ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IX. Protectores 2; Initiatio; Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф.

   

I āra, ae f 1) возвышение; pl. скалы, утёсы (saxa vocant Itali aras V); 2) памятник (virtutis С); 3) алтарь, жертвенник (Jovis Pl): a. sepulcri V, Sil погребальный костёр; aras ponere V (condere L; consecrare C, Nep) сооружать (ставить, воздвигать) жертвенники; arae focique C etc. жертвенники домашних божеств (ларов и пенатов) в римском атриуме || перен. священные блага, семейные святыни, тж. домашние очаги (pro aris atque focis certare Sl или dimicare L); 4) (ввиду неприкосновенности жертвенника и тех, которые укрывались за ним) убежище, прибежище, защита (legum, sociorum С); 5) А. «Жертвенник» (созвездие южн. полушария) С, О. [B.32]

 

aegis, idis f (поэт. acc. ida) (греч.) 1) эгида, щит или панцирь Юпитера и Минервы (иногда с головой Медузы) V, Н, О etc.; 2) защита, покров, прикрытие О. [B.32]

 

arma, ōrum n 1) оружие (преим. оборонительное: щит, панцирь, шлем); 5) щит; 7) защита, опора (a. senectutis С); 8) совет, наставления

 

claustrum, ī n (преим. pl.) [claudo I] 1) запор, засов, замóк; 2) преграда, препятствие; 3) закрытое место, хранилище, вместилище; 4) оплот, защита

 

custōdio, īvī (iī). ītum, īre [custos] 1) охранять, защищать, нести охрану, оберегать; 2) соблюдать; 3) наблюдать; 5) держать под стражей

 

mūrus, ī m 1) стена (преим. городская) (urbis С, L; arcis L; muros arietibus quatĕre L): patrii muri О родной город; 2) вал, плотина (aggeres quidam vocant muros Vr); 3) край, ободок (testae J); 4) оплот, защита: m. Grajum ( = Grajorum ) О = Achilles; 5) деревянная башня на спине боевого слона (muri, quos elephantus circumfert Sil); 6) Lcn = corona muralis (Кибелы) (см. muralis). [B.32]

 

satellitium, ī n 1) охрана, телохранители, эскорт JV; 2) перен. защита (scripturarum Aug); 3) зависимое положение, подчинённость Aug. [B.32]

 

vindicātio, ōnis f [vindico] 1) защита, охрана (прав) С; 2) предъявление претензии или иска, искание по суду (v. bonorum Dig; successionum CJ): intestatorum civium v. bonorum Trajanus ap. PJ притязание на имущество лиц, умерших, не оставив завещания; 3) мщение, наказание (v. est per quam peccata punīmus C). [B.32]

 

I vallum, ī n [vallus I] 1) изгородь из стволов молодых деревьев с укороченными ветвями (falcibus v. rescindere Cs); 2) вал, насыпь с частоколом (oppidum fossā et vallo cingere C): v. caecum Cs волчья яма; 3) защита, оплот (v. Alpium C). [B.32]

 

I ops, opis (nom. и dat. sg. не встреч.) f 1) сила, мощь, могущество, возможность, власть; 2) помощь, поддержка, защита; 3) pl. средства; имущество, состояние, богатство; 4) pl. военная мощь, вооружённые силы, войска; 5) политическая власть, господство, влиятельность

 

opācitās, ātis f [opacus] тенистость, тень (arbŏrum T); тьма, мрак (noctium PM). [B.32]

 

ἀμύντωρ, ορος (ᾰ) ὁ 1) защитник, заступник Hom.: οἱ ἦλθεν ἀ. Hom. он пришёл ему на помощь; 2) каратель, мститель: ἀ. τινός Eur. мститель за кого-либо. [B.169]

ἀμύνω (ῡ; тж. med.; fut. ἀμῠνῶ - ион. ἀμυνέω, med. ἀμυνεῦμαι; aor. ἤμῡνα - эп.-дор. ἄμῠνα си ᾰ) 1) отражать, отбивать, отгонять, давать отпор, отвращать; 2) защищать, оборонят; 3) биться, сражаться; 4) преимущ. med. отплачивать, воздавать [B.169]

 

 
     
 

Дары волхвов интересная история. Не секрет, что это средневековая подделка. Зачем устраивать это стояние бабушек на морозе?

Андрей КУРАЕВ, (прото)диакон, кандидат философских наук: «Искусствоведы говорят, что это XV – XVI век. Богословы свидетельствуют о подлинности чувств и молитв паломников перед этим ковчегом. Политологи чётко прочитывают свой очевидный месседж. Они видят тут пример политтехнологеской демонстрации, призванной показать: нас много, мы народная организация, так что вы там, в администрации или ещё где-то, имейте в виду, что мы – сила». Что-то из истории отношений патриарха Никона и царя Алексея Михайловича». [P.121]

 

 
     
 

Dr. Jorge-Manuel Rodríguez Almenar, Profesor de la Universidad de Valencia: «Сударь или судариум, по-латыни – это кусок такни. Евангелист Иоанн употребляет этот термин в двух случаях, имея ввиду небольшой отрезок материи для покрытия головы. В первом случае речь идёт о воскресшем бедняке Лазаре, и уже во втором говорится о Воскресении Христа».

