ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis 2 (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте). |
||||||
corpus, oris n 1) тело… 13) остов, корпус, кузов (navis Cs); 14) общественная организация, община: coalescere in unius populi c. L слиться в один национальный организм; с. civitatis L все граждане; totum с. rei publicae С государство в целом; 15) сословие, звание, корпорация, цех (с. fabrorum Dig; militum Just; ejusdem corporis L); 16) единое целое, стройная система (universitatis с. С): totum с. Cs вся система укреплений; rerum naturae с. VP мироздание, вселенная; 17) собрание, свод (с. omnis juris Romani L)…
vīmen, inis n [vieo] 1) гибкий прут, лоза (ивовая): scuta ex viminibus intextis Cs щиты (сплетённые) из (ивовых) прутьев; 2) плетёное изделие, плетёнка или корзина (v. Picenarum, sc. olivarum M): v. quernum O сито из дубовых прутьев; 3) ивовый саженец Col; 4) жезл Меркурия St. [B.32]
tālāria, ium n [talaris] 1) щиколотка, лодыжка Sen; 2) окрылённые сандалии (Меркурия или Персея) C, V, O: t. videre погов. C готовиться к бегству; 3) длиннополая одежда, талар Sen; 4) пыточный башмак (род «испанского сапога») Sen. [B.32]
|
||||||
Повторяется миф Блаватской о том, что якобы Блаватская – это некий будхизм, надо говорить будхизм, а не буддизм, эти странные вещи. Но главное, я в своё время просмотрел, когда читал «Тайную Доктрину» Блаватской, а они это процитировали, и я благодарен им за это. Они цитируют книгу «Станцы Дзян» Блаватской. Вы помните? Те, кто с Блаватской знакомился, тот знает, что это означает. Блаватская утверждает, что она где-то в Индии нашла древнейшую рукопись самой древней книги на земле – книги «Станцы Дзян» И свою «Тайную доктрину» она пишет в качестве комментария к этой изначальной мудрости религиозной человечества. Так вот. И я вдруг вот прозевал, а они цитируют – там есть такой пассаж, что вот так, такой-то тезис высказывается, это так-то и так-то обстоит, потому что этому учит «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста. И тут я сказал: «Бог ты мой! Ну ладно Блаватская, ну вы то, ребята утверждаете, что вы вот такие все такие компетентные и знающие люди!» Ну, неужели же не понятно, что одной этой фразой совершенно понять, что всё это шито просто даже не белыми, а какими-то даже не знаю серо-буро-малиновыми нитками. Потому что Гермес Трисмегист – это тексты «Герметического корпуса». Ну, любой человек хоть немножко изучающий историю религии с любых позиций знает, что это тексты начала христианской эры. По крайней мере после выхода книги Исаака де Казобона в 1613-м году, швейцарский филолог, который доказал, что «Герметический корпус» – это произведение позднеантичной эллинистической литературы. После этого ну невозможно совершенно утверждать, что это какие-то древнейшие тексты. Ну, Блаватская, естественно там ей тоже наука нипочём, но здесь то вы утверждаете, что для вас наука важна. Диакон АНДРЕЙ КУРАЕВ, кандидат философских наук, «Верую, ибо абсурдно», ДК Москва 1999.mp3
«Печать Соломона», находимая у нас, как и у халдеев, у первобытных народов Европы, как и у туземцев обеих Америк, в Африке, как и в Азии, доказывает лишь одно: сказка о Рыбаке и Джинне основана на факте. Джинн, то есть злой и вместе добрый, услужливый дух, есть олицетворённый символ той силы в природе, о которой я вам говорил: силы созидающей и разрушающей, притягивающей и отталкивающей. Соломон в народных легендах тот же «магик» и адепт. Он – патрон иудейских, как и европейских каббалистов, как Гермес – патрон магов египетских. Эта сила, сосредоточенная на каком-либо предмете, Соломоном ли, Гермесом ли, или раджа-йогом Индии, то есть посвящённым в тайные науки адептом, есть не что иное, как бескачественный дух и качественная материя. Эта-то сила и создала человека, вахана Парабрахмы и Мулапракрити. В свою очередь, человек, сознающий в себе эту двойную силу, может передать избыток её другим ваханам. Но для того, чтобы порождать и развивать в себе такой избыток, он должен, прежде всего, отрешиться от собственной личности, отдаться вполне служению человечества, забыть своё личное я, сделаться сперва достойным того, чтобы быть сотрудником природы, а затем уже – адептом. Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]
