ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН III. Divina Natura; Partus Generatio 2; Venus Urania; Physis; Императрица; Иероглиф (Берущая рука - Влагалище).

   

Partus Generatio 2

 
     
 

Cybelē, ēs f Кибела: 1) фригийская богиня, «великая матерь» богов, дочь Сатурна и Земли, символ плодородия; впоследствии изображалась в повозке, запряжённой львами, и с corona muralis на голове (turrita mater) V, M etc.; 2) гора во Фригии O etc. [B.32]

 

γαστήρ, γαστρός, эп.-поэт. тж. γαστέρος ἡ 1) желудок.; 2) живот, брюхо; 3) потребность в пище; 4) пища, еда; 5) материнская утроба, чрево: γαστέρι (γαστρὶ) φέρειν Hom., Plat. и ἐν γαστρὶ ἔχειν Her. носить в чреве, быть беременной; 6) кул. начинённый мясным фаршем желудок, желудочная колбаса [B.169]

γαστρο-βᾰρής adj. f беременная Anth. [B.169]

μαῖα ἡ 1) (ласковое обращение к старым женщинам) мать, матушка…; 2) мать, мама…; 3) мамка, кормилица…; 4) повивальная бабка, повитуха[B.169]

μάμμα и μάμμη ἡ 1) мама, матушка NT, Anth.; 2) бабка NT, Plut. [B.169]

μητρὸς γυῖα Luc. материнская утроба.

 

 
     
 

Кимвры заслужили себе славу кочевных разбойников. Вскоре слово «кимвр» стало означать «разбойник». Германцы были врагами германцев. Они воевали друг против друга и забирали всё, что можно было забрать. Происхождение, близость по крови и принадлежность к одной расе были для них пустым звуком. Враги быстро становились союзниками, а друзья – врагами. Когда голод становился невыносимы, приходилось отправляться на поиски добычи.

Жизнь воинов-охотников стала для кимвров и тевтонов их второй натурой. По пути к ним присоединялись другие племена и общины, которые тоже становились кимврами. Во время «Переселения народов» это случалось довольно часто. И им было всё равно, откуда человек, какой он крови и расы. Германское «фольк» – «народ», происходит от слова «фолькт» – «следует». Обоз воинов следует своим путём. [T.10.XCIX.2]

 

Елена СУДАРИКОВА, антрополог, старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея: «…детёныши – это главный расходный материал в природе: они умирают постоянно. Это у нас не так, а, вообще, в природе это обычно так». [P.125.439]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…он приобрёл совершенно необычайный титул – Защитник Гроба Господня».

Алексей ВЕНЕДИКТОВ, главный редактор «Эхо Москвы»: «У него есть ещё один замечательный титул. В XIX-м веке, в 1830 году, когда Бельгия стала независимой. Бельгийские политики искали национального героя, исторического героя. Это фантастическая история, когда вновь образованное государство ищет, а все её герои – то французы, то немцы, то Карл Великий, то Карл Пятый. Нет бельгийца. И вот, наконец, они придумали. По прошествии 800 лет…»

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Объявили его бельгийцем».

Алексей ВЕНЕДИКТОВ, главный редактор «Эхо Москвы»: «И поставили его конную статую, которая стоит до сих пор на Королевской площади в Брюсселе. Когда в XI-XII-м веке никакой Бельгии, конечно, не было. Но он бельгийский национальный герой, Готфрид Бульонский».

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Но сказать откуда он родом теперь особенно уместно. Что ж такое эта самая Лотарингия? Это вечное яблоко раздора между Францией и Германией. Вечное европейское яблоко раздора, которое, конечно, после Первой мировой войны, это было очень важно, как его делят, после Второй мировой войны, сегодня, вроде, всё потише и полегче. Но это яблоко раздора, образовавшееся в IX веке, в 843 году…» [P.97.16]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «История его жизни очень многое в нём объясняет. Он родился 1 августа 10 г. до нашей эры в Лионе, в нынешней Франции, тогда римская провинция Гале. Не так давно завоёванная великим Гаем Юлией Цезарем, но уже сильно романизованная. Но, конечно, не в Риме. Его отец – известный в Риме человек – Друз-старший. Родной брат императора Тиберия и пасынок Октавиана Августа. Самого божественного Августа. Август женился на его матери, а она через три месяца родила. Был сочинён стишок, некоторые вольнодумства в Риме существовали. Где была такая строка: «Везучие родят на третьем месяце». И шла волна, что это может быть, не пасынок, а зачатый загодя родной сын Августа». [P.97.7]

