ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека).

   

Divina Substantia 2

СПИНОЗА

 
     
 

«Curavi actiones humanas, non ridere, non ludere, neque detestare, sed – intelligere». Spinosa.

«Человеческие деяния я старался не осмеивать, не подхваливать, даже не презирать, а – понимать»

 

 
     
 

…отец даже начал задумываться о карьере ребе для Баруха.

Francisco Diez, Licenciado en Filosofia: «Он получил религиозное образование в еврейской общине. Он посвятил себя изучению Ветхого Завета, а также иврита, чтобы иметь возможность читать Библию. Это образование определённым образом повлияло на философскую мысль Баруха. В центре его мировоззрения был Бог, и основные его идеи были связаны с идеей Бога. Его образование изначально было религиозным, а в центре его философской мысли изначально был Бог».

Gregorio Kaminsky, Doctor en Filosofia: «Спиноза понял, что религиозные практики и религиозные институты евреев не соответствовали духу еврейской религии и изначальному еврейскому мировоззрению. Он начал с того, что захотел пересмотреть идею Бога. В этом одно из самых острых противоречий в его мыслях. Он очень много размышлял на эту тему».

Кроме чтения Ветхого Завета, Талмуда и Каббалы интеллектуальные интересы Спинозы распространялись и на математику, философию, и на языки. Его открытый для всего нового разум обратился к ортодоксальной христианской трактовке Библии. В итоге в возрасте двадцати четырёх лет он был исключён из еврейской общины.

После того, как он был исключён, дошло даже до того, что всем членам общины запретили читать его тексты и даже физически приближаться к нему.

Gregorio Kaminsky, Doctor en Filosofia: «Исключение из еврейской общины и отказ от посещения синагоги отличается от отлучения христианина от католической церкви. Оно бывает трёх уровней: начальный – лёгкий, второй – средний, третий – самое строгое исключение. Спинозу подвергли самому строгому исключению. Он назывался «херем». Херем (חֵרֶם) – это фактически проклятие («Будь он проклят днём и будь он проклят ночью»), и оно вечно. Оно накладывается на человека раз и навсегда».

Причину для такого сурового обхождения со Спинозой следует искать в его ранних сочинениях. В них он вводит предположение, что Бог – не только вечный дух, но и бесконечное тело. Чтобы создать это утверждение, он воспользовался философией Декарта, но внёс в неё свои изменения.

Декарт утверждал, что есть два типа субстанции – мыслящая и протяжённая в пространстве. Спиноза же добавил, что обе они являются проявлениями уникальной Высшей субстанции, имя которой Бог, таким образом, приписывая Божественной субстанции бесконечную протяжённость. Он идентифицировал её как Вселенную, как Природу. С точки зрения раввинов это был пантеизм в чистом виде.

Diana Cohen, Doctora en Filosofia: «Таким образом, вместо того, чтобы представлять Бога так, как это делала иудео-христианская религия, он представляет его как нечто, что является одновременно и субстанцией, и природой. Однако нам не следует перенимать такую необоснованную логику, потому что в таком случае Бог будет абсолютно бесконечен, всеобъемлющ и абсолютно совершенен, поскольку не будет ничего за его пределами: всё будет в нём – не будет другого совершенного явления, отличного от Бога. Не удивительно, что Спинозу обвинили в приверженности к пантеизму. Мы, однако, должны учитывать, что его пантеизм не мистический: он отличен от того пантеизма, который пытались ему приписать его обвинители. Бог Спинозы – это Бог, включающий в себя абсолютно все реальные вещи. Это, своего рода, логическая сущность, от которой берут начало реальные вещи».

Francisco Diez, Licenciado en Filosofia: «Философия всегда имеет свойство рождаться в определённом контексте и в определённый период, в определённой политической и экономической ситуации, в рамках которой философ имеет возможность выразить свою мысль. Но в то же время есть нечто постоянное, что позволяет этой философии пережить своё время. Люди снова и снова говорят о ней, иногда она снова их заинтересовывает. Философия Спинозы как раз такая: его можно читать снова и снова – в его работах обширный контекст. Они имеют большую ценность, и они вечны. Вот почему мы можем обратиться к нему и найти что-то интересное для современного мира». [T.23.XII.1]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…главное произведение Спинозы – «Этика». В «Этике» он использует необычный для нас с вами, но обычный для семнадцатого века метод. Это метод эвклидовой геометрии – дедуктивно геометрический метод. То есть, он свои позиции строит как теоремы. В этих теоремах есть апории, то есть, есть аксиомы, и есть доказуемые вещи, которые он предлагает.

В предисловии к «Этике» он говорит, что он против трёх вещей: против пустых умствований схоластики – абстракций схоластики, начиная от Аристотеля и кончая средневековыми мыслителями. Семнадцатый век весь – и Декарт, и все – отрицают аристотелианский метод, да и Платона не особо жалуют: их увлекает именно «механистическое» чёткое построение в любой сфере, вплоть до религиозно-этических рассуждений.

