ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН VI. Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф 4 (Глаз и Ухо). |
||||||
Иероглиф УХО 2 |
||||||
canticum, ī n [cano] 1) песнь, песня, напев, тж. чтение нараспев, речитатив, мелодекламация (canticum agere L; in cantico interquiescere Ap): C. Canticorum Vlg Песнь песней; 2) заклинание, заговор, магическая формула Ap; 3) памфлет, сатирическая песня Q, Pt; 4) гимн, славословие Eccl. [B.32]
cantilēna, ae f [cantilo] пение, песня AG etc.; презр. старая песня, канитель: cantilenam eandem canere погов. Ter (и repetere Ap) тянуть всё ту же песню. [B.32]
cantus, ūs m [cano] 1) пение (hominum, avium C); 2) воспевание, прославление (aliquid cantu celebrare VM); 3) звук или песня, напев, мелодия (tubarum, tibiarum L; tibiae aut fidium C); музыка: nervorum vocumque cantūs C струнная и вокальная музыка; cantūs movere V запевать; 4) волшебная песнь, заклинание, заклятие, заговор, магическая формула Ctl, Tib, O. [B.32]
praecentio, ōnis f [praecino] музыкальное вступление, песнь (перед жертвоприношением или боем) C, AG. [B.32]
praecino, cinuī (cecinī), centum, ere [prae + cano] 1) петь или играть перед (sacrificiis L; alicui Fl); 2) произносить заклинание (p. carmine magico Tib); 3) запевать: p. gemitūs St затянуть скорбную песнь; 4) предвещать, возвещать (magnum aliquid alicui C; futura PM). [B.32]
γηρύω, дор. γᾱρύω тж. med. 1) произносить, говорить…: γηρύεσθαί τινί τι Hes. рассказывать кому-либо о чём-либо…; 2) петь (γλυκύ τι Pind.): γαρύεσθαί τινι Theocr. состязаться в пении с кем-либо; 3) воспевать…; 4) мычать… [B.169] γλάζω петь (τὸ μέλος Pind.). [B.169]
|
||||||
κᾰνᾰχή, дор. κᾰνᾰχά ἡ звук, шум, звон, лязг: δεινὴν πήληξ βαλλομένη καναχὴν ἔχε Hom. шлем (Эанта) страшно гудел от ударов; κ. ἡμιόνοιϊν Hom. топот мулов; κ. ὀδόντων Hom., Her. скрежет зубов; κ. αὐλῶν Pind., Soph. звуки флейт. [B.169]
γήρῡμα, ατος τό звук, голос Aesch., Plut. [B.169]
μοῦσα, эол. μοῖσα, дор. μῶσα, лак. μῶα ἡ (gen. pl.: эп. μουσάων, дор. μουσᾶν или μοισᾶν) 1) муза (женское божество искусства; вначале их считалось три: Μελέτη, Μνήμη и Ἀοιδή, но уже у Hom. их девять: Κλειώ - истории, Εὐτέρπη - лирической поэзии, Θάλεια - комедии, Μελπομένη - трагедии, Τερψιχόρη - пляски, Οὐρανία - астрономии, Ἐρατώ - любовной поэзии, Πολύμνια - гимнической поэзии и Καλλιόπη - эпической поэзии; все они считались дочерьми Зевса и Мнемосины: Μοῦσαι Διὸς θυγατέρες Hom.); 2) музыка, пение (μ. στυγερά, μ. εὔφημος Aesch.): μοῖσαν φέρειν Pind. петь; 3) речь, слова: τίς ἥδε μ.; Eur. что это за речь?; 4) искусство, поэзия: μούσης λέξις Plat. поэтическое выражение; 5) образование, учёность, просвещённость (τοῦ Εὐθύφρονος Plat.). [B.169]
μουσικά τά музыкальные искусства, музыка Plat., Xen. [B.169]
μουσική ἡ (sc. τέχνη или ἐπιστήμη) 1) музыкальное искусство, музыка (μ. ἐστι ἡ τέχνη, ἣς τὸ κιθαρίζειν καὶ τὸ ἄδειν καὶ τὸ ἐμβαίνειν ὀρθῶς Plat.); 2) общее образование, духовная культура (μ. καὶ πάση φιλοσοφία Plat.): ἐν μουσικῇ καὶ γυμναστικῇ παιδεύειν Plat. воспитывать духовно и физически; 3) умение, искусство: μ. ἐν ἀσπίδι Eur. умение владеть щитом, т.е. военное искусство. [B.169]
μουσ-ουργός, ион. μουσοεργός ὁ, чаще ἡ музыкант (музыкантша), певец (певица) (ὀρχηστρίδων καὶ μουσουργῶν χορός Luc.). [B.169] |
||||||
…один из них – Орфей – музыкант, игравший сладчайшую музыку в мире. Именно музыка станет его орудием в борьбе с повелителем мёртвых. Dr. Kristina L. Milnor, Barnard College: «Орфей был основателем музыкальной традиции, он изобрёл поэзию и музыку. Особенно искусно он играл на лире – старинном струнном инструменте в виде согнутого лука». Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «Говоря о греческом слове музыка, необходимо помнить, что оно означало не только песню, но и магическую формулу. То есть, во время пения Орфей ещё и занимался магией». [T.18.XXIII.2]
Александр ВАЩЕНКО, доктор филологических наук: «…и вот тот стал достоянием рифмоплётов, поэтических бездарей и жуликов. Миф учит нас науке отличать магию пророческой поэзии от вульгарной болтовни, выдаваемой за поэзию. А между тем, эффект от истинной поэзии, если вдуматься, сходен с музыкальным – это тоже магия. И немудрено: по поверьям древних этрусков, музыка, как и поэзия, соединяет все три мира – подземный, земной и небесный – то есть прошлое, настоящее и будущее». [T.10.CI.72]
…в Бактрии главным жрецом был царь, и даже сам титул правителя – кави – первоначально означал «запевала хора при жертвоприношении». Поэтому на амударьинских пластинах, вполне возможно, изображены идеализированные портреты бактрийских владык. Кроме того, есть в составе клада небольшие статуэтки бородатых мужчин с зубчатой короной на голове и в костюме персидского царя. Е. КУЗЬМИНА, кандидат исторических наук [A.329]
Станислав ДРОБЫШЕВСКИЙ, кандидат биологических наук: «…появление музыки теряется во мраке времён. Древнейший музыкальный инструмент – это известный со времени, примерно, сорок тысяч лет назад. Дудочка была найдена в Холе-Фельс в Германии (пещера Hohle Fels, «Полые скалы»). Там же, кстати, древнейшая «Венера» – статуэтка женская найдена. Но как она появилась – никто не знает. В принципе обезьяны реагируют на ритмические звуки, даже собаки реагируют-подпевают. Но что там было у австралопитеков, у питекантропов, и у гейдельбергцев – мы не знаем. Может быть они стучали палками по костям и пням каким-нибудь, может быть они зубами клацали – неизвестно это науке. Какой-то практической сугубо ценности музыка, в общем-то, очевидно, не несёт, но как-то вступает в ритмику с нашими нервными процессами и всем понятно и приятно из современных людей. И у всех групп современного человечества, какие бы дикари на островах или в джунглях ни были – у всех, так или иначе, хоть какая-то музыка есть. Есть группы, где нет музыкальных духовых инструментов, но ударные есть практически у всех – трещотки, сипелки; свистульки. Появилось, скорее всего, как побочный продукт слишком большой разумности. То есть, в тот момент, когда мозг стал настолько сложным, настолько хитрым, что начал выдавать какие-то «глюки», вот это и стало искусство. Что характерно, оно появляется примерно синхронно и изобразительное, и музыкальное, и, видимо, танцевальное, мимическое. Но, вообще, строго говоря, мы не знаем. На эту тему написаны толстые книжки, но все они – «с потолка». [P.125.427]
