ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XXI. Radiatio; Signum; Materia; Furca (Вилы); le Fou (Безумный); Иероглиф 2 (стрела в колебательном движении).

   

arcus (apx. arquus), ūs (apx. gen. ī; abl. pl. ubus) m 1) лук: arcum intendere С (adducere V) натягивать лук; 2) радуга (caelestis PM; imbrifer Tib; purpureus Prp); 3) свод (humilis а. О); сводчатые ворота, арка (ad arcum veterem habitare Pt); триумфальная арка (a. marmoreus cum tropaeis Su); 4) дуга, излучина (portus curvatus in arcum V): a. sellae T изогнутая спинка стула; 5) мат. дуга Sen, Col; 6) изгиб, извив (serpens immensos sinuatur in arcūs O); 7) параллельный круг (разделяющий климатические пояса земли) (via quinque per arcūs O). [B.32]

 

calamus, ī m (греч.; лат. arundo) 1) камыш, тростник, преим. стебель (длинный и тонкий): calami palustres O болотный тростник; 2) изделие из камыша: (тж. с. scriptorius CC) перо (писчее) (с. et atramentum С): calamum sumere С браться за перо || дудка, свирель (calami dispares O = syrinx); стрела: с. Sagittarius PM тростник, идущий на изготовление стрел; arcus et calami V лук и стрелы; с. aucupatorius M, Prp, SenT, Sil птицеловный прут || удилище (calamo ducere pisces О); 3) стебель (avenae PM); 4) трахея (pulmonis с. СА). [B.32]

 

cōrỹtus (-os) и corytus Sid, ī m (греч.) колчан V, О, St etc. [B.32]

 

cornū, ūs (редко ū; dat. тж. ū С etc.) n 1) рог; 4) лук (оружие)

 

I cornus, ī f (тж. cornus, ūs f Vr, PM, Sil, St) кизил, куст или деревцо (Cornus mascula, L.); кизиловое дерево V, Col, PM; поэт. древко, копьё, дротик из кизилового дерева О, V etc. [B.32]

 

vēnābūlum, ī n [venor] охотничье копьё, рогатина С, О, М: v. lato ferro V рогатина с широким клинком; venabula sagittarum PM длинные стрелы (для охоты на слонов). [B.32]

 

 
     
 

Поле под Гамбургом в Германии

…из рогов охотники изготавливали наконечники копий и орудия труда. Отростки рогов также шли на рукоятки для ножей. Наконечники для копий делали также из кремня.

Вся жизнь кочевников Оледенения строилась вокруг охоты, питались они преимущественно мясом Северного оленя.

К 1934-му году археологическая общественность узнала об открытиях Альфреда (Руста) в Аренсбургской (Ahrensburgian) долине. За первыми успешными раскопками последовали и другие у древнего озерца Штельмор (Stellmoor).

…его группа раскопала пять тысяч костей и орудий труда. Сделанным находкам более двенадцати тысяч лет. Две стоянки, изобилующие ископаемым материалом, да к тому же в нескольких километрах друг от друга, давали первое представление о дотоле неизвестной культуре кочевых охотников. Но Руста беспокоит одно обстоятельство – многие находки выглядят совсем не так, как найденные годом ранее. Рудольф Шлютрум – биолог – закончил анализ образцов пыльцы: органический материал на находках Руста моложе, чем прошлогодние образцы из под Майендорфа (Meiendorf), по крайней мере, на две тысячи лет. Здесь, у них под ногами, следы второй, совершенно другой культуры.

В северной Германии в Эпоху Оледенения сложилась не одна, а две культуры. Находки в Штельморе изготовлены четырнадцать – пятнадцать тысяч лет назад, под Майендорфом – гораздо позже – двенадцать тысяч лет назад. Изготовители и тех, и других летом откочёвывали на Север за огромными стадами оленей и останавливались лагерем почти в одних и тех же местах Аренсбургской долины. Но между ними было одно очень важное отличие: человек из под Майендорфа владел гораздо более эффективным оружием, чем человек из Штельмора.

