ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XVI. Eliminatio Logica; Constrictio astralis, Destructio physica; Turris destructa или Turris fulgurata, la Maison Dieu 5 (Богадельня, Дом Господень); Иероглиф (Реакция, «материализованная связь») |
||||||
dē-lūbrum, ī n [luo] храм, святилище (d. Junonis L; deorum templa ac delubra C). [B.32]
|
||||||
…до семнадцатого века не только греки, но и русские произносили и писали «Иерусалим» через «О» – то есть «Иеросалим». Так же это слово пишется и в латинском языке. В русском языке писать и произносить «Иерусалим» через «У» стали только в семнадцатом веке после церковной реформы Патриарха Никона. [T.22.XXXIX.1]
Hierosolyma, ōrum n и Hierosolyma, ae f Иерусалим, столица Иудеи, разрушенная Навуходоносором в 586 г. до н. э. и вторично Титом в 70 г. н. э. C, T etc. [B.32] * Hierusalem f indecl. Eccl = Hierosolyma. [B.32] * tri-nōminis, e [nomen] трёхимённый (Hierosolỹma Hier — прежде называвшийся Iebus и Salem). [B.32]
|
||||||
Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…Иисус отвечал: «Царство моё не от Мира сего». Вот уже две тысячи лет одним из основных вопросов христианства является отношение Царства и Священства. На Западе Блаженный Августин развёл их в стороны, сказав, что есть «Град Божий» и «Град Земной». И, в то же время, в Византии была идея симфонии – гармонии властей – власти духовной и власти светской». [T.10.LI.83]
Prof. Francis Joannès, Université Paris I - Panthéon-Sorbonne: «Это была первая столица международного масштаба, монументы в ней были просто колоссальные. В этом отношении Вавилон воплощал наследие всего Ближнего Востока, в особенности Месопотамии. Sébastien Allard, chef au département des Peintures du musée du Louvre: «В Библии, которая является основополагающим текстом иудео-христианского общества, Вавилон упоминается как «проклятый город». Причина в том, что вавилоняне разграбили Иерусалим и изгоняли евреев, чтобы сделать Вавилон центром мира. В Библии Вавилон противопоставляется Иерусалиму как враждебная столица – обитель Зла и Греха. В конце восемнадцатого века, особенно начиная с девятнадцатого, писатели и художники создали образ Востока, даже ещё более древнего и загадочного, чем Египет. В их творениях Восток неразрывно связывался с роскошью, а за изображением роскоши у них всегда была идея распущенности, разврата. Так что эта роскошная жизнь противоречила нашей морали. Даже в Библии, где Вавилон представляется как АнтиИерусалим, он называется «Золотой Чашей в руке Господа», то есть чем-то совершенно сказочным, чудесным. В периоды крупных строительных проектов развития городов, как в восемнадцатом-девятнадцатом веке, модной становится идея «Вавилона, как великолепного города», но во время катастроф и бедствий образ «Проклятого города» неизбежно возвращается. Так было в шестнадцатом веке, когда Лютер объявил Папский Рим проклятым городом. Это произошло снова в девятнадцатом, когда некоторые авторы провозгласили таковыми крупные мегаполисы, возникшие в результате Промышленной революции. Чтобы с пренебрежением отозваться о каком-нибудь городе, его сравнивают с Вавилоном. Это миф, который предлагает нам объяснение в периоды истории, когда мы теряем свой путь – во времена беспорядков и воин… Во времена кризисов миф о Вавилоне всплывает на поверхность, потому что символизирует противостояние между надеждой и разрушением». Prof. Francis Joannès: «Люди из Иерусалима, побывавшие в Месопотамии, практически наверняка были поражены размером и формой строений. При этом древнееврейский корень «ББЛ», который слышится в слове «Вавилон», означает «смешанный». Вот где кроются истоки описания Вавилонской башни в Библии, представляющую эту конструкцию как совершенно гигантский монумент. Таким и видели Вавилон представители соседних народов. Их поражали размеры города. Здесь же присутствует и идея смешения людей и языков, которая является основным мотивом библейской истории о Вавилонской башне…» [T.23.VII]
( בָּבֶל ) [bābel] Вавилон [B.18]
|
||||||
…утверждают, что Храм был расположен на склоне горы, являющейся частью еврейской истории. Теперь её называют Храмовой горой. Rabbi Felix Rogin, Director Temple Mount Center: «Важно понимать, что Храмовая гора – это Центр Мира. Мы – иудеи – верим, что создание Мира началось с «Краеугольного камня», который хранится в Куполе Скалы, названном в честь этого камня. Немного восточнее от него расположен алтарь. Мы верим, что из пыли с этого места был создан Первый человек – Адам. Здесь он приносил жертвы, вслед за ним Каин и Авель, а также Ной после Потопа. Это место имеет центральное значение в мировой истории». James Wasserman, Author «The Mystery Traditions»: «Традиционно считалось, что именно на Храмовой горе располагался Эдемский сад. Именно сюда пришёл Авраам, чтобы по велению Бога принести в жертву Исаака. Здесь же Соломон воздвиг свой Храм». Храм Соломона стал Домом Бога на Земле. Rabbi Felix Rogin, Director Temple Mount Center: «После того, как Соломон возвёл Храм, евреи больше не могли приносить жертвы в каком-либо другом месте. У мусульман есть Мекка, Медина, и лишь на третьем месте для них Иерусалим. Но для нас есть только один святой город. В его сторону направляем мы наши молитвы, он всегда в наших сердцах. Вот что значит для нас Храмовая гора». Храм стал духовным центром для иудеев, их учение быстро распространялось. Rev. Dr. T. Andrew J. O'Neill, St. Paul's United Church: «Мне кажется, проблема Храмовой горы в миниатюре отражает картину остального мира. Причина, по-моему, в том, что многие придают слишком большое значение культовым местам и религиозным обрядам для чувства самоидентификации народа». Сегодня многие евреи считают, что Храм нужно восстановить, но другие говорят, что невозможно строить Храм на месте, вызывающем такие яростные распри. James Wasserman, Author «The Mystery Traditions»: «На мой взгляд аллегория Соломонова храма говорит сама за себя: нужно довольствоваться знанием, что Бог будет вечно пребывать в моём чистом сердце, если я буду чтить Его». Dr. David Ilan, Hebrew Union College, Jerusalem: «Нам не нужен храм в Иерусалиме. Это просто здание, какое-то место, мало что значащее. Храм интересует меня как теолога и археолога, но мне не нужно это здание, алтари… Мы уже давно выросли из этого». Rabbi David Ellis, Atlantic Jewish Council: «Некоторые ошибочно полагают, что каким-то образом в этом Храме жил Бог, как будто Бог – это такое существо, которому нужен Дом. Но Бог выше этого: Он пронизывает всю Вселенную – Дом Ему ни к чему. Всем народам мира следует узнать и понять иудейское учение: не нужно принимать иудаизм, но мне кажется, если бы все в мире, люди всех национальностей, всех религий почитали историю еврейского народа, они увидели бы в ней отражение собственной истории, и смогли бы лучше её понять». [T.13.CVIII.1]
|
||||||
– Мир всегда один и тот же, – отвечал молодой раввин. – И арабы хотят того же, что хотели всегда, – чтобы тебя здесь вовсе не было. И ты знаешь, чего они хотят – Иерусалима. Его все хотят, и ласковые христианские миссионеры с их миллионными фондами – тоже. Ты выучил красивое слово «альтернатива» и поёшь его под американскую свирель. Дина РУБИНА [B.108.1]
Иерусалим. Этот город – святыня трёх мировых религий. Для иудеев, христиан и мусульман именно здесь находятся «Врата в Небо». Самая спорная в мире территория, город, осаждавшийся огромное число раз. За эту землю проливали кровь уже много веков. Здесь находятся главные святыни мира: Стена Плача иудеев, Мечеть Харам аш-Шариф и Христианский Храм Гроба Господня. Три места, три веры, три Пути к Богу. Это Старый Город. Здесь стоят великолепные храмы всех трёх религий, почитающих Единого Бога. Более половины населения Земного мира разделяют одну традицию, одно Писание, и веру в Одного Бога. Иерусалим считают своей святыней и иудеи, и христиане, и мусульмане. Город часто становится «Яблоком раздора», но он, всё же, остаётся священным местом. Gershom Gorenberg, Author: «Для трёх религий, объединяющих огромное количество людей, этот самый участок Харам аш-Шариф, или Храмовая Гора, являются центром Иерусалима. А Иерусалим считают Городом Бога, – «Божьей Горой». Чувство божественного присутствия в этом месте чрезвычайно важно для всех трёх религий». [T.17.IV.1]
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «…потому что Иерусалим есть везде: это совершенно необыкновенный город. В мире есть таких, на мой взгляд, три города, где изнутри бьёт, из земли какая-то мощная энергия, которая сливается с Небесной, и город становится совершенно необыкновенным. Это Иерусалим, это Рим, это Стамбул – больше таких городов нет на свете. При этом, Иерусалим – особенный: он важен для всего мира. И он очень «тяжёлый» город. Выдающийся писатель, который может лучше всего написал об Иерусалиме вообще – Амос Оз – он писал о том, что жить в городе Иерусалиме невозможно. А средневековый географ Макдиси, который писал много об Иерусалиме, который всегда собирал все хорошие вещи о разных городах и плохие, писал много похвалы Иерусалиму, но при этом ещё писал, что это вроде как «Золотой кубок, полный скорпионов». [T.10.DXXXIII.12]
|
