ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе 2; Petra cubica; Forma; Auctoritas; Adaptatio; l'Empereur (Император); Иероглиф (Грудь). |
||||||
Другим примером умышленного изменения чтения являются соображения благочестивого порядка, связанные, в частности, с Божественным Именем ( יַהַוה ) [yahăwé] или ( יַהוה ) [yahwé] (так называемая тетраграмма). Это Имя настолько свято, что произносить его вслух не полагается. В тексте Священного Писания сохраняются лишь четыре согласные буквы тетраграммы. Это кетив. Вслух же полагается произносить ( אַדנָי ) [’ădōnāy] Господь мой. Это керэ И огласовка от керэ ставится в тексте под кетив, образуя искусственную и совершенно невозможную форму ( יהוָה ) [yehōwâ] Иегова, где составное шва под (א) заменено на простое шва под (י). Так как Божественное Имя встречается в Библии постоянно, то редакторы печатных изданий не сочли необходимым отмечать правильное прочтение керэ на полях или в примечаниях. Предполагается, что читатель сам знает. что следует произносить в данном случае. Такое керэ называется постоянным (perpetuum). [В Кумранских свитках пророка Исайи керэ Божественного Имени обычно надписывается над кетив. Это древний способ замены, относящийся к периоду до введения знаков огласовки] [B.17]
Sabaōth f pl. indecl. (евр.) Саваоф, т. е. (небесные) воинства Eccl: Dominus (Deus) S. Eccl бог воинств (ср. «бог браней» у Пушкина). [B.32]
|
||||||
…в ответ Авраам и его люди, которые станут народом Израиля, обязались почитать Единого Бога. Thomas Cahill, MFA, honorary doctor from Alfred University in New York, Author «The Gifts of the Jews»: «Это новая идея, подобной ей раньше не было. Бог, в нашем понимании этого слова, до Авраама не существовал». Сегодня трудно оценить насколько радикальной, наверное, была эта идея в мире, где господствовал политеизм – поклонение множеству богов и идолов. …они прославляют силу, которая, как сказано в Библии, является главным различием между евреями и другими народами – их Бога. В позднем иудаизме Имя Бога считается настолько священным, что Его нельзя произносить вслух. Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «Мы точно не знаем, что Оно означает и как Его произносили. Но, судя по всему, это Имя Бога Израиля. То есть, в каком-то смысле обращением к нему было «Бог», а Его Именем – четыре буквы – «YHWH» (ЯХВХ). Мы полагаем, что оно произносилось как «Яхве». Но слово «Яхве» появляется только в еврейской Библии, Его Имя не встречается ни в одном ханаанском тексте или истории. Так где же евреи нашли своего Бога? Поиски происхождения Яхве опять приводят учёных в Древний Египет. Здесь, в царском городе Карнак, более тысячи лет фараоны прославляли свою власть, возводя статуи и обелиски, и вырезая фрески на стенах храмов. Dr. Donald B. Redford, Pennsylvania State University: «Здесь, на северной стене Карнака, есть сцена, изображающая победы и битвы Сети Первого – отца Рамзеса Великого. Они были созданы в честь одной из величайших побед Сети над Шасу». Шасу были народом, жившим в пустынях на юге Ханаана, на территории современной Иордании и северных районов Саудовской Аравии примерно в то же время, когда появились евреи. В египетских текстах говорится, что название одного из мест, где жили Шасу, состояло из букв «YHW» (Я, Х и У), что, вероятно произносилось как «Ягу». Вполне возможно, что это было имя их бога-покровителя. В Библии место, где жили Шасу, называется Мадиамом. Именно там, как говорится в Библии, Моисей впервые встретил Яхве в виде «Горящего куста». Это случилось до Исхода. «…не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5) «И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших… послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх.3:15) Prof. Michael D. Coogan: «Итак, в египетских источниках мы находим слово, похожее на имя «Яхве», и описываемые события происходят недалеко от Мадиама. Моисей был в Мадиаме, там ему явилось божество и раскрыло ему Своё Имя – Яхве». …поскольку свидетельств, подтверждающих массовую миграцию, нет, некоторые учёные считают, что небольшая группа людей действительно убежала из Египта, но это были не евреи, а рабы-хананеи. По пути назад в Ханаан они прошли через Мадиам, где их вдохновили истории о боге Шасу по имени «Ягу». Prof. Carol L. Meyers, Duke University: «Они распространили идею о Боге, олицетворявшем Свободу, и дававшем людям возможность оставлять себе плоды собственного труда. Это было столь мощное послание, что оно объединило людей и дало им новое самосознание – Самосознание евреев». Это была смесь из лишённых прав хананеев, рабов, убежавших из Египта, и даже кочевников, решивших вести оседлый образ жизни. Библия называет их «Смешанной толпой». Prof. William G. Dever, University of Arizona: «Согласно еврейской Библии, Древний Израиль – это пёстрая толпа. Теперь мы знаем, что так оно и было. Но этих людей объединяли новые взгляды». История их бегства, сначала передававшаяся из уст в уста в стихах, помогла сформировать коллективное самосознание племён. Позднее, когда её записали, она стала «центральной темой» Библии – Исходом и Божественным Спасением. * …в восемнадцатом веке немецкие учёные нашли зацепку относительно того, кто написал Библию, она была скрыта в двух разных именах Бога. Prof. Michael D. Coogan: «Согласно одному мнению, Авраам знал Бога по Его личному Имени, которое условно произносится как «Яхве». Отрывки, в которых упоминается имя «Яхве» учёные стали обозначать буквой «Я». Prof. Michael D. Coogan: «Но согласно другому мнению, Авраам знал Бога просто как «Элохима». Это самое часто используемое слово в иврите для обозначения Бога». Этих двух разных авторов стали называть «Э» – «Элохим» (ELOHIM) и «Я» – «Яхве». Скорее всего, опираясь на стихи и песни, передаваемые из поколения в поколение, они оба написали свою версию далёкого прошлого Израиля – история об Аврааме и Земле Обетованной, о Моисее и Исходе. Prof. Michael D. Coogan: «Самый древний из этих источников – тот, что известен как «Я», многие учёные датируют его десятым веком до нашей эры – эпохой Давида и Соломона». * Но Иерусалим был не просто политическим центром – это был Центр Богослужения Prof. Shaye J.D. Cohen, Harvard University: «Очарование Иерусалима – это очарование Храма – один