ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе; Petra cubica 2; Forma; Auctoritas; Adaptatio; l'Empereur (Император); Иероглиф (Грудь). |
||||||
later, eris m 1) кирпич: l. coctus QC (testaceus Vtr) обожжённый кирпич; latěres ducere Vtr (fingere PM) изготовлять кирпичи; laterem lavare погов. Ter = напрасно трудиться; 2) плитка, слиток (l. aureus, argenteus Vtr, PM). [B.32]
laterculus, ī m [demin. к later] 1) кирпич(ик) Cs, QC, PM; 2) блин, оладья Pl, Cato; 3) (= abacus) счётная доска Hier. [B.32]
laterculum, ī n список должностей и званий римской империи CTh, Tert. [B.32]
laterculēnsis, is m [laterculum] чиновник, ведавший списком всех государственных должностей и званий римской империи CTh. [B.32]
caementīcium, ī n (sc. saxum) бут, бутовый камень Vtr. [B.32]
testa, ae f 1) (обожжённый) кирпич, черепица (tectorum С); 2) глиняный сосуд, горшок, кружка или кувшин (vinum testā condĭtum H); плошка: testā ardente V при горении светильника || урна (accipiat manes parvǔla t. meos Prp); 3) осколок (dirumpi in testas PM); осколок кости СС; черепок (venam testā aperire СС): testarum suffragia Nep голосование черепками, остракизм (в Афинах)… 5) скорлупа, раковина (murĭcum РМ); ледяной покров, слой льда (t. lubrĭca O); 6) улитка (t. marīna H)… 8) череп…
testāceum, ī n род кирпича РМ, Pall. [B.32]
testeus, a, um [testa] глиняный, т. е. созданный из праха (indumentum animi Macr). [B.32]
|
||||||
Слово «кирпич» заимствовано из тюркских языков. Так, в казахском языке слово «кыр» означает «грань», а слово «пеш» – «печь». [T.10.I.37] * Павел ЛУРЬЕ, кандидат филологических наук: «…тюрко-согдийский симбиоз является наличным фактором в истории культуры, и связь этих двух народов была очень близкая, и проявления её видны в самых разных областях, в том числе, и самых неожиданных. Например, мы знаем, что русское слово «кирпич» происходит из тюркского «кирпиш». А тюркское происходит, оказывается из согдийского, недавно прочитанного слова «кырпыч» в том же значении. А в согдийский оно заимствовано из древнеперсидского (ахеменидского). То есть, в древней Персии сначала мы хорошо видим археологически, что формованный кирпич, вот не «гуваляк» – не такая вот лепёшка, а кирпич, который сделан в форме, сырцовый кирпич, он появляется в Согде впервые в ахеменидское время в слоях пятого века до нашей эры. Позднее он распространяется и становится абсолютным нормативом согдийской архитектуры. Подавляющее большинство архитектуры сделано из сырца, и в дальнейшем уже эта сырцовая технология передаётся от согдийцев тюркским народам, которые до того использовали либо передвижные жилища, либо, например, в горных районах – деревянные срубы, либо лепили из такого гуваляка (из лепёшек), которые до сих пор можно видеть в Фергане. Потом уже тюрки, уже Золотая орда передаёт это слово «кирпич» в русский язык, но уже имеется ввиду обожжённый кирпич, который начинает широко распространяться с исламского времени в Средней Азии». [P.125.68]
Prof. Michael Jansen, Aachen University (профессор истории городской архитектуры из Ахена, более 30 лет в Мохенджо-Даро): «Для меня кирпич является потрясающим элементом этой культуры. Он той же формы и размеров, что и современный. Видно, что в целом этот строительный материал остался практически таким же, каким он был четыре-три-два тысячелетия назад». В 1875 году британские железнодорожники случайно обнаружили Хараппу. Они, не задумываясь, стали использовать кирпич для укладки железнодорожного полотна длиной сто шестьдесят километров. Разрушенный город был уничтожен прогрессом, прежде чем удалось раскрыть его тайну. [T.10.CXXII.3]
Амбиции, завоевания, страсть, убийства и непревзойдённая мощь технологий. Это краеугольные камни фундамента Римской империи. Коллосальные строительные проекты: стадионы, дворцы, дороги, акведуки объединили три континента и дали силы самой развитой цивилизации в мире. Эти постройки стали символами Рима. Dr. Carlos F. Noreña, Yale University: «Их движущей силой было некое коллективное эго». [T.10.XXXII.1]
|
||||||