Dr. Alfonso Muсoz-Cobo: «Как мы знаем, Сударь впервые прибыл в Астурию, в область, столицей которой является Овьедо, примерно в VII-м веке. Тогда стояла задача спасти его от мавров, завоёвывающих Испанию. В 614-м или в 616-м году персидский царь Хосров Второй завоевал Иерусалим и христиане забрали большинство священных реликвий, до этого хранившихся там. Некоторые из них оказались в Константинополе, как, например, Туринская Плащаница. Другие они запаковали в ковчеги и отправили через Африку, через Александрию в Картахену, а оттуда в Толедо, тогдашнюю столицу Испании».

Dr. Jorge-Manuel Rodríguez Almenar: «Когда начинается мусульманское вторжение, христиане уходят на север, унося с собой все реликвии. Они помещают всё, что можно спасти в специальный ларец. Это были реликвии различного происхождения. Но мы знаем, что такие из них как Святой Сударь являются выходцами из Иерусалима. Тогда Священный Плат перевозят в Астурию, в место малоизвестное и почти секретное. Христиан убивают повсюду, и поэтому они вынуждены скрываться далеко за горами, которые отделяли Астурию от остальной части полуострова. Пребывание Санта Сударя в этих краях было тайной недоступной для широкой публики. И, тем не менее, когда наступает период Реконкисты, христиане начинают оттеснять арабов к югу. Можно говорить о том, что силы для отвоевания испанской земли они черпают в молитве перед этой святыней. Есть некая связь между Реконкистой и фактом существования священной раки в Овьедо, где хранились наиболее важные реликвии Испании. Есть также связь между появлением Священного Плата и историей Испании, включая Реконкисту. Это очень интересно, что именно здесь в Овьедо началось возрождение христианской Испании».

Dr. Alfonso Muсoz-Cobo: «Вообще Астурия играет важную роль в истории Испании, потому что в период Реконкисты в месте под названием Мон-Сакро Святой Сударь хранился примерно в течение 50-ти лет. Затем король Альфонсо Второй построил специальное хранилище для священных реликвий – Святую Палату, – и её можно увидеть в наши дни. Потому что та самая Святая Палата в Овьедо и есть пристройка к церкви. Считается, что с тех пор Сударь и находится там».

Дон Анхело ПАНДАВЕНЕС (католический священник): «Очевидно, что Священный Плат изначально был для людей неким очень важным воззванием. С самого начла IX-го века стали значимыми походы в Сантьяго де Компостела. Паломники устремились в Кастилию по равнине, по ровной гладкой дороге. К нам же путь лежит через горы, что гораздо более тяжело. Люди, пришедшие из разных стран, из Франции, из Каталонии, из Европы, из других мест, удалённых от Астурии, предпочитали ровную дорогу в Кастилию. Им было гораздо легче идти. В то время как люди, проходящие через наши места, вынуждены были преодолевать горы. Отсюда рождается одна французская песня, переведенная на испанский язык: «Тот, кто идёт в Сантьяго, а не в Сальвадор, идёт к слуге, а не к Господу». Под Сантьяго подразумевается Сантьяго де Компастела, где были найдены мощи апостола Иакова, а Сальвадор – это Овьедо».

Dr. Alfonso Muсoz-Cobo: «В любом случае реликвии очень интересны в плане силы, которой они обладают, наравне с правителями и выдающимися личностями. Я даже осмелюсь предположить, что Савойская династия обладала такой властью, потому что она владела Туринской Плащаницей. И что Крестовые походы были затеяны с целью вторгнуться на Святую землю, чтобы отвоевать священные реликвии и вернуть их христианскому миру. В этом смысле, если мы посмотрим на всё глазами человека Средних веков, мы должны учитывать, что у него не было таких знаний, которыми мы обладаем сейчас, но зато существовала масса различных суеверий. Я могу вам сказать, что в XI-м веке перед тем как открыли Ковчег с Сударем, была предпринята масса предосторожностей, потому что люди не знали, что с ними может случиться. Полагали даже, что из-за открытия Ковчега можно было ослепнуть. Альфонсо Шестой, король Испании, заранее приготовился к важному событию: приказал священникам молиться за несколько недель до официальной даты открытия Ковчега. Впоследствие, из-за того, что во время открытия святого Плата ничего трагического не случилось, район Овьедо получил от короля особую привилегию. Он также отдал нам чудесную долину. Что-то вроде благодарственного подношения Господу за то, что все прошло благополучно. Сегодня многие полагают, что если человек верит в силу реликвий, значит он сумасшедший. Но мы верим в Бога, а реликвии мы пытаемся изучать. Мы, учёные, пытаемся исследовать то, что на самом деле очень сложно исследовать».

…могут многое рассказать о тех событиях, о том, кто с точки зрения нашей веры был не только Богом, но и человеком. И о страданиях, которые он перенёс. [T.10.LXXXIX.2]

 

sūdārium, ī n [sudor] (носовой) платок (для вытирания пота) Ctl, Q, Pt etc. [B.32]

 

sūdor, ōris m [sudo] 1) пот (s. a fronte defluens C): sudorem excutěre Nep (movēre, ciēre РМ) вызывать пот; 2) влага, жидкость (venēni О); истечение (smyrnae her): s. maris Lcr морская вода; 3) тяжёлый труд, упорная работа (multo sudore ас labore С): multi sudoris esse С требовать упорного труда. [B.32]

 

sūdiculum, ī n [sudo] «потогон»: s. flagri бран. Pl обливающий своим потом кнуты, т. е. достойный лишь плетей. [B.32]

 

Эту реликвию называют латинским словом Судариум, или в переводе на русский «СУДАРЬ». В римскую эпоху так назывались платки, которые использовались, чтобы вытирать пот с лица.

