ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

РАМЗЕС ВТОРОЙ (2)

   

cōnsecrātio, ōnis f [consecro] 1) освящение, посвящение (aedium, bonorum С); 2) провозглашение нерушимости (legis aut poenae C); 3) обречение (omnis с., quae offertur ab homine, morte morietur Vlg): с. capitis alicujus С обречение кого-либо на погибель, проклятие; 4) обоготворение, обожествление, причисление к сонму богов, апофеоз Su, Т; 5) магический обряд Tert, Lampr. [B.32]

 

 
     
 

Фараоны управляли Египтом более трёх тысяч лет. Но на последнем витке времён один из них сыграл особую роль в истории этой страны. 67 лет правил он величайшей империей на земле, поражая воображение жителей всего мира. Его звали Рамзес Второй. Рамзес приобрёл репутацию, которая прошла сквозь века, и эта репутация была намеренно создана самим фараоном. Фактически Рамзес был мастером создания своего образа у народов, распространяя своё влияние на весь древний мир, далеко за пределы завоёванных территорий.

…человек создал свою собственную легенду – легенду Рамзеса Второго. И как в конце концов даже легендарный фараон не смог предотвратить закат Золотого века Египетской империи.

В 1327-м году до нашей эры трагический случай поставил Египет на грань кризиса. Умер фараон Тутанхамон. Его смерть положила конец самой мощной правящей династии Египта, и стала началом периода неопределённости. На карту было поставлено многое: всего за два столетия египетские фараоны создали мощнейшую империю, простиравшуюся далеко за пределы Нила: от Сирии на севере до золотых полей Нубии (современного Судана) на юге. Успешная политика правителей превратила Египет в самое богатое и сильное государство в мире.

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Когда Тутанхамон умер, возникла большая проблема: ведь другого наследника престола не было. Очевидно, что Египет должен был столкнуться с трудностями. Некому было взять власть и ситуация была далека от стабильности».

С концом великой династии власти и влиянию Египта стал угрожать новый враг – хетты. Хетты, жившие там, где сейчас находится Турция, имели более развитые по сравнению с Египтом технологии, и они уже продвинулись вглубь северных территорий Египетской империи.

В 1279-м году до нашей эры судьба, находящейся в опасности страны, оказалась в руках юного правителя – нового фараона Египта. Его короновали как «РАМЗЕСа», что означало «Потомок бога Ра».

Prof. John D. Ray, Cambridge University: «Рамзес сел на трон очень молодым, вероятно в 15-ти летнем возрасте. И перед ним стояла чрезвычайно трудная задача. Он оглядывался назад на всю историю своего государства, он изучал прошедший век, и видел, что раньше были фараоны, обладавшие богатством, властью и хорошим вкусом. И был должен последовать их примеру».

Рамзес не принадлежал к древнему царскому роду, фактически этот юный фараон был рождён обычным ребенком.

Nicole Douek, BA: «Он происходил из семьи военных, которая не так давно получила право на трон. Они определенно не были царской крови, но находились около царя, жили и работали для фараонов Египта, хотя и не были членами царской семьи».

Семья Рамзеса получила право на трон, проявив военную доблесть.

И военными успехами должен был юный Рамзес подтвердить свой высокий статус. На севере хетты готовились к войне, они намеревались одержать победу над юным и неопытным фараоном. Рамзеса ожидало самое суровое за всю его жизнь испытание.

Nicole Douek, BA: «Представьте себе две сверхдержавы, каждая из которых хочет отнять у другой часть территории. И вот они сталкиваются в сражении».

К 5-му году правления Рамзеса огромная хеттская армия продвинулась вглубь территории Египетской империи к городу Кадешу. Кадеш находился на пересечении торговых путей, ведущих с Ближнего Востока, и потому был стратегически очень важен.

Prof. Antonio Loprieno, University of Basel: «Рамзес Второй понимал, что исход битвы у Кадеша, битвы за эти приграничные земли, определит, какая из двух империй будет главенствовать в мире всё столетие, весь XIII-й век до нашей эры».

