ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф 2 (Рот Человека).

   

īn-scrībo, scrīpsī, scrīptum, ere 1) вписывать, писать (на), покрывать письменами, снабжать надписью, начертать (alicui rei или in aliquā re): i. nomen alicujus monumento C написать чьё-либо имя на памятнике; i. aliquid in animo C запечатлеть что-либо в памяти (в сердце); 2) надписывать, делать надпись (на) (i. statuam, epistulam C; lapis inscriptus Tib); 3) озаглавливать, давать заглавие: liber, qui «Oeconomicus» inscribitur C книга под заглавием «Хозяин»; aedes (venales) i. Pl, Ter вывесить на доме объявление о его продаже; i. aedes mercede Ter вывесить объявление о сдаче дома в наём; 4) адресовать (fasciculus inscriptus C); 5) приписывать, давать: i. sibi nomen philosophi C именовать себя философом; i. deos sceleri O приписывать своё преступление богам (оправдываться тем, что преступление совершено во имя богов); 6) обозначать, показывать: sua quemque deorum inscribit facies O на лице каждого бога написано (т. е. по виду каждого бога можно узнать), кто он; 7) налагать клеймо, клеймить (inscripta ergastula J); 8) вдавливать, вытиснуть (i. terrae vestigia Sil). [B.32]

 

ἀλφά-βητος ὁ и алфавит. [B.169]

 

γράμμα, γράμμαατος – буква [B.155]

γραμμά ἡ дор. Theocr. = γραμμή. [B.169]

γράμμα, ατος τό 1) черта, линия; рисунок (ὑφανταὶ γράμμασι ὑφαί Eur.; γράμμασιν τὰ ὀνόματα ἀπεικάζειν Plat.); 2) письменный знак, буква (λίθος γραμμάτων Ἀσσυρίων πλέος Her.); 3) знак числа, цифра (ὧραι γράμμασι δεικνύμεναι Anth.); 4) музыкальный знак, нота (γράμματα τῶν λυρικῶν Λύδια καὶ Φρύγια Anth.); 5) математический чертёж Diog.L.; 6) изображение, картина (ζῳογράφοι γράμματ’ ἔγραψαν Theocr.); 7) pl. алфавит, письменность (οἱ Φοίνικες ἐσήγαγον ἐς τοὺς Ἕλληνας γράμματα Her.); 8) pl. умение читать и писать, грамота (γράμματα διδάσκειν Dem. или παιδεύειν Arst.); 9) преимущ. pl. надпись, письмена (ἐς τὸν τάφον γράμματα ἐγκολάψαι Her.): τὸ ἐν Δελφοῖς γ. Plat. дельфийская надпись (т.е. «познай самого себя»); 10) pl. письменное послание, письмо (γράφειν γράμματα πρός τινα Her.): ὁ πρὸς τοῖς γράμμασι τεταγμένος Polyb. письмоводитель, писец, секретарь; 11) pl. запись, перечень, список (sc. τῶν ἐν ἑκάστῃ τῇ ἁμάξη χρημάτων Xen.); 12) pl. письменные документы (τὰ δημόσια γράμματα Dem.): τούτων τὰ γράμματα ἀπέδειξεν Lys. в доказательство этого он представил документы; 13) pl. государственные акты, указы, грамоты (γράμματα καὶ νόμοι Plat., Arst.; φυλάττειν τὰ γράμματα καὶ τὰ ψηφίσματα Arst.): οἱ κατὰ τὰ γράμματα νόμοι Arst. писаные законы; 14) pl. писаное правило (κατὰ γράμματα ἰατρεύεσθαι Arst.); 15) преимущ. pl. сочинение, книга (γράμματα ποιητῶν τε καὶ σοφιστῶν Xen.; τὸ γ. Ἀντιμάχου Anth.); 16) науки, просвещение (γραμμάτων ἄπειρος Plat.); 17) поздн. (лат. scripulum) грамм (мера веса = 1/24 унции). [B.169]

 

 
     
 

Человек научился говорить более ста тысяч лет назад, и всего лишь пять тысяч лет назад писать. Письмо – это устная речь в визуальной форме – изображение слов. Существует несколько систем письменности. Иероглифическое письмо использует отдельные символы для обозначения каждого слова, человека или понятия. Поэтому, чтобы описать что-либо, требуется огромное количество символов. Египетским писцам нужно было запоминать невероятное число самых невероятных иероглифов. Эту проблему решило изобретение алфавита – фонетической системы, которая оперирует звуками, а не понятиями. Это означает, что с его помощью можно сформировать любое слово, любую идею.

