ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XVIII. Hierarchia occulta; Hostes occulti (Тайные враги); Pericula occulta 2 (Тайные опасности); Crepusculum (Сумерки); Justitia; Mysterium; Canes (Оборотни); la Lune (Луна); Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая). |
||||||
cantātrix, īcis f [canto] 1) певица Vlg; 2) ворожея, чародейка, колдунья (с. ănus Ар). [B.32]
fallācia, ae f [fallax] (тж. pl.) 1) обман, происки, плутни, козни (fallaciam или fallacias alicui ferre Pl, afferre и portare Ter, тж. in aliquem intendere Ter); 2) хитроумное искусство, волшебство (f. deductae lunae Prp). [B.32]
caragius и caragus, ī m кудесник, волшебник Aug. [B.32]
equus T. (Trōjānus) С, Pt троянский конь, перен. скрытая опасность…
ἀμφί-κρημνος 2 1) окружённый обрывистыми скалами (ἄγκος Eur.); 2) перен. опасный, коварный (ἀπάτη Luc.). [B.169]
|
||||||
Во времена поклонения Одину и Тору чёрный ворон считался их посланником и предвестником удачи. Христианские священники демонизировали ворона, и его стали считать предвестником беды. [T.10.DXCIX.1] * В те времена (XVII век) родители редко били своих детей: этот метод воспитания появился позже. Для того чтобы держать детей в страхе была богатая и разнообразная фауна. Впервые услышав рёв самца-оленя можно вообразить многое, лиса может издать сотни разных звуков, которые можно принять за голоса лесных русалок или, что наиболее страшно, за детские крики. У всех лесных духов есть одна общая черта – они особенно жестоки с детьми, которые плохо себя ведут. Детям, живущим в земледельческих общинах, сказки заменяли современные книги и телевидение. Детям, укрывавшимся от дождя в амбаре, оставалось только рассказывать страшные истории. Некоторые дети были особенно талантливыми в этой области и развивали свои способности, чтобы продолжать привлекать внимание слушателей. [T.13.III]
С трудом они прорвались к Шпиндлеру через заросли осинника и молодой березы. Обнаружилось, что водяной действительно убит, – то был гнилой ствол громадной берёзы. Он лежал на дне озера около берега, и сучки его – гнилушки – светились под водой, как раскосые глаза черта. Шпиндлер выстрелил в один глаз, расщепил березу, и глаз потух. – Видал? – Шпиндлер ткнул в берёзу шестом. – Видал твоего водяного? Дед помолчал, поскрёб поясницу, потом тонко захохотал: – Да разве я что! Девки, дуры, набрехали. За брусникой сюда боялись ходить. Ну, теперь, слава те господи, освободил ты нас от страху. Теперь девки сюда понапрут за грибами, только держись! Константин Паустовский [A.375]
…в каждом историческом периоде есть свои характерные черты, которые стимулируют воображение, будучи широко освещёнными в литературе и оставаясь в памяти людей. Фундаментальный контраст, представленный в Средние века, и выражавшийся в противостоянии Животного мира и Человека, получает новое воплощение в противостоянии Культуры и Природы – Дикого мира и Цивилизации. В средневековой природе тёмная сторона бытия – всё тайное – скрывается в лесу. Prof. Glauco Maria Cantarella, Università di Bologna: «Лес был довольно густо заселён: образ средневекового леса, который сложился в наших головах, сформировался в тринадцатом веке среди жителей городов. Особенно это заметно в Италии – это лес полный сказок, где можно нарваться на засаду или бандитов. В те времена лес был огромным складом ресурсов, и в нём встречались пастухи, отшельники, святые люди, рыцари, таинственные незнакомцы, но все они были приветливы». Лес противопоставлялся городу, это такая же борьба противоположностей, как борьба между Добром и Злом. При этом Церковь представляет Лес как место, где властвует Зло и гниение. [T.13.CIII.6] ** |
||||||