|
||||||
Владимир СКУЛАЧЁВ, академик РАН, директор НИИ физико-химической биологии им А. Н. Белозерского: «…начинается чудовищный выброс стероидных гормонов в кровь. За этим следует колоссальная продукция адреналина, а затем и норадреналина, выходят из строя почки, и организм погибает. Если вы думаете, что для человека это вещи неинтересные и чуждые, это дикость, которая вот в природе есть, непонятно, почему, но мы с ней живем и поживаем, так вот, не совсем так. Есть смерть «Вуду», целое понятие такое у психологов, когда один человек, не прибегая к насилию, а чисто словесно убивает другого человека. Это происходит у некоторых племён дикарей, когда шаман или глава племени приказывает умереть тому или другому человеку. И тот, кому приказали, умирает. Не потому, что он куда-то идёт и там застреливается, – у них нету пистолетов, – или, забираясь на высокое дерево, оттуда прыгает – нет. У него наступает такое же биохимическое самоубийство, как у австралийской сумчатой мыши. Курьезно, но лучше всего это было исследовано именно на австралийских аборигенах. Описано в медицине в двадцатые годы прошлого века, два случая очень хорошо документированы. Всё началось с того, что этнографы записывали песни племён аборигенов Австралии. И оказалось, что некоторые песни – это заупокойные песни по ещё живому человеку. И когда эти песни в течение нескольких дней исполняются хором всей общиной, это приводит к тому, что человек умирает. Записали эти песни, запомнили мелодию, тоже записали нотами, вот, и стали следить, чтобы вот не произошло там в общем то убийство, на самом деле, да. Вот. И когда в очередной раз они запели, то этнографы позвонили в полицию и сказали, что поют, они уже предупредили полицию о том, что это может быть. Нагрянула полиция, выяснили, кого отпевают. Человек был ещё жив. Вот. Его изолировали, транспортировали в город, поместили в клинику и спасли. Но оказалось, что он чуть не умер и, опять-таки, по поразительному совпадению, от почечной недостаточности. Точно так же, как умирают сумчатые мыши, самцы сумчатых мышей. Во втором случае полиция пришла слишком поздно. Человек был госпитализирован, но спасти его не удалось. Он умер, и опять при диких симптомах обезвоживания, хотя никто не ограничивал его в воде, человек пил нормально, а у него возникала страшная почечная недостаточность, которая приводила за пару дней к гибели». [T.10.CI.1]
cantāmen, inis n [canto] (тж. c. magicum Prp, Eccl) заклинание, заговор Prp, Ap. [B.32] cantātio, ōnis f [canto] пение, тж. песня, песнь Vr, Ap, Vlg. [B.32]
verba venefica O магические заклинания
ēlicio, licuī, licitum, ere [ex + *lacio] 1) выманивать…; 2) заманивать…; соблазнять, побуждать…; 3) пробуждать…; 4) призывать, вызывать магическими средствами, заклинать…; 6) исторгать…
opīnio, ōnis f 1) мнение, взгляд, представление, предположение…; deorum o. C вера в богов или представление о богах; 2) предубеждённость, предрассудок или воображение, фантазия (ex opinione aliquid aestimare C): in opinione versari (esse) C покоиться на воображении…; 4) слух (alicujus rei C, Just etc.): o. sine auctore exiit L распространился неизвестно кем пущенный слух; opinionem in vulgus ēdere Cs (opinionem serere Just, L) распускать (распространять) слух…
Российский военный медик Алексей Биркин обнаружил, что объяснение лежит в более материалистичной и привычной для восприятия области. Алексей БИРКИН, кандидат медицинских наук: «Феномен Сытина, также, как и феномен знахарей прошлых веков состоит в умении «пользоваться словом» – в определённом построении текста. Эти закономерности нами найдены и, в общем-то, вот эта уникальность заговоров Сытина, скажем так, она обосновывается физиологией». Стабилоплатформа – чуткий прибор, который позволяет зафиксировать малейшее отклонение от вертикального положения тела. Алексей Биркин исследовал воздействие текстов разной сложности на способность организма удерживать вертикальное положение – базисную способность человека. Алексей БИРКИН, кандидат медицинских наук: «Нам всем известен образ пьяного человека, когда одновременно разрушается вертикальная поза (начинает) и мышление». Этот тест широко используется в травматологии и хирургии. Оказался он показательным и на этот раз. Алексей БИРКИН, кандидат медицинских наук: «Дали тяжёлый текст, за две минуты человека начало раскачивать. Вот именно от текстов Сытина человек бы раскачивался на стабилоплатформе. Если в любом тексте происходит разбалансировка частот букв, их встречаемости в потоке текста, мозг испытывает значительные нагрузки. Потому что этот текст не соответствует эволюционной привычке мозга». Опыты со стабилоплатформой подтвердили это: слушая тяжёлые тексты мозг был вынужден перераспределять свой ресурс с функции поддержания вертикальной позы на распознание речи. Алексей БИРКИН, кандидат медицинских наук: «Когда мозг ослаблен кодом речи, то есть он перешёл из состояния компьютера в состояние калькулятора, его аналитические способности снижены, тогда наступает время внушения, то есть необходимо подавать определённым образом простейшие словесные формулировки. Почему простейшие? – В коротких словах, потому что мозг ослаблен, в таком состоянии в сознание иное не пройдёт. И вот с позиции баланса этих нагрузок, то есть коротких слов и величины нагрузок декодирования, тексты Сытина действительно уникальны». Настрои Георгия Сытина по этой схеме однозначно попадают в категорию гипнотических текстов, так же, как и дошедшие до нас народные заговоры деревенских бабушек. [T.4.LVI]
