ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIV. Deductio; Harmonia Mixtorum, Reversibilitas; Ingenium Solare 2; la Temperance (Воздержанность, Умеренность, Время); Иероглиф (плод, т.е. то, что вынашивается женщиной тринадцатого аркана).

   

Ангел (Ingenium Solare)

 
     
 

Четырнадцатая карта СТАРШИХ АРКАНОВ называется УМЕРЕННОСТЬ (другое название – ИСКУССТВО), и на ней изображен Ангел с двумя КУБКАМИ в руках, содержимое которых постоянно переливается из одного кубка в другой… [P.85]

 

Изображена женщина, которая держит в руках два кубка или кувшина. Из одного в другой переливается вода, это символизирует круговорот энергии во Вселенной. За плечами у женщины два крыла, так как она Ангел Времени, Солнечный гений. На её груди украшение треугольник, заключенный в квадрат. Это символ духа, сокрытого в материи. Обычно стоит на берегу реки или на воде и не отбрасывает тени. [P.100.14]

 

 
     
 

angelus, ī m (греч.) вестник, гонец, преим. божий вестник, ангел Vlg, Eccl. [B.32]

 

cēryx, ỹcis m (греч.; лат. praeco) глашатай, вестник, герольд Sen. [B.32]

 

praeco, ōnis m [из prae-dico] 1) глашатай, вестник, герольд С, Н etc.; 2) лицо, производящее продажу с торгов, аукционист (per praeconem vendere С); 3) провозвестник (virtutis С). [B.32]

 

dēclārātor, ōris m [declaro] вестник, глашатай (объявляющий о выборах того или иного сановника (магистрата) PJ. [B.32]

 

cādūceātor, ōris m [caduceus] вестник, герольд Eccl; воен. парламентёр (caduceatorem mittere L и praemittere QC). [B.32]

 

cādūceus, ī m [из дорич.-греч. kārýkeion] кадуцей: 1) обвитый двумя змеями жезл Меркурия Su etc.; 2) герольдский (парламентёрский) жезл С, L etc. [B.32]

 

volaticus, a, um [volatus] 1) летающий, крылатый (Pegăsus Ap); 2) порхающий (modo huc modo illuc С); 3) летучий (desideria formae Tert); ветреный, непостоянный (v. ас lěvis Sen). [B.32]

 

annūntiātio, ōnis f [annuntio] 1) возвещение Eccl; 2) благовещение Eccl. [B.32]

 

Буква Γ γ (гамма) перед γ, κ, χ, ξ произносится как [н]. Например: ἄγγελος [áнгелос] ангел. [B.155]

ἀπόστολος – апостол [B.155]

 

ἀγγελί-αρχος ὁ предводитель ангелов, архангел Anth. [B.169]

ἄγγελος ὁ и ἡ 1) вестник, посланец, гонец Hom., Her., Trag.: ἄ. τινος Soph. вестник чей-либо или чего-либо; λευκαὶ ἔθειραι, συνετῆς ἄγγελοι ἡλικίης Anth. седые волосы, вестники сознательного возраста; 2) весть, известие, сообщение Polyb.; 3) ангел NT. [B.169]

I ἀπό-στολος 2 снаряжённый (готовый) к отплытию: ἀπόστολον πλοῖον Plat. грузовое судно. [B.169]

II ἀπόστολος ὁ 1) посол (ἐς τὴν Μίλητον Her.); 2) снаряжённый флот, морская экспедиция Lys., Dem., Plut., Luc.; 3) апостол NT. [B.169]

κῆρυξ, иногда κήρυξ, дор. κᾶρυξ, ῡκος ὁ, редко ἡ 1) глашатай…; 2) (= ἄγγελος) вестник, гонец (αὐτοὶ θεοὶ κήρυκες ἀγγέλλουσί μοι Soph.); 3) (= ἀπόστολος) посланец, посол…; 4) проповедник, провозвестник (δικαιοσύνης NT); 5) зоол. герольд (морской моллюск, витая раковина которого употреблялась в качестве сигнального рожка) Arst., Anth. [B.169]