Prof. Thomas Terberger, University of Greifswald: «Под Майендорфом Руст обнаружил самые древние в человеческой истории стрелы, охотники ими пользовались, вероятно, двенадцать тысяч лет назад».

Стрела гораздо точнее поражала цель, чем копьё. И, хотя, стрела в пять раз легче копья, благодаря большей скорости в момент попадания – более ста километров в час – она ударяет с той же силой.

Деревянные древки ценились особенно: в конце Эпохи Оледенения в тундре, на севере Германии почти не было деревьев, древесина была предметом роскоши. [T.10.CCLXXXII.2]

 

Как полагают, лук и стрелы родились из более простого снаряда: дротик прилаживали к гибкой ветке, и в тот момент, когда животное задевало за ветку, дротик летел вдогонку. Парадоксально, но нам этот простенький самострел кажется куда сложнее лука. Лук! Что может быть проще: возьми гибкую ветку, стяни её верёвкой и стреляй!

Нашему предку, однако, всё это не было так очевидно и просто. И не потому, что верёвки тогда не было, жилы подошли бы даже лучше. Дело в стереотипе мышления, а речь шла о новом, качественно новом оружии. Речь шла о создании оружия-машины, о простейшем – и гениальном – механизме.

изобретение лука относят к концу верхнего палеолита – началу мезолита. Ясно также, что изобретение должно было многократно повториться, ведь лук известен или был известен везде, кроме разве что Австралии, Тасмании и Новой Зеландии.

«Серийным» производством занималась, к примеру, мезолитическая (13 – 7 тысячелетия до н. э.) «фабрика», следы которой обнаружены в 1949 году на берегу давно исчезнувшего озера близ Стар Карра (Англия). Костяные наконечники для стрел здесь явно производили для «третьих лиц».

В 1886 году директор берлинского музея этнографии Адольф Бастиан решил привести в порядок коллекцию луков и стрел, собранных в разных уголках земли. Тут-то им и было замечено, что луки независимо от времени и места их производства делятся на несколько основных видов. Самый простой изготовляется из разрезанного вдоль длинного куска гибкого дерева, тетива в ненатянутом состоянии висит свободно. Такие луки высотой в человеческий рост, а иногда и до трёх метров длины встречаются и сейчас у племени шавантов (Амазония), веддов (Цейлон). Такие же простые луки, но круглые в сечении можно увидеть у ямана, алакалуфов, яганов, живущих по берегам рек и фиордов Огненной Земли; луки меньшего размера с более крутым изгибом встречаются у бушменов и пигмеев Африки, новогвинейских папуасов. Похожие на этот же тип луки характерны и для эскимосов Аляски, различие состоит в том, что эскимосский лук усилен в середине.

Особую известность получил азиатский лук (его также зовут татарским или скифским). Он составляется из нескольких кусков дерева или рога, соединённых клеем или жилами. Это увеличивает его эластичность и крепость. При натяжении центральную часть лука, до этого момента вогнутую, лучник рукой выводит вперёд; только перед пуском стрелы азиатский лук принимает привычную лукообразную форму. Сейчас этот тип лука можно встретить у племен Центральной Азии, Северной Африки, у некоторых племён Малайзии, Филиппин.

Доктор Бастиан вместе с привлеченным к работе известным этнографом Ратцелем, проанализировав берлинскую коллекцию луков и познакомившись с жизнью многих племён Африки и Азии, не отошедших к тому времени от «цивилизации лука», сделали ещё одно предположение. Лук, считали они, в определённой степени есть слепок той или иной ступени развития общества. Технические характеристики лука, цели, в которых он использовался, – всё это может рассказать, во-первых, об образе жизни создавшего его народа (чаще всего лук был у кочевников, жителей открытых пространств) и, во-вторых, об уровне цивилизации его создателей в зависимости от того, был ли лук для человека основным средством борьбы за жизнь, или он принадлежал охотнику или воину в обществе с более развитой социальной структурой, или же он превращался в предмет спортивных увлечений…

Не мыслили себе воспитания без лука и афиняне. Правда, в военных действиях они предпочитали обходиться мечом, луком пользовались лишь специальные отряды лёгкой пехоты, составленные из неимущих слоёв населения республики. Задача этих соединений была не сложна: тревожить противника.

