ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XI. Vis Divina; Vis Humana; Vis Naturalis; Leo dominatus 4; la Force (Сила); Иероглиф (крепко сжимающую что-либо ладонь руки).

   

«РОЖДЁННАЯ СВОБОДНОЙ»

 
     
 

…утреннее солнце ярко освещает своими лучами беспредельное поле, покрытое чудной, сочной, еще влажной от росы травой, густо и ровно закрывшей землю пушистым ковром. В простой, но преисполненной величия позе стоит девушка в синем платье, надетом прямо на тело… [B.24.1]

 

На прекрасном зелёном лугу юная красавица собирает цветы. Её имя – Персефона. Но кто-то наблюдает за ней.

Prof. Renaud Gagne, McGill University: «В греческой мифологии, если девушка собирает цветы на лугу, значит произойдёт что-то плохое».

Неожиданно перед ней разверзается земля… [T.18.XXIII.2]

 

«Пока не наступит время, когда львы смогут говорить, в истории будут прославлять охотников». Африканская поговорка [T.12.XCIII]

 

 
     
 

Пятьдесят лет назад в свет вышла эпохальная книга «Рождённая свободной». В ней говорится о том, как живущая в Кении семейная пара Адамсонов – художница-австрийка и егерь-британец вырастила и выпустила на волю осиротевшего львёнка.

Virginia A. McKenna, Actress: «Было много историй о людях и диких животных, но они не похожи на эту».

Книга стала международным бестселлером, она разошлась многомиллионным тиражом, и ей заинтересовался Голливуд. Она изменила отношение к дикой природе у целого поколения и превратила Адамсонов в мировых звёзд природоохраны.

Dr. Desmond Morris, Zoologist & Author: «Джой Адамсон со своей книгой впервые со своей книгой впервые серьёзно изменила настроение в обществе».

Но за романтической картинкой таится история без счастливого конца. История о жизни в прекрасной, но беспощадной земле, рядом с жестокими животными и опасными бандитами, которая закончилась гибелью Джой и Джорджа. И сегодня эта история – символ мирного сосуществования людей и животных: по сей день она порождает конфликт мнений.

Sir David Attenborough, Naturalist: «Всегда есть те, кому интересны сказки. Почему нет? Но в науке всё гораздо сложнее».

До публикации «Рождённой свободной» представления европейцев об Африке было весьма специфическим: они видели в ней тёмный континент, населённый экзотическими и опасными животными, куда поедут только отчаянные и отважные.

Sir David Attenborough, Naturalist: «Вы, либо убивали крупную добычу, что считалось очень почётным, смелым, благородным и мужественным, причём старались поставить рекорд по длине рогов и весу. Либо брали лассо и ловили зверей, и потом показывали монстров из джунглей».

Dr. Desmond Morris: «В детстве я смотрел фильмы про зверей, всегда о том, как их убивают смелые охотники. Убивали слона, а зрители думали: «Ох, ну и чудовище он победил». Мне это было отвратительно, но всем, кажется, нравилось».

Эта одномерная картина создавалась, когда Кения входила в состав Британской империи. Джордж и Джой были белыми воронами в колониальном мире, где дикие животные были просто товаром. Но книга, которую напишет Джой, перевернёт привычное отношение к диким зверям. Она заявит, что с ними можно наладить полноценные отношения.

История «Рождённой свободной» началась в 1942-м году, когда Джордж и Джой познакомились на Рождественской вечеринке, на реке Тана в Северной Кении. Джой была с мужем Питером Белли, а Джордж отдыхал от егерской работы в кенийском буше. После вечеринки все отправились на сафари, где Джордж и Джой лучше узнали друг друга.

George Adamson, British wildlife conservationist and author: «…я понял, что мы с Джой влюбились друг в друга. Возникла очень неловкая ситуация».

Джой развелась с мужем и через неделю вышла замуж за Джорджа. Вместе они часто отправлялись в буш, и это было необычно для западной женщины, потому что там ей угрожали бандиты и дикие звери. Её решимость питалась ненасытным интересом к природе и подлинным талантом художника.