Храм для одного Бога. В результате Иерусалим и Храм стали мощными символами не только Единства Бога, но и Единства еврейского народа». Богослужение у древних евреев мало чем напоминает современный иудаизм. Оно было сосредоточено вокруг Храма, возведённого Соломоном – сыном Давида, – и воспринимаемого как вечное жилище Яхве. * Prof. Michael D. Coogan: «В Книге Царей говориться, что в конце седьмого века до нашей эры царю Иосии сказали, что в архивах Храма нашли манускрипт. Этот манускрипт принесли ему, и пока его читали, Иосия заплакал, так как понял, что это священный текст, содержащий священные законы, которые люди нарушали». Учёные считают, что пропавший манускрипт – это часть Пятой Книги Торы, «Второзаконие» – подробный свод законов и принципов их соблюдения. Он вдохновил ещё одну группу писцов седьмого века до нашей эры, которых учёные называют «Авторами Д». согласно «Документарной гипотезе», после «Я» и «Э», «Д» – это третья группа писцов, которые написали часть еврейской Библии. Писцы «Д» пересказывают историю Исхода и вновь подтверждают, что Моисей заключил Завет между Богом и евреями. * Согласно общепринятой «Документарной гипотезе», именно здесь в Вавилоне, вдали от их домов, оставшихся в Израиле, эти священники и писцы составили бóльшую часть еврейской Библии, известной нам сегодня. Учёные называют этих авторов «С», или «Священническим источником». Prof. Michael D. Coogan: «Именно авторы «С» взяли все более древние традиции, а также источники «Я», «Э», «Д» и все другие и объединили их в то, что известно нам как «Тора» или первые Пять Книг Библии». Авторы «С» не только собирали материал, но также редактировали его и писали версию далёкого прошлого Израиля. В том числе историю об Аврааме и его Завете с Богом через обряд обрезания, который выделяет евреев как народ и обеспечивает их Завет с Богом. Prof. Shaye J.D. Cohen: «Именно во время плена изгнанники поняли, что даже вдали от родной земли, без Храма, священников и царей, они могут служить Богу, быть верными Ему и следовать Заповедям божьим. Так появился иудаизм». Сведя вмести истории об их прошлом, которые были изначально написаны писцами «Я», «Э» и «Д» – Исход из рабства к Свободе, Моисея и Десять Заповедей, путешествие Авраама к Земле Обетованной, – авторы «С» создали то, что сегодня известно нам как первые Пять Книг Библии. По предположению современных учёных, Тора – первые Пять Книг Библии – приобрела окончательный вид во время Вавилонского Плена. На евреев давили громадные храмы и гигантские статуи вавилонских богов. К тому же им пришлось искать ответ на ключевой вопрос: «Почему их бог – Яхве – их предал?» Prof. William G. Dever: «Вот оттуда идёт понимание того, что причиной их краха был политеизм. В конечном итоге остался лишь один Бог». *
Prof. Gabriel Barkay, Bar-Ilan University: «Мы приехали сюда и раскопали семь гробниц. Они датируются седьмым веком до нашей эры, то есть примерно временами жизни царя Иосии. Но когда обнаружили эти гробницы, они уже были разграблены, поэтому многого мы не ждали». …но пол был обрушившимся потолком, и под ним были артефакты, уцелевшие после нашествия мародёров. Среди сотен предметов могильной утвари выделялся один артефакт. Prof. Gabriel Barkay: «Он был похож на окурок: цилиндрической формы, сантиметров двух с половиной в длину, около сантиметра в диаметре. Было совершенно ясно, что он серебряный. Это был какой-то крошечный свиток». Там же был обнаружен второй свиток, чуть поменьше. Оба они были отвезены в лабораторию Израильского музея. Prof. Gabriel Barkay: «Первое, что я мог расшифровать сразу же на месте, было слове «Яхве» – непроизносимое Имя Бога из четырёх букв». Дальнейшее исследование выявило другие слова и удивительно знакомую молитву, которую и поныне произносят в синагогах и церквях: «…да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Книга «Числа», глава шестая, стихи с двадцать четвёртого по двадцать шестой) Dr. Andrew G. Vaughn, Executive Director of American Schools of Oriental Research: «Без сомнения два этих амулета содержат благословения священников, которые приводятся в шестой главе «Чисел». Вот почему эти надписи так важны, ведь это самые древние, имеющиеся у нас упоминания письменных библейских рассказов». «Серебряные свитки», содержащие благословение священников, были написаны на четыре столетия раньше самых древних «Свитков Мёртвого моря». [T.21.XVIII.1]
Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…мы видим в храме в Судане (175 kB) «Та Шасу». «Та» – это «земля». «Страна Шасу». «Ягве». Мы говорим с вами о народе шасу, у которых их божество – это Ягве. Более того, если мы вспомним Пятикнижие, где нам прямым слогом говорится, что Господь Бог Израиля происходит из Эдома, то мы должны сделать совершенно потрясающий вывод – по крайней мере, часть нас, часть израильтян происходят из небольшого племени, которое жило где-то на юге современной Иордании, может быть в Синае, и уже в тринадцатом-двенадцатом веке до нашей эры их главное божество (даже в Танахе он называется Эль, Элион), он уже тогда был верховным богом израильтян». [P.125.204]
|
||||||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…первое, что мы должны знать о Боге – это имя. Потому что мы тогда можем к нему обратиться: мы можем его позвать по этому имени, и мы можем вступить с ним в разговор. Если этого нет, то слово Бог – это всего лишь прекрасная абстракция, которая не позволяет нам ничего ему сказать. И он говорит Моисею «Я тот, кто Я есть» – «Я существую». Более того, этот еврейский глагол «Быть», он означает актуальное присутствие: не просто «существует нечто, но «я присутствую» – «я присутствую такой, каким я присутствую», «я здесь, такой, какой я есть». …он присутствует в нашей жизни, он вмешивается в эту жизнь, что она ему не безразлична». [P.125.284]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Сейте себе по правде, и пожнете плод милости, распахивайте себе целину; ныне – время искать Господа…» (Ос.10:12) [В масоретском тексте Яхве] Вот это постоянная тема пророков – «Искать Господа». Это не значит говорить «Он у меня в кармане сидит…» Но «поиск Господа» – это постоянный процесс – это распахивание целины…» [P.125.476]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…царь