 

 
     
 

Степан ШАМИН, кандидат исторических наук, ИРИ РАН: «…в обязанность царицы входило рожать наследников. Чтобы ничто не мешало увеличению царской семьи, детей забирали кормилицы. Естественные задержки способности забеременеть, которые связаны с тем, что женщина выкармливает ребёнка, обнулялись. И Евдокия Лукьяновна Стрешнёва – супруга царя Михаила Фёдоровича) за двенадцать лет рожала десять раз. И в (16)39-м году она родила последнего сына, который вскоре после родов умер. Она после этого болела, и, если вспоминать цитату «в их государевой любви с этого времени стало не по-прежнему». [P.141.59]

 

…дама рыцаря. Она родилась, чтобы рожать.

Главной целью средневекового брака было продолжение рода. Без детей, прежде всего, без сына-наследника – продолжателя династии, все усилия могли оказаться напрасны.

Люди жили по принципу: «Не любовь ведёт к браку, а брак ведёт к любви».

Рыцарские фамилии более всего были заинтересованы в усилении власти, обогащении и повышении социального статуса. Брак был союзом двух семейств. Мнением жениха и невесты могли особо и не интересоваться: сегодня некоторые средневековые браки можно назвать и насильственными.

Рыцарь был стражем своей жены и был обязан защищать её. После первой брачной ночи ей полагались «утренние подарки» – особняк, скот, слуги, мебель, одежда, украшения и обувь. Это должно было обеспечить её на случай вдовства, что было вполне вероятно, если муж уйдёт на войну. Её долгом для дома и семьи было, прежде всего, руководство пошивом одежды. И пока её муж был жив, она оставалась полностью в его власти.

Prof. Dr. Claudia Garnier, Universität Vechta: «Эти иерархические отношения не оспаривались, поскольку семья рассматривалась как мельчайшая ячейка Богом данной социальной структуры. С современной точки зрения это, безусловно, дискриминация. Но такие понятия, как эмансипация или равные права и возможности просто не существовали в средневековом сознании». [T.29.XXXVI.1]

 

 
     
 

Антураж, который присутствовал во время этой поездки Адриана, – его первого визита в провинции в качестве императора, – был весьма впечатляющим. Сенаторы, военные советники, архитекторы, инженеры, а также, для респектабельности, императрица Сабина (Vibia Sabina) – жена Адриана. Этот брак устроил Траян (Marcus Ulpius Nerva Traianus), но это был ужасный брак. Адриан предпочитал общество мужчин: он уставал от скандалов и выходок жены. Что качается Сабины, говорят, она предприняла все, чтобы не забеременеть от Андриана, утверждая, что его нанесут вред всему человечеству. Похоже, любовью там и не пахло. Гораздо более преданными Адриану были его солдаты.

Сейчас, когда ему стало глубоко за сорок, тот факт, что он стареет, скрашивало присутствие его молодого и прекрасного компаньона – Антиноя (греч. Αντινοος, лат. Antinous). Поэтому эта идея омоложения или перерождения быстро превращалась в настоящее наваждение.

…он был вне себя от горя. Не смотря на все его подношения, не смотря на то, что сам Мемнон говорил с ним, боги покинули его. За несколько дней до этого погиб его юный любовник, его постоянный спутник Антиной – утонул в водах Нила. Узнав о его смерти, Адриан, закалённый в боях солдат, властитель всего мира, сломался и рыдал как женщина. Он был изолирован вместе со своей огромной свитой, заперт с женой, которую он ненавидел. Но он не отступил от своих правил, – он основал город, – единственный город, когда-либо построенный в Египте. Он назвал его Антинополис. Затем он пошёл ещё дальше, – он сделал Антиноя богом. Это был перебор, даже по римским меркам, которые позволяли обожествление императоров и их семей, но не любовников, и уж никак не мужчин-любовников.