Алфавит – это код: мы кодируем, когда пишем, и декодируем, когда читаем. Более сложный в освоении, алфавит, также, более функционален: он позволяет перекодировать любой язык.

Однако все эти системы имеют одно и то же уязвимое место – если по той или иной причине код забыт, расшифровать тексты невозможно. Именно это едва не произошло с египетскими иероглифами. [T.10.DCXLI.5]

 

 
     
 

Béatrice André-Salvini, Directrice du département de lOrient Ancien, Musée du Louvre: «Настоящий Вавилон оставался скрытым от людского взора в течение веков. Пришлось дождаться археологических открытий в конце девятнадцатого века и, в особенности, расшифровки клинописных табличек, чтобы из мифа возникла реальность. Чтобы действительно открыть Вавилон, нам нужно было прочитать их. Цивилизация Междуречья, даже до того, как она стала «вавилонской», была цивилизацией на основе письменности. Письменность была тем, что объединяло весь этот регион».

(Charlotte BRECHIGNAC, college Jean Jaures, Clichy?): «…их изначальными мотивами были экономические. И так, что же тут написано?

…на этом этапе существовали только пиктограммы – маленькие значки и изображения, но эта система имела ограничения, потому что глаголы они записать не могли: ведь глагол – это нечто, что нельзя увидеть или потрогать, у него нет формы. Поэтому они изобрели идеограммы, или сочетание пиктограмм. Они группировали два или три изображения, чтобы выразить абстрактное понятие. Две параллельные линии означали «дружбу». Две перекрещивающиеся линии означали «противоположное» – разногласия, конфликт, вражду. Рисовать на глине не очень удобно, потому что это отнимает много времени.

…гораздо практичнее было бы убрать все изогнутые линии. Они были заменены на прямые линии, потому что прямые линии рисовать гораздо быстрее. Например, один клиновидный элемент означал «единицу». Но чтобы передать более сложное значение, им нужно было совместить несколько таких элементов, и тогда письменность стала настоящим искусством, которым владели писцы. Им нужно было, прямо как тем, кто учит музыкальные гаммы, запоминать число и форму знаков».

Béatrice André-Salvini, Directrice du département de lOrient Ancien, Musée du Louvre: «Они отпечатывали на глине информацию о природе и своей цивилизации, они описывали свой мир, каталогизировали его. И это отчасти объясняет наличие сотен тысяч этих табличек». [T.23.VII]

 

Клинопись, унаследованная вавилонянами и ассирийцами от шумерийцев, получила своё название от характерной формы знаков, которые выдавливались в мягкой глине палочкой треугольного сечения, в связи с чем выглядели как комбинации горизонтальных, вертикальных и косых клинышков. Она развилась из примитивного рисунчатого письма – пиктографии. Каждый клинописный знак в зависимости от контекста мог читаться и как слог, и как целое слово. Кроме того, клинописи свойственна полифония: каждый знак имел несколько различных значений, и слоговых, и идеографических. Для людей, знавших язык, выбор того или иного чтения знака в данном контексте не составлял особого труда. Всего известно около 400 клинописных знаков, из коих только 70 – 80 были наиболее употребительными.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

 
     
 

Dr. Douglas Vakoch, SETI Institute: «Обычной стартовой точкой межзвездного послания, неким универсальным языком, основными строительными блоками являются математические научные принципы. Представляется вероятным, что вы должны знать, по крайней мере, что дважды два – четыре».

Prof. Michio Kaku, City University of New York (CUNY): «Математика одинакова во всей Вселенной. Я физик, и одним из самых волнующих деяний для меня является написание уравнения впервые в истории. И, возможно на другой стороне Галактики сидит инопланетянин, который пишет то же самое уравнение другими знаками». [T.12.LXXVII]

 

…язык саамов имеет отчётливую связь с древнееврейским.

Линней был знаменит в ботаническом мире благодаря своим странствующим апостолам. Его система была применима на всех контитнентах, она прославила его на весь мир. Тема его последней лекции, прочитанной в 1772-м году, была «Триумф Природы».