Давид получает особое откровение от Господа, что его потомки всегда будут сидеть на престоле израилевом. Престола в данный момент нет: эта территория порабощена римлянами – Израильское царство не существует. Мессия должен прийти его восстановить, конечно же он будет из династии Давида. Как же Давид по вдохновению называет его Господом, когда говорит: сказал Господь Бог Господу моему. По-гречески, как и по-русски «сказал Господь Господу моему…» (Мф. 22:44) звучит довольно невнятно. Это цитата: Псалом 109, самый первый стих. «Сказал Господь Господу моему» – говорит псалмопевец. Господь на Небесах, и в еврейском тексте стоит тетраграмма – то имя Божие, которое обычно переводим как «Господь» вслед за греческим переводом (за Септуагинтой). А второе слово «Адони» – «Мой господин» – которое, собственно, обозначает человека здесь, на земле. И тот Господь, который на Небесах, сказал моему господину-царю «Сиди одесную меня». [P.125.642]
|
||||||
Prof. Thomas C. Römer, University of Lausanne: «Можно сказать, что эпизод с Казнями повествует о борьбе богов: фараон представляет богов Египта, целый пантеон. Поражая фараона, Яхве поражает египетских богов – основная идея Казней – показать, что Яхве сильнее Египта, сильнее фараона и богов, которых тот представляет». Чудо с Первой казнью не принесло евреям свободу: «Ожесточилось – говорит Библия – сердце фараона». Prof. Jan Assmann, University of Heidelberg: «Моисей борется с упрямым фараоном: тот слишком высокого мнения о себе – деспот, угнетатель, капризный самодур. Но это взгляд противника, на самом деле это было не так. Над фараоном тоже были боги, и он отвечал перед ними. Библия ни слова не говорит о том, что у египтян было собственное представление о справедливости, а фараон отдавал себе отчёт, что над ним есть боги». [T.10.CCLXVI.1] Распадение давидовой монархии имело ближайшим последствием потерю евреями всякого политического значения. Мы видели, что Египет немедленно вступил в свои права; однако, внутренние дела снова отвлекли его от внешней политики. На смену явились другие кандидаты в гегемоны, и прежде всего с ними пришлось столкнуться северному царству. Иеровоам (933 – 912), сделавшись царём, должен был пойти по тому же пути, что до него Гедеон и Давид и вообще все ханаанские владетели, – ему предстояло заняться организацией национального культа, необходимого для самостоятельного государства, в особенности же теперь, когда Ковчег Завета остался в Иерусалиме, в пределах враждебного царства. Мы знаем, что Иеровоаму не могло быть в этом отношении затруднений – территория Израиля усеяна древними местами культа, чтившимися ранее Иерусалима и давно уже усвоенными Иегове. Выбор его остановился на Вефиле и Дане, – на юге и севере государства; здесь Иегову чтили в виде золотого тельца. Этот культ был объявлен государственным, и вместе с тем приобрели общественное значение местные праздники, соединённые с ярмарками, конечно в подрыв Иудее, не только религиозный, но и экономический, но вместе с тем и к усилению ханаанизации израильской религии и ослаблению национального сознания. Иеровоам стремился и политически обессилить Иудею, по крайней мере III книга Царств говорит: «война была между Ровоамом и между Иеровоамом во все дни жизни его». Но в еврейской истории и религии всё необычайно. Подобно тому, как религия Иеговы, очистившись от ханаанства, сделалась наиболее высокой верой в единого бога, так и из этих вещателей уже в X веке выделились могучие личности, сделавшиеся духовными вождями народа и религиозными индивидуалистами, причём элемент экстаза отступает, а то и совсем незаметен. Уже Давид окружён пророками (Натан, Гад), к голосу которых прислушивается, с которыми советуется, и которые дерзновенно обличают сильного царя. * …среди такой обстановки является в пределы северного царства вдохновенный пастух из иудейского города Фекоа – Амос. Он – человек из народа, но не без образования. Он знает историю своего народа и соседей, он знаком и с вавилоно-ханаанской мифологией. Он обладает поэтическим талантом, но ещё в большей степени верой в своё божественное посланничество: «Жена твоя будет распутствовать в городе, сыновья и дочери падут от Меча, земля твоя будет разделена верёвкой, а ты умрёшь на земле нечистой, и Израиль будет непременно выселен из земли своей». Последнее было центром проповеди Амоса, и это было наиболее неприемлемым и даже кощунственным для его слушателей. Они веровали в избранничество Израиля, в его постоянную связь с Иеговой, в явление дня господня. Амос учит, что Иегова не только бог Израиля, но в равной мере и бог всех других народов… Итак, Иегова – бог всего мира и всех народов. Он требует не обрядов культа, которые иногда могут даже быть для него мерзостью, а правды. Этика выше культа; Иегова – не столько естественный защитник Израиля, сколько правосудный и благой владыка мира, который не остановится пред уничтожением своего народа, если последний окажется недостойным его. Это были совершенно новые идеи, и тем более для нас непонятно, как мог Амос и следовавшие за ним пророки так смело идти с ними, по-видимому, совершенно не предполагая, что они возвещают не что-либо разумеющееся само собой, а нечто неслыханное и неприемлемое. Проповедь Амоса может быть с полным правом названа ступенью к христианству. …действительность показала, что Исаия был прав. Синахериб похоронил свою славу под стенами Иерусалима, Иудея была не только пощажена, но и прославлена, тогда как Израиль уже двадцать лет не существовал. Вера в Сион, как избранное место, нашла себе убедительное подтверждение, ассирийская партия потеряла кредит, а вместе с ней пало и влияние иноземных культур. Царь Езекия до конца жизни слушается пророка Исайи и начинает очищать Иерусалим от языческих пережитков и наслоений – даже древний «медный змий» был уничтожен. Но очищать культ еще не значит очищать сердца, а что обращение было слишком поверхностно и не могло удовлетворить благочестивых и пророков, это доказали последующие события. Через немного лет Ассирия опять рассеяла иллюзии: при Асархаддоне было бы безумием предпринимать освободительные попытки, и мы видели сына Езекии Манассию (685 – 642) уже сразу после разрушения Сидона в числе его вассалов. Ассирийская партия овладела