σημάντωρ, ορος ὁ 1) предводитель, начальник (sc. Δαναῶν Hom.; ἐθνέων Her.); 2) руководитель, управитель (ἐνὶ οἴκῳ Hom.); 3) возница: ἵππω δευέσθην σημάντορος Hom. у коней не было возницы; 4) пастух (sc. ὀίων Hom.); 5) вестник Soph. [B.169]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Подняв глаза, увидел я некоего Мужа. На Нём были льняные одежды и пояс из чистого золота» (Дан.10:5)

Льняные одежды, кстати – признак, скорее священный, потому что лён – особо чистые одежды. Как правило, одевали шерсть в повседневной жизни, а лён – это было такое «одеяние». Тем более «пояс из чистого золота»

«Тело Его светилось, как топаз, лицо его сияло, как молния, глаза горели ярко, как светильники, а руки и ноги Его блестели, словно начищенная бронза. Когда же Он говорил, то голос Его был подобен шуму войска» (Дан.10:6)

Понятно, что, «явление ангела» [P.125.466]

 

 
     
 

Раиса МАЗДРИНА, начальник строевого отдела штаба 46-го гвардейского Таманского авиационного полка ночных бомбардировщиков: «…один раз я получила десять писем, и читаю, – всё хорошо – значит, брат воюет, второй брат тоже воюет, пока известия дают о себе знать. Муж молчит, нет пока известий…

…и, вдруг, получаю последнее письмо. Прислали известие «Погиб. Неизвестно где», и всё. Потом я пыталась посылать письма, узнавать, в райком ходила, в военкомат ходила, – ничего нигде не могли сказать – без вести пропавший… И до сих пор боль в сердце.

Мне было двадцать три с половиной годика, и мне говорят: «Формируются женские авиационные полки. Есть ли желающие? – Пожалуйста». Ну, там у нас было несколько женщин. Я подняла руку тоже: как же так – война…

…ох, время то наше было очень такое тяжёлое, но и интересное. И оно было насыщено вот этой большой надеждой на ближайшую Победу». [T.18.XIV.3]

 

 
     
 

Крылатая Фортуна послужила одним из прообразов христианских ангелов.

Виктория УКОЛОВА, доктор исторических наук [P.77]

 

Мы видим их повсюду. Они окружают нас. На протяжении столетий они будили наше воображение. Хранители, оберегающие и наставляющие нас. Посланцы, приносящие нам вести. В Библии они приносят одну из самых важных вестей – весть о рождении Иисуса Христа. Они остаются самым популярным рождественским украшением. Они играют важную роль и в других религиях. Они положили начало вековым спорам и дискуссиям. Они пришли к нам из недр древних культур и цивилизаций. В наш век переоценки ценностей возникли новые, посвящённые им верования. Они вдохновляли ваятелей и живописцев на создание шедевров. Они продолжают вдохновлять художников и формировать часть нашего культурного пространства.

Классическое изображение ангелов мы видим на школьном празднике Рождества: белая одежда, нимбы из блёсток и картонные крылья, сделанные руками любящих родителей. Для многих детей это первое знакомство с историей Иисуса. И начинается она с ангела. Они появляются во время ключевых событий, описанных в Библии. Ангел Гавриил приносит Марии весть о Непорочном зачатии. Ангел сообщает пастухам о рождении Иисуса. В Евангелиях говорится о том, что ангелы присутствовали при распятии и Воскрешении Христа. Они появляются в начале и в конце земной жизни Иисуса.

Но ангелы не ограничены рамками христианства. Они встречаются и в других культурах и религиях. На заре человечества боги и духи часто изображались в виде животных существ с рогами и с крыльями. За тысячи лет до рождения Христа египетских фараонов изображали в окружении крылатых существ. Крылатые духи символизировали Мир иной – путешествие из этой жизни в жизнь загробную. Они украшают древнеегипетские гробницы. Мы видим их символическое и декоративное предназначение. Из древних цивилизаций Египта и Ближнего Востока они пришли в другие культуры. В Древней Греции и Риме появились изображения летающих крылатых существ. Греко-римскую культуру населяли полубожественные существа, похожие, во всяком случае, внешне на знакомых нам ангелов. Ника – крылатый символ победы. Эрос – крылатый мальчик с луком и стрелами. А Гермес – знаменитый летающий посланник богов из греческого мира – кто он, как не ангел в крылатых сандалях. Быть может, это указание на главное предназначение ангела?