Михаил УГРЮМОВ, академик РАН, доктор биологических наук: «…и вот, одним из примеров такого морфогенетического фактора является серотонин. Это классический нейротрансмиттер, он синтезируется двумя ферментами. Это один из самых мощных морфогенетических факторов. И вот, серотонин действует через, по крайней мере, пять, и уже семь, даже, типов рецепторов. То есть рецепторы сами по себе функционируют по-разному. Рецепторы – это уши нейрона». [T.10.CI.37]
|
||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…его надо заставить бога услышать свою молитву. А ещё можно было изобразить уши богини и написать молитву, чтобы через камень она услышала. (225 kB) А можно было в храм около Святая святых в обмен на жертвенное приношение пожертвовать своё ухо – вотивное изображение своего уха. Либо это своё ухо, которое должно быть излечено: ухо, в котором выписано имя – то есть, «вложить имя своё в божье ухо». Вот таким магическим способом, когда какая-то беда, когда нужно обратиться к божеству». [P.125.621]
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…шедевр египетского искусства тринадцатого века до новой эры (Лувр). Богиня любви, которая касается рук царя: царь уже усопший – Сети Первый, который жил в тринадцатом веке до новой эры. Она протягивает ему ожерелье, это ожерелье состоит из бирюзовых бусин: сине-голубой, сине-зелёный – цвета вечной жизни. Это ожерелье, которое сотрясают во время храмового ритуала, потому что для древнего египтянина звук – это жизнь, молчание – это смерть». [P.125.1]
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…когда египетские тексты упоминают какие-либо титулы, которые связаны с именем женщины, например, она была храмовой певицей – «шемаит», – то в египетском тексте тот титул, который считается более значимым, он ближе всего находится к имени персоны, о которой речь. Певица в египетском клире носила титул «шемаит», музыкантша – это «хесит», и, наконец, во время крупных праздников выступали ещё «ибаат» – это танцовщицы, причём танцовщицы-акробатки». [P.125.196]
Аркадий КОВЕЛЬМАН, доктор исторических наук: «…но это же говорил и Иоанн Креститель. А он говорил гораздо больше. Можно процитировать то, что он говорил в ответ на вопрос «Какая заповедь наибольшая?» И он говорил, что Первая заповедь: «Возлюби Господа Бога своего». Вторая заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя». И это есть не что иное, как «Шма». Это то, что соблюдающие евреи произносят два раза в день: «Шма Исраэль…» – «Слушай Израиль. Господь Бог наш – Бог один. Возлюби его всем сердцем своим, всей душой своей, и всем, что есть у тебя». [P.125.213]
|
||||||
Обязательной принадлежностью царских гробниц является арфа или лира. Самым обычным украшением арф или лир были головы животных. Мы, например, нашли голову быка, коровы, а на одном из инструментов иной формы – оленя. Впрочем, в данном случае это была не одна голова, а вся фигурка животного. …в других случаях весь резонатор представляет собой как бы тело животного, изображённого условно, чуть ли не в манере кубистов, одними прямыми линиями, но всё же достаточно ясно, чтобы понять, что это за зверь. …арфа Гудеа была украшена головой быка, и звук её сравнивается с бычьим мычанием. Если между животным, украшающим арфу, и её звучанием действительно существовала какая-то связь, можно предположить, что из наших трёх инструментов лира с бычьей головой играла роль баса, с коровьей головой – тенора, а с оленем – по-видимому, альта. Во всяком случае находка четырёх лир в одной гробнице свидетельствует о том, что уже в те отдалённые времена люди имели представление о гармонии. Этот факт очень важен для истории музыки. Леонард Вулли [B.156.1]
Александр БУТЯГИН, кандидат исторических наук: «…ну, и, естественно, какая же хорошая работа без музыки, поэтому один из сатиров играет на флейте и авлосе. Видимо у греков это было принято: когда была какая-то монотонная работа, которая требовала методического темпа, то всегда использовалась флейта. Жать виноград ногами – флейта, и пехота шла под флейту… Флейты у греков были специфические. У современных флейт обычно звукоизвлечение идёт за счёт дырочки – свисток, и уже этот свист как-то изменяется. Археологически у нас найдены такие свистки. Греческая флейта – авлос – извлекала звук за счёт тростинки или травинки, запихнутой в мундштук, как у волынки. Получался приятный, как у волынки, звук». [P.125.158]
|
||||||
Виктория ЛЕПКО, заслуженная артистка России: «Кабачок, конечно, был. Счастье было в том, что это было совершенно другое – то, чего не было в Малом театре. Тут я дорвалась. Во-первых, я стала танцевать, чего не делала в Малом театре, а потом я стала петь, чего я тоже не делала. Мама очень хорошо пела. Она стала учиться петь и меня брала с собой. Я гуляла в садике, а педагог жил на первом этаже. Я слышала, как она там всё время: «Ми-ми-ми-ми-ми, Ма-ма-ма-ма-ма…» Я думала: «Боже! Какой ужас! Какая скука! Какой кошмар! Что они там всё время мяучат?! Нет, так петь нельзя! Я буду по-другому». И я стала слушать радио, что поют знаменитые артистки, что чаще всего по радио поют. И тренироваться петь, как они поют. И когда мне показалось, что я уже достигла какого-то удивительного уровня в своём пении, я решила это продемонстрировать папе. И как-то я, зная, что папа за стеной, я решила запеть. Вдруг папа (Лепко Владимир Алексеевич, народный артист РСФСР) закричал из соседней комнаты: «Выключи эту гадость!» Я так обрадовалась. Я кричу: «Папа! Ты думал это радио? Это я так пою! Я так научилась петь!» Надо было видеть его лицо: оно вдруг сразу как-то осунулось и стало глубоко печальным. Он посмотрел на меня грустно-грустно, и сказал: «Слушай! Ты больше этого никогда не делай». Я сказала: «Почему?» – «Ну, знаешь, у тебя голос такой же, как у меня» – «А какой? Папа» – «Одному в поле петь – полевой тенор – чтобы никто не слышал». Вот с этим «полевым тенором» я до Кабачка дожила. Поэтому когда был Кабачок, тут я дорвалась: никто меня не слышал, я тут пела, как хотела, что хотела, и это было счастье». [T.10.DCLVIII]