** Dr. Peter Bridgewater, Chairman of the Joint Nature Conservation Committee: «Мы концентрируемся на симпатичных, ярких, возможно, даже опасных животных, но что касается многих крупных млекопитающих – у нас закончилось место для нашего с ними сосуществования, позволявшего бы им поддерживать жизнеспособную популяцию. …важный вопрос, который люди не хотят задавать, и я в том числе: «Сколько особей мы можем позволить себе потерять?» [T.25.VI]
В наскальной живописи и в древних предметах обихода часто встречаются изображения реальных и фантастических животных, или отдельных частей тела. Искусствоведы называют это «звериным стилем». Юрий ДЕМИДЕНКО, научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного Исторического музея: «…для Сибири более характерны олень, горный козёл, для Средней Азии – кошачий хищник. Для савроматской культуры – это территория Волги, Урала – характерны были изображения волка, кабана, лося. Скифов больше привлекало изображение оленей и хищных птиц». [T.10.CCCXVII.9]
Михаил СУРЖИКОВ, главный художник Борнуковской камнерезной фабрики: «Один борец заказывал медведя: чрезвычайно злой медведь нужен, агрессивный. А я, – говорит – сам по натуре добрый, а вот перед тем как идти бороться, мне нужно разогнать внутри настроение. Я на медведя посмотрю, тоже также, и пошёл бороться-побеждать. Начальники, как ни странно, любят заказывать козлов. И прямо заказ такой: «Вот, сделай мне козла такого, большого, с большущими рогами». [T.10.CCCXVII.10]
|
||||||
Алексей РУТКЕВИЧ, доктор философских наук: «…собственно, ученики Фрейда чаще всего не философствуют. Чаще всего они принимают те воззрения, которые, скажем, на это время существуют. Они иногда имеют представление о философии, – это образованные люди, – но это, повторяю, не философы. И Фрейд, строго говоря, философом сам себя не считал и таковым не был. Он не раз признавал то, что он не философ, говорил, что он фабрикацией миросозерцания не занимается. Но, вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что многие учёные – это может быть и Эйнштейн, и Норберт Виннер, – которые заняты своей проблематикой, они, вместе с тем, ставят философские вопросы. Вынужденно ставят. И их решают. Вот, Фрейд относился к этим мыслителям, хотя его собственно, если понимать философию узко, то Фрейд неинтересный был философ. Фрейд был наследником философии Эпохи Просвящения, и Механицизма, Натурализма девятнадцатого века. Он не раз сам говорил, что он «механицист», даже с гордостью. Что Механицизм противостоит, как он говорил, «Грязной яме оккультизма». То есть он был мыслителем, воспитанным в лаборатории физиологической девятнадцатого века». [T.10.CI.46]
У всех мировоззренческих систем позвякивает пара слабых ноток; оккультные науки плохи тем, что манят истеричных идиоток. И. ГУБЕРМАН [B.117.2]
Английское слово «Колдовство» (Witchcraft) происходит от древнего кельтского «Виккия» или «Викка», означающего «Искривляться». В практике мужчины и женщины называют себя колдунами. Ни один уважающий себя англоговорящий колдун не назовётся волшебником. Корни английского слова «Волшебник» уходят во времена английской зачистки язычников. [T.17.VII.2]
В те времена грань между зримым и незримым была тонка, и сверхъестественное играло важную роль в повседневной жизни. Prof. Franco Cardini, Università di Firenze: «Понятие «волшебство» зиждется на вере в то, что существует связь между зримым и незримым. Что Незримым повелевает спиритуализм, и что этой силой можно научиться управлять, чтобы влиять на реальность». Интеллектуальный расцвет западных стран в двенадцатом веке вновь пробудил интерес к астрологии, которая считалась связующим звеном между наукой и магией. А также к астрономии, которая вместе с алхимией стала весьма популярна в Европе, благодаря связям с арабской культурой. Этому не помешали даже подозрения Церкви, считавшей Алхимию слишком близкой к Чёрной магии. Prof. Franco Cardini: «Ведьма – это женщина, которая варит волшебное снадобье, приворотное зелье или яды. Она умеет превращаться в ночную птицу, убивает детей и делает аборты. На судах с четырнадцатого по восемнадцатый век ведьм всегда обвиняли в убийстве детей, или в изготовлении чудодейственных или магических мазей из их жира. А также в участии в ночных дьявольских разгулах-шабашах, где они отдавались самому Дьяволу». [T.13.CIII.1]
|
||||||