Спустя века, многие считают, что смерть Антиноя не была случайной. Это было даже не убийство, а жертвоприношение, ради спасения репутации его любовника и самого императора Адриана. Их отношения стали объектом сплетен и скандалов. Его биограф писал: «В результате любви Адриана к роскоши и его похотливости стали появляться враждебные слухи о растлении юношей и его всепоглощающей страсти к своему общественному спутнику Антиною… Мы считали его связь с лицами несоответствующего возраста весьма подозрительной». Адриан был пятидесятичетырёхлетним стариком. Адриан поторопился назвать это случайностью, тем самым оградив себя от возможных обвинений в гибели юноши… [T.4.XXIV]

 

Жена Траяна Помпея Плотина, покровительствовавшая Адриану, женила его в 100 году на Сабине, чтобы упрочить за ним власть: «её радостно приветствовала Плотина и не особенно желал Траян». Брачный союз укреплял статус Адриана как наследника Траяна. В 117 году после смерти Траяна Адриан стал императором, причём было объявлено, что перед смертью Траян успел его усыновить.

Брак был несчастен и бездетен. Адриан, вступив на престол, «относился к Сабине, как к рабе, хотя она, кроме красоты, отличалась тонким умом и строгостью нравов». Также отмечают, что Адриан говорил: «И со своей женой, как он говорил, он развёлся бы из-за ее угрюмости и сварливости, если бы был частным человеком». Сабина платила Адриану взаимной неприязнью. Римские историки пишут: «она открыто заявляла, что, узнав его чудовищный характер, приложила все усилия, чтобы не забеременеть от него на погибель рода человеческого». [P.100.5]

 

 
     
 

Кейт Эдвардс, менеджер: «Патрик очень хотел стать отцом. Таким же хорошим отцом своему ребёнку, каким был его отец».

Лиза Ниеми, вдова Патрика Суэйзи: «Мы оба любили детей и всегда хотели их иметь. Я забеременела, но случился выкидыш. Это было…

…кто же знал, что от выкидышей столько боли. Эмоциональной боли. Это было очень тяжело. Мне долго делали иглоукалывание, а потом, вдруг, я постарела. Возможно, я должна была лучше знать, что делать, а не терять время зря. Но однажды спросила: «Может, возьмём приёмного?» И он со слезами на глазах сказал: «Я хочу детей от тебя».

Он был как папа всем животным на ранчо: они были нам как дети. В нём было столько любви, и так чудесно было дарить её этим прекрасным существам. Она досталась им».

Роланд Жоффе, режиссёр: «Роль Лизы в жизни Патрика была очень важна. Она помогала ему без страха заглядывать в самого себя – была его творческим стимулом. Между ними была очень тесная прекрасная связь. Им нравились их отношения – эти двое очень глубоко сроднились. И их тесная связь чувствовалась. Но, думаю, в глубине души Патрик всегда был одинок. Это в нём было. И мало кто знал, как глубоко это в нём…»

Лиза Ниеми, вдова Патрика Суэйзи: «О Патрике говорят, что он часто был в радужном настроении. Но порой он искрился, как шампанское, веселился, и, вдруг, раз – и замкнулся в себе: упал духом.

Многие, у кого проблемы с алкоголем, имеют эмоциональные психические расстройства, и пьют, чтобы скрыть их. Патрик, то был пьющим, то нет. У него бывали долгие периоды очень тяжёлого пьянства, и потом они проходили. Он какое-то время не пил. А потом опять скатывался вниз. Вы знаете, он не переставал пить. Это был ужас. Я писала в воспоминаниях, что на год уехала от него, потому что мы дошли до грани, где кто-то должен был умереть или он, или я. Я была рядом с ним каждый день: я всё ещё любила его. Да! Но! Было очень тяжело смотреть, как человек разрушает себя. Любой, кто живёт с тем, у кого такие проблемы, невероятно страдает. И я плакала каждый день. Плакала постоянно. Приезжая на ранчо, останавливала машину и плакала, прежде, чем войти. От него пахло. Это меня бесило. Я начинала рыдать. И сидела почти полночи на пороге в слезах. Понимаете, для меня весь ужас был в том, что остаться было невозможно, но и уйти было невозможно тоже. Это было самое дно…» [T.1.XLV]

 

 
     
 

Dr. Susan J. Blackmore, University of West England: «Я бы сказала, что сегодня обмен и накопление информации происходят всё быстрее и быстрее. Они уже давно опережают темпы биологической эволюции, но в принципе обе эволюции идут параллельно. Например, контроль рождаемости. Все эти противозачаточные таблетки оказывают влияние на гены. Действительно, лекарства оказывают сильное воздействие на генетическом уровне – одни гены меняются, другие нет. Чем образованней человек, тем меньше у него детейтак информация борется с генами. Я полагаю, что к началу двадцать первого века информация обрела в нашем мире свой собственный дом – интернет. Мы думали, что создали интернет для своей же пользы, но зайдите в любой офис и посмотрите на людей, – этих рабов информационных потоков…» [T.10.CXCIV.4]

