ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XI. Vis Divina; Vis Humana; Vis Naturalis; Leo dominatus 2; la Force (Сила); Иероглиф (крепко сжимающую что-либо ладонь руки).

   

Людмила ЛАЗАРЕВА, племянница Ирины Бугримовой: «…казалось бы, у неё образ был Женщины-Вамп, но она была очень добрым человеком».

Геннадий РОТМАН, заслуженный артист России: «Она очень красивая была. Потому что где-то в её жилах текла как бы татарско-азиатская кровь. Это как бы коктейль такой, он всегда даёт красивые планы».

Эльвина ПОДЧЕРНИКОВА, народная артистка России: «Она была жёсткая. Она была величественная. Среди львов она была диктатор».

Ирина Николаевна Бугримова – первая женщина-укротитель на арене советского цирка. Её львы проделывают сложные трюки…

И каждый день она выходила на арену, зная, чем это может закончиться.

Борис БИРЮКОВ, народный артист России: «Её же много раз рвали. И она каждый раз выходила, улыбаясь – «Нате. Я здесь».

Борис ФЕДОТОВ, заслуженный артист России: «А познакомились мы с ней, это был 71-й год. Приехала Ирина Николаевна на гастроли. Ну, для меня, конечно, была больная честь, когда меня представили народной артистке укротительнице львов. И когда ей сказали, что вот этот молодой человек, вот он готовит номер с животными, она посмотрела на меня таким взглядом… И какая-то у неё тоска была во взгляде. И спустя годы я понял смысл этого взгляда, потому что работа с животными это очень и очень непростой труд».

Ирина Бугримова: «Те животные, которые работают в цирке, я вот скажу, что они получают довольно интересную жизнь. Они ждут своего часа работать идти. У них вырабатывается какой-то рефлекс на роботу».

О своих партнёрах, а именно так дрессировщики в цирке называют животных, Ирина Николаевна могла говорить бесконечно долго.

Людмила ЛАЗАРЕВА, племянница Ирины Бугримовой: «И львов она очень любила, они, по-моему, её тоже. Потому что они разные бывали…

Она очень смешно рассказывала…

Знаешь, они есть такие вот, талантливые, а есть такая деревня, вот он что-то одно выучит и делает это, и делает, и делает. Есть творческие львы. Так что там, в общем-то, сложные отношения были, почти семейные».

мать Ирины дворянка, отец-профессор ветеринарного института. Ира родилась 13-го марта 1910-го года в Харькове и была младшей в семье. Ирина с успехом окончила балетную школу, но балериной ей стать было не суждено: она не на шутку увлеклась спортом. В 17 лет стала чемпионкой Украины в толкании ядра, а через год в метании диска. Но больше всего девушке хотелось стать каскадёром.

Однако жизнь распорядилась по-своему.

Ирина познакомилась с другим мастером на все руки, спортсменом, музыкантом, цирковым артистом, Александром Буслаевым. Он предложил ей сделать совместный номер для цирка. Родители, конечно, пришли в ужас: девочка из порядочной семьи – и циркачка – это же клеймо на всю жизнь. Но Ирину это не остановило…

В 1937-м году она появилась на арене цирка уже два раза за вечер.

Борис БИРЮКОВ, народный артист России: «Пусть не обижаются на меня дрессировщики, которые работают с тиграми: лев – сложнее животное. Неспроста на льва надели корону царя зверей. Вы понимаете, что лев, он характерный. Он свою самку не делит; тигр – делит. Лев никогда не побежит: когда ему больно, он, наоборот, будет наступать. Лев, короче говоря, это настоящий мужик».

Людмила ЛАЗАРЕВА, племянница Ирины Бугримовой: «В Харькове это случилось. Вот трёх львёнков привезли, она прямо влюбилась в них. Один из этих львят, который Цезарь назывался, – вот Гай, Юлий, Цезарь она их называла, – это не просто Цезарь. Потому что он был просто как пещерный лев. Он был большой, и когда, вот, в сорок первом году, когда на неё напали, он её защищал».