Александра БАРКОВА, кандидат филологических наук, Институт истории культур: «…они берут пример балтийский, где бог, ну, он там, правда, вроде как христианский, хотя на христианского он похож мало, он бьёт чёрта. Чёрт будет звучать как «Велняс», и они, вполне логично, говорят, что корень «Вел», собственно тот же корень, что и в имени «Велес» – это индоевропейский корень, который, во-первых, означает «смерть»; во-вторых, он присутствует в русских словах «Власть», «Владеть», «Великий». Он присутствует в древнерусском слове «Волхв», ну, или если Волхв для вас слишком отдалённое, то берём современное слово «Волшебник», с которым, так сказать, никаких проблем не будет. И, наконец, этот корень будет ещё в словах, связанных с мудростью и магией, потому что в бесписьменном обществе «магия» и «мудрость» – это просто одно и то же. Тут у нас русского слова не будет, а будет, например, ирландское обозначение певца «филлит». Ну, и можно вспомнить из «Слова о полку Игореве» то, что певец Баян назван внуком Велеса. Это не надо понимать буквально, это значит, что Велес был покровителем певцов. Вот он, собственно говоря, комплекс представлений, связанных с корнем «Вел». И, кстати, я сразу, чтобы к этому не возвращаться, я напишу, что помимо формы «Вел» будет, возможно, чередование «Вр» (индоевропейское, поэтому пишется под «звёздочкой [*])[*Vel/*Vr] И так, Велняс, собственно говоря Чёрт – не имя собственное… …формой имени «Велеса» является «Волос», то есть он лохматый, он волосатый. Велес связан со скотом – это известный факт – он «Скотий бог». Велес, видимо, связан был с дорогами, ну, недаром им клянутся купцы, он, естественно, связан с богатством. Но он не имеет черт Змея». [T.10.CI.100]
|
||||||
Кроме того, несколько раз ночью мы явственно слышали причитания салемских ведьм... Да-да, ты не смейся, нам даже удалось записать их на диктофон... В общем, как говаривал Билл Томпсон: «Материализм материализмом, а от ведьм надо держаться подальше»... Стефан помедлил и добавил: – Чтобы ты не сомневался в правдивости моих слов, я пришлю тебе кассету с записью причитаний салемких ведьм... И прислал. Да, было что-то зловещее, таинственное, завораживающее в этой записи. Но только не было уверенности, что именно так звучат причитания салемских ведьм... Вадим БУРЛАК [B.64]
Кроме злобных демонов, для человека не менее опасны колдуны и ведьмы. Они даже сильнее демонов так, как последние их слушались и являлись по их требованию. Они действовали или дурным глазом, или злым словом, магическими формулами, или при помощи волшебных зелий, или, наконец, проделывая символические волхвования над изображением жертвы, зарывая её в могилу, сожигая, бросая в неприступные места и т. п. Против них служили амулеты на теле, или у входов дощечки с молитвами или заклинаниями, а также идольчики добрых гениев «шеду» и «ламассу», соответствовавших крылатым быкам и львам у храмов и дворцов. Кому и это не помогало, должен был обращаться к силе, высшей ведьм и чертей, – к религии богов добра и света и к её служителям. Таким образом, храмы наполнялись ищущими помощи жрецов, и «требы» последних состояли большею частью в задаче парализовать вред ведьм и демонов. Для этого они должны были бороться их же оружием: амулетами, заклинаниями, магическими действиями. Ведьмы приготовляли изображения своей жертвы и мучили их, – жрецы лепили фигурки демонов и ведьм и сожигали их при различных церемониях: ведьмы употребляли магические формулы, – жрецы составили множество заклинаний, известных в настоящее время в виде сборников под различными именами (маклу, шурпу, «сожжение», «злые демоны», «головная боль» и др.); ведьмы действовали зельем – жрецы варили декокты из различных трав и волшебных растений, давали их пить или поливали ими. Здесь соприкасается уже магия с медициной, которая среди вавилонских жрецов имела своих представителей и культивировалась при храмах. Доктор Oefele, объясняющий в настоящее время медицинские, клинописные тексты, пришёл к заключению, что уже в древности здесь была выработана своеобразная медицинская система, которую он называет гуморально-патологической в отличие от египетской – пневматической. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
