ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе; Petra cubica 4; Forma; Auctoritas; Adaptatio; l'Empereur (Император); Иероглиф (Грудь).

   

Petra cubica 4

 
     
 

μύλαξ, ᾰκος (ῠ) ὁ мельничный камень, жёрнов, тж. (вообще) большой камень Hom., Anth. [B.169]

 

II ἀντιπᾰθής, οῦ ὁ антипат (камень, которому приписывались целебные свойства против ряда кожных болезней) Plut. [B.169]

 

 
     
 

На – τήϱιоν, обозначающие место или орудие: ἀϰϱοατήϱιον (от ἀϰϱοάομαι слушаю) место для слушания, зал суда, ἱλαστήϱιον предмет, посредством которого умилостивляют, крышка ковчега завета, λαξευτήϱιον орудие для разбивания камней.

Профессор С.И. Соболевский [B.175.1]

*

λαξευτός 3 высеченный в скале (μνῆμα NT). [B.169]

 

 
     
 

Слово «слюда» происходит от старославянского «слуда» камень, гранит.

Айзек Азимов [B.129.2]

 

В Карелии, а позднее и в Сибири обнаружили богатые залежи минерала, который по сходству со слудом – тонким слоем льда – назвали слюдой. Крупные кристаллы слюды приурочены к пегматитам. На этих месторождениях началось знакомство с полезными ископаемыми магматического происхождения.

Аркадий ЛОКЕРМАН, кандидат геолого-минералогических наук [B.161.1]

*

В Карелии обнаружили богатые залежи минерала, который назвали слюдой по сходству со слудом – тонким слоем льда. Без слюдяных окошек невозможно и представить облик Московской Руси, и это «московитское стекло» стало первым продуктом русского минерального экспорта в другие страны.

Аркадий ЛОКЕРМАН, кандидат геолого-минералогических наук [B.161.2]

 

 
     
 

Паола ВОЛКОВА, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР: «…нижний уровень познаний очень интересный. Если вы внимательно будете всматриваться в предметы, которые изображены в нижнем ярусе, вы увидите там очень интересный набор. Там лежат предметы ремесла: рубанки, струганки всякие, ремесленные инструменты, угольник, а самый интересный предмет в этом нижнем ярусе – это шар. Идеально выточенный шар. Вы знаете, чем был этот идеально выточенный шар? – Он был признаком очень высокого мастерства. В эпоху Дюрера обучение, технические навыки, умение делать руками, умение делать табуретку или строить дом, умение делать анатомию, знаком которого является животное, свернувшееся в левом углу, требовало очень высокого уровня знаний. И, вот, если человек мог делать такой шар, значит он мог переходить на следующий этап обучения.

На «втором уровне» познания мы видим самые разнообразные предметы, которые, казалось бы, не имеют никакой связи. Сидит младенец-ангел и читает книгу. А на чём сидит младенец-ангел? Если внимательно присмотреться, то мы видим, что сидит он на покрытом ковром жёрнове. Это верхняя часть жёрнова, который делает Великий помол для хлеба – это растирание зерна. Он означает вечное движение и возвращение, вновь движение – Великий перемол – и вновь возвращение.

…мы видим на гравюре «Меланхолия», что этот кошелёк валяется у ног. Он не пристёгнут к поясу, а валяется у ног, потому что деньги – адекватная оплата труда – может быть только за конкретно сделанный труд. Адекватная оплата полагается только на «первом уровне» познания, когда вы берёте в руки нечто, материал, и изготавливаете из него своими руками предмет – вот он имеет цену. А уже интеллектуальный труд… он не имеет эквивалентной оплаты, он вообще её не имеет.

Но главное место в этом «втором ряду» занимает большой кристалл. Этот кристалл имеет образ того, что является целью любого алхимика – это магический кристалл. Вот, во времена Дюрера, этого Позднего Средневековья, вот, точно так же, как «абсолютный ремесленник», законченный, завершённый, это был тот человек, который делал Шар, вот, точно так же, в высшей степени интеллектуализма и абсолютно учёного человека; абсолютно учёным человеком был тот, кто знал (не то, чтобы мог решить, но знал) теорему арабского учёного Авиценны, или Ибн Сины, которая так формулировалась «О сумме углов многоугольника, где ни один угол не равен другому». И вот этот кристалл, который показывает Дюрер во «втором поясе познания», – это есть многоугольник, где ни один угол не равен другому…» [T.10.CCLXXXVIII.2]

 

 
     
 

Андрей КОРОТАЕВ, доктор исторических наук, Институт востоковедения РАН: «…деление каменного века поражает своей асимметричностью. Нижний палеолит начинают с трёх миллионов лет до нашей эры. Реально мезолит – где-то двенадцать-одиннадцать тысяч лет до настоящего времени. Получается, первая эпоха занимает из трёх миллионов лет два миллиона девятьсот девяносто тысяч лет. А на всё оставшееся – на мезолит с неолитом остаётся где-то максимум в районе двенадцати тысяч лет». [P.141.67]

**

 
     
 

**

…легенд много, но доподлинно о том, как появились первые гончары, неизвестно. Самим мастерам нравится, например, такая версия.

