ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН XVI. Eliminatio Logica; Constrictio astralis 4; Destructio physica; Turris destructa или Turris fulgurata, la Maison Dieu (Богадельня, Дом Господень); Иероглиф (Реакция, «материализованная связь»)

   

Constrictio astralis 4

 
     
 

adāctio, ōnis f [adigo] приведение, принуждение: a. juris jurandi L приведение к присяге. [B.32]

 

βία, эп.-ион. βίη ἡ 1) жизненная сила, жизнь: βίας τινὸς ἀφελεῖσθαι Hom. убить кого-либо; 2) сила, мощь (κάρτος τε β. τε Hom.; ἡ ἐν τοῖς λόγοις β. Arst.); βίην καὶ χεῖρας ἀμείνων Hom. превосходящий силой рук; ἰσχὺς ἀμήχανος τῆς βίας Arst. огромная сила напора; μετὰ βίας πολλῆς Plut. с огромной силой; (в описаниях) сильный, могучий, могущественный (Πριάμοιο β. Hom.; Πολυνείκους β. Eur.); 3) сила, насилие, принуждение: βίᾳ (βίῃ) и βίηφι Hom., Aesch., ἐκ βίας Soph., ὑπο и διὰ βίας Plat., ἀπὸ βίας Diod. силой, насильно; πρὸς βίαν Aesch., Plat.; по принуждению, поневоле, насильно; βίᾳ τινός Aesch., Eur., Thuc., Plat., Dem. наперекор кому (чему)-либо; αἱ βίᾳ πράξεις Plat. насильственные действия; βίας γραφή юр. Plut. жалоба на насилие. [B.169]

 

βιάζω 1) тж. med. применять силу, насильственно действовать (οἱ βιαζόμενοι καὶ οἱ πείθοντες Lys.): β. τινά Hom. применять насилие к кому-либо; βιάζεσθαί τι Soph. подвергаться какому-либо принуждению; βιάσασθαι ἑαυτόν Plat. покончить жизнь самоубийством; 2) одолевать, досаждать, терзать (βελέεσσι βιάζεσθαι Hom.; νόσῳ βιασθείς Arph.); 3) силой уводить, похищать, угонять (ἄλλοθεν βεβιασμένος δοῦλος Xen.); 4) med. насиловать (γυναῖκα Xen., Plat.); 5) med. нарушать, попирать (νόμους Thuc., Plut.); 6) med. теснить, отражать, отбивать (ναῦς Thuc.; πολεμίους Xen.); 7) med. силой прорываться (ἐς τὸ ἔξω, διὰ τών φυλάκων, πρὸς τὸν λόφον ἐλθεῖν Thuc.; εἴσω Xen.): ἵνα βιασάμενοι ἐκπλεύσωσιν Thuc. чтобы прорваться на кораблях; βιάσασθαι ἀπόβασιν Thuc. силой высадить морской десант; β. πρὸς τὰ τείχη Plut. штурмовать стены; τοῦ ἀνέμου βιαζομένου Plut. от сильного ветра; 8) med. сопротивляться, брыкаться (νεοζυγὴς πῶλος βιάζεται Aesch.); 9) тж. med. принуждать, заставлять (τινα ποιεῖν τι Arph., Xen.): βιασθεὶς πολλὰ κἀντιβάς Soph. вынужденный после долгого сопротивления; τὸ πρὸς ὑπόθεσιν βεβιασμένον Arst. натянутое предположение; 10) med. решительно утверждать, настаивать Plat., Dem.; τὰ σφάγια β. Her. во что бы то ни стало добиваться знамений (прежде чем начать военные действия). [B.169]

 

 
     
 

Александр БАБИН, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства: «Наполеон, как известно, охоту не любил, но был вынужден исполнять обязанности будучи императором с 1804-го года. Со времён Людовика Четырнадцатого, Тринадцатого, все они ездили на охоту обязательно убивать оленя».