|
||||||
…точнее одному из его пунктов, в котором говорится, что Бруно считал себя представителем некой «новой философии». Венецианские инквизиторы едва ли придали значение этому нюансу обвинения. Зато с этим термином были хорошо знакомы в Риме. Само понятие «Новая философия» (или «Новая универсальная философия») ввёл итальянский философ Франческо Патрици, который был очень близок к папской курии. Патрици утверждал, что философия Аристотеля, которая стала основой для средневековой схоластики и богословия, прямо противоположна христианству, так как отрицает всемогущество Бога. В этом итальянский философ видел причину всех раздоров, возникших в церкви, которые вылились в протестантские движения. Восстановление единой Церкви и возвращение в её лоно протестантов Патруци видел в уходе от схоластики, построенной на Аристотеле, и замене её неким синтезом метафизики Платона, воззрениями неоплатоников и пантеистическим теософским учением Гермеса Трисмегиста. Этот синтез и получил название «Новая универсальная философия». Идея вытеснения Аристотеля из европейских университетов (прежде всего протестантских) и возвращения себе статуса интеллектуального центра с помощью «Новой философии» нравилась очень многим в папской курии. Конечно, Рим не мог сделать «Новую универсальную философию» официальной своей доктриной, однако факт, что в те времена папский престол покровительствовал альтернативным Аристотелю учениям, не вызывает сомнений. И здесь свою яркую роль сыграл как раз Джордано Бруно. С 1578 года по 1590 год он совершил беспрецедентное турне по крупнейшим университетам городов Европы: Тулуза, Сорбонна, Оксфорд, Виттенберг, Марбург, Гельмштадт, Прага. Все эти университеты были либо «протестантскими», либо находились под влиянием протестантизма. На своих лекциях или диспутах с местными профессорами Бруно подрывал именно философию Аристотеля. Его проповеди о движении Земли и множестве миров ставили под сомнение птолемеевскую космологию, построенную как раз на учении Аристотеля. Иными словами, Джордано Бруно чётко следовал стратегии «Новой философии». Выполнял ли он секретную миссию Рима? Учитывая его «неприкосновенность», а также таинственное покровительство, очень даже вероятно. [P.125.32]
|
||||||
Греки рассматривали Египет как источник всего мистического и таинственного. С древних времён считалось, что разгадка египетских тайн принесёт просвещение человечеству. В Средние века европейские учёные и философы прочесывали египетские тексты в поисках ответов на вопросы о природе и жизни. Примерно в 1460-м году появился свод текстов называвшийся «Корпус Герметикум». Он был собран во Франции. Автором его была мифическая личность, которая якобы жила тысячи лет назад, некто по имени Гермес Трисмегист. Его считали воплощением египетского бога Тота – бога письма, магии и науки. Он изображался в виде бабуина или ибиса. Предполагается, что эта личность собрала всю египетскую мудрость, небольшая часть которой и была отражена в «Корпус Герметикум». В Амстердаме находится Библиотека Герметической Философии (Bibliotheca Philosophica Hermetica), в которой собраны труды, многие из которых пытаются дублировать или толковать мудрость Древнего Египта. Тысячи томов стали источником вдохновения для некоторых величайших европейских поэтов, философов и учёных. Среди наиболее важных книг здесь первое печатное издание «Корпус Герметикум». Этот труд был написан в форме диалогов между учителем Гермесом Трисмегистом и его учениками, среди которых был Асклепий, – родоначальник современной медицины. Однако эта книга, которая может показаться плодом поиска знаний, – не то, чем кажется. Исследования показывают, что, скорее всего, это собрание философских учений третьего века нашей эры, в которых присутствуют лишь остатки древнеегипетской мудрости. Однако искатели продолжают свою работу. Они стремятся обрести единое утраченное хранилище человеческой мудрости. В «Корпус Герметикум» утверждается, что Гермес сокрыл его в храмах Египта. Многие люди пытаются найти его. [T.12.XXXIX]