Prof. Gareth Lloyd Jones, Bangor University: «Слово АНГЕЛ произошло от еврейского «mal’āk» ( מַלְאָךְ ), что значит «ВЕСТНИК». Одного из пророков Ветхого Завета звали Малахия (ивр. מַלְאָכִי‎, букв. «Мой посланник»), что переводится как «Мой вестник». Так в греческом языке появилось слово «АНГЕЛОС» (ἄγγελος), в латинском «АНГЕЛУС» (angelus), а у нас – «АНГЕЛ». Корень слова свидетельствует о том, что главное предназначение ангела быть вестником. Возможно, самым знаменитым ангелом является Гавриил. В христианских писаниях Гавриил говорит Марии, что она даст Миру Сына Божьего. Имя Гавриил буквально означает «Герой Бога». Его имя и звание указывает на то, что он старший ангел, – архангел».

Prof. Gareth Lloyd Jones: «В древности люди представляли себе мир трёхуровневым. Внизу – Ад, посередине – Земля и вверху – Небо. Наверху был невидимый мир, Мир Бога – Рай. Глядя в небо, они думали о невидимом мире. Этот мир был населён. Сегодня мы, конечно, так не думаем. Смотря в небо, мы думаем о «Звёздных войнах» и НЛО. Но для людей древнего мира оно было населено различными существами, – духами. И эти духи спускались к нам. Они окружали нас, приходили сверху. Ангелы могли это делать, могли перемещаться из одного мира в другой. Они спускались с третьего этажа на второй. В Средние века образовалась сложная Небесная иерархия. Она подробно отражена в живописи и витражах. Ангелы располагались относительно Бога согласно своему месту, которое они занимали в этом Божьем Царстве. Эта модель установлена не Священным Писанием, а в работах жившего в пятом веке сирийского монаха Псевдо-Дионисия (Ареопагит). Он разделил ангелов на девять групп и расположил в соответствии с их значимостью. В этой Небесной Иерархии старшими ангелами являются серафимы и херувимы, стоящие ближе других к Богу и существующие только для того, чтобы поклоняться Ему. За ними следуют Силы. Престолы вершат Правосудие. А Господства регулируют жизнь на Небесах. Власти оберегают человечество от злых сил. А Начала заботятся о благополучии народов. И, наконец, Архангелы и Ангелы, занимающие нижние ступени, – проводники и вестники людей. Почему появилась такая картинка Небес? Почему возникла необходимость организовывать Небеса?»

Prof. Gareth Lloyd Jones: «Возможно, иерархия была его моделью Церкви. Церковь для Дионисия, безусловно, была иерархией. Был Папа, кардиналы, епископы, священники. Нижние ступени занимали монахи, монахини и миряне. Он организовал ангелов так, как представлял себе организацию Церкви и, возможно, пытался защитить иерархический порядок Церкви, говоря, так действуют ангелы – так должны действовать и мы».

Эта иерархия ангелов оказалась полезна для ранней Церкви. Для кого-то это был удобный способ разделить Бога и Человека. Такое истовое отношение к природе организации Небес и Ангелов сохранялось несколько столетий. Когда в Средние века оно достигло пика, подобное видение Небес подвергли сомнению.

Prof. Gareth Lloyd Jones: «За Дионисием следует Фома Аквинский, живший в тринадцатом веке. Монах-доминиканец, писавший об ангелах, был известен как ангельский доктор. В его трудах вы найдете всё, что хотели узнать об ангелах, но боялись спросить. Едят ли ангелы, как быстро они двигаются, умирают ли они, есть ли у них дети, как они общаются друг с другом? – такие вопросы задавали о природе ангелов. Всё это карикатурно отобразилось в известном вопросе «Сколько ангелов поместится на кончике иглы?» Но в шестнадцатом веке возникла протестантская реформация. Протестантов-реформаторов ангелы не интересовали. Кальвин (фр. Jean Calvin) говорил, что это напрасная трата времени. Обратитесь к Священному Писанию, прочтите. Что там говорится об ангелах? В Священном Писании обсуждается не природа ангелов, а их дела».