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «Охота – это показатель могущества царя. Охотились русские цари и наши все эти охоты – это не просто развлечение, это подробный список того, что убито. Это доказательство сакральности». [T.10.DXXXIII.10]

 

Владимир ТОМСИНОВ, доктор юридических наук: «Михайловский замок, почему он вот так построил? – Потому что он совершенно чётко сознавал, что престол императорский в России к тому времени – это разновидность эшафота. Что императорский кабинет – это нечто подобное тюрьме. Это фактически очень хорошо потом выразил Николай Первый, который себя назвал в одном из писем «Каторжник из Зимнего дворца». [T.10.LI.118]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…она в белых доспехах, ей выковали специальные белые доспехи, с белым знаменем маленьким, с безумной верой в Божью волю, что Бог на стороне Франции, впереди бежит и помогает освободить эти крепости. Туча стрел. Одна только попадет в неё, по-моему, в плечо, тут же она добьётся того, чтобы вынуть стрелу и она обратно. Почему не попадают? Но все говорят: о-о-о, Божья воля. Допускаю. И допускаю ещё другое. Английские солдаты, лучники, – прекрасные стрелки, прекрасные, в это время уникальные стрелки из лука, они тоже люди Средневековья и если ходит твёрдая молва, что она – посланница Божья, он не стремится в неё попасть. Да лучше рядом пусть просвистит! Я допускаю. Это версия, её доказать нельзя. Но то, что из тучи стрел в неё попала одна, и та – не смертельная, наводит меня на эти мысли.

Короче говоря, она казнена, сожжена в Руане, а через, примерено, 20 лет Карл VII, ставший законным королем по её милости и завершивший эту войну, он остался в истории с прозвищем Карл VII Победитель. Он организует процесс её реабилитации посмертной, который и восстановит, что обвинение было ложным, а 1920 году она будет причислена к лику святых, канонизирована». [T.10.CI.18]

*

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…есть у меня на протяжении всей сознательной жизни любимые писатели – братья Стругацкие. Они довели проблему и раздумья над проблемой «Встречи цивилизаций» до условно космического масштаба в рамках фантастики, высветив проблему очень ярко». [T.10.CLXXXIV.1]

 

…и ещё его звали Ботадеус (что означает «ударивший бога»)…

– Да это же тот самый Агасфер! – сказал Иаков. – Ботадеус, «Ударивший бога»!

– Не знаю такого, – отозвался Иоанн, – да и знать не хочу. По-моему, это его бог ударил, а не наоборот.

И тут Иаков с жаром пересказал ему, что произошло в день казни между Учителем и Агасфером на пороге к Голгофе, в то время как раз, когда Иоанн подыхал от потери крови у добрых людей.

Иоанн внимательно выслушал всю историю до конца. Он вдруг испытал огромное облегчение. Оказывается, он ничего не забыл. Оказывается, все эти годы он мучался мыслью, что Иуда сумел уйти от возмездия. Каифа тоже давно откинул копыта. Пилат недосягаем. И есть ещё тысячи. Они не убивали Его. Они всего-навсего оскорбляли его. Их тысячи, и они безымянны. Но вот наконец появился некто с именем. Длинный, тощий, унылый, пожирающий отбросы. Ударивший бога.

Этот человек должен быть строго наказан, – сказал Иоанн громко.

Никто не обратил внимания на его слова, а он спихнул с колен разомлевшую эллинку, легко поднялся, подошёл вплотную к нищеброду и тем самым длинным ножом, которым только что кромсал баранью лопатку, ткнул под щербатую миску – снизу вверх, по самую рукоятку.

А. СТРУГАЦКИЙ, Б. СТРУГАЦКИЙ [B.50.5]

 

…светлый образ нашей «Орлеанской Девы», как называл в своих многочисленных статьях Зою Космодемьянскую их автор – В. С. ( Виктор Стефанович ) Кожемяко.

***

Зоя Космодемьянская – первая в СССР девушка, получившая ещё в феврале 1942 года высокое звание Героя Советского Союза (посмертно). Сталин проявил повышенный интерес к её подвигу, считая, что нужно всё сделать, чтобы этот подвиг стал примером для советской молодёжи. Вождь поручил М.И. Калинину подготовить указ.

Автор Григорий Набойщиков. «Зоя Космодемьянская Орлеанская Дева России»

***

…Зоя произнесла следующее: «Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня!.. Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь…» Первый вариант был пропагандистским и вполне уместным для условий войны. В кинофильме «Освобождение» вообще прозвучали слова «Сталин отомстит за меня!».

***

…после того, как стало известно, о зверствах фашистов над Зоей Космодемьянской, Сталин приказал в плен из 332-го полка, которым командовал подполковник Рюдерер, никого не брать.

Уходя в бой, воины советские клялись, что будут сурово, беспощадно мстить за Зою. Вот что писал военный корреспондент газеты «Вперед на врага!» майор Долин 3 октября 1943 года: «Несколько месяцев назад 332-й пехотный полк, солдаты и офицеры которого зверски замучили Зою, был отмечен на участке нашего фронта. Узнав, что перед ними стоит полк палача Рюдерера, казнившего Зою Космодемьянскую, бойцы поклялись не оставлять в живых ни одного из вояк этого проклятого полка. В боях под селом Вердино немецкий полк палачей нашей Зои был окончательно разгромлен. Сотни гитлеровских трупов остались в развороченных дзотах и траншеях. Когда у пленного унтер-офицера полка спросили, что он знает о казни юной партизанки, тот, дрожа от страха, залепетал:

– Это сделал не я, это Рюдерер, Рюдерер...