…перу учёного принадлежит огромное количество сочинений по математике и медицине, астрономии и фармацевтике, но современники особенно ценили его за труды по алхимии. Их Джабир ибн Хайян написал больше сотни. И главный труд он назвал «Книгой семидесяти», ибо было в ней ровно семьдесят глав, посвящённых вопросам различным, от политики средневековой до теологии исламской, от наук естественных до любимицы сего мудреца – алхимии. Особенно важны были главы последние, где алхимик признанный описывал все тайные свойства минералов разных, да металлов известных. А металлов в ту пору было известно всего-то семь. Каждому из них, по мнению алхимии, соответствовало определённое небесное тело. Так золото соотносили с Солнцем, а серебро с Луною, железо – это Марс, олово – это Юпитер, свинец – это Сатурн, медь – это Венера, а вот самый странный из металлов – жидкая ртуть – это Меркурий. Такие пары составили ещё в египетской Александрии, где процветала знаменитая Александрийская философско-литературная школа, занимавшаяся ещё и точными науками. В недрах этой школы по сути и родилась классическая алхимия, которую и развивал на Востоке Джабир ибн Хайян. Три века до Рождения Христа и четыре столетия после этого события, сменившего привычное летоисчисление, Александрия была центром мировой мудрости. Покровителем града сего был египетский Тот с головой священного ибиса – бог мудрости и знаний, греческим аналогом которого был Гермес, обутый в сандалии с крыльями. Поэтому-то древнее учение алхимиков ещё вереницу веков называли герметизмом, а его представители считали, что именно бог Гермес, наречённый Трисмегистом, или Трижды величайшим, даровал людям главные алхимические трактаты античности. Среди них и знаменитая Изумрудная скрижаль, на которой, как уверены алхимики, впервые введено в мир понятие Единой вещи, или Философского камня – этакого эликсира великого, тинктуры красной или магистериума, способного силой своей божественной превращать в золото не только серебро – и без того металл благородный – из патрициев, но даже металлический плебс, вроде олова да свинца. Вещь эта – Отец всяческого совершенства во всей Вселенной: сила её остаётся цельной. Эта Вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утончённую вещь и проникнет собой всякую вещь твёрдую. Идея превращения одного металла в другой, прежде всего, конечно, в золото, в алхимии обозначается научным термином трансмутация. Первым её высказал Болос Демокритос, что трудился в Александрии в третьем веке до нашей эры. Его классический трактат носит название «Физика и мистика» и состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. А спустя целых пять веков там же, в Александрии другой алхимик Зосим Панополит впервые описал тетрасомату – четыре стадии приготовления искусственного золота из неблагородных ингредиентов. Стадии эти таковы: первая стадия – тетрасомия – создание исходного сплава чёрного цвета (цвета земли) из олова, свинца, меди и железа; вторая стадия – аргиропея – отбеливание исходного сплава и добавление в него мышьяка и ртути – получение свойств серебра; третья стадия – хризопея – добавление очищенной серы, серной воды и немного золота, как говорят алхимики, для закваски; и четвёртая стадия – иозис, или брожение – окрашивание сплава в золотистый цвет при помощи травления квасцами или окуриванием ими же. В итоге сплав действительно получался по цвету золотым, но только по цвету, и легко мог ввести в заблуждение тех, кто не дружил с наукой в те далёкие времена. На Востоке во времена Джабира ибн Хайяна, которого в Европе знали под именем Гебер, и родилось само слово алхимия, или аль-химия, которое арабы взяли и составили из определённого артикля и варианта двух греческих слов «химия / χυμεία» или «флюид», и «химос / χυμός» или «сок». [T.30.XI.2]