Александр ПОВЕРИН, художник-керамист, член Союза художников России, доцент Московского государственного университета культуры и искусств: «…древний человек наступил босой ногой в глину, оставил след. И этот след остался на все времена. В этот след, когда Солнце выпалило его, земля растрескалась, и вот этот след кто-то мог взять в руки; и когда в него налилась вода дождевая, он увидел, что она там стоит. И вот так родилась идея из глины что-то лепить».

Так или иначе, но вот уже десять тысяч лет, начиная с эпохи Мезолита, люди делают сосуды из обожжённой глины. Гончарный же круг появился гораздо позже, примерно в четвёртом-третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии, Индии, Древнем Египте. Во всяком случае до нас дошло изображение египетского бога Хнума, творящего человека за гончарным кругом.

Александр ПОВЕРИН, художник-керамист, член Союза художников России, доцент Московского государственного университета культуры и искусств: «Глина в сыром состоянии бывает самая разная, она зависит от органических включений – бывает чёрная, и серая, и коричневая, и голубая даже, и зелёная, и жёлтая. Но во время обжига вся органика выгорает и остаётся только либо красно-розовый, либо белый цвет, либо огнеупорная глина, такого, желтоватого цвета.

…сажаем как можно точнее в центр: чем точнее посадим, тем легче будет её отцентровать. Сначала мы центруем глину – такой вот технический приём – надо её посадить на центр. Опуская, поднимая вверх, глина, она переминается, освобождается от воздуха лишнего при центровке. Потом её частички пластинчатые выстраиваются вдоль оси вращения». [T.10.CCCXVII.1]

 

Александр ВЫБОРНОВ, профессор, доктор исторических наук: «…изучаем историю первобытного общества. В истории первобытного общества изучается пять фундаментальнейших проблем. Это проблема антропогенеза – это происхождение человека. Это проблема появления первобытного искусства. Это проблема производящего хозяйства. Появления металлургии. И одной из проблем является появление первой глиняной посуды.

Нельзя сказать, что до глиняной посуды люди не пользовались посудой: это не так – у них были каменные сосуды, судя по находкам на Ближнем Востоке  Передней Азии, у них были берестяные туяса, были плетёные корзины и так далее. Но глиняная посуда резко изменила всё качество жизни древнего человека, поскольку глиняная посуда является очень прочной и является, по сути дела, хранилищем-контейнером, который может и варить, и хранить, и так далее. Это было особенно важно в тех регионах, где появлялось производящее хозяйство, где появлялось земледелие – была необходимость хранить запасы зерна.

Появление глиняной посуды учёные связывают с таким понятием периода истории первобытного общества, как Неолит – Новый каменный век. В Новом каменном веке человек начинает применять разные формы сырья, технологии изготовления – полирование, шлифование, сверление. Однако таким наиболее ярким маркером эпохи Неолита является появление глиняной посуды. Именно керамика является основным признаком, который отличает эпоху Неолита от более ранней предшествующей эпохи Среднего каменного века – Мезолита, когда были только каменные, костяные и деревянные орудия труда, и, возможно, была какая-то тара, сделанная из ивы – плетёные корзины или берестяные туяса и так далее.

В данном случае происходит «керамическая революция», то есть, когда человек начинает производящее хозяйство. Это первое производство, когда человек своими руками создаёт то, чего не создала природа». [P.125.237]

 

Александр ОЧЕРЕДНОЙ, археолог, кандидат исторических наук: «…вот эта наиболее длинная эпоха называется «Каменный век». Каменный век – это гигантское по протяжённости временное подразделение человеческой истории, которое занимало практически девяносто девять процентов истории человечества.

Первые свидетельства, которые можно отнести к осознанной деятельности по изготовлению каменных орудий – это та отправная точка, с которой мы начинаем отсчёт этой эпохи «Каменный век». Эти первые свидетельства могут быть датированы эпохой, которая старше двух с половиной миллионов лет – это новые находки в Эфиопии. «Нижняя граница» постепенно отступает назад, постепенно становится всё древнее и древнее.

Самое позднее свидетельство серийного изготовления каменных орудий, как это ни странно – это примерно шестидесятые годы девятнадцатого века. И связано это с появлением капсюльного патрона. Это серийное изготовление ружейных кремней, которые изготовлялись не просто серийно, а массово». [P.125.257]

 

 
     
 

…эти обломки проливают свет на то, как Рим обеспечивал всю эту немыслимую роскошь. Рим был известен как «Город на семи холмах». Монте Тестаччо (Monte Testaccio) был восьмым холмом Рима. Рим вырабатывал невероятное количество отходов: Монте Тестаччо был всего лишь гигантской свалкой. Для археологов это место устлано драгоценными обломками. В древности сюда долгое время сбрасывались миллионы разбитых амфор. Содержимым этих амфор провинции платили дань императору. Соды были наполнены провиантом, необходимым для того чтобы накормить миллион людей, живших тогда в Риме.