…и тут в героической и стремительной истории лука наступает неожиданный антракт. Виновником его был Рим. Римляне не только отрицали военную значимость «стрельцов», но и считали лук оружием «подлым», недостойным благородного воина. Они смотрели на стрельбу из лука как на потешное и экзотическое развлечение, не достойное, однако, больших арен и форумов. Дело всё же было не в психологическом отношении римлян к луку. Само оно было порождением веры в непобедимость тактики сомкнутых легионов. У римлян было два пути: или отбросить в сторону тяжёлый щит, дротики, меч и, разомкнув плотный строй, взяться за лук, или отбросить лук. Они сделали второе и были, наверное, правы, поскольку не обладали нужной для лука мобильностью. Не случайно и то, что во время пунических войн у римских легионеров вошёл «в моду» большой щит. Как в наши времена родилась наука противотанковой защиты, так щит стал для тех времен защитой «антилуковой».

С. РЕМОВ [A.310]

 

 
     
 

Новую Гвинею населяют более тысячи различных этнических групп, говорящих более чем на восьмистах разных языках. Враждебность этих племён, их приверженность к каннибализму, и тот факт, что некоторые из них обезглавливали своих врагов, заставляли путешественников прошлого избегать этих мест. Мореплаватели, которым случалось проплывать вблизи этих берегов, рассказывали, что аборигены атаковали их с прибрежных утёсов, усыпая палубы их кораблей стрелами и копьями. Никто не отваживался приближаться к Новой Гвинее, и многие годы остров оставался неисследованным. До начала девятнадцатого века, когда британцы и немцы колонизировали отдельные части побережья, он даже не был представлен на картах мира.

…бамбук играет в жизни этих людей огромную роль: из него плетут циновки, из которых делают стены и пол в домах. Из бамбука также изготавливают луки и стрелы. Здесь растёт более двадцати видов этого растения. Из него также делают кухонные принадлежности, ножи и даже музыкальные инструменты.

Каждый мужчина сам заботиться о своём вооружении. Они с детства учатся изготавливать копья, топоры, луки и различные виды стрел. Тетиву для луков также делают из бамбука: тонкую полоску, чуть шире одного сантиметра, размягчают над огнём, а затем натягивают на концы лука. [T.10.CCCXXXI.1]

 

 
     
 

Mike Loades, Military Weapons Expert: «Да, у них были мечи, но не они были их главным оружием. Их главным оружием были лошади и лук. Они были лучниками-наездниками. На протяжении веков сражения выигрывали лошади и лучники».

Prof. Ian Horsfall, Cranfield University: «Назначение стрел и пуль во время войны практически одинаковое. Но что касается материалов, которые могут их остановить, они разные».

Броню, защищавшую от стрел, делали в основном из твёрдых непроницаемых материалов металла или лакированной кожи. Как кусок шёлка связанный верёвкой, обеспечивал такую же степень защиты?

Самураи были элитными воинами античности и оставили нам множество исторических документов. Не смотря на обилие имеющейся информации, даже самураи хранят тайны, которые могли бы дать поразительные факты.

У элитных воинов, телохранителей и гонцов был так называемый «хоро» это своего рода плащ, который, якобы, останавливал стрелы.

