ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

РАМЗЕС ВТОРОЙ (3)

   

I contemplātor, ōris m [contemplor] 1) меткий стрелок Amm; 2) созерцатель, наблюдатель (caeli С; mundi Sen; astrorum Ap). [B.32]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…знаменитый памятник Египетского музея в Каире – это Младенец-Рамзес (60 kB) – это Рамзес Второй под защитой бога Хорона – сиро-финикийского бога войны, который ассоциировался с египетским Хором – Соколом-покровителем царской власти. На самом деле статуя эта – ребус, потому что сам младенец, который держит палец у рта – это скульптурное изображение иероглифа «Мес» – «Младенец», у него в руках «Тростник» – «Су», на нём Солнечный диск «Ра» – «Ра-Мес-Су» – это исконная форма имени «Рамзес» – это такое «Окаменевшее Имя» царское, которое находится под защитой Бога-Сокола». [P.125.5]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и фрагменты его волос, которые были окрашены хной в рыжий цвет, поскольку у Рамзеса Великого среди предков были не только египтяне, но и гиксосы – кочевники с Аравийского полуострова. У него были рыжие волосы, что, в общем, не очень было частью египетской культуры, которые считали рыжеволосых «людьми Сетха», людьми опасными. Исконный цвет волос египтян сине-чёрный, канонический вот такой цвет «правильного египтянина» или «правильной египтянки». [P.125.16]

 

 
     
 

…но мумии фараона не было суждено навечно остаться в гробнице. Обнаруженная археологами в прошлом (девятнадцатом) веке, она была перевезена в Каир. Однако и здесь путешествие Рамзеса не закончилось. В 1970-м египетские исследователи обнаружили, что в комнате мумий в Каирском музее фараон умирает второй раз: влажный воздух музея позволял бактериям и грибкам разрушать мумию почти целое столетие.

Мумия Рамзеса Великого была отправлена в Париж на обследование и восстановление. Когда Рамзес прибыл во французский аэропорт, ему была устроена торжественная встреча, как и полагается главе государства. Затем мумия была исследована в Музее Человека (фр. Musée de l'Homme) в Париже. Рентген черепа показал, что зубы сильно изношены, и многие разрушены. Отверстие в челюсти и абсцесс вокруг зубов могли послужить достаточной причиной смерти от инфекции: ситуация, с которое египетские врачи не могли бороться. Хотя неопровержимых доказательств, что именно это послужило причиной смерти Рамзеса нет, есть основания полагать, что последние дни своей жизни он провёл в агонии. [T.12.LXXXII.2]

 

 
     
 

…царские останки и их погребальная утварь были перенесены в музей Булака в пригороде Каира для изучения. Не смотря на надписи на деревянном саркофаге, в которых фигурирует имя Рамзеса Второго, египетский хедив Мухаммед Тевфика Паша (Tevfik Paşa) пожелал, чтобы ему представили доказательство подлинности лежащей в нём мумии. Поэтому он отдал приказ распеленать мумию фараона.

Церемония под руководством Гастона Масперо (фр. Gaston Camille Charles Maspero) состоялась 1-го июня 1886-го года в девять часов утра в присутствии высоких должностных лиц королевства. Волнение достигло предела, когда впервые показалось лицо знаменитого фараона. Потребовалось всего несколько минут, чтобы снять вторичные похоронные покровы из грубой ткани, удерживаемые широкими красноватыми лентами из льна. Затем пришла очередь более деликатной операции. Немногие первоначальные сохранившиеся бинты были сделаны из тончайшего льна, сравнимого с кисеёй.

В момент, когда Масперо был готов открыть имя фараона, обычно написанное на уровне груди, произошёл неприятный инцидент (уронили мумию из-за тесноты).

Вскоре Масперо нашёл картуш, на котором можно было прочитать имя «Усер-маат-Ра Сетеп-ен-Ра» – иначе говоря, Рамзес Второй. Это положило конец всем сомнениям египетского хедива. Мумия, найденная в саркофаге, помеченном именем Рамзеса Второго, и была мумией знаменитого фараона. Кроме того, расшифровка надписей на саркофаге позволила понять, когда и по каким причинам мумия оказалась в тайнике далеко от первоначальной гробницы.