Джордж работал егерем в северном приграничном районе Кении, в заповеднике размером с Британские острова. К тому времени европейцы уже отвели все плодородные земли Кении под сельское хозяйство. В резерватах дикую природу сохраняли, но они не были огорожены, и конфликты между животными и фермерами были неизбежны. Задачей Джорджа Адамсона было сохранить мир.

Will Travers, CEO The Born Free Foundation: «Его задачей было защищать территорию, предоставленную дикой природе. Также он отвечал за разрешение конфликтов между местными и животными, которых он защищал. Время от времени ему приходилось пристреливать льва, который воровал скот или угрожал жизни людей».

В 1956-м Джордж отправился за львом, который убил и съел брата одного из его скаутов. Его помощник столкнулся с львицей.

George Adamson, British wildlife conservationist and author: «Неожиданно я увидел, как он выглянул из-за камня и выстрелил из винтовки. В тот момент львица бросилась к нему. Я не мог выстрелить, потому что на линии огня находился он. Но скаут выстрелил, львица повернулась, и мне удалось её застрелить».

Львица оказалась кормящей, а, значит, её львята были поблизости. Джордж и его помощник попробовали их найти.

George Adamson, British wildlife conservationist and author: «Наконец мы нашли львят в расщелине. Они были очень глубоко, мы не могли их достать. Мы прицепили к палке крюк и вытащили их».

Джордж принёс Джой трёх львят. Она хотела оставить всех, но разрешили только одного – Эльзу (Elsa). Остальных отправили в зоопарк. Сохранилось множество архивных съёмок жизни с Эльзой: Джордж и Джой оказались очень предусмотрительны. Адамсоны хотели вернуть Эльзу на волю, причём, ещё в юном возрасте. Однако им мешало одно значительное обстоятельство – Эльза не могла охотиться. Джордж и Джой пытались научить её импровизированными методами. Сначала Джордж убивал в присутствии львицы животных и предоставлял их ей. Затем стали привязывать туши к едущей машине, постепенно Эльза научилась охотиться. Адамсоны решили, что она готова жить на воле и, возможно, когда-нибудь, продолжит род. Это само по себе было значительным достижением. Но когда Эльзу отпустили, она, вместо того чтобы исчезнуть, регулярно навещала Адамсонов.

Возможно ли, что дикие звери могут дружить с человеком?

Необычайные отношения стали и вовсе уникальными, когда однажды она прибыла в лагерь в сопровождении трёх львят. Как это объяснить, не знал никто…

Joy Adamson, naturalist, artist, and author: «До этого мне никогда не приходилось испытывать к человеку любовь, в чистом смысле этого слова».

Adrian House, Adamsons Publisher & Biographer: «Джой всегда хотелось безусловной любви, которую едва ли способен испытывать человек к другому человеку. Думаю, ей казалось, что она получила её от Эльзы».

Одно из объяснений – Эльза заменила Джой и Джорджу ребёнка, которого у них никогда не было.

Dr. Desmond Morris: «Я слышал, что говорят, что Эльза была для Джой, как ребёнок. Она была для Джой больше, чем ребёнок, по-моему, она была для неё любовницей. Разумеется, не в физическом смысле. Джой была влюблена в Эльзу, это были любовные, почти эротические отношения».

Джой захотела рассказать миру о возвращении Эльзы на волю, и своих необычных отношениях с ней. Она решила написать книгу, для чего обратилась за советом к Десмонду Моррису.

Dr. Desmond Morris: «Она не вошла, она вступила, величественно, как львица. Она принесла с собой кипу фотоальбомов. Вывалила мне на стол и сказала: «Хочу, чтобы вы помогли мне». А я сказал: «Чем?» – «Посмотрите». Я взял один альбом, раскрыл его: там она нежно обнимается со взрослой львицей. Я перевернул страницу, а там другое фото, где она нежно обнимается со львицей. Я пролистал все альбомы, и почти на всех фото были нежные объятия с львицей. Я сказал: «Ну, и чем я могу помочь?». Она сказала: «Хочу написать об этом книгу, и вы должны мне помочь». Я сказал: «Честно говоря, не вижу здесь сюжета для книги». Она забрала альбомы и гордой поступью вышла. Сказала, что она найдёт того, кто ей поможет. Она обошла многих издателей, но все сказали ей то же самое, – не только я неправильно её понял, – но как понять её правильно».