|
||||||
…образуя сложные мелодии, гармонии и ритмы. Возможно, ранняя музыка в основном состояла из ритма и мелодии – последовательности нот, рождающей мотив в общем смысле этого слова. Долгие годы западная музыка обслуживала религиозные церемонии, только в эпоху Возрождения знаменитые композиторы попали ко двору европейских королей, а целью музыки стало одно развлечение. С окончанием Возрождения всё большее значение стало приобретать понятие «гармонии», почти неизвестное вне западной музыкальной традиции. Им стали обозначать направление развитии мелодии, а также непосредственно музыкальный жанр. Гармония – это аккорд, поддерживающий мелодию: если совсем просто, на фортепиано мы играем мелодию правой рукой, а гармонию – левой. Отчего музыка так сильно трогает людей? Главным образом из-за того, что её сочиняют ради создания конфликтов и их разрешения… (мы ждём развязки ещё до того, как она случится, поэтому само разрешение будит в нас положительные эмоции. А если этого не происходит, или развязка неблагозвучна, в нас просыпаются отрицательные эмоции) Музыка шла рука об руку с развитием западной цивилизации, откликаясь и на великие свершения, и на радости конкретных людей. В современном мире музыка стала почти неотъемлемой частью человека. [T.21.XXXII.1]
В 1941-м году известный писатель Лев Славин опубликовал повесть «Мои земляки», где рассказал о фронтовых буднях, свидетелем которых он стал, когда побывал на Ленинградском фронте. Эту повесть режиссёр Леонид Луков прочитал, когда почти заканчивал съёмки своей ленты о герое Гражданской войны «Александр Пархоменко». Он понял, что это материал для его будущего фильма, и он знал, что только один человек сможет написать для него сценарий. Габрилович привык, что готовые тексты всегда читает кому-нибудь из близких или друзей. А здесь рядом никого не было. И когда уже утром он закончил печатать последнюю страницу сценария «Два бойца», он всё прочитал своей собаке Ингулу. Если бы Габриловичу не надо было срочно уезжать на фронт, он тут же бы сел всё переписывать, потому что посчитал сценарий «Двух бойцов» творческой неудачей. Когда режиссёр получил бандероль со сценарием, туда была вложена записка: «Знаю, что плохо. Простите». Но плохо написано это совсем не было: драматургическая форма была завершённой, образы прописаны чётко, характеры проработаны прекрасно – можно было приступать к работе. Эта роль стала для Марка Бернеса десятой – знаковой – за которую он стал любимейшим в народе артистом. А для того, чтобы научиться «говорить по-одесски» Бернесу пришлось брать уроки у носителей этого говора. Он ходил в ташкентский госпиталь, навещал раненых фронтовиков-одесситов, и в результате освоил эту премудрость. Более того, он смог реплики своего героя обогатить знаменитой одесской ироничной интонацией. А вот песен в сценарии не было. Поначалу создатели фильма хотели обойтись без них. Но их потребовал сам материал картины. Однажды поздно вечером режиссёр приехал к композитору Никите Богословскому и пожаловался, что у него «провисает» сцена в землянке: он хотел бы наполнить её атмосферой близкой и понятной каждому воину на фронте. И композитор тут же уловил, что нужно режиссёру. Это был первый и единственный случай в его жизни, когда музыка писалась ровно столько, сколько она потом будет звучать – примерно две с половиной минуты. Телефонным звонком они разбудили и заставили приехать поэта Владимира Агатова, который точно так же, буквально, не отрывая карандаша от бумаги, прямо при них написал стихи. Потом настала очередь разбудить Бернеса, который спал, измученный многочисленными дублями на съёмочной площадке. Среди ночи был вызван гитарист… И Бернес исполнил эту песню так проникновенно, настолько «от себя», что сцена преобразилась, открывая перед зрителями всю тяжесть, всю горесть жизни человека на войне. И тут же Богословский убеждал режиссёра, что вставлять в такую серьёзную картину «одесские куплеты» – это очень рискованно. Но, говоря, что однажды по инициативе Лукова Ташкентская киностудия дала объявление: «Граждан, знающих одесские песни, просьба явиться на студию». И тут произошло невообразимое: одесситы разных возрастов и профессий приходили к режиссёру и композитору, чтобы напеть свои любимые строчки. А уже потом Никита Богословский, используя городские интонации, обороты этих бесхитростных мелодий, написал свои «Шаланды». И это было тоже невероятно – такие песни с советского экрана никогда не звучали. А поскольку это было написано мастерами с соблюдением городских песенных традиций, «Шаланды» моментально шагнули в народ, и затмили многие идеологически верные песни. В том числе одну песню из этого же фильма – «Споём товарищ боевой о славе Ленинграда» – зрители не оценили. Режиссёр её вмонтировал по совету опытных коллег, которые говорили, что его у его «лирических музыкальных моментов» должен быть «патриотический противовес», что без этого нельзя. Первый тираж пластинок с песней «Тёмная ночь» был целиком испорчен. Проводилось даже специальное расследование, чтобы выяснить, что послужило причиной брака. Оказалось, что когда песню записывали на восковую матрицу, с которой должны были отпечатать весь тираж пластинок, женщина-контролёр услышала знакомую песню и заплакала. Одна слезинка и попала на эту восковую матрицу… [T.10.DII.1]
|
||||||