…потребовалось всего три ночи, чтобы в строжайшем секрете перенести мумии и их погребальные принадлежности. Так около трёх тысяч лет назад мумия Рамзеса Второго оказалась в тайнике Дейр эль-Бахри.

Надписи на саркофаге Рамзеса Второго, расшифрованные Масперо, оказались настоящими протоколами.

Dr. Christian Leblanc, Director of the French Archaeological Mission in Western Thebes: «Первый из этих «протоколов» написан на крышке саркофага и сообщает о переносе мумии фараона из его гробницы в гробницу его отца Сети Первого. Второй «протокол» написан там же, и сообщает о переносе из гробницы Сети Первого в пресловутый тайник Дейр эль-Бахри, который был ничем иным, как ранее разграбленной гробницей, принадлежавшей некой принцессе Инхоте. И третий «протокол» будет написан на верху крышки над головой Рамзеса Второго. Этот последний документ – это «протокол» помещения Рамзеса Второго в тайник Дейр эль-Бахри».

к началу двадцатого века останки фараона превратились в аттракцион мировой известности. Перенесённый из Булакского музея в музей Гизы, возле знаменитых пирамид, мумия Рамзеса Второго с 1902-го года выставляется в совсем новом Каирском Музее древностей.

…здесь она подвергается воздействию углекислого газа, выдыхаемого посетителями, и сильной влажности, вызванной разливами Нила. Эти атмосферные условия оказывают неблагоприятное влияние. В 1907-м году происходит один из самых удивительных эпизодов в посмертных злоключениях Рамзеса Второго. Это событие описал французский писатель-путешественник Пьер Лоти (фр. Pierre Loti, псевдон. Julien Viaud), который в том году был в Каире. Если рука Рамзеса Второго, некогда столь сильная, не устояла перед климатом и законами механики тел, то вся мумия была поражена ещё более опустошительным недугом – её пожирали паразиты.

По просьбе Пьера Лоти мумию дезинфицировали, обработав парами ртути.

Valéry René Marie Georges Giscard d’Éstaing (Валери Жискар д’Эстен, президент Франции): «…он (Президен Египта Анвар Садат) сказал: «Об этом не может быть и речи». Но поскольку я был убеждён, что нужно попытаться это сделать, я вернулся к этому вопросу. Несколько дней спустя мы отправились на Суэцкий канал, и во время остановки в Порт-Саиде мне пришла идея: мы отнесёмся к мумии Рамзеса Второго как телу монарха».

26-го сентября 1976-го года Рамзес Второй на борту французского военного самолёта «Трансал» (Transall) приземлился в аэропорту Ле-Бурже, где был встречен с соответствующими его рангу почестями – небывалый случай в истории «Протокола».

Dr. André Macke, spécialiste en radiodiagnostic: «…для своего времени это был довольно высокий человек, поскольку даже его мумия имеет длину – метр семьдесят два сантиметра. Принимая во внимание небольшую усадку, можно считать, что его рост – один метр семьдесят пять сантиметров. Это ярко выраженный средиземноморский тип: несомненно с белой или смуглой кожей, судя по среде, в которой он жил, и с белыми волосами. То есть старик с седыми волосами.

у него были патологии человека преклонного возраста, самый классический набор, который можно найти у всех даже сегодня. У него был атеросклероз. Затем у него было то, что можно назвать патологией – поражением в области плеча – что нормально в этом возрасте. Затем говорили о заболевании позвоночника: и здесь классический случай для очень пожилого человека – можно говорить об анкилозирующем спондилоартрозе, то есть об окостенении связующих элементов, что делает позвоночник негнущимся. Затем речь шла о патологии зубов: у него, как говорят, был «ужасный рот», что вполне нормально в девяносто лет в Древнем Египте. Умер он от инфекции или от сепсиса? – Почему бы нет. Но это невозможно доказать. Я думаю, что он умер от старости. Я думаю, это достаточный аргумент при всём том, что приходится выносить старому человеку в обычной жизни».