двенадцатилетним царём и победила; в политическом отношении эта победа обусловила для Иудеи ещё полстолетия спокойного существования, хотя и на условии вассальных отношений. Но, как и всегда, влияние и успехи той или иной партии были в то же время победой той или другой культуры, и едва ли когда-либо раньше Иудея подвергалась более сильному влиянию ассиро-вавилонской цивилизации, как именно в это время. А так как господство её означало отсутствие национальной исключительности, то была открыта дверь и вообще всяким влияниям. Слабые результаты попыток Езекии были уничтожены, и в Иерусалимском храме водворено идолопоклонство и мерзости, худшие «всего того, что делали Амореи». Самым ужасным было установление человеческих жертвоприношений в честь Молоха, и сам царь «провёл чрез огонь» своего сына в долине «Сынов Хинномовых». Повидимому, эти страшные жертвы отвечали настроению не менее страшного времени, полного крови, переворотов и политических потрясений. Когда падала Ниневия, ликованию не было границ, и оно довело до безумной попытки оказать сопротивление сыну Псаметиха – Нехао II (610 – 594), который захотел принять участие в дележе ассирийского наследства и вступил в Азию. Результаты были такие, каких следовало ожидать: встретив фараона при Мегиддо, Иосия был разбит и пал в битве (609), Иудея сделалась вассалом Египта. Чрез три года Нехао был разбит при Кархемише и прогнан домой великим сыном Набупаласара – Навуходоносором II, и на горизонте появился такой завоеватель, какого Иудея не видала уже 60 лет. Ликование сменилось отчаянием. Одни поняли событие таким образом, что Иегова бессилен, а потому нечего чтить его, другие – что ему неугодна реформа Иосии и лучше вернуться к старине, иные, непоколебимые в своей вере, считали всё происшедшее последним испытанием, за которым уже последует обещанное царство божие – мировладычество Иуды. Преемники Иосии, его сыновья, царствовавшие один за другим: Иоаким с сыном Иехониею и Седекия были люди мало религиозные вообще ещё при жизни отца и легко примкнули к первым двум категориям, перестав считаться с религиозной реформой. Но они были в хороших отношениях и к людям третьей категории, которые верили многочисленным лжепророкам, предвещавшим погибель халдеев. Они не мешали царям сидеть спокойно и говорили им угодное. …Бог Иерусалима и Синая есть единый владыка вселенной: всё творится по воле его; в руках его все народы и царства; если его храм разрушен, а народ уведён, то это случилось не потому, что он оказался слабее Ассура и Мардука, а в виду особенных причин, вызвавших гнев его на избранный народ. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
|
||||||
Имя израильского бога записывалось четырьмя согласными буквами, как латинские YHVH. Гласные не писались, и, так как более поздние израильтяне предпочитали не использовать имя бога по суеверным причинам, эти гласные остались неизвестными. Вошло в употребление имя Иегова, но оно почти наверняка неправильное, и современные учёные предпочитают имя Яхве. * Израиль избрал Иеровоама своим царём и учредил столицу в Сихеме. Что естественно, так как царь был ефремлянином, а Сихем – древней столицей ефремлян. Однако дни славы этого племени давно минули, и в скором времени столица переместилась в Фирцу, расположенную в восьми милях к северу и занимавшую более центральное положение. И потом, так же как Давид добивался, чтобы столица не делала верховенство Иуды столь очевидным, Иеровоаму приходилось избегать внешнего проявления господства ефремлян. Для нового царства Иеровоаму необходимо было создать религиозный центр. Естественным шагом было бы заново отстроить Силом и вернуть ему прежнее положение. Но Иеровоам, избегая опять-таки доминирования ефремлян, этого не сделал. На самом деле ему, возможно, хотелось ослабить партию пророков, которая помогла ему получить власть, и избежать централизации культа. Он основал два культовых центра: один на крайнем юге царства в Бетеле, всего в десяти милях от Иерусалима, а другой на самом севере своего царства в Дане. В каждом из этих центров он установил фигуру молодого буйвола (обычный символ плодородия, который особенно близок племени Ефрема). Партию пророков ужаснули эти нововведения, и она перешла в оппозицию. С этого момента на протяжении почти всего существования Израиля продолжалась упорная вражда между монархией и партией проповедников, и она была постоянным источником ослабления государства. В течение двух последующих столетий священнослужители и Израиля, и Иудеи собирали предания древних времён и записывали их. Легенды северного царства использовали имя божества Элохим (Elohim), и эти легенды составили документ, который ныне называется Е-документ. Предания южного царства применяли имя Яхве (Yahveh), и документ назывался Y-документом. Эти два сокращения гораздо удобнее, чем может показаться на первый взгляд, так как они обозначают и племя Ефрема, и племя Иуды, поэтому их можно рассматривать как географические обозначения. По существу, оба представляют одни и те же предания, которые сложились в основном во времена царства Израиль-Иуда, когда Давид и Соломон пытались создать общую, передаваемую из поколения в поколение историю. В них содержались туманные сведения о создании человека и его ранней жизни; о великом потопе и о том, что за ним последовало, то есть предания, общие для всего Ближнего Востока и основанные на шумерских хрониках. Затем шли истории патриархов – Авраама, Исаака и Иакова; об их ранней жизни в Ханаане и их праве на эту землю, полученном от самого Господа. Была там и история двенадцати сыновей Иакова, представляющих десять племён союза израильтян и племя Иуды с её ветвью – племенем Симеона; история о путешествии одного из этих сыновей, Иосифа – отца Ефраима и Маннасии, – в Египет; предание о рабстве в Египте и избавлении, полученном от творца Законов Моисея, а также о скитаниях по пустыне и окончательном завоевании Ханаана под руководством Иисуса Навина. Документы Е и Y имеют различия в деталях и стиле, но у нас нет оригиналов ни того ни другого. То, что составляет первые шесть книг Библии, представляет собой собранную и отредактированную версию первых двух, к которым были добавлены другие материалы. Такое общее наследие, признанное обоими