||||||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Тебе единственному открыты сердца всех сынов человеческих, чтобы боялись они Тебя, покуда живут на земле, которую дал Ты праотцам нашим». (3 Цар. 8;39-40) Что, казалось бы, проще? Когда будет у нас беда, мы принесём тебе жертвы, и Ты нас от этой беды избавишь. Нет. Когда сознает человек «беду своего сердца», тогда услышь его и поступи с ним по его делам. Вот, собственно, чем отличается единобожие от язычества. Язычество: вот тут бог моря, тут бог суши, тут бог небес, тут – бог урожая, тут – ещё кто-нибудь. Мы принесли им жертвы, они нам пошлют, соответственно, там хорошую погоду, урожай, победу над врагами, плодородие и всё такое прочее. Так что же, это только для израильтян? «Если и чужеземец не из Твоего народа, Израиля, придёт из дальней страны ради имени Твоего – ибо и там прослышат об Твоём имени великом и о мощи простёртой Твоей руки, – и придёт он помолиться в этом Храме, тогда услышь его на небесах, где Ты пребываешь, и поступи с чужеземцем по его обращению к Тебе. Так да узнают все народы земли имя Твоё, чтобы бояться тебя, как и народ Израилев, и узнают, что имя Твоё наречено на этом Храме, построенном мной». (3 Цар. 8;41-43) То есть, Храм не только для израильтян. Это место, в котором имя Божие будет являться всему миру, это место для сборки нового человечества. Дальнейшая вся история Израиля будет, скорее, не про то, как Израиль исполняет, а, чаще, не исполняет заветы с Господом, хотя про это очень много, но, скорее, про то, как Израиль становится «точкой сборки нового человечества». В Новом Завете эта сборка начнется уже в полную силу, а пока просто как распространение идеи о Едином Боге». [P.125.332]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Так они приходят в Иерусалим. Войдя в Храм…» (Мк.11:15) Он там вчера уже был. Но вчера он был как Царь, а сегодня он приходит как простой паломник. А ведёт себя, наоборот, как Царь. «…Он стал гнать оттуда тех, кто занимался в Храме торговлей: и продавцов, и покупателей. Он перевернул столы денежных менял и лавки тех, кто продавал голубей. И проносить какой бы то ни было груз через храмовый двор Он не разрешал» (Мк.11:15-16) Храм – это главное градообразующее предприятие Иерусалима. Там одновременно экономический центр: в частности, деньги меняют, потому что приезжают паломники из разных стран, у них свои деньги. А в Храме принимают только «местные» (деньги / сикли) и, значит, нужно поменять свои деньги на те, которые будут приняты. Голуби – самая маленькая «животная жертва», которая приносится. И, вообще, Храм занимает важное место в центре города, поэтому проще пройти через храмовый двор из одной части города в другую. И он это всё прекращает – всю эту хозяйственную бурную деятельность. «поучая их такими словами: – Разве не написано: «дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов»? – а вы превратили его в разбойничью пещеру!» (Мк.11:17) [P.125.540]
|
||||||
Ангелы вызывают страх и ужас. Хорошие ангелы бывают такими же страшными, как и плохие. Prof. Gareth Lloyd Jones, Bangor University: «Ангелы могут быть страшными. Мартин Лютер молился о том, чтобы ему никогда не встретился ангел, и Библия даёт возможность понять это. Когда Яков увидел лестницу, ведущую с Неба на Землю и ангелов, поднимающихся и спускающихся по ней, он испугался и сказал: «Это место страха. Это должен быть Дом Бога». Люди не без причины боятся ангелов. Ангелы не только приносят добрые вести, они могут вызывать страх». Ангелы бывают хорошими и плохими. Хорошие могут быть страшными, плохие – очень привлекательными. Здесь много непонятного. [T.13.XLVIII]
Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…в археологии мы разделяем все священные здания на два типа, в этом плане – эксклюзивное и инклюзивное. Здание инклюзивное предназначено для того, чтобы вместить в себя людей. Эксклюзивное – это то, которое построено так, чтобы исключить наибольшее количество людей кроме тех, кому действительно положено туда заходить. …появляется первый царь, но это ещё не совсем царь: он только начинает понимать, в отличие от Саула, что он действительно настоящий царь. Храм и дворец идут бок о бок, и мы видим, что во времена Давида ещё нет настоящего храма, да и дворца у него своего… есть, но ещё не того масштаба, что будет на эпоху позже». [P.125.70]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, Института Востоковедения РАН: «…вот это, пожалуй, единственный текст, про который мы можем судить достаточно уверенно, что это «молитва соломонова». Он говорит довольно разные вещи, он, конечно, просит Господа о благословении этого Дома, он просит Бога пребывать в этом Доме, но одновременно он говорит очень интересную вещь: ведь Храм – это символический Дворец Бога, дворец, где живёт Бог. Вот царь живёт во дворце одном, а Бог живёт во дворце другом, этот второй дворец мы называем словом Храм. А по-еврейски это одно и то же слово «Хейкал». И в этой молитве, как раз, Соломон с одной стороны очень чётко и внятно проговаривает, что даже в древности, наверное, всем было не ясно, вот это различие между символическим присутствием и заключением Бога в некоторую внешнюю форму: вот здесь у нас Бог есть, мы тут его держим, и никуда он отсюда не денется. Нет! Так не бывает: Бог неописуем, не предсказуем, и нельзя его посадить в какую-то золотую клетку». С этого самого момента Иерусалим становится священным городом – духовной столицей всего еврейского народа. Марк ЗЕЛИКМАН, научный сотрудник Института Храма: «…все три раза в год приходят сюда. И Иерусалим становится самой блестящей столицей Востока. Этот крохотный городок Иевус – давидовский Йевус, где жил Иевусей – он был настолько незначим, что у нас есть свидетельства того, что главная дорога туда не заходила: главная дорога шла обидным образом примерно в десяти километрах от Храмовой горы. А Храмовая гора и Иевус – это была деревня на источнике, и никого не интересовала. И за жизнь двух поколений это изменилось. И обратите внимание – святость Иерусалима, она создана людьми: Давид переносит туда Ковчег Завета, Давид ставит здесь жертвенник, предварительно купив это место у Иевусея, Соломон ставит здесь Храм и говорит: «Все сюда будут приходить на паломничество». И, вдруг, Иерусалим за два поколения становится тем, чем он является сегодня – местом, которое все хотят. Он вдруг оказывается духовным Центром мира». [T.10.DXXXVII.8] * Александр ЗАНЕМОНЕЦ, дьякон, преподаватель Университета в Хайфе: «Иерусалимский Храм – единственный храм в древнем мире посвящённый Единому Истинному Богу – был не просто местом, куда приходили помолиться. Это было Место Особого Присутствия Божия, так что Храм, который на иврите так и будет «Дом», был именно Домом Божьим. И туда приходили трижды в год, по возможности, для совершения жертвоприношений. Молиться можно было в любом другом месте, почитать Священное Писание можно было в любом другом месте – в Храм приходили, в первую очередь, для жертвоприношения». [T.11.XVIII] * ( בַּיִת ) [báyit] дом [B.18] ( הֵיכָל ) [hêkāl] дворец, храм [B.18]
|
||||||
…это Абд аль-Малик из династии Омейядов. В конце седьмого века этот великий стратег решил создать величественный монумент – яркий, интригующий и способный вызвать визуальный шок – Купол Скалы. «Одна из целей строительства этого здания в том, чтобы оно было видно издалека – это фокальная точка. Оно было самым высоким зданием в святом городе. Сияние ему придаёт золотое покрытие. С конца седьмого века появилось множество свидетельств о величественности этого здания». Ислам – новая религия для Иерусалима. Халиф Абд аль-Малик сознательно дал указание построить Купол Скалы в конкретном месте: сооружение возвышается над двумя другими священными памятниками христиан и иудеев – Храмом Гроба Господня и Стеной Плача – остатками Храма Соломона. В отличие от правил, принятых во всех мечетях, здесь можно встретить и мужчин, и женщин в одном месте. Как ни удивительно, но этот важнейший памятник в истории ислама не является мечетью. Это важнейший инструмент, предназначенный для укрепления признания новой религии и её пророка Мухаммеда. На внутренних стенах среди элементов декора можно усидеть мозаику с неброскими надписями. Текст написан куфическим стилем. Это один из старейших видов арабского письма. Он открывает значение этого памятника: текст обращён непосредственно к иудеям и христианам, известным здесь как «Народ Книги»: «О люди Книги! Не проявляйте чрезмерности в своей религии и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины. Поистине мессия Исса, сын Марьям, лишь посланник Аллаха». «Этот текст поразителен, поскольку напрямую обращён к иудеям и христианам. Прежде всего, потому что здесь упоминается Исса ибн Марьям – Иисус сын Марии – и подчёркнута его роль пророка. Исса – один из величайших пророков в ряду пророков, один из величайших пророков ислама. И, в то же время, Иисус – только пророк: Иисус – не Сын Бога». Надпись утверждает ислам как третью монотеистическую религию. Памятник возведён вокруг скалы, имеющей огромное символическое значение. Согласно традиции на этом камне Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. «Это голая скала – коренная порода. Не почва, не земля – это коренная порода, которая встречается повсюду в Иерусалиме – свидетель истоков первоначальной истории». Правоверные мусульмане спускаются в пещеру под скалой, адресуя свои молитвы Аврааму. Камень символизирует первоначальный сюжет, общий для иудеев и христиан, и естественным образом вписывается в новую религию. «Фундаментальный акт трёх монотеистических религий, фундаментальный акт договорённости между Богом и человеком, который заключался в требовании к Аврааму – другу Бога – принести в жертву сына на этом камне». Молитва – основа ислама. Её совершают пять раз в сутки, располагаясь в направлении Мекки. Внутри здания женщины опускают правую руку в углубление с ароматическими веществами. Потом они подносят руку к лицу, и запах символизирует запах Пророка. Утверждение самобытности новой религии в бесконечной конфронтации с другими религиями найдёт отражение и в архитектуре. Исламу нужно привлекать новых верующих: ему требуется архитектурные предложения, достойные его притязаний. С точки зрения планов и структуры мусульманские строители ориентировались на уже существующие духовные памятники, но, в то же время, изобретали собственные принципы. «Мы видим восьмиугольник. Восьмиугольник – идеальный переход от квадрата к кругу. В исламской традиции в религиозной антропологии, как известно, круг – это Божественное, а квадрат – земное. Купол Скалы – точка контакта между Миром божественным и Миром земным». [T.29.XII.2] ** |