Захваченный на днях другой солдат на допросе заявил, что в 332-м полку от тех, кто был под Москвой, участвовал в казни Зои Космодемьянской, уцелело лишь несколько человек...»

***

Её именем названы школы, судно Министерства морского флота, танкер, астероиды № 1793 «Зоя» и № 2072 «Космодемьянская», а также улицы во многих городах и сёлах. [P.100.25]

***

На днях (15 сентября 2008) профессор Тамбовского госуниверситета историк Владимир Дьячков призвал Русскую Православную Церковь канонизировать Героя Советского Союза Зою Космодемьянскую, чьё 85-летие отмечалось 13 сентября, сообщает Седмица.Ru.

Как отметил отец Серапион …этот вопрос может быть рассмотрен Синодальной комиссией по канонизации, если сама комиссия сочтёт это возможным. [P.89]

 

 
     
 

Эдвард РАДЗИНСКИЙ, писатель, сценарист, драматург: «…история – это политика, обращенная в прошлое. Вчера Иван Грозный был плох во время Перестройки, сегодня, как вы знаете, он очень хорош. И он государственник…»

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «У меня к вам вопрос. Идут СМС: «Ветер истории развеет мусор с могилы Сталина».

Эдвард РАДЗИНСКИЙ, писатель, сценарист, драматург: «Это цитируют из моей книжки». [P.97.20]

 

Даже в этих антисталинских телесериалах, если отбросить иронию и назойливое хихиканье автора, многие факты, как мы убедились, говорят за Сталина, а не против.

Радзинский привел сталинские слова: «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени безжалостно сметет его».

Предсказание воистину пророческое!

И нанесли мусора. И многое временем уже сметено.

Уверен, новые кучки мусора тоже долго не залежатся.

Виктор Кожемяко. («Правда», №13, 4-11 апреля 1997 г.) [P.94]

 

Феликс Чуев

Мне довелось беседовать с десятками людей, работавших с И. В. Сталиным или хотя бы встречавшихся с ним. Кое-что вошло в мои книги, статьи, стихотворения, но, конечно, не все. Нередко в дружеских беседах я рассказывал то, что слышал на протяжении многих лет. Друзья убедили меня, что это пропадет, забудется, нужно записать... Вот то, что вспомнилось...

В. М. Молотов и А. Е. Голованов рассказывали мне, что в 1943 году Сталин сказал:

– Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет её! [P.95]

 

…а послевоенное безумие, когда страна, осатанев, билась в падучей, кликушествовала, пожирая самое себя? Они думают, что если они наклали на могилу Усатому, так с них и взятки гладки? Нет, нет, нет, с ними надо иначе; ты ещё помнишь, как это делается? Запал. Сорвать предохранительное кольцо. Швырнуть. Падай на землю. Падай! Рвануло. А теперь – бросок вперед. На бегу – от живота, веером. Очередь. Очередь. Очередь…

Юлий ДАНИЭЛЬ (Николай Аржак) [B.116.1]

 

 
     
 

Евгений ВЕЛИХОВ, академик РАН, доктор физико-математических наук: «…это было время, ну 56-й год был недалёк от 52-го, я так скажу. В пятидесятые годы я прекрасно помню, что каждый вечер я вспоминал, а кому я чего сказал, и как это отразится на ситуации с семьёй. Приходилось контролировать каждое слово, которое говорили и эта ситуация была тогда всеобщей». [T.10.LXIX.7]

 

Алексей ВУЛЬФОВ, председатель Всероссийского общества любителей железной дороги: «…замена политическими лозунгами технических и экономических вопросов. И когда «гром грянул», по той пословице, и чекисты это первые поняли, тогда, естественно, они поняли: главное – это транспорт железнодорожный – без него не будет вообще ничего. Вот этот рывок, который тогда был сделан – в тридцать первом – очень быстро, уже в тридцать третьем – тридцать четвёртом году проблема массового выхода из строя паровозного парка была решена. Проблема аварийности – нет: решил её уже Каганович, прейдя в тридцать пятом году. Это был первый капитальный серьёзный шаг к здоровому транспорту, который они сделали. И они его именно оздоровили до такой степени, что как показала потом Великая Отечественная война, все принятые меры и все шаги были абсолютно правильными. Именно тогда. И в первую очередь потому, что это была не только политика, но и верная экономика, верное стимулирование, верное администрирование и верные технические решения». [T.10.CCCLX.10]