После 1-го сентября 23-го года время для японцев разделилось надвое – «до и после Великого землетрясения в провинции Канто». Это случилось сразу после полудня, как раз в то время, когда женщины разжигали огонь… Сильнейшие подземные толчки обрушили стены домов в Токио и Иокогаме. Огонь от обеденных очагов вызвал множество возгораний, сильный ветер мгновенно разнёс их по городу. Позже станет известно, что сила землетрясения достигала восьми с лишним баллов. Борис Пильняк записывал со слов очевидцев: «В Иокогаме разорвало плотину, вода из моря полезла на землю, вода из озёр заливала парки. Нефть из цистерн горела на воде. Был такой шум, что для человеческого уха он превратился в беззвучие». [T.10.LI.65]
...так что же вызывает повреждение? Шум – это вибрация, которую мы слышим. Она приводит в движение барабанную перепонку, та впускает волны в среднее ухо, где три маленькие косточки передают звук во внутреннее ухо. Высокоспециализированные «волосковые» клетки внутреннего уха преобразуют волны в электрический сигнал, попадающий в мозг по слуховому нерву. Волосковые клетки внутреннего уха крайне чувствительны и незаменимы. С самого рождения у нас их около тридцати тысяч, и больше уже не появится. Громкий шум может разрушить их, а также повредить слуховой нерв. Старея, половина из нас страдает от потери слуха. Основная причина этого в развитых странах – опасные шумы, получившие название «Шумового загрязнения» или «Токсичного шума». [T.21.XXXII.2] ** |
||||||
** Оказывается, многие люди воспринимают инфразвуковые волны, которые возникают при падении болида, как «шелест сухих листьев», «тонкий свист», «шуршание» или «лёгкое потрескивание». Кое-кого эти звуки настораживают, пугают. Дальше в работу включается воображение, привычные ассоциации, – и вот видят в болидах дракона, жар-птиц, а в наш век – ещё и космические корабли. [A.348]
Антон БИРЮКОВ, астрофизик, кандидат физико-математических наук: «…и в космосе звук не распространяется, потому что там пусто, потому что там вакуум, а для звука нужна среда. Звук в космосе есть, и он там распространяется. Распространяется достаточно быстро, в зависимости от того, где именно: межпланетная среда, где скорость звука может быть несколько километров в секунду – десятки километров в секунду; либо это межзвёздная среда, особенно плотные молекулярные облака, где плотность вещества очень большая и достаточно горячая, что очень важно, где скорость звука может достигать нескольких сотен километров в секунду. Нельзя сказать, что мы будем слышать этот звук. То есть, звуковые акустические волны, они будут распространяться, но это, скорее, будет инфразвук, потому что возможность распространения акустических волн определяется «длиной свободного пробега». Среда в космосе – это не вакуум, но она не очень плотная: в самых плотных областях в галактике это порядка десять в шестой частиц в кубическом сантиметре. В комнате – десять в девятнадцатой частиц, то есть, разница колоссальная, поэтому здесь мы очень хорошо слышим звук. Когда среда не очень плотная, «длиной свободного пробега» частиц оказывается очень большой – она может достигать десятых долей астрономической единицы, и это определяет минимальную длину волны, которая может распространяться в такой среде. Таким образом, в космосе, в межзвёздной среде, в межпланетной среде могут распространяться волны инфразвука с частотами, в лучшем случае, одна десятая – одна сотая герца. Это гораздо меньше, чем может воспринимать наше ухо». [P.125.267]
|
||||||
…следует принимать во внимание не только особенности скелета конечностей, но и ещё один признак – строение нижней челюсти. У ныне живущих млекопитающих нижняя челюсть состоит из одной кости, у рептилий – из нескольких. А поскольку нижняя челюсть терапсид состоит из семи костей, то их и относят к рептилиям, а не к млекопитающим. И всё-таки в нижней челюсти терапсид центральная кость гораздо крупнее остальных шести костей, оттеснённых к задним углам челюсти. А. АЗИМОВ [A.399]
Prof. Zhe-Xi Luo, University of Chicago: «…у этого ископаемого млекопитающего есть ещё одна очень интересная особенность, а именно – очень плоская челюсть: её внутренняя поверхность идеально ровная». До появления млекопитающих в примитивных формах челюсти были большие выемки. Такие выемки свидетельствуют о наличии двух ключевых костей, соединённых с челюстью рептилии, третья кость передаёт звуковые волны уху. А млекопитающие удивительным образом эволюционировали: две челюстные кости сместились и вместе с третьей образовали «среднее ухо». Это устройство открыло для слуха средние частоты, которые не слышат рептилии. Эту же систему унаследовали наши уши. Prof. Zhe-Xi Luo: «Так что хадрокодиум (Hadrocodium) – это самая древняя окаменелость из всех, имеющихся в нашем распоряжении, у которой уже имеются признаки такого важного для слуха образования, как «третье ухо». Теперь уши хадрокодиума могли слышать малейшие шорохи в кустах, и помогать ему находить движущихся насекомых. Этот крохотный зверёк имел целый набор новых способностей, позволяющих ему преодолевать трудности ночной охоты. [T.21.LXXVIII.2]
…чем выше частота, тем моложе нужно быть, чтобы его услышать (см. график) Prof. Brian J. Scholl, Yale University: «Звуки вокруг нас – это колебания воздуха, но то, как мы их слышим зависит от нейронных связей в мозге. Поэтому, чтобы услышать звук, надо перевести воздушные колебания в электрические нервные сигналы. Это делают микроскопические слуховые клетки уха. Разные клетки отвечают за колебания воздуха разной частоты. С возрастом же эти клетки разрушаются, и мы теряем способность различать соответствующие частоты». [T.21.LXX.9]
|
||||||
Николай ПОЛИКАРПОВ, писатель, журналист, специалист по истории педагогики и семейных отношений: «…пионерский горн, большой, музыкальный инструмент. Инструмент он, конечно музыкальный, но, на самом деле, этот музыкальный инструмент способен издавать всего четыре ноты. Благодаря тому, что тут особо сложную мелодию не сыграешь, просто было научиться им пользоваться. Даже в словесной расшифровке сигналов, условных, конечно… Просто было запомнить. Горнист и барабанщик – это непременные были люди в каждой пионерской дружине…» [T.10.CCCLX.5]
