ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XX. Attractio Divina; Transmutatio astralis; Mutationes in tempore; Resurrectio mortuum (Воскресение мёртвых); Cuptut (Стремление); Circulus; le Jugement (Cyд); Caput 2; Иероглиф (голова человека, выглядывающая в окно). |
||||||
Caput 2 |
||||||
vertex, ids m [verto] 1) водоворот (v. est contorta in se aqua Q); вихрь (amoris Ctl): v. venti Lcr, L, Sen вихрь, смерч; v. flammis volutus V и v. igneus Lcr огненный вихрь; 2) центр вращения неба, небесный полюс (sublimis V; astrĭfer Sil); 3) темя, макушка: ab imis unguibus usque ad vertĭcem summum погов. С с ног до головы; 4) голова: humum vertice pulsare О биться головой о землю; toto vertice supra esse V быть выше на целую голову; 5) высочайшая точка, вершина (Aetnae С; arcis Lcr); верхушка (quercūs V): caesi vertices Idae Pt срубленные леса Иды; vertice celso arbor РМ высокоствольное дерево; a vertice V сверху (вниз); in vertice civitatis Tert = in Capitolio; 6) высота, возвышенность, гора (Erycīnus V); 7) высшая ступень, верх (dolorum С): vertices principiorum Аmт высшие начальники. [B.32]
βρέγμα, ατος τό 1) темя, макушка головы Batr., Arst.; 2) (у детей) родничок Arst.; 3) настой, отвар (παλιούρων Diod.). [B.169]
*κύβη ἡ голова. [B.169]
βῡσ-αύχην, ενος adj. [βύω] досл. с втянутой в плечи головой, перен. безголовый (ἀσκός Arph.). [B.169]
|
||||||
Из истории известно, что ирландцы были охотниками за головами. Philip Freeman, historian and biographer: «Очень высоко ценили храбрость и бесстрашие в бою». Чем больше голов срубишь на поле боя – тем лучше: они верили, что душа обитает в голове. Padraigin Clancy, Folklorist: «Срубить голову врага, означало забрать его душу». [T.13.XXIII]
…его смерть была суровым наказанием за преступление против римской власти. Миранда уверена, что выставление его головы на всеобще обозрение было намеренным поступком со стороны римских завоевателей. Они позаимствовали этот кельтский ритуал, чтобы местное население их поняло однозначно. Prof. Miranda Aldhouse-Green, University of Wales, Newport: «Мы знаем, что в железном веке и в римский период человеческая голова имела для бриттов особое значение: к ней относились с глубоким почтением. То есть сам факт того, что человеку отрубили голову, выставили её на крепостной стене, а потом просто выкинули в мусорную яму – был актом пропаганды. Это было ясное послание бриттам. Оскорбительное послание. В том смысле, что их собственный ритуал превратили в позорную бесчестную казнь». [T.13.V.2]
Тысячи костей, найденных по внешнему периметру ограниченного места раскопок, возможно, принадлежали воинам, тела которых до погребения развешивали на ветках деревьев вместе с оружием и доспехами, и оставляли гнить на Солнце. Это был своего рода знак превосходства галлов и одновременно служил их предупреждением другим племенам. При этом у всех без исключения были отрублены головы. Prof. Miranda J. Aldhouse-Green, Cardiff University: «У нас остались свидетельства в виде произведений классиков, что воины забирали головы убитых с собой. Они отрубали головы противникам на поле боя, привязывали к сёдлам и, привезя домой, выставляли свои трофеи напоказ. Они считали, что отрубленная голова, это, своего рода, миниатюра самого человека, обладающая священной силой. Достаточно развесить отрубленные головы в храме, чтобы тот пополнился священной силой». Подобные ритуалы в кризисное время совершались во всём мире (1 в. н. э.) Dr. Mark Horton, University Bristol: «Как правило, каннибализм является своего рода ответом на чрезвычайную ситуацию, когда люди находятся на грани истребления. Антропологические исследования в Новой Гвинее и южных морях показали, что именно это произошло, когда колониальное правление вмешивалось во внутренние устои местного общества». [T.13.LXI]