А вот стена Урнамму исчезла бесследно. Кое-где в поздних строениях мы встречаем очень большие кирпичи особой формы с оттисками царского имени и титулов… * Обычно принадлежность и характер шумерийских храмов определяются по трём признакам: по печатям на кирпичах, по надписям на опорных камнях дверей и по жертвам закладки. * Царские печати на кирпичах, глиняные конусы закладки и опорные камни из-под порогов храмов рассказывают нам о рвении сменявших друг друга царей. * Куригалзу, как он сам это утверждал, был скорее реставратором, чем строителем. Надписи на его кирпичах гласят о том, что он «обновил для Нанна Эгишунгал, его любимый дом» (т. е. весь зиккурат). * Мы стали копать там дальше и вскоре обнаружили, что чуть ниже уровня пола форма кирпичей, из которых сложены стены, меняется. Здесь на кирпичах стоит печать не касситского царя, а штамп царя периода Ларсы Ишме-дагана. Ещё ниже лежат один или два ряда кирпичей с печатью Амарсуены. Мы обнаружили также один из опорных камней от двери, надписанный его же именем. * На кирпичах мостовой нет именных штампов, однако, судя по размерам и форме, это персидские кирпичи самых последних лет существования Ура. Так как соседние ворота в стене теменоса были восстановлены Киром, можно предположить, что он же реконструировал и этот храм. * К счастью, кроме золота, под полом оказалась и вторая вымостка, и каждый четвёртый её кирпич был помечен длинной печатью Навуходоносора. * Это и был Эгипар, и Набонид, как свидетельствуют печати на кирпичах, его благоговейно восстановил. * Вскоре мы нашли ключ к этой загадке. Чуть поодаль лежал небольшой предмет, похожий на глиняный барабан. На нём были четыре колонки надписей: три на древнем шумерийском языке, а четвёртая – на позднейшем семитском наречии. Содержание по крайней мере одной из шумерийских надписей нам было знакомо: мы уже находили её на кирпичах царя Амарсуены, правившего Уром в 2050 г. до н.э. Две другие шумерийские надписи имели аналогичное содержание. Четвёртая, позднесемитская, гласила: «Это копии с кирпичей, найденных в развалинах Ура, работы Амарсуены, царя Ура, которые правитель Ура нашёл, определяя план (храма), а я увидел и переписал на удивление очевидцам». Леонард Вулли [B.156.1]
|
||||||
Prof. Ahmet S. Çakmak, Seismic Engineer, Princeton University: «В те времена видимо уже существовало понятие глобализации. Для постройки таких размеров нужны были не только местные материалы: приходилось отправляться туда, где уже имелся опыт в создании подобных вещей. Путём изучения элементов, входящих в состав кирпичей Святой Софии, моим коллегам удалось установить происхождение их основ. Глина, она с Родоса. Обжиг кирпича производился при температуре менее 800º С, ввиду этого, он значительно более пористый, чем кирпич, обжигаемый при температуре 1200 – 1400º С. Этот кирпич настолько лёгок, что даже не тонет в воде». Скрепляющий раствор содержит толчёный кирпич. Группа профессора Чакмака исследовала византийский цемент под электронным микроскопом. Prof. Ahmet S. Çakmak, Seismic Engineer, Princeton University: «Его смешивали с бессолевым, то есть речным песком и негашёной известью. Это давало силикат кальция. То, что кирпич и раствор делались из схожих материалов, также делало скрепление гораздо более надежным. Трещины, которые образовались в здании, могли зарастать в течение какого-то времени». Содержащийся в растворе силикат кальция, имеет способность схватываться повторно. Благодаря этому нитевидные трещины в нём не расширялись, а зарастали. Амфимий и Исидор создали сейсмостойкий бетон за тысячу триста лет до его официального изобретения. [T.4.XLVIII.1]
…руины хазарской крепости Хумара в горах современной Карачаево-Черкесии. Ирина АРЖАНЦЕВА, кандидат исторических наук, начальник Северо-Кавказской археологической экспедиции ИЭА РАН: «Мы сейчас находимся в районе Южных ворот, и здесь хорошо видно, как чередуются – кладка – крупные блоки и более мелкие… …кладка делалась на растворе. Видны остатки раствора, – это «цемянка» – это так называемая фирменная карточка византийцев. Собственно говоря, эта крепость была построена не только под руководством византийцев, но здесь, безусловно, присутствовали строители византийские, потому что здесь всё выполнено по строительным канонам. Но интересен такой момент: вот здесь византийцы применили свою визитную карточку – цементные растворы. Они довольно жёсткие, для этого региона это было, в общем то, не очень разумно, потому что это сейсмоопасный регион. И слабоглинистые растворы, которые быстро выветривались, они делали, например, постройки более флексичными». Наверное, местные строители и сами, без греков, справились с такой стройкой, причём более экономным способом. Но то, что представляется не очень разумным с архитектурной точки зрения, имело для хазарского кагана, по-видимому, свои политические резоны – альянс с могущественной христианской империей перед лицом внешней угрозы. В отношениях же с соседями более слабыми, молодой Хазарский Каганат действовал по единому для кочевых империй сценарию: неуклонно расширяя зону своей власти, подчиняя и обкладывая данью всё новые и новые народы и племена. [T.10.CLXXVIII.2]