 

Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук: «…а как известно, если людей, даже высокоцивилизованных, избавить от необходимости добывать себе пищу в поте лица, они начинают размножаться, как кролики, потому что их любимое развлечение и единственная биологическая цель – перенос генома в следующее поколение». [A.289]

 

Директор Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии, доктор медицинских наук, профессор Ю.Е. Вельтищев: «Генам подконтрольны все процессы, происходящие в организме. В тех случаях, когда происходит малейшая их поломка, биохимическое равновесие нарушается, возникают новые признаки, которые могут вызывать тяжёлые нарушения в процессах жизнедеятельности.

Повреждённый, мутантный ген, циркулируя в роду ещё до рождения ребёнка, наложил свою печать на его наследственные свойства – генотип. А условия внешней среды (по крайней мере в большинстве случаев) спровоцировали болезнь, которая при иных обстоятельствах, возможно, и не проявилась бы.

…при нарушениях обмена, вызванного другой группой наследственных заболеваний – генными мутациями, диагностика значительно осложняется. Если хромосомы видны в обычный световой микроскоп и поддаются количественному подсчёту, то мутантный ген, его патологическое действие можно зарегистрировать только косвенно, через синтез дефектного белка, химическим методом исследования.

Особенно нелегко диагностировать генные мутации при внешней схожести наследственных недугов.

Есть такая болезнь – синдром Марфана. Носители её очень высокие, худые люди, с длинными руками и ногами. У них тонкие, «паучьи» пальцы, иногда своеобразное, птичье выражение лица. Костным нарушениям сопутствуют тяжелые поражения сердечнососудистой системы, глаз. Болезнь подробно была описана французским педиатром Марфаном ещё в конце прошлого столетия. Но только недавно установлено, что одна из причин болезни – нарушение обмена аминокислоты оксипролина.

Наследственная болезнь гомоцистинурия – тоже следствие нарушения аминокислотного обмена. И внешне она проявляется как синдром Марфана: высокий рост, худоба, поражение сердца, сосудов, глаз. А лечение требуется совершенно иное, поскольку первоначальный дефект заключен в недостаточности фермента, участвующего в обмене другой аминокислоты – метионина.

У человека два вида наследственности: биологическая, которая меняется очень мало (в ближайшее тысячелетие по крайней мере генотип человека почти не изменится), и социальная, как бы компенсирующая ту остановку, которая создалась в наследственности биологической.

Можно утверждать, что со времён доисторического человека и вплоть до нашего времени гены по своему строению, структуре в принципе не изменились».

А. МИРЛИС [A.412]

 

 
     
 

Dr. Lone Frank, Author «My Beautiful Genome»: «Учёные выявили ряд генов, оказывающих большое влияние на нашу психику и личностные качества. Среди этих генов есть два весьма примечательных «MAOA» и «SERT». Они встречаются в двух вариациях, по разному влияющих на работу мозга – доминантный и рецессивный. Психологи Prof. Terrie Moffitt и Prof. Ariel Knafo-Noam, изучавшие сочетание этих вариаций десять лет назад, сделали важное открытие – они обнаружили, что самое большое воздействие на формирование личности оказывает сочетание определённой аллели, то есть, формы гена и того, в какой обстановке рос его носитель. Если детство было тяжёлым, рецессивная аллель гена «MAOA» повышает риск агрессивного и, даже, преступного поведения. А сочетание рецессивной аллели гена «SERT» и психологической травмы, полученной в детстве, приводит к повышенному риску депрессий. Вывод следующий – ни гены, ни наше окружение сами по себе не определяют нашу судьбу: всё зависит именно от сочетания генов и обстановки, в которой мы росли». [T.10.DXLIII]

 

Годы исследований показали, ДНК человека и дождевого червя мало отличаются друг от друга. Из миллиарда имеющихся у нас генов лишь тридцать тысяч «собственно человеческие». На девяносто девять и девять десятых процента они совпадают у всех людей на Земле, и только одна десятая процента генов у каждого человека имеют собственную комбинацию. Этот ничтожный процент и делает любого из нас уникальным. [T.2.LXXXIV]

 

 
     
 

Если вы одноклеточное существо или вид низкой эволюционной сложности, основная информация выживания поступает из ваших генов. Лишённые чувств и сложных органов, эти примитивные существа получают крохотную информацию из внешней среды – только то, что необходимо, чтобы существовать как вид из поколения в поколения.