В библейском рассказе о посещении Гавриилом Марии нет описания ангела, и Мария не говорит, что видела ангела, - она слышала ангела. На протяжении столетий художникам приходилось воображать ангелов, благодаря чему у нас сложилось определённое представление об ангелах. Главной целью изобразительных искусств, – будь то живопись, скульптура или витраж, – стало очеловечивание ангелов. В связи с чем возник ряд вопросов и проблем.

Dr. Louise Govier, National Gallery, London: «Еврейская Библия описывает появившихся на земле ангелов как мужчин, как правило без крыльев. Но, начиная с IV-го века, в искусстве происходят перемены. В это время христианство становится государственной религией Рима. Визуально ангелы начинают походить на греко-римских богинь, например, на крылатых богинь победы. Это богиня в женской одежде и с крыльями. По мере развития искусств появляются ангелы в мужском облике, но в красивой женской одежде и с крыльями. Происходит определённая феминизация ангелов. Их редко изображаю полностью в женском виде: у них нет грудей, но формируется своеобразный женский идеал красоты».

Сегодня ангелы не ограничены рамками официальной религии. Чтобы пространство заполнили ангелы, в некоторых случаях дело обходится вовсе без религии.

«По мнению людей, всё должно иметь причину. Наверное, это присущий нам научный взгляд на вещи: мы хотим быть уверены, что ничего случайного не бывает. Потому что если всё происходит по воле случая, значит, мы не контролируем ситуацию. Мы чувствуем себя спокойнее, когда знаем, что в случае необходимости можем рассчитывать на помощь».

Новые верования породили свою индустрию. Существуют бесчисленные публикации на эту тему. Есть ангельские магазины и бутики, ангелы могут украшать ваш дом и возрождать ваш дух.

Америка. Лос Анлжелос – Город Ангелов. Ангелология достигла новых высот. Здесь проводят семинары по ангелам. Здесь экстрасенсы используют силу ангелов, чтобы исцелять и очищать.

Dr. Doreen Virtue, Ph. D., Spiritual, Clairvoyant Psychologist, founder and former director of Woman Kind Psychiatric Hospital at Cumberland Hall Hospital in Nashville, Tennessee: «Ангелы – это реальность. Какая ясновидящая, я в этом не сомневаюсь. Я вижу их вокруг каждого человека. Только не каждый слушает своего ангела, поэтому в нашем мире есть жестокости, зло и проблемы. Моя работа состоит в том, что я записываю послания, которые получаю от ангелов, а затем устраиваю семинары и объясняю людям, что ангелы существуют. Кроме того, с помощью, так называемой, ангелотерапии помогаю людям избавляться от страхов, освобождать организм и сознание от токсинов. И просто улучшать самочувствие с помощью ангелов».

Представление о боге-защитнике возникло ещё в древности. Древние греки считали, что каждый человек получает при рождении покровителя на всю жизнь. А древние римляне полагали, что у каждой женщины есть ангел-хранитель по имени Юнона, а у мужчины по имени Гений. По еврейскому преданию каждого человека в жизни сопровождают два ангела: хороший, чтобы направлять, и плохой, чтобы искушать. Это представление переняли христиане. Всплеск веры в ангела-хранителя пришёлся на Средние века. Сегодня детей-католиков учат произносить молитву своему ангелу-хранителю. В наше время широко распространено представление об ангеле-хранителе – ангеле-утешителе. Ангелы украшают надгробия на наших кладбищах. Они сопровождают нас на нашем пути из этого мира в мир иной.

Война. В эту пору желание верить в защитную силу сильно как никогда. Не случайно во время Первой Мировой войны фронтовых медсестёр называли ангелами милосердия.

Ангелы летают над нами, они приближают Небеса к нашему миру. Но ангелы не всегда бывают такими, какими кажутся. Молодые американцы, возвращавшиеся со Второй Мировой войны, создали один из самых известных в мире клубов.