|
||||||
Daniel A. Martinez, BA, California State University Historian, US National Park Sevise: «Римляне были большими специалистами в области материаловедения и, как правило, облицовывали большие резервуары и бассейны высококачественным водонепроницаемым раствором. Это технология была изобретена римлянами и постоянно ими совершенствовалась». Профессора Руди Венк и Пауло Монтейра, специалисты по бетону, ищут следы главного компонента водонепроницаемого раствора римлян, – вулканического песка пазалана. Prof. Paulo J. M. Monteiro, Structural Engineer (Berkeley, CA): «Римляне не всегда использовали пазалан в качестве строительного материала. Его расходовали бережно, и стоил он дорого. Поэтому водонепроницаемый раствор с пазаланом применялся лишь в случае необходимости. Потрясающий бетон. Никаких пор. Трудно найти современный бетон такого же качества [CISTERN – Резервуар]». Чтобы раствор не пропускал воду, вулканический песок должен был вступить в реакцию, в результате которой образовывалась клейкая масса, заполнявшая даже микроскопические отверстия. [T.12.XX.2]
Пуццолан придавал бетону почти каменную твёрдость. [T.10.CIV]
Рим был сердцем империи, простиравшейся от Шотландии до Сирии. Римские легионы захватили четверть мира, которому предстояло распасться на 36 современных государств. Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «К тому же римские строители умели приспосабливаться. Они строили нужные здания из того, что имели, но это не всегда было легко. Римские здания должны были иметь прочные крашеные стены и крыши из черепицы. Образцом был Рим. На границе традиционные материалы было трудно достать и дорого привозить. И чтобы колонисты могли вести римский образ жизни, строителям нужна была изобретательность. Dr. Peter Kienzle, Regionalmuseum Xanten: «Были камни ряд за рядом, а в середине (внутри за наружными камнями) залит римский бетон – опус цементикум. Складывать стену из камня слишком дорого и занимает много времени». Здесь, как и во многих других римских сооружениях, основой был бетон. Его использовали всюду и для всего. И одним из достижений римлян была изменчивость состава. Dr. Peter Kienzle: «Первым и основным ингредиентом была известь. Вот известняк, после сжигания в печи он превращается в негашёную известь. К негашёной извести добавляется вода и получается известковое тесто. Потом вы добавляете песок, и если их перемешать, то получается основной строительный раствор древности. Но он пропускает воду. В Риме строители открыли, что использование пепла из близлежащего вулкана делает бетон водостойким. Не имея вулканического пепла, на границе рецепт пришлось менять. Они отлично придумали: черепица часто бьётся. Железо можно переплавлять и использовать снова, стекло тоже расплавить и использовать снова. Но обожжённую черепицу использовать снова нельзя. Они стали молоть разбитую черепицу. Получался тонкий порошок и его можно добавлять в раствор. И если его добавить, он действует так же как пепел. Получается водостойкий раствор, который можно использовать для бассейнов, акведуков и для фундаментов. Вид не слишком внушительный, но это буквально основа империи». Масштаб, эффективность, нововведения и, не забудьте, благоговейный трепет лежали в основе Римской империи. И хотя эти идеи нашли внушительное воплощение в колониях, сам Рим был эталоном. Не удивительно, что именно там римские технологии и инновации достигли вершины. Jack Charles Turner, Master of Philosophy (M.Phil.): «Способность объединять простые технологии в сложные системы стала основой римского образа жизни, уровень которого был беспрецедентным для древнего мира. И сейчас можно услышать эхо и увидеть следы Древнего Рима. Вся наша жизнь может считаться наследием Рима, будь то вещи первой необходимости или предметы роскоши. В этом смысле правильно говорить, что все мы немного римляне». [T.12.XV.4]
