ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
91. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
АНТОЛОГИЯ ТАИНСТВЕННЫХ СЛУЧАЕВ
МИФЫ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Публикация в 6, 8 и 10-м номерах журнала серии статей под рубрикой «Загадки забытых цивилизаций» вызвала поток писем в редакцию с просьбой объяснить то или иное неясное положение в опубликованных материалах или пытающихся объяснить таинственные события прошлого на основании текстов старинных легенд и преданий. Часть читателей склоняется к мысли об участии в жизни древних цивилизаций пришельцев из космоса... Но исследователи-любители ищут следы инопланетян не только в легендах, но и в событиях сегодняшнего дня. Существуют многотомные сборники показаний «очевидцев» о встречах с НЛО и энлонавтами. Учёный-этнограф Валерий Санаров, исследуя процесс мифотворчества народов, обнаружил поразительное сходство между сказками и быличками прошлого и современными «достоверными» рассказами об НЛО. Результаты своего исследования он опубликовал в статье «НЛО и знлонавты в свете фольклористики» («Советская этнография», 1979, № 2). Мы воспользовались ею в качестве комментария к обзору преданий о таинственных карликах, строителях мегалитов.
ВАЛЕРИЙ САНАРОВ НЛО И ЭНЛОНАВТЫ В СВЕТЕ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ Ж. «ТЕХНИКА МОЛОДЁЖИ» № 11/1979 [91] Массовому советскому читателю хорошо знакомы термины НЛО (неопознанные летающие объекты), УФО (английский термин для НЛО) и «летающие тарелки» (популярный термин для НЛО). Сведения о них публиковались в газетах и научно-популярных журналах. Предлагались различные теории, авторы которых пытались объяснить, что же такое НЛО: неопознанные явления природы, инопланетные пришельцы, или их зонды, или просто вымысел? В своё время проблемой НЛО серьёзно занимались в США. Созданная по инициативе ВВС США программа по изучению неопознанных летающих объектов, известная под названием «Проект «Синяя книга», после 22 лет своего существования была официально завершена в декабре 1969 года признанием того факта, что никакой проблемы НЛО не существует: все известные случаи наблюдений НЛО либо квалифицируются как мистификация и сознательный обман со стороны «очевидцев», либо поддаются идентификации как известные науке явления (атмосферное электричество, метеорологические явления, иллюзии и т. п.). Проблеме НЛО до сих пор уделяется довольно пристальное внимание. Рассматриваемая в различных аспектах современной науки и техники, эта проблема, однако, не была ещё предметом исследования как объект фольклористики. Тем не менее она имеет к фольклору самое непосредственное отношение: большинство сведений об НЛО основано на устных рассказах очевидцев. Число сообщений о якобы имевших место встречах с «летающими тарелками» и даже с энлонавтами (экипажем НЛО; другие термины: уфонавты, гуманоиды) продолжает неимоверно расти. Зарегистрировано несколько сот тысяч рассказов о наблюдении НЛО. Эти сведения тщательно собираются, систематизируются и анализируются. Поскольку сообщения очевидцев хорошо документированы, это даёт возможность для их всестороннего анализа. Однако в данной статье мы не будем рассматривать вопрос о достоверности этих сообщений, вопрос о реальности самих НЛО: нас будет интересовать лишь повествовательная сторона с точки зрения фольклористики, то есть устные рассказы об НЛО и энлонавтах как таковые. Прежде всего охарактеризуем кратко объект нашего исследования. Это рассказы о встречах людей с таинственными летающими объектами и антропоморфными существами, которые якобы на них летают. Иногда это просто «что-то летит и светится». Чаще это объект круглой или цилиндрической формы («сигара»). В классической форме «летающая тарелка» - вращающийся дисковидный объект с куполом наверху, окаймлённый разноцветными мигающими огнями. При посадке этих объектов на Землю видят внутри их или около них «людей». Рассказ о встрече с НЛО или энлонавтами — это своеобразный отчёт очевидца, свидетельское показание о странном, таинственном случае, нарушившем течение нормальной жизни. За редким исключением, это всегда документированный рассказ с указанием определённого лица, даты и времени события, места наблюдения, иногда с зарисовкой увиденного. Уже это одно, на наш взгляд, позволяет отнести рассказы о встречах с НЛО к жанру несказочной прозы — меморатам, в частности характеризовать их как былички. Былинка — это рассказ о конкретном случае, связанном с определённой местностью и определёнными лицами. «Своеобразие формы былички определяется