Борис БИРЮКОВ, народный артист России: «Она была львицей Цезаря. Цезарь уже был пожилым львом, он был очень привязан к Ирине Николаевне. А это молодёжь была вокруг. Один из львов прямо напрямую развернулся, бросился на Ирину Николаевну, а Цезарь спрыгнул с места. Он отдёрнул Ирину от этого льва. И львы бросились на Цезаря. Цезарь – это был уникальный лев, который отработал двадцать три года, он уже не мог вставать: у него отказали лапы. Но он каждый раз, когда мы брали животных на работу, он кричал первые дни так что «как так может быть, что львы уходят, а я сижу в клетке». Но мы его возили до последнего, пока он не отошёл. Мы его с почестями похоронили…

Вот я говорю, а меня подмывает, потому что… (слёзы наворачиваются)».

Борис ФЕДОТОВ, заслуженный артист России: «Ну, это была действительно не дрессировщица, это была укротительница. Это была женщина, красивая, с таким самообладанием, то есть верили, что ей действительно, ей ничего не страшно. Трюки, которые она делала с этими львами они, в общем то запомнились. И когда лев ходит по канату, и когда раскачивался на площадке, типа трапеции…».

Геннадий РОТМАН, заслуженный артист России: «В то время, конечно, было какое-то удивление и потрясение. Вы знаете, когда женщина, и вдруг там начинает льва за гриву тягать, там, и всё, с ними качается…

Вот там публика же вот так (взмахивает руками) балдела. В то время у неё только был этот трюк, потому уже Маргарита Назарова и другие, а так это было очень впечатляюще. Потом она, она сама была настолько артистична вообще вся, вот, она была актрисой хорошей».

Эльвина ПОДЧЕРНИКОВА, народная артистка России: «Образ в манеже, тоже образ был героини. Она выходила, она была хозяйкой этих львов, она была хозяйкой своего положения».

Ирина Бугримова (1996г.): «Дело в том, что я создала свою школу дрессировки. И я, как мне сразу сказал управляющий, который дал мне добро на мою работу, только одна в клетке «Это героический жанр, и вы должны быть в клетке одна». А когда сейчас и муж, и жена, и детей приводят туда, – это же базар, – уже героизм то исчезает, пропадает».

Ирина Николаевна выходила замуж дважды, но с каждым из супругов пробыла недолго. С Александром Буслаевым дрессировщица рассталась вскоре после войны. Со вторым мужем, – артистом Константином Пармакяном, – отношения тоже не сложились. Бугримова так и не смогла найти мужчину сильнее себя, а любимая работа отнимала всё её время и душевные силы».

Борис БИРЮКОВ, народный артист России: «…но вся жизнь у неё проходила в цирке. У неё поэтому и детей не было, потому что вместо детей у неё были её животные

Вы понимаете, с животным нужно быть много времени, чтобы он стал хорошим артистом».

Эльвина ПОДЧЕРНИКОВА, народная артистка России: «Без цирка нельзя, поэтому я говорю, что цирк, он нужен в любое время. И в радости, и в горе, всё равно он нужен цирк. В Киеве цирк разбомбили, и всё-таки разгребли площадь. Приехала Ирина Николаевна работать, и я туда приехала работать».

Борис ФЕДОТОВ, заслуженный артист России: «Когда вот заходит человек в клетку с хищниками, хищник не разбирается это мужчина или женщина. И всё время должен быть человек в напряжении, должен быть человек сконцентрирован, чтобы показать высокий класс дрессуры и не только войти в клетку, но потом ещё и выйти из неё».

Борис БИРЮКОВ, народный артист России: «Если дрессировщику страшно, то дрессировщик должен моментально уходить из клетки и заниматься другим делом».

Ирина Бугримова: «Конечно, нужно быть очень острожным с хищником, предвидеть, следить за ним. Не упускать, вы понимаете, его из поля зрения, не смотря на то, что я до двадцати львов заводила в клетку…

И у меня сзади то глаз не было, а их надо держать. Хищник остаётся хищником: из льва собаку сделать нельзя. Всё равно когда-нибудь проснётся зверь…».