||||||
** Dr. Eric H. Cline, George Washington University: «Под хананеями обычно подразумевается целая группа народов, населявших эту местность. Это иевусеи, амаликитяне, амореи, – сегодня их всех объединяют под общим названием хананеи» Rabbi Elie Weinstock, Kehilath Jeshurum: «Традиционно считается, что Авраам был человеком духовных исканий, он хотел обрести Истину. Его не интересовали боги дерева и камня, почитаемые в его времена. Он хотел познать Истину, и обрёл её. Он искал Того, Кто сотворил этот огромный и прекрасный мир. Авраам традиционно считается первым в истории монотеистом, он первым понял, что у мира вокруг нас один Создатель. И как человек духовных исканий он должен был совершить путешествие. Авраам стал монотеистом до того, как он покинул Ур. Однако вырос он среди идолопоклонников, находивших себе богов в самых разных предметах и явлениях. Господь обращается к Аврааму, говорит с ним, чтобы через него люди узнали о Единобожии. Он, в некотором роде, первый Учитель, первый проповедник на Земле». Prof. Dan Bahat, Former Chief Archaeologist of Jerusalem, Author «Illustrated Atlas of Jerusalem»: «Само слово «Мориа» означает «фундамент, основу». То есть, когда Авраам пришёл сюда, люди, которые здесь жили, считали это место Центром Мира. Археологи считают, что уже в XXIV-м – XXIII-м веках до нашей эры это место было священным, а значит, Авраам выбрал его не случайно». Dr. Eric H. Cline: «Во времена Авраама гора Мориа уже была священным местом хананеев, нам не известно, почему именно. В горах вокруг Иерусалима вообще довольно много хананейских капищ, и гора Мориа – одно из них. Судя по всему, это место было священным с незапамятных времён, по крайней мере, с основания города. Во времена Авраама Иерусалим был небольшим поселением – несколько домов и, возможно, крепостная стена. Животные бродили вокруг так же, как и сейчас». Об Иерусалиме после смерти Авраама почти ничего не известно. В Библии сказано, что его потомки, которых стали называть «Сыны Израилевы», стали многочисленны и из них произошёл еврейский народ. Следующий человек, сыгравший важную роль в истории Иерусалима, никогда не бывал в этом городе. Его звали Моисей. Его судьба описана в книге «Исход»… …затем Давид сделал следующий шаг, и стал готовить планы и материалы для строительства Храма – постоянного святилища, где хранился бы Ковчег Завета. Rabbi Elie Weinstock, Kehilath Jeshurum: «Господь говорит Давиду: Ты сделаешь приготовления и заложишь основание Храма, но построить его ты не сможешь. Твои руки в крови, – говорит Господь. Давид провёл большую часть жизни в сражении с врагами еврейского народа, а Храм должен быть обителью Мира, местом безопасности и покоя». Давиду не было дано построить Храм, но он основал Дом, из которого выйдет Мессия. В середине седьмого века до нашей эры Иерусалим достиг экономического процветания, но благополучию города положили конец вавилоняне. Быстро растущая Вавилонская империя поглотила большую часть Ближнего Востока, а с ней и Иерусалим. Новые властители во главе со знаменитым царём Навуходоносором обложили город огромными податями и отобрали земли. В Иерусалиме прошла череда восстаний против вавилонян. Dr. Eric H. Cline: «Навуходоносору не нравится, когда против него восстают. Он подавляет первое восстание, затем второе. После третьего он дотла сжигает город и разрушает Храм Соломона». 586-й год до нашей эры. Впервые в истории Иерусалим и его Храм полностью разрушены. Остаётся вопрос, который и поныне занимает учёных, священников и даже кладоискателей: «Что стало с Ковчегом Завета после разрушения Храма?» Dr. Claire Pfann, M.A., Graduate Theological Union, Chair, Division of New Testament and Early Christianity, University of the Holy Land: «Существует немало предположений о местонахождении Ковчега Завета. Некоторые считают, что пророк Иеремия увёз его с собой в Египет. Другие думают, что он хранится в святилище в Эфиопии». Prof. Dan Bahat: «Но есть ещё одна история, которая гласит, что однажды священник, служивший в Храме, шёл по Храмовой горе и наткнулся на каменную плиту, отличавшуюся от прочих. Он сразу понял, что под ней спрятан Ковчег Завета. Ему не хватало сил одному поднять плиту, поэтому он пошёл позвать двух своих друзей на помощь. Но в ту минуту, когда они направились к месту, он упал замертво. И тогда люди поняли, что Ковчег Завета искать нельзя. Поэтому мы этого и не делаем». Dr. Claire Pfann: «Наименее романтический ответ скорее всего и есть наиболее вероятный. Навуходоносор и его подданные видимо забрали Ковчег Завета вместе с другими золотыми и серебряными сосудами как добычу, привезли в Вавилон, и там переплавили. Как бы то ни было, мы, скорее всего, больше не увидим Ковчег Завета». Rabbi Lee I. Levine, professor of Jewish history and archaeology, Hebrew University of Jerusalem: «Спустя пятьдесят лет после разрушения Храма ситуация в Иерусалиме изменилась к лучшему. К власти пришли персы. Их царь Кир вёл совершенно иную политику – ни кнута, а пряника. Он дал людям право вернуться в свои дома, отстроить их заново, восстановить Храм. Он также позволил различным завоёванным народам вернуть свои прежние законы, и выделял на это средства. Он помог восстановить Храм, и оплатил расходы на строительство». К первому веку до нашей эры Иудейское царство было полностью восстановлено. Храм был заново отстроен, а столицей, как и прежде, стал Иерусалим. Но между двумя претендентами на израильский престол разгорелась борьба за власть. Чтобы разрешить их спор, евреи обратились за помощью к самой могущественной империи того времени – Римской. Dr. Eric H. Cline: «Это было неудачное решение. Если у вас возник спор, никогда не обращайтесь к римлянам: стоит им прийти, как они тут же наведут свои порядки. Римляне объявляют весь регион провинцией империи и посылают править Иерусалимом своего ставленника. Это Ирод Великий, перешедший в иудаизм вместе со всей семьёй. Главной его заслугой было, пожалуй, обновление Иерусалимского храма. Храму уже пятьсот лет, он обветшал. Ирод хочет превратить его в Восьмое Чудо Света, и ему это удаётся. Теперь площадь Храма огромна, он облицован белым мрамором. Как свидетельствуют описания людей, видевших Храм воочию в то время, – это было грандиозное зрелище, поражавшее воображение всех». Rabbi Elie Weinstock, Kehilath Jeshurum: «В Талмуде есть место, где говорится: «Тот, кто не видел Храм Ирода, красоты не знает». Dr. Claire Pfann: «В античности Иерусалим был уникальным храмовым городом, крупным поселением, где Храм служил центром разнообразной деятельности, что являлось залогом экономического и политического роста. Евреи из земли Израиля совершали паломничество в Иерусалим иногда по три раза в год. И евреи из диаспоры, то есть жившие в других странах, тоже стремились попасть туда. Но город интересовал не только евреев: представители других народов часто пускались в нелёгкие и опасные путешествия, чтобы увидеть Храм Ирода Великого». Rabbi Lee I. Levine, professor of Jewish history and archaeology, Hebrew University of Jerusalem: «Храмовая гора стала огромным местом собрания, подобно Римскому форуму. Здесь находился Верховный Суд, разнообразные секты. На Храмовой горе проходили все крупные собрания того времени, будь то выступления против властей или же речи царя Ирода. Здесь было сердце не только Иерусалима, но и всей Иудеи». Dr. Claire Pfann: «На горе всегда было многолюдно. Здесь ежедневно совершались жертвоприношения. Иногда в жертву приносили животных, в основном зерно и вино. Служить священником в Иерусалимском храме было нелёгкой работой. Можно представить себе дым ритуальных костров, огромные объёмы воды, необходимые для смывания крови. На Храмовой горе всегда было очень многолюдно, и кипела жизнь». На склонах Масличной горы раскинулся Гефсиманский сад. С этой сторон тридцати трёхлетний Иисус въехал в город на осле. Христос пришёл в Иерусалим, чтобы поведать людям о новом Законе – Земном и Небесном. Он должен был противостоять тогдашним политическим и религиозным устоям или обречь своё учение на полное забвение, как это было со многими проповедниками и пророками его дней. Dr. Claire Pfann: «Он въехал на осле, окружённый несколькими десятками последователей, бросавших Ему под ноги одежды, размахивавших пальмовыми ветвями и провозглашавших его сыном Давида, – очень смелое заявление. Однако Иисус сознательно решил въехать в город на осле. В одной из книг Ветхого Завета, Пророка Захарии, сказано, что осёл – символ смирения, а отнюдь не войны или бунта: Иисус пришёл не как политическая фигура, а как реформатор веры…» Rabbi Lee I. Levine, professor of Jewish history and archaeology, Hebrew University of Jerusalem: «Когда Храм был разрушен, евреи отказались забыть о прошлом, их память трансформировалась в молитвы, их память превратилась в праздничные ритуалы, в стихотворения. И они пронесли эту память через два тысячелетия. На свадьбе молодые разбивают бокал в память о разрушении Иерусалима. Когда строится