|
||||||
Dr. Janet DeLaine, Oxford University: «Колизей – самый большой из романских амфитеатров. Если бы размер был больше, с дальних рядов зрители без бинокля ничего не увидели бы. Он построен настолько большим, насколько это возможно функционально». …но прочностью Колизей обязан в большей степени бетону, улучшенной его модификации. Бетон изобрели не римляне, они заимствовали его, как и многие другие идеи у завоёванных народов, например, у этрусков. Смешивая известь, воду, песок и небольшие камни, они получали строительный раствор. Такая смесь хороша, но со временем осыпается. Римские учёные преодолели эту проблему, добавив новый ингредиент, который делал бетон прочнее. Источник его – сердце вулкана. Этот ингредиент – пуццолан, – вулканический туф со склонов Везувия в южной Италии. Пуццолан – это смесь кремния, алюминия и окиси железа, запечённая в жерле вулкана. Кремний в нём аморфный, что означает бесформенный, его атомы слабо связаны друг с другом. Песок – это тоже кремний, но атомы в нём плотно упакованы в кристаллическую решётку, что не даёт им взаимодействовать с другими веществами. Относительно свободные атомы кремния в пуццолане довольно легко реагируют с другими составляющими бетона. Добавка пуццолана в строительный раствор связывает вместе молекулы кальция. Техническое искусство римлян создало универсальную смесь настолько хорошую, что она застывает даже под водой. Римляне назвали этот продукт ЦЕМЕНТУМ. Она даже улучшили его. Добавляя в смесь камни, они создали прочный бетон, пригодный для разных целей. Дженет Делаине считает, что это произвело революцию в архитектуре. Dr. Janet DeLaine, Oxford University: «Строительная смесь с использованием вулканического туфа в несколько раз прочнее, чем та, что использовалась раньше. Эта римская смесь очень близка по составу к современному бетону». Массивное здание Колизея стоит на фундаменте из цемента и камня, глубина его 12 метров. Dr. Janet DeLaine: «Они строили быстро. Огромное здание возводилось за неправдоподобно короткий промежуток времени, и часто новаторским способом, чтобы увидеть как римляне развивали строительную технологию, всё время находясь на шаг впереди своего времени, достаточно посмотреть на Пантеон». В этом своём величайшем достижении, римская инженерия превзошла себя. Некоторые эксперты считают его одним из самых замечательных сооружения в мире. Этот храм поострен в 118-м году (нашей эры). Богам, которым он посвящён, теперь никто уде не поклоняется. Но храм всё равно внушает трепет и благоговение. Dr. Mark Wilson-Jones, University of Bath: «При постройке купола важно как можно сильнее облегчить его верхнюю часть. Это самое непрочное место». Мастерство римских каменщиков подсказало им оригинальное решение. Они использовали для наполнения бетона всё более лёгкие камни по мере того, как наращивались слои. Dr. Mark Wilson-Jones: «Нужно чтобы верх был самым лёгким, а низ прочным и массивным, поэтому слои были разными по плотности: от самых лёгких наверху, до самых тяжёлых внизу». В основании для прочности использовались большие глыбы тяжёлого базальта, в середине камни меньшего размера. В верхней части в бетон вмешивали пемзу, – вулканический камень, который легче воды. На самом верху было оставлено девятиметровое отверстие, оно называется ОКУЛЮС (oculus) – Глаз Пантеона. Через него в храм проникает солнечный свет, к тому же снижается нагрузка в самой слабой точке купола. Пропорции храма близки к идеальным: сфера, являющаяся продолжением купола, практически точно вписывается в кубический объём здания. Пантеон остаётся одним из величайших сооружений в мире. [T.10.VI.17]
caementum, ī n [из *caedimentum от caedo] необделанный бутовый камень; pl. щебень, битый камень, бут С, L, Vtr. [B.32] Слово «БЕТОН», английское «concrete», происходит от латинского «конкретус», означающее «образовавшийся вместе» или «затвердевшее». Римский бетон был смесью песка, известкового порошка и битого камня, точно также, как сегодня. Одной из проблем бетона является то, что даже после отвердения он впитывает воду. Поэтому римляне добавляли смесь вулканического пепла и глины или пуццолан, он вступает в реакцию с известняком в строительном растворе и быстро застывает. Главное – что он водостойкий. Римляне изобрели влагостойкий бетон и использовали его для фундамента зданий, например, Пантеона, для отделки резервуаров, строительства гаваней. Бетон позволил римлянам строить большие сооружения и делать это быстро, и, таким образом, устанавливать власть над племенами, всё ещё жившими в простых постройках из дерева или глины. Бетон, возможно, был одним из секретных видов оружия Римской империи. [T.12.LXV.1]
