ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XII. Messier; Caritas; Zodiacus; Повешенный 2; Жертва; Иероглиф (распростертая рука, рука в широком взмахе, приводящем в движение все её суставы).

   

РАСПЯТИЕ

 
     
 

cruciātio, ōnis f 1) казнь на кресте, распятие Eccl; 2) муки, терзания Vlg, Eccl. [B.32]

 

crux, ucrs f (редко Enn m) 1) крест (в форме Т или + ), орудие пыток и казни: in crucem tollere С, Q (cruci affigere L etc., afficere cruce Su etc., in cruce H, bAfr, cruci C, VP или in crucem suffigere Just и agere C, Pt) пригвоздить к кресту, распять; pascere in cruce cofvos погов. Н кормить на кресте вороньё (т. е. быть распятым); 2) мýка, мучение, беда, горе, бедствие: quae te mala с. agitat? Pl что тебя терзает? (в чём причина твоих страданий?); 3) бран. напасть, висельник, душегуб, разбойник (разбойница) (aliqua mala с. Pl): i (или abi) in (mălam) crucem! Pl провались ты!, пропади ты пропадом!; 4) дышло (с. pendula St). [B.32]

 

Cruci-salus, ī m [crux + salio] «пляшущий на кресте», т. е. подвергаемый пыткам (ирон. переделка имени Chrysalus у Pl, Bacch.). [B.32]

 

crucibus contubernales dari ирон. Pl быть повенчанными с крестами (т. е. распятыми на крестах)

 

af-ficio, fēcī, fectum, ere [facio] 1) причинять ; 2) снабжать, наделять (aliquem praedā Pl; aliquem praemio С; aliquem muneribus C, Nep): aliquem gloriā а. С прославить кого-либо; medicamine vultum а. О помазать лицо лекарством; a. morte (capitali poenā) С казнить; a. cruce С распять на кресте

 

af-fīgo, fīxī, fīxum, ere 1) прибивать, приколачивать, прикреплять (falces longuriis Cs); пригвождать, приковывать (Prometheum Caucăso и ad Caucasum C): a. aliquem cruci L пригвоздить к кресту (распять) кого-либо; senectus me lectulo affixit Sen старость приковала меня к постели; litteram ad caput a. Q наложить клеймо на лоб; a. pilum pectori bAfr вонзить копьё в грудь

 

con-crucifigo, —, —, āre одновременно или вместе распинать на кресте (aliquem alicui Sid). [B.32]

 

con-crucio, —, —, āre (встреч. т.к. в pass.) мучить, пытать, терзать (omni corpore concruciari Lcr). [B.32]

 

arbor (apx. arbōs), oris f 1) дерево: a. fici С фиговое дерево, смоковница; a. abiĕtis L ель; a. Jovis О = дуб; a. Phoebi О =лавр, лавровое дерево; a. Pallădis О = масличное дерево; arbor insĭta Col привитое дерево; ager arbŏre infecundus Sl безлесное поле; 2) деревянное изделие: a. (māli) V, Lcn, J etc. мачта || весло (arbore fluctum verberare V); рычаг или рукоять Cato; столб: а. infelix С, L виселица или крест; a. ferrata St метательное копьё; Pelias а. О = корабль Арго. [B.32]

 

gabalus, ī m 1) крест, виселица Vr; 2) бран. висельник, негодяй Capit. [B.32]

 

ἀνα-σκολοπίζω (fut. pass. ἀνασκολοπιοῦμαι - поздн. ἀνασκολοπισθήσομαι) пригвождать к столбу, распинать или сажать на кол Her., Luc. [B.169]

ἀνα-σταυρόω 1) (лат. in crucem suffigere) сажать на кол (τινα Her., Thuc., Plat.); 2) (лат. cruci figere или affigere) распинать на кресте (τινα Polyb., Plut.); 3) вновь распинать NT. [B.169]

ἀνα-τίθημι 1) класть поверх, накладывать, нагружать, взваливать; 2) возлагать, вменять (в обязанность); 3) возлагать, поручать; 4) помещать, подвешивать; 5) распинать (τινὰ ζῶντα Polyb.); 6) культ. приносить в дар, жертвовать, посвящать; 7) откладывать, отсрочивать; 8) med. сообщать; 9) med. (о прежде сказанном) брать назад, отказываться, отменять [B.169]

 

 
     
 

sabanum, ī n (греч.) полотнище, холст Pall, Veg. [B.32]