Именно такой возможности Рамзес и ждал. И это был шанс доказать свою силу, свою значимость в мире. Единственная проблема состояла в том, что Египет был не готов к войне. Рамзесу срочно была нужна армия, и ему пришлось мобилизовать не только этнических египтян, но и других жителей империи, включая нубийцев и ливийцев. Примитивное бронзовое оружие египетских солдат должно было противостоять железному оружию хеттов. Шансы на победу были невелики.

Prof. John D. Ray: «Он был самоуверен настолько, насколько бывают самоуверенными молодые люди. Он считал, что всё выполнимо, нерешаемых проблем не существует. Вероятно, он думал, что в компромиссах вообще нет необходимости, просто нужно идти и добиваться результата».

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo, Theban Mapping Project: «Он был очень сильным, мускулистым, ростом примерно 180 см. Это не так уж много, но примерно на 10 см выше, чем средний рост жителей Египта, не так уж много, но всё-таки выше. У него были рыжие волосы, что в Древнем Египте было большой редкостью. И это делало его заметным».

Но миссия Рамзеса провалилась: хетты остались непобеждёнными, египетские торговые пути, как и египетские границы, по-прежнему были в опасности.

Prof. Antonio Loprieno: «План Рамзеса предусматривал другой исход битвы при Кадеше. Конечно, хетты теперь не могли продвигаться дальше на юг, что было важнейшей целью египтян в этой войне. Но, определенно, это была не та блестящая победа, на которую рассчитывал Рамзес».

Но Рамзес заранее приготовился к победе, и, вернувшись в Египет, он рассказал совсем другую версию событий при Кадеше.

Prof. John D. Ray: «Рамзес поступил следующим образом: он сказал: «Я собираюсь переписать историю, так что это будет важным событием. Это станет славным деянием и большим хвастовством».

И это стало поводом для мощной компании по завоеванию популярности, древним вариантом работы политтехнологов, выражаясь современным языком».

Рамзес организовал небывалую компанию по своему прославлению. Он разослал по стране легионы художников, чтобы те отразили в камне на стенах храмов по всей империи эпическое сказание о великой битве при Кадеше. История, которую он рассказывал, начиналась вполне правдиво, но затем переходила в область фантазии. Молодой фараон утверждал, что при Кадеше он одержал полную победу. И что не подкрепление, подоспевшее в последний миг, а лично он спас египтян от поражения. По версии Рамзеса, он превратился из молодого и неопытного командующего в богоподобного и непобедимого завоевателя.

И в каждом храме на стенах должна была фигурировать одна и та же история. Несмотря на хвастовство, Рамзес знал, что его армия не смогла победить хеттов. Он должен прийти к соглашению с ними. Рамзес начал секретные переговоры с хеттами, и после долгих споров подписал с царём хеттов мирный договор. Теперь Рамзес снова стал государственным деятелем. Копия этого договора существует и поныне и хранится в одном из самых святых храмов Карнака, выбитая на его стенах. «Я великий правитель хеттов, заключаю мир с Рамзесом Великим, царём Египта, и радуюсь нашим братским отношениям. И все народы Египта будут жить в мире с хеттским народом вечно». Договор рассматривает вопросы преемственности власти, экстрадиции и статуса беженцев и эмигрантов, и остаётся образцом подобных документов и по сей день.

Prof. John D. Ray: «Две сверхдержавы того времени сели за стол переговоров и сказали «Нам необходим долгий мир, и мы должны создать союз, который будет выгоден для обеих сторон».

Чтобы скрепить союз Рамзес женился на одной из дочерей царя хеттов.

Новую столицу Пер Рамзес предусмотрительно расположил вдали от Фив, центра старой аристократии. И притом таким образом, чтобы не терять из виду происходящее в хеттской державе.

