ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
МИСТЕРИИ. БИБЛИОТЕКА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. |
|
||||
МИСТЕРИИ (от греч. mysterion — тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные — мисты. В Др. Египте — мистерии Исиды и Осириса; в Вавилонии — мистерии Таммуза; в Др. Греции — Элевсинские мистерии, Орфические мистерии, Самофракийские мистерии; в Др. Риме — мистерии Вакха, Аттиса. [38]
МИСТЕРИИ (от греч. mysterion - тайна, таинство), в античности тайные культы некоторых божеств. В мистериях участвовали только посвящённые, т. н. мисты. Мистерии состояли из ряда последовательных драматизированных действий, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами - объектами культа. Эти действия сопровождались определённым ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т. д. Возникли мистерии на почве культов древнейших божеств, олицетворявших умирающую и оживающую природу. С образованием классового общества некоторые из этих культов обособились от официальной религии и приняли характер тайных мистерий. Первые мистерии восходят к древневосточным обрядам (культы Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии). В Древней Греции мистерии засвидетельствованы с 7 века до н. э. Из ранних мистерий наиболее известны Элевсинские мистерии (в честь богини плодородия Деметры и её дочери Персефоны - Коры), Орфические мистерии (основаны, согласно традиции, мифическим певцом из Фракии Орфеем), Самофракийские мистерии (в честь покровителей мореходства Кабиров). В Италии мистерии, привнесённые с Востока (мистерии Исиды, мистерии Аттиса, мистерии Кибелы, мистерии Митры и др.), засвидетельствованы со 2 в. до н. э. Около Помпеи обнаруже на Вилла мистерий, в центральном помещении которой сохранились уникальные изображения сцен мистерий. Многие элементы позднеантичных мистерий, прежде всего мистерии Исиды и Митры, были заимствованы христианством и вошли составной частью в христианское богослужение. Лит.:Новосадский Н. И., Элевсинскне мистерии, СПБ, 1887; Kern О., Dii griechischen Mysterien der klassischen Zeit В., 1927; Maiuri A., La villa dei misteri Roma, 1931; Kerenyi K., Die Mysteriei von Eleusis, Zurich, 1962. [46]
МИСТЕРИЯ, жанр западноевропейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (14 - 16 века). Наибольшее развитие получи; во Франции. Содержание мистерии составляли библейские сюжеты. Авторами произведений были церковные служители, учёные - богословы, врачи, юристы. Сцены религиозного характера чередовались с интермедиями - вставными комедийно-бытовыми эпизодами. Представления мистерии организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами во время городских торжеств, обычно в ярмарочные дни, на площади. Несмотря на руководство со стороны патрицианских и церковных кругов, мистерия была массовым самодеятельным искусством. В ней постоянно сталкивались и сочетались религиозная мистика и житейский реализм, вносимый исполнителями (главным образом любителями-горожанами), набожность и богохульство. Яркие образцы мистерии – «Мистерия страстей господних» Арнуля Гребана (середина 15 в.) «Мистерия об осаде Орлеана» (постановка после 1429). Усиление реалистичных и комедийных элементов вызывало нападки духовных и светских властей, а в 16 веке запрещение представлений мистерий. В 19-м 1-й половине 20 вв. мистерии иногда ставятся в Обераммергау (Германия), в Париже перед собором Нотр-Дам. Ироническое осмысление средневековых мистерий отличает спектакль «История о преславном воскресении Миколая из Вильковецка» (1962, «Театр народовы», Варшава). Мистерия с 10 века существовала также в Иране, где входила в религиозный обряд шахсей-вахсей. От неё ведёт начало один из видов персидской трагедии - тазийе. Лит. : История западноевропейского театра, т. 1. М., 1956. [46]
|
||||||