«Желающий войти в Царство Природы, должен сначала войти в Храм Природы, чтобы заострить взор. В вестибюле ему придётся немного задержаться, чтобы выучить язык, который не труднее любого европейского языка. В равной степени важно выучить буквы, которых меньше чем у нас, а потом слоги и, наконец, слова. Когда он выучит и привыкнет ко всему этому, он сможет быстро читать природу». [T.10.CCXXX]

 

 
     
 

Знаки времени предвещают уход алфавита, а письмо, кажется, теряет своё значение. Мысль о потере письменного общения действительно пугает, ведь письмо – единственный способ сохранить человеческие мифы, традиции и познания за много веков. Артефакты могут служить напоминанием о древних цивилизациях, но без письма мысли человечества будут утеряны. Учёные небезосновательно называют создание письма рассветом истории, как будто всё, что было до этого, не происходило.

…во втором тысячелетии до нашей эры финикийцы создали первый алфавит. Он состоял не из пиктограмм, а из знаков, означающих отдельные слоги. Финикийцы использовали двадцать два знака, каждый из которых отвечал за один звук. Но у них не было символов для гласных звуков. Финикийская письменность была не только первой алфавитной письменностью в истории, но и самой значимой. Большинство современных алфавитов основываются на выдающемся культурном достижении финикийцев. Похоже, что на форму финикийских знаков повлияли иероглифы Египта, с которым у них были тесные экономические и дипломатические отношения.

Египетские иероглифы были пиктографическими – это графическая передача настоящего объекта с добавлением дополнительных знаков для большей точности. Существовал целый набор правил использования иероглифов. Строгая иерархия определяла порядок отдельных знаков, отдавая преимущество «божьим» и «святым» символам. Поскольку иероглифы использовались исключительно привилегированными кастами священников и писцов, они оставались неизменными, и за три тысячи лет истории так и не превратились в более простой стилизованный алфавит. Это была устойчивая традиция, которая со временем привела к отказу от иероглифов, а все знания о них были утрачены.

Греки внесли в финикийскую письменность гласные звуки. Для обозначения гласных они использовали финикийские знаки, не имеющие фонетических эквивалентов в греческом языке. Со временем «Алеф» – первая буква финикийского алфавита, означающая «Буйвол», эволюционировала в совершенно другой знак, больше не связанный с этим животным. Финикийцы делали акцент на простоте написания алфавита, а не на его эстетике. Греки изменяли её до тех пор, пока «Алеф» не стало «Альфой». От названия первых двух греческих букв и происходит слово «Алфавит».

Письмо в Древнем Риме было инструментом власти. Владение этим искусством было обязательным для управления огромной империей. Письменность позволила ввести в действие сложное законодательство.

В 780-х годах нашей эры возникло первая в Европе стандартизованная система письма – Каролингский минускул. Здесь впервые появились большие и маленькие буквы. Таким образом, Каролингский минускул стал предшественником всех современных западных систем письма. Монахи, изначально позаимствовавшие римский шрифт, писали собственным стилем. Художественное создание букв становилось всё более популярным. Таким образом, эстетическая форма стала важнее удобочитаемости. Из Каролингского минускула возник Романский шрифт, из которого, в свою очередь, сформировался продолговатый Готический шрифт – утончённый, но сложночитаемый.

Китайская письменность на основе картинок намного сложнее, ведь там одно слово соответствует одному символу. Другими словами, китайская письменность фиксирует значение слова, а не его звучание, тогда как западным языкам хватает двадцати шести знаков, чтобы описать целый мир. В Китае же, чтобы стать грамотным человеком, нужно запомнить тысячи знаков. Графические знаки, используемые в китайском языке, стимулируют правое полушарие мозга, где находится наш эмоциональный – «музыкальный» и творческий потенциал. С другой стороны, алфавит заставляет нас логично сочетать буквы друг с другом, из них строить слова, из слов – предложения, из предложений – строки. Это стимулирует левое полушарие мозга, отвечающее за логическое и аналитическое мышление.

Алфавит формирует наши мысли. Логический и аналитический характер западного мышления и наш рациональный алфавит зависят друг от друга.

Эксперт по коммуникациям Петер Брук изучал культурные и социальные последствия разных систем письма. По его мнению, то что алфавит склоняет нас к рациональному мышлению, имеет свои недостатки.