…главной целью прибытия Рамзеса Второго в Париж было избавление от источников разрушения. Учёные идентифицировали шесть десятков видов грибков.

Valéry René Marie Georges Giscard d’Éstaing (Валери Жискар д’Эстен, президент Франции): «…на счёт Вечности трудно сказать: вы знаете, китайцы говорят, что её не существует. Поэтому не будем говорить о Вечности, будем говорить об очень большой продолжительности. Он пережил несколько цивилизаций и уже победил Время. И то, что было сделано для Рамзеса Второго, позволит ему жить пока существует наша Наука, то есть пока живо наше Общество». [T.10.CCCIII]

 

spondylus, ī m (греч.) 1) круглый позвонок (шейный или спинной) РМ, Veg; 2) мясистая часть устриц и других моллюсков Col, PM; 3) спондил (род моллюска с шиповатой раковиной) Sen etc. [B.32]

 

spondeo, spopondī, spōnsum, ēre 1) торжественно обязаться, клятвенно обещать (s. alicui pecunias, agros C; fidem O); 2) выступать поручителем, ручаться, гарантировать…

 

sponda, ae f 1) подножие (s. pedesque O; s. grabāti Pt); 2) ложе, постель, диван V, H, О, М, Su; 3) смертный одр или погребальные носилки (in orcinianā spondā ferri M). [B.32]

 

…это сокровища менее известного фараона Псусеннеса. Его золото хранит в себе тайну – тайно того, как оно к нему попало. Во времена фараона Тутанхамона его государство было богато, а Псусеннес правил в период экономического спада. Так откуда же у него золото?

…руины Таниса – город, в котором правил Псусеннес.

В 1981-м году Танис захватил воображение кинозрителей – это было то место, где Индиана Джонс сражался с нацистами в фильме «Индиана Джонс: в поисках утраченного Ковчега». Танис был открыт не немцами, а французскими археологами, которые с 1860-го года проводили здесь раскопки.

Доктор Филипп Бриссо уже тридцать лет возглавляет группу французских археологов.

Dr. Philippe Brissaud, Directeur de la Mission Française des Fouilles de Tanis jusqu'en: «Раскопки Монте (Pierre Montet) на севере открыли большое здание, которое показалось ему неповреждённым. Он понял, что сделал удивительное открытие: нашёл нетронутую гробницу фараона в Танисе».

Эти золотые вещи теперь выставлены в Каирском музее.

Dr. Philippe Brissaud: «…здесь стоял большой саркофаг, он занимал большую часть комнаты. Крышка большого саркофага была использована второй раз».

Имя Псусеннеса было написано на саркофаге, но на месте ранее сбитой другой надписи. Анализ показал, что в этом саркофаге раньше покоились останки другого фараона – Мернептаха – сына Рамзеса Великого. Имя Мернептаха читается на золотых предметах, лежащих в гробнице Псусеннеса. Это говорит о том, что его сокровища были изъяты из гробниц более богатых фараонов, живших ранее. [T.10.CCCLXXXI.4]

 

 
     
 

…и высвобождение колонн Большого зала Рамзеса. Но даже его затмил монумент, построенный фараоном в честь богов и самого себя.

Из многих, оставшихся после него строений, именно он олицетворяет уникальное достоинство Рамзеса Великого. Оно находится на юге Египта в Абу-Симбеле.

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «…храм в скале Абу-Симбел. Вот почему Рамзеса назвали Великим. На фасаде высеченного в скале храма доминируют четыре колоссальные статуи Рамзеса более чем двадцати метровой высоты – крупнейшие изваяния, сделанные каким-либо фараоном».

В вестибюле находится ещё восемь статуй Рамзеса высотой десять метров. На каждой он изображён в традиционной для фараона роли – получеловека-полубога.