βῠκάνη (ᾰ) ἡ витая труба, горн Polyb. [B.169]
|
||||||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, Института Востоковедения РАН: «…к вопросу об идентификации животных. В древнееврейском языке есть слово «РээМ», у которого есть рога, это совершенно точно, потому что упоминаются именно рога этого РээМа. А кто такой «РээМ» – до сих пор учёные спорят. Основная точка зрения – что это дикий бык. Тогда водились дикие быки на древнем Ближнем Востоке. Но если сегодня поехать под Иерусалим, есть такой Библейский зоопарк, и РээМ – это у них такая красивая антилопа. Но не очень похоже на правду, потому что в Библии он упоминается, как нечто мощное, очень-очень мощное – не изящное, как антилопа, не красивое, не быстрое – а это, скорее, образ мощи и неукротимости. На дикого быка очень похоже. Но когда переводили на древнегреческий язык, слово «РээМ» перевели как «монокерос» – или «единорог». Получилось смешно: «Рога единорога». А почему так перевели? – Потому что для грека единорог давал такую же метафорическую нагрузку, как дикий бык для древнего израильтянина». Моше Фрумин ( פרומין משה ), скульптор, музыковед: «Кенор Давида был сделан из рогов Рээма. РээМ – орикс. Это животное, которое много лет обитало в Израиле, и сейчас его выращивают в Библейском зоопарке. …и в зависимости от размера рогов создаются все пропорции Лиры Давида». [T.10.CDLXXXVII.4]
|
||||||
…но чтобы достичь успеха, мозазаврам необходимо было полностью избавиться от одной черты, характерной для обитателей суши, – чувствительного внутреннего уха. Внутреннее ухо отвечает за равновесие. Хищникам, обитающим на суше, равновесие необходимо: стоит им споткнуться, и добыча улизнёт. Но в воде животные движутся во всех направлениях, как гироскоп: существо с чувствительным внутренним ухом могло быстро потерять ориентацию. За тысячи лет чувствительность внутреннего уха мозазавра начала снижаться, позволяя им быстро поворачиваться без каких-либо неприятных последствий. Благодаря таким эволюционным усовершенствованиям и появилось гигантское чудовище… [T.12.XCI.2]
Анатомия слухового аппарата млекопитающих уникальна: ни у одной рептилии нет наружных ушей. Наши уши очень тонко настроены, благодаря им мы улавливаем огромный диапазон звуков – от мышиного писка до далёких криков. Секрет этой тонкой настройки заключён в мельчайших костях человеческого тела. Prof. Neil H. Shubin, University of Chicago: «Перед вами три косточки среднего уха: у человека, как и у всех млекопитающих, они находятся внутри черепа. Три косточки складываются в миниатюрную систему рычагов, преобразующую колебания воздуха в звук, который затем обрабатывает наша нервная система. У всех млекопитающих в среднем ухе три косточки, тогда как у рептилий только одна. Две добавочных косточки – молоточек и наковальня – усиливают звуковые волны, попадающие в нашу барабанную перепонку, поэтому мы слышим лучше, чем рептилии». И тут естественно возникает вопрос «Как у млекопитающих появился уникальный слуховой аппарат из трёх косточек, если у наших предков рептилий, он состоял из одной?» …косточки, с помощью которых мы слышим, древняя рептилия использовала при поедании пищи. Это головокружительное превращение челюстных костей в слуховые можно увидеть и на примере окаменелостей. [T.10.DXLIX.2] * Dr. Karen E. Sears, University of Illinois «…если посмотреть на эмбрион опоссума, то мы видим ухо рептилии с одной косточкой. А две дополнительные косточки среднего уха появляются уже у взрослой особи. Изначально они – часть челюсти, и находятся на месте её соединения с черепом: челюсть почти такая же, как у рептилии. После рождения и по мере взросления эти косточки, которые позже станут средним ухом млекопитающего, отсоединяются от челюсти. Они уменьшаются и постепенно занимают конечную позицию, превращаясь в среднее ухо. И так – у нас современная рептилия с одной косточкой, и современное млекопитающее стремя косточками. Эмбрион является связующим звеном между ними. Мы видим, что за время с рождения до стадии взрослой особи опоссум фактически проходит через триста миллионов лет эволюции ушей». [T.22.XLVIII.1] ** |
||||||
** …у человека чувствительность этого органа поражает: доказано, что он реагирует на сотрясение головы при каждом ударе сердца – просто это не доходит до нашего сознания. Представьте теперь, что происходит с этой чуткой системой во всех этих мешочках и трубочках во время качки в море: вестибулярный аппарат непрерывно шлёт в мозг сигналы об изменении положения тела. Чувствительные ворсинки перевозбуждены – это одна причина морской болезни. Вторая – сенсорный конфликт. Людмила КОРНИЛОВА, доктор медицинских наук, Институт медико-биологических проблем РАН: «Вестибулярный вход говорит о том, что вас качнуло вниз, а глаза у вас при этом вращаются вверх и предметы, как бы, смещаются к верху. И у вас идёт всё время конфликт информации со зрительного входа и с вестибулярного входа». Центральная нервная система получает самую разноречивую информацию о положении тела в пространстве и начинает чудить. Елена СИГАЛЕВА, доктор медицинских наук, Институт медико-биологических проблем РАН: «Организм не понимает, что с ним происходит. Он в некотором находится смятении, и он пытается задействовать максимум своих сил, чтобы понять, какие реакции нужны в этот момент. Известный факт, что в плазме крови в момент болезни движения повышен титр всех гормонов – и кортизола, гормонов стресса, всех гормонов коры надпочечников». Сердце бьётся то быстрее, то медленнее, давление скачет, голова идёт кругом и, наконец, мозг делает самый страшный вывод – организм отравлен – срочно надо избавиться от яда (начинается рвота) [T.2.LXXXIII.4] * Юрий Гагарин провёл на орбите около