Багдадская батарейка Dr. Adam Hart-Davis, broadcaster BBC: «Как вы думаете, гальванизировали они статуи?» Dr. Irving Finkel, British Museum: «Боюсь, я не верю ни одному слову на счёт этого электролиза. Это прекрасно, романтично, но я не верю. Я верю, что в Месопотамии однажды, совершенно случайно, возможно, не без участия миски с уксусом или железной ложки, или чего-то ещё открыли, что от этого можно получить некоторые судороги. Но они ничего не понимали в электричестве, оно не имело никакого практического применения. Я думаю, всё это относится к области, которую можно было бы назвать целительской. Есть две реальные возможности: первая – некий жрец, имея дело с больным, который думает, что эти вещи заколдованы, начинает произносить тарабарщину и потом, дойдя до кульминационного момента, говорит: «Если дотронешься пальцем вот до этого, то почувствуешь то-то, и всё будет хорошо. Это могло действовать весьма эффективно. Вот другая версия, недалеко ушедшая от первой: как мы знаем из классических авторов, иногда маленькие электрические рыбы (скаты и угри), использовались при лечении болей. Берут рыбу, которая, если дотронуться до неё голой мокрой ногой, вызывает небольшой электрошок. Опыт показывает, что при некоторых болях это помогает. По-моему, одно из этих объяснений намного вероятнее, чем фантазии насчёт гальванизации». [T.17.L.1]
|
||||||
( שָׁלֵם ) [šālēm] целый [B.18] ( שָׁלוֹם ) [šālôm] мир, благополучие, здоровье [B.18]
…Огородов с непокрытой лысеющей головой опять воздел руки к памятнику и взмолился: – Скажи, что ты живой! Подтверди, сдвинься с места, подай знак. Слышишь ты меня или не слышишь? И тут случилось редкое в зимней природе явление: где-то далеко пророкотал гром, негромко, словно телега проехала по булыжнику. Товарищи, стоявшие позади Огородова, все без исключения были прожжённые материалисты, никто из них официально не верил ни в Высший промысел, ни в нечистую силу, но чем сильнее они не верили официально, тем больше подозревали, что существует и то, и другое. Поэтому при звуках грома все инстинктивно вздрогнули, и передние попятились, наступая на задних, а сверкнувшая молния, причём сверкнувшая совершенно без грома и в зимнем-то небе, и вовсе повергла присутствующих в состояние полного оторопения. Молния сверкнула, и глаза у чугунного генералиссимуса засветились жадным оранжевым пламенем. Пламя задержалось в глазницах и медленно угасало, как бы втягиваясь вовнутрь. Тут некоторых участников церемонии обуял необъяснимый страх, они невольно вспомнили о своих прегрешениях перед женой, родиной, партией и лично товарищем Сталиным, вспомнили о растратах, взятках, недоплаченных членских партийных взносах и с мыслью о возможном возмездии заворожённо застыли на месте. А когда оцепенение стало их отпускать, опять подал голос Серафим Бутылко. Решив ободрить себя и остальных, он заметил, что в природе ещё случаются иногда необъяснимые научно явления. Владимир ВОЙНОВИЧ [B.104.3]
…огляделся я вокруг – Дай-ка, мол, помешкаю! У статуя губы вдруг Тронулись усмешкою... Александр Галич «Поэма о Сталине»
|
||||||
Нет никаких свидетельств того, что методы, такие как астрология, которыми Нострадамус пользовался для толкования своих видений, были действенными. И множество свидетельств говорят об обратном. В глазах критиков это полностью развенчивает Нострадамуса. Prof. Richard Wiseman, University of Hertfordshire, Psychologist: «Я всегда говорю сторонникам Нострадамуса, скажите хоть с какой-то степенью достоверности, что произойдёт в будущем, через год, через десять, через пятьдесят? Скажите, когда начнутся мировые войны? Если хоть одно их этих предсказаний окажется верным, вот тогда это произведёт на меня должное впечатление». Его поклонники утверждают, что он намеренно допускал неточности, и вполне обоснованно – из-за инквизиции. Крещёному еврею Нострадамусу приходилось быть очень осторожным в высказываниях. Rev Lionel Fanthorpe, Parapsychologist: «Одна из опасностей жизни в XVI-м веке состояла в том, что он был под подозрением у инквизиции. А инквизиторы очень жёстко