Борис БИРЮКОВ, народный артист России: «Сейчас у нас и космонавты, и телевидение, всё! А в то время это была героиня, можно сказать. Когда Бугримова приезжала в город, это было паломничество, в кассу стаяли кварталами очереди. Выше не было по значимости».

В одно из последних интервью Ирина Николаевна говорила: «Для меня главным стала работа, я отдавалась ей полностью и никогда не пожалела об этом, хотя и осталась одна. У меня было много трудных моментов в жизни, и я всё переборола, перетерпела, сделала, доказала. Жизнь – это борьба, преодоление весь смысл. Я очень люблю жизнь со всеми её сюрпризами». [T.10.CLIX]

 

 
     
 

– Каких же зверей вы укрощаете?

– Я сумею справиться с самым лютым из них! – самоуверенно усмехнулся молодой человек. – Здесь у меня лев, две львицы, тигр, леопард, две пантеры и медведь.

– Можно ли мне будет посмотреть на этих зверей?

– Разумеется, когда вам угодно.

Каров вышел им навстречу и предложил свои услуги в качестве чичероне.

– Нет, благодарю вас... Мне бы хотелось самой войти в клетку.

– Помилуйте! Вы не умеете с ними обращаться! Да они вас растерзают!

– Я хочу только попробовать.

– Вы шутите? – спросил Сесавин.

– Нет, я говорю серьезно. Если Господу не угодно, чтобы я умерла сегодня, – лев меня не тронет. Меня так и тянет в эту клетку; я и сама не знаю, что со мной происходит

– Я готов повиноваться, но вы войдете туда вместе со мной.

Я войду в эту клетку одна, – повторила Эмма и прибавила, обращаясь к Карову: – Подайте мне ваш хлыст и отоприте дверь.

Сесавин, бледный, как полотно, стоял перед клеткой, любуясь неустрашимой красавицей, которая так хладнокровно подвергала свою жизнь опасности.

– Вставай! – воскликнула она, толкнув льва ногой в бок. – Растерзай меня, если осмелишься! – и удары хлыста так и посыпались на хищника и его сожительниц.

Озадаченные звери грозно зарычали и попятились. Лев, колотя хвостом по полу, присел на задние лапы, глаза его метали искры... Сердца присутствующих замерли от ужаса... Гибель Эммы казалась неизбежной... А она, отбросив в сторону хлыст и сложив руки на груди, стояла перед разъяренным зверем, словно христианская мученица посреди арены.

– Да будет воля Божия, – проговорила она твердым голосом.

Лев встал на ноги, поднял голову, пристально посмотрел на Эмму и затем преспокойно растянулся у ее ног.

В эту минуту Каров с быстротой молнии подхватил девушку на руки и захлопнул дверь клетки.

– Редкая, невероятная отвага, – проговорил он, едва переведя дух.

По губам красавицы скользнула самодовольная усмешка.

***

… и теми и другими овладело какое-то непонятное, тревожное ощущение, всем так и чудилось, что в комнате невидимо присутствует очаровательная таинственная героиня трагического приключения. Сильнее других испытывал это чувство граф Солтык. Он был уже заочно влюблён в Эмму Малютину, как некогда, в дни своей юности, в древнюю царицу Семирамиду. Он верил в силу магнетизма, но мог ли он в эту минуту подозревать, что юная жрица неведомой ему секты мечтает о том, как бы поймать его в свои сети. Случайно взглянул он на Анюту и подумал: «Просто хорошенькая девочка, которую забавляют канарейки, а не борьба со львами!..»