|
||||||
…египетский пантеон произвёл на греков настолько сильное впечатление, что они даже переняли себе несколько египетских богов. Одним из них стал Тот. Peter Gandy, Writer and Historian: «На самом деле у древних греков уже был бог, похожий на Тота: Гермес тоже считался покровителем науки. Древние греки верили, что письменность изобрёл не кто иной, как сам Гермес. А потом греки узнали о Тоте. Этот бог, помимо всего прочего, считался покровителем математики, а ведь именно знание геометрии позволило древним египтянам построить пирамиды. Поэтому в сознании древних греков образ египетского бога Тота слился с образом Гермеса». Греки провозгласили Тота и Гермеса одним и тем же божеством. Они даже написали собственную версию Книги Тота – Корпус Герметикум. Новая версия Книги Тота затмила старую. Новый греческий текст стали путать с первоначальным египетским. Со временем греческая культура поглотила египетскую, и оригинальный текст Книги Тота был забыт. John Hamill, Director of Communications of the United Grand Lodge of England: «Масонская ложа была создана в эпоху безнравственности: политика и религия были далеки от морали, всё можно было купить за деньги, и масоны пытались найти способ примирить людей друг с другом». Для этого масонам было нужно вдохновение, и они нашли его в древностях, возвращённых к жизни в эпоху Ренессанса. Peter Gandy, Writer and Historian: «Историческую связь между Древним Египтом и масонскими ложами проследить невозможно, но мы можем смело утверждать, что философия масонов, их представление о мире, а также их ритуалы восходят прямиком к древнеегипетской культуре». Первых масонов, как и людей эпохи Ренессанса в Книге Тота привлекал её оптимистичный взгляд на человечество. John Hamill, Director of Communications of the United Grand Lodge of England: «В представлении масонов Античный мир и Древний Египет являются примерами совершенной цивилизации, где большое значение придаётся науке и, особенно, математике. Математика является краеугольным камнем масонства – ведь это основа строительной науки, – а масоны называют себя «строителями». Париж. Конец восемнадцатого века Параллельно распространению масонства в Европе, во Франции зарождается новое течение. У его истоков стоит французский писатель и мыслитель Антуан Кур де Жебелен (фр. Antoine Court de Gébelin). Robert M. Place, Tarot expert and Historian: «Кур де Жебелен был знаменитым масоном и оккультистом. Между прочим, он принадлежал к той же масонской ложе, что и Вольтер. Кроме того Кур де Жебелен был другом французского короля». В жизни у Кура де Жебелена было два основных интереса – Древний Египет и карточные игры. В восемнадцатом веке карты были популярным развлечением: на них нередко изображали героев разных мифов, а также известных людей и памятные события. Одна из распространённых в восемнадцатом веке карточных игр называлась «Таро», эта игра напоминала современный бридж или рами. В середине восемнадцатого века Кур де Жебелен решил совместить два своих хобби. Как-то раз, просматривая колоду карт Таро, он пришёл к удивительному заключению. Robert M. Place, Tarot expert and Historian: «Рассматривая колоду, Кур де Жебелен вдруг подумал, что образы, изображённые на картах Таро, позаимствованы из Книги Гермеса. Постепенно он пришёл к выводу, что карты Таро являются иллюстрациями к самой важной книге в мире, а игра – это всего лишь прикрытие». Теория Кура де Жебелена отнюдь не столь безосновательна, как может показаться на первый взгляд. Ведь Кур де Жебелен знал, что Книга Тота могла быть написана только иероглифами, а иероглифы – это рисунки, как на картах Таро. Вполне очевидно, каким образом де Жебелен пришёл к выводу, что Книга Тота когда-то представляла собой набор рисунков, прямо как колода карт. Возможно, древняя Книга просто ждала своего проницательного читателя, каковым и был Кур де Жебелен. Robert M. Place, Tarot expert and Historian: «По мнению де Жебелена рисунки на картах Таро вместе составляли ту самую Книгу