Неодобрение не остановило Джой, она вернулась в Кению и написала «Рождённую свободной» (Born Free), временами сверяясь с подробными дневниками Джорджа.

Рукопись отвергли десятки издателей, которые не считали, что история будет интересна публике. Удача улыбнулась Джой, когда она встретилась с одним из основателей «Харвелл Пресс» (Harvill Press).

Marjorie Villier, «Harvill Press»: «Как то утром в 1959-м я вошла в нашу контору, а у моего стола сидела дама. Она сказала: «Я Джой Адамсон, и я принесла вам бестселлер. В руках у неё была довольно потрёпанная рукопись. Услышав необычайную историю Эльзы, я поняла, что это действительно бестселлер».

До книги «Рождённая свободной» ещё никто не описывал глубоких личных отношений между человеком и диким зверем. Были вымышленные истории, как «Книга Джунглей», но эта была правдивой. В книге было ещё кое-что необычное для того времени – фотографии, – которые показывали отношения между Адамсонами и Эльзой.

Prof. William Adams, University of Cambridge: «Фотографии были привлекательны также, как картинки, где лев лежит рядом с ягнёнком. Возможность, что между человеком и зверем способна возникнуть сильная связь, очень привлекательна. Это хорошо вписалось в среду шестидесятых, когда люди тянулись к природе. Тогда утверждалось, что у человека очень тесные отношения с природой, и это не отношения «Господства и Подчинения».

Выход «Рождённой свободной» совпал с ростом интереса к природе. Новый жанр передач о природе подготовил идеальную почву для книги.

Dr. Desmond Morris: «Телевидение знакомило зрителей с животными. Дэвид Аттенборо (Sir David Attenborough) делал зоовикторину для BBC, я – «Время зоопарка» для ITV, а Armand and Michaela Denis – «На сафари» (On Safari). Неожиданно люди, как никогда раньше, начали открывать для себя природу. В кино этого не происходило. Тогда люди были готовы видеть в животных удивительных существ, которых следует изучать, а не диких зверей, которых нужно убивать».

Но жанр телепрограммы предполагал упрощённый подход.

Sir David Attenborough, Naturalist: «Эти передачи шли по пол часа, и в эти пол часа можно было говорить: «Посмотрите, это слон. Правда, здорово. А, кстати, вот это носорог, а вот там вы видите жирафа. Не нужно было придумывать связную историю или драматический сюжет, чтобы люди заинтересовались природой. И сейчас мы уже увидели всё интересное, – теперь нужна драма».

Adrian House, Adamson’s Publisher & Biographer: «Книга стала бестселлером. Кажется, она была переведена на двадцать-тридцать языков, и разошлась миллионными тиражами. За первые пять лет Джой получила за неё пять-десять миллионов долларов в пересчёте на современные деньги».

Громадный успех принёс Адамсонам мировую известность, но она начала сказываться на их и без того хрупком браке. До Эльзы они проводили много времени отдельно друг от друга, но когда она жила с ними, они были вместе рекордное для их брака количество времени. Когда в 1961-м Эльза умерла от клещевой лихорадки, удручённые супруги начали избегать друг друга. (Elsa: Jan. 1956 – Jan. 1961)

Джой сразу же отправилась в мировое турне с лекциями о своей книге, а Джордж остался в Кении. Когда в браке начались трудности, Джой испугалась, что Джордж уйдёт от неё, поэтому она крепко ухватилась за миллионы, которые приносила книга, и отказалась разделить их с Джорджем. Большую часть доходов она передавала в благотворительный фонд, созданный ею для финансирования природоохранных проектов в Кении. Но это не единственное следствие истории об Эльзе. В Западном мире формировался новый культурный феномен.