James Dean, 3D Analyst: «Если взглянуть на структуру шёлка, то видно, что у него очень тонкое плетение, что даёт два преимущества. Первое мягкость, то есть материал может обернуться вокруг стрелы, а второе плотное переплетение мешает проникновению воздуха, когда в него пускают стрелу. При контакте ткань деформируется и полностью оборачивает стрелу, хотя наконечник стрелы очень острый. Стрела и её кинетическая энергия тянут за собой материал. Кинетическая энергия полностью исчезает, и стрела падает на землю, не попав в наездника». [T.17.VIII]

 

До изобретения пороха роль луков и арбалетов на поле боя была ведущей. Вероятно, последний раз длинные луки проявили себя здесь (AZINCOURT) в октябре 1415-го года. Более полувека между Англией и Францией бушевала война. Силы были равны. Англичане собрали войска на этой высоте над вязкой грязью, а французская конница пошла в наступление с Севера...

…лучники посылали стрелы больше десяти минут. Вес стрел, выпущенных в тот день составил тридцать пять тонн. длинный лук подарил англичанам и Генриху Пятому победу, став каноническим символом средневекового военного мастерства англичан.

Dr. Stuart Prior, University of Bristol: «…работа может казаться трудной, но в XIII-м – XIV-м веках рабочих рук не хватало, так что часто здесь трудились женщины. Женщины делали гвозди и стрелы. Нужно было так много, что их ковали в спешке, работал любой, кто умел держать молоток».

Изготовление луков и стрел было поставлено на поток. Деревни производили сотни наконечников в день. Ковка наконечника требовала умения ловко владеть молотком… [T.21.XIV.1]

 

Dr. Olivier Bouzy, Centre Jeanne d'Arc, Orléans: «…впоследствии она ещё раз доказала свою правоту, когда ей удалось заставить англичан снять осаду с Орлеана. Тогда все французы по-настоящему уверовали, что Жанна – посланница Господа».

Французы воспрянули духом. Армия двинулась вдоль Луары и подошла к Божанси.

Dr. Janina Ramirez, University of Oxford: «Гарнизон замка быстро сдался и отступил на север. Французы пустились за ним. У Пате, в нескольких километрах отсюда, англичане решили принять бой».

Английских лучников не побеждали в битвах ни разу за восемьдесят лет. Эти простые герои не соблюдали законов рыцарства и громили армии противника в битвах при Креси, Пуатье и Азенкуре. Но здесь, при Пате конница французов смяла их, даже не дав занять позиции. Погибли тысячи лучников. Миф о непобедимости английских длинных луков был развеян. [T.29.XXVIII.2]

 

 
     
 

Исследование Никола (Дэвид Никол) показало, что важен не размер лука, а то, как вы им пользуетесь.

Dr. David Nicolle, Historian and Author: «Есть несколько боевых упражнений, которые используются при стрельбе из лука: сидя на лошади, стрельба по дальней цели, стрельба по ближней, стоя, на ходу, стрельба в цель перед вами и стрельба в цель позади вас».

При стрельбе из лука крестоносцы использовали три пальца, мусульмане стреляли при помощи большого пальца.

Dr. David Nicolle: «Некоторые историки полагают, что большой палец натягивал тетиву сильнее, чем другие пальцы, и некоторые источники, арабские и турецкие, письменные источники, это подтверждают». [T.4.XLII.5]

 

На восточном берегу Нила ведутся раскопки храма Эль-Хасса (30 км от пирамид), построенного в первом веке нашей эры.

Dr. Vincent Rondot, Université Charles-de-Gaulle-Lille 3: «Вот показались железные отходы, это следы присутствия литейной мастерской».

В Мероэ производство железа было исключительно прерогативой фараона.

Солдаты из этого региона были известны в эпоху Египта фараонов как отличные лучники.

…ещё одна находка.

Dr. Vincent Rondot: «Это кольцо, высеченное из камня, которое надевали на большой палец, чтобы защитить руку, когда тетива лука возвращалась на место».

Чаще всего такие инструменты находили расколотыми на мелкие кусочки. Это кольцо не повреждено, что редкость, поэтому оно отправляется в музей Хартума, где уже хранятся самые лучшие находки Винсана Рондо и его команды. [T.10.CCVII]

 

 
     
 

…английские лучники превосходили генуэзцев числом и могли стрелять в пять раз быстрее – десять стрел в минуту. «Большой лук» был пулемётом Средневековья – он был смертоносным, обладал большой дальностью стрельбы и скорострельностью.