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo, Theban Mapping Project: «Египетский фараон выполнял необычную роль: он был посредником между Человеком и Богом, вследствие чего ко времени девятнадцатой династии его считали и Человеком, и Богом – его считали живым Гором – богом, которого наиболее тесно связывали с египетским царством».

статуса полубога Рамзесу недостаточно.

Dr. Peter J. Brand: «…он хотел сделать шаг дальше. В этой камере царь изображён поклоняющимся разным божествам – вполне нормально. Но в одной сцене мы видим очень необычного бога: он сидит на троне, и если посмотреть на его головной убор, мы увидим солнечный диск, что типично для Бога Солнца, а его уши обвивают бараньи рога, что типично для бога Амона из Фив. И, конечно, он держит характерные для бога скипетры. Иероглиф над изображением проясняет, КТО это – этот бог – сам Рамзес. Здесь написано «Рамзес – Великий бог». И если его титул «Великий бог», значит, мы имеем дело с полноценной божественностью: царь – как живое воплощение бога – для Рамзеса это характерно».

У его подданных не должно было возникать сомнений, что означают эти гигантские статуи у входа – они олицетворяют Рамзеса – полноправного бога, чего нынешние посетители часто не понимают.

Dr. Peter J. Brand: «Люди часто думают, что эти статуи охраняют вход, но, на самом деле, это гигантские культовые фигуры, которым поклонялись. Они олицетворяют божественную сторону царя, у каждой из них своё имя: Рамзес – любимец Бога Амона, или Рамзес – Бог Солнца. Они были частью культа царя».

Но почему Рамзес себя обожествил? – Ответ может лежать в практической плоскости. Причина не в эгоцентризме, а в величине его царства – слишком большого для одного человека.

Prof. Kent Weeks: «Он не мог вникать во все детали, как прежние фараоны: было очень много дел и очень много сложностей. Он не перерезал ленточки на церемонии открытия каждого храма: на высшем уровне он был главным посредником между людьми и всеми древнеегипетскими богами. Он принёс Египту процветание, и хотел, чтобы это процветание длилось вечно».

…в Абу-Симбеле бог-царь продемонстрировал свою человеческую сущность в другом храме, построенном для второго по значению человека в стране – женщины – его жены, умершей задолго до него, Нефертари. Её имя означает «Самая красивая из всех». У неё было много титулов: от «Царицы всех земель» до «Великой супруги царя».

Prof. James K. Hoffmeier, Trinity International University: «Нефертари носила титул «Великой жены». Было общепризнанным, что эта женщина станет матерью следующего царя Египта, что было основной её функцией в Новом египетском царстве».

Самое необычное здесь то, что храм посвящён человеку – Нефертари. Она делила его с божеством – богиней Хатхор. Рисунки внутри подтверждают высокое положение Нефертари в Египте Рамзеса.

Dr. Peter J. Brand: «…нужно помнить, что на трон взошёл лишь тринадцатый сын Рамзеса. И кто знает, сколько сыновей, внуков и, даже, правнуков умерло раньше старшего в роду – Рамзеса Второго».

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Смерть Рамзеса должна была стать катастрофой для Древнего Египта, потому что для трёх, даже для четырёх поколений он был единственным царём, которого они знали. Так что его смерть должна была вызвать огромный шок по всей стране».

Prof. Kent Weeks: «…он был их идолом человеком, достойным подражания».

Prof. James K. Hoffmeier: «Думаю, совершенно правильно называть его «Рамзесом Великим». Что требуется от политика – безопасность страны и экономическая стабильность». [T.23.X.1]

 

 
     
 

Dr. Joann Fletcher, University of York: «…гробница находится в Долине цариц. Росписи на стенах и колоннах настолько хрупкие, что доступ туда ограничен. Великолепные изысканные росписи, покрывающие пятьсот двадцать квадратных метров, иллюстрируют путешествие царицы в Загробный мир. Сцены сменяют одна другую бесконечно: ничто здесь не случайно, ни одна деталь не включена сюда просто для красоты. Это, своего рода, механизм, призванный обеспечить безопасный путь души Нефертари в Загробное царство.