 

 
     
 

Максим КОЗЛОВ, протоиерей, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ: «…к тому есть побудительная причина. Времена нынче для христиан внешне лёгкие, а тем самым довольно паскудные. Потому что известно, что для церкви лучше, вообще, когда её несколько притесняют. Сейчас христианином быть, ну, никак не затруднительно, никак не случится с тобой и того, о чём мне рассказывала старая преподавательница университета…» [P.97.53]

 

Светлана БАБКИНА, кандидат исторических наук: «…и фарисеи, они, как раз, понимали, что закон должен работать очень хорошо. У них была идея построения ограды вокруг закона. То есть, например, в субботу нельзя работать: расширительно, нельзя делать то, что создаёт цивилизацию, нельзя творить, потому что Бог не творил. И всё, что касается создания чего-то, в субботу запрещено. Нельзя писать, например. Нельзя ходить дальше определённого расстояния.

Но вот этот вот забор, он делается выше. Как бы запрещаются вещи, которые в библейской традиции не запрещены ещё. Но ставятся специально такие пороги, чтобы человек уж точно не нарушил то, что нельзя. Это называется «построение ограды вокруг закона» – не нарушай Закон и даже не подходи к ограде. И постепенно вот эта вот ограда возвышается и возвышается. Это то, что впоследствии составляет основу еврейской уже традиции, то, что становится Мишной, Талмудом, сильно позже, во втором-четвёртом-пятом веках нашей эры – эпоха создания Талмуда». [P.141.19]

 

 
     
 

…в этом ручье обитает ещё один паразит. Вот по берегу ползёт Уссурийский короткокрылый кузнечик. Неожиданно он прыгает в воду. Он погружает под воду конец брюшка, и оттуда появляется нечто, похожее на конский волос. Это, так называемый, червь-волосатик. Всего из тела кузнечика вылезает четыре червя. Сам кузнечик в этой ситуации совершенно беспомощен. В конце концов, кузнечик погибает, а волосатики плывут дальше.

Санг Ки Су, энтомолог: «Волосатики откладывают свои яйца в воду, это происходит в конце апреля, в мае. Когда из яиц появляются личинки, они проникают в тело первого хозяина. Когда того поедает жук, богомол или короткокрылый кузнечик, он становится вторым, окончательным хозяином паразита, который начинает в его теле новую жизнь».

Волосатики обитают в холодных водоёмах, где нет сильного течения. При спаривании самец и самка сплетаются в клубок, напоминающий Гордиев узел. Крошечные личинки волосатиков проникают в тело стрекоз, кузнечиков или сверчков. Оттуда они попадают в тело второго хозяина и развиваются до половозрелого состояния. Достигнув половой зрелости, червям нужно снова оказаться в воде, они выделяют белковый секрет, побуждающий их хозяина заходить в воду, совершая, таким образом, самоубийство.

Поистине мир паразитов полон неожиданных открытий. [T.10.CCXLIII]

 

…все прочие живые существа живут за счёт леса и трудятся ради его сохранения. Человек делает прямо противоположное. Не было никаких благородных дикарей: наука свидетельствует, что на протяжении четырёх тысяч поколений огонь был основным орудием взаимодействия между человеком – выходцем из саванны – и лесами. На протяжении тринадцати тысяч лет наши предки разводили двенадцать видов растений и пять видов животных, которые до сих пор удовлетворяют более восьмидесяти процентов наших потребностей. С тех пор мы вытесняем всё остальное, что живёт на планете, чтобы освободить место для того что нужно нам для существования. Пенициллин был смертельным ударом, избавившим нас от механизма естественного отбора. С тех пор человек стал размножаться с огромной скоростью. И каждая новая победа медицины лишь усугубляет ситуацию. В этом есть парадокс природы человека: чем больших успехов он добивается как вид, тем большую угрозу своему существованию он создаёт. И решить эту дилемму нелегко: слушаем мы экологов или нет, проблема охраны окружающей среды касается всех нас – своё место на планете мы заняли, вытеснив других её обитателей, которые вместе с нами пережили тысячелетия и победили, преодолев трудности эволюции, завоевав, таким образом, право продолжать жить здесь и сейчас.