Леопольд фон Захер-Мазох [B.93.1]

 

Белый и бурый медведи – дальние родственники, живут до тридцати лет, зимой впадают в спячку. Высота Белых медведей на задних лапах – в среднем два с половиной метра, бурых – два метра. Средний вес Бурого медведя – двести килограммов, Белого – шестьсот. Белый медведь – кровожадный охотник, Бурый – мирный собиратель – корешки, травки ягоды, изредка падаль. На людей и животных Белые медведи бросаются всегда, Бурые – только в состоянии острого голода. [T.3.XXIX.3]

 

Это длилось две недели. Мне всё уже было ясно, я совсем намеревался уже дать отбой, как вдруг получил доклад: всё ОК, жертв и разрушений нет, процедура завершена благополучно. Сашка сияет в ожидании премиальных, потирает костлявые свои ручонки профессионального садиста, Серёга сыто жмурится, довольный, словно тигр, задравший, наконец, своего дрессировщика, а я сижу тут же, как бы случайно присутствую при ихнем докладе, будто дерьмом накормленный, и ничего не понимаю…

Б. СТРУГАЦКИЙ [B.50.8]

 

 
     
 

В детстве она мечтала стать балериной. В пятнадцать попала в плен. Это был сорок первый год. Что ей пришлось пережить за долгих четыре года, она не рассказывала даже близким. В двадцать пять эта бесстрашная женщина впервые вошла в клетку к тиграм. В тридцать её лицо знала вся страна. В тридцать пять ей рукоплескал весь мир. Всё закончилось в один момент. Знаменитая укротительница тигров, звезда фильма «Полосатый рейс», Маргарита Назарова уединилась в своей квартире. Она закрыла дверь перед всеми, кто её любил. Впереди нищета, забвение и двадцать лет полного одиночества.

Маргарита родилась в обычной семье, не имеющей отношения к цирку. Мама – учительница, папа – лесник. Они жили недалеко от Ленинграда, в городе Пушкине. Маргарита была старшей из трёх сестёр. Семь лет она занималась в балетной студии, счастливое детство закончилось внезапно: началась война.

После освобождения Маргарита нашла семью в Прибалтике. Ей было девятнадцать. Она хотела осуществить свою мечту – стать балериной, – но её взяли только в кордебалет Даугавпилсского театра. Здесь она познакомилась с Константином Константиновским, режиссёром театра. И Маргарита влюбилась…

Михаил БАГДАСАРОВ, народный артист СССР: «Он был красивый мужик, мы перед ним – пигмеи. Это высота! Это… ну, просто… Ну, это мужик, это русский мужик… Вы не представляете, какие они были красивые оба! Я то видел, я то пацаном был. И какие они красивые были оба. Они дополняли друг другу. И Маргарита Назарова, и Константиновский – это одно целое!»

…он начал обучать жену азам дрессуры. Отныне Назарова всё своё свободное время проводила у клеток хищников вместе с Константином. Она оказалась способной ученицей. Ей хотелось, чтобы муж гордился её смелостью. Хотя порой приходилось терпеть грубость своего учителя. Но в мире дрессуры нет мужчин и женщин, здесь свои жёсткие законы. Константин во всём помогал жене. Он ещё не догадывался, что сделав из неё дрессировщицу, сам станет её ассистентом.

«Здравствуйте, тигры», приветствовала будущая укротительница своих первых воспитанников; Ахилла, Байкалочку, Раду и Пурша. Того самого Пурша, которого она полюбит как собственного ребёнка, и который будет предан ей как никто из людей. Так начнётся самая красивая история любви человека и зверя.

Михаил БАГДАСАРОВ, народный артист СССР: «Пурш знал, что такое ошейник. Вы не представляете как. Как только ошейник берёшь, всё, Пурш превращался в артиста. Ну такого, знаете, который: вот я сейчас выхожу на люди!. Пурш идёт, никого он и ничего не трогал».

Ручной хищник со временем станет любимцем миллионов зрителей во всём мире.