Её изображению уделено особое внимание: глаза и брови подведены чёрным, на щеках и губах нежный красный оттенок. Роскошный наряд и драгоценные украшения – вот она Нефертари – «Самая прекрасная». Её имя можно перевести как «Удивительная красота», и облик царицы вполне соответствует этому имени.

Она действительно была красавицей, но на одном фрагменте росписи Нефертари изображена рядом с Тотом – богом мудрости и знаний. И это не случайно. Здесь, в сцене суда, она сама выбирает бога, который должен взвесить её сердце, согласно Книге мёртвых. Описание ритуала приводится рядом, но важнее то, как он проиллюстрирован. Царица стоит перед Тотом – богом с головой ибиса – создателем письменности. Именно на письменность сделан акцент: между Нефертари и Тотом нарисована палетка писца. Царица как бы представляется Тоту, говоря: «Я книжный человек» «Книжный» – это весьма показательное явление: значит Нефертари была не только красива, но и очень умна. Как супруга фараона она, конечно, располагала писцами, составлявшими послания от её имени, но способность читать и писать иероглифы в те времена считалась высшим проявлением учёности, поэтому Нефертари сочла необходимым сообщить о своих умениях потомкам.

Нефертари, в конце концов, упокоилась так же, как и жила – среди всего этого великолепия в одной из самых впечатляющих гробниц Египта. Наверное, если перевести дух, прийти в себя и начать рассматривать эти росписи скорее рационально, чем эмоционально, зритель удивится больше всего, когда внезапно осознает, что мужа Нефертари – Великого Рамзеса – здесь нет. В Египте он повсюду – в каждом храме, на каждом шагу – а здесь, в усыпальнице жены нет ни единого изображения фараона…» [T.10.DLV]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…когда Рамзес Великий всходит на престол, то ещё живы воспоминания об эпохе Амарны – об эпохе религиозного переворота царя Эхнатона и его супруги Нефертити. И что сам Рамзес Великий, что его могущественнейший отец Сети Первый, они пытались преодолеть кризис традиционной египетской культуры, и в итоге ещё совсем молодому Рамзесу ещё до воцарения Сети, который был человеком очень мудрым, выбирает двух жён. Одна из них – Нефертатри – была связана родовыми корнями с недавно отгремевшим революционным «домом Амарны», вторая – Иситнофрет – была связана с военной знатью. То есть, таким образом, вот этими двумя браками очень мудрый царь пытался под своим сыном объединить государство, видя, что оно движется к своему кризису.

…царя Эйе, который, судя по всему, был отцом Нефертити. Дальше достаточно много было гипотез высказано и, судя по всему, Нефертари имела отношение к «дому Нефертити». Помимо Нефертити у Эйе был ещё старший сын Нахтмин, который не стал фараоном, но, видимо, его дочерью была Нефертари, которая, таким образом, связывала своего мужа Рамзеса Второго и упавший дом предыдущей царской династии, которая была ещё влиятельна среди придворных». [P.125.21]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…более того, гиксосы, как успешные воины, как люди прошедшие колоссальный боевой опыт, уже позже, когда Египет будет освобождён, они останутся в составе египетского войска. Из гиксосской среды произойдёт много ярких интересных военных родов, в том числе корнями в гиксосскую среду, например, уходил тот род, в котором в тринадцатом веке до новой эры родится великий фараон Рамзес Второй». [P.125.31]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…у Хоремхеба не было наследника. И здесь случился новый кризис. (Египет) нуждался в «правильном» фараоне. В правильном с точки зрения нормальной стабильной преемственности власти. В фараоне, который имел бы наследника. Фараон, который бы соответствовал традиционной парадигме царской власти таковой, как её мыслил Древний Египет. И такого фараона нашли.

Парамессу был везиром Хоремхеба, но до этого у него была очень не простая военная карьера: и побыл он «Офицером пехоты и кавалерии, Начальником крепостей всех, Возничим царя, Посланником царя в чужеземные страны, Царским писцом, Командующим Дивизией, Военачальником Владыки Обеих Земель и Представителем Его Величества в Верхнем Египте, Представителем Его Величества в Нижнем Египте, Судьёй, Устами города священного Иеракомполя, жрецом богини Маат, Князем, наследственным знатностью, Великим везиром, Уполномоченным Великого Дома» – это официальная титулатура Парамессу, которая была записана на одной из этих статуй.