Тота, изначально написанную иероглифами» В 1733-м году де Жебелен поведал миру о своём открытии. В своей новой книге он разъяснял читателю, что Книга Тота, пять тысяч лет прибывавшая в забвении, на самом деле представляла собой колоду карт. Он даже утверждал, что слово «Таро» произошло из древнеегипетского языка. Robert M. Place, Tarot expert and Historian: «Кур де Жебелен утверждал, что слово «Таро» было позаимствовано из древнеегипетского языка, а, значит, карты Таро были египетским изобретением. По версии де Жебелена «Тар-Ра» в переводе с древнеегипетского означает «Дорога Правителя» или «Дорога Знания». Никто не пытался оспорить эту версию, поскольку в то время египетские иероглифы ещё не были расшифрованы. Кур де Жебелен был твёрдо убеждён, что ему удалось разгадать великую тайну и найти египетскую Книгу Тота. В числе заинтересовавшихся этой книгой был Жан-Батист Альетт (фр. Jean-Baptiste Alliette) – торговец и учитель, а также заядлый спиритуалист. Этого человека давно интересовали оккультные практики. Он решил присвоить идею Кура де Жебелена себе. Он выпустил новую колоду карт Таро и назвала её «Колода Эттейла». Robert M. Place, Tarot expert and Historian: «Эттейла (Etteilla) – так произносится фамилия Альетт (Alliette), если читать её с конца. Альетт считал её магическим приёмом». Альетт утверждал, что новая колода лучше передаёт дух Египта. Robert M. Place, Tarot expert and Historian: «Сравним Шута из «Колоды Эттейла» с Шутом из традиционной колоды Таро. На французского Шута нападает собака, потому что он чужак. На египетского Шута из «Колоды Эттейла» нападает леопард: Альетт решил выбрать более характерное для Египта животное, поэтому на карте с Шутом из «Колоды Эттейла» Шута кусает за ногу леопард». Альетт утверждал, что нарисованные им карты передают истинную Мудрость Тота. Также он заявлял, что его карты обладают магической способностью предсказывать будущее. В 1788-м году Альетт создал Общество толкования Книги Тота. В этом Обществе практиковалось гадание на картах Таро. Великобритания шестидесятых годов (двадцатого века). Здесь Книга Тота в изложении Кроули стала атрибутом культуры рок-н-ролла. Кроули даже был изображён на обложке одного из альбомов «Битлз». Спустя десять лет горячим поклонником «Книги Закона» стал Гэри Лэчман (Gary Lachman) – басист группы «Blondie», играющей в стиле нью-эйдж. Gary Lachman, Writer and musician: «Многие знаменитые люди, например, участники «Beatles» и «Rolling Stones» очень интересовались этой книгой. Они медитировали, гадали по Таро, верили, что у каждого человека есть некая аура – в общем, интересовались различными оккультными практиками». По мнению Лэчмана рокнрольная контркультура очень тесно связана с Книго Тота Gary Lachman, Writer and musician: «люди много говорили об «Эре Водолея» – грядущей эпохе освобождения сознания. В древнеегипетском мировоззрении было очень похожее понятие. Эра Водолея, пожалуй, была ключевой идеей в культуре шестидесятых». Однако эзотерики новой эры позаимствовали свои идеи сразу из нескольких версий Книги Тота. От Кроули они переняли культ наркотиков и свободной любви, из Книги Гермеса они позаимствовали свои представления об «эре духовности и чистоты сознания». Gary Lachman, Writer and musician: «Книга Тота гласит, что жизнь – явление намного более загадочное и странное, чем принято считать, и мы интуитивно соглашаемся с этой мыслью. Вот почему философия Тота так импонирует нам: нам нравится думать, что жизнь намного сложнее, чем утверждают официальные источники, будь то наука или церковь». В наше время уже невозможно узнать, что на самом деле было написано в Книге Тота: существуют целых четыре версии этой книги, каждая со своей магической трактовкой. Это древнегреческая Книга Гермеса, переведённая на латынь в эпоху Возрождения; составленная Альеттом в восемнадцатом веке колода карт Таро, которая, якобы, точно передаёт смысл египетских иероглифов; колода карт, составленная Кроули, а также его книга, воспевающая сексуальную свободу и, якобы, надиктованная