Prof. John D. Ray: «Это была новая столица для нового режима. Подобно современному городу Бразилиа, был построен и этот. Это была новая столица, это было нечто, что должно было стать началом возрождения государства».

Неудовлетворенный своей славой и величием в этой жизни, Рамзес обратил своё внимание на загробный мир.

Prof. Kent Weeks: «Разве может быть на свете задача важнее, чем обеспечение путешествия из этого мира в мир иной. Всего одна ошибка в текстах, или в священных изображениях и возможно, фараон не сможет после окончания этой жизни начать в другом мире новую».

Prof. John D. Ray: «В настенных надписях Рамзес хвастается, что у него около 80-ти сыновей и 60-ти дочерей, хотя это количество дочерей вызывает большие сомнения. Во всяком случае, он утверждал, что у него огромное потомство. Он, вероятно, был похож на многих современных диктаторов, которых считают «Отцами нации», во многих случаях буквально.

…и вскоре долина Нила до краёв наполнилась монументами, посвящёнными величайшему царю Египта.

Nicole Douek, BA: «Когда Рамсес что-то строил, он строил масштабно. Эти монументы были огромными, больше чем всё то, что сооружали когда-либо на египетской земле».

Повсюду на камнях выбито имя Рамсеса. Иероглифы гласят: «Повелитель повелителей».

Prof. John D. Ray: «Практически в любом египетском городе был храм перестроенный, увеличенный отремонтированный. Рамсес не был скромным. Если он видел, скажем, какой-то красивый обелиск, поставленный предыдущим фараоном, он приказывал выбить собственное имя по всей поверхности этого обелиска. А там где уже находились древние храмы как, например, в Луксоре, Рамсес пристраивал новый вход с четырьмя собственными стенами. Это означало что этот храм его собственный».

В Карнаке находился самый священный храм Египта. Все фараоны Нового Царства строили там свои монументы. Но Рамсес скоро превзошёл всех. В Большом гипостильном зале, постройку которого начал ещё дед великого фараона, Рамсес инициировал работы пугающего масштаба. Армия скульпторов и художников выстроила настоящий лес из колонн, имеющих форму цветов или листьев папируса. Многие из этих 134-х колонн были высотой выше двадцати метров и весили больше ста тонн каждая. Греки, римляне, и даже Наполеон пытались позже соперничать с величием этого зала.

Nicole Douek, BA: «Кажется, что люди не могли создать такие гигантские сооружения. Возникает ощущение, что это проявление личности человека, который хотел что-то всем доказать. Он всегда с кем-то соревновался».

С помощью пропаганды, дипломатии и строительства, он победил всех соперников и, в конце концов, сам стал легендой, которую создавал. Царь-мальчик, рождённый обычным ребёнком, стал на самом деле Рамсесом Великим.

Nicole Douek, BA: «Два храма в Абу-Симбел служили прославлению Рамсеса. Они были выстроены на самой южной границе Египта, чтобы продемонстрировать живущим ещё южнее народам мощь Египетской империи, чтобы показать всем, что шутки с египетскими царями плохи».

Нефертари оставила фараону ценнейшее наследство, – сыновей, которые могли бы править Египтом после его смерти. Но долгая жизнь, которая была величайшей мечтой фараона, быстро превратилась в его проклятие: он продолжал жить, а его дети начали умирать. Одного за другим проводил фараон в последний путь 12 своих наследников. Он называл каждого наследным принцем и потом становился свидетелем его смерти. Пока эти утраты не изранили сердце Рамзеса, он был уверен, что весь мир слышит лишь о его успехах.

Рассказы о величии фараона сочинялись в новом храме – Рамессеуме, который фараон выстроил для самого себя.

Prof. John D. Ray: «Библиотека храма содержала, вероятно, около 10 тысяч трудов, многие из которых были копиями книг, написанных за две тысячи лет до восшествия Рамсеса Второго на трон».