George Christie, Ventura County Hells Angels: «Мы не вписываемся в общество в обычном смысле этого слова. На этой планете есть Преисподняя. Когда лётчики и парашютисты вернулись со Второй Мировой, они чувствовали себя неуютно: эта жизнь была им не по душе. Они поддерживали дружеские братские отношения, которые сложились, когда они выполняли боевые задания, летая в небе над Европой. Поговорив с теми, кто пережил те времена, вы бы поняли, что жизненные ценности не имели для них большого значения. Тогда у этих вещей не было названия. Сегодня вы можете поговорить с психологом, предложить различные теории и идеи, а те парни были просто отважными патриотами. Вот чем привлекли меня «Ангелы Ада». В нас бросали гранаты, на улицах вспыхивали перестрелки. Мы подвергались судебному преследованию со стороны властей штата и федеральных органов. Тогда поднялась большая шумиха. Одно название чего стоит».

Но кто такие подлинные Ангелы Ада? Это падшие ангелы. Есть масса сообщений о том, что среди падших ангелов царят секс и насилие.

Prof. Gareth Lloyd Jones: «Идея падшего ангела проистекает из Священного Писания. В своём Первом послании Пётр говорит о том, как Бог наказал грешных ангелов, низверг их в Ад. Утверждалось также, что ангелы вступали в связь с людьми, и это не нравилось Богу. Исайя рассказывает о падении Люцифера. Люцифер был хорошим ангелом, его имя означает «Несущий свет». Но он ослушался Бога и возгордился. Всё дело было в гордыне, он хотел стать равным Богу. Его низвергли с небес».

Первый ангел ада, разумеется, Дьявол. Полагают, что это слово происходит от греческих слов «дьяболос» (от греч. διαβολος) – «выбрасывать» и «демон» (др.-греч. δαίμων, «божество») – «дух». В древнем мире эти слова стали синонимами тёмных сил. В христианских писаниях ими обозначался злой дух. В Библии Дьявол изображён в форме змея или дракона. Он искуситель Адама и Евы, а позднее и самого Христа. В Коране он известен как Аль-Шайтан (араб. شيطان‎‎) – классический искуситель. Благодаря пугающим картинам, падшие ангелы будоражат наше воображение.

Leslie Jones, Art Historian: «Способ, посредством которого художниками показывали разницу между хорошими и плохими ангелами, довольно прост. Это совсем не сложно: изменяется цвет, добавляются рога, выпученные глаза, иногда хвост. И это существо мгновенно становится злым и плохим».

Ангелы вызывают страх и ужас. Хорошие ангелы бывают такими же страшными, как и плохие.

Prof. Gareth Lloyd Jones: «Ангелы могут быть страшными. Мартин Лютер молился о том, чтобы ему никогда не встретился ангел, и Библия даёт возможность понять это. Когда Яков увидел лестницу, ведущую с Неба на Землю и ангелов, поднимающихся и спускающихся по ней, он испугался и сказал: «Это место страха. Это должен быть Дом Бога». Люди не без причины боятся ангелов. Ангелы не только приносят добрые вести, они могут вызывать страх».

Ангелы бывают хорошими и плохими. Хорошие могут быть страшными, плохие – очень привлекательными. Здесь много непонятного.

Ангелы – продукты алогического воображения, культурного воображения, мифологического воображения, художественного воображения, которые соединились и образовали богатый сплав. Ангелы могут быть четырёхглавыми, шестикрылыми, многоокими…

Лучше других нам знакомы изображения невинных прекрасных херувимов. Они украшают рождественские открытки, а с недавних пор – и наши валентинки. Эти пришедшие к нам из эпохи Возрождения младенцы часто имеют вид крылатых мальчиков, поражающих сердца влюблённых.

«Во времена Ренессанса ангелов часто изображали в виде детей. Художники пытались создавать образа идеальной красоты. Детей считали воплощением физического совершенства. Внешне они соответствовали идеалу красоты, например, у них не слишком выступали мышцы. Поэтому с помощью света и тени художники могли добиваться более тонкого эффекта. Кроме того, ребёнок – это символ невинности и нежности, что соответствует закону иконографии ангелов».

Самый знаменитый из маленьких ангелов – Купидон – резвый малыш, невинный и озорной. Но он обладает смертоносным оружием.

Leslie Jones, Art Historian: «Самое опасное его оружие – лук и стрелы. Он мог пронзить сердце любого человека, причём тайком, потому что трудно представить ребёнка, обладающего такой силой. Это также связано с мифологией. В этом кроется элемент опасности и коварства. Вот почему херувим всегда улыбается».