У этого скудного бытия есть свои преимущества: при малой сложности меньше требования – простота в обмен на недостатки. Это настолько жизнестойкая формула, что благодаря ей определённые организмы, такие как медуза, почти не меняясь, существуют уже больше пяти миллионов лет.

Возможно, существует генетическая память, которая, постигая опыт предков, передаёт изменения последующим поколениям. Но среди менее развитых существ, особь едва ли получает какую-либо информацию от своих родителей. Сказать по правде, у многих видов новорождённые даже не знают своих родителей. Наследие этих «сирот поневоле» заключается в их генетическом коде. Период обучения отсутствует, и при этом едва ли передаётся какая-то информация.

Когда родители остаются рядом со своим потомством, у малышей есть одно бесценное преимущество – вся информация, заключённая в их генетическом коде, всё инстинктивное знание будет многократно увеличено благодаря родительским указаниям и примерам.

Родители становятся учителя с момента появления младенцев на свет.

Чем сложнее отношение между отцом и потомством, тем богаче навыки, которые приобретает детёныш, появляющийся на свет.

Все юные создания нуждаются в общении: они должны посылать и получать информацию, которая поможет им ориентироваться в игре жизни.

У наиболее развитых животных наиболее сложные социальные структуры. Приходиться усваивать больше вещей и для этого требуется больше времени. Поэтому у видов более развитых более долгий период младенчества, что даёт возможность продлевать их обучение на основе опыта старших. Иначе говоря им требуется больше времени для того чтобы изучать игру жизни. Зато они оказываются более готовыми к предстоящим испытаниям, которые преподносит им жизнь.

Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше времени уделяется учёбе. Это преимущество, которое сопутствует развитию определённых групп животных и во многом способствует разностороннему формированию отдельной особи. Группа, семья обеспечивает защиту детёнышам в период обучения, когда они ещё не готовы к встрече со сложными проблемами жизни. Это всеобщая аксиома: общество – гарантия силы, чем оно насыщенней, тем больше преимуществ оно в себе заключает. [T.10.CCL]

 

Dr. Peter T. Struck, University of Pennsylvania: «…и через девять месяцев у неё родился Минотавр».

Dr. Scott A. Leonard, Youngstown State University: «Рождение чудовищ зачастую ассоциируется с грехом или каким-либо проступком. Здесь речь идёт и о том, и о другом: Минос не выполнил свой долг перед Посейдоном, Пасифая (др.-греч. Πασιφάη) поддалась противоестественной страсти. И в результате появился чудовищный младенец».

Тесей был сыном прекрасной царевны и не одного, а сразу двух могущественных отцов.

Dr. Rebecca F. Kennedy, Union College: «Двойное отцовство даёт ребёнку право на трон Эгея, а также на благоволение со стороны Бога морей Посейдона».

В древних мифах двойное отцовство было весьма распространённым явлением. Даже реальные правители иногда претендовали на родство с богами.

Dr. Kristina L. Milnor, Barnard College: «Один из ярчайших тому примеров – Александр Македонский, называвший себя Сыном Бога. Позднее, в эпоху древних римлян, римские императоры, начиная с Августа, объявляли себя богами. Фраза: «Вообще-то я Сын Бога», в те времена означала невероятный авторитет». [T.18.XXIII.4]

 

 
     
 

В мозгу млекопитающих эволюция создала один из самых мощных инструментов для выживания – материнскую любовь.

Dr. Peter C. Whybrow, Director of the Jane and Terry Semel Institute for Neuroscience and Human Behavior, UCLA: «Безусловно, между тем, как заботиться о своём потомстве мама-рептилия и тем, как это делает мама-млекопитающее, есть большая разница. В действительности, если ты рептилия, лучше не стоять на пути у своей матери, потому что в приступе ярости она может просто тебя съесть – хорошего мало.

