ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН II. Изида 2; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека).

   

Изида 2

 
     
 

campēnsis, e [campus I] равнинный, полевой, перен. находящийся на Марсовом поле: Isis Campensis Ap эпитет Исиды, храм которой находился на Марсовом поле. [B.32]

 

Coptīticus (или Copticus), a, um [Coptos] коптский, тж. египетский, т. е. связанный с культом Исиды (adyta Ар). [B.32]

 

II castimōniālis, is f монахиня Aug. [B.32]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…например, богиня Бастет – всем известная Кошка – это «Ба» (условно душа) богини Исиды. А Исида – это «Ба» – душа бога Ра. А бог Солнца Ра – это «Ба» Предвечного божества. То есть, вот эти вот соподчинения, они показывают эту роль». [P.122.10]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…тексты говорят буквально следующее: «Исида – женщина, знающая магические слова. Сердце её отвернулось от миллионов людей и обратилось к миллионам богов».

Именно Исида была той богиней, которая связывала Мир Земной и Мир Небесный. Которая первая решила постичь тайные знания. Для этого она решила прибегнуть к способу, практически невероятному: она следовала за путём плавания Великой Солнечной Дневной Ладьи «Манджет», на которой сидело Солнечное божество – Бог Солнца, который по древнеегипетской религии воспринимался как Ба – сущность души Предвечного божества…

Таким образом, обладание знанием Тайного имени – вот это ключевое понятие для Древнего Египта – тайного имени Солнечного Бога, оно давало бы власть над всем окружающим миром. Исида, пользуясь тем, что Солнечная Ладья, близящаяся к закату, к западному горизонту, она уже подходила к причалу, и Солнечное Божество, которое находилось в центре своей барки, оно уже было подчинено циклу времени – Бог Ра был стареющим, из уст его текла слюна. И вот тогда Исида берёт эту слюну, собирая её по ходу следования Солнечной Ладьи, смешивает с глиной и делает из этого гигантского змея. Гигантского змея она кладёт на путь следования Солнечной Ладьи. Змея нападает на Солнечного Бога: Солнечный Бог смертельно ранен, он мучается жаром, он весь пылает. К нему в этот момент подходит Исида и предлагает исцеление: ведь она создала этого волшебного, магического змея. В обмен на исцеление она требует узнать имя Солнечного Бога. Солнечный Бог отвечает ей эпитетами, аллегориями, присказками: до последнего он пытается это солнечное своё тайное имя, в котором заключено знание высших тайн Вселенной, держать при себе. Наконец, Исида, всё же, настаивает, и он, как гласит текст, передаёт ей своё Имя. Именно в этот момент богиня, она становится второй после Солнечного Бога обладательницей этой великой тайны – «Тайны Тайного Имени». [P.125.3]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и то, на чём сидит царица Анхнесмерира – это то, что стоит у богини на голове, потому что Исида и есть «Престол». А дословно, очень-очень глубинно – «Место» – это то Место, где смыкается Мир Живой и Мир Небесный, Мир Земной (и) Мир Потусторонний, это то место, где через мать связаны предки и потомки. Это некое Место, где происходит некое священнодействие. Поэтому, когда царь садится на Престол, он садится на колени Матери своей Исиды, которая держит в нём силу предков и даёт способность ему возрождаться в лице своих преемников. Это на уровне вот такого символа, который шествует из мира богов…» [P.125.2]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…почему же Изида? – Женщина, пережившая убийство своего мужа. Великая первая Вдова, искавшая тело своего супруга. Чаровница и Царица-колдунья, которая из мёртвого тела вызывает жизнь, для того, чтобы от тела мёртвого супруга зачать своего младенца. Великая Мать-охранительница, которая в тайном гнезде символическом, сплетённом из тростников в дельте, хранит своего младенца Гора. Великая посмертная мать, которая принимает в свои объятия-крылья каждого умершего так же, как когда-то она приняла своего супруга, для того, чтобы возродить в нём жизнь. И вот здесь импульс активного действия, импульс защиты, импульс желания возродить жизнь, импульс желания родить Миру Младенца Нового дня, он, конечно, делает Изиду абсолютно соразмерной фигурой её супругу Осирису.

Не будем забывать, что на финале существования египетской цивилизации, уже в греко-римском мире, когда имя Осириса будет, по сути, забыто, культ Изиды выйдет на первую позицию. И на место Осириса придёт тогда синкретический политический бог Серапис, который по мечтам греческой династии Птолемеев, должен был воплощать собой совокупность всех мужских богов Древнего мира.