тем, что это рассказы о столкновении человека с потусторонним миром, рассказы не только о чём-то необыкновенном, но и необъяснимом и страшном». Этим своеобразием отличаются и рассказы об НЛО. Рассказчик стремится подчеркнуть невероятность случившегося. Необычность явления подчеркивается и описанием чувства страха. Рассказчица, например, сообщает, как она была перепугана «абсолютно ирреальным характером излучаемого света» НЛО, «охвачена сильным и «ненормальным» страхом, смешанным с «замешательством», словно она видела нечто такое, чего не должна была (видеть)». Элемент страха часто присутствует в рассказах об НЛО, даётся конкретное описание этого чувства в определённый момент наблюдения, иногда с подробными симптомами. Рассказчик (Франция, Алье) сообщает, что, заметив в стороне от дороги большой полукруглый купол, который светился, но не освещал окружающие его предметы, он направился к нему. На полдороге его охватил «сильный и беспричинный физический страх, словно излучаемый этим предметом. Сначала это был страх физический (он почувствовал, что у него свело мышцы, поднялись волосы, мурашки пробежали по спине, началось сердцебиение...) и необъяснимый... Его разум не понимал реакции своего тела. Он остановился, так как почувствовал, что его охватывает страх психологический...» Этот страх сменился паникой, и рассказчик решил спасаться бегством. Многие жители деревни Лара (Санта-Роза, Венесуэла) видят приземлившийся у реки дисковидный объект. Сначала боятся подойти, объясняя чувство страха темнотой и нестерпимым жаром, исходившим от места приземления НЛО. Когда собралось побольше людей, то все вместе идут к НЛО с карманным фонариком: «...Нам показалось, что мы видели внутри двух маленьких людей, которые двигались автоматически, словно управляемые». Объект внезапно взлетает и за несколько секунд исчезает в небе. Самая характерная черта былички — установка на достоверность — непременный элемент в рассказах об НЛО. Это определяется не только тем, что рассказчик стремится подчеркнуть достоверность своего сообщения: «Наконец, я клянусь, если нужно, повторить перед распятием, что мы видели таинственный объект», но и всеми событиями, окружающими это сообщение: «Свидетель утверждает, что сразу же информировал об этом полицию». В заброшенной военной крепости (Италия) рассказчик видел странное существо около 1,2 м ростом, хрупкого телосложения, в чёрной одежде, плотно облегающей тело. В той части, которая покрывала голову, на месте глаз — две прорези. У него странная и неуклюжая походка, «словно он скользил над землёй». Через 10 мин исчез, словно улетучился. Полиция или обследователи из местного общества по изучению НЛО встречаются с рассказчиком-очевидцем для расследования случая на месте: заполняют соответствующие анкеты, делают замеры на местности, уточняют метеосводку на час наблюдения и т. п., иногда проводят психиатрическое обследование очевидца. В заключение составляется отчёт о наблюдении НЛО со всеми необходимыми документами, который поступает в архив общества, а сама быличка включается в соответствующий массив данных (во многих организациях — файл на перфокартах). Эти обстоятельства способствуют чрезвычайно чёткой привязанности события к месту, времени и определенному лицу. Рассказ о встрече с НЛО — это рассказ об исключительном событии, и рассказчик всегда подчеркивает внезапность, неожиданность этой встречи (что вообще характерно для быличек): «Его появление было внезапным». Иногда внимание привлекается неожиданным странным звуком, чаще — светом. Три подростка (Солсбери-Норт, Австралия) отдыхают на поляне в 10 м от лежащих на земле велосипедов. Внезапно замечают, что их велосипеды освещены пучком света диаметром около 3 м. Один из них подбегает, намереваясь «просунуть» правую руку в эту колонну света, но его отбрасывает в сторону метра на три. Через несколько секунд они видят, как в нескольких метрах от них быстро поднимается голубовато-зелёный объект конической формы. Слышат звук, похожий на приглушённый рёв взлетающего реактивного самолёта. Иногда рассказчик говорит, что он «вдруг почувствовал на себе взгляд». Очевидец работает в поле (Дания, Центральная Ютландия). Почувствовав на себе взгляд, оглядывается: в 35 м от него стоит странный летательный аппарат овальной формы с надстройкой, металлического серого цвета. Перед ним два «человека», смотрят на рассказчика. Он неприятно поражён, нервничает, подумав, что если те подойдут, то будет бросать в них камнями. В этот же момент энлонавты посмотрели друг на друга, и рассказчик помнит