Самая основная особенность поведения, которая отличает млекопитающих – это материнство. Мать привязана к детёнышу, они общаются друг с другом посредством выражения эмоций. Детёныш узнаёт всё по выражению лица матери буквально в первые несколько недель жизни. И он постоянно следит за лицом матери, чтобы знать, не подстерегает ли его опасность. Такие отношения необходимы, ведь детёнышу требуется немало времени, чтобы познать мир: млекопитающие не запрограммированы заранее, им необходимо самим узнавать мир. Они учатся удивительно быстро и хорошо, и именно это и делает нас в конечном итоге самыми успешными животными на земле. Но в самом начале жизни они практически беспомощны». [T.21.XLVIII]

 

Prof. Jean-Jacques Hublin, University of Bordeaux I: «Человек – это отдельностоящий вид приматов с необычными признаками. В числе наших специфических черт очень крупный мозг и прямохождение – передвижение на двух конечностях в выпрямленном положении. Наш скелет, в частности позвоночник, претерпел важные изменения, чтобы иметь возможность поддерживать тело в вертикальной позиции. Палеонтологов больше всего интересует строение скелета нижних конечностей и таза. Таз человека имеет форму ковша – чаши – поддерживающей снизу внутренние органы. У всех остальных гоминидов, передвигающихся преимущественно на четырёх конечностях, таз больше напоминает арку, к которой подвешены внутренние органы. У нас же таз относительно узкий, что обусловлено необходимостью, поскольку такой таз позволяет нам не только ходить выпрямившись, но и бегать так же, что является ещё одним характерным признаком человека. Форма нашего таза даёт нам огромные преимущества – способность ходить и бегать на двух ногах. Большой развитый мозг так же предоставляет нам множество преимуществ. Однако обладание им несёт с собой определённые ограничения и сложности: когда человеку с его узким тазом приходит время производить на свет потомство с таким объёмным мозгом. За свой развитый мозг и прямохождение мы расплачиваемся тем, что роды для женщин – это тяжёлый и болезненный процесс, который требует сложного вращения рождаемого ребёнка».

Человечество придумало немало средств, призванных облегчить роды, а так же выражения, описывающие агонию, испытываемую женщинами во время этого счастливого события – родовых мук, заканчивающихся разрешением от бремени.

В Европе восемнадцатого века четверть смертей женщин моложе пятидесяти лет была связана с беременностью. Роды – нечто вроде курса по прохождению препятствий.

Dominique Cabral, obstetrician (акушер): «Чтобы выйти из родовых путей женщины, плод должен протиснуться через тазовую полость, которая имеет три сужения. Первое – это верхнее отверстие таза, так называемый «тазовый вход». Второе расположено в средней части таза между седалищными остями. И третье – это нижнее отверстие таза или «тазовый выход». Этот сложный процесс включает в себя вход под нужным углом, продвижение с поворотом головки, затем ещё один поворот, и изгнание плода. Очевидно, что аномалии в развитии таза могут осложнить естественный процесс родов, или, даже, сделать его невозможным».

Эти манёвры настолько точны, что у человека самая высокая смертность детей при родах из всех приматов.

В странах с развитой медициной миниатюрные женщины с узким тазом обычно рожают без проблем, если нужно – при помощи кесарева сечения. Это касается пятнадцати процентов родов. Но в странах, где медицина не развита, каждую минуту из-за родовых осложнений погибает одна женщина. И на каждую умершую приходится десять рожениц с серьёзными осложнениями. [T.10.CDXLIX]

 

 
     
 

…так Яков, получивший обманом право первородства, теперь точно также был обманут сам.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «История расплаты за то, что Яков сделал со своим отцом: он притворился своим братом. Так и Лия притворилась своей сестрой».

Многожёнство в то время было обычной практикой в еврейском обществе.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «На Древнем Ближнем  Востоке многожёнство – это абсолютно нормальная вещь.

С точки зрения Лавана – его тестя – нужно сначала выдать старшую дочь замуж, потом младшую. Кстати, когда две сестры замужем за одним мужчиной – это же очень удобно: всё в семье. Ничего в этом скандального для того времени не было».

Долгое время дети в этой семье появлялись только у Лии, а Рахиль была бесплодной.

Татьяна НОТАРИУС, доктор философии, гебраист: «Лия была нелюбимой женой, но повествователь с очень большой симпатией описывает её и передаёт её голос. Как передаётся голос матери, голос женщины? – В кочевых традиционных бедуинских семьях у женщины нет большого права голоса: они, как правило, молчат. Как передаётся её голос? – Через то, какие имена она даёт своим сыновьям.