Современные исследования датируют ткань, как минимум, восьмым веком нашей эры.

Многие думают, что тело Христа было обёрнуто лишь одним фрагментом ткани – Плащаницей, – но в Евангелии от Иоанна говорится о том, что лицо Иисуса было накрыто отдельным Платом.

Израильский археолог Орит Шамир, глава текстильного отдела Управления древностей государства Израиль. Она заведует всеми древними образцами тканей, найденными на Святой Земле.

…чтобы понять, действительно ли эта ткань была сшита в первом веке.

Dr. Orit Shamir, Head, Department of Museum and Exhibitions and Curator of Organic Materials, Israel Antiquities Authority: «Потрясающе. Кто их сделал? Здесь видны все волокна и переплетения. Фотография очень высокого качества. Я не вижу на ткани никаких следов штопки, никаких заплаток. А вот здесь видны отверстия от иглы».

Считается, что они оставлены Терновым Венцом, который был на голове Иисуса. Как вы думаете, это возможно?

Dr. Orit Shamir: «Нет, я так не думаю, хотя, как знать, всё может быть».

Важно ответить на вопрос: «Изготавливалась ли такая ткань во времена Иисуса?»

Dr. Orit Shamir: «Плетение очень простое, это один из самых примитивных ткацких приёмов. Это похоже на ткань византийского и римского периодов».

Мы можем говорить о том, что она была соткана во времена Иисуса Христа?

Dr. Orit Shamir: «Может быть и позже, например, в византийский период, но не думаю, что её можно отнести к периоду средневековья».

А такое плетение характерно для Древней Палестины?

Dr. Orit Shamir: «Нет, оно, скорее, характерно для Европы. В этом регионе так не ткали. У нас есть образцы таких тканей, но они были завезены в Древнюю Палестину из других стран». [T.21.XLVII.2]

 

 
     
 

Prof. Alister E. McGrath, Historical Theologian, University of Oxford: «Что такое крест и копьё? Это орудия, используемые против Христа. В христианском понимании, орудия, используемые против Христа, стали Оружием Спасения Мира».

Затем о нём не было слышно триста лет, пока оно не обрело нового владельца, – Карла Великого, – завоевателя, сумевшего объединить Европу. Целое тысячелетие оно было драгоценным достоянием королей, символом авторитета и легитимности власти императора.

В пятом веке Римская империя пала, и Европа погрузилась в хаос и раздоры Тёмных веков. О Копье не было слышно до 774-го года, когда оно попало в руки величайшего завоевателя Средних веков. Человека, который мечтал восстановить былую славу Рима – Карла Великого.

На Рождество 800-го года Карл Великий принял венец верховного правителя новой империи. Занимая территорию чуть ли не дюжины современных государств Европы, она вошла в историю под названием Священной Римской империи.

Prof. Alister E. McGrath: «Священная Римская Империя была попыткой воссоздания Римской империи. Впоследствии она стала ещё большей, заняла территории, которые никогда не входили в состав Римской империи».

Это был апофеоз его жизни, почти целиком проведённой в войнах. Кульминацией пятидесяти трёх лет непрерывных компаний, во время которых, как гласят легенды, Священное Копьё непременно находилось при нём.

Dr. Mark Hassall, Institute of Archaeology, University College London: «Для Карла Великого обладание таким оружием имело бы огромное символическое значение. У Карла Великого было вполне естественное желание подтвердить легитимность своей власти, возведя её к Константину, – человеку, сумевшему объединить Римскую империю. Карл Великий, как правитель Священной Римской Империи, был в некотором смысле наследником Константина». [T.10.CXIII]

 

…именно тогда появилась связанная с ним легенда. Предание ранней Церкви сохранило имя римского воина, пронзившего тело Христа. Его звали Лонгин. Слабеющее зрение этого человека было чудесным образом исцелено кровью Иисуса.

Prof. Mario J. Valdes, University of Toronto: «Лонгин был слеп, он жил во тьме. Когда он сделал это, он осознал, что произошло. Он понял, что пронзил Бога, воплотившегося в человеческом теле».

Кровь Христова не только восстановила зрение Лонгина, она превратила это грубое оружие в священную реликвию. Говорят, что Лонгин носил с собой это копье до конца жизни, но существовал ли он на самом деле?

Dr. Mark Hassall, Institute of Archaeology, University College London: «Вопрос о том, возможно ли это. Разные люди указывали на то, что это имя напоминает греческое слово «лонхес», которое означает «копьеносец», но на самом деле имя «Лонгин» чисто латинское».

До сего дня память о жизни Лонгина и его копье почитается в Ватикане.

William Dalrymple, Writer and Historian: «Лонгин пронзил тело Христа копьём и вытекла вода и кровь. Это указание на Евхаристию, то есть Лонгин стал символом Церкви».