только ослепительную вспышку света, после чего они исчезают. Объект наклонно взлетает и исчезает за несколько секунд без малейшего звука. В очень редких случаях встреча не является неожиданной, напротив, её иногда даже подготавливают, но рассказы об этом уже выходят за рамки быличек, превращаясь иногда в целые литературные произведения. Преподобный отец М., офицер ВВС Франции, священник при военно-воздушной базе, проводит сеансы гипноза. Мальчик лет 14 — 15, погружённый в гипнотический сон, без какого-либо побуждения со стороны гипнотизёра вдруг начинает говорить о прохождении в этом районе в скором времени НЛО и их посадке на Землю. Место, время и дата не указаны. Он лишь добавляет, что это произойдёт в связи с полнолунием. М. приглашает на сеанс своего друга, профессора немецкого языка в лицее Оранжа. Не сообщая ему о целях сеанса гипноза, усыпляет его и просит дать сведения об НЛО. Профессор сообщает, что через три дня, между 23 и 24 часами в Сен-Жиле должна будет произойти посадка нескольких НЛО. М: берёт группу из семи человек, и на машине они едут в Сен-Жиль; останавливаются на холме, возвышающемся над городком. Около 23 часов видят на юго-востоке большой электрический голубой шар, потом ещё четыре. Через несколько минут шары оказываются прямо над городком и начинают вертикально снижаться. Наблюдатели пытаются отправиться на машине к месту посадки, но поддаются паническому страху и уезжают прочь. Хотя в отличие от быличек о мифологических персонажах (лешем, водяном и т. п.) в рассказах об НЛО и не подчеркивается мрачность обстановки или таинственность содержания, в большинстве случаев действие происходит в темноте — вечером, ночью или ранним утром. Статистическая обработка рассказов о встречах с НЛО и энлонавтами в целом свидетельствует о том, что большинство их приходится на период 19 — 22 часа вечера. Это справедливо также и для отдельных стран. Например, в Испании большинство встреч происходит между 20 и 21 часом вечера и в 2 часами ночи. Место действия обычно уединённое и пустынное: берег реки, поляна в лесу, холм. Часто НЛО встречаются на дороге, но именно тогда, когда кругом нет ни души. Рассказчик по имени Антуан (Франция), «не имевший об НЛО и уфологии никакого представления», идёт собирать грибы в местечко, называемое Бедарриды. Место отдалённое, расположено на горе Реаль. Выйдя на поляну, видит у опушки человека ростом около 1,2 м, затем второго такого же. Увидев Антуана, они испускают звук, похожий на крик, и удаляются в кустарник. Через 2 — 3 секунды оттуда медленно поднимается в воздух яйцевидный объект матового сине-серого цвета, около 5 м длиной и 2 м высотой. Звука не слышно, кроме лёгкого шипения. Поднявшись на высоту 6 м, с большой скоростью удалился. В отличие от быличек, повествовавших о чертях и ведьмах, леших и водяных, русалках, домовых и т. п., современные былички рассказывают о странных летающих объектах и их пассажирах, которые, однако, унаследовали многие черты своих предшественников. Прежде всего это существа антропоморфные. Как и в быличках, например, о лешем, который может иметь огромный рост или же быть вровень с травой, энлонавты в рассказах очевидцев также встречаются и огромного роста (до 3 м) и очень маленькие (в среднем около 1 м, но есть рассказ и о человечках ростом 33 см). В описании внешности энлонавтов иногда чётко видны черты, роднящие их с образом лешего, водяного или чёрта: покрытые волосами человекоподобные существа с рожками на голове и большими клыками или с зелёными лицами, краской кожей, с круглыми, как у рыбы, глазами. Крестьянин (Польша), проходя через лес около 8 часов утра, встречает двух странных существ с зелёными лицами и раскосыми глазами. Их одежда похожа на скафандр чёрного цвета, двигаются они, «мягко подпрыгивая». Разговаривают между собою странными односложными словами. Как сообщает рассказчик, они жестами пригласили его в свой летательный аппарат, висевший на уровне верхушек деревьев. В аппарате оказалось ещё несколько таких же созданий, которые «выслушивали» его с помощью прибора, напоминающего прибор, применяемый в рентгеноскопии. Они предложили ему съесть «что-то вроде прозрачного студня», но он отказался. Этот образ, однако, не характерен: он не соответствует духу времени. Поэтому в большинстве случаев энлонавты предстают в быличках как вполне нормальные люди пропорционального телосложения. Избегая в некоторых случаях контактов с людьми, энлонавты не улетают, а просто исчезают с глаз. Если леший или черт «пропадали с глаз», стоило только упомянуть имя господа или