дом, один уголок оставляют незаконченным, в память о разрушении Храма». Rabbi Elie Weinstock, Kehilath Jeshurum: «Почему люди стоят, раскачиваясь, стонут, молятся и плачут у Западной Стены? Они чувствуют присутствие Божие! Условно говоря, здесь самая высокая антенна и самый лучший сигнал. Эта Стена в священном городе способна превратить серьёзных людей самого рационального склада ума, в плачущих навзрыд детей, охваченных глубоким религиозным чувством». …в Храме Гроба Господня, рядом с Голгофой, находится камень, символизирующий Центр Мира. Веками Иерусалим служил точкой отсчёта на всех картах христианской Европы. После возведения этого Храма в IV-м веке нашей эры, Иерусалим быстро становится центром христианства. Число монахов и паломников в Святую Землю неуклонно растёт, некоторые остаются жить в этих краях. Духовенство, знать и часть жителей говорят на греческом, остальное местное население – на арамейском, паломники и их новые сообщества – на языках своей родной земли – коптском, арабском, армянском, латыни и прочих. Не исключено, что среди местных жителей были и евреи, но очень немного: новые правители не считали необходимым отменять римские запреты на проживание евреев в Иерусалиме. Для христианских паломников места, связанные с именем Иисуса, были не просто точками на карте местности, это была Святая Земля, стоя на которой, человек приближался к Богу и к Раю. Они обрастали легендами: паломникам, зашедшим на Голгофу, говорили, что это не только место распятия Иисуса, но и Сотворения Первого человека – Адама. С распространением христианства и постоянно растущей популярностью Храма Гроба Господня в Иерусалиме, гора Мориа перестала быть Центром жизни города. Место, где находилась когда-то Святая Святых – Храм Иерусалимский, – где молился и проповедовал Иисус, оказалось в запустении. Быстро растущему христианскому сообществу требовались всё новые храмы для местных жителей и паломников, и они стали строиться… Dr. Oleg Grabar, Institute for Advanced Study, Princeton University: «Иерусалим не славился ремёслами: здесь не производили ничего кроме сувениров для паломников. Это был набожный город и, весьма вероятно, довольно скучное место, где почти ничего не происходило. Сохранились удивительные рассказы паломников. Они всё время молятся, переходят из одного места в другое, в третье, и в каждом молятся. А кто-то должен был готовить им еду, предоставлять кров, держать постоялые дворы и так далее, и так далее». Что заставляло людей отправляться в паломничество? Prof. Frank E. Peters, New York University: «Они мечтали испытать радость присутствия в Святой Земле. Они читала и ней, слышали рассказы, всем христианам с самого детства говорили о ней в церкви, – они слушали чтение евангелий. И добравшись сюда, они испытывали ни с чем несравнимую радость, что достигли, наконец, цели. Людей во всё время охватывал трепет, когда они оказывались в месте, где произошли исторические события». К моменту смерти Мухаммеда в 632-м году нашей эры, ислам господствовал на большей части Аравийского полуострова. Два года спустя мусульманские армии с многотысячной конницей выступили в поход на завоевание новых земель. Они долго сражались с христианами, и, наконец, в 638-м году достигли Иерусалима. Нам неизвестны подробности завоевания Иерусалима мусульманами, но многовековое предание гласит, что город перешёл в их руки путём мирной передачи власти патриархом Софронием мусульманскому калифу Умару ибн аль-Хаттабу. Dr. Oleg Grabar: «Официальная версия приблизительна такова. Калиф Умар – правитель мусульман – вошёл в Иерусалим, как было предсказано пророком, и встретился с Патриархом. Умар очень скромный человек, одетый в простые одежды, а Софроний – глава христианской Церкви, – в роскошных одеждах, окружён священниками, служками и так далее. Они вместе обходят город. И Софроний, прежде всего, ведёт Умара в Храм Гроба Господня, показывает ему святыню и спрашивает, не хочет ли калиф помолиться в этом месте. Умар отказывается и объясняет: «Если я здесь помолюсь, мусульмане решат, что это теперь наша святыня, а она принадлежит христианам». Всего в нескольких метрах от Храма Гроба Господня находится мечеть, носящая название «Мечеть Умара». Её построили много столетий спустя, но считается, что она стоит на том месте, которое калиф избрал для молитвы. Получив власть над Иерусалимом, мусульмане позволили христианам следовать своей вере и совершать обряды… В 692-м году по приказу исламского правителя калифа Абд аль-Малика в Иерусалиме возвели ещё одно крупное сооружение – «Купол» над самой Горой. Абд аль-Малик повелел украсить стены богатой мозаикой, изображающей короны и прочие атрибуты власти земных царей. Роскошное здание, которое многие считают самым прекрасным образцом исламской архитектуры в мире, имеет восемь сторон, четыре входа и шестнадцать окон. Купол, венчающий постройку, снаружи покрыт сплавом алюминия, по цвету напоминающим золото. Само покрытие новое, но архитектура здания и большая часть внутренней отделки подлинные. Это сооружение уникально своей почти безупречной геометрией: оно идеально симметрично – это круг, вписанный в восьмиугольник по простейшим правилам геометрии. Высота рассчитана исходя из соотношения примерно восемь к пяти, то есть «Золотого сечения», по которому построены все шедевры архитектуры. Но это здание ни на что не похоже. Многие постройки имеют в основании восьмиугольник, у многих в центре находится некая святыня. Но ни одно не имеет такой безупречной геометрии, – это во-первых. Второй важнейший фактор – цвета. Во всём средиземноморском регионе в те времена не было ни одного такого яркого сооружения. А в-третьих, мозаика, сохранившаяся с седьмого века, – это уникальное украшение интерьера, подобного которому не существует нигде в мире. Через тысячу триста лет после возведения, это здание остаётся одним из самых узнаваемых в мире. Prof. Suleiman Ali Mourad, Smith College: «В Иерусалиме появился исламский монумент, возвышавшийся над остальными зданиями и говоривший всем приезжим – это мусульманский город. Пусть по всем кварталам стоят христианские храмы, но сам город принадлежит мусульманам и управляется ими». Dr. Oleg Grabar, Institute for Advanced Study, Princeton University: «Само по себе возведение Купола – знаменательное событие. Но главный вопрос в том, зачем его построили? Тут важно понять, что связывает вершину Храмовой горы и Купол: это сооружение – символ почитания Горы, освящение места, связанного с Богом, как с Создателем, и с Богом, как Спасителем». Prof. Suleiman Ali Mourad: «Люди верят, что это частица Храма, и частица Рая. Существуют легенды о том, что на этом месте стоял Трон Божий, когда Он был на Земле, то есть в то время, когда Он прибывал в Храме». С годами всю эту территорию стали называть Харам аль-Шариф, то есть «Благородное святилище». Крестовые походы спровоцировали обе враждующие стороны: в местах, считающихся святыми у нескольких народов, часто происходили конфликты. Но масштаб западноевропейской реакции – Священная война, провозглашённая в далёкой Европе против мусульманских правителей Иерусалима, – застала их врасплох. Крестоносцы захватили большую часть территории города… Крестоносцы стали строить христианские храмы. Сначала новые – у мест паломничества, затем восстановили старые. «Купол Скалы» они превратили в христианский храм. Dr. Oleg Grabar: «Крестоносцы вполне могли бы разрушить Купол – мусульманскую святыню, – однако, они не стали этого делать. Поскольку здесь находился Храм Соломона, и это место было священно. Они украсили его мозаикой и фресками». …крестоносцы сдались на милость Саладину. Саладин вошёл в город мирно, взяв множество пленных и потребовав за них выкуп, но никого не убив. Prof. Sumaiya Hamdani, George Mason University: «Как военачальник и правитель Саладин стремился создать о себе добрую славу, поэтому намеревался уважать святость таких иерусалимских памятников, как, например, Храм Гроба Господня. А кроме того, он собирался приложить все усилия, чтобы восстановить священные для мусульман «Купол» и Мечеть аль-Акса». Prof. Frank E. Peters: «Саладину предлагали превратить Храм Гроба Господня в мечеть, но он ответил: «Мы можем даже снести Храм до основания и развеять пыль по ветру, но христиане никогда его не забудут. Его невозможно стереть из памяти христиан, а поэтому пусть стоит». [T.10.CXXXVI] * I μορίᾱ ἡ священная маслина, (преимущ. pl. μορίαι или μορίαι ἐλαῖαι) масличная роща Arph., Lys. [B.169] II *μορίᾱ ион. Anth. μορίη (ῑ) ἡ = μωρία. [B.169]
Александр НИКИТИН, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа: «…некоторые археологи утверждают, что знаменитый Храм Бела – один из центральных храмов Пальмиры – стоит на каком-то более древнем основании. В Сирии несколько есть мест, где такие гигантские постройки встречаются, например, на юге Сирии храм в Айн-Даре есть, его считают прототипом Храма Соломона в Иерусалиме». [T.10.DLXXXIV.2] ** |
||||||