Он был на самом деле в эпоху правления Хоремхеба уже очень пожилым человеком. Но у него было одно колоссальное преимущество – у него был взрослый сын Сети, и, где-то на восьмом году правления Хоремхеба у его сына Сети рождается один из наследников – сын Рамзес. То есть, в этой семье было уже три поколения мужчин, которые обеспечивали легитимность и преемственность власти на фоне колоссальной эпохи смуты и переворотов, которую мы называем сегодня Амарной.

Он не мечтал стать царём. Он даже сделал для себя прекрасный саркофаг, который показывал всю его страсть к благочестию, военную карьеру. Саркофаг прекрасный, выполненный из чёрного гранита.

И в какой-то момент после смерти Хоремхеба, который не оставил наследников, Карнак провозглашает этого старика фараоном. И он становится фараоном Рамзесом Первым. Артикль «Па», который стоит в исконном «Парамессу», он давал этому имени некий оттенок провинциальности, и от него избавились для того, чтобы появилось имя, достойное великого владыки». [P.125.35]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…если мы посмотрим возраст царицы и возраст давно умершего царя Эйе, то она ни в коем случае не может быть его дочерью. Однако у Эйе был сын – великий военачальник Нахтмин, которого прославляют великолепные скульптурные изображения, найденные в его городе – в Ахмиме – городе, откуда происходил Эйе. «Царский сын от плоти его», который не стал, в свою очередь, фараоном и уступил престол военачальнику Хоремхебу. И его красавица-жена Иниуйя.

…специальные посвятительные надписи «любимому предку» от имени царицы Меритамон – дочери Нефертари – были сделаны на стенах скального храма Саламуни – это скальный храм Эйе в районе города Ахмим. Нефертари, судя по всему, была его внучкой – дочерью Нахмима и Иниуйи.

Это всё уходило корнями в семью религиозных реформаторов – Эхнатона и Нефертити. И, с одной стороны, об этом не говорили, с другой стороны, та часть знати, которая была всё ещё послушна идеям недавно совсем отгремевшей религиозной реформы, она, таким образом, замирялась у престола Его величества Рамзеса.

…гробница Рамзеса Великого в Долине царей («Та сет аат» – «Великое место»), была грандиозна – 820 квадратных метров площади. Начата она была на первом году правления Рамзеса и завершена не была: насколько огромен был проект. Она была расположена в неудобном месте в вади, в наклоне Долины царей, и как только там случались ливневые дожди, вся эта ливневая масса, набирая обороты с гравием, щебнем, песком, известняком, наполняла собой гробницу Рамзеса как минимум семь раз.

Мумия Рамзеса была спасена. В десятом веке до новой эры по решению оракула Карнака были вскрыты все не разорённые к тому времени царские гробницы. Тела были ограблены, перепелёнуты, с них были изъяты украшения, и все они были распределены на несколько тайников». [P.125.36]

 

 
     
 

Dr. Catharine H. Roehrig, Metropolitan Museum of Arts, New York: «Рамзес побывал везде: он хотел оставить свой след в каждом важном месте, как и всякий царь. Рамзес был из поздней плеяды фараонов, его творения были намного больше и поэтому сохранились лучше, чем сооружения ранних фараонов».

Dr. Barbara G. Mertz, Egyptologist: «Он считался и считается одним из самых известных египетских фараонов, потому что у него было гораздо больше времени рассказать о себе всем и каждому. Он оставил множество статуй и барельефов: их больше, они крупнее и лучше».