народами, и в определённой степени общая религия, – хотя ритуалы северян больше подверглись ханаанскому влиянию, а ритуалы южан остались проще и примитивнее, – не помешали тому, что война стала обычным состоянием отношений между двумя этими царствами. Война между Израилем и Иудеей тлела неопределённо долго и была причиной ослабления обоих государств. Ровоам, царь Иуды, умер в 915 г. до н. э., процарствовав всего семь лет. * В 627 г. до н. э. скончался Ашшурбанапал. Он был последним великим ассирийским царём, и после его смерти сразу же начались восстания среди покорённых народов. В Ассирии начался период стремительного и окончательного упадка. Иуда оказалась в числе тех покорённых государств, которые воспользовались благоприятной обстановкой. Иудейская армия быстро двинулась на север, туда, где некогда был Израиль, оккупировала земли почти до самого Дамаска и захватила Трансиорданию. Впервые за три века после смерти Соломона территории Израиля и Иуды оказались объединены под властью династии Давида, правящей из Иерусалима. В 622 г. до н. э. Иосия повелел полностью обновить Иерусалимский храм, сильно обветшавший за тот долгий период, который начался со смертью последнего яхвистского царя шестьдесят пять лет назад. Яхвистские священники, ожидавшие этого с нетерпением, были готовы. Первосвященник Хелкия объявляет о находке в тайной нише каменной стены храма старинной Книги Закона. Циники предположили бы, что эта копия была изготовлена самими священниками, но народ убедили в ином. Книга Закона, провозглашавшая яхвизм единственной допустимой религией и способствовавшая усилению власти священников, просуществовала якобы шесть веков со времён легендарного Моисея, получившего Закон в окончательном и неизменном виде от самого Господа на горе Синай. Точное содержание Книги Закона никому не известно. Она не сохранилась. Большинство библейских исследователей, однако, почти уверены, что оно очень близко тому, что мы называем сейчас Второзаконием, где приведены речи, предположительно самого Моисея, которые он произнёс перед израильским народом до перехода через Иордан, незадолго до своей смерти. Иосия признал эту книгу подлинной реликвией и немедленно начал осуществлять радикальную религиозную реформу. В стране искоренялись любые культы неяхвистского толка. Все местные святилища, яхвистские и неяхвистские, были закрыты, и все местные богослужения запрещены. Иерусалимский храм сделали единственной святыней, и Иосия присутствовал на грандиозной Пасхе, которая, казалось, свидетельствовала о том, что Иуда вновь вступает в золотую эру Давида и Соломона. * Во всяком случае, они так и сделали, и их позицию выразил один пророк, оказавшийся выдающимся поэтом, но навсегда оставшийся безымянным. Его сочинения приписали жившему примерно на два века раньше пророку Исайе, чтобы им больше верили, и эти тексты появляются в Книге Исайи с сороковой главы. Если предыдущие главы касаются периода правления Сенаххериба, то в последующих главах вдруг возникает Кир. Поэтому пророка, который жил позднее, называют Вторым Исайей. Второй Исайя приветствовал приход Кира и одновременно предложил новый взгляд на Яхве. Яхве больше не был просто богом евреев и единственным, которому они могли поклоняться. Он не был даже просто величайшим богом во Вселенной; он был единственным богом в мире и единственным, кому имело смысл поклоняться любому человеку. Яхве стал одинаково богом евреев и неевреев. Согласно такому взгляду на вещи, вся история была частью замысла Божьего. Если Иерусалим и его храм оказались разрушенными, то это деяние Бога, а Навуходоносор был орудием в его руках. Когда придёт время восстановить Иерусалим и храм, это тоже будет деяние Бога, и орудием его станет Кир. Именно со Вторым Исайей пришёл настоящий монотеизм, вера в определённое божественное существо как в единого и единственного бога в мире. Так истинный монотеизм стал ещё одним великим нововведением, которое дали миру народы из западной части Плодородного полумесяца. Айзек Азимов [B.129.3]
|
||||||
Тетрадь (от греч. τετράδιον – четвертая часть листа, от греч. τέτρα – «четыре»)
Фолиант (нем. Foliant от лат. Folium – «лист»)
folium, ī n 1) лист, иногда собир. листва (fici, myrti, pini PM): f. Sibyllae J изречение Сибиллы (записанное на листьях); 2) лист нарда Pall, Cld; 3) лист бумаги или пергамента Macr; 4) пустяк, безделица (folia et nugae merae Ap). [B.32]
У листа (растения) – центральная жила: раз – сложил вдоль неё, два – поперёк. Первая ось – Запад-Восток (восход-закат), вторая – по Полярной звезде. Сложил год – получил сезоны (посевная – сбор урожая).
– Но они же вымерли! Одновременно с мамонтами! – Все когда-нибудь вымирают, – философски заметил Хена. – Медведи тоже когда-нибудь вымрут. И волки. В купе повисло озадаченное молчание. Арик украдкой покосился на Лайка – тот всё ещё напоминал театрала на любимом, досконально, назубок изученном спектакле. – Стоп, стоп, – дошло наконец до Симонова. – Получается, что когда ты родился смилодоны ещё не вымерли? Арик невольно вздрогнул и похолодел. Швед едва не подавился очередным глотком пива. Ефим озадаченно хлопал глазами. Лайк сиял и лучился. Ираклий улыбался – чуть снисходительно, чуть печально. Хена слопал кусочек очередного головоногого и в прежних интонациях развил мысль Симонова: – Угу. А те, кто оборачивается в ящера, получается, родились во времена динозавров? Большинству в купе стало немного легче. Как оказалось – зря. Потому что Хена как ни в чём не бывало добавил: – Но в данном случае ты прав. В своё время я общался и с дикими смилодонами тоже. Примерно в том месте, где сейчас Оренбург. Холод навалился с новой силой. Арик вспомнил свои недавние рассуждения о возрасте Иных – перед ним сидел живой пример. Реликт ушедших эпох. Почему-то Арик уверился: Хена не лжет. – Тьма, сколько ж тебе лет? – дрогнувшим голосом спросил Симонов. – Не знаю, – похоже Хену не слишком занимал собственный возраст. – Когда я родился, людям уже пришла в головы идея считать прожитые сезоны. Вот только известные им числа быстро закончились и долгое время мне было просто «много» лет. Но смилодонов и мамонтов я прекрасно помню. Впрочем, это всё вздор… Владимир ВАСИЛЬЕВ [B.132.1]