** Великая эпопея строительства Иерусалима начинается после смерти царя Давида с его сына Соломона. В 966-м году до нашей эры он начал строительство первого священного иудейского Храма. Разумеется, храм находился на вершине знаменитой горы Мориа, которую с тех пор стали называть Храмовой горой. Первый иудейский Храм был разделён на три части. Притвор, также называемый Уламом (ulam); Хейкал (hekal) – место богослужений; и, наконец, Давир (debir) – Святая Святых. В Святая Святых хранился Ковчег Завета, доставленный в Иерусалим Давидом. Взятие Иерусалима римским полководцем Титом. 70-й год нашей эры. Построенный Иродом храм был разграблен и разрушен римлянами после Иудейского восстания. Иерусалим потерял статус священного города почти на два века. Он был оккупирован римлянами и стал провинциальным гарнизонным городом. Евреи вновь были изгнаны, а христианство всё ещё было вне закона. В 312-м году ситуация начала меняться. В 324-м году Римская империя разделяется на Восточную и Западную. Восточная империя становится Византийской, и христианство будет играть в ней важнейшую роль. Prof. Vincent Michel, Université de Poitiers: «Константин прекрасно понимает, что эта религия заполнит нишу угасающего, умирающего язычества, что он сможет опереться на них. Это новое связующее звено. Он увлечён этой новой религией и хочет вновь обрести её центр – место её происхождения. И это место Иерусалим». Константин решил возродить религиозную сущность города и сделать из него столицу христианского мира. На месте распятия Христа император приказал построить одну из первых христианских церквей в мире – Храм Гроба Господня. Храм Гроба Господня стал самым величественным зданием в городе. Диаметр купола составлял больше 36-ти метров, а длина базилики – 56 метров. Первым делом император приказывает своим солдатам найти предполагаемое место распятия и погребения Христа. Это не простая задача. На протяжении двух веков предшественники Константина методично старались стереть все следы культа Иисуса Христа. Это место расположено за пределами города. Prof. Vincent Michel: «Сначала в холме под названием Голгофа был выкопан карьер. Когда каменоломня отслужила своё, римляне стали проводить там казни. Там и был распят Иисус Христос. Постепенно карьер превратился в некрополь, и в скале были выдолблены гробницы, в том числе и предполагаемая гробница Христа». Император Адриан, правивший за двести лет до Константина, приказал засыпать карьер, чтобы стереть с лица земли все следы христианской веры. На этом месте соорудили эспланаду и воздвигли римский храм, посвящённый Венере. Prof. Vincent Michel: «Когда Константин решил найти его следы, он отправил своих лучших сыщиков искать это знаменитое место. В религии существует устная традиция, и эта традиция также касается мест, связанных с важнейшими религиозными событиями. Конечно, рассказы иногда приукрашивают, но, всё же, в них есть некоторая неизменность, которая позволила Константину найти это место. Адриан хотел уничтожить его, а, на самом деле, сохранил его». Императору пришлось расчистить территорию для того, чтобы найти слой, относящийся к тому времени и предполагаемое место захоронения Христа. Именно вокруг этого символичного места в 325-м году началось строительство Храма Гроба Господня. Прежде всего, Константин приказал обтесать скалу напротив Голгофы, чтобы изолировать гробницу. С помощью добытых камней он приказал построить вокруг гробницы ротонду, увенчанную куполом – анастасис. С восточной стороны построили базилику (βασιλική) – мартириум (martyrium). Её длина составляла 45 метров. Эти два сооружения разделял двор, воссоздавший библейский сад, из которого можно было пройти на Голгофу. В огороженное пространство был вход через центральную аллею, расположенную к востоку от базилики, минуя огромные тройные ворота. Этот ансамбль и составляет Храм Гроба Господня. Для паломников это главная цель путешествия: они чтят память Христа, прослеживая его крестный путь, его распятие на Голгофе, его погребение, и, самое главное – его воскрешение. Prof. Vincent Michel: «В Храм Гроба Господня поток паломников, вдохновлённых возможностью прикоснуться к святыне, не прекращался никогда. Необходимо было создать что-то, что защищало бы реликвию – помещало бы её в центр здания, но, в то же время, позволяло бы контролировать этот поток». Сегодня от храма остались лишь несколько ступеней и оснований колонн: большая часть мрамора также относится к византийской эпохе. Но все источники единогласно утверждают, что это здание оставляло след в душе каждого посетителя. Prof. Vincent Michel: «Из источников нам известно, что пол был сделан из мрамора, что на потолке находились ниши из позолоченного дерева, и что повсюду были светильники и гобелены. Рассказы паломников имеют для нас огромное значение – ведь они были настолько потрясены, что хотели сохранить эти воспоминания, и всё записывали». Строительство Храма было завершено в 335-м году. Базилика Константина стала одним из первых образцов христианских храмов. На протяжение трёх веков Иерусалим процветал. Он был центром христианского мира, куда стекались паломники со всех концов света. Но спустя несколько столетий в 614-м году Первое персидское завоевание ознаменовало новую эру в истории города: ему предстояло пережить немало потрясений. В 571-м году в окрестностях Мекки рождение пророка Мухаммеда ознаменовало возникновение на Ближнем Востоке ислама. Мусульманские армии быстро захватили этот регион и расширили территорию своего господства. В 638-м году перед Иерусалимом появилась армия халифа Умара – сподвижника Мухаммеда. И город стал мусульманским. Prof. Julien Loiseau, Aix-Marseille Université: «С военной точки зрения завоевание Иерусалима не имело большого значения, но арабские завоеватели прекрасно понимали символическое значение взятого ими города». Ислам вбирает в себя традиции прошлого: он опирается на библейские рассказы и признаёт иудейских и христианских пророков. Вскоре завоеватели захотели вернуть Храмовой горе её центральное религиозное значение. К тому времени, когда армии Умара захватили Иерусалим, гигантская эспланада на протяжении столетий была заброшена. Христиане оставили её разрушаться и сосредоточились на Храме Гроба Господня. Именно здесь, на месте современной мечети Аль-Акса халиф решил построить одну из первых мечетей Иерусалима. Но настоящая жемчужина нового исламского искусства будет построена в центре эспланады, на месте старого храма – Купол Скалы. Это самое старое исламское сооружение, сохранившееся в практически идеальном состоянии. Оно было построено в седьмом веке. Его архитектурный облик поражает своей точностью. Размер сооружения определён, прежде всего, ровными камнями в центре структуры – местом, куда в иудейской традиции Авраам привёл сына Исаака для жертвоприношения. Первый круг очерчен вокруг этого места, и в этот круг помещён квадрат. Его четыре угла направлены в четыре стороны света. Купол Скалы – идеально гармоничное архитектурное сооружение: его форма была выбрана не случайно. Круг символизирует Небесный мир, а квадрат – Земной. Восьмиугольник – это встреча двух миров. Тем не менее этот храм на вершине горы напоминает и византийские архитектурные сооружения. Prof. Julien Loiseau: «Купол Скалы также является исламской копией Базилики Константина – Храма Гроба Господня и его купола – важнейшего христианского памятника в Иерусалиме. Это реакция исламской архитектуры на главный христианский памятник Иерусалима». Это не мечеть, не дворец, а скорее святилище, до сих пор хранящее свои тайны. Одно можно утверждать с уверенностью – оно имеет огромное символическое значение. Купол Скалы предположительно построен на месте Храма Ирода, возможно с использованием камней старого храма. Географически он возвышается над Храмом Гроба Господня – самым высоким зданием Иерусалима. Купол символизировал господство ислама над всеми прочими религиями, одновременно являясь их синтезом. Prof. Julien Loiseau: «Со строительством Купола Скалы ислам стал новой господствующей религией Иерусалима. Это памятник, утверждающий ислам как религию империи». Мусульманские династии сменяли друг друга и правили Иерусалимом более пяти веков подряд. Но в начале второго тысячелетия новый правитель поставил под угрозу благополучие города. Аль-Хаким Биамриллах халиф Фатимидского халифата. В 1009-м году Аль-Хаким – «безумный халиф» – приказал разрушить Храм Гроба Господня. Эта новость достигла Запада, где возникли соответствующие настроения. Она же подготовила почву для Крестовых походов. Клермонский собор. Овернь. В 1096-м году Папа Урбан Второй призывает захватить Святую землю. Спустя три года католические армии, наконец, подходят к городу. Начинается чудовищная резня, о которой пишут хроники. После завоевания города повсюду начинают появляться церкви. Базилика святой Анны, Церковь вознесения, Церковь бичевания. Но внимание вновь прибывших сосредоточено на разрушенной Церкви Гроба Господня – на гробнице Христа. И они хотят вернуть ей былое великолепие. Интересно отметить, что крестоносцы могли придать Храму Гроба Господня любой облик. Однако они были ограничены самим городом, который сильно изменился со времён Константина. Крестоносцы хотели восстановить Храм Гроба Господня на его собственных руинах, и привести его в соответствие с новыми европейскими стандартами. Над предполагаемой гробницей Христа возводится новый купол, и строители восстанавливают эдикулу вокруг самой гробницы. Для схожести с европейскими церквами архитекторы решают объединить три части оригинальной церкви Константина – анастасис, атриум и базилика – становятся частью единого сооружения. Крестоносцы также прорубают монументальный вход в южной стене, чтобы обеспечить верующим прямой доступ в помещение, где служат мессу. Церковь в современном понимании теперь находится в самом центре здания. Внутренняя отделка остаётся неизменной уже девятьсот лет. Для неё характерен смешанный стиль – на стыке Европы и Ближнего Востока. Но крестоносцы правили городом недолго: спустя столетие после их прибытия в 1187-м году город был захвачен армией Саладина. Prof. Vincent Michel, Université de Poitiers: «Здесь более чем где бы то ни было, религия формирует облик города – его оживлённых и многонациональных кварталов, и, в особенности, его величественных зданий. Они сохраняются на протяжении столетий, и даже сегодня открывают нам новые секреты». [T.10.DCCLXXXVII]
|