Второе – это риторика Возрождения. Это Ренессанс. Философия Ренессанса, она скорее убеждает красотой речи, убеждает красивыми силлогизмами, логическими утверждениями. В нём нет чёткой, ясной дедукции. Ренессансная философия (Пико делла Мирандола) следует античному риторическому искусству, в первую очередь Цицерону.

И третье, что он отвергает – это многословие Талмуда. То есть, когда много говорят о какой-нибудь проблеме. Для Спинозы это невозможно, потому что истина одна, а многословие – это болтовня.

«Всё, включая Бога – говорит Спиноза, – можно доказать с абсолютной строгостью. Надо увидеть реальность выше страстей. Не смеяться, не плакать, не отворачиваться, а понимать». То есть – не эмоции, а чёткое ясное понимание.

«Всё, что есть, существует в Боге, и без Бога ни одна вещь не может существовать или же быть понятой» – очень характерная формулировка Спинозы. Во-первых, всё существует в Боге – вне Бога нет ни одной вещи. Это, собственно говоря, и есть главная идея его. Важно то, что сказать, как сказали английские рационалисты, тот же Гоббс и Локк, что Бог – одно, мир – другое, невозможно. Всё, каждая вещь, не говоря о людях уже, она существует в Боге. В Боге она не может не быть без Бога, не быть понятой без Бога. Это пара атрибутов: атрибут мышления и атрибут протяжённости. Без протяжённости ни одна вещь не может существовать, а без мысли ни одна вещь не может быть познана. Всё, что происходит, случается только по законам бесконечной божественной природы и следует из её необходимой сущности. Всё проистекает из Бога. Бог имманентен – неотделим от вещей, из него исходящих. Не трансцендентен Бог. (за что изгнали Спинозу из синагоги)

Бог имманентен миру, то есть, что он присутствует в мире постоянно. Что всё, что есть в мире – это божественное. И вещи, которые есть в мире, – это вещи, исходящие из Бога: Бог не творит мир, отличный от него. Это прямая противоположность библейскому постулату.

Мир и каждая вещь неотличима от Бога. В этом-то и невероятная сложность учения и христианского, и древнеегипетского, что делается вот этот переход, вот этот разрыв из Бога в мир. И этим мучаются все богословы. А Спиноза решил не мучиться: он же математик – он же действует в системе эвклидовой геометрии. Он решил сделать логичную схему: мир – это истечение Бога. И он сказал не первый, он просто сказал это первым в новейшее время, в послеренессансное время. И пытался это доказать с помощью теорем. Но, по сути говоря, это же неоплатоническая идея – истечение мира из абсолютного Единого.

«Для мира Бог – безличная абсолютная необходимость» – ещё один тезис Спинозы.

Мы настолько привыкли и в христианстве, и в иудаизме, и в исламе говорить о «Личном боге», что уже иногда и не понимаем, что такое «Личный бог». Личный – в том смысле, что он по своей воле меняет своё отношение к миру, к его вещам, к его мыслям, то есть, он ведёт себя, как личность. А что такое «Безличный бог» – это абсолютный принцип. Он свободен, потому что он ничем не ограничен, но он изливается в мир, как абсолютное благо без какого-либо эмоционального соотношения себя с чем-либо. Он – источник и первоначало – в этом его смысл. И поэтому он абсолютная необходимость.

Бога личного можно умолить: перед Личным богом разумна молитва, а перед Безличным принципом: потом Спиноза скажет, что молитва только для того, чтобы менять тебя в отношении него, но не Его в отношении тебя.

«Безличный бог – источник покоя и умиротворения. Необходимость придаёт смысл жизни» – говорит Спиноза

…абсолютно бесконечное существо следует определить, как существо, состоящее из бесчисленного множества атрибутов, каждый из которых выражает определённую вечную его сущность. Абсолютное существо – это субстанция – это Бог. И вот эти атрибуты выражают его сущности, многочисленные, бесконечные, из которых нам известно только две. Протяжённость – есть атрибут Бога. Следовательно, Бог – есть протяжённость. Но Бог не есть тело: это протяжённость, но не тело. А Гоббс говорил, что Бог есть тело. Если Бог есть тело, то тогда означает, что любое тело ограничено: нет безграничных тел – следовательно, есть нечто вне Бога. Вся система рушится. Тело – не атрибут, но конечный модус пространственности, как атрибута. Протяженность – атрибут, но осуществляет себя в массе модусов, то есть, тел. И тело, как таковое, – это конечный модус протяжённости, но не сама протяжённость, не сама пространственность.

«Телесный мир – пишет Спиноза, – структурно прикреплён к божественному атрибуту». Он, если угодно, его завершает, но он не есть атрибут.

Субстанция и атрибуты – это Бог; Эн Соф – «в себе», атрибуты – это сефирот – «во вне». А модусы – это мир, который не может быть без Бога, который есть истечение Бога, но который по ту сторону Бога, то есть, он (мир) ограничен. Мир – это масса ограниченных тел.