саван, происходит от др.-русск., церк.-слав. саванъ (Лаврентьевск. летоп. и др.). Через греч. σάβανον из семит., ср. араб. sabanijjat «ткань, которая вырабатывалась в Сабане под Багдадом» [P.98.17]

σάβανον – толстая ткань (сукно) саван

 

Rebecca Jackson, Turin Shroud Center of Colorado (Ребекка Джексон, этнолог, магистр, специалист по иудейским вопросам, связанным с изучением Плащаницы. Тридцать семь лет занимается изучением исторических путей миграции еврейского народа и влиянием на него соседних семитских и африканских культур): «…вся Плащаница полна крови. И многие спрашивают: вы не думаете, что, если это Иисус Христос, то Его тело должны были омыть перед захоронением, поскольку ученики считали Его Богом?

Есть четыре условия в Законе, по которым умерший не мог быть омыт. Первое если смерть была насильственной и пролилась кровь, еврей не мог быть омыт перед погребением. Второе если еврей был убит не евреем. А мы знаем, что распятие на кресте – это римская казнь. Иудеи обыкновенно забрасывали камнями, вешали или сжигали, потому что при таком убийстве крови почти нет. Третье условие если человек был казнён по обвинению в преступлении религиозного характера. И, наконец, к четвёртой категории лиц, не имевших право на омовение, это и моя категория тоже, относятся те иудеи, которых перестали считать членами общины. Я родилась в ортодоксальной иудейской семье, но стала христианкой, и теперь я не могу быть даже похоронена на еврейском кладбище, по иудейскому обряду.

Итак, абсолютно противозаконно и невозможно, чтобы человек, к которому относятся все четыре условия, был бы омыт. Так что благодаря всем этим запретам, мы можем видеть сегодня следы страданий Христа».

На Туринской Плащанице имеется адекватная информация, которая анатомически точна. Доказано, что человек, завёрнутый в эту ткань, был подвергнут истязанию бичеванием, был распят и скончался от сердечно-лёгочной недостаточности, типичной для казни распятием. Не возникает никаких проблем в постановке диагноза, патологические и физиологические особенности не вызывают вопросов и содержат медицинские знания, неизвестные сто пятьдесят лет назад. Из заключения патологоанатомов, «Медицинский ежегодный вестник» за 1981-й год.

Mel Gibson (Мел Гибсон, австралийский и американский актёр, сценарист, продюсер, режиссёр фильма «Страсти Христовы» / The Passion of the Christ): «Я хотел, чтобы люди почувствовали абсолютную реальность истории. Это же самая важная история для всего человечества: Он страдал, умер и всё равно победил. И вернулся сказать: «Делай как я». [T.2.XXI]

 

– Ну конечно! – откликнулась темнота. – Сейчас этот молодой человек будет говорить, что именно я продал гвозди, которыми прибили к бревну бен-Пандиру! Если бы ты, неуч, хотя бы слыхал о книге, именуемой Талмуд, то я бы тебе мог сказать, что этого вашего бен-Пандиру вообще никто не распинал. Сорок дней серьезные и уважаемые люди ждали, чтобы хоть кто-то заступился за этого недоучку, а потом сына Пандиры просто побили камнями. Ха! А как прикажете поступать с тем, кто позабыл, что лик времени еще не стал мордой собаки, и Нестираемые Имена – это не игрушки для необразованных молодых людей?

А. ВАЛЕНТИНОВ [B.83]

 

 
     
 

Император Константин позволил христианам, наконец, открыто говорить об их вере. В IV-м веке Константин обратил Римскую империю в Христианство и отменил распятие как форму наказания. Крест и буквы «Хи» и «Ро» стали императорским штандартом, который солдаты несли во все части империи, – религиозным и военным знаком власти Бога на Земле. Сегодня образ распятого Христа – основа христианской веры, но появился он лишь через 400 лет после смерти Христа. До своей отмены Константином, распятие на кресте было высшей мерой наказания для рабов и преступников и ассоциировалось с позором. Напоминание об исчезнувшем распятии сделало этот образ центральной иконой христианства, – это образ торжествующего Христа. [T.13.XV]

 

Спартака не пугала демонстрация мощи Рима, он продемонстрировал свою силу. Он притащил римского пленника на ничейную землю и распял его на кресте.

Tom Holland, Author «Rubicon»: «Распятие – наказание для рабов, римских граждан почти не распинали. А когда это происходило, это шокировало и вызывало скандалы. Спартак унизил Рим, распяв его солдата, его гражданина. Это было не просто наказание, таким образом он показал презрение к мощи Рима».