обходились с теми, кого арестовывали, а потом казнили. Поэтому Нострадамус старался заметать следы». Mark Corby, Hystorian: «Нострадамус для инквизиции был мелким раздражителем, если вообще таковым являлся. Инквизиторы считали, что он может перейти тонкую грань между считавшейся вполне нормальной астрологией и невероятно опасной магией. Так что граница была очень зыбкой, но я не думаю, что он занимал одну из первых строчек в их списках. Я хочу сказать, что и так хватало достойных протестантов, которых можно было сажать и сжигать, поэтому не было особого смысла заниматься этим своенравным типом из Прованса, который утверждал, что немного умеет предсказывать. Люди ненасытны в отношении предрассудков, тайн, лицемерия и прочей чепухи. И он действительно их великий пророк». Критики утверждают, эта расплывчатость повышает вероятность того, что событие покажется соответствующим тому или иному катрену, а законы вероятности означают, что даже маловероятное событие рано или поздно происходит, лишь бы прошло достаточно времени. [T.12.XLV]
|
||||||
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна, академик: «Написала я, с моей точки зрения, не очень глупую книжку (МАГИЯ МОЗГА И ЛАБИРИНТЫ ЖИЗНИ). И написала я там и об обществе, и о мозге, и о своём опыте жизни, и о своих сотрудниках. Но как если бы кроме ЗАЗЕРКАЛЬЯ там ничего не было. И был период, – но сейчас я могла бы сказать, что я сейчас всё-таки в этом смысле более светлый для меня период, – был период, когда из меня делали ведьму кто угодно. Ну, вот это ЗАЗЕРКАЛЬЕ, и ничего другого. Я говорю, ну, Господи, ну мы же занимаемся и творчеством, и мышлением, и как мозг это всё организует. И мы открыли много интересных вещей. Ну, неужели это никому не интересно, неужели это никому не нужно. ЗАЗЕРКАЛЬЕ БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна, академик: «Так случилось, что под влиянием всяких социальных и личных стрессов, у меня появилось свойство, которое потом мне хотелось считать как болезненное, но я никак не могла дать себе эту лазейку. И то что видела, то видела. Понимаете, вот. И получилось так, что я в первое издание книжки, скажем, что-то ввела, а потом думала, что может быть это написать, что я была больна или изменённое состояния сознания. Да, изменённое состояние сознания было, но не болезненное. Я действительно видела такие вещи, которые, может быть, человеку и не нужно видеть». После неожиданной смерти двух близких людей Наталья Бехтерева обнаружила новые способности – слышать и видеть нечто странное. Вместе с ней те же явления наблюдал её друг и помощник – Раиса Вольская. БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна, академик: «Мне ведь, в общем, ни врачи, ни я сама помочь не могли, а помог Отец Геннадий. И он сам не знает, как он это сделал. Он потом удивлялся, что он смог это сделать. А уже я то как удивлялась, но это было. И потом так, когда немножко возвращалось это всё, снова мы как-то с ним общались. Иногда он сам не понимал, что он может, по-видимому, так судя по тому, как мы потом с ним разговаривали. Но всё-таки делал. Так что бывает такое. Что это было? – Внушение? – Я не знаю. Если внушение, то подсознательное, потому что я того что он говорил мне в храме или не помню. И он не помнит. Я не помню, что он мне говорил, но говорил. А вышла я из храма и уже ничего не видела, больше, лишнего. Это было так здорово». [T.10.CVIII]
Джон Апдайк (John Hoyer Updike), американский писатель: «Бостон больше похож на европейский город, чем многие другие американские города. Он, конечно, был основан довольно рано англичанами, что проявилось в архитектуре. Кроме того интеллектуальная жизнь в Новой Англии развивалась под присмотром Пуританской церкви. Первые сорок лет здесь правила теократия. Следы пуританства остались в нашей литературной традиции, пожалуй, до сих пор. Единственный полнометражный голливудский фильм, снятый по моей книге, был «Иствикские ведьмы» с Джеком Николсоном. У картины был успех, хотя и не очень шумный. Там были также заняты Шер и ещё очень юная тогда Мишель Пфайффер и