Модусы – это определения атрибутов. «Под модусами – говорит Спиноза, – я понимаю состояния субстанции, то есть, нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется». То есть, субстанция содержится в другом и через него представляется: в каждой вещи содержится Бог. Модусы бесконечны и конечны. Например, бесконечный разум, бесконечная воля – это модусы бесконечного атрибута мышления. Но воля конкретного человека, или разум конкретного человека – это ограниченный модус. То же о протяжённости. Движение, состояние покоя – это бесконечные модусы. Мир – лицо Вселенной, который хотя и меняется в деталях, в целом остаётся тем же. То есть, мир – это вечный модус, меняющийся в деталях. Постоянно меняются его отдельные части – временные, ограниченные модусы, – но мир весь, как целое, сохраняется.

Единичное, чем бы оно ни было, то есть, любая вещь, имеет определённое существование, поэтому не может существовать иначе, чем с помощью другой причины, которая также конечна, определена, и так до бесконечности. То есть, вот это весь мир вещей, он весь связан с определёнными причинами, и эта цепь причин соединена с бесконечностью. Она соединена с бесконечностью разума и бесконечностью протяжённости, а эти две бесконечности, как атрибуты, входят в субстанцию, то есть, находятся в Боге.

Спиноза создал блистательное богословие, но в тех моментах, где религиозные богословы допускают элемент непознаваемости, Спиноза допускает сбой. То есть, в этих местах он просто ничего не говорит.

Как из бесконечного рождается конечное? Это с точки зрения философии невозможно. Бесконечное может породить только бесконечное, а конечное есть порождение конечного.

Отношение Бога и мира. Бог – субстанция и её атрибуты. Мир – это модусы бесконечные и конечные. Мир детерминирован – определён природой Бога и является необходимым следствием Бога.

Natura naturans – это Бог, то есть, порождающая природа. А Natura naturata – это порождённая природа – это Мир. Всё пребывает в Боге. Нельзя сказать, что Бог сотворил мир волей, умом или из любви, ибо модусы принадлежат миру, они не апостериорны Богу. Любовь, воля, разум – это всё создано Богом, поэтому Бог не мог сотворить это любовью, волей и разумом, потому что это категории мысли, это модусы, созданные Богом. Бог – ипостась, основание, субстанция для этих вещей, поэтому нельзя сказать, что ими создан мир. Бог – это имманентная причина творения мира, то есть, Бог творит мир из самого себя. В Боге есть идея как его сущности, так и всех вещей, вытекающих из его сущности. То есть, в Боге есть идея и самого Бога, и всех сущностей, вытекающих из Бога, то есть, мира. Бог не творит мир – Мир истекает из Бога. Это важная категория для Спинозы. То есть, Бог во всём мире, но мир – это не есть Бог: это есть истечение Бога.

Наши идеи не являются результатом воздействия тел на наши чувства: идеи – от Бога, ибо он – мыслящая реальность. Вещи – от Бога – ибо он протяжённая реальность. И один атрибут Бога не воздействует на другой. Одна реальность Бога является нам в двух аспектах – понимания и протяжённости. Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей.

«Мы мыслим мысли Бога».

Человек состоит из модусов мышления и модусов протяжённости – идей и тела. Разум – это познание тела. Идеи и тела соответствуют. То есть, человек – это не некое личное существо, а это тоже соединение модусов познания и модусов протяжённости, и модусы сознания познают протяжённость, в том числе, и твоё собственное тело.

Всякая идея имеет соответствие в вечном порядке, и всякая вещь имеет соответствие в мире идей. Идеи и вещи – два аспекта одного и того же.

Гносеология Спинозы: субстанция, атрибуты – это Бог, модусы бесконечные и конечные – это человек. И человек, неправильно акцентируя своё внимание к тем или иным модусам, соответственно, закрывает для себя атрибуты и через них закрывает Бога. Он живёт в модусах, как будто бы ими всё заканчивается. Они же есть проявления бесконечного». [P.125.145]

 

 
     
 

Сергей РЕБРОВ, младший научный сотрудник Социологического института РАН: «Спиноза, несомненно, является философом-самоучкой, который никогда не был связан с университетской структурой, но, тем не менее, стал одним из величайших людей своего времени. Философия для него являлась всегда некоторым хобби: всю жизнь он занимался шлифовкой линз для очков, и умер от чахотки – болезни вызванной заболеванием лёгких от пыли на шлифовке.

Спиноза стал известен как представитель радикальной имманентности в контексте философии. Имманентность – это восприятие отсутствия чего-то за пределами нашего опыта. Имманентность – это то, что включено во всё. То есть, главный тезис Спинозы «Бог – это Природа»: Спиноза предложил рассматривать Бога, как просто окружающую природу, которая не существует в каком-то Потустороннем мире, а то, что, как раз, существует в нашей реальности. Всё, что нас окружает – это Бог. И благодаря этому Спинозу довольно быстро обвинили, во-первых, в пантеизме, во-вторых – в атеизме…» [P.125.519]