Это жест оскорбления и презрения. Он вызвал гнев и злость не только среди врагов, но и в своей армии.

Распятие было посланием его воинам, это предостережение, – боевой клич: «Сражайтесь за свои жизни, за свою гордость. Это ждёт вас при поражении». [T.17.XIV]

 

 
     
 

Dr. Hyam Maccoby, Research Professor Centre for Jewish Studies, University of Leeds: «Симон же Пётр отвечая, сказал: «Ты Христос», то есть ты Мессия. И Иисус принимает эту роль.

Когда Пётр приветствовал в лице Иисуса Мессию, он не имел в виду Бога, сошедшего с Небес, чтобы спасти души людей. Он подразумевал – «Ты – царь», таким было в то время значения слова «Мессия», и так Пётр назвал Иисуса. «Мессия» означает просто «помазанный на царство», и так именовали любого еврейского царя из рода царя Давида. Слово «Христос» греческий эквивалент «Мессии». Впоследствии, конечно, оно тоже приобрело божественный смысл. Но в то время греческое слово «Христос» или «Кристос» означало просто «миропомазанный», так именовали царей. И когда Пётр сказал Иисусу: «Ты Христос», он хотел сказать: «Ты – царь. Я заверяю тебя в своей преданности. Я твой верный подданный. Тымой царь.

Римляне упразднили еврейскую монархию. Каждый, кто заявлял: «Я царь иудейский», в той или иной степени объявлял себя врагом Римской империи».

Prof. John Dominic Crossan, De Paul University. Chicago: «Римляне казнили на кресте за любые действия, направленные против Рима, подрывавшие установленные Римом закон и порядок. Это был демонстративный акт государственного терроризма, устрашения, всё равно что выставить на Тауэрском мосту на всеобщее обозрение голову повешенного. Но в действительности тела распятых почти никогда не хоронили. Смысл распятия в том и состоял, что тело оставалось на растерзание собакам и воронам – это было частью кары. В первом веке в окрестностях Иерусалима были распяты тысячи, но найден только один скелет казнённого. Это со всей наглядностью показывает, что похороны после распятия были не обычным, а исключительным событием».

Dr. Hyam Maccoby, Research Professor Centre for Jewish Studies, University of Leeds: «В случае с другими Мессиями, с их смертью движение заканчивалось. Казнь на кресте означала конец всех их притязаний, но движение Иисуса продолжалось, потому что среди его последователей разнеслась весть, что он не умер, что он чудесным образом воскрес и вернулся к жизни». [T.12.XXII]

 

Dr. Shimon Gibson, W. F. Albright Institute of Archaeological Research: «…если посмотреть на неё с точки зрения археологии, измерить её и составить план, становится ясно, что территория Голгофы довольно ограниченная. Я исследовал вершину этой скалы: на этом узком пространстве было бы крайне сложно распять даже одного человека, не говоря уже о трёх. Для верующих традиции очень важны, но я, как учёный, хочу иметь возможность дотронуться до камня, который на самом деле был связан с событиями, описываемыми в Евангелии».

…метод казни через распятие в Иерусалим привезли римляне.

Гастон Сиаччи историк из Рима (Gaston Siacci): «В Риме распятие было довольно распространено. Например, распять могли раба, который восстал против своего господина, или любого другого человека, преступление которого могло быть истолковано как восстание против государства».

В семьдесят первом году до нашей эры после подавления масштабного бунта рабов под предводительством Спартака Апиеву дорогу с обеих сторон обрамляли кресты. Шесть тысяч восставших рабов были раздеты, высечены и распяты.

Гастон Сиаччи историк из Рима (Gaston Siacci): «Иногда смерть наступала только через два-три дня. Тела оставляли на кресте как можно дольше, пока плоть не начинали клевать грифы, пока собаки не начинали растаскивать её на куски. Не забывайте, что в течение трёх дней эти люди испражнялись и мочились на себя. Это был пропагандистский ход Рима – Спартака не будет больше никогда». [T.21.XLVII.7]

 

 
     
 

30-й год нашей эры. Иисус Назаретянин собирает первых учеников. Они начинают проповедовать в Иерусалиме и в Палестине. Некоторые из последователей уже называют Его Сыном Божьим. Только вот уже есть один «Сын Бога». И зовут его Тиберий, – император Рима. Он правит огромной империей, для которой Иерусалим – захолустный город.