самим Тотом; и популярная в шестидесятые годы версия, совмещающая в себе все три предыдущие трактовки. …в найденных за последнее время древних папирусах египтологи обнаружили множество прямых отсылок к Книге Тота. В этих текстах можно прочесть и о магии. Но древнеегипетское представление о магии не совпадает с нашим. Prof. dr. Maarten J. Raven, Leiden University, National Museum of Antiquities, Holland: «Египтяне считали чудом то, что Луна и Солнце не падают на землю. Они считали чудом такие явления, как смена дня и ночи». Выходит, что Книга Тота не предсказывает будущее, а всего лишь объясняет настоящее – это средство постижения мира. Dr. Glenn Godenho, University of Liverpool: «Люди объясняют магией всё, что они не в силах увидеть, поэтому в представлении древних египтян и смена времён года, и «день и ночь», и, даже, болезни были магическим явлением. Египтяне считали волшебным любое явление, которое они были не в состоянии объяснить». Prof. dr. Maarten J. Raven: «Древние люди хотели понять, почему мир именно таков, каков он есть. Они пытались постичь свою смертность, и искали ответы на свои вопросы везде, где только можно. Вот почему они придавали такое значение колдовству». …постепенно нам становится ясно, что на самом деле было в этой Книге, и чего там не было. В текстах можно найти утверждение о родстве между Человеком и Богом, характерные, так же, для эпохи Возрождения. В них присутствует описание ритуалов, схожих с масонской церемонией перерождения. Это свидетельствует о том, что Книга Гермеса действительно сохранила часть изначального египетского текста. Но ни в одном из папирусов не было найдено ни описание карт Таро, ни изображений, схожих с образами из карточной колоды. Также в этих текстах нет ничего, что могло бы роднить их с сексуальной философией Алистера Кроули. Эти тексты далеки от современной эзотерики. Всё это – всего лишь вымысел. Однако египетские папирусы поднимают ещё более важный вопрос: современные учёные пока не выяснили существовала ли Книга Тота как физический объект. Dr. Glenn Godenho: «…вполне возможно, что «Книга Тота» – это всего лишь название, объединяющее весь Корпус древнеегипетской религиозной литературы, а самой Книги никогда не существовало». Prof. dr. Maarten J. Raven: «Мы можем говорить о мистических текстах, написанных в разные исторические периоды. В каждый из этих периодов находились люди, верившие в существование Книги Тота. Но если мы совместим все трактовки, они окажутся слишком разными для того, чтобы мы могли составить их в единое целое. Книги Тота никогда не существовало». …по результатам опроса, проведённого компанией BBC в 2002-м году, Алистер Кроули находится на семьдесят третьем месте в списке самых известных британцев. Новое поколение создаёт свои легенды о Древнем Египте. О Древнем Египте снимают фильмы, его изображают в компьютерных играх. И пусть Книги Тота никогда не существовало, новое поколение всё равно будет верить в неё. Спустя пять тысяч лет с момента своего возникновения легенда о Книге Тота не утратила своей значимости. Peter Gandy, Writer and Historian: «По сей день существуют тайные общества, поклоняющиеся Тоту. В глазах многих людей это божество является проводником в мир магического знания – тем, кто раскрывает тайны человеческого сознания». Prof. dr. Maarten J. Raven: «…кажется Тоту в любом столетии будет что сказать Человечеству: этот бог стал покровителем тех, кто считает, что не всё в этом мире возможно объяснить наукой». [T.13.CXII.4] ** |
||||||
** Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…это тайное знание приносит Тот – бог мудрости – второй персонаж, который владеет «Тайным именем Бога». Тот – великий владыка города Хемену – «Города Восьми», который греки назвали Гермополем, отождествив Тота с Гермесом. И точно так же, как древнеегипетские тексты называют Тота «Трижды Ур», то есть «трижды величайший», так же Трижды Величайший назовут по египетскому образцу и Гермеса. Именно Тот для древнеегипетского пантеона богов является «Владыкой ритуала», «Владыкой магии», божеством, как и все высшие боги Египта, абсолютно амбивалентным, то есть, в той или иной ситуации он может быть как покровительствующим для человека, точно так же и опасным. В начале двухтысячных годов в собрании Египетского музея в Берлине были открыты папирусы, которые изначально там хранились, но были очень ветхими – их старались не трогать, не разворачивать. С сенсационными выступлениями стал выступать один из крупнейших лингвистов германских Карл-Теодор Цаурих, говоря о том, что найдена догерметическая Книга Тота – та Книга Тота, которая была написана в самом Египте в первом тысячелетии до новой эры. Предмет разговора в этой книге – это «Рех» – это «Знание». Великое Божественное священное знание, которое пытается получить человек, которого египетский текст называет «Мер Рех» – «Любящий знание». Любящий Знание – это такой очень «земной» человек, который неистово преследует божество, который хочет это знание обрести, который абсолютно к этому не готов. И текст Книги Тота даёт совершенно потрясающий образ о том, что тайные знания – это покои, которые наполнены раскалённым углём: «обожжёт там пальцы свои тот, кто не испытывал жары до этого» – говорит божество человеку, который готовится к постижению божественных сущностей. Наконец, этот Мер Рех, этот «ученик», он узнаёт, что есть Тайная Книга, написанная рукой Бога, в которой содержатся Великие Истины. Он просит Бога даровать ему эту книгу, на что тот даёт совершенно блистательный ответ: «Смотри! Вот море – это свиток папируса, края его – заросли тростника. Плыви же в него, малыш, но не совершай этого до тех пор, пока Господин книги этой не позволит тебе плавать в нём». Проникновение в тайное и постижение тайного в Египте – это всегда долгий путь, который начинает человек по отношению к Божеству. В биографиях великих египетских мудрецов, которых сами древние египтяне на протяжении тысячелетий считали родоначальниками и столпами традиции – Имхотеп, Птаххотеп, Джедефхор, Аменхотеп сын Хапу – это великие мудрецы, первый из которых – Имхотеп – был архитектором первой египетской пирамиды – ступенчатой пирамиды Нечерихета Джосера, это двадцать седьмой век до новой эры. Так вот, в биографиях этих великих мудрецов, которые достаточно хорошо сохранились до нашего времени, рассказывается о том, что человеческое сознание, оно ограниченное, оно утлое, оно не может в себя вместить тайны этого мира. И когда человек проходит более половины пути по направлению к Богу, то Бог начинает двигаться к нему. Истинное знание, в тех редких случаях, когда истинное знание можно получить в этом физическом теле, оно происходит не из книги, не из передачи даже учителем ученику, – оно происходит в Древнем Египте исключительно от Божественного откровения. И тот или иной мудрец, описывая какой-то самый священный момент получения своего магического – оно не просто магическое, оно, вообще, вселенское божественное знание – он говорит о том, что он видел при жизни «Ах» – это действенный дух бога Тота. И, вот уже встретив, получив некий непосредственный мистический образ и контакт с этим божеством, человек становится тем, кто несёт вот это знание дальше». [P.125.3] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…покровителем Имхотепа, как человека, обожествлённого мудреца, который здесь ведёт ритуал, является Тот – бог с головой ибиса, либо с головой павиана. Бог Мудрости – Язык богов – как его называют ещё Тексты пирамид – древнейшие египетские религиозные тексты, датируемые (их записанная версия) как минимум двадцать пятым веком до новой эры. Протянутая ладонь – это жест высказывания, в другой руке он держит сжатый список папируса. Именно бог Тот, как один из посредников между Миром богов и Миром людей, является в Египте фараонов покровителем тех праздников, внутри которых была заложена вот эта божественная идея повержения хаоса и восстановления великого миропорядка». [P.125.12] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…который в некрополе ищет