История Джой Адамсон и Эльзы породила более дружелюбное отношение к диким животным: устрашающий образ колониальных времён, когда их боялись и на них охотились, исчез. В замен у зверей начали различать характеры и индивидуальные черты, что раньше случалось только с домашними питомцами. Им стали приписывать даже чисто человеческие чувства. Такая тенденция называется антропоморфизм. В нём часто обвиняли Джой.

Sir David Attenborough, Naturalist: «Адамсоны взяли себе животное, воспитали его, научили его охотиться на воле. И это животное по доброй воле вернулось показать детёнышей своим приёмным родителям. Это чистый антропоморфизм. Откуда мне знать, что она привела детёнышей приёмным родителям? Откуда мне знать, что она хотела, чтобы именно её приёмные родители увидели детёнышей? Ниоткуда. И Джой тоже не могла это знать, хотя утверждала это».

В период публикации «Рождённая свободной», в науке преобладало мнение, что у животных есть только инстинкты и обусловленные рефлексы, что у них не может быть личной воли. Научное сообщество в большинстве своём считало, что наблюдениям Джой Адамсон не хватает академической строгости, и они ничего не доказывают. Но в некоторых исследованиях начала мелькать мысль о том, что у животных могут быть чувства. Один учёный захотел формализовать изучение поведения животных. Доктор Луис Лики (англ. Louis Leakey) вместе с женой Мэри обнаружил ископаемых приматов и заново переписал историю происхождения человека. Палеонтолог Лики искал подтверждение эволюционной преемственности между обезьянами и человеком в сходстве поведения. Один из его методов – отправить женщину в полевых условиях документировать поведение животных. Первой была Джейн Гуддл (Jane Goodall), изучавшая шимпанзе. За ней последовали Даян Фосси (Dian Fossey), изучавшая горилл и Беруте Галдикас (Birutė Galdikas), изучавшая орангутангов. Как и Джой Адамсон, так называемые «Ангелы Лики», не были учёными, по крайней мере, поначалу.

Dr. Charlotte Uhlenbroek, British zoologist and BBC television presenter: «Думаю, он хотел от них максимально возможной открытости и незашоренности. Он руководил их исследованиями, а потом отправил их учиться, чтобы их приняли в научное сообщество. Но поскольку они пришли из ненаучной среды, они раздвинули общепринятые рамки».

Как и Джой, Джейн Гуддл давала изучаемым животным имена. Это само по себе встретило сильнейшее неодобрение учёных: они привыкли называть их по номерам.

Постепенно научное представление о поведении животных начало меняться, что привело к удивительным открытиям.

Sir David Attenborough, Naturalist: «У развитых животных это было очевидно: были умные животные, были менее умные, были агрессивные животные, и были трусливые. Это всё этические термины, но так и было. И это повлияло на зоологию. И, по-моему, сейчас у нас более взвешенное, точное и основательное понимание жизни животных, – мы различаем в их обществе индивидов. Конечно, я говорю только о высших животных. Это была очень полезная корректива».

Когда в науке и обществе признали, что дикие животные обладают индивидуальными чертами, возник вопрос о том, как с ними следует обращаться. Раньше было принято держать животных в маленьких клетках, но теперь это стало этически недопустимо.

Dr. Charlotte Uhlenbroek: «Исследование умственных способностей животных привело нас к тому, что мы задаёмся вопросом: «Какие у них права? Какие их права нужно соблюдать?» Изменение отношения к животным породило новое природоохранное движение с идеей, которая отличалась от колониальной идеи о том, что эту землю нужно сохранить, чтобы мы могли здесь охотиться. Впервые животных стали охранять ради их собственного блага, и возникла мысль, что они имеют такое же право жить на земле, как и мы».

Книга «Рождённая свободной» спровоцировала рост сознательности, но это было только начало. Когда в 1966-м в игру вступил Голливуд, родилось всемирное природоохранное движение.