Первые имена, которыми египетская культура награждает Богиню-мать, это, прежде всего, конечно, культ богини Хатхор. «Хат-Хор» – «подворье Хора». Хор (Гор) – Золотой сокол, летящий по Небесной лазури. То есть, Великая Мать Неба. Именно в качестве её ипостаси на рубеже XXVIXXV-го века появляется культ богини Изиды. Впервые упоминается она в Текстах пирамид – в древнейшем религиозном тексте в истории человечества – тексте, который был уже в абсолютно совершенной форме, что показывает, что на протяжении многих веков он был частью устной религиозной традиции. Записан на внутренних помещениях погребальных камер царей пятой-шестой династий в Саккаре, недалеко от современного Каира. Эти тексты покрывают всё пространство погребальных камер – более семисот тридцати изречений – путеводитель для царя по Иному миру, гарантия его вечной жизни, рассказ о его приобщении к Миру предков и богов.

…поднимаете глаза и видите Звёздное небо – «Ах-ах» – как сказали бы древние египтяне: сосредоточие «Ах» – божественных душ предков, которые светятся из северной части неба и показывают путь живущим.

В Текстах пирамид имя богини Изиды будет употреблено более семидесяти раз. Она выступает здесь как Великая Мать-охранительница, как Великая владычица жертвенного ритуала. Как Великая Супруга, которая, по сути, своей жертвенностью, своим жизненным путём, своей легендой, она нарушила Мир людей и Мир богов, потому что с одной стороны она невероятно часто спускается из Мира богов, отвечая на людскую молитву, с другой стороны – единственная из богинь, она прошла, по сути, путь земной женщины. Именно поэтому она становится порубежным божеством – божеством, которое, по сути связывает Мир земной и Мир небесный.

И если мы посмотрим на её имя: иероглиф «Сет» (st), иероглиф «Престол» (или «Место»), определитель женского рода, и фигура богини. Затем ласточка, опять же, с определителем женского рода и «Сет урет» – «великая» – знак флагштока перед храмом «нечер» – «бог», затем Гриф, и, опять, определитель женского рода «Мут» – «Великая Мать Бога» – гласит эпитет богини.

…возвращаясь к имени богини Изиды: с одной стороны Престол – царственность. И многие египетские тексты говорят, что когда фараон садится на престол, он – Хор, садящийся на колени матери своей богини Изиды. Эта традиция восходит к глубинным корням религиозных форм Африки. И до сих пор во многих тропических культурах Африки считается, что трон правителя – это мистическая мать царя, которая передаёт ему божественные силы и право на правление в тот момент, когда он, как законный наследник садится на это кресло. Но ещё одно значение этого иероглифического знака «Сет» – это просто «Место». Место, где совершается какое-то культовое действие, совершается жертвоприношение – это символ алтаря. И в древнеегипетской традиции внутрихрамовой ежедневной литургии в тот момент, если, согласно египетским представлениям, «Ах» – божественная субстанция войдёт в культовую статую, и культовая статуя начнёт распространять вокруг себя божественную благодать, то в этот момент храм как бы разрушает Время. Время – ведь это главный враг человека и богов. И место алтаря, вот это «Место», оно становится подобием «изначального куска суши», на котором Бог Предвечный творит Вселенную. И поэтому Изида, как Великая Владычица магии, ритуала, ритуала трансформации, перехода через жизнь, через смерть, через коронацию, она являет собой вот это «Место», показывая, что она богиня, связывающая миры. Её иероглиф – Престол – вы найдёте на миллионах её изображений, точно так же, как вы найдёте её часто в традиционной позе Матери божией, которая была позже скопирована многими другими культурами». [P.125.9]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…по легенде, раз в году – в июне-июле – Исида возвращается в Египет из далёкой Африки. Она плачет по своему супругу – убитому богу Осирису. От её одной слезы разливается паводком Нил, и она, летя на Собаке, и воплощая собой Сириус, как звезду, она открывает Новый год, принося всем счастье. Кстати, в Риме, когда эти культы перешли в Рим, самые жаркие дни года были названы «каникулы» – или «дни собаки». Это та самая Собака, на которой Исида-звезда прилетает из Египта и несёт с собой благодатный паводок реки». [P.125.6]

 

 
     
 

Dr. Joann Fletcher, University of York: «…новая эпоха в истории Египта привела к власти первую женщину из династии Птолемеев – Арсиною. Арсиное удалось объединить два мира – египетский и греческий. Она продолжила дело величайшего из греков – Александра Македонского.