Это здание поистине было кладовой мудрости человечества. Огромная библиотека «Дома Жизни» была бы невозможна без изобретения папирусной бумаги. Папирусные свитки, заполнившие «Дом Жизни», дали Египту письменную историю.

Летописцы Рамзеса продолжали писать эту историю, изображая фараона как непобедимого царя-завоевателя. На самом деле к 1213-му году до нашей эры 93-х летний фараона был уже совершенно больным человеком.

Prof. Kent Weeks: «В конце жизни он был в довольно жалком состоянии. Он потерял все зубы, его дёсны были воспалены, его спина согнулась, у него был склероз, в общем множеств проблем. Должно быть его мучили боли. И всё это было ужасно для человека, который в юности был сильным, очень энергичным, спортивным и жизнерадостным».

В конце того года страна готовилась отметить 67-ю годовщину восшествия Рамзеса на трон. И обычные жители Египта видимо думали, что фараон будет жить вечно, но они ошибались. Прямо перед началом торжеств разнеслась весть: «Рамзес Великий умер».

Prof. Kent Weeks: «Смерть Рамзеса должно быть вызвала шок: большая часть египтян не знала другого царя. Вероятно, всего несколько десятков человек могли помнить то, что было ещё до прихода Рамзеса к власти. Казалось, что наступил Конец Света, казалось, что Солнце перестанет светить, Луна исчезнет, Нил не будет больше разливаться. Должно быть, началась паника. Это было очень важное для всех событие, и никто не знал точно «Что теперь делать

Мумифицированное тело Рамзеса, которое хранится сегодня в музее Каира, мало ассоциируется с тем героем, который был изображён на стенах практически каждого храма на брегах Нила. Маленькая сморщенная мумия с пучками рыжих волос. Но этот человек оказал влияние на всю историю Египта. Все последующие фараоны стремились достичь такого же величия.

Nicole Douek, BA: «Влияние и слова Рамзеса Великого были настолько велики, что все старались быть похожи на него. Они брали имя Рамзеса, так что после Рамзеса Второго или Великого была длинная череда Рамзесов вплоть до Рамзеса Одиннадцатого. Но все эти Рамзесы были существенно меньшего масштаба, никто не мог сравниться с Рамзесом Вторым».

К 1080-му году большая часть сокровищ царских усыпальниц была похищена. «Золотая гора» стала практически пустой. Как только порядок в Египетской империи был нарушен, империя окончательно погибла. Ближневосточные государства больше не подчинялись египетским фараонам. Даже Нубия использовала свой шанс на независимость и обрезала последнюю нить жизни для Египта, прекратив доступ империи к золоту.

Nicole Douek, BA: «Потеря Нубии означала потерю золота, а потеря золота означает что страна полностью теряет свою значимость на международной политической сцене. Теперь другие народы должны были стать главными, а Египет – превратиться в задворки мира».

Последним актом унижения Египта стала траурная служба, которую заставили провести жрецов Карнака. Из ограбленных усыпальниц они собрали сорок царских мумий и перенесли их в новое секретное место, чтобы они, наконец обрели покой. Яхмос – основатель Нового Царства, Тутмос Третий – завоеватель и создатель империи, даже Рамзес – последний великий фараон. Когда то их почитали как богов, теперь их тела просто сложили в горные пещеры, где они пролежали оставшиеся три тысячи лет.

Казалось, что борьба Рамзеса за бессмертие кончилась поражением. Спустя менее двухсот лет после его правления империя пала, а со смертью Рамзеса Одиннадцатого прервалась и его династия. Новое Царство закончилось.

Prof. Antonio Loprieno: «Новое Царство Древнего Египта – это смесь фантазии и реальности, – всегда было самым интересным периодом египетской цивилизации. Очень мощная, гигантская процветающая империя в реальности и демонстрация фантастической власти, переходящей все реальные границы».

Nicole Douek, BA: «Все империи Древнего мира пытались соперничать с Египтом. Ассирийцы, персы, греки и римляне всегда сравнивали себя с величайшей империей каковой была империя Древнего Египта. Любой властитель хотел быть похожим на египетских фараонов».