В художественном фильме «Рождённая свободной» сыграли супруги Билл Трэверс (Bill Travers) и Вирджиния Маккена (Virginia A. McKenna). Для реалистичности они постарались повторить отношения Джой и Джорджа с Эльзой во всём, но гораздо масштабнее. А помогал в этом сам прототип – Джордж Адамсон.

Virginia A. McKenna, Actress: «С самого начала работы над фильмом было решено, что мы будем делать его по-новому, что Джордж Адамсон, мы и львы будем на воле, а съёмочная группа в клетках. Для этого были очень весомые причины: именно мы должны были наладить отношения с животными. Это сработало. К концу фильма мы сняли двадцать животных разных возрастов и размеров, и, примерно, четверых-пятерых из них мы довольно близко узнали. По-моему нам удалось немного понять, какие отношения могут возникнуть между человеком и диким животным. В частности с опасным диким созданием, с хищником, например, львом».

Новаторский подход к съёмке принёс громадный успех, и историю «Рождённой свободной» узнала многомиллионная аудитория. Она произвела на самих звёзд фильма такое впечатление, что они стали проповедниками природоохранного движения.

В кино Эльзу отпустили на волю, но со львами, которые в нём снялись, поступили иначе. После окончания съёмок всех их продали в зоопарки, чтобы продюсеры могли возместить некоторые расходы производства. Билл Трэверс и Вирджиния Маккена увидели в этом предательство идеалов «Рождённой свободной». Они усиленно добивались того, чтобы всех львов отпустили на волю. В итоге продюсеры уступили: три льва из фильма – Бой, Гёл и Угас – были отправлены в лагерь Джорджа в Меру (Meru National Park), где началась их реабилитация. Вдохновлённые успехом Билл и Вирджиния сняли первый документальный фильм о львах, с которыми они работали.

Virginia A. McKenna, Actress: «Билл уехал в Меру, в крошечный лагерь Джорджа снимать первые документальные фильмы. Я осталась дома и сильно завидовала: он там развлекается, а я осталась с детьми…»

После «Львов на свободе» Билл и Вирджиния сняли художественный фильм о кенийской слонихе Поли-Поли, которая после съёмок отправилась в лондонский зоопарк. В 1983-м слониха умерла в неволе. После провальных попыток её вызволить, Трэверс решил, что пора не только снимать фильмы. Они основали общество, объяснявшее, почему диких животных нельзя держать в неволе – движение, направленное на закрытие самых худших зоопарков. Сначала оно называлось «Контроль зоопарков», нов 1991-м было переименовано в Фонд «Рождённые свободными» (Born Free Foundation), а охват диких животных был расширен до дельфинов и жирафов. Фонд работает уже более двадцати пяти лет. Фондом управляет сын Билла Трэверса и Вирджинии Маккены Уилл (Will Travers). Он непосредственно наблюдал, как менялось значение и название фонда за пятьдесят лет с выхода книги.

Will Travers, CEO The Born Free Foundation: «Рождённые свободными» – это бренд, но бренд очень ценный, породистый, с богатым наследием, которое начинается с книги, продолжается фильмом, а затем фондом, который существует двадцать пять лет. когда люди, которым небезразличны животные, слышат «Рождённые свободными», они понимают, что за этим стоит, хотя могут и не знать, чем мы занимаемся».

За пятьдесят лет с момента публикации книги Адамсоны стали легендой природоохранного движения. Вирджиния очень дорожит своей дружбой с ними.

Virginia A. McKenna, Actress: «…в первый раз я стояла там (на могиле Эльзы) в 1965-м с Джой Адамсон, она пригласила меня, и я три дня разделяла её глубокие чувства к этому животному. Львы не устают меня восхищать, это моё любимое животное. Я всех животных люблю, но из-за «Рождённой свободной» ко львам у меня особые чувства».

В течение шестидесятых-семидесятых публика изменила своё мнение о содержании животных в неволе. Удешевление воздушных перевозок в купе с желанием наблюдать животных в природе, создало туристическую индустрию с оборотом в миллиарды долларов.

