ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

ГАРМОНИЯ. БИБЛИОТЕКА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

 

 

 
 

Гармо́ния (греч. άρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность).

 

Гармония, греч. — дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. Боги, которые присутствовали на свадьбе Гармонии, подарили ей пеплос и ожерелье, работы Гефеста. Это ожерелье стало источником несчастий для тех, кто им потом владел; оно было причиной гибели Амфиарая, Алкмеона и др. Миф об ожерелье Гармонии относится к мифам, в основе которых — сказочный мотив о заклятьи, лежащем на сокровище, добытом войной или нечестным путём. [B.45]

 

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии — организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного. См. также Гармония сфер, Предустановленная гармония. [B.38]

 

ГАРМОНИЯ СФЕР (музыка сфер), античное эстетико-космологическое учение, выдвинутое пифагореизмом  и популярное вплоть до нового времени: космос — ряд небесных сфер (Луна, Солнце, пять планет, неподвижные звезды), каждая из которых при вращении издает свой музыкальный звук; расстояние между сферами и издаваемые ими звуки соответствуют гармоническим музыкальным интервалам. [B.38]

 

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ, философское понятие, ввел Лейбниц, у которого оно означает гармоничное взаимоотношение монад, изначально установленное богом; благодаря предустановленной гармонии существует мировой порядок, планомерное развитие всех вещей. [B.38]

 

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.

В древнегреческой философии гармония означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев гармония вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между которыми соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы (гармония сфер). Гераклит углубил понятие «Гармония», истолковывая её как единство противоположностей: «Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу» (Аристотель, Никомахова этика, VIII, 2,1155 в. 4). У Гераклита гармония - не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутреннее единство: «Скрытая гармония сильнее явной» (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о гармонии космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию «Гармония» социальное, нравственное значение: гармония как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (см. «Государство», III, 400 Е-401А). Аристотель рассматривал гармонию как единство и завершённость целого, как единство в многообразии.

Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека, который стал знаменем гуманизма. Основы гармонии эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математической точности законов перспективы и др. Гармония считалась существенным признаком и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, «...гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота» (Избр. произв., т. 2, М.- Л., 1935, с. 76).

В XVIII веке понятие Гармония разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Г. Лейбниц развил учение о «предустановленной» гармонии, утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом (см. «Монадология», § 51 ел.); в частности, соответствуют друг другу душа и тело (см. там же, § 78). Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание гармонии, подчёркивала её воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие гармонии играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник гармонии в человеческий субъект, понимал гармонию прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью («Критика способности суждения»). Развёрнутую теорию гармонии дал Гегель. «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи» («Эстетика», т. 1, М., 1968, с. 149). Гармония, по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определённость материала искусства. Гармония внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, которое несёт в себе «романтическое искусство», то есть искусство нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие гармонии заняло видное место в утопическом социализме XIX века, в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как «строй гармонии».

В своём понимании гармонии как формы выражения идеала марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путём социалистической революции и построения коммунизма - неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоничное развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку гармонии как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, советская эстетика понимает гармонию как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности.

Лит.: Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963; Лосев А. Ф.. Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 36-84; Zеdеrbаuеr Е., Die Harmonie im Weltall in der Naturund Kunst, W., 1917; Burchartz M., Gleichnis der Harmonie, Gesetz und Gestaltung der bildenden Kiinste, Munch., 1949. А. Ф. Лосев. [B.46]

 

ГАРМОНИЯ, выразительные средства музыки, основанные на объединении музыкальных звуков в созвучия и последования созвучий в условиях лада и тональности. Важнейшее значение в гармонии имеют аккорды - созвучия, звуки которых расположены или могут быть расположены по терциям. Терцовое построение аккордов опирается на естественные акустические предпосылки, в первую очередь на натуральный звукоряд (порой применяются и другие принципы построения аккордов, например, квартовый). В последованиях аккордов выявляются их ладовые функции (см. Функции ладовые): некоторые воспринимаются как устойчивые (центральный аккорд лада, определяющий тональность, тоника), другие - как неустойчивые (группы доминанты и субдоминанты). Логика ладофункционального движения сочетается в последованиях аккордов с естественностью движения составляющих их голосов (голосоведение). Аккорды и их последования не только подчиняются ладофункциональным закономерностям, но и обладают своими колористическими (фоническими) качествами. Однако выразительность гармонии зависит от всех элементов музыкального языка, и в первую очередь от мелодии. Со своей стороны, гармония влияет на восприятие мелодии (см. Гармонизация). Гармония участвует в созидании музыкальной формы. В построении различных форм существенно значение многих гармонических средств, например, каденций, модуляций, соотношения и последования тональностей.

Особенности гармонического языка составляют один из компонентов музыкального стиля - как стиля творчества какого-либо композитора, так и стиля, понимаемого в качестве более широкой музыкально-исторической категории.

Истоки гармонии профессиональной музыки лежат в народном музыкальном искусстве. С течением времени гармония постепенно и всесторонне обогащается. При этом эволюция разных сторон гармонии происходит неодинаковыми темпами. Так, развитие в области аккордики протекает быстрее, чем в области ладовых функций. Необходимым условием существования гармонии на всех этапах её развития остаётся лад, проявления которого гибки, широка и изменчивы. Примерно с начала XVII века наблюдался значительный прогресс в области гармонии. Важнейший этап развития гармонии связан с музыкой венских классиков. В особенности пышный расцвет гармония переживает в XIX веке. Это время ознаменовалось гармоническими нововведениями Л. Бетховена и композиторов-романтиков, выдвижением национальных музыкальных школ, в частности русской музыкальной классики. Одна из ярких глав эволюции гармонии - музыкальный импрессионизм. Современный период развития гармонии характеризуется своими достижениями, в частности в советской музыке.

Учение о гармонии представляет собой один из основных разделов музыкознания. Основополагающее значение для этого учения, в современном понимании, имели труды Ж. Ф. Рамо, а в последующее время - X. Римана, Э. Курта и других. В нашей стране ещё до появления трудов Римана большой вклад в разработку учения о гармонии внесли П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков. Многое здесь сделано и в советское время. Важнейшим направлением в учении о гармонии является ладофункциональная теория (см. Функциональная школа). Гармония как учебный предмет входит в основу профессионального музыкального образования.

Лит.: Чайковский П., Руководство к практическому изучению гармонии, Полное собр. соч., т. III a, M., 1957; Римский-Корсаков Н., Практический учебник гармонии, Полное собр. соч., т. IV, М., 1960; Риман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., М., 1896; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1 - 2, М., 19.24 - 25; Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., М., 1932; Учебник гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. и Привано Н., Теоретические основы гармонии, 2 изд., М., 1965; их же, Учебник гармонии, 2 изд., М., 1964; Берков В., Гармония. Учебник, 2изд., М., 1970; Скребков С., Гармония в современной музыке, М., 1965; Rаmeaul. Ph., Traite de 1'harmonie reduite a ses principes naturels, N. Y., [1965]; Koechlin Ch., Traite de l'harmonie, v. 1 - 3, P., 1928-30. В. О. Берков. [B.46]