И сегодня миллионы людей приезжают сюда, чтобы оставить свою дань уважения фараонам. И три тысячи лет спустя Золотой век Египетской империи по-прежнему поражает воображение народов всего мира. [T.10.XCII.3]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и, вот, здесь, когда все египетские войска побежали и бросили своего царя, как гласит знаменитый эпический текст поэмы Пентаура – целая поэма была записана писцом Пентауром об этих событиях – «царь был подобен сирийскому богу войны Ваалу». Когда он поднялся на свою колесницу, и он призвал свою личную гвардию, в которой было очень много не только египтян, но и шардана (обитателей островов Средиземного моря)

Фараон умудрился сам прорваться через окружение, и, в общем-то, победить в этой битве, хотя общий вывод был – ничья.

В Лувре хранится кольцо Рамзеса Великого с изображением двух его лошадей. Это были два коня, которые вытащили его в этой битве, когда бежать ему с колесницы предлагал даже его возничий – диалог сохранился царя и возничего. Потом есть декрет, о том, в каком благополучном состоянии эти кони дожили до старости в специальной конюшне. И царь носил кольцо с изображением своих военных лошадей, которые однажды его спасли». [P.122.5]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…Рамзес участвует в знаменитой битве при городе Кадеше, на территории современной северной Сирии, на берегу реки Оронт. С одной стороны царь отличался невероятной смелостью, с другой стороны – безрассудством. Он попадает в окружение, его отбивает личная гвардия при, как гласит египетский текст, при непосредственном участии самого бога Амона. Но его вывозят две лошади его боевой колесницы. Дальше уникальный совершенно комментарий, который известен из многих сохранившихся египетских исторических текстов этого времени: «Победа в Фивах и Мут довольнаэто клички этих лошадей – вывезшие Его величество с поля битвы кадешской». Они дальше поступили в специальные конюшни царского дома на пожизненном обеспечении и память о них была столь велика, что для царя было сделано кольцо с изображением двух конкретных лошадей, которые его спасли. Кольцо хранится в Лувре». [P.125.26]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…вышколенность и подготовленность египетских колесничих войск. Кони, которые вывезли Рамзеса из этого ада, они были обожествлены, у них были знаменитые золотые стойла в Кантире. Их звали «Нуру довольный» и «Фиванская победа». А Рамзес заказал кольцо с изображением этих лошадей (90 kB), которое сейчас является одним из самых поразительных и необычных памятников египетского собрания Лувра». [P.125.36]

 

…а на бегах с золотом обращаются более чем легкомысленно. Достаточно взглянуть на программу вчерашних бегов: там так и мелькают фразы – «Золотая медаль в двести рублей заводчику», «Золотая медаль в сто рублей – владельцу рысака».

Лошадь-победительница принадлежала Николаю Телегину из Курской губернии. Это о нём Куприн писал, как о коннозаводчике, на одних призах сделавшим себе целое состояние.

Продавать своих коней он не любил, правда, однажды, согласился, всё же, уступить одного скакуна сыновьям Великого князя КР, продавшим для этого два отцовских автомобиля. Вышло так, что братья Константиновичи призами потом окупили эту покупку.

Страсть к породистым рысакам в итоге погубила одного из братьев – юного князя Олега. В 1914-м году, преследуя вражеский немецкий разъезд, его чистокровная лошадь Диана, словно почувствовав себя на скачках, в секунды вынесла своего хозяина вперёд, опередив неприятеля. И князь был убит смертельным выстрелом в спину. [T.10.CDLVII.10]

 

 
     
 

Археологи анализируют рисунки, чтобы лучше понять, что по верованиям древних египтян случится с фараоном после смерти.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Это одна из немногих гробниц (Сети Первого) Долины Царей, которая рассказывает нам как захоронение может сделать царя богом».