||||||
Но Иерусалим был не просто политическим центром – это был Центр Богослужения. Prof. Shaye J.D. Cohen, Harvard University: «Очарование Иерусалима – это очарование Храма – один Храм для одного Бога. В результате Иерусалим и Храм стали мощными символами не только Единства Бога, но и Единства еврейского народа». Богослужение у древних евреев мало чем напоминает современный иудаизм. Оно было сосредоточено вокруг Храма, возведённого Соломоном – сыном Давида, – и воспринимаемого как вечное жилище Яхве. [T.21.XVIII.1]
Фундаментом еврейского общества и средоточием иудейской веры был Храм. Храмом управляла каста жрецов. Несколько древних текстов детально описывают их обязанности. Каждый день на заре и на закате они бросали жребий, кому из них приносить жертву Богу – невинного белого ягнёнка. Жертвенную кровь затем вносили в Святая Святых и разбрызгивали перед большим пологом. Евреи верили в невидимое присутствие за ним Бога. Каждый обряд от жертвоприношения до возжигания благовоний был призван поддерживать Чистоту святилища. Prof. James H. Charlesworth, Princeton Theological Seminary: «Храм – не только место поклонения, это еврейская казна, это еврейский банк, это основа еврейской власти. А когда у вас есть власть, то неизбежно встаёт проблема злоупотребления этой властью». [T.22.III.1]
Лидия ЧАКОВСКАЯ, кандидат философских наук: «…но Храм – это вещь историческая. Он возник в конкретный исторический момент – тогда же, когда возник Иерусалим как город: возник в вакууме власти Ближнего Востока – когда замерли Египет и Месопотамия. И вот тогда на арену вышел царь Давид с его уникальным новым городом. И в этом историческом пространстве невозможно жить с переносной Скинией. Это некая объективная реальность: невозможно не иметь централизованное место культа. Это очень хорошо понял Давид. …и Храм должен быть включён в историю народа. …вписать его в ближневосточный контекст, где строительство – это главное, что делает человек. Когда мы говорим про Иерусалим Давида и Соломона, мы говорим про очень архаическую культуру. Для архаической культуры строительство, точно так же, как земледелие – это великие победы человека в деле освоения земли, которая, в общем-то, недружелюбная, которая трудная для выживания: это Райский сад, откуда тебя выгнали, и ты должен возделывать землю с большим трудом. …исторически переход от Скинии к Храму – это переход от кочевого образа жизни к земледелию. Это самая главная революция в истории человечества – это неолитическая революция, которая произошла на Святой земле, когда человек оказался живущим «на земле» без всякой видимой причины. Когда человек перестаёт кочевать, он зависит от чего угодно, но не от земли, и он оседает на земле, и начинает выращивать злаки, то первый вопрос, который его интересует – это «Где взять воду? И где взять благополучное от земли?» Это совсем другое миропонимание. И вот именно это миропонимание отражает Храм – это миропонимание человека, который живёт на земле». [P.125.73]
σκηνή ἡ 1) палатка, шатёр Soph., Thuc., Xen., Polyb.; pl. лагерная стоянка, лагерь (σκηναὶ ναυτικαί Soph.); 2) торговая палатка…; 3) верх экипажа, навес…; 4) крытая повозка (σκηναὶ τροχήλατοι Aesch.); 5) балдахин над кроватью, полог Dem.; 6) театральный помост, подмостки, сцена: οἱ ἀπὸ σκηνῆς Dem., οἱ περὶ σκηνήν Plut. и οἱ ἐπὶ σκηνῆς Luc. действующие на сцене лица, актёры; τὰ ἀπὸ σκηνῆς (sc. μέλη или ᾄσματα) Arst. песни, исполняемые действующими лицами драмы (не хором); 7) досл. театральное произведение, перен. вымысел или призрак Anth.; 8) пиршество (в шатре): τὴν σκηνὴν εἰς κοίτην διαλύειν Xen. после пира отправиться спать; 9) обитель (αἰώνιοι σκηναί NT); 10) дом, род (σ. Δαυὶδ ἡ πεπτωκυῖα NT); 11) скиния NT. [B.169]
|
||||||
…только из-за сведения этих лесов в I тысячелетии до н. э. Ливан стал больше поставлять дерева в Месопотамию. Несколько раньше стали покупать ливанский кедр небольшие сирийско-палестинские государства. Более точно нам известно о поставках кедра Соломону израильскому для его репрезентативных зданий. Доля кедровых лесоматериалов в этом строительстве, если судить по Библии (III Книга царств. VI), была очень велика. В храме не только перекрытиями служили кедровые брёвна, но и сам он был облицован изнутри кедровой доской. «Всё было покрыто кедром, камня не видно было» (III Книга царств. VI, 18). Этот храм с полным основанием можно было назвать «кедровым домом» Яхве, бога Израиля (II Книга царств. VII, 7). Только пол был сделан из кипарисовых брусьев, но и они были из Ливана. Кедровую отделку имел также (III Книга царств. VII, 7) притвор с престолом для судилища. Своеобразным сооружением был «дом из дерева Ливанского» основной площадью 50×25 м, крупнейшее здание дворцового комплекса в соломоновом Иерусалиме. Его потолок из кедровых балок поддерживали 45 колонн высотой 15 м. Интересные параллели к описанию строительства храма Соломона встречаются в текстах мифов о Баале, обнаруженных при раскопках древнего северосирийского портового города Угарита, которые, судя по их характеру, восходят примерно к XIV в. до н э. В этих текстах среди прочего сообщается о строительстве храма для бога этого города Баала. Судя по плану, он явно принадлежит к тому же типу, что и храм Соломона. Это святилище Баала описывается так же, как и «кедровый дом», а Ливан восхваляется в качестве места, откуда доставлен кедровый лесоматериал. …вряд ли стоит отказываться от религиозно-исторического объяснения, согласно которому Ливан был «лесными угодьями» богов, чьи кедровые рощи только и могли дать строевой лес соответствующего качества для «кедровых домов» божеств. …как не провести в связи с этим ещё раз параллель между архитектурой храмов Баала в Угарите и Яхве в Иерусалиме. Оба бога жили в «кедровых домах Ливана» (одного типа). Это сходство относительно «кедрового сада» на Ливане двух далеко отстоящих во времени и пространстве богов становится понятным, если признать, что оба – и бог Угарита и бог Иерусалима – отождествлялись с Баалом кедрового леса. Идентичность бога кедров и Яхве подкрепляется ещё и особыми обстоятельствами, при которых возводили Иерусалимский храм: «Кедровый дом Ливана» сооружали в нём специалисты из Тира по известной им модели. Строители из Тира возводили для Давида и Соломона дворцы и культовые сооружения с прекрасным внутренним убранством. Ничто так не иллюстрирует отношение Израиля к более высокой тирской культуре, как тот факт, что изображение бога Яхве было помещено в культовое здание, созданное по финикийскому образцу. Боги древнего мира – не какие-то недоступные космические силы. Они личности подобно человеку. Он мог обращаться к ним и с их помощью влиять на процессы в природе и обществе, которые определяли его существование и олицетворением которых и были сами боги. Поэтому человек нуждался в близости богов. В самом центре своих городов он возводил им жилища и брал на себя заботу о них. Он радовал их песнопениями и смирял их гнев дарами и обетами. Связывание богов со строго определенными местами культа неизбежно вело к их дифференциации. Каждое божество принимало местный отпечаток, относительно своеобразный. Вообще тенденция к разграничению богов по местам их культов чаще всего наблюдалась в регионах, раздробленных на множество мелких государств, таких, как Финикия или доизраильская Палестина. Каждый из городов Ливана имел свой пантеон, отличный от других, даже если в него входили, по существу, те же самые боги. Самобытность культа вполне соответствовала политической и хозяйственной самостоятельности городов-государств. Местные формы культа давали не только возможность богам освоиться рядом с человеком, но и людям приблизиться к ним, особенно если боги были связаны с определёнными доступными силами природы, как их владыки или представители. Античные авторы называли эти камни, слегка изменяя на греческий манер соответствующее семитское словосочетание «байтилии» («обиталища бога») [от общесемитского «бе(н)т или» – «дом бога», «святилище»] Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]
…как раз в это время царство Митанни было главной силой на севере Сирии, а правители этого царства, познакомившие Азию со своими богами, были индоевропейского происхождения. В своих договорах они призывают Митру в качестве свидетеля их добрых намерений. Если Алалах присоединился к Митанни, то, по древневосточным обычаям, его жители должны были почтить более сильную сторону, приняв её религию или по крайней мере включив одного из её богов в свой пантеон. Этим объясняется сооружение царём Соломоном храмов Астарты в Иерусалиме (как знак уважения своему союзнику Хираму Тирскому) и храма египетскому божеству как символ подчинения фараону. * Достаточно близкую аналогию такому храмовому зданию мы встречаем в Каркемише, хотя она, вероятно, относится к значительно более позднему времени, но следует той же традиции; портик с колоннадой, трёхпроёмный вход, единственная комната на цокольном этаже, а позади неё лестница, ведущая на второй этаж. Такое сходство указывает на то, что это типично хеттское сооружение «хилани», которое понравилось ассирийцам; «хилани» – культовое здание, где верхнее помещение предназначено специально для царя; возможно, здесь он сам совершал жертвоприношения. Выше я высказал предположение, что храм в нашем слое XII мог быть прототипом «хилани», но, обнаружив его в слое III, мы вряд ли ошибемся, если скажем: его появление объясняется тем, что к этому моменту хетты освоили этот тип как свой собственный. Леонард Вулли [B.156.2]