Dr. Louise Govier: «Херувимы выгодно смотрятся в определённых ситуациях. Например, на изображении Девы Марии с Христом на коленях. Кажется естественным, что младенец Христос играет с другими маленькими детьми, слетающими с Неба, чтобы принять участие в происходящем. Следует помнить, что в ту пору, когда писались эти картины, умирало много детей. И хотя Церковь считала еретической мысль о том, что ангелы – это души умерших младенцев, это служило некоторым утешением. Поэтому эти картины до сих пор не оставляют нас равнодушными».

Херувимы - вторые по старшинству ангелы. Согласно Священному Писанию, им поручено охранять врата Рая после изгнания оттуда Адама и Евы. Они мало похожи на невинных младенцев. Херувимы и Серафимы часто изображались с одной, двумя или тремя парами крыльев. Художники были свободны в выборе того, что касалось внешности, предназначения и разновидности ангелов. Художники низвели херувимов в разряд просто красивых детей или ПУТТИ. Со временем мы привыкли к изображению ангелов в виде прекрасных юных созданий – младенцев, лишённых пороков – людей из плоти и крови. В эпоху Ренессанса этот образ достиг вершины изящества. Изображение ангела становилось всё более орнаментальным, декоративным и изящным.

Как ни удивительно, ранние христиане изображали ангелов без крыльев. Тогда (во втором веке) было непросто распознать ангела. Только начиная с V-го века христианских ангелов стали изображать с крыльями. С тех пор ангелы без крыльев встречаются редко.

Dr. Louise Govier: «Думаю, ангелы имеют крылья по двум причинам. Во-первых, человек должен понимать, что перед ним ангел. Читая Библию, порою трудно догадаться, что речь идёт об ангелах. Глядя на визуальную иллюстрацию этих историй, мы сразу отличаем смертное существо от ангела: крылья ясно на это указывают. Крылья также позволяют художнику дать волю воображению. Они могут выглядеть естественно, как крылья птицы, или как фантастические завитки, очень необычные. Думаю, художникам нравятся крылья ангелов, так как они открывают простор для фантазии».

Теологи, также как художники, скульпторы и писатели столкнулись с проблемой соединения Земного и Небесного Миров. Они не знали, как представлять себе эти небесные существа, не принадлежащие нашему миру.

Prof. Gareth Lloyd Jones: «Крылатые посланцы есть в египетской, греческой и римской мифологии, так что в этом нет ничего нового. У богов были ангелы с крыльями. Возможно, это был лучший способ передвижения для тех, кто верил в трёхуровневую Вселенную. Как переместиться из одного места в другое? Как перенестись с Неба на Землю? Самый быстрый способ – перелететь, поэтому ангелы изображаются с крыльями».

Отражает ли наличие у ангелов крыльев наше желание летать? Второй наиболее часто изображающийся атрибут – нимб, – Венец Света, означающий святость. Ещё одна удобная возможность для художников привлечь внимание к божественности ангелов и показать их отличие от людей. В Библии говорится, что ангелы были созданы тогда, когда был создан Свет, – на Заре Сотворения Мира.

Италия – колыбель Ренессанса. Ангелы встречаются здесь на каждом шагу. Христианские короли, императоры, религиозные ордены и богатые купцы положили начало ангельской индустрии.

Osi Osmond, Artist, Writer and Teacher: «Это интересная тема, потому что мы создали их по своему подобию. Это возможность посмотреть на себя. На то лучшее, что у нас есть. Этим ангелы нам и интересны. Мы видим человека, который превосходит нас. Их можно сравнить с сегодняшними спортсменами, моделями и кинозвёздами – привлекательными людьми. Так в прошлом люди смотрели на ангелов. В некотором смысле они больше, чем люди, которых мы уважаем».

Они по-прежнему популярны. Наше восхищение ими не убывает. Они вдохновляют представителей сегодняшней популярной культуры, писателей и кинематографистов на создание бестселлеров и блокбастеров. Кто такой Супермен, как не ангел в красном (синем) плаще, посланный на Землю, чтобы защитить нас – современный Михаил. Ангелы сами стали своего рода религией, их почитают, им поклоняются.