Эта трагедия вызвала в российском обществе реакцию поистине антагонистическую: смертельный испуг власть имущих – средь бела дня в Московском Кремле взорван виднейший представитель императорской фамилии. А с другой стороны – беспредельный цинизм светских остроумцев: «Покойный впервые пораскинул мозгами». Дмитрий ГРИШИН, кандидат исторических наук: «Есть очень интересные, часто приводимые сравнения – убийство Великого князя и убийство его отца – что-то схожее: бомба в карету. Тем более, что Сергей Александрович в последние минуты выезжает (он живёт в это время в Кремле) из дворца, где родился его отец, и отпевать будут Великого князя в том храме Чудова монастыря, где крестили его отца. Если мы говорим об убийстве Александра Второго, на мой взгляд, это покушение, как бы, «по должности» – покушение именно на императора: не на личность – не важно, кто в это время царь, что он проводит реформы или репрессии, главное – убить Государя, чтобы спровоцировать бунт и революцию. А убийство Сергея Александровича – это убийство именно «по имени» – вот нужен именно он: и не важно, он генерал-губернатор или уже нет. Это персонифицированный заговор». Великий князь Сергей Александрович Романов, родившийся в 1857-м году был пятым сыном императора Александра Второго и дядей Николая Второго. Аристократ и офицер, он соединял в себе религиозность, политический прагматизм и личную смелость. [T.10.DCVII.3]
|
||||||
1863-й год. Английский исследователь Ричард Бёртон (Richard Burton) сообщает о ритуале, который проводился в Дагомее – в одном из самых сильных государств, раздираемой войной Западной Африки. Ритуал отправлялся на большой общественной площади перед дворцом короля Дагомеи Джелеле (Гле-Гле). …король поднимает отрубленную голову в качестве подношения богам. Dr. Olatunji Ojo, Brock University: «Голова имела большое символическое значение, потому что её считали самой сущностью человека. Если у тебя есть голова, то есть всё». После церемонии, очищенным от плоти черепом жертвы, украшали стены дворца короля Джелеле. Правители Дагомеи верили, что такие жертвоприношения дают им сверхъестественную силу в многочисленных битвах с соседними государствами и племенами. Жертвы играли и другое значение. Prof. Edna G. Bay, Emory University: «Людей, приносимых в жертву, часто просили передать сообщение в загробный мир, чтобы проинформировать предков о чём-то, что случилось после успешной войны». Согласно Ричарду Бёртону, каждый год предкам Дагомеи отправляли около пятисот таких посланников. Бёртон писал, что видел на королевской площади сотни черепов и отрубленных голов. Но ежегодные обряды жертвоприношения несли также информацию живым – сообщение о власти. Prof. Misty L. Bastian, Franklin & Marshall College: «Ежегодные ритуалы были призваны производить впечатление. Император таким образом доносил до народа – «Я хочу, чтобы все считали меня самым великим. Я хочу, чтобы они знали, что я собираюсь убить множество народа». Эти ежегодные ритуалы производили неизгладимое впечатление на соседние племена, платившие дань, чтобы самим не стать жертвами подношения богам. [T.12.LXXIII]
|
||||||
…человек без головы был похоронен в сидячем положении, как принято в культуре Наска. Их цивилизация просуществовала около тысячи лет, но к восьмому веку нашей эры совершенно исчезла, оставив нам только линии в пустыне. Dr. Christina Conlee, Texas State University: «…мы не нашли даже осколков черепа, остаётся предположить, что человека хоронили без головы. Голова тесно связана с человеческой жизнью, она имеет огромное ритуальное значение. Голова очень важный символ». И этот символ постоянно встречается в культуре Наска. …с помощью углеродного анализа и других данных учёные установили, что геоглифы возникли не одновременно. Более того, ранние геоглифы, как раз представляют собой изображения животных и божеств, а, вот, геометрические фигуры и пересекающиеся линии возникли несколько столетий спустя. [T.21.IX.1]