…началось в Праге. Здесь в XIV-м столетии это копье стало драгоценной собственностью императора Священной Римской империи Карла Четвёртого – Отца чешской нации. Пожалуй, самый посвящённый среди обладателей Копья, Карл стал фанатичным коллекционером древних реликвий. Чтобы содержать их, он построил непреступную крепость в тридцати двух километрах от Праги – замок Карлштейн. Карл верил, что Святое Копьё служило для прямой связи со святыми на небесах, и что оно сыграет важную роль на Страшном Суде. После смерти Карла Копьё претерпело ещё одно изменение, – теперь оно стало «ключом к богатству». После того, как на протяжении пяти веков Копьё находилось исключительно в королевских руках, его стали использовать как средство наживы. В 1424-м году его купило товарищество богатых купцов из германского Нюрнберга. Под руководством купцов, заправлявших в то время в городе, Копьё стало главным предметом самого прибыльного в Средние века бизнеса – извлечения доходов из древних реликвий.

William Dalrymple, Writer and Historian: «Получив святую реликвию, город получал доступ к очень практичному источнику Божественной Силы, что-то наподобие сверхоружия. Так что торговля шла полным ходом, и для приобретения подлинных реликвий тратились огромные деньги».

…наличие невероятной защитной системы, связанной с Копьём. Его берегли от воров с помощью многочисленных устройств в Церкви Святого Духа. Вместе с другими бесценными реликвиями, Копьё помещалось в красивый серебряный ларец. Он сохранился до наших дней. Это ярчайший образец средневекового прикладного творчества. Сложная система лебёдок поднимала ларец высоко над церковным полом. И в качестве последней предосторожности под ним спали два мальчика-хориста. Всё это было столь же впечатляюще, сколь надежно.

На дне ларца была картина, изображавшая его священное содержимое. Посмотрев вверх, можно было увидеть двух ангелов, державших Копьё.

На протяжении 364-х дней в году Копьё никому не показывали, и только раз в год его вынимали из ларца, и оно становилось центральной реликвией огромного праздника – Праздника Священного Копья.

Prof. Corine Schleif, Art Historian, Arizona State University: «Он проходил во вторую пятницу после Пасхи и представлял собой что-то вроде дополнительной Пасхи».

Учреждённый Карлом Четвёртым за сто лет до того, этот праздник стал главным событием, привлекавшим в Нюрнберг паломников со всей Священной Римской Империи.

Dr. Mark Hassall: «Удивительно, сколько людей шли в эти великие центры паломничества. Зачастую, особенно беднякам, приходилось идти пешком, проходя до 15-ти километров за день. Иногда, чтобы попасть на праздник, требовалось идти несколько месяцев, а то и год».

В центре города тысячи людей стекались в специально возведённой к празднику временной часовне. Внутри неё на верхнем ярусе собирались священники и знать, чтобы принять участие в показе реликвий.

Prof. Corine Schleif: «У них была щепка от Яслей Господних, зуб Иоанна Крестителя, лучевая кость Святой Анны и, наконец, священное Копьё – это было кульминацией».

Prof. Alister E. McGrath, Historical Theologian, University of Oxford: «Паломники должно быть исполнялись благоговения, поскольку все эти предметы позволяли им соприкоснуться со сверхъестественным, они доказывали им истинность их веры. В жизни любого из них это была важная часть, это было важнейшее событие».

Но городские торговцы были значительно меньше заинтересованы в спасении душ людей, чем содержимым их кошельков. Паломничество было доходным бизнесом.

Prof. Alister E. McGrath: «Поскольку реликвии имели такое значение в период позднего Средневековья, мы знаем, что ими начали злоупотреблять. Отношение сложилось примерно такое: «Увидишь реликвии – быстрее попадёшь в Рай», и люди начинали чувствовать здесь обман».

Отношение к ним людей изменилось, а вместе с этим упали и прибыли Нюрнберга. Исполненные отвращения в католической практике использования реликвий, протестантские реформаторы отвергли их полностью.

Prof. Alister E. McGrath: «Одним из непосредственных результатов Реформации было то, что некоторые города и церкви остались без источников дохода».

С наступлением Реформации рухнула и система извлечения доходов, многие годы обогащавшая Нюрнберг. Копьё осталось в своём серебряном ларце, о нём практически забыли на следующие триста лет.

Prof. Alister E. McGrath: «Вы можете понять, почему Наполеон так хотел обладать им (Копьём). Нет никаких сомнений, что Копьё рассматривали как предмет, придававший законность действий его владельцу».

Чтобы Наполеону не досталось священное Копьё и другие бесценные реликвии, жители Нюрнберга срочно вывезли их из города. В конце концов, они оказались в столице Священной Римской империи Вене. Хотя Копьё и не попало в руки Наполеона, сама империя не сохранилась. В 1806-м году отрёкся от престола последний император Священной Римской империи. Священное Копьё хранилось в столице Австрии Вене до 1938-го года, когда его решил заполучить новый завоеватель. Это был Адольф Гитлер. Нацистов всегда восхищало всё оккультное, и они обожали зрелища, прославлявшие мифы о превосходстве арийской расы. Подобно всем тиранам, они придавали огромное значение внешнему блеску власти, поэтому когда Третий Рейх в 1938-м году захватил Австрию, они немедленно вывезли драгоценные реликвии Священной Римской империи, в том числе священное Копьё. Эти бесценные реликвии возвратились в место своего пребывания в Средние века, в город Нюрнберг, и там в обстановке невероятной торжественности их выставили на всеобщее обозрение.