полутора часов и толком невесомости не ощутил. А вот второму советскому космонавту – Герману Титову – досталось больше. Титов летал сутки: у него начала болеть голова, пропал аппетит и началась рвота. На вопрос «земли» о самочувствии он честно ответил: «Хреновое» Алексей ЛЕОНОВ, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза: «Через семь витков стоял вопрос о спуске Титова: очень тяжёлое состояние. А потом вроде всё успокоилось. Вопрос если и обсуждался, что двое суток летать, то здесь уже он автоматом снимался: надо разобраться, что происходит». По словам бывалых космонавтов неприятности начинаются с шестого витка вокруг Земли. Алексей ЛЕОНОВ, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза: «Невесомость – это явление сродни укачиванию или похмелью после сильного употребления алкоголя: симптомы одни и те же. Всё это связано с воздействием на вестибулярный аппарат, а отсюда организм старается избавиться от жидкости, и такая своеобразная реакция». [T.10.DCXI]
|
||||||
Это и есть «фабрика АББы»? Здесь вы пишите музыку? Я не вижу никакого оборудования для записи. Вы что, не записываете? Бенни (Benny Andersson): «Нам это не нужно». Как же вы работаете? Бьорн (Björn Ulvaeus): «Надо придумать мелодию. Мы стараемся найти мелодию, которую вы легко запомните: если мелодию сложно запомнить, значит, она не удалась». Вы просто сидите, играете и ждёте, пока мелодия нарисуется сама? Бенни (Benny Andersson): «Да. Можно просто наигрывать, что придётся – руки сами поведут. Иногда начинаем напевать что-то…» Бьорн (Björn Ulvaeus): «Если её легко поймать, мы сразу поймём. Но если мелодия сложная, на доработку нужно время». Бенни (Benny Andersson): «Иногда много времени уходит, чтобы понять, получится что-то путное или нет». [T.10.DVIII] * …как мы в этот мир приходим, В чём секрет простых мелодий: Нам хотелось знать наверняка.
|
||||||
Венера Лоссельская – одно из первых мифических существ – изображена с духовым инструментом в руках. Шаманские культуры по всему миру использовали музыку для общения с природой. Elena Herrero, musicologa: «Их вдохновляло журчание реки, шум ветра, шелест морских волн». Manuel Berrocal, psiquiatra: «Природа – вся природа – это ритм. В ней всегда присутствует музыка – ритм. Трава, деревья при движении создают ритм. Иными словами – мы все – ритм». Начиная с древнейших цивилизаций музыка была основополагающим элементом мифологии. Elena Herrero, musicologa: «У Афины была флейта, а Аполлона была кифара». И эта связь мифов с музыкой имеет огромное значение. Elena Herrero, musicologa: «Слово «музыка» греческого происхождения. Оно означает «Искусство Муз. Музы были божественными духовными существами, способными одарить нас этой благодатью – искусствами». Для греков музыка была даром богов для облегчения тяжёлой жизни на земле. Elena Herrero, musicologa: «Музыка генерирует вибрации и позволяет человеку соединиться со своим внутренним Я – самым сокровенным, самым личным Я. Через духовную составляющую внутри каждого из нас, через вдохновение, ниспосланное Музами, через музыку мы обретали связь с богами, и взамен получали силу и мудрость». На протяжении веков музыка была средством приобщения к священным таинствам. Manuel Berrocal, psiquiatra: «Игра на барабанах – один из лучших способов достичь изменённого состояния сознания. Барабанный бой может вызвать даже физиологические изменения». [T.10.DCCLXXXI.1] * «Музыка». Происходит от др.-греч. μουσική (τέχνη) «музыкальное (искусство), музыка», далее из μοῦσα «муза; пение»
|
||||||
Джим и группа учёных считает, что наши собственные тела также балансируют на грани коллапса. Забавно, что именно это и уберегало нас от гибели миллионы лет. возьмём наш слух: эволюция подвела его к той критической степени, когда малейшие изменения в воздухе вокруг нас вызывают в мозге каскад мыслей, чувств и образов. Prof. James P. Sethna, Cornell University: «Наш слух так тонко настроен, что если бы он был чуть более острым, мы бы слышали беспорядочное движение молекул воздуха, которые бьются о наши барабанные перепонки». Наши глаза ещё более чувствительны: единственный фотон может запустить в действие миллиарды нейронов, и перед нами возникнет фантом, которого на самом деле нет. Prof. James P. Sethna: «Существа развили все виды чувств, и каждое из них оттачивалось миллионы лет». По сути, баланс на грани коллапса и функционирования – это нормальное состояние клеток организма. Мембрана человеческой клетки существует «на грани». Когда во внешней среде происходит незначительное изменение, структура её жиров и белков сразу же разрушается и перестраивает себя. Prof. James P. Sethna: «Клеткам нужно быть тонко настроенными, чтобы различать вещи, которые они должны отвергнуть. Находясь у критической точки, они легче и быстрее реагируют на новую информацию о своей периферии». Мембраны клеток существуют на грани беспорядка. То же самое справедливо и для систем клеток, которые входят в состав наших пяти чувств. [T.12.LXXXVII.3]
|
||||||