Prof. Gareth Lloyd Jones: «Материальный мир не дал нам всего, что нам нужно. Мирская эпоха не была слишком успешной, люди ищут что-то другое. Мы находим это в духовности нового века. Не обязательно в христианской духовности, но в духовности. Это имеет отношение к невидимому, речь идёт о вере в невидимое».

Leslie Jones, Art Historian: «Они часть нашего наследия, часть нашей мифологии, часть нашей традиции. Это символы: в них видели защитников, хранителей памяти, стражей. Кто-то полагает, что они всегда находятся рядом с нами». [T.13.XLVIII]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…мы привыкли различать: вот ангел – это сотворённое существо, а божественные силы и энергии – это несотворённые божественные силы и энергии. И Бог являет себя в божественных силах и энергиях. Но в древности, в Ветхом Завете, было не так. И там очень часто ангел – по-еврейски «посланник», – «малак», и Бог – это одно и то же. В соседних строках – возьмите, например, явление Моисею из горящего куста, ангел с ним говорит, и Бог с ним говорит, буквально два соседних стиха этого места Исхода, они рассказывают о том, что это и Бог, и ангел. Или, скажем, явление Троицы, и Бог и ангел, три ангела и Бог. Ну, и масса других мест – явление Гедеону, предположим. Десятки таких образов есть. То есть ангел и Бог – это быть синонимичные вещи, потому что это, если угодно, «Бог вовне». Малак – это Бог вовне для Ветхого Завета, для более древнего сознания. Потом, уже в христианское время, это было осмыслено как божественные энергии. Тот же Дионисий Ареопагит даёт большую ангелологию – у него есть «О небесной иерархии» специальный трактат. Но это разные ангельские силы, но они сотворены. А есть божественные энергии.

Произошла подмена. Для египтян и, видимо, для Ветхого Завета, Посланник, Ангел и Бог – это было одно и то же, только в разных его, если угодно, модусах. В модусе покоящегося Бога в себе, – Атум – «когда один пребывал я в Нуне». И когда Бог стал радиировать, как солнце, энергию, сотворившую мир: «Я был Ра в его проявлениях». [P.159]

 

Здесь впервые «священное писание» называет ангела по имени. Все комментаторы единогласно утверждают, что имена иудео-христианских ангелов – халдейского происхождения: «Рафаил» – «целитель божий», «Уриил» – «огонь божий», «Азраил» – «род божий», «Михаил» – «образ божий», «Гавриил» – «человек божий». Персидские ангелы назывались совсем иначе: Ма Кур, Дубадур, Бааман и так далее. Евреи были в рабстве у халдеев, а не у персов и усвоили себе верования в халдейских ангелов и дьяволов. Все меняется и у этого «избранного богом» народа, как только он меняет своих хозяев. Когда евреи были порабощены хананеянами, они поклонялись их богам; когда они находились в плену у царей, называемых ассирийскими, они приняли веру в их добрых и злых духов.

Лео Таксиль [B.137.1]

 

 
     
 

Рыболовецкий крючок – по-немецки «Angel» – с ним связано несколько этимологических курьёзов. Из-за него Англию называли «Страной Ангелов». Народная этимология не учитывала, что в немецком языке «Ангелу» в каноническом смысле соответствует совершенно иное слово [T.10.I.5]

 

 
     
 

Ричард Прам, профессор Йельского университета установил, что протоперья динозавров схожи с примитивными перьями птиц.

Prof. Richard O. Prum, Yale University: «Простой полый стержень – согласно нашей гипотезе, именно такая структура была у самых ранних перьев – простая трубка».

…казуар – нелетающая птица, и перья служат ей для теплоизоляции.

…первые перья имели вид вытянутых волокон. Затем они эволюционировали в сложную структуру со сцепленным опахалом: от стержня пера отходят ответвления – бородки, – которые, в свою очередь, разветвляются на бородочки, снабжённые крючочками. Эволюция пера началась с простейшей структуры, за миллионы лет перья приобрели самые разные цвета и формы. Человек не способен воссоздать это удивительное творение природы.

