ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

Auctoritas (Авторитет; Автор 2) Журналист

   

diurnārius, ī m [diurnus] издающий «acta diurna», редактор дневника, журналист CTh. [B.32]

 

 
     
 

…говорящих имён в романе мало, но библейские характеры узнаются легко. Двоежёнец – это Аурелиано Второй, Отца всех играющих на свирели Маркес прозвал Франсиско Человеком, за то, что он победил Дьявола в состязании по складыванию песен, и он же стал первым журналистом. В его песнях с мельчайшими подробностями излагались события, совершившиеся в селениях и городах, лежавших на пути Певца. И всякий, кто хотел совершить Миру о каком-нибудь семейном происшествии, платил два сентаво, чтобы Франсиско включили это в свой репертуар… [T.10.CDI.23]

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…и пресс превратился в прессу. Пройдёт ещё двести лет и в девятнадцатом веке пресса станет той самой «Четвёртой властью», о которой говорил Томас Карлейль (Thomas Carlyle).

…а у нас печатная газета была заведена при Петре Первом в числе прочих новаций европейской культуры. История газеты – это история европейской современности».

Декабрь 1702-го года. Пётр Первый подписывает указ об издании первой русской печатной газеты, которая начала выходить в Москве. После неудачного начала Северной войны требовалось убедить грамотную часть населения в том, что монарх контролирует ситуацию: на заводах отливаются новые пушки, железа и меди в стране достаточно для того, чтобы победить шведов. Газета объясняла смысл тех или иных мер правительства и печатала переводы из немецких и голландских изданий. Автором и редактором многих статей был сам император. «Петровские ведомости» выходили нерегулярно – иногда всего несколько раз в год – тиражом от ста до двухсот экземпляров. Рекордное количество копий – четыре тысячи – было отпечатано в 1715-м году, когда у императора родился наследник от второй жены – Екатерины.

Елена ВАРТАНОВА, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ: «Если мы вспомним историю европейской прессы до «Ведомостей», то мы увидим, что она была привязана к монарху всегда, в тех странах, где существовала королевская власть, монаршья власть. И изначально газета возникала как инструмент социального управления, в значительной степени…»

Андрей МИРОШНИЧЕНКО, кандидат филологических наук, российский журналист и теоретик медиа: «…американский исследователь медиа Клэй Ширки (Clay Shirky) приводит такую интересную мысль, дословно: «До газет люди не знали, что им думать». Это действительно так. Люди нормальные, обычный человек интересовался своими частными делами, но, вот, по поводу общественного устройства, конечно, способ думать дали газеты…

Действительно, газета создаёт такую площадку, где люди понимают что и как им нужно думать. …действительно функция вот этой коммуникации, связывания смыслов, она выделилась, и нашлись люди, которые её подхватили. И дальше они её, более того, узурпировали. И на основе этой функции возникла жреческая каста. И потом это в общественном сознании представилось так, что священна-то не функция, а священна каста, священны жрецы вот эти. И в связи с этим там потом было очень много перекосов, и сейчас мы, как бы, чувствуем наследие этих перекосов…» [T.10.LI.94]

 

 
     
 

…мой дед прошёл всю войну, хотя имел возможность получить бронь, и воевал отлично. Моя мать, наполовину еврейка (а полуевреев, по справедливому замечанию антисемитов, не бывает)…

кто же вложил нам эту способность увлекательно излагать, дурманя чужие головы? Кто сделал евреев подлинными королями журналистики? И не есть ли это часть генерального плана? Нечто подобное чувствую я, когда смотрю в зеркало - и вижу в нём еврея. А потом перечитываю свои статьи и нахожу в них то же самое.

Дмитрий БЫКОВ [A.282]

 

По традиции каждый еврей должен переписать свою Тору собственноручно с огромной тщательностью и старанием от руки. Моисей получил Тору от Бога. Тора, данная Моисею, написана рукой самого Бога. [T.6.III.1]

 

Взять интервью у самого Бога

 

 
     
 

Александр ЧУБАРЬЯН, академик РАН, доктор исторических наук, директор Института Всеобщей истории РАН: «…который тоже выявился на конгрессе, это проблема «История и общество», – какое место занимает История в обществе? И кто собственно формирует историю: профессиональные историки, или телекомментаторы, или журналисты, или просто интересующиеся, которые теперь могут издавать книги? Когда то один из самых крупных английских историков двадцатого века Эдвард (Харлет) Карр [англ. Edward Hallett «Ted» Carr], написавший лучшие, наверное, книги по истории прошлого Советского союза, сказал: «Историй столько, сколько историков». Потому что миллионы фактов, но они становятся достоянием людей через историка: он отбирает по своему вкусу, по своему видению…» [T.10.CI.38]

 

Николай МЕРПЕРТ, доктор исторических наук, профессор: «Когда я туда первый год, в 61-м году, в конце приехал, мне самому хотелось, чтобы, словом, хоть какое-то чудо было. Чудес не было! Чудес не было!..