Prof. Dr. Peter A. Bruck, University of Applied Sciences in Salzburg: «Мы теряем не только ассоциативную эмоциональную сторону письменного общения, но и его эстетический аспект».

Такого же мнения и известный писатель и издатель Эрик Маклюэн, сын выдающегося основателя медиумной теории Маршалла Маклюэна.

Dr. Eric McLuhan, McLuhan Studies, Toronto, Canada: «Алфавит – очень странная вещь: он способен практически полностью отключать правое полушарие нашего мозга и активизировать левое». [T.22.XXVII.1]

 

 
     
 

письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определённых символах мысли древних людей. В этой области ещё больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков.

Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг – солнце; косой крест – огонь, костёр; схематические рисунки растений – землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далёкие предки «читали» их как магические заклинания.

Б. РЫБАКОВ, академик АН СССР [A.371]

 

О важности для цивилизации письменности известный советский ассириолог профессор И. Дьяконов в предисловии к книге «Алфавит» высказался следующим образом: «Письменность – одно из самых существенных культурных завоеваний человека. Хотя, казалось бы, она играет в истории культуры подсобную, техническую роль, очевидно, что без неё не было бы возможно то огромное культурное развитие человечества от каменного до атомного века, которое сделало современный мир таким, каким он является ныне».

К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.1]

 

Писец, для которого важнее была легкость и быстрота, не был столь консервативен. Эти таблички восходят к самому началу истории письменности, а потому их содержание крайне ограниченно и однообразно. Человек учился писать вовсе не для того, чтобы увековечить свои мысли и деяния. К тому же это было бы довольно трудно сделать. Простейшее письмо – пиктографическое. Каждый его знак изображает непосредственно или условно единственный и совершенно конкретный предмет: быка, дом, человека, колос, слиток металла и тому подобное. Нельзя изобразить отвлеченную мысль, отношение к чему-либо или действие. Поэтому древнейшие таблички сохранили нам только списки предметов и их подсчёт. В них нет ни одной связной мысли или высказывания, ибо грамматических конструкций ещё не существовало.

Примерно из четырёхсот табличек, найденных нами в Уре, большая часть – списки хранившихся хлебных злаков и изделий из них; муки, печёного хлеба, пива, а также живого инвентаря. Семьдесят табличек относятся к земельным владениям, четыре содержат списки имён, около двадцати – школьные упражнения, среди которых попадаются перечисления имён богов и названий многочисленных храмов. Все это не очень интересно, а для неспециалиста и подавно.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

Dr. James Sulikowski, University of New England: «Глядя на Дерево эволюции, мы понимаем, что челюсть – это очень важная особенность. Именно наличие челюсти сделало скатов и акул главными хищниками в их среде обитания».

Челюсть, соединённая с черепом, дала им новую возможность – хватать пищу, разрывать или измельчать её для усваивания.

Sir David Attenborough, Naturalist: «Появление челюсти заметно облегчило добывание пищи. Виды, не развившие челюсти, вымерли, за редким исключением, вроде миноги. Но прежде, чем схватить пищу, её надо найти…» [T.21.LXXVIII.1]

 

 
     
 

Елена МЕЛЬНИКОВА, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, Института всеобщей истории РАН: «…что касается источников, то с источниками большие сложности: источников крайне мало. Дело в том, что ни на Руси, ни в Скандинавии в девятом-десятом, начале одиннадцатого века письменности развитой не было. В Скандинавии было руническое письмо, но очень мало использовалось. На Руси письменность пришла вместе с христианством, то есть, в конце десятого века. Соответственно, те памятники письменные, которые мы имеем, собственно древнерусские, они были написаны в лучшем случае в тридцатые годы одиннадцатого века. А то, что дошло до нас – «Повесть временных лет» – составлено в начале двенадцатого века, и в ней рассказывается о событие девятого века. То есть, на протяжении девятого-десятого, первой половины одиннадцатого века существовали какие-то рассказы, повествования, может быть эпические песни о тех событиях, которые дошли до летописца. А какие-то и не дошли. Естественно они обрастали разнообразными мотивами дополнительными. Есть историческое ядро, на которое накручивается масса всяких других вещей. Это дошло до летописца в таком уже переработанном виде. Но летописец имеет своё собственное представление об истории, основанное на византийских образцах. И, соответственно, он тоже трансформирует эти мифы.