Dr. José Remesal Rodríguez is a professor of Ancient History at the University of Barcelona: «Это место очень важно для нашей работы: мы находим здесь амфоры с сохранившимися надписями – это что-то вроде современных наклеек – они содержат очень подробную информацию: вес самой амфоры, вес содержимого, имя купца. Есть и таможенный штамп. Есть сведения о маршруте. То есть мы получаем подробные сведения о том, как привозились эти амфоры, откуда они поступали и куда их посылали».

Судя по форме обломков и надписям на них, в большинстве амфор было оливковое масло из провинции Испании Бетика, в Южной Испании – сегодняшней Андалусии.

Недалеко от Монте Тестаччо на Тибре находилась пристань. Здесь с грузовых судов амфоры выгружались. Сразу за портом находились склады, где этот нескончаемый поток товаров хранился. Здесь оптовые торговцы хранили зерно, масло, вино и другие продукты.

Dr. José Remesal Rodríguez: «Рим был крупнейшим городом древности, но от моря его отделяло тридцать километров. Все товары приходилось доставлять от моря в город через Тибр. Вдоль реки стояли склады, в которых хранилось всё, что требовалось для Рима. Груз поступал со всех концов империи – из Сирии и Испании, из Англии и Египта».

Амфоры для вина использовались снова и снова, но амфоры для масла разбивали: их было слишком трудно мыть. [T.10.LXXIV.3]

 
 
     
 

Dr.ssa Tiziana Lazzari, Università di Bologna: «Мы видим, что такие замки строились на возвышенных участках и контролировали дороги, а не долины. Эти замки, благодаря стратегическому расположению, тщательно оберегались наследниками, потому что использовались для контроля стратегических районов с точки зрения экономической, инфраструктурной или военной выгоды».

…постепенно конструкция замков всё более совершенствовалась, а для их возведения использовались камни и кирпич. Камень раскалывался от попадания снарядов, выпускаемых нападавшими, кирпич же был более гибок, и поэтому более удобен для строительства. В низинах, где наблюдался избыток земли и была возможность лепить и обжигать кирпичи, замки строили из кирпича. В горных районах, где проще найти камни, замки строили из камня. [T.13.CIII.5]

 

Видите, каменная кладка с кирпичной перемежается. Это «опус микстум», так римляне строили, а у них византийцы и славяне перенимали, но не турки.

В. БАБЕНКО [A.335]

*

«opus mixtum»

 

 
     
 

Андрей ВИНОГРАДОВ, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, НИУ ВШЭ: «…в изучении древнерусского искусства всегда боролись две тенденции. С одной стороны исследователи с византийским бэкграундом всегда видели в древнерусском искусстве очередную фазу византийского искусства. С другой стороны была так называемая «патриотическая» тенденция, которая, наоборот, всячески отрицала византийское влияние и показывало самостоятельность русского искусства.

Конечно, отрицать византийское влияние невозможно, потому что на Руси, как выяснилось сейчас, никакого каменного строительства до князя Владимира, до Десятинной церкви просто не было. Они принесли с собой технологию производства кирпича – плинфы, и многое другое».

Таисия КРУГЛОВА, кандидат исторических наук, заведующая отделом хранения монументальной живописи Псковского музея-заповедника: «…кирпич домонгольского времени. Мы знаем его по источникам под греческим термином «плинфа». Это крупноформатный кирпич, который пришёл в Киевскую Русь после принятия христианства из Византии. И все ранние храмы Киева строились исключительно из плинфы. Новгородские мастера и Нифонт, как заказчик, не отказались от этого материала, наоборот, активно его использовали, но сочетали его с местным материалом доступным – это известняковая плита». [T.10.DCCLXX]

*

Борис ТАЛПА, кандидат геолого-минералогических наук, ЮФУ: «…какие самые древние сооружения, и как пришёл кирпич в Россию?

Соответственно с крещением Руси у нас получилось, с одной стороны мы приняли православную веру. Православная вера использует для совершения культа строения, которые мы называем соборами. И, соответственно, византийцы привезли нам опыт получения не только строительства и производства кирпича. Но они использовали плинфу. И, соответственно, плинфа в России использовалась вплоть до пятнадцатого века, когда на смену ей пришёл «аристотелев кирпич». Дело в том, что он по размеру является «двухручный», и первые строения, которые были получены из этого кирпича – это Москва.

В Москве первые жилые дома начали появляться с 1450-го года. Довольна стал кирпич популярным среди знати и торговых людей. В 1475-м году был построен первый в России кирпичный завод. До сих пор самым ярким образцом кирпичного строительства остаётся Московский Кремль, строительством которого при Иоанне Третьем заведовали итальянские мастера. И кирпичную печь устроили на Андрониковом монастыре». [P.125.381]

*

πλίνθος ἡ 1) кирпич: πλίνθοι ὀπταί Her. обожжённые кирпичи; δόμος πλίνθου Her. слой кирпича; πλίνθον πλύνειν погов. Plut. мыть кирпич (о бесплодном занятии); 2) плитка, брусок (πλίνθοι χρυσαῖ Polyb.). [B.169]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4