Александра ПАХМУТОВА, композитор, народная артистка СССР, Герой Социалистического труда: «…эта работа – олимпийский фильм, мы уже сдавали. Пришло руководство, Ермаш, мы сидим – звукоцех – тихонечко в сторонке, слушаем, как всё. Всё хорошо, вроде, а там сцена: в Олимпийской деревне молодёжь танцует. Тогда помните, была очень модная группа «Чингисхан», и танцую «Moskau-Moskau». Ермаш говорит: «Александра Николаевна, вот всё хорошо, но поскольку здесь ваша музыка, неужели вы не можете вот что-нибудь… А нам только-только этого подавай. Мы обрадовались – возможность написать танцевальную песню. И очень скоро написали эту «Птичку счастья». Её пела группа «Здравствуй песня», но мы уже «Барабан» писали под ноги танцующих – это было уже снято. Таким образом «Птица счастья» первый раз встала вот на месте «Чингисхана». …мы очень дружили с семьёй лётчика-испытателя Георгия Константиновича Мосолова. И мы пришли к нему на день рождения. Это был шестьдесят седьмой год. И позвонил Гагарин. Гагарин позвонил Мосолову, поздравил его с днём рождения. И попросил меня к телефону: «Алечка, я же хочу сказать, что Володя Комаров перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню «Нежность». Это был последний полёт Комарова. Песня «Нежность» входит в вокальный цикл «На взлёт». Там песня «Обнимая небо», «Нежность», песня о лётчиках-испытателях «Мы учим летать самолёты», и песня «Раздаётся команда На взлёт». Это такой цикл, который был ещё при жизни Гагарина. Она первый раз прозвучала в шестьдесят пятом году в Колонном зале, пела Майя Кристалинская, и ушла под стук шагов своих, хотя пела её очень хорошо. А то, что первый раз – вот так! Но она молодчина: вот, другая бы певица – ах, раз нет успеха, ну и не надо, и не буду. Она стала это петь. И уже прошло несколько концертов, прошло время, и её стали просить петь «Нежность». Шестьдесят седьмой год. Где-то летом позвонила Татьяна Михайловна Лиознова. А песня уже звучала – по радио звучала. «Вот, я, значит, картина по рассказу Борщаговского «Три тополя на Шабаловке» (рассказ так назывался). Пожалуйста, прочитайте этот рассказ. Мне хотелось бы, чтобы в этой картине была ваша песня «Нежность». Я прочитала рассказ. Я, вообще, не злой человек, и как все незлые люди, если я начинаю принципиальничать, то обязательно некстати. Я стала говорить: «Нет. Вот у меня эту песню, её космонавты знают. А это вообще тётка приехала на рынок, что-то продавать. Не надо. Я не хочу». Ужас. Мне стыдно вспомнить. Она говорит: «Хорошо! Тогда знаете, я вас попрошу, просто посмотрите материал». Я приехала на студию Горького, и Татьяна Михайловна мне показала эту сцену, где Доронина поёт, и где потрясающие гениальные глаза Ефремова. То есть человек, к которому пришла, наконец, огромная любовь, и у которого никогда не будет счастья. Я ушла оттуда – я эту картину никому не отдам никогда. И пока я дошла до стоянки такси, я уже сочинила вот эту тему, на которой всё идёт. Потом я написала Татьяне Михайловне пропасть музыки, но она, как редкий режиссёр, всегда знала, что ей нужно. И вот этот ритм – как шампур – на нём всё: больше не надо ничего. Вот так песня осталась в «Трёх тополях». [T.2.XCV]
|
||||||
Игорь БРАНОВАН (Dr. Daniel Igor Branovan, MD), руководитель Клиники болезней уха, горла и носа в Нью-Йорке: «Кожица наружного прохода, она же тонюсенькая, она нежная. Это же защитная, она защищает нас от инфекции. Травмируют кожицу прохода и у некоторых людей при этом в некоторых случаях появляются микроорганизмы: это могут быть бактерии – это тогда острый отит, а могут быть грибы – и это отомикоз или грибковый отит, что, на самом деле, значительно серьёзнее». Елена МАЛЫШЕВА, доктор медицинских наук, профессор, телеведущая, «Жить здорово!»; «Грибок живёт в ухе всё время, но он никому ничего не доставляет. Но как только мы там что-то расковыряли, травмировали, он начинает развиваться, расти». Дмитрий ГОРИН, кандидат медицинских наук: «…надо прекратить чистить уши и травмировать слизистую наружного слухового прохода – это первое, прежде чем начать лечить грибок. А грибок лечить просто. Когда мы палочку вставляем в ухо, диаметр этой палочки, он равен диаметру слухового прохода. И мы, вместо того, чтобы вытащить серу, мы только её заталкиваем к перепоночке». Игорь БРАНОВАН (Dr. Daniel Igor Branovan, MD), руководитель Клиники болезней уха, горла и носа в Нью-Йорке: «…второе: что любит грибок? – Влагу. Поэтому ухо не мочить: когда моете голову – ватку с вазелином заложить, чтобы водичка туда не попадала. Грибок любит влагу, поэтому максимально нужно высушить. Чем можно высушить? – Борный спирт. Ни в коем случае мы не пользуемся антибиотиками, потому что антибиотик меняет баланс бактериальный и грибковый в пользу грибка: мы убиваем микробы – остаётся грибок. Грибок только разрастается. Если капли с антибиотиками, а ухо у вас болит всё больше и больше, и выделения всё больше – выбросите капли. Или борный спирт или капельки кислоты с гидрокортизоном – снять воспалительный процесс. Препараты противогрибковые, они немного резкие и многим больным они не очень нравятся, потому что чуть-чуть вызывают жжение и неприязнь. На самом деле борный спирт и лёгкий раствор кислоты с гидрокортизоном вполне может убить грибковую инфекцию. Занимает, правда, это несколько недель. Ну, терпимо». [T.1.XXV.4]
|
||||||
Акустические колебания – это последовательность адиабатических разрежений и сжатий (процесс называется адиабатическим, когда отсутствует обмен энергией с окружающей средой). При адиабатическом сжатии газа часть энергии сжатия переходит в энергию внутримолекулярных движений, при адиабатическом разрежении она возвращается обратно. Если время, за которое происходит каждое разрежение и сжатие, будет одного порядка со временем, за которое устанавливается тепловое равновесие (время релаксации), то известная доля звуковой энергии, превратившись во внутреннюю энергию молекул в процессе сжатия, по окончании расширения не успеет превратиться во внешнюю. В этом случае произойдёт значительное поглощение звука молекулами газа на данной частоте. В сухом, чистом и неподвижном воздухе поглощение акустических колебаний имеет наименьшую величину и осуществляется молекулами кислорода. Внутренняя энергия молекул азота слишком мала, чтобы иметь значение для поглощения звука. В углекислом газе поглощение звука становится значительным начиная с частоты в 3 килогерца и в дальнейшем быстро растёт. Туман не может не вызывать добавочного поглощения и рассеяния звука. Затухание звука в тумане происходит благодаря его рассеиванию на каплях в колебательном движении, а так же испарению капель в сжатиях звуковых волн и конденсации влаги в разрежениях. Профессор В. АРАБАДЖИ [A.473]
|
||||||
1 - 2 |
||||||