с текстами Платона. И это положило начало расцвету философской мысли и текстов, посвящённых возрождению платонизма».

Марсилио Фичино родился неподалёку от Флоренции в Фильине-Вальдарно. Он был сыном личного врача Козимо Медичи – дедушки Лоренцо Великолепного. Живший с 1389 по 1464-й год, Козимо Медичи оставил глубокий след в истории Флоренции. Один из богатейших людей того времени, он заказывал выдающиеся произведения искусства и выстроил фамильный дворец на улице, которая тогда называлась Via Larga. Но большую часть своей жизни Козимо, так же, как его сын и внук, провёл на вилле Медичи в Кареджи близ Флоренции.

Козимо выстроил виллу в Кареджи для себя и семьи. Сам он угас здесь в 1464-м году. Здесь родился и умер его внук Лоренцо. И здесь же по желанию Козимо Марсилио Фичино в 1459-м году организовал свою Платоновскую академию. Эта Академия неоплатонизма оказала сильное влияние на искусство и политику, на мысль и на науку. Не случайно вокруг Фичино собрались лучшие умы той эпохи – Пико делла Мирандола, Полициано, Леон Баттисто Альберти (Leon Battista Alberti), Кристофоро Ландино (Cristoforo Landino). Среди членов Академии также были молодые братья Лоренцо и Джулиано ди Медичи. Но что проповедовали неоплатоники? И какое влияние они оказывали на культуру и искусство того времени?

Cristina Acidini, Superintendent of Museum and Artistic Heritage State Board for the Florence: «Идея, которую распространял неоплатонизм, состояла в том, чтобы рассматривать жизнь на этой земле, как постоянное движение к возвышению – к достижению Идеи, которую с большим концептуальным усилием гуманисты пытались связать с христианством. Эти идеи затронули все области культуры, включая и живопись. Художники придали форму этому Возвышению души, пытаясь найти каноны Высшей красоты. И Боттичелли в своих полотнах некоторым образом создал канон женской красоты, оставшийся в веках».

Живопись Боттичелли опирается на идеи неоплатонизма так же, как и поэзия Полициано, архитектура Брунеллески и идеи Пико делла Мирандола. Неоплатонические идеи, казалось, были созданы специально для холста, поскольку они воспевали ценность Красоты, как проявление Бога в мире. Лишь через созерцание Красоты и через Любовь люди могут надеяться понять законы Вселенной и, таким образом, приблизиться к Богу.

Но неоплатонизм был не всеобщей философией: это была философия культурной и политической элиты того времени. Поэтому достаточно было скрыть истинное значение произведения в аллегории.

Cristina Acidini, Superintendent of Museum and Artistic Heritage State Board for the Florence: «Это подразумевает приближение посредством текстов, писем, различного рода свидетельств к мышлению, практикуемому в очень узком кругу – Медичи, гуманисты, литераторы, возможно политики Флоренции тех лет. Думаю, что у простых людей не было возможности понять значение, скрытое в этих великих картинах».

…это аллегория появления на земле человека, то есть, основной идеи гуманизма, которую выработал Марсилио Фичино вместе с неоплатониками.

Paola Ventrone, Docente dell'Università Cattolica del Sacro Cuore: «Живопись Боттичелли – это аллегорическая живопись, в которой зачастую истинные значения оказываются от нас скрыты. Это живопись, которая посредством игры скрывает детали источников, обнаруженных гуманистами». [T.23.XIII.3]

*

Глеб СОЛНЦЕВ, художник: «…абсолютно невозможно себя ограничить от чужих матриц: мы находимся в этих матрицах. Но так как мы сами постоянно мимикрируем под общество, под других людей, (то) это наша система безопасности, то, конечно же, и творческий человек, – он, как губка, он тоже впитывает в себя другие матрицы и так далее. Но художник может и должен делать это осознанно, то есть, он должен понять, в какой момент в него входит эта матрица или чужое мышление, понять, нужно ли оно ему: покрутить его с разных сторон, повертеть, и, либо встроить его в свой какой-то поэтический момент, в свою лирику творчества, либо избавиться от него.

…он мне интересен своей структурой, потому что Боттичелли рассказывал о том, что в его работе находится до двенадцати-тринадцати слоёв минимум у художника.

То есть, первый слой, к примеру, мы видим Богоматерь. Первый слой – для крестьянина, который, к примеру, никогда, может быть даже не был в церкви, и для него это просто очень красивая женщина с ребёнком. Это очень приятная картина. Следующий слой – человека, который воцерковлён, к примеру, знает Слово божие – для него это Богоматерь с Христом. То есть, тоже экстаз, восхищение. Это следующий слой.

Следующий слой для, например, клирика, который разбирается в знаках, символах и так далее, и, там, в алхимических формулах.

…потому. Почему Боттичелли сжёг половину своих работ, когда познакомился с Савонаролой? – Потому что там было очень много зашифровано химических формул. Например, «синяя синица» на «трёх лепестках розы» – это значит «свинец подогреть при тридцати градусах», ну, к примеру. То есть, таким, обладая, неким ключом, ты мог считать ещё один слой информации.

И дальше у него это наслаивалось-наслаивалось-наслаивалось, то есть, одна картина несла в себе целый гигантский мир». [T.10.DCCLXXXIV.1]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