В 1954-м году состоялась премьера нового фильма с участием Назаровой и Пурша «Укротительница тигров». В этом фильме Маргарита Назарова впервые оказалась в роли дрессировщицы на арене цирка. Она дублировала актрису Людмилу Касаткину. Пускай зритель пока не видит её лица, но она уже дрессировщица. Именно Назарова исполняет все трюки с животными в кадре. А главная героиня фильма актриса Касаткина всего лишь раз решилась войти в клетку к тиграм. Она безумно боялась. Однако режиссёр поставил условие: иначе фильма не будет. Только ради одного этого эпизода Касаткиной пришлось остаться с тиграми наедине.

Людмила КАСАТКИНА, народная артистка СССР: «Как я выходила из вольера после первой репетиции, я не помню. Но выходила сама. Иногда, говорят, некоторых ассистенток – но не Риточку, нет – иногда выносили. А Риточка была очень смелая. Она бросилась ко мне, мы обнялись. Я стою вся мокрая, плачу. Она говорит: «Не плач! Ну видишь, я же, вот, у меня же всё в порядке».

Успех картины был оглушительный. Об удачном дебюте начинающей дрессировщицы можно было узнать из любой газеты. «Отстрекатал аппарат, запечатлев на плёнке смелость, бесстрашие и силу воли молодой артистки. Молодая дрессировщица Маргарита Назарова – первая женщина, вошедшая в клетку к самым свирепым хищникам, – тиграм».

Мстислав ЗАПАШНЫЙ, народный артист СССР: «Увидали, что есть аттракцион готовый. И предложили Маргарите стать артисткой цирка, и она согласилась. Таким образом её оформили в цирк с тем аттракционом, который сделал ей Борис Афанасьевич Эдер».

Войти в цирк с киноэкрана не удавалось ещё никому. Цирковое сообщество восприняло её появление на арене неоднозначно. Кто она? Бывшая балерина. Выскочка.

С началом гастролей Назаровой по стране вышел на экраны фильм «Укротительница тигров». Все хотели увидеть лицо бесстрашной укротительницы, которая на самом деле повелевала тиграми с киноэкрана. Дебют прошёл, как и ожидалось, с оглушительным успехом

…в конце выступления Пурш съедал яичницу и укладывался спать на диване.

Михаил БАГДАСАРОВ, народный артист СССР: «Пурш – это такой лентяй, который выходил и ложился на этот диван и лежал. Всё! Пурш – это легенда. Это бездельник из бездельников. Пурш – это концертный тигр. На любых стадионах Пурш тут как тут. Он себя так вёл, его так крмили. Он только ел и лежал. Пуршик, сегодня на концерт! Вот это был Пурш, это, я же говорю, – тигр-легенда»

…он хоть и ручной, но всё же хищник.

В общественных местах Пурш и Маргарита были вне конкуренции. Однако на арене цирка первенство приходилось оспаривать. В пятидесятые годы первая женщина-укротительница тигров соперничала с первой женщиной-укротительницей львов.

Ирина Бугримова дрессировала свирепых хищников, однако манеры работы дрессировщиц отличались. Бугримова демонстрировала агрессивные наклонности зверей. Её львы рычали, бросались, замахивались лапой. Но всё это не всерьёз: сценки такого рода с ними специально репетировали. Назарова, напротив, работала мягко, ласково, в буквальном смысле целуясь и обнимаясь со своими полосатыми артистами.

Мстислав ЗАПАШНЫЙ, народный артист СССР: «Её работа с тиграми была абсолютно… отличалась от всех тогда работ. Она работала без нажима, без каких-то палок».

…наконец в июле пятьдесят седьмого, на закрытии Шестого Всемирного фестиваля молодёжи советский цирк представил программу «Юность празднует». В заключительном отделении Маргарита Назарова с аттракционом «Водная феерия». Её выступление пресса называла поразительным зрелищем. Для Назаровой это была вершина цирковой карьеры.