Dr. Rita E. Freed, Art Museum of Fine Arts, Boston: «Мы можем лишь предполагать, какими они были в древности, когда они были только что построены, и их состояние было идеальным. Они вселяли одновременно благоговение и страх: этому царю нельзя было не подчиниться – он вселял ужас размерами и величием своих статуй. Египетские искусство и литература большей своей частью являются пропагандой: мы видим однобокий взгляд на события – и это точка зрения самого Рамзеса. Мы знаем его как величайшего египетского строителя, семьянина, великого воина, героя – своего рода суперзвезду для своего народа».

Prof. Kenneth A. Kitchen, University of Liverpool: «Он должен был укрепить своё положение в Египте: фараон был «центром всего», и он должен был показать это каждому. Это была новая династия, у него не было богатой родословной: он должен был показать, что он столь же могуществен, как и любой из предыдущих царей Египта».

Dr. Rita E. Freed: «В египетском искусстве размер был прямо пропорционален важности, поэтому вполне логично, что Рамзес старался показать себя крупнее предшественников. И он делал это повсюду».

До сих пор по всему Египту можно обнаружить бесчисленное число статуй Рамзеса. Они были неотъемлемой частью повседневной жизни: в древности они олицетворяли фараона, которого видели очень немногие, но которому поклонялись все.

Prof. Edward F. Wente, University of Chicago: «Он был воплощением единства общества и своих подданных – этого не отнять. Неправильно считать фараона тираном, угнетающим свой народ – он в значительной степени представлял устремления своего народа, он был воплощением того варианта общества, будучи при этом, в каком-то смысле, божественной сущностью. Он представлял своих подданных перед богами».

Prof. Kenneth A. Kitchen: «Имя Рамзеса упоминается в Библии дважды. Во времена патриархов название тех земель было одним, но к моменту написания «Книги Бытия» они назывались «Землёй Рамзеса». Так нарекли территорию Восточной Дельты. Но если обратиться к «Исходу», то там более конкретный эпизод: евреи были обращены в рабство, они попытались бежать, Рамзес приказал их настичь, но они, всё-таки, покинули Египет.

Нам постоянно приходится гадать, когда мы встречаемся не с прямым указанием «Царь Рамзес», а просто с термином «Рамзес»: земли не назывались так до его правления, а, значит, были названы в его честь. Таким образом, можно предположить, что Рамзес и был тем самым фараоном из «Исхода».

После смерти Рамзеса Второго на престол взошёл его тринадцатый сын – Мернептах. Эксперты считают, что ему было от пятидесяти до шестидесяти лет, когда он стал правителем Египта.

Dr. Rita E. Freed: «Мернептах правил недолго. Интересны события, произошедшие после его смерти: да, у него были дети, но оставались ещё сыновья и дочери самого Рамзеса. Судя по всему, началось противостояние потомков по линии Мернептаха, которые по праву должны были получить трон, и детей Рамзеса. Считается, что верх взял один из сыновей Рамзеса». [T.23.II.2]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…фасад Абу-Симбела – это грандиозное зрелище – гигантская трапеция высотой тридцать метров, шириной тридцать пять метров. Колоссы, которые имеют высоту более двадцати метров. Над главным входом – огромная фигура бога Солнца – Ра-Хорахте – которая опирается на два знака: с левой стороны знак «Усер» – знак могущества, с правой стороны – фигура богини Маат. «Усер Маат Ра» – тронное имя Рамзеса, выполненное в образе такого невероятного скульптурного ребуса над входом в его любимую святыню. Любимой она была недолго.

Первичная отделка Абу-Симбела – это пятый год правления Рамзеса Второго. То есть, наверное, где-то со второго года уже работы шли по реализации архитектурного плана. Закончен Абу-Симбел был на тридцать четвёртом году правления. И, посмотрите, какая обидная история: 31-й год правления Рамзеса Второго – в Абу-Симбеле страшное землетрясение, во время которого рушится один из колоссов. На самом деле ещё один колосс упал и внутри. И есть документы о том, как Рамзес посылает великого везира Пасера, и Пасер делает всё, что только возможно. Он восстанавливает одну из упавших фигур внутри храма, но он был ничего не способен сделать с этим (внешним) упавшим колоссом». [P.125.10]

 

 
     
 

1 - 2 - 3