Сьюзан Сэрэндон – чудесные актёры – «Ведьмы» были хороши. Первая половина фильма представила очаровательную фантазию, действие которой происходит в Новой Англии. У нас была такая пословица в Пенсильвании – «От безделья бесятся». Вот так и произошло с этими женщинами, которые от лени приходят к бесовщине. Но постепенно картина стала фильмом знаменитого Николсона, который полностью завладел сюжетной линией, а от моего сюжета мало что осталось. Я не жалуюсь, потому что считаю, что вообще из книги очень трудно сделать кино. Меня приглашали на съёмку, но я подумал, что писателю лучше не вмешиваться, потому что при всём желании помочь, пользы он не принесёт, а для него будет одно только расстройство. Но теперь я жалею, я бы там познакомился с Шер, – чудной Шер, – которую я много лет обожал. Да, тут я промахнулся…» [T.10.LXXXIII.5]
|
||||||
Шейх Гемаль, израильский палестинец, один из лидеров исламского движения в Израиле: «…сегодня каждый может наблюдать за возвращением к религиозным ценностям. Мусульмане всё больше и больше обращаются к религии, также как евреи и христиане. Но важно отметить, что приверженность религии не должна сопровождаться расизмом и эгоизмом или чувством превосходства. Будучи мусульманами, мы считаем, что между религией и политикой должна быть гармония. Но опасность появляется тогда, когда неверующие люди начинают использовать религию как прикрытие». [T.13.XXV]
William J. Murray (Religious Freedom Coalition), возродившийся христианина и самопровозглашённый социальный консерватор: «Демократическая светская нация возможно одна из самых опасных вещей в мире, которая может случиться с цивилизацией. Это значит, что всё происходит по прихоти большинства, а это – катастрофа. Именно так был избран в правительство Адольф Гитлер. Нет! Такого мы не хотим. Мы хотим правительство, которое признаёт, что подчиняется Высшим законам, – Божьим. Если правительство не подчиняется таким законам и делает то, что ему хочется, то мне жаль народ». Уильям Мюррей – политический лоббист христианского дела, или, как он это называет, социальный консерватизм. И он человек, который гордился своими связями в Вашингтоне. William J. Murray (Religious Freedom Coalition): «Это фотография: это я и моя жена вместе с президентом (Бушем младшим), на этой встрече он просил мою жену и меня, не могли бы мы молиться за него каждый день, и по его просьбе мы это делаем». [T.13.XXV]
|
||||||
…в добавок вода из под крана может оказаться лучше бутилируемой. В Соединённых Штатах Америки и многих других странах допускается определённое содержание в бутилированной воде бактерий Escherichia coli, тогда как в водопроводной – нет. Однако многие убеждены, что водопроводная вода вредна для здоровья. Без сомнения в XXI-м веке самым продаваемым продуктом стал страх. [T.10.CC.2]
С минуту мы сидим молча, затем Вербицкий, видимо вспомнив, с чего начинался мой спич, встаёт и тихо говорит: – Ужас. Вот что на них сильнее всего влияет. Я правильно тебя понял, Антон? – Именно. Ужас. А если быть более точным, то страх. Мы уже достаточно поиграли со страхами аудитории. Страх надвигающейся диктатуры, страх отдавать детей в армию, страх потерять свои сбережения. Мы не использовали самого главного. Страха… …смерти… Антон, это опасная материя, ты хорошо понимаешь, с чем мы будем играть и что нам нужно для этого? – Нам нужно событие – безупречное с эстетической точки зрения и безотказное по силе своего воздействия на людей, Аркадий Яковлевич. – А в чём эстетика-то, Антон? – Эстетика смерти и опасности, которая рядом с тобой, здесь и сейчас. Например, видео падающих башен 11 сентября останется самым сильным визуальным рядом ближайших ста лет. Если, конечно, какие-нибудь хитроумные медийщики не уговорят властные структуры обрушить более высокое здание в качестве старта предвыборной или другой агитационной кампании. Вообще, парням, которые это придумали, или Бен Ладену, перед арестом и заключением, нужно дать по «Оскару». – За что именно? – интересуется Вадим. – За спецэффекты и за введение в информационное поле новой картинки-ассоциатора. *** Кто-то непременно должен был погибнуть, не бывает так, чтобы всех спасли? Стоит ли говорить, что помогать лежавшим на земле или пытающимся выползти с места взрыва никто и не пытался из-за боязни пропустить самое интересное. Чью-то чужую смерть. Вы знаете, почему в первые часы катастрофы башен-близнецов никто и не пытался прийти на помощь? Задымлённость, отсутствие вертолётов, шок, плохая видимость, невозможность действий в воздухе – все это отмазки для прессы. Просто весь мир был очень занят в эти часы. Он смотрел прямую трансляцию с места атаки по CNN. Сергей МИНАЕВ [B.99.3]