…соответственно, византийские источники, упоминающие Русь, появляются в начале девятого века – в 839-м году».  [P.141.4]

 

 
     
 

Марк УЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук: «…и здесь мы имеем свидетельство и ранних городских поселений, и, наверное, самое интригующее, самое интересное – это следы дошанской письменности. Всем хорошо известны надписи гадательного характера на панцирях черепах и костях крупных животных шанского времени (≈ 1300 г. до н. э.). Ещё в двадцатые-тридцатые годы находили единичные образцы надписей. Тогда их трудно было атрибутировать и очень трудно было датировать, а сейчас, по мере новых раскопок и нахождения целых архивов выстраивается более-менее стройная картина и формирования письменности. Эта тема только начинает изучаться – здесь много безусловно спорного есть… Но согласно опыта нашего коллектива и результатов наших исследований можно сказать, что уже к концу пятого тысячелетия до нашей эры складывается определённая форма фиксации текстов сакрального характера. Мы назвали его «геометрическим письмом». Это тексты, которые наносились на донье чаш, которые использовались в ритуале, и они представляли из себя либо простые, либо сложные геометрические знаки, например, трапеция или трапеция с вогнутыми краями, дуги (сомкнутые дуги, разомкнутые дуги, двойные, тройные). И на этих доньях мы видим их комбинацию. Причём, поскольку это сакральная коммуникация – ни в коем случае не бытовая – то эти знаки накладывались друг на друга, потому что предполагалось, что те духи или божества, которым они адресованы, они прочитают».

Это важно, что это сакральные надписи: мы привыкли к тому, что письменность возникает, когда есть государство, которым нужно управлять, есть большое хозяйство, и в помощь в управлении возникает письменность.

Марк УЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук: «Те представления, они восходят к девятнадцатому веку, когда европейские учёные исходили из ситуации уровня развития науки своего времени. И одной из характерных черт было наличие крупных империй – и колониальных империй, которые охватывали весь мир и просто крупных европейских держав. И эти взгляды накладывались друг на друга, заставляя учёных определённым образом интерпретировать материал. И кроме того сам характер находок: на Ближнем Востоке храмы выполняют важную хозяйственную функцию. Сейчас и там есть более ранние надписи, которые говорят о другой природе письма. Но вот то, что мы имеем в Восточной Азии позволяет поставить вопрос ребром в настоящее время и заявить, что письменность появляется не из-за хозяйственных нужд – а это краеугольный камень фактически всей нашей предшествующей науки – а именно из-за нужд сакральной коммуникации». [P.141.22]

 

 
     
 

Илья АРХИПОВ, кандидат исторических наук: «…каждая письменность создаётся под какой-то язык. Чтобы адаптировать чужую письменность под свой язык, нужны довольно большие усилия. Какие-то народы на эти усилия шли, какие-то – нет.

Западносемитские народы, начиная со времён Эблы. Были в Сирии народы, населяли Сирию, которые говорили на семитских языках, родственных аккадскому – предках более поздних арамейских, древнееврейского и так далее. И, казалось, что бы им мешало адаптировать аккадскую клинопись к своим языкам? Но нет. Они писали по-аккадски, на своих языках не писали. А потом изобрели собственную письменность, от которой, собственно, происходят все современные письменности к западу от Ирана, включая нашу кириллицу.

С письменностью распространяется довольно много культурных явлений. Она взаимосвязана, во-первых, с администрацией: без неё трудно управлять большими хозяйствами и большими системами социально-экономическими, и социально-политическими. Письменность связана очень тесно с метрологией – с математикой и с разного рода предтечами естественных наук. Письменность, естественно, связана с литературой, с мифологией, с религией – в довесок к письменности идёт очень многое». [P.141.15]

 

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…шрифт этот протоханаанский, он был распространён здесь, но он ничего не говорит о языке – шрифтом этим можно написать практически любой язык, даже филистимский, который, по сути, греческий». [P.125.85]

 

 
     
 

Даже шрифт вселял надежду – ведь это сейчас самая старая живая письменность на земле. За минувшие тысячелетия она сохранила в неприкосновенности свою форму. Еврейские буквы – нежно-растяжимые, мягко-пластичные, округло-согбенные, как рок, как бесконечность – они заполнили ровными, величественными рядами свитки священных писаний. Где-то далеко, на дне пропасти времени, особыми чернилами, тупыми гусиными перьями на желтоватых пергаментных свитках раз и навсегда принятым уставом их вывели мастера-переписчики – «сойферы», и возникло нерушимое вовек великое сооружение Библии.