Dr. Volker Schier, Musicologist: «Их охраняли эсесовцы в черных мундирах. Мы знаем, как высоко Гитлер ценил символику и регалии. Это создавало ощущение связи между Первым и Третьим Рейхом».

Prof. Alister E. McGrath: «Гитлер строил Третью Империю, но первой была Священная Римская империя, обладавшая Копьём, которое вдохновляло Карла Великого. Это обеспечило Гитлеру невероятное преимущество на пропагандистском фронте».

Prof. Alister E. McGrath: «Копьё – связь с крайне важным событием прошлого – с распятием Иисуса Христа. Но к тому же им обладали люди, двигавшие историю, формировавшие её. Именно поэтому оно имеет такое значение для многих людей. Это дает им возможность пережить великие события прошлого, ощутить свою причастность к ним». [T.12.XXX]

 

 
     
 

ТЕЛЬ-АВИВ, 24 декабря 2009 - РИА Новости. Израильские археологи впервые нашли в городе Назарете руины дома, который датируется временами Иисуса Христа и вполне мог быть свидетелем детских лет его жизни, говорится сообщении Управления древностей Израиля.

 

До сих пор в Назарете не было найдено ни одного здания римской эпохи. Долгое время ученые и вовсе думали, что древние жители были троглодитами, то есть обитали в пещерах.

Ярденна Александр, археолог управления древностей Израиля (Yardena Alexandre, archaeologist, excavations director at the Israel Antiquities Authority): «Если честно, вероятность найти на родине Иисуса что-то принадлежащее ему, крайне низка. Как я понимаю, он был рядовым членом общества того времени, выделялся разве что своими идеями, которые люди отказывались принять. Вряд ли кто-то при жизни Иисуса был одержим коллекционированием вещей, связанных с ним. Эта страсть появилась у людей позже, уже в византийский период».

Впрочем, несмотря на бескомпромиссные заявления ученых, найденный дом в Назарете будет невероятно популярен среди туристов и паломников. Библейские легенды, как правило, завораживают людей намного сильнее исторических фактов. Место раскопок планируют открыть для посетителей уже к концу этого года. (06.01.2010) [P.31.3]

 

Prof. Ambrogio Donini: «Описание многих населенных центров этой условной, скорее символичной, нежели реальной, страны порождает серьезные топографические проблемы, начать хотя бы с названия города Назарета, который не упоминается ни одним иудейским автором ранее IX в. н. э. ни разу в Ветхом завете, ни у Иосифа Флавия, который между тем перечисляет почти все наиболее важные местности земли, откуда он был родом. Весьма похоже, что Назарет как родина Иисуса был «изобретён» на основе ложной этимологии слова «назареянин» (или «назорей»), которое означало попросту некую местную секту «чистых» и аскетов». [B.92]

 

 
     
 

«Это было в те дни, когда Судьи правительствовали, и голод был в стране…» Книга Руфь.

Времена Судей были наполнены чудовищной жестокостью, войнами, кровью. На этом фоне сельская идиллия кажется просто невероятной. Тем не менее, в Книге о том и идёт речь, что вера и праведность ставят человека под защиту Божьих Крыл. [T.10.CDI.8]

 

Александр ЛОГУНОВ, доктор исторических наук: «…семья Николая Второго, как и многие другие семьи, искали не только врачебной помощи: искали помощи у Церкви, искали помощи у святых исцеляющих, искали различных источников такого исцеления и спасения».

Тринадцатого октября 1906-го года Николай Второй записал в своём дневнике: «В шесть часов с четвертью к нам пришёл Григорий. Он привёз икону святого Симеона Верхотурского. Видел детей, поговорил с ними до половины восьмого».

Александр ЛОГУНОВ, доктор исторических наук: «…он оказал совсем не маленькое влияние на поиск этой семьёй новых каких-то представлений и воззрений о существе русского человека и русского народа».

Александр БОХАНОВ, доктор исторических наук: «…не все молитвы до Господа доходят, это же известно, и он спасал несколько раз наследника престола цесаревича Алексея в момент приступа гемофилии… и врачи были бессильны, и он подходил, творил молитвы… и ребёнку становилось лучше. А пару раз он вообще его просто вытаскивал  уже с Того света, когда «Бюллетень» уже готовили о том, что царевич представился. Ну, какая мать бы не удержалась от поклонения. Она видела, что этот человек спасает наследника престола – её сына – будущее России».

Александр ЛОГУНОВ, доктор исторических наук: «…этот настоящий народный человек приносит настоящего народного святого. Вот того, которому этот сибирский народ поклоняется…

…но это ещё и благодарность вот тому русскому Духу и народу, который скрывается в Сибири, который сохранил свою духовность, который имеет своих настоящих и подлинных святых».

…нужны искренние слуги, а у вас только чиновники: не такие спасут – спасут праведники. И храм нужно строить там, в Верхотурье, большой, не меньше Исаакия. И мощи Симеона Святого в этот храм перенести. Народ к Симеону со всей России пойдёт.

Распутин добился своего: в сентябре тринадцатого в Верхотурье освящали новый Крестовоздвиженский собор. Здесь, в маленьком уральском городишке был поставлен храм, немного уступавший по размерам только Исаакиевскому собору и Храму Христа Спасителя.

Настоятелю Верхотурского Свято-Николаевского монастыря отцу Ксенофонту пришла телеграмма: «От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма дорогой нашему сердцу обители. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного Симеона. Николай, Анастасия».