Когда рождается её первый сын – Рувим – «Увидеть сына»: смотри, сын. Потому что Бог увидел мои страдания, и теперь мой муж меня полюбит. Сначала у неё первая реакция – это надежда, что она ещё полюбит свою любовь.

Второй сын Шимон. Она связывает это с корнем «Шама» – «слышать», потому что Бог услышал мой голос.

И третий её сын – это Леви. Она связывает это с корнем «лилябот», то есть, она говорит, что вот теперь, когда я родила ему трёх сыновей, он «приклеится» ко мне. Она даже уже не надеется на то, что он её полюбит. Вот в одной этой фразе очень много сказано: «он прилипнет ко мне», он будет следовать за мной, потому что я родила ему троих сыновей.

Когда рождается четвёртый сын – Иуда – она только говорит: «Я благодарю Всевышнего». Она ничего уже не говорит, ни про мужа, ни про Бога, а только про то, что она благодарит Всевышнего за то, что у неё есть.

И вот этот вот голос, он исполнен с одной стороны такого благородства, и мы чувствуем человеческую драму, человеческое страдание. Но, в то же время, много надежды. И мы знаем, что вот эту силу Лия пронесла через всю свою жизнь, не смотря на то, что она была не самой любимой женой. Она осталась с Яковом до конца дней, и, как мы считаем, похоронена с ним вместе в Меарат а-Махпела».

От четвёртого их сына – Иуды – берёт своё начало колено, из которого произойдёт Мессия. [T.10.DCCXX.2]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…неженка, живущая так беспечно, говорящая себе самой: «Вот она я, и нет мне подобной»! Ни за что не останусь я вдовою, бездетной никогда не буду». Обе беды нагрянут к тебе разом – вдовство и бездетность – сполна тебе придется их изведать, несмотря на великое твое чародейство, на все множество твоих волхований» (Ис.47:8-9)

Понятно, что судьбы народов достаточно переменчивы, и великие империи сменяют одна другую.

В древнем мире остаться вдовой и быть бездетной – это самое страшное, что может постигнуть женщину, потому что о ней тогда никто не заботится – ни муж, ни дети. Пришло именно то, чего страшилась». [P.125.446]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Будут есть, да не насытятся, будут блудить, да не размножатся, ибо оставили служение Господу» (Ос.4:10)

Понятно это и в физическом смысле, и грех, как нечто, что не насыщает: сколько не греши, а всё равно… Грех – это страсть, которая требует ещё и ещё. И блуд, и физический, и в переносном смысле тоже – это те усилия, которые не приносят плода: вроде много всего, а в результате-то ничего». [P.125.470]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…редчайшее изображение, прорисовка на остраконе. Это Великая Мать богов, которая беременна Солнечным младенцем. У неё в чреве Солнечный диск, внутри этого солнечного диска младенец, который держит перст у уст в знак того, что это юное существо, которое только должно войти в мир. Это одно из канонических изображений Богини-матери в Древнем Египте, которое будет полностью потом заимствовано другими культурами. Например, именно с этих изображений будет позже заимствован канон Богоматери Знамение в христианской культуре.

…это изображение огромного ложа – родильная кровать. На ней сидит богиня в окружении повитух, рожая Божественного младенца. Подобные помещения древние египтяне называли «Пер-мес» или «Дом рождения», они вообще были связаны с комплексами, посвящёнными Матери богов. Когда Мать богов рожает, она уязвима, потому что её лоно открывается, потому что проливается кровь. Поэтому в этих храмовых помещениях всегда были изображения бога Беса. Бес, несмотря на то, что он карлик, он вооружён огненными ножами, он способен преодолевать любое зло. И он особенно связан с такими помещениями египетского дома, как опочивальня или то место, где женщина рожает своего младенца». [P.125.17]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…лоно богини, оттуда рождается Солнечный диск – Солнце в образе диска. Крылатый гигантский летящий скарабей – символ утреннего Солнца, потому что Хепри – Скарабей, он творит «хеперер» – сотворение мира во всём его многообразии. И здесь две великие повитухи сидят по двум сторонам от Великой матери Вселенной, которая беременна Солнцем, и которая выталкивает его из своего лона. Зарисовка царского художника на куске известняка – это остракон (98_kB), найденный в Долине царей. И вновь Великая мать Неба, она держит в руках огромное чрево. В чреве Солнечный диск, и внутри этого диска – Солнечный младенец, который есть Солнечная душа нового дня. Вот этот образ пройдёт в позднюю античность, потом в Византию и именно на этом образе основывается канон иконы Богоматери Знамение, которая своим каноном уходит в глубокую египетскую древность». [P.125.42]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…срез этого памятника круглый – это солнечный диск – это Ра. В центре этого диска сидит Хепри – бог молодого утреннего Солнца. Понятие «хепри», оно вообще важно не просто для представления о солнечном боге, но и для того, чтобы мы поняли, как египтяне видели себе сотворение мира. Дословно глагол «хепер» можно перевести «возникать, разделяясь в процессе возникновения на множество форм.