По римскому обычаю граждане империи должны почитать императора как бога. Когда Иисус назвал себя Сыном Божьим, то вступил в конфликт с высшей силой того времени. Римляне признавали множество богов, храмы римского периода были посвящены Зевсу, Венере. Марсу. Но было и множество храмов, поставленных в честь императора.

Империя началась в 27-м году до нашей эры, когда Август объединил под своей властью несколько враждующих партий, подчинил себе Сенат республики и объявил себя императором. Этот политический шаг имел и религиозное значение.

Prof. Carole R. Fontaine, Andover Newton Theological School: «Он восстановил мир внутри империи. Люди были так рады тому, что воцарился порядок, что появилась идея о божественной природе Августа. С этого и начался культ римских императоров».

Prof. Jonathan L. Reed, University of La Verne: «По всей империи люди прославляли мир и покой, принесённые римлянами. Это и выражалось в развитии культа императора, и его называют Богом или Сыном Бога, Господином, Спасителем. И точно так же первые христиане называли Иисуса».

Когда Иисус назвал себя Сыном Божьим, используя титул, закреплённый за императором, он совершил государственную измену. Рим быстро отреагировал. Христа казнят по римскому обычаю, – распиная. Такую казнь применяли к убийцам и предателям в назидание остальным. Император покарал своего соперника смертью. В самом Риме мало кто заметил казнь безвестного проповедника, но Распятие не положило конец проповеди Христа. Наоборот, оно стало ключевым моментов в создании нового учения.

Сто лет после Голгофы культ императора ещё процветал. Но новая религия успела пустить корни в самой столице. Первых христиан даже называли атеистами, за отказ поклоняться императору. Их наказывали – бичевали, а зачастую казнили. Император ещё остаётся Богом… [T.17.XXI]

 

Prof. John Dominic Crossan, De Paul University. Chicago: «Распятие для римлян было своего рода предупреждением обществу. Они хотели публично предостеречь от государственного терроризма «Смотрите! Не смейте так поступать!» Они могли убить Его любым способом. Но этот способ был публичным. Это очень важно. Они могли казнить его с помощью гаротты, но тогда казнь не была бы публичной. Дело в том, что сам Иисус сказал им перед смертью, что от него ничего не зависит, что всё царствие Божие не является монополией. И они его часть. Последователи уже получили полномочия рассказывать. Поэтому медленно, но верно, в течение нескольких десятилетий, сначала в устных традициях, потом письменно. Главное письменно, поскольку письменные записи хранятся долго». [T.12.XXIV]

 

 
     
 

…в числе новозаветных сюжетов – «Поклонение волхвов», «Беседа Христа с самарянкой», «Воскрешение Лазаря»: акцент делается на чудеса и учение Христа. Ни разу в живописи катакомб не встречается распятие: этот важнейший христианский иконографический сюжет войдёт в широкое употребление после четвёртого века. Практически не встречаются изображения, связанные со Страстями Христовыми.

Анастасия ТАТАРНИКОВА, искусствовед, член Санкт-Петербургского Союза художников и Ассоциации искусствоведов: «Главное, что в раннехристианском искусстве – это же искусство очень позитивное – первые христиане так верили во Христа, они так ждали Второго пришествия, и представляли, что вот это Небесное Царство, оно существует реально, просто оно невидимо. Поэтому искусство это очень оптимистично, оно всё посвящено мысли о том, что Воскресение будет, и то, что смерть побеждена». [T.10.DCCCIV.1]

 

 
     
 

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…удалось победить войска Сасанидского императора Шапура Первого, которого арабы называли Ал-Актаф, потому что он жестоко обращался – прибивал арабов за плечи к деревянным крестам. И поэтому его называли «Плечистый». [P.141.2]

 

 
     
 

Этот самый жестокий из всех придуманных человечеством видов казни имеет очень древнюю родословную. На кресте распинали своих преступников вавилоняне, персы, финикийцы и карфагеняне. К чести греков и египтян, надо отметить, что они отвергли этот обычай, чего нельзя сказать о римлянах. Римляне распинали рабов, простолюдинов, а также политических преступников, виновных в мятежах или государственной измене. К римским гражданам этот вид казни применялся лишь в исключительных случаях. Приговорённого прибивали гвоздями или привязывали верёвками к вертикальному бревну. У римлян существовали кресты трёх видов: «cruz comissa», именуемый также крестом св. Антония, имел форму буквы «Т»; «cruz immissa», или «латинский крест», выглядел как знак «плюс». И наконец, «cruz decussata», или крест св. Андрея, походил на букву «X».