…фантазия человека, иначе все журналисты остались бы без хлеба. И, один из величайших фантомов человеческой истории – враньё, – потеряет почву». [T.2.XXIV]

 

 
     
 

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «…французские финансовые эксперты перед займом царской России в 1913 году вынесли заключение о блестящем развитии страны через 50 лет. Значит ли это, что мы были обречены на индустриализацию?»

Юрий ГОЛАНД, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН, член Экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам: «Нет. Я, значит, на это скажу, что был, действительно, француз один, он приезжал, по-моему, в 1914 году перед войной. Он как раз написал книжку о том, какие перспективы у России. В действительности, здесь есть хитрость. Она состоит в следующем, вот, когда речь идет о займах – я просто вам расскажу, материалы были опубликованы, закрытые материалы секретные царского правительства. Так вот, когда надо было получить заем ещё в 1905 году, то там были сильные настроения, чтобы не давать – тут революция началась 1905 года.

И тогда какой путь избрали? Как воздействовали на общественное мнение во Франции? Стали подкупать журналистов. Были выделены большие средства, купили там этих французов – они продажные оказались…»

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «Спасибо большое!»

Юрий ГОЛАНД, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН, член Экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам: «…в большом количестве. Их купили и они создали такую уже пропаганду, что «нет, Россия, там, она, значит, выйдет из этого кризиса». Они оказались правы и, действительно, они помогли тогда. России, дали крупный заём.

Поэтому когда говорят мне о том, что кто-то там дает какие-то перспективы, то я всегда думаю: а бескорыстно ли он это говорит? Но по существу же была следующая ситуация. Россия развивалась очень успешно в период с 1909 по 1913 годы, это был циклический рост – ну, капитализм циклически развивается. Уже в 1914 году начал спад проявляться…» [P.97.45]

 

«Циничность, продажность и бесцеремонность – составные части профессии журналиста»

Олег СУВОРОВ, кандидат философских наук [B.97]

 

 
     
 

Что говорить, грошовый это был заказ, да и не могли мы требовать большего от местного муниципалитета с его провинциальным бюджетом. Впрочем, мы вкладывали в газетёнку изрядную часть души.

Например, в рубрике «Вопросы-ответы» придумывали фамилии вопрошающих граждан.

Тут уж мы порезвились. Поначалу использовали инициалы, затем – имена знакомых и родственников, затем – фамилии литературных героев, присобачивая к ним имена пожилых евреев. Самуил Вронский задавал вопросы Соломону Левину, а им обоим возражала Фира Каренина. Это проходило незамеченым.

В конце концов, мы обнаглели настолько, что

Дина РУБИНА [B.108.7]

 

Иван ТОЛСТОЙ, журналист, писатель: «Я помню, как лет десять назад я беседовал с моей коллегой из Мюнхена Ириной Каневской, работавшей у нас с середины 70-х до середины 90-х. Я спросил: какие годы были самыми интересными. И она сказала: конечно, 80-е. Почему? Потому что основные вещи про нас и про них (как бы ни рассматривать эти полюса) были уже поняты, главные фигуры определены, и серьёзный, и иронический тон взят и натренирован. Оставалось – наслаждаться своей профессией. [P.113.15]

 

Записка из зала: «А про Григория Горина у вас есть истории?»

Аркадий ИНИН, сценарист: «Есть одна история, но грустная. То есть, начиналось всё весело. В Нижнем Новгороде уже много лет проходит фестиваль театральных капустников – это потрясающее совершенно зрелище – мы ничего не знаем. Там нет московских театров, нет питерских. Это вся Россия – съезжаются провинции – я даже названия таких городов не знал, где есть маленькие театрики…

И есть жюри, которое оценивает каждый год это самое. Там много всяких хороших людей, в том числе и Гриша Горин был постоянным членом этого жюри, и меня тоже туда призвали. И, вот, последний перед уходом Гриши: была такая, значит, печальная, и, на мой взгляд, очень красноречивая, рассказывающая про сегодня, про мерзость сегодняшней телевизионной жизни, ну, вообще, СМИ жёлтых.

Значит, мы в гостинице, и Гриша почувствовал себя плохо. Почувствовал себя плохо, но, довольно быстро, значит, то есть, серьёзно почувствовал плохо, но как-то купировали, как говорят врачи, этот приступ, и всё было хорошо. И мы сидим уже вполне, значит, весёлые, пьём чай, чего-то разговариваем.