…в космогонии города Гелиополя Атум творит мир посредством мастурбации, и его рука одновременно является его супругой. То состояние, когда он извергает семя, ассоциируется с рождением его дочери – Небетхетепет – владычицы счастья, ликования, удовлетворения. И когда это семя извергнуто, Атум помещает его в свой собственный рот, и выплёвывает первую пару следующих божеств – Шу и Тефнут. Шу при этом ассоциируется с воздухом, Тефнут – с огнём и одновременно влагой. Шу олицетворяет собой мужское начало, Тефнут – соответственно, женское.

…акт самосоития солнечного Бога-творца через символ его жён, он присутствует в храме Хибис в виде забавной иконографии Хатхор Небетхетепет – она богиня, сжимающая фаллос Солнечного бога, для того, чтобы из него изверглось семя, из которого будет сотворён мир.

Шу и Тефнут становятся мужем и женой. От их брака, в свою очередь, рождаются Геб и Нут. Геб – бог земли, и Нут – богиня неба. Но если Шу персонифицирует собой «дыхание», а Тефнут персонифицирует собой «огненную, гневную влагу», то Геб и Нут – они не олицетворение земли и неба. Нут – это богиня, одухотворяющая собой Пет – небо. Но само название «небо» – оно другое, даже вот в высоком таком поэтическом языке «херет» – «небеса» – это тоже не Нут. Геб, в свою очередь, одухотворяет собой Таб – пространство земли. От их союза рождаются великие другие божества, среди которых Изида, Нефтида, великий Осирис, Сетх и все остальные, кого мы знаем по знаменитым египетским ритуальным драмам.

В «текстах саркофагов», который унаследовал «текстам пирамид» – это следующий этап развития египетской заупокойной литературы, есть специальный фрагмент, который условно называют «Литургия бога Шу», в которых бог Шу говорит о том, что жизнь – это дыхание. И что вот это дыхание, исторгнутое из рта Предвечного солнечного божества, – это то дыхание, через которое передаётся жизнь. Причём, точно так же, как и первая пара, сотворённая Солнцем – это пара взаимодополняющая – мужчина и женщина, точно также, как и принципы, которые они собой воплощают: анх – это жизнь – мужской род и воплощённом в Шу – в воздухе, что воздух – это дыхание, а Маат – истина – миропорядок, это, соответственно, то, что связано с богиней Тефнут. То есть, всем известная богиня Маат – богиня истины и миропорядка со страусиным пером на голове – это особенность первосотворённой женской формы божества, в данном случае Тефнут». [P.125.20]

 

 
     
 

Максим ЦЕЛУЙКО, преподаватель Школы востоковедения, ВШЭ: «…ему предлагали после 221 года, когда он завоевал все остальные царства, вновь ввести удельную систему, раздать своим сыновьям уделы. Но он на это не пошёл. Таким образом, он испортил свои отношения с аристократией смертельно. И был единственным китайским императором, который никогда не женился, у которого никогда не было официально назначенной императрицы, у которого были только наложницы. Что впоследствии отрицательно сказалось на том, что его дети так и не смогли по-хорошему прийти к власти, вырвать реальную власть из рук соратников Цинь Шихуанди. Как наследники Петра какое-то время не могли вырвать власть из рук соратников Петра. Вот так же и здесь».

Марк УЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук ИСАА МГУ: «…здесь очень важно учитывать характер высшей власти в Китае, то, что империя сменяется периодом раздробленности, и каждой новой империей правит новая династия». [P.141.62]

 

 
     
 

1 - 2