Под присмотром специального царского представителя, друга Распутина, полковника Дмитрия Ломанова из Петербурга была доставлена необыкновенной красоты сень, которую установили над ракой с мощами святого Симеона.

Ждали самого царя: Распутин обещал отцу Ксенофонту, что Государь обязательно приедет вместе с наследником. Даже особый терем для них построили.

По странному парадоксу судьбы, единственной, кто побывал в Верхотурье и помолился у мощей Симеона, была сестра императрицы – будущая великомученица Елизавета Фёдоровна. А ведь она терпеть не могла Распутина и просила сестру удалить его. [T.10.CDXXII.2]

*

Архимандрит ТИХОН (ЗАТЁКИН): «По милости Божией пятого марта 1990-го года архиепископом Свердловским и Курганским Мелхиседеком я был назначен сюда, в Верхотурский Николаевский монастырь временно исполняющим обязанности наместника, потому что монастырь ещё не был передан Русской Православной церкви: шли пока запросы, шли документы. Но пятого марта я прибыл сюда. Конечно, увиденное мною, вот сейчас просто даже трудно вспоминать. Когда впервые я зашёл в этот Крестовоздвиженский собор, окна были заколочены все до единого, и сквозь щели слабо-слабо пробивался луч Солнца. И, вот, я, вот, при свете, как бы, вот этого дневного света, этих лучей, увидел, что весь пол состоял просто, понимаете, из огромных, таких, холмов: я сначала не понял что это такое. Когда уже подошёл поближе, посмотрел, это был просто спрессованный цемент. Просто весь собор, это, как бы, если сказать такими, простыми словами, представлял из себя Уральские горы такие, из цемента. Поэтому пробираясь, как бы взбираясь на высоту, спускаясь там, куда-то, я проходил-проходил как можно ближе к алтарю, чтобы хоть что-то здесь увидеть. Стены этого собора, вот, простенки, допустим, они были до самого верха заложены бутовым камнем. Это было сделано после войны сразу же военнопленными немцами для того, чтобы здесь сделать перекрытия. И поэтому второй этаж они надстраивали, это был, как вы понимаете, двухметровый слой, такой, железобетона с железной арматурой, которую нам потом, в общем-то, впоследствии пришлось года два, наверное, мы её кувалдами расшибали, чтобы всё это, вот, обрушить. И было очень страшно, во-первых, потому что стены были насквозь прямо выгрызены, такими огромными дырами, такими изъянами.

И в то время, как раз, был здесь отец архимандрит Спиридон, у него, при нём жила монахиня Валентина. Значит, она говорит: «А у меня есть фотографии дореволюционные». Я говорю: «Покажите». И она мне вынесла несколько фотографий дореволюционных. Я когда увидел… Крестовоздвиженский собор, там, Преображенская церковь, Надвратная, братские корпуса… Понимаете, это сразу бывает – ты либо полюбил это место, либо оно, как-то вот тебе, ты чисто, вот, по послушанию: вот тебе благословили, и вот это твоё послушание, и ты здесь будешь трудиться, восстанавливать, работать, жить, служить – всё, пожалуйста. А вот здесь вот именно, вот я просто, вот, влюбился в эту фотографию…»

В начале девяностых стало казаться, что возрождение Верхотурья невозможно, не смотря на все усилия по восстановлению храмов и монастырей, потому что не было главного – святыни, вокруг которой всё это возникло. Ещё в 1926-м году мощи праведника были вывезены чекистами из Верхотурья. Их судьба в двадцатом веке – ещё одно чудо, случившееся в этих местах.

Архимандрит ТИХОН (ЗАТЁКИН): «В этом, понимаете, тоже есть Промысел Божий, что, вот, он покинул Верхотурский монастырь, что чудом его святые мощи не пропали, что попали в музей, в Нижний Тагил. Там они были выставлены тоже в храме, и пусть он был там антирелигиозная выставка организована, но люди, люди толпами шли в храм, покупали билеты, чтобы, вот, всё равно, подойти к мощам, приложиться, там тайком как-то перекреститься у мощей праведного Симеона…»

Когда через неделю после убийства семьи Николая Второго в Екатеринбург вошли «белые», в одной из комнат Ипатьевского дома они обнаружили икону праведного Симеона.

Архимандрит ТИХОН (ЗАТЁКИН): «…и мы все, конечно, с нетерпением ждали возвращения в родную обитель нашего уральского святого – праведного Симеона – Верхотурского чудотворца. Этот день настал двадцать четвёртого сентября 1992-го года: из, тогда ещё Свердловска, значит, мощи на автобусах, значит, были с кортежем с таким привезены, ну, можно сказать, через всю Свердловскую область. Поскольку мы стояли здесь, непосредственно в монастыре, ожидали, с крестным ходом, там, с хоругвями, с иконами…

Я уже потом спросил, – говорю, – а что делалось там, за стенами? Я-то этого не видел. Мне потом сказали: «Да ты что, отец Тихон! Там народу полно». Люд стоял вдоль всей дороги, вот, при въезде в Верхотурье с зажженными свечами. И корреспондент там какого-то мальчишку спросил: «А что здесь за действие происходит?» Он говорит: «Как, вы разве не знаете? Нашего святого привезли

Просто был такой неописуемый восторг, такое счастье, что, вот, наконец-то святой угодник божий вернулся в свою, пусть тогда ещё порушенную – там, облезлые стены, там, облезлые храмы – но в свою родную обитель». [T.10.CDXXII.3]

 

…осадил Рим. 24 августа 410-го года наступил перелом. Голод и болезни парализовали окружённый готами город. То, что в течение восьмисот лет после нападения галлов не удавалось ни одному врагу, сделал Аларих, – он вступил в «Вечный город». «Рим взят», – это ужасное сообщение обращало людей в панику.