Зенон КОСИДОВСКИЙ [B.177.1]

 

 
     
 

Prof. Miranda Aldhouse-Green, University of Wales, Newport: «У этих находок есть кое-что общее – обезглавливание. В обоих случаях жертве отрубили голову, что считалось очень позорной формой смерти. Я предполагаю, что это была казнь, но есть небольшие особенности».

Доказательства, собранные археологами говорят о том, что некоторые из этих людей входили в состав оккупационных сил и возможно занимали высокие посты, так как обезглавливание было видом казни, предназначенном в основном для привилегированных членов римского общества. Причины столь сурового наказания останутся одной из загадок истории, но очевидно, что эти люди совершили серьёзные преступления, такие как измена, мятеж, богохульство, изнасилование, или убийство.

Виндоланда – римский военный лагерь, опорный пункт римской армии в 1,5 км от Адрианова вала (Англия). [T.13.V.2]

 

Prof. Charlotte Roberts, Osteoarchaeologist, Durham University: «Судя по следам на шейном позвонке и других местах, эти травмы были нанесены приблизительно в момент наступления смерти».

Значит, эти люди могли быть обезглавлены в бою?

Prof. Charlotte Roberts: «У них нет травм ни на руках, ни на рёбрах, ни на лицах. Судя по травмам, которые мы обнаружили, у них были только отрублены головы, а сами тела остались невредимыми».

Однако на ногах и черепах некоторых скелетов остались следы.

Prof. Charlotte Roberts: «Вполне возможно, что у тех немногих, у кого мы видели эти травмы, ранили так, чтобы заставить их упасть на землю и затем обезглавить. Таким образом, тому, кто отрубал им головы, было легко выполнить своё намеренье. Можно предположить, что многие из убитых сильно страдали: на их шейных позвонках обнаружили много царапин, по которым можно предположить, что их много раз ударяли мечом, чтобы отрубить голову. Моё профессиональное мнение заключается в том, что этих людей казнили таким образом».

Если раны, полученные этими людьми, никак не связаны с войной, то можно предположить, что здесь происходила другая битва, а именно битва за власть.

Гета умер на руках своей матери. Если бы она в чём-то не повиновалась новому императору, она бы тоже была бы убита. Власть Каракаллы стоила жизни двадцати тысячам человек. [T.13.XL]

 

 
     
 

Игра в чатурангу могла продолжаться несколько дней, а то и недель, как и настоящее сражение, пока богоподобный царь не признавал своё поражение. Спустя двести лет неприступный город-победитель пал перед мусульманскими захватчиками, пришедшими с Севера. Это была битва не за территорию или богатство, это была битва за превосходство между единым Богом мусульман Аллахом и сотнями индуистских богов. Предводитель индусов был обезглавлен во время сражения и битва закончилась. Его армия отступила, увидев голову своего генерала, поднятую на копьё. Город был буквально разорван на части, и до нынешнего времени в нём так больше никто и не поселился. [T.12.XXIII.2]

 

 
     
 

Prof. Catharine Edwards, Birkbeck College, University of London: «…ещё до приезда в Иерусалим Елена олицетворяла новую эпоху. Визит Елены станет легендой и оставит неизгладимый след в Иерусалиме.

Церковь Гроба Господня – место паломничества христиан со всего мира. Внутри находится часовня, посвящённая Елене. Говорят, что она сделала здесь удивительное открытие, которое привело к строительству этой церкви. Во-первых, Елена нашла надпись, помещённую в изголовье креста, на котором был распят Иисус.

Мы никогда уже не узнаем наверняка, действительно ли «истинный крест» обнаружила Елена. Важно то, что первые христиане верили в это.

Как сказал персонаж одного из вестернов Джона Форда: «Когда легенда становится фактом, мы выбираем легенду». Могучая легенда о Елене распространилась по всему христианскому миру, и с этого момента она и Истинный крест были связаны воедино.

Открытие Елены прославило её на многие столетия вперёд».

Dr. Sophie Lunn-Rockliffe, Kings College London: «Интересно то, какое развитие получил образ Елены в средневековой Британии. Здесь её сделали британской принцессой: верили, что она была одновременно дочерью старого короля Пола и легендарным предком Артура.

И сегодня Елена взирает сверху вниз на главную улицу Колчестера. Согласно непреходящей британской легенде, она родилась в этом городке графства Эссекс.