Битва при Креси представила Европе победоносный «Длинный английский лук». Впервые Англия заявила себя как мощная военная держава. «Длинный английский лук» на сто лет изменил тактику ведения войны в Западной Европе. К шестнадцатому веку огнестрельное оружие, как более эффективное оружие, вытеснило луки, тем не менее Длинные луки оставались в Британии на вооружении.

Английская армия благодаря лукам разбила шотландцев в битве при Флоддене (англ. Flodden) в 1513-м году. Среди погибших был и король Яков Четвёртый Шотландский (James IV of Scotland).

Длинные луки оставались основным оружием пехотинцев в Англии до конца шестнадцатого века, хотя в гарнизонах уже были аркебузы, ружья и мушкеты. Даже в 1660-м году сэр Де Ламер предлагал во Французской армии использовать лучников, также вооружённых пиками. Он утверждал, что лучники стреляют в пять раз быстрее мушкетёров, наносят более серьёзные повреждения, выносят более жёсткие погодные условия и стоят гораздо дешевле. [T.26.II.1]

 

не мешал дым, а на охоте бесшумность лука была неизменным союзником стрелка. Даже в конце XVIII века, в 1792 году древнее оружие посрамило новейшее на официальных сравнительных стрельбах. Счёт этого поединка 16 стрел и 12 пуль, попавших в цель на дистанции 91 метр.

Первыми отказались от лука французы. В 1527 году специальным указом были распущены отряды лучников, а лук был объявлен оружием, непригодным для ведения войны. В армиях других стран лук прослужил еще два столетия. В регулярных войсках России лук официально отменил Петр I, однако им с успехом пользовались в партизанских отрядах и ополченцы в войне 1812 года. Башкирские же лучники успешно действовали и во время крымской кампании 1854 года.

Как ни спорно время и место появления лука в арсенале наших далеких предков, ясно одно: относится это изобретение к каменному веку.

Находки древних луков чрезвычайно редки дерево и другие органические материалы, из которых они изготовлялись, обычно в земле не сохраняются. Самым древним считается лук, датируемый мезолитом. Его нашли при раскопках стоянки Штельмоор недалеко от Гамбурга. На территории СССР самые древние экземпляры лука и древки стрел, также относящиеся к мезолиту (несколько позднего периода), обнаружены в Свердловской области при раскопках торфяников.

Лук был распространён почти по всей территории земного шара. Его не знали лишь жители полярных районов да островов Тасмания, Новая Каледония и австралийцы, хотя на северо-востоке этого материка лук был известен и применялся коренным населением на охоте.

В Советском Союзе со спортивной стрельбой из лука впервые познакомились в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Своё искусство демонстрировали тогда лучники Польши. Финляндии и Чехословакии. Правда, гостям приготовили интересный сюрприз: перед ними выступили представители Российской Федерации бурятские стрелки из лука. Их луки сохранили традиционную форму древнейшего оружия, стрелы были деревянные и гораздо длиннее спортивных, а вместо мишеней…

Юрий ШИТОВ, мастер спорта СССР [A.12]

 

 
     
 

tēlum, ī n [одного корня с tendo] 1) метательное оружие, метательный снаряд (копьё, дротик, стрела)…

missile, is n [missilis] преим. pl. 1) метательный снаряд (копьё, стрела и пр.)…

 

κάμαξ, ᾰκος (κᾰ) ἡ, реже ὁ 1) шест, жердь, тычина…; 2) палка, стержень, прут…; 3) копьё…; 4) стержень или рукоять весла Luc. [B.169]

 

γρόσφος ὁ (лат. pilum) метательное копьё, дротик Polyb., Plut. [B.169]

 

Деревянный век начался рано, длился долго и закончился поздно. Как показывает изучение дикарей, копьё изначально представляло из себя заострённую палку, затвердевшую в процессе обработки огнём; а стрелы, уменьшенные версии копья, как кинжалы меча, увенчивались бамбуковыми щепами, чья кора выполняла роль камня.