|
||||||
Вавилоняне имели четкое представление о капитале, выработанное ещё шумерийцами в III тысячелетии до н. э. Они называли его «головой» (по-шумерски – sag-du, по-вавилонски – qaqqa-du). Наше слово «капитал» происходит от латинского caput, что тоже значит «голова». Таким образом, термин «капитал» имеет шумеро-вавилонское происхождение. Капиталом шумерийцы и вавилоняне называли сумму, даваемую взаймы или помещаемую в деловую операцию и приносящую прибыль, ибо им отлично было известно главное свойство капитала – приносить прибыль. Каждая сделка, будь она самой незначительной и с кем бы она ни заключалась – с близким соседом, родственником, братом, женой, мужем, сыном, дочерью, отцом, – фиксировалась письменно. Когда дело доходило до денег, голос крови, дружбы, любви и привязанности у вавилонян замолкал. Вавилон эпохи столпотворения был родиной банков, как Шумер III тысячелетия до н. э. – родиной бухгалтерии. Банки родились в результате развития судно-ростовщического и торгового капитала, а также денежного обращения. Их вызвала к жизни потребность в кредите, без которого деловая жизнь в Вавилоне VI в. до н. э. стала уже невозможной. Ростовщические ссуды не могли удовлетворить дельцов, нуждавшихся в наличных деньгах. В Вавилоне банковское дело ещё не выделилось в самостоятельную профессию. В этом-то и состоит коренное отличие вавилонских банков не только от современных, но и от средневековых, например итальянских и южнонемецких. Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]
|
||||||
Александра АБРАМОВА, кандидат исторических наук: «…и чем был уникален данный индивид: у него, помимо того, что он владел таким замечательным доспехом, была сделана искусственно деформация черепа. Видно, что голова немножко вытянута вверх. При искусственной деформации черепа происходит изменение его формы, благодаря чему он приобретает вытянутую форму, которая ещё называется башенной. При рождении ребёнку начинают бинтовать голову. Для алан была характерна кольцевая – в науке она называется «кольцевая» – лобно-затылочная деформация, то есть, когда бинтование головы производилось от лба к затылку. То есть, просто её перетягивали тугими бинтами, и в результате чего у ребёнка формировалась в процессе роста вытянутая, как считалось тогда красивая и, несомненно, статусная форма головы. Это, в общем-то, как с бинтованием ножек в Китае. Можно предположить, что изменяя её (головы) форму, мы как-то изменяем психику или восприятие человека. На самом деле данная традиция очень широко распространена среди обществ, и даже современных. Есть этнографические данные о том, что, например, представители аборигенов австралийских изменяют форму головы своим детям; некоторые представители африканских племён, и, причём, могут её изменять достаточно сильно, то есть, она может быть вытянута ещё больше вверх. При этом психика человека никак не меняется, то есть, он ведёт себя абсолютно адекватно. Единственное, что изменяется – это его внешний вид. То есть, по-видимому, мозг человека настолько пластичная структура, что, по сути, ему безразлично какую форму ему принимать, если он занимает тот объём, который ему необходим. То есть, если объёма мозгу хватает, то его форма может быть абсолютно любой. Поэтому человек данную процедуру чаще всего переживал без последствий. Впоследствии данная традиция настолько распространилась, что стала уже маркирующим фактором не определённых слоёв общества или определённых индивидов, а уже стала маркирующим фактором целых народов. То есть, они себя отделяли, деформируя голову, делая себя высокоголовыми. На самом деле генетически такая форма головы не заложена в генофонде человека». [P.125.411]
|
||||||
1 - 2 |
||||||