con-crēsco, crēvī, crētum, ere 1) срастаться, уплотняться, сгущаться, твердеть, застывать, замерзать (frigŏre V; mare concrescit glacie O); … См. тж. concretus. [B.32]
con-creātus, a, um сотворенный вместе (alicui и cum aliquo Eccl). [B.32]
|
||||||
Первоначально фортификационные сооружения строили из камня и кирпича, но с развитием артиллерии стало ясно, что нужен новый материал. Выбор фортификаторов пал на «искусственный камень», получаемый в результате затвердевания смеси. Она состояла из вяжущего вещества, воды и заполнителей – песка, щебня или гравия. Этот материал использовали в глубокой древности, затем его рецепт был утерян. Теперь он получил название «бетон». Александр БАЗАРНОВ, научный консультант историко-культурного комплекса «Линия Сталина»: «Уже само название «железобетон», то есть, это бетон с использованием железных элементов, – каркаса, так называемого. Здесь нужно немножко посмотреть механику. Дело в том, что бетон прекрасно работает на сжатие – это основная его характеристика. А вот на растяжение бетон никак не работает. И получается, что там, где используется сжатие – какие-то опорные конструкции – не надо использование железобетона. А вот там, где конструкция работает как переменная – при попадании снаряда – мы всё больше на фортификацию обращаем внимание, возникают разнопеременные нагрузки, то есть сжатие-растяжение. И вот здесь нужен был тот элемент, который использует как раз, на растяжение работает. Такой элемент – это металл». Ещё одним важным открытием стала возможность уплотнения бетона. Для этого в жидкую смесь погружали специальный вибратор. Он совершал колебательные движения. В результате из смеси удалялись многочисленные воздушные полости, а плотные частицы максимально сближались друг с другом, образуя монолит. «Сталинский камень» – как его тогда называли, не только не уступал своим западным аналогам, но и зачастую превосходил их по прочности. [T.18.XXXVI.1]
|
||||||
Dr. Karl Grosschmidt, Professeur, Universite de Vienne: «Мы подходили к главной улице города (Эфес), по которой проходили священные процессии. В ходе раскопок мы также обнаружили могилы гладиаторов. В целом удалось найти около ста двадцати склепов, среди которых несколько принадлежали женщинам и детям, а пятьдесят – шестьдесят гладиаторам». Гладиаторы действительно рисковали жизнью на арене. Эти люди – военнопленные, рабы, иногда наёмники. Долгое время полагали, что их отправляли на арену без обучения. В действительности гладиаторство было высокопрофессиональным видом спорта, и хозяева серьёзно заботились о гладиаторах, содержание и обучение которых обходилось дорого. Медицинские аномалии, обнаруженные археологами говорят о том, что эти люди усердно тренировались чтобы выжить. Dr. Karl Grosschmidt: «Это кость предплечья. Она отличается от обычной кости, что весьма специфично. Мы видим характерный остроконечный нарост и небольшую деформацию на стыке сустава, – это результат длительных и изнурительных тренировок». Самые известные гладиаторы стоят очень дорого, до пятидесятити тысяч сестерций, что соответствует годовому жалованию тысячи легионеров. Бои требуют, по крайней мере, ста двадцати человек. Но во времена империи эти смертельные игры являются краегульным камнем римской политической системы. Они позволяют правящему классу покупать любовь избирателей, предлагая им удовольствие, которое отвлекает умы плебеев от жизненных трудностей и ужасающей бедности. В городах появляется всё больше роскошных арен. Бесспорно, римляне последние великие мастера по части подобных зрелищ. Все сословия заполняют Колизей, чтобы принять участие в празднествах, устроенных императором. Из миллиона человек, проживающих в Риме, большинство никогда не путешествовали. Для них зрелище – это способ изменить свою повседневную жизнь и открыть для себя Римский Мир через театрализованное представление – бои между иностранными пленниками или охотничьи сцены, в которых воссоздана африканская саванна. [T.13.XI.3]
|
||||||