Prof. William Adams, University of Cambridge: «Рождённая свободной» создала в умах американцев и европейцев новое представление об африканской природе. Это удивительное место, где можно видеть диких животных, и куда можно поехать и установить с этими животными длительные отношения. Но это неверная картина отношений между людьми и животными, такая картина не помогает природоохране. Деньги от такого туризма, прежде чем дойти до простых африканцев, проходят через много рук, местным, обычно, достаётся очень мало. Так что заповедники и резерваты в каком-то смысле песочница для европейских туристов».

Без сомнения, туристические деньги поддерживают такие заповедники, как Меру. Но чтобы получить эти деньги, нужно показывать туристам крупных африканских животных, в особенности львов. Это внушает опасения, что фокусируясь на привлекательных животных, мы упускаем из виду всё разнообразие жизни.

Prof. William Adams: «Весь акцент на защите редких, хищных и красивых зверей. А это не особенно помогает. В плане благополучия конкретных животных, защита отдельных видов или особей даёт хороший результат, но сохранению экосистемы Восточной Африки такой подход способствует лишь в малой степени».

Will Travers, CEOThe Born Free Foundation: «Конкретные истории очень ценны: мы можем проследить за животным от рождения до смерти. Если рассказывать конкретные истории, их можно вписывать в общий контекст и способствовать решению проблемы».

Жаркие споры продолжаются, и история «Рождённой свободной» зажила собственной жизнью, отдельно от Джой и Джорджа Адамсонов. А тем временем и они жили своей жизнью, которая окончилась вовсе не голливудским хэппи-эндом. В середине шестидесятых Адамсоны по-прежнему жили в Меру, но в разных лагерях, на разных концах парка. Джой выпустила на волю гепарда по имени Пиппа, успешно развив с ним удивительные отношения, как и с Эльзой. Хотя Эльза умерла за несколько лет до того, Джой верила, что иногда она направляет её в работе.

Joy Adamson, naturalist, artist, and author: «Конечно, приходилось осторожничать, чтобы не приняли за ненормальную, – я ведь нормальная, – по крайней мере друзья так считают. Но это ни с чем не сравнимый опыт: во мне есть сила, которая иногда действует через меня, как будто говорит мне, что делать. Я просто посредник, медиум».

Джой написала о работе с Пиппой две книги. Они, как и «Рождённая свободной», с её последующими частями, принесли ей миллионы на природоохранную деятельность. Большую часть этих денег она потратила на основание четырёх Национальных парков и заповедников в Кении, в том числе Меру.

Пока Джой работала с Пиппой, Джордж продолжал реабилитировать и возвращать на волю львов. Его работа стремя львами из первого фильма – Боем, Гёл и Угасом – поначалу шла хорошо, но успех длился не вечно.

Dr. Charlotte Uhlenbroek: «Адамсоны были невероятно наивные в своих устремлениях. Сама идея вырастить львят без страха перед человеком, а затем выпустить их в заповеднике, неподалёку от которого есть люди, готовые их убить, – невероятная глупость».

Adrian House, Adamsons Publisher & Biographer: «Думаю, Джордж понимал, что выпускать львов в дикую природу – крайне опасная профессия. Не бывает безопасных львов, он это знал и считал, что отпускать их – не преступление. Вероятно, он и вправду недооценивал опасность».

В 1969-м его любимый лев Бой напал на ребёнка в машине. Боя должны были застрелить, но он избежал смертного приговора и был депортирован из Меру. Джордж нашёл для него пристанище в Центральной Кении, в Коре. Здесь он мог дать новый старт проекту. С помощником Стенли он основал лагерь, но вскоре Бой напал снова.

George Adamson, British wildlife conservationist and author: «Бой держал Стенли в пасти. Я помчался к нему. Бой бросил Стенли и отошёл в кусты. Я прошёл мимо Стенли и выстрелил Бою в сердце. Через несколько секунд я был рядом со Стенли. Я начал осматривать раны, и тут он умер».