Dr. Sophie Lunn-Rockliffe: «И это дало британцам историческую связь с Римской империей. Тот факт, что Елена также была христианкой, как бы узаконил их связь с римлянами».

Prof. Catharine Edwards: «Елена не дожила до тех времён, когда вера, которую она отстаивала, стала официальной религией Римской империи. Она умерла в 330-м году. Сын до конца был рядом с ней. Останки Елены захоронены в огромном погребальном саркофаге в музее Ватикана. На этом месте была построена церковь – базилика Святого Креста – для хранения реликвий, которые, как говорят, Елена привезла в Рим. Это наследие необыкновенной женщины, которая заслужила великий титул Авгу́ста». [T.10.DCCLXIX(3)]

 

Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог (Yana Tchekhanovets): «…между прочим, это и не римское орудие: римляне позаимствовали его у персов. Совершенно недостойная цивилизованных римлян казнь – не случайно римских граждан так не казнили, – а казнили, например, усекновением головы. Казнь через распятие считалась очень страшной, потому смерть была долгой и мучительной, – позорной».

Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский: «…и этот символ, благодаря тому что сам Господь Иисус Христос своим телом прикоснулся к нему, получил особое Божественное Присутствие. Об этом говорит преподобный Исаак Сирин, сравнивая крест с Ковчегом Завета. И он говорит о том, что Ковчегу Завета воздавалось особое поклонение, потому что в нём жила «Шекина» Божья – то есть «Присутствие Божие», «Слава Божия». Вот эта самая «Слава Божия» из ветхозаветного Ковчега – говорит преподобный Исаак Сирин – перешла в Крест».

Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог (Yana Tchekhanovets): «…факт, что никому до Елены вообще не приходило в голову не только искать Крест, но, вообще, искать какие-то материальные свидетельства, оставшиеся от самого Спасителя, и как-то передавать их из рук в руки».

…и, всё же, именно Елена принесла с собой не только новое воодушевление в поисках, но, также, поистине царские размах и изобретательность. Результаты её раскопок оказались настолько беспримерными, что Римская Католическая церковь совершенно официально назначила её в патроны археологии. Святая царица положила начало тому, что потом на целые века станет делом жизни для тысяч людей – исследованию, собиранию, поиску реликвий и мест, связанных с евангельскими событиями. По сути дела именно её миссия стала первым камнем в фундаменте современной европейской цивилизации.

Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог (Yana Tchekhanovets): «…особенно важным было то – не вещи, не артефакты, скажем так, – а то, что была зафиксирована традиция, которая передавалась триста лет из уст в уста. Устная традиция получила архитектурное воплощение. И это не дало вот этой живой линии христианского поклонения святыням прерваться. Потому что триста лет, ну, триста лет – ничего, а вот тысяча лет – это уже много. Кто-то говорит, что это было там, а кто-то – там… То, что это было зафиксировано – она же не просто ходила там по городу, и говорила: «Ну, где же тут вот это место?» – она была в контакте с местными христианами, которые показали ей эти места».

…для них Крест окажется главным военным трофеем. В седьмом веке персидский царь Хосров разграбит Иерусалим и увезёт в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию.

Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог (Yana Tchekhanovets): «В древности ведь считалось, что у каждого народа свой бог, и разрушение храма противника было военной, такой уничтожающей акцией. Мы знаем это особенно по Месопотамским делам – захватили город и увезли бога в плен».

…через четырнадцать лет греческий царь Ираклий победил Хосрова. В результате христианам была возвращена их великая святыня. И это стало третьим Крестовоздвижением.

…осталась лишь малая его частица, а другие частицы Животворящего Креста, вплоть до совершенно микроскопических, разошлись по всему миру и везде стали объектом поклонения. Впрочем, в Эпоху пересмотра ценностей найдутся скептики, и даже насмешники. Например, церковный реформатор Кальвин станет утверждать, что если сложить все эти частицы вместе, можно получить целый корабль. Но вот в девятнадцатом веке неленивый учёный-археолог Шарль Руа де Флери потрудился измерять все эти частицы. В сумме получилось в общей сложности около сорока тысяч кубических сантиметров дерева. В то же время объём креста, на котором страдал Господь, должен был составлять миллион семьсот восемьдесят тысяч кубических сантиметров – в сорок четыре с лишним раза больше. [T.4.LIV.2]

 

שָׁכַן ) жить (где-либо), обитать [B.18]

שׁכן ) обитать, селиться [B.16]

 
 
     
 

1 - 2