Может быть, это языческие боги мстили за измену прежней религии. «На что годятся могилы апостолов?» – спрашивали себя христиане. Августин в своём труде «О граде Божьем» пытался утешить верующих. Три дня и три ночи вестготы грабили город. То, что при этом они пощадили христианские церкви, их современники зачли в их пользу. Им в руки попали храмовые сокровища из Иерусалима. Аларих был на вершине власти. Теперь его целью была Северная Африка, житница империи. [T.10.XCIII]

 

 
     
 

Именно среди людей «тайных речений», «нгагспа» нужно изучать разнообразные типы колдунов, каждый из которых неповторим по своей красочности. Именно у них чаще всего бывают яркие психические явления, порой кончающиеся трагически для бессознательно вызываемого их легковерного мага.

Но здесь речь идет о простых «тсхам-па». Последние редко занимаются глубоким изучением магии. Их честолюбие удовлетворяется амплуа ламы, повелевающего стихиями дождя и града. Эта профессия обеспечивает солидный ежегодный оброк, взимаемый с крестьян за ограждение их посевов от всяких напастей и, кроме того, очень существенные побочные доходы. По этой причине многие мечтают о ремесле повелителя стихий и обучаются ему. И всё-таки лишь очень ограниченное число монахов действительно преуспевает в этом трудном искусстве и пользуется, благодаря ему, славой и богатством. Ламы секты «Сакья-па» считаются в этой области экспертами, они захватили в ней почти полную монополию.

«Тсхам-па», стремящиеся подчинить себе существа из другого мира, обычно тренируются по методу «кйилкхор», хотя существует много других систем. Монах должен научиться, прежде всего, заманивать духов в сооружение или чертёж, намагниченные магическими обрядами, и удерживать их там насильно. Когда это ему удаётся, остаётся только вырвать у пленников в обмен на свободу клятву покорности и помощи в намеченных колдуном предприятиях. Европейские средневековые колдуны и, по всей вероятности, колдуны всех стран на свете применяли аналогичные методы. Им, как и тибетским магам, было ведома ярость попавшего в ловушку духа, борьба с ним и несчастья, постигавшие неумелого заклинателя, упустившего жертву, не обуздав и не вырвав у неё требуемого обещания.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

…императоры даже считали себя потомками Божественного дракона. Вот почему императорский трон, откуда он правил своей обширной империей, известен как «Трон дракона».

Dr. Bernhard Scheid, Institut für Kultur- und Geistesgeschichte Asiens (IKGA): «В древних империях одной из неотъемлемых способностей правителя считалась способность управлять погодой. Это имело огромное значение для сельского хозяйства. Боле того, в Китае император даже проводил ритуалы, предшествующие смене времён года. И в этих ритуалах он часто обращался к одному или нескольким драконам, так как люди верили, что именно драконы повелевают различными стихиями».

Поэтому на «Стене девяти драконов» в Запретном городе в Пекине изображены драконы, вместе поднявшиеся из океана, чтобы вызвать дождь и ветер. [T.29.XIX.1]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…когда все дошло до индустриального масштаба, то в такой стране, как Германия, стало возможно резать целыми народами. Гудериан, любимец Гитлера, и Манштейн – два теоретика танковых сражений, крупнейшие – говорят: «Фюрер, наступление на Москву надо заканчивать. Посмотрите, какие будут морозы, и посмотрите прогнозы. Это будет полная труба». Потому что замерзает дизель, замерзает тормозная жидкость, которая тогда была. «Мы не заведём ни одну машину: ни танк, ни автомобиль. Мы уже не говорим про потери среди солдат. Всё преимущество танковых армий будет сведено на нет. Значит, надо останавливаться на каких-то рубежах, переждать, а потом с весной снова наступать, потому что сейчас наступать – это безумие». Вся же сила в танковых клиньях, не поедет танк. Он говорит: «Поедет. Берите на себя танки, а с погодой я разберусь». Гудериан на правах любимца – никто ж не осмеливался перечить – говорит: «Что вы имеете в виду, мой фюрер?» Он говорит: «Я имею в виду, что я договорюсь с владельцами погоды», – вот буквально с «хозяевами погоды». [B.141.3]

 

Немец Иоганн Фабри – современник Герберштейна – с восхищением писал о русских: «Как случилось, что люди, ожесточённые беспрестанными войнами и не имевшие никогда мира, столь твёрдо держатся стародавней своей религии?»

Иоганн Фабри был уверен, что Московское государство – это воплощённый контраст по отношению к погрязшей в ереси Германии. Он видел в религии московитов спасение для Европы, а Герберштейн смотрел другими глазами: ему, европейцу, было дико, что в Москве работают в воскресенье, священники могут жениться, а служба в церкви проходит на родном языке.