Арсиноя родилась в Египте, но вскоре покинула его: в юном возрасте её выдали замуж за греческого царя. После смерти мужа и второго брака, который оказался крайне неудачным, она вернулась на родину. Уже почувствовав вкус к власти, Арсиноя убедила младшего брата – египетского царя – жениться на ней. Он открыл ей путь к престолу. В мгновение ока Арсиноя стала правительницей двух миров – Египта и греческого Средиземноморья. Благодаря налаженным международным связям, она принесла египтянам просвещение, богатство и процветание, сделав для страны больше, чем кто-либо до неё. Арсиноя тратила изрядную долю своих богатств в новой столице Александрии. Пока в страну один за другим шли караваны, доставлявшие слоновую кость, шёлк и драгоценные камни, богател и весь народ, а Египет оставался крупнейшим центром мировой торговли. Занимаясь столь крупномасштабной торговлей Арсиноя и её брат создали сложную бюрократическую систему, чтобы управлять растущими финансами государства.

Чеканка монеты занимает важное место в истории Арсинои. Это была выдающаяся женщина, обладающая крупным личным состоянием, но её коммерческая хватка благоприятно отразилась и на египетской казне. Вместе со своим братом и мужем Птолемеем она создала реестр всего имущества державы. Она ввела царскую монополию почти на все виды деятельности, чтобы деньги неизбежно поступали в казну. В Древнем Египте, где раньше торговля была преимущественно меновой, чеканка монеты сыграла крайне важную роль: монета становилась всё более привычным эквивалентом стоимости товаров, почти как на заре капитализма.

При Арсиное Египет снова стал изобильной и процветающей страной. Но кроме этого монеты Арсинои имели и другое полезное назначение – они служили средством политической пропаганды: на монете Арсиноя изображена с греческой диадемой и покрывалом на тщательно уложенных и затянутых в пучок волосах – сразу видно эталонный образ царицы-гречанки. Это безупречный портрет греческой матроны – почтенной дамы, достойно одетой и причёсанной.

Известно, что в каждом храме Египта стояли статуи Арсинои – её почитали как богиню, занявшую особое место в пантеоне. На острове Филе ей так же поклонялись, как богине, равной Исиде – матери всех богов. Храм на Филе по праву зовётся жемчужиной Нила – он был центром поклонения великой Исиде, а, так же, своего рода форпостом египетской культуры. Во-первых, благодаря географическому положению на юге, а, во-вторых, потому что это было единственное место в Египте, где всегда, вплоть до шестого века нашей эры, почитали древних богов. Но здесь поклонялись не только Исиде: наравне с ней почитали и Арсиною. В сущности, культ Исиды вышел за границы Египта благодаря международному влиянию царицы». [T.10.DLV]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Остров Филе, знаменитый комплекс богини Исиды, где в четвёртом веке новой эры была выписана последняя надпись иероглификой на древнеегипетском языке. И последний храм, действовавший в Египте уже после того, как в Египте наступило христианство, и из святилищ культовые статуи были вывезены в Константинополь в древности остров назывался Паиурек – «остров момента» или «остров времени», отсюда греческое «П-и-лак» и уже позднее «Филе». Первые руины здесь были ещё при Рамзесе Третьем, основная часть храма была построена в четвёртом веке до новой эры, и уже потом Птолемеями, и даже уже римскими императорами». [P.125.12]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…это Имхотеп, который со священным жезлом/посохом Уас в своей руке совершает обряд поклонения Объекту божественной силы. За ним две богини: первая богиня – это Хатхор, вторая богиня – это Маат. Это главные египетские богини первого тысячелетия до новой эры, до того момента, когда ещё культ богини Исиды не стал общенациональным.

Асуан, древние верфи Сиену, чуть южнее находится остров Филе. Знаменитый храм богини Исиды, который вместе с Абидосом был последним храмом поклонения – это две последние точки существования египетской религии. Слово «Филе» происходит от коптского «П-и-лак», от древнеегипетского «Паиурек» – «Остров Мгновения времени». Как бы «Остров изначальных времён» – «Остров Творения». [P.125.74]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…именно поэтому на огромном количестве египетских изображений, например, на замечательном фрагменте Книги мёртвых (папирус Хунифер, XIII век до новой эры, Лондон, Британский музей) за фигурой Осириса стоят две богини – сзади Исида, её символ – Престол на голове, и чуть ближе Нефтида – сестра Осириса и Исиды, которая также участвует внутри погребального ритуала, который, на самом деле, является ритуалом возрождения сил в Ином мире.