…скотобойни и обескровленное мясо в супермаркетах не меняют нашего истинного места добычи и хищника в пищевой цепи, которая всегда связывала всё живущее на Земле, обеспечивая, таким образом, возобновление циклов жизни. [T.10.CCCXXXVII]

 

 
     
 

Константин СЕВЕРИНОВ, доктор биологических наук, профессор Сколковского института науки и технологий: «Внутри нас и на нашей поверхности очень много бактерий, в общем-то, это планета бактерий: мы здесь так – с боку припёка. Жизнь существует на планете порядка трёх с половиной миллиардов лет, и всё это время жизнь была бактериальной. Важность этих сообществ микробов для экологии планеты, для человеческого здоровья, для сельского хозяйства сознаётся только сейчас.

На протяжении человеческой истории самые большие катастрофы, которые реально повлияли на ход истории, были вызваны не войнами, а бактериями или вирусами».

Антибиотики – это вовсе не изобретение человека, это вещества, которые производятся одними бактериями для того, чтобы ограничить рост других бактерий.

Константин СЕВЕРИНОВ, доктор биологических наук: «Они, конечно же, как и всё живое друг с другом конкурируют. Конкурируют в основном за пищу. И так как у них нет ни рук, ни ног, ни глаз, и говорить они не умеют, они друг с другом должны каким-то образом общаться. Общаются они с помощью химических сигналов, и общение это заключается в том, что одна бактерия может производить наружу химические вещества, которые мы воспринимаем как антибиотик. И это химическое вещество подавляет рост другой бактерии.

Мы фактически воспроизвели такой грандиозный эксперимент, доказывающий, что теория эволюции Дарвина верна. Мы произвели отбор таких, и только таких бактерий, которые к антибиотикам, которые мы используем, стали устойчивыми. Потому что все, кто были чувствительными, действительно погибли». [T.10.I.34]

 

 
     
 

В мире дикой природы, если животному угрожает опасность, в его кровь выбрасывается адреналин, а мышцы получают импульс: либо драться, либо, если соперник превосходит силой, – бежать. В человеческом сообществе свои законы: сорваться, нагрубить, ударить, излить свой гнев – каждый из нас и рад бы проявить свои животные инстинкты, но нельзя – человек повязан нормами морали, этики правильного поведения. Однако постоянно сдерживать свои эмоции опасно для здоровья: здесь действует тот же принцип, что и в механике – если вода кипит, а пару деваться некуда, то, в конце концов, крышку котла сорвёт – человек заболеет.

Аркадий ЕГИДЕС, доктор психологических наук: «И тогда вся эта энергия, которая должна была бы широким каналом идти к мышцам, она идёт по вегетативной нервной системе к внутренним органам. Если это кратковременно, потом всё возвращается на свои места, но если таких сеансов много – тогда формируется уже болезнь».

Дарья ДОНЦОВА, писатель: «Что могу посоветовать. Впали в гнев – идите в спортзал, таскайте железки, занимайтесь бегом: этот адреналин, его нужно сбросить». [T.2.LXVI]

 

…единственными светлыми моментами дня были периоды, наступавшие после укола. Эдит привыкла к наркотикам…

Без рецепта кортизон не продавался, но находились мерзавцы, которые его доставали: «Деньги могут убить быстрее, чем нищета».

Чтобы избавиться от морфия, она стала пить. А потом пришёл артрит, а потом – рак. [T.10.CDI.54]

 

 
     
 

В третьем столетии до нашей эры римляне переняли достижения греческой культуры.

Гномоны – солнечные часы – основа измерения времени в Древнем Риме. Солнечные часы появились в городе повсюду и стали распространёнными инструментами.

Denis Savoie, Historien des Sciences: «…обычно на часах писали какой-нибудь девиз. У Сенеки было прекрасное изречение «У нас мало времени – мы уже много его потеряли». И другие забавные фразы типа «Сейчас позднее, чем ты думаешь». Эти слова говорят о скоротечности времени с точки зрения и философии, и религии».

В Риме во времена Августа и Юлия Цезаря появляется много солнечных часов, и люди даже начинают жаловаться на них: раньше они обедали, когда были голодны, теперь, с появлением хронометра, они должны обедать в полдень. [T.10.DCCLII]

 

 
     
 

Иван ЗАЙЦЕВ, аспирант Института стран Азии и Африки МГУ: «…во-первых, для поддержания счастья и всеобщего благоденствия; для защиты от врагов – поскольку враги могут напасть на это общество: это всегда было возможно. И, тем самым, сакрализация насилия и его догматическое объяснение в рамках того, что правитель – это будущий Будда…

Сангха также гарантировала ему легитимацию насилия». [P.125.575]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4