|
||||||
Yana Tchekhanovets (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…это главное, в общем, такое полумифическое, можно сказать, здание. Оно в подробностях описано в ветхозаветных книгах, однако никаких археологических следов его нет. Вообще! Ни малейших – ни одного камня из Храма царя Соломона в наших руках нет. Пропадают буквально целые исторические периоды – нет целого города: вот это блестящее царство Давида и Соломона, огромное, мощное, которое владеет землями от Пальмиры чуть не до Нила. Этот город археологически отсутствует. То есть, совсем. Более того, нет предыдущего Иерусалима – того, который царь Давид должен был захватить и превратить в свою столицу. У нас есть Иерусалим раньше – на тысячу лет. Иерусалим, как ни сложно это сегодня понять, – это, грубо говоря, обычный телль. В данном случае речь идёт о стандартном ближневосточном археологическом памятнике, который выглядит как слоёный пирог, как горка, как холм мягких очертаний за счёт эрозии, который получился из-за наслоений множества городов». [P.125.120] * Yana Tchekhanovets (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…единственный иерусалимский родник, единственный источник пресной воды под названием Гихон. Он же в синодальной Библии – Гион (на русском языке). Это единственный источник воды в Иерусалиме. Он был не очень полноводным в древности, а сейчас почти совсем захлял. Для того, чтобы на этом месте вырос большой город воды было недостаточно. Поэтому город большим и не был, до тех пор пока не пришёл Александр Филиппович Македонский с водопроводом. Кедрон, как все вади, то есть, сухие русла рек на Востоке, наполнялся водой только в сезон дождей. Но уж наполнялся так… И сейчас иногда наполняется. Кедрон – это естественная граница древнего города с восточной стороны. С западной стороны естественной границей Древнего Иерусалима была какая-то другая река, под названием Терапион или Агай. Терапион по-гречески значит «долина сыроваров». Это название классических времён. Эти две реки и были границами Древнего Иерусалима. Храм был там, где сейчас Золотой Купол, но до того, как сыны Израилевы во главе с царём Давидом захватили Иерусалим, там тоже было святилище. И принадлежало оно тем людям, которые в городе жили до евреев, то есть, каких-то условных ханаанейцев-иевуситов, поэтому город называется Йевус в Библии, или Иерусалим. Иерусалим – не еврейское название: оно было здесь примерно за две тысячи лет до царя Давида. Город Давида был обнаружен как ядро города, то есть, был опознан, как та самая древняя часть, довольно давно, примерно, сто пятьдесят лет назад. И с тех пор очень интенсивно исследуется». [P.125.126]
Dr. Yana Tchekhanovets, Ben Gurion University of the Negev: «Сплит в Хорватии: город весь получился из одного здания – это дворец императора Диоклетиана. Город врос во дворец и раздробил его на мелкие части. В основном в средневековье и потом при венецианцах он раздробился на более мелкие пространства, но все римские стены стоят». [P.125.144]
|
||||||
Prof. Rachel Elior, Hebrew University in Jerusalem: «…но географически Иерусалим – это не очень большой город. Храмовая гора – совсем маленькая, и сам храм не очень большой. Поэтому когда Исайя Берлин говорит, что у евреев слишком много истории и слишком мало географии, то очень подходит к теме Иерусалима. Иерусалим объединяет в себе священную память, священное место, священный культ и священное время. Это четыре элемента – время, пространство, память и культ. Все они связаны с чем-то сакральным». [P.125.150]
|
||||||
Знаменская церковь была построена в 1796-м году на средства Николая Александровича Саймонова – близкого родственника Львовых. Очень необычная архитектура, скорее напоминает античный храм. Ещё один нетипичный для восемнадцатого века храм Львов построил в собственной усадьбе. Илья ПУТЯТИН, доктор искусствоведения: «Очень хотелось бы развенчать миф о том, что это Храм Солнца. Этот миф сложился после революции, когда, действительно, нужно было сохранить этот храм от разрушения. И один из исследователей русских усадеб – Александр Греч – он написал, что здесь где-то когда-то был Храм Солнца, и что, вот, может быть, то же Храм Солнца. И это помогло эту церковь сохранить. А сейчас, к сожалению, это уже дурную службу ей служит, потому что миф этот закрепился, и это всё рассказывают туристам. Рассказывают о том, что это масонский храм, хотя масонский храм круглым вообще никак не может быть. Масонский храм делался по образцу Храма Соломона, а Храм Соломона был прямоугольный. А этот построен по образцу самого главного христианского храма – Храма Воскресения в Иерусалиме». …двойной свод: когда свет попадает на нижнюю поверхность верхнего купола, то, отражаясь от него, проходит через центральное отверстие нижнего свода, таким образом образуя бестеневое освещение помещения. [T.10.CLXXX.14]
|
||||||
…нарядный фасад особняка Рубежанского кажется лёгким, почти воздушным. Изящная лепнина и открытый балкон с портиком создают ощущение уюта. Точно определить, к какому архитектурному стилю относится здание, не просто даже для специалиста. Андрей КЛЮЕВ, историк архитектуры: «…с точки зрения эпохи строительства – это, конечно, эпоха Модерна, потому что особняк начали в 1908-м году. Но, когда мы внимательно смотрим на это здание, когда мы его анализируем, выясняется, что Модерн этот с некоторой натяжкой. Модерн не терпит слишком большого количества декоративных элементов. А здесь же мы видим по-настоящему роскошный фасад: от окон слева и справа пилястры с непременными бороздками-каннелюрами, сложный разорванный наличник на окне, лепнина с цветочными орнаментами, балкон прямо над дверью, над входом. Мы видим что-то из классических приёмов, что-то из Модерна, что-то из Барокко. И особенно эта перенасыщенность: здание получается многосоставным, многофакторным, и, скорее, его можно отнести к архитектуре эклектичной». Андрей СТУПАЧЕНКО, историк: «Это один из самых интересных образцов эклектики. Южной эклектики, если так допустимо говорить, Екатеринодара. Не самое типичное здание в Екатеринодаре. Здесь мы видим элементы ордерной архитектуры в виде полуколонн. Для «южной» архитектуры это практически классическое здание. Как я всегда говорю – сколько на Юге не строй классику, всё равно в эклектику свалишься». [T.10.DCCLXII.2]
|
||||||
Вячеслав КЕВОРКОВ, генерал-майор КГБ: «Когда объявили, что будут взрывать Храм Христа Спасителя, конечно, событие было большое. Ну, я, как мальчишка, мы сбежали туда все. Стояли, и у меня в глазах до сих пор стоит: понимаете, люди пожилые и довольно молодые вдруг начали креститься. Стоит тысячная толпа и крестится, ещё и взрыва не произошло. И потом произошла такая вещь – раздался взрыв, и пепел какой-то посыпался из под главного купола, а купол стоит – и, значит, все начали креститься. Вот какая сила веры, какая сила религии – рвануть его не могут. Второй взрыв. По-моему, со второго или с третьего купол осел. Ну, тогда все ахнули, бросились на колени пожилые люди и стали креститься… А когда появился этот бассейн, то, вообще, просто было разочарование полное: на месте невероятной красоты дыру сделали, из которой шёл пар. И все пропагандировали, что это очень здорово – можно зимой плыть в тёплой воде». [T.2.LXXIV] * Жуткое чувство владело нами, пока мы бродили среди разрушенных стен некогда оживлённого города. Ступни тонули в почти совсем засыпавшем улицы и помещения жёлто-сером песке. Во всей Зубаре не уцелело ни одной крыши, лишь мечеть сохранила кровлю. Множество куполов прочно опиралось на частокол колонн, подтверждая то, чему нас, археологов, давно научили римский Пантеон, Святая София в Константинополе, да и ктесифонская арка под Багдадом. Купол долговечен, он не зависит от стропил и даже защищает поддерживающие его стены. Здание, увенчанное куполом, подобно пирамиде, отличается большой прочностью, и только рукам человека дано его разрушить. Джеффри Бибби [B.148]
В Троице-Сергиеву лавру Гагарина попросил съездить одноклассник, приехавший к нему на тридцатилетие. Появлению Юрия Алексеевича в Лавре удивились чрезвычайно, но встретили как самого дорогого гостя. Повели к мощам Сергия Радонежского, потом в Трапезный храм. Показали кельи, затем церковный археологический кабинет. Там-то Гагарин и увидел впервые макет Храма Христа Спасителя, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812-го года. Валентин ПЕТРОВ, полковник, доктор философских наук, преподаватель Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина: «Когда Гагарин увидел Храм Христа Спасителя – макет, сделанный ещё в царское время – так оборачивается и говорит: «Ну, и, всё-таки, где этот храм?» А отец-наместник говорит: «Ну, там сейчас бассейн «Москва». В 1962-м году Юрий Гагарин, как депутат Верховного Совета принимал участие в организации торжеств, посвящённых юбилею Отечественной войны 1812-го года. Из выступления Ю. А. Гагарина на пленуме ЦК ВЛКСМ (декабрь 1968 г): «На мой взгляд мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому: зачастую не думаем о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812-го года, был разрушен Храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность?» Валентин ПЕТРОВ, полковник, доктор философских наук, преподаватель Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина: «А ведь Комсомол как посчитал? – Депутат Верховного Совета, Герой, Гагарин говорил – значит, храм будут восстанавливать. Все «Ура!» (аплодировать) Делают перерыв. Павлов красный – Первый секретарь. Секретарь по идеологии ЦК, они уходят. И вот Брежнев его спас, в прямом смысле. Он им, ну, не дословно, а близко к этому, сказал: «Ну, что вы звоните? Чего вы накинулись? Гагарин – русский человек, он высказал мысль, которую носил, видно, давно. Комсомолу объясните – денег на Храм у нас нет, а Триумфальную арку поставим за три месяца. А Юрию Алексеевичу – огромный привет». Всё». [T.2.LXX]