Убийство Боя – это самое трудное дело в жизни Джорджа, оно оставило глубокий след в его душе. В его дневнике описано, что он чувствовал.

Tony Fitzjohn, George's Assistant 1971-1988: «Машина, в которую стреляли по дороге к взлётной полосе, стояла у канавы. Джордж притормозил, почти остановился. Три сомалийца возле машины пустили девушку «по рукам». Джордж это увидел и разозлился. Он наверняка знал, что у него нет шансов, и что это самоубийство. Он проехал, стреляя из окна… В него тоже стреляли. Пули попадали в машину, и в него тоже попали, но не убили. А когда он с ними поравнялся, он не справился с управлением и съехал с дороги в кусты. Выстрел, который его убил, пришёл со спины. Пуля пробила позвоночник».

В суматохе девушке, на выручку которой поспешил Джордж, удалось сбежать.

Adrian House, Adamsons Publisher & Biographer: «Он не возражал против такой смерти: в дом престарелых ему не хотелось, – жизнь на коляске не для него».

Virginia A. McKenna, Actress: «Хотя ужасно, что его убили, он умер в заповеднике, который любил».

Похороны прошли в Коре пару дней спустя. О гибели Джорджа узнал весь Западный мир, и многие прилетели отдать последнюю дань. Это убийство вызвало бескомпромиссную реакцию Кенийской службы дикой природы.

Кора была провозглашена Кенийским Национальным парком (Kora National Park) – достойное наследие трудов Джорджа. Со времени похорон Джорджа в Коре не выпустили на волю ни одного нового льва, но есть планы снова начать их реабилитацию.

Охраной природы в Кении начало заниматься ещё Британское колониальное правительство. Она продолжилась и после обретения независимости в 63-м году, когда африканцы сами занялись своей природой. [T.17.XLI]

 
 
     
 

…уникальная связь между Эльзой и Адамсонами раз и навсегда изменила наше отношение ко львам: она привела к драматичным, непредсказуемым и трагичным событиям, которые ощущаются до сих пор.

…и Джордж, и Джой погибли страшной смертью, но в пятидесятых Африка, которая прославила их, была полна романтики и приключений: буш был ещё диким и предлагал свободу. Егерь Джордж смотрел за территорией размером с Британию – повсюду дикие звери и ни одного человека.

«Рождённая свободной» – это фильм, основанный на книге Джой, но звездой был Джордж – настоящий герой…

…любовь Джой к Эльзе с самого начала была огромной: у неё было три выкидыша, она не могла зачать, и её материнский инстинкт был не удовлетворён. Так Эльза стала частью семьи.

Жизнь была сложнее сказки, которая нарисована в книге. Это касается не только Адамсонов: возвращение Эльзы на волю было опаснее, чем описано в книге. Буш Кении – суровое и жестокое место, где прайды всегда прогонят одинокую львицу. То, что Эльза вообще выжила, было чудом.

Prof. Craig Packer, University of Minnesota: «Возвращение в природу ужасно для самого льва, потому что там небезопасно. Это постоянные разборки. А если ты один против многих, ты не знаешь местности, а они знают каждый дюйм, и у них есть социальные связи. И, вдруг, новичок. Что у нас здесь? Они найдут тебя в темноте и поймают. Проблема в том, что никто не хочет видеть: на самом деле природа жестока и безжалостна».

Sir David Attenborough, Naturalist: «Рождённая свободной» – это прекрасный миф, который убеждает нас в том, что мы часть природы и ничего плохого не может случиться. Смерть, разрушения и боль в этот миф не входят, а они – часть дикой природы».

Эльза продолжала раскрывать львиные тайны и после смерти. Она стала бессмертной благодаря фильму «Рождённая свободной».

…приятный голливудский фильм стал хитом. На премьере с Лестер-Сквер (Leicester Square) присутствовал весь бомонд. Фильм получил семь наград. Впервые стало возможным любить льва… [T.17.XLVII]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4