ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

ИДЕАЛЬНОЕ. БИБЛИОТЕКА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

 

 

 
 

ИДЕАЛЬНОЕ, 1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане идеальное обычно противопоставляется реальному; 2) результат процесса идеализации - абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например, идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело; 3) нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Многообразные концепции идеального тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм трактует идеальное как самодовлеющее начало, которое находится вне материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных системах идеалистического мировоззрения идеальное истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей – «идей» как прообразов всех вещей (объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде непосредственных данностей индивидуального сознания, превращённых в нечто первичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и значений (современный критический реализм и феноменология).

Домарксовский материализм, критикуя представления об идеальном как особой субстанции, противостоящей материальному миру, истолковывал идеальное как функцию особым образом организованной материи. Слабая сторона домарксовского материализма в трактовке идеального заключалась в том, что он рассматривал идеальное как продукт пассивного созерцания, а не как результат и способ человеческой деятельности.

По характеристике К. Маркса «...идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Диалектический материализм исходит из понимания идеального, как явления общественно-исторического по своей природе и происхождению и рассматривает его прежде всего как отражение предметного, материального мира в сознании человека, как субъективный образ объективной действительности, опосредствованный социальной практикой. Идеальное представляет собой, таким образом, определённый аспект человеческого сознания, характеризующий специфический способ его бытия, несводимость его к каким-либо материальным процессам и явлениям (физическим, физиологическим и т. п.). См. также статьи Сознание, Отражение, Психика и литература при них. [46]

 

ИДЕАЛЬНОЕ,

1) способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному); результат процесса идеализации — абстрактный объект, который не может быть дан в опыте (напр., «идеальный газ», «точка»).

2) Нечто совершенное, соответствующее идеалу. [38]