…казни приносят смерть и разрушения в великий город фараона. Этот библейский сюжет может указывать на историческое бедствие, которое привело к падению великого города Пер-Рамсес. Иудейский народ мог сохранить память об этом страшном событии, передавая сказания из уст в уста. Но еврейские рабы были не единственными выжившими. Множество египтян пережило падение Пер-Рамсеса, и уникальный папирус описывает их видение этого бедствия. Древнеегипетский документ поддерживает теорию о последовательности страшных природных бедствий в дельте Нила, которые привели к исчезновению города Пер-Рамсес. Написанный египетским писцом, этот документ открывает удивительные параллели с библейским сюжетом о казнях, он называется «Папирусом Ипувера». Четырёхметровый папирус хранится в Лейденском музее в Амстердаме. Он был написан за сотни лет до того, как был собран воедино Ветхий Завет. Египетский автор Ипувер поэтически описывает колоссальные масштабы бедствия в Египте. Этот сюжет очень похож на описание из Книги «Исход»: общество впадает в хаос и природа становится враждебной человеку, насылая на землю град и тьму. Скот и люди массово погибают. Dr. Robert D. Miller II, Catholic University of America: «Общество Египта зиждилось на Порядке: фараон должен был обеспечивать идеальный Порядок. И когда египтянам надо было описать серьёзное бедствие, они описывают его как Хаос и беспорядок. Именно такую трактовку предлагают тексты вроде «Речения Ипувера». Ипувер описывает временной период, когда всё разладилось, и описание, близкое к библейскому, присутствует в тексте, например, то, что вода превратилась в кровь. Думаю, автор Библии знал о приверженности египтян к Порядку» Библия и Папирус Ипувера – явные следствия изустных преданий, описывавших масштабные природные катаклизмы в дельте Нила. Но без ответа остаётся вопрос: «Действительно ли оба документа указывают на реальный исторический факт?» Dr. Robert D. Miller II, Catholic University of America: «Связь между «Книгой Исхода» и текстом вроде «Речений Ипувера» – это больше, чем просто совпадение элементов изустных преданий. Если можно так сказать – это два независимых разных текста, которые опираются на одно страшное событие, коснувшееся египетского народа, а не просто два описания одного и того же события с разных точек зрения». Dr. Eric H. Cline, George Washington University: «Одна из проблем, возникающих при появлении параллелей в разной литературе, особенно в литературе различных культур, как, например, описание Казней – это необходимость отследить события до какой-то общей отправной точки, когда что-то действительно произошло, и народ это запомнил. Можно сказать, что это так и есть, но можно сказать и прямо противоположное. Может быть, вообще нельзя установить, откуда возникла эта идея». Точная связь между двумя текстами вряд ли когда-либо будет установлена…[T.21.XIX]
|
||||||
Михаил СЕЛЕЗНЁВ, кандидат филологических наук: «…а двадцатый век принёс множество новых открытий, в первую очередь – археологических. Подозрение, насколько прямо так уж по Закону Моисееву жили древние евреи царского времени. Одна из самых шокирующих находок была сделана на Синайском полуострове. В то время, когда он был оккупирован израильтянами, там производили раскопки и раскопали местечко под названием Кунтиллет Аджрут. Там было найдено помещение восьмого века до нашей эры с находками совершенно сенсационными. «Да будет такой-то, такой-то благословлён Яхве Самарийским и его Ашерой», а на другом сосуде написано «…благословлён Яхве Теманским и его Ашерой». Бывает Зевс Олимпийский, Зевс Критский и так далее, но это в окружающем языческом мире. Шокирующая совершенно вещь, что Яхве бывают разные. Очень сложная картинка формирования истории древнееврейской религии. Библейские тексты, которые до нас дошли, они были сформированы либо исключительно, либо преимущественно в южном еврейском царстве – в Иерусалиме, поэтому априори любая религия Самарийская (Шамронская) должна восприниматься как нечто плохое – неправильное. Если они там у себя в северном царстве в Самарии (в Шамроне) построили храм и поклоняются, пуская даже, Яхве, он, априори храм не правильный и вера не правильная. Теманский: «теман» – по-еврейски попросту «Юг». С другой стороны – некоторые конкретные географические названия, географические места на юге Израиля, на границе пустыни». [P.141.17]
Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…но они отличались по формам ритуализации религии, по формам культа. До нас дошло относительно небольшое количество таких сведений о разных типах иудаизма: самый, наверное, известный – это «иудаизм храма» и то, что мы называем «самарянская» версия иудаизма. Самаряне – жители Самарии, иногда их называют вслед за французами, самаритянами – не почитали Храм в Иерусалиме, а совершали молитву, обращаясь к горе Гаризим. Кроме этого существовали и другие формы иудаизма: мы знаем из Нового Завета о существовании различных школ – фарисеев, саддукеев, и есть сведения о мистических школах, например, ессеи, которые жили в Иудейской пустыне. Были и разные другие школы, которые сложились во времена так называемого эллинистического иудаизма, то есть, после того, как Александр Македонский захватил весь Восток, и евреи оказались на территории эллинистического Царства Селевкидов. И вот в это время разных иудаизмов было много, но они были все объединены верой в одного Бога, а интерпретаций было много. Если мы попытаемся понять, откуда берётся культурная форма христианства, то мы совершенно чётко видим, что это харизматическая и, отчасти, мистическая форма иудаизма с очень важным элементом деритуализации, или модернизационного поворота, то есть, отказа от буквального понимания религиозного ритуала и обряда. Отказывается от того, чтобы буквально понимать субботний запрет на действия… Он соблюдал все формальные требования иудейского закона – Торы – и его ученики также соблюдали эти законы: и обрезание, и шаббат, и всё остальное. Просто к этим законам, к соблюдению этого прибавились ещё и христианские нормы – крещение, молитва воскресная и так далее». [P.141.18] * В Книге Бытия сказано, что Жертвоприношение Исаака произошло в Земле Мориа. По традиционной версии на той самой горе, где потом царь Соломон построил Иерусалимский храм. Однако, с точки зрения самарян, которую