Навсегда. Никакие новшества не допускались в нашей письменности. Это не было приметой косности – это был знак отмеченности, это был знак вечности, неотменимый, как причащение к тому, Кто нас прислал сюда. Пришедшие сюда первыми и те, кто увидит наших братьев из другой цивилизации, пославшей нас сюда, они будут соединены одной системой общения.

У нас нет разделения на письменный и печатный шрифт – свинцовые литеры наборных касс, блестящие фишки линотипов, приложенные к бумаге, сохраняют свою душевность, интимность, искренность живого письма, начертанного тёплой человеческой рукой.

Вечность нашей прописи не зависит от капризов книгопечатания.

А. и Г. ВАЙНЕРЫ [B.133.1]

*

В течение долгих веков почти во всём мире оккультисты изучали древнееврейский язык, пытаясь использовать знания, полученные в каббалистике, и максимум, что они могли вынести из этого – какой-то гороскоп.

…древнееврейский казался священным и таинственным языком, каббалисты занимаются своими делами, и у них другие цели, а тридцать шесть, разбросанные по всему миру, решают, что непонятный язык может хранить Бог знает какие тайны.

…сразу же набросились на изучение иероглифов, коптского и других восточных языков, а древнееврейский был только прикрытием и данью моде того времени.

Умберто ЭКО [B.158]

 

 
     
 

Светлана БУРЛАК, доктор филологических наук: «Докириллическая письменность славян – это глаголица. Она существовала до крещения Руси лет за сто или чуть больше.

Черноризец Храбр пишет, что до того, как было изобретено славянское письмо, славяне писали греческими буквами, как он пишет «без устроения», это то, что сейчас называется «голимым транслитом». Действительно, греческими буквами можно записывать славянские слова, но это ещё хуже, чем русские слова в латинице.

Кроме того черноризец Храбр пишет, что раньше были «черты и резы», которыми славяне, как у него сказано «чтяху и готаху», ну, то есть, «чли и готали». Что значит «готали» – неизвестно: считается, что это описка. Надо было написать «гадали»…

Что касается того, что «чли»: мы хотим думать, что это значит «читали», но, может быть, они не читали, а «считали».

Для того чтобы появилась письменность, нужны определённые условия. Многие языки живут без письменности, и им нормально. Письменность нужна в строго определённых случаях: когда у вас либо какие-то большие хозяйства, где нужен учёт и контроль, и тогда создаётся письменность; когда уже не хватает этих «черт и резов» для того, чтобы всё запомнить, что нужно; либо к вам приходит «Религия Книги», то есть, такая религия, которая говорит, что, вот, у нас есть Священное Писание. Вот то, что в Писании написано, то и Правда. И становится оно Правдой потому что оно написано. Вот тогда вам нужно письмо, чтобы то, что вы считаете Правдой было бы записано.

Без этого, насколько вам нужно именно письмо – это большой вопрос. Потому что если вам нужно, например, маркировки в какой-то мастерской, то вполне можно обойтись средствами предписьменности». [P.150.15]

 

Павел ТИМАШКОВ, Исторический музей Смоленска: «…кириллицу вместе с верой православной мы восприняли от болгар, от греков, то есть, с южного направления».

Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «Кирилл и Мефодий были византийцами, но родились они в городе Фессалоники – втором по величине городе империи, который жил в окружении большого количества славянских племён. Азбука создавалась изначально для славян, условно говоря, Греции – приспособлена к славянским диалектам, которые ближе всего к современному македонскому языку».

Строго говоря, Кирилл и Мефодий разработали глаголицу, которая совсем не похожа на знакомые нам буквы. Кириллицу на основе греческого алфавита, создали уже их ученики в Болгарии.

Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «И вот именно этим гибридным, как бы, алфавитом, который условно называется кириллицей, и был записан огромный корпус текстов в первом болгарском царстве в конце девятого – десятом веке. К тому моменту, когда крещена была Русь, на этом языке и этим алфавитом был уже написан огромный корпус текстов».

После крещения эти тексты перевезли на Русь. [T.10.DCCXL.4]

 

 
     
 

1 - 2