Международное жюри Московского фестиваля присудило молодой дрессировщице премию первой степени – Золотую медаль. Назарова получила звание Заслуженной артистки РСФСР. А Константиновскому объявили благодарность за участие в подготовке номера. Триумф в работе стал началом семейной драмы…

Михаил БАГДАСАРОВ, народный артист СССР: «Всё время: Маргарита Назарова и её муж Константиновский. Маргарита Назарова, вот, а это её супруг Константиновский. Вот это его немножечко задевало. Он иногда говорил «Пошла ты туда-то. Это ты – моя жена!»

Мстислав ЗАПАШНЫЙ, народный артист СССР: «…о Маргарите ходили буквально легенды».

«Чудо-женщина», «Королева тигров мира» – писали парижские газеты. «Её мужество временами кажется ужасающим. Она делает с тиграми всё, что захочет. Это несомненно предел того, что можно требовать от этого рода животных».

В Европе в это время особенно пристально следили за работой укротителей. Незадолго до гастролей Назаровой произошла страшная трагедия. В Испании хищник загрыз дрессировщика. Зрители всего мира восхищались отвагой Маргариты Назаровой.

Мстислав ЗАПАШНЫЙ, народный артист СССР: «То, что происходило на гастролях, оно поражало всех. Наш Карандаш даже ревновал немножко, потому что вот так реагировал зритель, как реагировала пресса. Что ей проходу просто не давали».

…назревал скандал. Костя категорически против. Они поссорились, и он уехал. Рита осталась одна. Когда они расставались, всегда случалось несчастье. Назарова отправилась на гастроли в Германию. Во время выступления она потеряла контроль над тиграми. Никто не успел прийти ей на помощь. Израненную Назарову увезли в госпиталь.

Алексей КОНСТАНТИНОВСКИЙ, сын Маргариты Назаровой: «Травм было очень много у неё. И ноги порванные, и руки порваны, и грудь порвана, и спина тоже порвана».

Врачи поражались её терпению. Ни боль, ни страх не могли заставить Риту отказаться от нового риска. Она всегда возвращалась к своим тиграм.

Когда Константин узнал о трагедии, он тут же вылетел к жене. Он чувствовал себя виноватым, потому что не должен был оставлять её одну. Жизнь Маргариты была вне опасности, но она перенесла психологический шок. На восстановление может уйти много времени. Константин не отходил от жены ни на шаг…

…в семье любовь и согласие. И главное – она ждёт ребёнка. Для супругов эта беременность – самое долгожданное и сокровенное известие. Несколько лет назад они пережили тяжёлую утрату – первый ребёнок погиб во младенчестве. Костя и Рита теперь, как никогда держались друг за друга. Это их шанс забыть все обиды и снова стать счастливыми. Мальчика назвали Алёшей…

Назарова абсолютно счастлива – любящий муж, ребёнок. Однако личное счастье могло помешать продолжению блестящей карьеры. Ещё до родов Маргарите предложили главную роль в кинокомедии «Полосатый рейс». Теперь знаменитая укротительница могла стать киноактрисой. Её обаятельную улыбку увидит вся страна. Рита колебалась, но Константин убедил жену, что они смогут продолжать работу и заниматься ребёнком.

…впервые стали узнавать на улице после выхода на экраны нашумевшей кинокомедии «Полосатый рейс». Для участия в картине были приглашены знаменитые комедийные актёры: Евгений Леонов, Алексей Грибов, Алексей Смирнов. Это был уникальный фильм: никто в мире не пытался снимать хищников без клетки на корабле. Зрители с замиранием сердца смотрели кадры фильма, в которых Маргарита Назарова так раскованно и бесстрашно управлялась с тиграми и львом.

…многие эпизоды приходилось снимать без дублей: повтор трюков слишком опасен и непредсказуем.

Мстислав ЗАПАШНЫЙ, народный артист СССР: «Опасные были съёмки, потому что ну просто выпустить на палубу животных, которое могло прыгнуть через борт в воду и уплыть. И погибнуть могло это животное. Понимаете, могло привести к каким-то неприятностям».

Когда все трудности остались позади, на артистов обрушилась невиданная доселе слава. Звезда советского цирка Назарова теперь победно улыбалась с киноафиш. Её заваливали письмами со всего мира. По мотивам кинофильма ставили спектакли, писали книги. Реплики из кино с удовольствием и сейчас цитируют миллионы людей.