|
||||||
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «…Константин прекратил гонения на христиан и потом сам принял христианство. Но сделал очень важную вещь: меняется идеология – новые боги появляются, старые есть – что с ними делать? Есть два способа. Один – их уничтожить или изуродовать: вот тут у нас есть голова Афродиты, где сбит нос и выбит крест. А другой – сделать всех этих идолов и этих богов «не вредными». И вот что сделал Константин – он стал собирать со всей империи скульптуры богов и изымать их из храмов. Идея такова, что божество, идол, он действенный, когда он в храме, а на улице, на стадионе, в парке, в саду он уже не страшен, он просто украшение и может дальше существовать». [T.10.DXXXIII.8]
Слой разрушения – полутораметровый пласт каменных обломков и больших кусков гипса (очевидно, остатки обвалившегося края стены и кровли, а может, и следующего этажа) лежал прямо на глиняном полу. В верхней части слоя разрушения было множество черепков тонкостенных глазурованных или окрашенных в красный цвет мисок – керамика времён Александра Македонского и моего города V. Было очевидно, что во времена города V «дворец» ещё стоял, правда, в виде остова без крыши, и использовался для свалки. Таким образом мы располагали тем, что археологи часто называют terminus ante quem – «верхним временным пределом». Однако мы не могли довольствоваться верхним временным пределом, сколько бы точен он ни был. Требовался ещё terminus post quem – «нижний предел». Джеффри Бибби [B.148]
|
||||||
Сергей КАВТАРАДЗЕ, искусствовед, историк архитектуры, член Союза московских архитекторов: «…быть может нам Палладио задал направление как правильно читать эту виллу: что не с фасада, как мы обычно привыкли, а потом на задний двор, с может быть наоборот. Мы входим из дворика в салон и смотрим внимательно, что там происходит. Потолок – софит Зала Олимпа (128 kB). По углам – четыре элемента – это, как бы, «периодическая таблица Менделеева», но того времени. То есть, первые элементы, из которых всё, с точки зрения людей той эпохи состояло – Земля, Вода, Воздух и Огонь. Далее по центру – олимпийские боги, не все, а те, которые, как раз, показывают планеты – те самые семь планет, которые прикреплены к этим хрустальным сводам. И там же знаки зодиака (они плохо видны), которые как раз составляют вот эту восьмую сферу. Там есть то, что называется псевдокамеями – такие аллегорические изображения: с Колесом – Фортуна, голенький мальчик со стрелой – это Любовь-Амур, с Рогом изобилия- это Изобилие, и, наконец дама, из грудей которой течёт обильно молоко, её почему-то называют Плодородием, но, опять же, вот в этой системе, мне приходит в голову, что это другая интерпретация, тоже известная, что это – Милосердие. Вот таких четыре элемента человеческого добра, человеческих качеств. И, наконец, белая фигура по центру – в ней чаще всего видят Девятую Музу. Есть масса других интерпретаций, почему-то кроме одной, что если это такой гармоничный мир и всё подчинено гармонии, то, может быть, это и есть Гармония. Гармония – это супруга Кадма. Кадм убил дракона, любимого Аресом, за это ещё отрабатывал, потом, вот, заработал себе жену. Арес, то бишь Марс, этого дракона пожалел и превратил его в созвездие. Соответственно получается очень здорово, то есть, мы видим такую гармоничную систему мира, структуру этого мира, и то, как Гармония спускается, чтобы дальше гармонизировать мир на том самом драконе. Вот таких схем было довольно много тогда. В данном случае это Оронс Фине. Такую же картинку рисовал и сам Даниэле Барбаро. Вот то, как устроен мир. Более того, вот эта схема из того, что «четыре элемента», они какие-то самые важные, они звучат и в других вариантах. Например, в Сикстинской капелле, которую расписывал Рафаэль, – это «Четыре знания» – Поэзия, Философия, Теология и Юриспруденция. Тут обязательно вот, как бы, вписать мир в какую-то такую «систему знаний», которая ещё в какую-то схему вписывается – это было очень популярно. …отсюда мы входим в крестовый коридор. Есть ещё четыре комнаты. Эти четыре комнаты так же соответствуют вот этим камеям. То есть, одна комната посвящена Милосердию, – то, что раньше называлось Зал Светильника. Там изображено Милосердие – аллегорическая фигура, и Вера, которые ведут в Загробный мир старика. Зал Фортуны, который раньше назывался Залом Собаки – там висит такая симпатичная маленькая собачка. Ну а главная там – сидящая на шаре Фортуна – дама обнажённая, которая не даёт дурным замыслам, обманам что-либо плохое сделать. Кроме того существует Зал Вакха, так называемый – это то, что Изобилие, там хороший урожай. И зал, который раньше назывался Трибунал Любви, на самом деле его интерпретируют как «любовь супружеская» – Зал любви супружеской… …в этот момент становится очень популярен неоплатонизм и учение Платона – это «учение о Едином». [T.10.DCXXVI.2]
Андрей ЧЕРНИХОВ, профессор Международной академии архитектуры (IAA): «Страна под названием Советский Союз за несколько десятилетий воздвигла сотни и сотни городов, но сама по себе была великим утопическим проектом. Во все времена человек пытался создать модель будущего – модель идеального будущего – в котором бы не было угнетения, не было тяжёлого труда, не было смерти. Николай Бердяев сформулировал в конечном итоге основные две модели утопического мышления: это представление человека об абсолютном идеальном гармоническом мире внутри природы – это вышло в виде концепции Рая, или мессианская утопия прекрасного идеального Города, великолепно спланированного, в котором люди обретали счастье, благодаря устройству такому же идеальному, как и сама форма города. Утопия, которая была сформирована великими утопистами Платоном, Томасом Мором, Кампанеллой – это «место, которого нет» – это место, которое всегда находится где-то «очень далеко», которое рисуется в воображении также, как рисуется в воображении идеальное устройство жизни его жителей. …она безопасна, эта утопия, потому что, прежде всего, утопия – это комфорт, безопасность: это обеспеченное будущее – реализация мечты о том, что будущее будет не просто прекрасным, оно будет всегда таковым. …ведь утопия – классическая утопия – видит в истории своего врага, так же, как и Рай. Если вглядеться в картину Рая, в его истинную модель, то вы без труда обнаружите, что время остановилось, никаких действий не происходит. Даже в утопических городах люди проживают в идеальном мире – этот идеальный мир становится бесконечным. В этом смысле утопия сама по себе конечна, потому что она не предполагает никакого развития». [T.10.DCXXVII.1] * Андрей ЧЕРНИХОВ, профессор Международной академии архитектуры (IAA): «Классическое понимание утопии идёт от Томаса Мора – это «место, которого нет». Вообще, все утопии, они находятся где-то «вне конкретной ситуации», потому что «утописту» нужно перенести людей в некий «иной мир», в котором и происходит «то, чего нет», и о чём мечтает человечество. Применительно к архитектуре социально-политические утопии устройства и моделирования мира трудно наложимы по одной простой причине – утопия, вообще-то, является врагом истории: в утопии время застывает, в ней не происходит ничего. Архитектура – это проектная культура, архитектура всегда смотрит не только вперёд, но и смотрит «под ноги», потому что архитектура – самое дорогое искусство, но и самое «земное»: то, что делает архитектор, как правило, должно реализовываться. В этом смысле утопизм мышления архитектора достаточно ограничен, что не отрицает работу фантазии». Вот фантазия – это некая транскрипция утопии». [T.10.D.11]
|
||||||
Владимир МИКУШЕВИЧ, писатель, российский поэт, прозаик, переводчик, религиозный философ: «…в этом романе упоминается также государство Утопия. Томас Мор был современником Рабле. Утопия не случайно появляется в этом романе, потому что Утопия определённым образом соотносится с Телемской обителью. Когда «Утопия» Томаса Мора появилась, она вызвала множество откликов. Основная идея Томаса Мора в том, что между людьми антагонизм, несправедливость происходит от того, что есть собственность. В Утопии нет собственности, и отсутствуют деньги. Но в Утопии есть одна особенность, которая ставит под вопрос, насколько идеально такое общество. На эту его особенность обратил внимание недавно умерший современный политолог Валентин Фалин. Он утверждал, что все утопические проекты включали такой момент, как насильственный труд. В Утопии люди, вроде бы, свободные, но там есть рабы. Рабами там становятся в наказание за преступление, но рабство играет там немаловажную роль…» [T.10.DCXX.7]
|
||||||
…зависела от деревянного макета: он должен был очаровать лишь одного человека – короля Франции Людовика Седьмого, который собирался зимовать в Париже. Людовик Седьмой: «Какой высоты будет новый собор? Выше, чем башни моего дворца?» Морис де Сюлли, епископ Парижский: «Да, Сир! И весь соткан из света». Людовик Седьмой: «То есть, собор будет возвышаться над Парижем?» Морис де Сюлли, епископ Парижский: «Ибо Господь превыше всех нас, Сир». Людовик Седьмой: «Господь – да. Но не дворец епископа». Морис де Сюлли, епископ Парижский: «Но, сир, Париж принадлежит вам. Город станет оправой для вашего величия: его слава вознесёт вашу корону…» [T.10.DCCXV]
|
||||||