…страусы Эму. Они достигают двух метров в высоту, это вторая по величине птица в мире. При этом она не летает. Причина этого кроется в оперении Эму: столь легко гнущиеся перья не годятся для полёта. Как же выглядит перо летающей птицы? – Его стержень расположен не посередине пера. Маховое перо: ассиметричное строение – стержень сдвинут ближе к одной из сторон опахала. Перья нелетающих птиц, вроде страуса, – симметричны, у них стержень располагается посередине опахала – птица с такими перьями летать неспособна. Только птицы с «ассиметричными» перьями могут летать.

Prof. Richard O. Prum: «Для создания подъёмной силы, необходимой для полёта птиц, перья должны быть ассиметричными».

Модель, упрощённо имитирующую «симметричные» перья нелетающих птиц, протестировали в аэродинамической трубе. Под воздействием бокового обдува перья модели начали ходить ходуном, при сильном напоре ветра их сорвало: при «симметричном» строении перьев полёт невозможен. [T.10.CDII.1]

 

Но вот перо – это исключительное явление, и именно оно сделало птиц наиболее совершенными аэронавтами царства животных.

Перо поистине чудо инженерного искусства природы.

Каким же образом процесс эволюции создал эту чудо-конструкцию? Не требуется особого воображения, чтобы увидеть в пере видоизменённую чешую, подобную чешуе пресмыкающихся, – продолговатую, прикреплённую к коже одним концом пластинку, края которой секлись и расходились веерообразно до тех пор, пока не образовали ту крайне сложную структуру, которую мы видим сегодня. Собственно говоря, у птиц на ногах и пальцах ещё сохранились чешуи, сходные с чешуями пресмыкающихся.

Перья, разумеется, обеспечивают птице не только способность летать. Они образуют лёгкую, прочную, тёплую, не знающую сноса одежду.

Как ни прочно перо, оно всё же снашивается. Перья растрёпываются, а иногда и ломаются. Поэтому каждой взрослой птице приходится обновлять своё оперение по крайней мере раз в году – чаще всего в конце лета, после завершения гнездового сезона.

Одновременно все перья сбрасывают только пингвины, у других же птиц этот процесс проходит постепенно, в определённой последовательности. Маховые и рулевые перья обычно сбрасываются парами – одно справа и другое, симметричное ему, слева – и тут же начинают расти сменные.

После того как птицы ответвились от генеалогического древа рептилий, изменения в строении их скелета происходили главным образом в сторону приспособления к жизни в воздухе. Кости у них стали полыми, точно сухие макароны, а в некоторых крупных костях даже возникли внутренние распорки, обеспечивающие их прочность. Поскольку полёт требует жёсткой рамы, остов птицы утратил гибкость, а многие кости срослись между собой. На грудине развился киль, обеспечивающий прикрепление колоссальной летательной мускулатуры, на которую приходится от 15 до 25 процентов общего веса птицы, а у колибри – целых 30 процентов. Для сравнения заметим, что вес грудных мышц человека составляет менее одного процента его веса.

Малый вес – необходимое условие полета.

Р. ПИТЕРСОН [A.444]

 

 
     
 

Падре Гонсага покинул курятник и обратился к прихожанам с краткой проповедью об опасностях, которые таит в себе легковерие. Он напоминал им, что дьявол имеет дурной обычай надевать маски, чтобы попутать простодушных. В заключение падре справедливо заметил, что если крылья не являются существенным элементом для определения разницы между ястребом и самолётом, тем в меньшей степени они могут служить для распознания ангелов. И всё же он пообещал написать письмо епископу, чтобы тот написал письмо примасу, а тот в свою очередь – Папе Римскому, дабы окончательный вердикт поступил из самой высокой инстанции.

В ожидании высочайшего истолкования природы пленника падре Гонсага безуспешно пытался на месте вразумить свою ветреную паству. Но, по-видимому, в Риме понятия не имеют о том, что значит срочность. Время уходило на то, чтобы установить, имеется ли у пришельца пуп, обнаружилось ли в его языке что-либо сходное с арамейским, сколько таких, как он, могут поместиться на острие булавки и не есть ли это просто-напросто норвежец с крыльями. Обстоятельные письма так и шли бы, наверно, взад и вперёд до скончания века, если бы однажды провидение не положило конец терзаниям приходского священника.

Габриэль Гарсиа Маркес [B.173.1]

 

 
     
 

1 - 2