Врывается телевизионная группа, значит, местного телевидения, нижегородского. Всё – девушка бодрая, юноша с камерой: «Так, здрасьте, вы Григорий Горин?» – «Да, Григорий Горин» – «Да. Ну, что? Как вы себя чувствуете?» – «Да, ничего, в общем. Слава Богу. Всё…» – «Ну, как же. У нас сообщение, что вы тут умираете практически» – «Да нет, как видите. Чай пьём. Можем вас пригласить. Садитесь. Попейте чай. Хотите, поговорим о творческих планах». Не обращая на него внимания, девушка в свой (мобильный): «Так, Семён Семёнович, события нет. Нет события. Всё. Нет. Мы уезжаем». Развернулись и уехали.

Вот это вот навсегда запомню, вот эту вот…

Это было в мае, а где-то в июне он уже ушёл из жизни.

Вот такая невесёлая история у меня про весёлого и мудрого человека Гришу Горина». [T.10.LXIX.21]

 
 
     
 

Юрий РОСТ, российский фотограф, журналист, писатель, актёр: «…он, например, мог сделать такой трюк – он мог прийти к цензору и сказать: «Слушай, Коля, о чём нельзя писать в космосе?» Цензор ему говорил. «А о чём из того, что нельзя писать, можно написать?» И цензор ему тоже говорил. И Голованов прекрасно об этом писал. Он написал о всех космонавтах человеческие, феноменально совершенно произведения. Вообще, я думаю, что без Голованова вот эта вся космическая компания, она была бы очень пресной.

День рождения Ленина – столетие. Вёл репортажи тогда Юрий Фокин – красивый, умный человек, положительный очень. В общем, достойно представлял советскую космическую журналистику в телевидении. А уже исчерпались: вопросов-то нет. А у них на Байконуре не то, чтобы «сухой закон» был – они продавали напиток, и, конечно, всем хотелось выпить. И вот они садятся, все эти журналисты – знаменитые, известные, пишущие о космосе – и Фокин говорит: «Ребята! Тому, кто придумает оригинальный вопрос, я ставлю бутылку коньяка». Ребята напряглись по страшному, конечно. И голованов говорит: «Юра, давай сюда бутылку». Юра решил, что Голованов солидный человек, и он ему эту бутылку поставил: «Давай вопрос!» – «Ты их спроси, столетию со дня рождения кого вы посвящаете свой полёт?»

Он создал целый жанр «Этюды об учёных», где он писал о самых выдающихся учёных таким языком, как будто он там присутствовал при их жизни, и издал эти книжки. Они очень помогли многим малообразованным академикам узнать, что рядом с ними были и другие академики». [T.10.DLXV.4]

 

 
     
 

Борис СОБОЛЕВ, российский тележурналист: «…мне рассказал один из редакторов одной из этих мошеннических передач: они пришли опытным путём к тому, что в первых выпусках вот эти собранные досье по поводу человеческих трагедий, они давали один и тот же текст персонажам. А потом они стали давать разные куски. Во-первых, чтобы не дудели в одну дуду: чтобы каждый по драматургии вносил новое усложнение, новый поворот, но каждый поворот правдоподобный. Зритель смотрит и видит, что семья соглашается, кивают, плачут. Ну, потому что, это же правда…»

Никита НЕПРЯХИН, бизнес-тренер, писатель, радио- и телеведущий: «…у семьи случилась беда. Что происходит дальше? Приезжает редакторская группа, и они часть информации собирают от самих людей. Они обязаны найти ту информацию, которая будет вот этим шоком являться. Мы часто проговариваем это сами, а потом об этом забываем. Они опрашивают соседей, они опрашивают свидетелей. Вот это очень важный момент в драматургии – достать информацию ту, которую не рассказывали сами герои».

Борис СОБОЛЕВ, российский тележурналист: «…потом, если дело происходит в сельской местности, а, заметим, что большинство сюжетов в деревнях, большинство сюжетов в маленьких городках, не в мегаполисах – сбор слухов и сплетен облегчается многократно.

К сожалению, вот то, что происходит, на мой взгляд, как журналиста – это совершеннейшее предательство профессии: ведь этим занимаются люди, называющие себя журналистами, или, когда-то таковыми являвшиеся.

И мне один из этих редакторов сказал, что поначалу, когда работал, у них частенько звучало: «Ох! Нам в Аду гореть!» А потом – привычка и хорошая зарплата делают своё дело. Рейтинг – Во! Народ смотрит. Чего не продолжать?..» [T.31.I.1]

 

Даниил ДОНДУРЕЙ, кандидат философских наук, российский кинокритик, социолог СМИ: «Обслуживание – это основной стереотип телевизионщиков, у них есть целый ряд потрясающих стереотипов, на которые попадаются абсолютно все. Перечислю: первое – «мы отражаем жизнь – мы ничего не создаём, не проектируем», второе – «вам не нравится – выключите телевизор». Я потом готов показать, что всё это ложь. Третье – «мы хотим то, что люди хотят смотреть, то мы и показываем»; четвёртое – у них есть стереотип телевидения, то, что телевидение успокаивает население. Вот мы показываем…» [P.97.213]

 

 
     
 

1 - 2