разделяют и некоторые учёные, Земля Мориа – это земля амореев, а, значит, место жертвоприношения – это гора Гаризим. Она находится в Сихеме, в самом центре Святой земли. [T.10.DCCXX.1]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…надо сказать, что четверная модель – четыре главы, четыре этапа, – это любимая ведантийская форма. Она предполагает, как и здесь, в Брахма-сутрах, три ступени. Если угодно – почти Гегель: тезис, антитезис и синтез. Но здесь тезис – это «Саманвайя», антитезис – «Авиродха» – это доказательство ошибочности противоположенных мнений. «Садхана» – это синтез. И, наконец, «Пхала» – это то, чего нет у Гегеля, но это обязательный в Индии элемент «логического квартета» – не триады, а квартета (тетрады). Это – бытование в вечном благе, которого достигает адепт. У Гегеля за одной логической триадой следует вторая, и синтез одной логической триады становится тезисом следующей логической триады. Вот индийцы страшно боятся такой дурной бесконечности, и они всегда предпочитают, чтобы всё завершалось триумфом четвёртого, которому уже нет конца. …учение о Четырёх состояниях сознания – это учение, как ни странно, не гносеологическое, а онтологическое. Потому что турия – это не гнозис Гегеля, а это онтос Платона». [P.125.563] * др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος – сущее, то, что существует III ὄν, gen. ὄντος τό [εἰμί] филос. сущее Plat., Arst. [B.169] * εἰμί (fut. ἔσομαι, impf. ἦν и ἦ; imper. ἴσθι; conjct. ὦ; opt. εἴην; inf. εἶναι; недостающ. формы aor. и pf. восполняются соотв. формами глагола γίγνομαι) 1) быть, существовать…; 2) (как глагол-связка; в praes. часто, но реже, чем по-русски, опускается)…; 3) быть, находиться, являться, оказываться…; 4) быть, значить, составлять, равняться…; 5) бывать, происходить, случаться, тж. обстоять…; 6) (с gen. characteristicus) быть или являться свойством, возможностью, обязанностью или долгом…; 7) быть сложенным, состоять…; 8) действительно быть, быть подлинным или истинным…; 9) относиться, касаться, быть причастным, принадлежать…; 10) происходить, вести свой род…; 11) (часто с gen. generis) быть…; 12) преимущ. impers. (= ἔξεστι) быть возможным, бывать (иногда), случаться…; 13) быть подчинённым, подвластным…[B.169]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Аристотель говорит очень чётко: чтобы понять любую вещь, мы должны исследовать четыре её причины. Причина – это больше, чем источник возникновения. Первая причина – это формальная причина – это форма любой вещи. у Аристотеля форма намного важнее содержания, хотя ни одна вещь не может быть чистой формой, кроме Бога. Формальная причина важнее материальной причины: материальная причина – это, если угодно, потенция, хотя они неразрывны друг с другом. Третья – это действующая причина – это то действие, которое создало предмет. Формальная причина человека – душа, а материальная – тело. Дихотомия души и тела – это аристотелианская категория: он иначе, чем Платон на всё это смотрит. А тело – это материальная субстанция души – «подставка» души (субстрат). Но в любом случае душа не может действовать без тела. Душа связана через тело со всем Миром, даже с Миром мысли. Действующая причина человека – это, конечно, его родители: они его создали. А вот финальная причина, без неё непонятен смысл вещи. Что заставляет заниматься такой категорией, как биология, если речь идёт о животном, или этикой, если речь идёт о человеке. Финальная причина – цель – «для чего?» …вода стремится к земле, а огонь стремится к небу. Можно сказать, что «Объект страсти Огня – Небо, а объект страсти Воды – это Земля». В то же время небо – это то, от чего вода отталкивается: она с неба падает на землю и стремится к земле». [P.125.113]
Глубока и диалектична по своей сути, хотя и не менее фантастична, картина сотворения мира, написанная иранским поэтом Фирдоуси в его поэме «Шах Наме». В переводе сотрудницы Ленинградского государственного университета В.С. Соколовой описание звучит так: «Как в нечто творец претворил ничто, Могущество божье явив через то. Четыре стихии, начала вещей, Призвал к бытию он властью своей: Огонь появился яркий, живой Средь вод и эфира над тёмной Землёй; В движеньи огня родилось тепло, Начало сухому оно дало; Затем от недвижности холод возник, От холода влажность явилась вмиг. Стихии в порядок тогда пришли И стали основой нашей Земли». Проф. А.А. Малахов. Доктор геолого-минералогических наук [B.165.6]
Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…и говорит, что человек создан из тех же элементов, из которых создан мир – «στοιχεία» или слова «elementa» латинское соответствует греческому «στοιχείον» – «стихия». [P.153/9] * στοιχεῖον τό 1) тень от стрелки солнечных часов…; 2) буква (с точка зрения её звукового достоинства), звук речи…; 3) филос. (материальное) первоначало, элемент, стихия: τὰ τῶν πάντων στοιχεῖα Plat. мировые стихии; ἀνηλεὲς σ. Babr. безжалостная стихия, т.е. море; ἡ ἀρχὴ καὶ τὸ σ. Arst. начало формирующее и начало вещественное; 4) начало, основа…; 5) основная идея, основоположение, принцип…; 6) астр. знак Зодиака (τὰ δώδεκα στοιχεῖα Diog.L.). [B.169]
|
||||||
Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…максимальная святость языковая – это Имя Божие. Со времён довольно древних, их трудно датировать, но уже в начале Второго Храма, уже в веке четвёртом до нашей эры Имя Божие собственное, которое Он открыл Моисею, евреи не произносили. Исход, 3-я глава, 14-15 стих. Он отвечает ему три раза. Это не передаёт перевод. Сначала Он сказал: «буду, кто буду» – это первое лицо, единственное число, будущее время глагола «быть». Что означает: «кто бы я ни был». То есть, первая половина 14-го стиха – Бог не отвечает. Это не передаёт перевод. Он говорит: «Кто бы я ни был». «Так скажи сынам Израиля: Будущий (Я буду) послал меня к вам». И 15-й стих: только в третий раз Он говорит «Ещё так сказал Бог: так скажи сынам Израилевым (то, что по-русски передаётся Господь; то, что по-гречески Кириос (κύριος); в благочестивом прочтении еврейском Адонай – Господь / Господин) Йюд-Хей-Вав-Хей». «Так скажи сынам израилевым: Господь – Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Имя моё навеки и память обо мне из рода в род». Итак, самым полным именем его становится