Однако купаться в лучах славы Маргарите пришлось одной, без мужа. После работы над фильмом их отношения вновь дали серьёзную трещину. И они снова расстались.

В 1964-м году во время гастролей тяжело заболел Пурш. Больного тигра надеялись довезти до Москвы. …тигр умер от сахарного диабета. Это была её первая большая утрата. Укротительница осталась без верного друга и надёжного партнёра. Такого тигра заменить невозможно. Он подарил ей десять лет преданной любви и оставил в память о себе пять звёздных ролей в кино.

Михаил БАГДАСАРОВ, народный артист СССР: «И они второго тигра уже не могли сделать такого, как Пурш, потому что это животное индивидуальное. Это случай, таких бывает очень мало. Вундеркинд такой был».

Назарова долго не могла смириться с этой потерей. Корила себя за то, что слишком часто баловала его сладостями и в итоге не уберегла. Пурш был лидером стаи, её вожаком. Для неё смерть тигра стала страшным ударом. С ним она чувствовала себя защищённой.

Мстислав ЗАПАШНЫЙ, народный артист СССР: «Она изменилась очень. Она, ну, будем так говорить по-простому, профессионально, она стала очень остерегаться, бояться животных».

В 1968-м году на «Мосфильме» начали снимать художественный фильм «Сегодня новый аттракцион». Автором сценария выступил Константин Константиновский. В основу сюжета были положены факты из жизни Маргариты Назаровой. Тогда ей было сорок два года. Она уже живая легенда. Маргариту заваливали любовными письмами. Были и мимолётные романы.

Мстислав ЗАПАШНЫЙ, народный артист СССР: «Она очень красивая была женщина. Статная, высокая. Умела улыбаться, и ей шла эта улыбка. Она артистичная очень была».

Константиновский безусловно всё понимал. Отношения с ней теперь стали игрой. Всю свою ревность и обиду он пытался переводить в шутку и постоянно изводил её разными выходками. Назарова болезненно реагировала на его выпады. Случалось, что семейные сцены наблюдали и коллеги по работе. Маргарита была уверена, что муж простит ей любую обиду и никогда не уйдёт. Но она ошибалась.

…после обследования сообщили диагноз: рак головного мозга. Делать операцию бессмысленно. Вероятность того, что смерть произойдёт на операционном столе – девяносто девять процентов. Тем не менее Костя хотел испытать судьбу. Он никогда ничего не боялся. Но для операции нужно было согласие жены. После долгих споров Рита подписала необходимые бумаги. Больше они никогда не увидятся.

Назарова в это время была на гастролях в другом городе. Руководство цирка не отпустило её к мужу: срывать гастроли невозможно – аншлаги. Она приехала, когда его уже не стало. На похороны.

Алексей КОНСТАНТИНОВСКИЙ, сын Маргариты Назаровой: «Она очень тяжело восприняла смерть отца. И потом, она считала, что она где-то виновата».

Назарова не могла смириться с мыслью, что Константина больше не будет рядом. Она чувствовала себя слабой и беззащитной. Маргарита пережила нервный срыв и попала в психиатрическую больницу. Оправиться от такого удара она не смогла до конца своих дней. Поначалу Маргарита Петровна иногда ещё появлялась на людях, она изредка заходила в цирк в Нижнем Новгороде…

Её давно перестали узнавать, имя великой укротительницы было забыто. Маргарита Петровна удалилась в свой отдельный мир, в котором ей никто не помешает любить и быть любимой. И никто не увидит её сломленной и раздавленной. Она закрыла дверь, отключила телефон и двадцать лет жила в полном одиночестве.

Маргарита Назарова умерла в 2005-м году. Всемирно известную дрессировщицу, легенду цирка, Почётного гражданина Нижнего Новгорода похоронили за городом за казённый счёт… [T.2.XXXIII]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