Страбон описывает, как (бельгийские) галлы охотились с куском дерева, напоминающим пилум (pilum) и метавшимся вручную; он летал дальше, чем стрела.

Он назвал его гросфус, что также описывается как стрела, дротик или метательное копье Полибием…

Немало авторитетов считают, что самыми первыми видами оружия всегда и везде были копьё и топор…

Ричард БЁРТОН [B.49]

 

…но после захвата города (Константинополь) турками, следы реликвии снова затерялись. И, тем не менее, слава Копья росла.

Dr. Patricia DeLeeuw, Boston College: «Христианство в те времена было довольно конкретным учением: люди хотели не только слышать о Преданиях, но и видеть некие материальные доказательства».

Prof. Carlos M. N. Eire, Yale University: «Духовная сфера была важнее физической стороны человеческого существования. Отношения с Небесами имели важнейшее значение для людей того периода. И Копьё позволяло удовлетворить эту тягу к Божественному».

Prof. Paul M. Cobb, University of Notre Dame: «Этот предмет ассоциируется не с Иисусом Христом, а с Распятием Иисуса, которое средневековые люди считали самым главным событием человеческой истории. Собственно Копью Лонгине приписывали огромную силу».

Dr. Patricia DeLeeuw, Boston College: «Он (Карл Великий) осознанно подражал действиям Константина и некоторых других римских императоров».

Prof. Thomas F. Madden, Saint Louis University: «Карл был первым европейским правителем со времён Рима, решившим присвоить себе титул императора. Карл был очень амбициозным монархом».

Краковское «Копьё Лонгина» – это одна из четырёх реликвий претендующих на звание «Подлинного орудия, которым было пронзено тело Иисуса на Кресте». Чтобы узнать историю этого предмета, придётся вернуться к императорам Священной Римской империи. В начале X-го века Копьё попадает в Германию и там передаётся через поколения королей и императоров, пока не доходит до Оттона Третьего.

Prof. Paul M. Cobb, University of Notre Dame: «Каждый правитель мог стать новым Константином или Карлом Великим, со всеми вытекающими привилегиями и опасностями благодаря обладанию Копьём Лонгина».

Теперь Копьё считалось официальным символом империи и её принадлежности к христианскому миру. Оттон Третий совершил великодушный поступок, вручив реликвию полякам, своим побеждённым врагам, – и приняв их в состав Священной Римской империи. Сегодня легендарный предмет находится в Польском Казначействе в Кракове. Между венским и краковским Копьями есть определённое сходство.

Сегодня специалистам очевидно, что краковское Копьё является всего лишь копией венского. Они очень похожи и по форме и по конструкции, и по декору, – это сразу же бросается в глаза. Польская реплика была создана около тысячного года, думаю, что это так.

Prof. Thomas F. X. Noble, University of Notre Dame: «Оттон Третий был очень заинтересован в том, чтобы взять Польшу под своё покровительство. Сложно сказать, какие именно обязательства взял на себя польский король, но его, определённо, щедро одарили. И всё же я сомневаюсь, что Оттон мог пожертвовать Копьём».

Краковское Копьё было частью польских императорских регалий на протяжении тысячи лет. Кажется не вполне логичным, что Копьё Христа могло находиться одновременно и в Кракове и в Вене, но людей средневековья эта ситуация не смущала.

В христианской традиции считалось естественным, что Бог оставляет на земле священные артефакты в знак благосклонности к людям

Prof. Thomas F. Madden, Saint Louis University: «В Средние века люди были склонны к мистицизму. Наука была для них лишь способом творить чудеса, они не слишком серьёзно к ней относились».

Вскоре после того, как папство завладело этим сокровищем в конце XV-го века, в Европе произошли эпохальные события.