четырёхбуквенное непроизносимое имя с добавлением «Элохе Исраэль» – «Бог Израиля, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Я не могу произнести этого имени не по избытку благочестия, а потому, что у него нет огласовки. «Йюд-Хей-Вав-Хей» – это согласные. В Первом храме это, видимо, как-то произносили до 586-го года. Но это, естественно, ни один текст от того времени до нас не дошёл. Во Втором храме уже не произносили. Уже в Кумране во втором веке писали так «Адонай», то есть, человек держал свиток, читал его вслух и вместо вот этих букв YHVH, читал вот эти ADNY – «Господин мой / Господь», как это сохранилось в греческом переводе и дошло до нас. Древний мир не знал чтения про себя: человек, может быть, хорошо знал, как это произносится. Но нельзя произносить, он и не произносит. А читать и не произносить люди не умели. Соответственно люди читали вслух одно вместо другого. Произносил во Втором храме только один раз в году первосвященник. Раз в году на Йом-Кипур – на «Судный день» – первосвященник входил в Святая Святых, кропил кровью жертвенной Ковчег (то место, где он когда-то был) и затем выбегал на балкон над Святая Святых и кропил народ этой кровью. При этом он выкрикивал это Имя. Однако народ лежал ниц, заткнув себе уши. И если он и слышал, то не повторял. Поэтому, когда разработали систему гласных, а разработали её только к десятому веку нашей эры, то стали огласовывать это слово (YHVH) с помощью букв этого слова (ADNY), так, чтобы человек, который читает вслух, он, чтобы с разгону по ошибке не мог прочесть никак иначе. Он видит эти гласные и читает «Адонай», а то, что здесь написано, он прочесть не может, потому что нет гласных. Дальше произошло небольшое несчастье. В 1529-м году в Виннице вышла из печати первая еврейская Библия, не переписанная, а напечатанная. И с течением времени это было транслитерировано на латынь и получилось слово «Иегова» – слово, которого не может быть по правилам образования еврейских… И поэтому эти несчастные люди, которые ходят и неожиданно заходят к вам в дом (Свидетели Иеговы), они поклоняются тому, чего нет, что произошло как ошибка. Такого слова на иврите нет. Первые два раза, когда Бог говорит о себе Моисею, Он называет «Будущий» – «Я буду», что, странно, никого не могло удовлетворить. Когда Он говорит третий раз, Он произносит нечто, по форме напоминающее причастие третьего лица единственное число, то есть «Ягве» – «Бытийствующий», что и было переведено на греческий «го он» (ὁ ὤν) – «Сущий» …имеющийся здесь «Йюд» указывает всё же на некоторую будущность – «есть сейчас и буду дальше». Но, как-то, о прошлом ничего не сказано. Поскольку первосвященник последний погиб во время разрушения Храма и не передал тайны. Поскольку в это время видимо уже никто не знал твёрдо правильную огласовку (как это должно звучать), она исчезла. И наверняка мы не знаем, как зовут Бога – каково Его собственное имя, а знаем точно только вот эту формулу «Адонай», которая передаёт это эвфемизмом. …судьбу всякого эвфемизма – его начинают тоже не произносить. Скажем, в французском языке: ни в одном языке нет подходящего слова для описания полового акта. Это слово по-французски заменили словом «безе» (le baiser), означающим «поцелуй». Через некоторое время говорить стало нельзя. И теперь ни один человек так не скажет, кроме русских людей, покупающих пирожное. Стали говорить «безу». Это слово вообще ничего не значит, но оно заменяет слово «поцелуй». Но прошло какое-то время, и говорить это стало нельзя. И теперь вместо «целую» говорят «обнимаю». А «целую» из приличного французского языка… И в нашем языке масса таких явлений можно проследить, вплоть до потери первого слова. Например, по-русски мы не знаем, как «медведя» зовут. То, что сакрально, то, что прикрыто эвфемизмом, исчезает. Так вот исчезло Божественное имя. И сейчас благочестивые евреи не говорят уже «Адонай» (Господь): они говорят «хашем» – «Имя». /( שֵֵׁם ) [šēm] имя [B.18]/ Отсюда всевозможные ходы еврейской мистики и даже магии. Кто знает Имя, тот, например, может слетать на Небеса. Что значит «знать Имя»? – Эти четыре буквы знают все, только не говорят. «Знать Имя» означает, во-первых, знать все 72 возможные перестановки из этих букв согласных. Во-вторых, уметь их правильно составлять: получается так называемая «Шем ха-Мефораш / Шемхамфораш» ( המפורש שם ) – полное имя. И оно составляется по особым правилам и наполняется особым смыслом, и, произнеся его, человек взлетает на Небо. Это и раньше Каббалы». [P.168/1]
|
||||||
…стоит ли удивляться аналогичному происшествию, имевшему место в XVIII веке? В веке, когда большинство людей ещё верило, что мир, как учил ирландский архиепископ Ашер, был создан в 4004-м году до н.э. Героем инцидента стал профессор естественных наук, доктор Берингер. Жил и работал он в Вюрцберге, в окрестностях которого нашли останки допотопных животных. Относительно этих находок у доктора Берингера было особое мнение — в частности, он утверждал, что эти животные никогда не существовали, что кости подбросил Бог, чтобы подвергнуть испытанию веру людей в Ветхий завет. Иначе говоря, это были, по его мнению, созданные самим Богом фальсификаты. Созданные, правда, с благой целью, но всё же подделка. Слушатели профессора не могли проглотить эту гротескную теорию. И однажды решили проучить чудака, правда, избрали довольно-таки жестокий способ. В том местечке, где Берингер самостоятельно проводил археологические раскопки, они закопали сфабрикованные керамические таблички с текстами на древнееврейском, арабском и вавилонском языках. На одной из табличек даже поставили подпись самого Яхве. Профессор впал в неописуемый восторг. Он тотчас же взялся за написание обширной научной статьи о находке. И тогда шутников охватил страх. Они в раскаянии признались и просили простить их. Но реакция профессора была более чем неожиданной. Он не поверил им и обвинил их в том, что завистники хотят лишить его славы великого первооткрывателя. Не обращая внимания на объяснения и протесты, он продолжал работать над книгой. Потратив большую часть своего состояния, он в 1728 году издал её в дорогой обложке, прекрасно оформленную многочисленными гравюрами с изображением находки. Зенон КОСИДОВСКИЙ [B.177.2]
|
||||||
1 - 2 |
||||||