Александр НАЗАРЕНКО, доктор исторических наук: «Поляки вот так лепили образ новоявленного Московского государства: у них там всё неправильно, начиная с того, что они просто варвары, но они ещё и схизматики – приемники схизматической Византии, которая унию-то подписала в конце, а московиты так её и не признали, и сейчас упорствуют в своих заблуждениях церковных. В общем, нагнетание такого, как бы мы сейчас сказали, образа врага, оно было».

В начале шестнадцатого века в Европе даже собирали деньги на Крестовый поход против «северных схизматиков».

Олег КУДРЯВЦЕВ, доктор исторических наук: «…за этим стоит нечто другое: Север – в астральном плане, а астрология для них не лженаука, а наука – это тот регион, на который оказывает злотворное влияние такая планета, как Сатурн, которая находится в конъюнкции с Марсом. Это две зловещие планеты. Что можно потом от людей ожидать, на которых они так влияют? Они всё осмысливали с позиции науки, но своей науки – это и климат дурной, это и Небо к ним плохо расположено. Вот отсюда всё и выводите».

«Властью, которую имеет Государь московитов над своими подданными, он далеко превосходит монархов целого мира. Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством, распоряжаясь беспрепятственно жизнью и имуществом каждого из своих советников. Но ни один не является столь значительным, чтобы дать ему отпор. Они прямо заявляют, что воля Государя – есть воля Божия. Все они называют себя холопами, то есть, рабами Государя. Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе…» [T.10.DCVI]

 

 
     
 

…но чтобы голоса дикторов бесперебойно звучали в эфире, необходимо было в полном порядке поддерживать двенадцать тысяч километров проводов трансляционной сети.

Восстановительные бригады связистов дежурили круглосуточно. Рушились дома, летели с крыш железные стойки, на которых шла проводка, воздушные волны рвали и спутывали провод. Только за первые четыре месяца блокады осколки бомб повредили радиомагистраль в 1177-ми местах. Погибали связисты, но Ленинград говорил.

Когда разбомбило длинноволновую радиостанцию, то новую организовали в буддистском храме, и под сенью золочёного Будды её не тронул ни один снаряд. [T.10.DCCXI]

*

…связь с «Большой землёй» обеспечивали два передатчика с женскими именами. «Ульяна» отсылала сигнал с крыши Русского музея. «Ольга» – с башни Палаты мер и весов. Но с наступлением сумерек радиостанции на средних и длинных волнах, чтобы не стать маяками для вражеских самолётов, прекращали свою работу.

…когда война будет окончена, Фролов поведает миру историю об антенне-невидимке. На аэростате её на высоту 380-ти метров поднимали над буддийским храмом, где был спрятан передатчик. Регулировали частоту сигнала три контурные катушки. Одураченные фашисты стояли на противоположном берегу залива. Улавливали сигнал, но не могли понять, откуда он идёт: антенной мачты-то не было нигде видно. Станции в буддийском храме отводилась особая роль – контрпропаганды. «Радиовойну мы проиграли в первые дни блокады» – вынуждено будет признать немецкое командование. [T.10.DCCLIV.5]

 

 
     
 

Михаил ВЕДЕШКИН, кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН: «…пример такого переплетения, точнее, инкорпорации в христианство древнеязыческой традиции – это практика ритуальной инкубации, то есть, когда человек приходит в храм, там спит, и ему является какой-то святой, которые его либо исцеляет, либо подсказывает, как исцелиться. Абсолютно языческий ритуал, причём мы видим, что практика ритуальной инкубации распространяется ровно в тех регионах, где до этого существовали культы, частью которых была ритуальная инкубация. Зачастую складывалась странная ситуация, что в том случае, если христианский целительный культ существовал на том же месте или в том же здании, в котором когда-то существовал языческий целительный культ, туда спокойно приходили язычники, молились своим богам, потом приписывали христианам. Замечательный был способ мимикрировать». [T.10.LI.149]

*

incubātor, ōris m [incubo I] 1) проводящий ночь в храме (в надежде увидеть вещий сон) (i. fani Tert); 2) незаконный обладатель CTh, Macr. [B.32]

*

ἐγ-κοίμησις, εως ἡ ночлег: ἡ ἐ. ἡ ἐν τοῖς ἱεροῖς Diod. сон в храмах (чтобы в сновидении узнать волю божества, в честь которого был воздвигнут данный храм). [B.169]

 
 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…то есть отчие боги Якова и Лавана. У Лавана тоже есть свой какой-то бог. И причём этот бог ему от отца, что называется, в наследство достался. Лаван единобожник? Не обязательно: у человека древности, очень часто даже у язычников был свой бог, которого он почитал, как своего покровителя. Такой принцип «не единобожия», но его называют ещё «монолатрией» – он почитает только одного бога из всех. И в любом случае язычник и единобожник, они верят, что вот этот самый бог, которого каждый из них почитает, накажет за нарушение торжественной клятвы» [P.125.280]

*

μόνος – один

λατρεία ἡ 1) служба, труд (ἐπίπονον ἔχειν λατρείαν Soph.; πᾶν ἔργον καὶ πᾶσα λ. Plut.); 2) служение, почитание, культ (θεῶν Plat.; Φοιβεῖαι λατρεῖαι Eur.; λατρείαν προφέρειν τῷ θεῷ NT); 3) житейский обязанности (οἱ ἀπολυθέντες τῆς ἐν τῷ βίῳ λατρείας Plut.); 4) слуга, раб Pind. [B.169]

 
 
     
 

1 - 2