Древние верили, что в течение дня бог Солнца – Ра, передвигает по небу Солнце, даря жизнь земле. А ночью он спускается в загробный мир и там борется с демонами, которые угрожали Египту. Этот цикл был жизненно важен. Древние египтяне верили, что если он не будет завершён, то Солнце не встанет, Нил остановится, и жизнь закончится. Задача Сети после смерти – помогать богу в его битве.

Prof. Melinda K. Hartwig, Georgia State University: «Царь присоединится к солнечному циклу в те часы, когда он находится в загробном мире. И стать частью этого цикла очень важно, поскольку это и является его предназначением в мире ином».

Но фараон должен быть уверен в том, что он восстанет после смерти. Художник, которому Сети доверил расписать свою гробницу, не только рассказывает историю: картины включают в себя код, который помогает фараону выполнить свой божественный долг.

Одна из самых больших гробниц принадлежит фараону Сети Первому. В ней содержится много информации об отношении древних египтян к жизни после смерти.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Древние египтяне знали о загробной жизни очень много: они верили в многозадачность».

Египетская религиозная философия предполагала, что боги и фараоны могут находиться в нескольких местах одновременно.

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Абу-Симбел – это воплощение ЭГО, или, если хотите, божественности Рамзеса, наглядная демонстрация его достижений».

Храм Абу-Симбела выражает дилемму, с которой сталкивается каждый фараон: «Как можно царствовать одновременно в качестве бога и человека».

Mansour Boraik, Head of Luxor Antiquities: «Рамзес Второй был одним из величайших царей. Он правил Древним Египтом в течение 67-ми лет и создал на своей земле практически музей собственных достижений».

Его первостепенной задачей была защита нации.

Dr. Peter J. Brand: «Он – воин-одиночка, который должен защищать Египет от всех врагов».

Вторая его роль божественная.

Dr. Peter J. Brand: «Фараон – это не только посредник между людьми и богами, и не просто наместник Бога на земле. Одной ногой он стоит в царстве человека, а другой – в Царстве Божьем».

Власть и влияние фараона зависели от его способности выполнять обе роли. Но Рамзес настолько успешно боролся с врагами, что их не осталось. И это поколебало его позицию как властителя.

Dr. Peter J. Brand: «Битва при Кадеше уникальна тем, что это практически битва империй. Против Рамзеса поднялись все союзники хеттов. Практически это большая редкость для древней истории, когда две огромных армии бьются лицом к лицу».

Dr. Zahi Hawass: «У них были только колесницы и кони, тем не менее они смогли построить империю».

Dr. Peter J. Brand: «Египетская колесница очень маневренна и может развернуться на месте».

В конце концов, Рамзес загнал армию хеттов в безвыходное положение и успешно защитил свою страну.

Dr. Peter J. Brand: «На 21-м году своего правления он подписал мировое соглашение с Хеттской империей».

Хетты были последним серьёзным врагом Египта. Так как биться было больше не с кем, Рамзес не мог далее выполнять свою функцию воина.

Dr. Peter J. Brand: «Для Рамзеса это стало политической проблемой».

Абу-Симбел демонстрирует нам её решение.

Dr. Peter J. Brand: «Он решает серьёзно заняться противоположной своей функцией. Так как он больше не может выполнять роль воина, потому что ему не с кем воевать, он может сказать: «Я бог на земле!» С этого момента обе ноги Рамзеса в Царстве Божьем, и он сам становится живым богом».

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Его памятник не может показать нам настоящего Рамзеса, мужчину, который когда-то жил. Мы видим идеализированный облик царя фигуру сверхчеловека». [T.12.XLIX]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и среди них был Рамзес Великий. Мумию привезли, естественно в Каир. Тут случился эксцесс, потому что Каирская таможня, ну, не было у них регламента «мумия», поэтому Его Величество Рамзеса Великого провезли в Каир с таможенной декларацией «сушёная рыба». Это сохранилось в истории». [P.122.7]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