Книгу, написанную «Рукой Бога». Нет мудреца, нет царя, нет этического эталона: где найти вот этот источник знания? Уже для того, чтобы его найти, нужна Рука самого бога, потому что недоверие ко всем этим скомпрометировавшим себя прослойкам общества, и, прежде всего, к религиозному жреческому сообществу, которое постоянно играло с Птолемеями в свои финансовые игры, оно было колоссальным. На фоне этих перипетий появляется так называемая догерметическая «Книга бога Тота», которая рассказывает о том, как человек, которого текст называет «мер-реху» – «возлюбивший знания», беседует с богом. Он добился «аудиенции». И он задаёт богу Тоту вопросы о жизни, о смерти, о бессмертии души, потому что «бессмертие души», оно, всё равно, даже в эту сложную эпоху для Египта становитсяглавным. И он в какой-то момент узнаёт от Тота, что есть книга, написанная «рукой бога», и просит её получить – почитать. И Тот даёт ему блестящий совершенно ответ: «Вот, смотри, дитя моё! Этот свиток словно море: края его – берега, поросшие тростником. Плыви в море этом, если благословлён ты». Священное сакральное храмовое знание, оно запретное, оно требует подготовки, оно потребует инициации. Оно требует в Египте ведения действенного духа бога Тота. В какой-то момент посвящаемый, вот этот Мер реху узнаёт, что есть покои, где хранятся священные реликвии – великие тайны богов. И, конечно же, он бежит к богу Тоту (он в тексте очень такой человечный, очень понятный, очень банальный) «хочу-хочу-хочу-хочу». На что Тот даёт ему совершенно блестящий ответ: «Вот, смотри! Покои эти подобны печи раскалённой – сожжёт там руки свои тот, кто не касался такого прежде». На русском, к сожалению «Книга Тота» не издана. Она не так давно – в 2003-м году только в Германии вышла, полный перевод, который сделал Карл-Теодор Цауцих (Karl-Theodor Zauzich) и Ричард Ясноф (Richard Jasnow). …поразительные тексты, и именно на этих текстах уже в поздние античные времена появляется «Герметикум» (Corpus Hermeticum) – сборник мистических, мистериальных текстов, связанных с культом Гермеса, который вобрал в себя вот эту колоссальную традицию культуры Древнего Востока. Догерметическая книга, она интереснее, она чище, она более египетская, и там меньше загадочной игры со смыслами, а больше про человека. И вот про этого простого человека, который Мер рех – который «возлюбил знание» и хочет найти Книгу, написанную Рукой бога. Дальше вокруг персоны Гермеса и Тота, как великих посредников между Миром земным и Миром Небесным появляются совершенно невероятные образы. Германубис (из Ватикана 56 kB), то есть, это Гермес, который держит в своей руке классический элемент своей иконографии – посох-кадуцей, но, тем не менее, голова Анубиса, потому что всё это – особенно важные для общества того времени боги-посредники. Анубис так же является проводником для души усопшего в Мире ином. Поэтому интерес к богам-посредникам куда более велик, чем, например, к Предвечным божествам или каким-то ещё другим божествам, которые были важны в предыдущих формах культа. Все эти религиозные формы были мистериальные, то есть, они предполагали, что человек в храме участвует в мистериях. Так было и в древности, но теперь они стали особенно таинственными, и человек должен получить священные знания или некую инициацию непосредственно от божества: не от жреца, не от царя, не от всех тех, о ком уже забывают, как о частях священного пространства – непосредственно от Мира богов». [P.125.74]
|
||||||
Что такое бабуины? Бушмены называют их «сидящие на своих пятках». Это олицетворение рациональности, устойчивости. Это животные как бы без интуиции, инстинкта. Это интеллектуалы, великие критики. Они любят смеяться над другими животными и не любят, когда смеются над ними. Они до такой степени развили свой разум, что эмоции их находятся в зачаточном состоянии, как у всех критиков. Они очень заняты собой и мало обращают внимания на чувства других, как все интеллектуалы. Они очень обидчивы. Лоренс ван дер Пост [A.450]
|
||||||
1 - 2 |
||||||