|
||||||
…многие из этих страхов становятся фобиями – невротическими заболеваниями, которые разрушают человеческую психику, подчиняют себе. По статистике каждый восьмой человек на планете страдает той или иной фобией, их количество уже не поддаётся исчислению. Причём, как установили английские психиатры, страхи, как ни странно, овладевают людьми с высоким коэффициентом интеллекта. Страх и фобия – объясняют психологи – совсем не одно и то же. Страх, скорее, полезен: этот природный биологический механизм помог человечеству выжить в древние времена. …резкий и мгновенный выброс адреналина в кровь: мышцы снабжались питательными веществами и кислородом, кровь, необходимая в минуту опасности мышцам и мозгу, отливала от кожи и желудка. Страх помогал первобытному человеку мгновенно мобилизоваться для нападения, драки или спасения бегством – страх был нужен. Житель современного большого города уже не испытывает первобытного страха, но по-прежнему нуждается в нём физиологически. Так простые и понятные страхи наших предков превратились в фобии – психические расстройства, отравляющие человеку жизнь. Психологи предупреждают: если страхи не лечить, они трансформируются в психическое расстройство – неизлечимую душевную болезнь. Фобий существует огромное множество, от широко известных, таких как клаустрофобия, до крайне редких и странных, например, боязнь молока, боязнь налипания на нёбо арахисового масла, или фобофобия – страх испытывать чувство страха. Александр ПОПОВ, психолог: «Список фобий на сегодняшний день напоминает хорошую энциклопедию, то есть перечень их безграничен: любой предмет нашей жизни или явление может оказаться объектом фобии. Таким объектом, от которого человек зависит». Психиатры объясняют: мозг современного человека часто сосредоточен на воображаемых угрозах – это реакция нашей психики на агрессию окружающего мира – попытка на подсознательном уровне защитить себя от того, чтобы не раствориться в огромной массе чужих людей. [T.4.LI]
|
||||||
Фёдор МАРТЫНОВЧЕНКО, сотрудник кафедры энтомологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: «…хелицеровых находятся отдельно. Это подтип: к ним относятся паукообразные, ещё мечехвосты и морские пауки. А остальная часть членистоногих – это челюстноротые, у них есть мандибулы, верхние челюсти. Это многоножки, ракообразные и насекомые. Насекомые, на самом деле, – это одна из веток ракообразных. …то есть насекомые гораздо ближе к ракам, чем к паукам. Из-за того, что они живут так же, как пауки, они на них больше похожи, и поэтому их часто путают. Но для этого нет никаких реальных биологических оснований». [P.150.43]
|
||||||
Джемма ФИРСОВА, актриса, режиссёр-документалист, общественный деятель: «Когда я делала «Предупреждение об опасности», во всём мире была когорта учёных, очень обширная когорта физиков, медиков, биологов, которые прекрасно понимали что такое ядерная война, что такое атомная энергия, на чём мы сидим. Эти учёные предупреждали – это звучало в эфире, это звучало в прессе, выходили книги, выходили исследования о том, что будет, если возникнет конфликт между основными супергосударствами. То же самое говорили по поводу ядерной энергетики. Сейчас об этом я в научных кругах ничего не читаю, не вижу, не слышу. Все замолчали: ушли на пенсию, умерли – никого не осталось. Предупредить некому. Опасность ещё больше, потому что в тот момент, когда теряется ощущение опасности, она приближается к нам вплотную». [T.10.CXIX.11]
|
||||||