Реформация радикально изменила отношение к религии. Протестанты отказались от идеи, согласно которой физический предмет мог быть связан с божественной сущностью. Из католических церквей выбрасывали алтари, иконы, сакральные артефакты и восторг перед чудесами сменился тотальным скептицизмом.

Всё больше людей считало нелепым широкое распространение реликвий. В эпоху Просвещения эти сомнения часто сменялись открытым негодованием.

Prof. Carlos M. N. Eire, Yale University: «Было несколько Голов Иоанна Крестителя, было слишком много частей Настоящего Креста. И такие реликвии, как Копьё Судьбы становятся лишь одной из многочисленных подделок, в подлинность которых теперь никто уже больше не верит».

В ходе этой «Революции новых идей» некоторые реликвии прошлого оказались разрушены.

Prof. Thomas F. X. Noble, University of Notre Dame: «Они отвергли идеалы прошлого, старый мир разрушился. Это был триумф рационализма».

Не смотря на ослабление интереса к религиозным атрибутам, легенда о Копье продолжала жить и приобрела оккультный оттенок.

Армянская версия Копья довольно сильно отличается от венской. То, что раньше было частью имперских регалий стало частью массовой культуры. Вряд ли мы когда-либо узнаем является ли какое-то из этих четырёх копий подлинным.

Кажется маловероятным, что Копьё Судьбы могло сохраниться с библейских времён. История Копья, пронзившего бок Христа, появляется только в Евангелии от Иоанна, и существование Лонгина не подтверждалось документально в течение нескольких веков.

…если существовала какая-то возможность сохранить этот предмет, то эту возможность не использовали вовремя.

Dr. Patricia DeLeeuw, Boston College: «Когда я нахожусь рядом с некоторыми историческими предметами такими как Копьё Лонгина, я испытывала нечто подобное религиозному трепету. Ведь это оружие несёт на себе отпечаток веры колоссального количества людей. Сложно переоценить значение подобных артефактов для мировой истории».

Копьё Христа продолжает вдохновлять как верующих, так и атеистов, поскольку его судьба напрямую связана с формированием цивилизации Запада... [T.11.VI.10]

*

Robert Feather, Author of «The Scroll Decoded»: «У Венского копья есть конкуренты: одно в Эчмиадзине, Армения. Правда, это, скорее, наконечник римского штандарта, но, тем не менее, ему поклоняются».

Guy Walters, Author «Hunting Evil»: «…не имело значения, действительно ли этим копьём убили Христа, важно, что о нём думают люди, во что они верят». [T.13.CXII.3]

 

 
     
 

Имя «Каин» переводится как «Приобретение, собственность», – это материальный человек, плотский. А второе значение этого слова – «Копьё». Он свою добычу стережёт, он строит первый в мире Город: до этого в Городе просто не было нужды. Но Убийца проклят, и с ужасом ждёт Отмщения, не взирая на охранную печать… [T.10.CDI.23]

 

Prof. Robert G. Ousterhout, University of Pennsylvania: «Он (Константин Великий) пришёл к власти благодаря собственному уму, хитрости и беспощадности».

Prof. Robert S. Nelson, Yale University: «Константин Великий оставил заметный след в истории. Когда он пришёл к власти, Римская империя была расколота пополам».

Prof. Denis F. Sullivan, University of Maryland: «Копьём Константин начертил на земле будущие границы города. Его свита поразилась масштабности его замысла. В ответ он заявил: «Я зайду так далеко, как мне позволит тот, кто ведёт меня».

Проведённая императором линия, стала границей новой столицы великой империи, прозванной Новым Римом. Этот город был наречён – Константинополь, – город Константина. [T.10.XXXII.11]

 

…архитекторы работали круглые сутки, чтобы реализовать мечту Гимлера – мировой штаб SS в Вевельсбурге (нем. Wewelsburg).

Oliver «Olly» Steeds, explorer and journalist: «Он имеет форму копья, вот здесь ручка этого копья. Оно указывает на Север, в направление арийцев – скандинавских народов, – от которых они произошли…» [T.12.LIX.3]

 

 
     
 

1 - 2