Божественный прототип – он двойственен, потому что Исида, она жертвенная, она яркая, она делающая очень много для того, чтобы спасти тело своего мужа, и, всё-таки, совершить всё, для того, чтобы он победил смерть. Нефтида – она инертная, она часто в текстах слепая, она ходит вслед за своей сестрой. Озвучивая египетские тексты заупокойные можно представить себе такую достаточно мрачную картину, когда на волокушах по пустыне скалистой тянут тело Осириса, впереди идёт богиня Исида (саркофаг идёт ногами вперёд), и она показывает правильный путь в иной мир, а, на самом деле, к возрождению. За саркофагом у изголовья идёт слепая богиня Нефтида, которая бьёт в тамбурин. И зачем тогда этот двойственный божественный прототип? Зачем Исиде, такой яркой, такой действенной, её сестра? Тексты пирамид, записанные в двадцать пятом веке до новой эры на стенах царских гробниц пирамид, говорят следующее: «Преодоление смерти – это целостность, и тело царя, которое оборачивается в льняные пелены, это тело, которое обёрнуто в волосы богини Нефтиды».

Это та богиня, которая создаёт условия ритуала, для того, чтобы её сестра совершила все необходимые магические тайные действия, которые вызовут в Осирисе вечную жизнь.

У каждого проявления небесного прототипа, который к реальным царицам имел огромное отношение, есть своя символическая составляющая. Некими подобиями-воплощениями богинь Исиды и Нефтиды, которые хранят царя, для фараона, живого, земного были его младшие жёны или, как их называли «хекерет-несу» – «украшение царя». [P.125.39]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…Исида превращается в соколицу, садится на фаллос, принимает божественное семя, для того, чтобы был зачат и рождён Гор.

…лежит Осирис, у изножья Осириса, у изголовья – две фигуры соколиц – это джерит, это Исида и Нефтида в образе священных птиц. Исида всегда в изножье, Нефтида – всегда в изголовье.

Глинобитная хижина в болотах нильских. Сидит Исида, и у неё как раз в этот момент рождается её великий младенец. Рядом присутствуют все боги, все её защитники – условно скажем «позитивные силы» этого мира. И в этот момент она им говорит одну очень интересную вещь. Она говорит, что бьётся пламя, и, боги, вы должны ужаснуться, ибо я рождаю Божьего сына, и он больше бог, чем вы боги. Что здесь имеется ввиду?

За счёт того, что Осирис прошёл через смерть, вышел через своё собственное семя, переродился в утробе своей собственной жены – Исиды – в образе Гора и стал сыном своей собственной жены, которая стала его матерью, он победил смерть. Боги не прошли через состояние смерти, а он прошёл и победил. Поэтому в момент празднеств Осириса боги другие, самые крупнейшие египетские боги, они приходят в храм Осириса как паломники – поклониться великому огню жизни, который должен быть зажжён в знак того, что смерть попрана.

В итоге, естественно, Исида становится в этот момент совершенно божеством другого плана, нежели она была раньше. Она до этого очень женственная, очень страдающая, очень верная, очень искренняя, трагическая – она самый, наверное, человечный из всех богов древнего мира, почему её так и любили вплоть до римского времени. А после того, как она родила наследника: то есть, она, аккумулировав свою женскую силу, переродила мужское начало, и, тем самым, победила смерть, она становится практически Предвечной богиней – Вселенской, обладающей совершенно грандиозными силами. И в тот момент, когда она отошла от Гора в болотах дельты и его ужалили скорпионы и всякие ядовитые твари, крик Исиды был такой, что встала Солнечная ладья на горизонте – а это Конец света. И Солнечный бог быстро даёт тайное магическое лекарство-изречение, в котором есть его тайное имя, потому что лучше сейчас излечить ребёнка, иначе будет Конец света, потому что она сильнее его…» [P.125.42]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…конечно же, говоря о богинях, как о небесных прототипах египетской женщины, мы не можем не упомянуть Исиду. Она не столь древняя богиня, как Хатхор: впервые мы имя богини Исиды встречаем в текстах пирамид в двадцать пятом веке до новой эры. Но дальше именно Исида становится одним из величайших символов египетской цивилизации.

Прежде всего – она Великая мать бога – это дословный титул богини.

Точно так же, как Нейт в своих храмах Исида почиталась как божественный андрогин, как одна из великих сил, которая творит Вселенную.

…это плакальщица. Мы знаем из документов первого тысячелетия до новой эры, что порой до половины стоимости погребения – это была оплата плакальщиц, потому что эти дамы, которые изображали Исиду и Нефтиду – двух великих богинь, плачущих по богу Осирису, они были профессионалами своего дела и это стоило очень дорого». [P.125.196]

 

 
     
 

1 - 2