перекреститься, то современные энлонавты не боятся этого — они просто не хотят, чтобы их видели люди. Для этого они или «улетучиваются», или их светящиеся летающие объекты гаснут, пропадая из виду, словно выключили свет. Жан-Клод Жесит, 20 лет, и ещё трое возвращаются ранним утром в Мюлуз (Франция). Подойдя к лесу, замечают в небе огромный оранжево-красный шар, который начинает быстро спускаться к земле буквой «зет». Очутившись над деревьями, начинает спускаться медленно и приземляется на поляне в 300 м от очевидцев. Диаметр шара - 50 м. Когда они направляются к нему, он сразу же исчезает, будто погас. Если встреча всё же происходит, то это описывается по традиционной схеме быличек. Например, очевидец может окаменеть, не имея сил двинуться с места. Женщина смотрит в окно из своей комнаты от противоположной стенки (Дания, Восточная Ютландия). Окно выходит на юг, вид на озеро. Низко над озером висит большой красноватый объект, верхней части его не видно. Однако рассказчица не может подойти к окну, считает, что это вызвано действием объекта. Внимание её привлечено деталью внизу объекта. Она считает это «энергетической завесой». Выглядит так, будто энергия забирается из воды. «Это» сияет всеми цветами радуги и мерцает, как северное сияние. Через несколько минут объект накреняется и «завеса» исчезает, видно совершенно плоское дно объекта, и, похоже, что к воде идёт труба от объекта, которая затем втягивается. НЛО поднимается и удаляется. Рассказчица, по её словам, не могла сдвинуться с места ещё несколько минут. Раньше лешие подсаживались в телегу или в сани: «лошади останавливаются, никакие усилия кучера не могут их сдвинуть с места». Теперь аналогичное происходит с современными транспортными средствами — автомобилями или моторными лодками. Полицейский Эвольд X. Моруп (Дания) возвращается домой на патрульной машине. «Вдруг машину осветило ярким голубовато-белым светом, и в то же время двигатель остановился. Фары машины также погасли, даже лампочка зажигания... Яркий свет, напоминающий неоновый, снаружи был настолько ослепительным, что ничего нельзя было разглядеть... Когда я взял микрофон и попытался вызвать участок, оказалось, что радио было точно так же «мертво», как и всё остальное электрооборудование в машине...» Из объекта, зависшего над машиной, исходил конус света, который вскоре стал втягиваться в НЛО: основание светового конуса стало подниматься, так что под ним становилось темно. Через 5 минут свет был полностью втянут, и объект удалился. Тотчас все лампочки снова загорелись и машина заработала». Рассказчики, двое пожарных, в свободное время ловят рыбу, плывя в лодке по Дайскому каналу (США). Внезапно словно ниоткуда появляется круглый, очень ярко светящийся шар около 4,5 м в диаметре. Прошёл над ними и завис на высоте около 23 м. Сопровождает их на расстояние около 3 км. Внезапно движение прекратилось: мотор ревёт, вода пенится, но лодка не движется. Пожарные переговариваются между собой, но пошевелиться не могут: «гравитационные силы слишком велики». Вскоре НЛО уходит, и лодка рванулась вперёд, так что люди в ней перевернулись (сравните в рассказе о лешем: «...Не успел кучер сказать: «Что такое, Господи», как лошади рванулись, дуга разлетелась пополам и старичка как не бывало»). Один из рассказчиков сообщил также, что волосы у него «стояли дыбом как проволока». В быличках об НЛО встречаются случаи, напоминающие рассказы о лешем или чёрте, когда они «водят» человека или напускают мороку. Энлонавты, так же как и лешие, водяные и прочая нечистая сила, склонны похищать детей и взрослых. Например, согласно появившимся в печати сообщениям о случае в Бразилии, Мануэл Роберто, 11 лет, утверждает, что он был похищен вместе со своим двоюродным братом Пауло 20 января 1978 года неопознанным летающим объектом. Он был обнаружен в субботу, 21 января, в Рондонополисе в 500 км от своего дома и рассказал, что его с братом взяли на борт светящегося объекта, в котором находилось 8 человек маленького роста, одетых в красное, с железными кольцами на груди. Они не разговаривали ни между собой, ни с детьми, только давали им что-либо понять глазами, например, указывали, куда сесть. Энлонавты также дали детям выпить какую-то жидкость. Очутившись один, Мануэл не смог объяснить, что стало с его братом. Потеря памяти — характерный признак многих встреч с НЛО, как это типично и для встреч со старыми мифологическими или сказочными персонажами: человек либо просто забывает, что с ним было, либо сообщает о запрете говорить о случившемся с ним. Капрал Альмандо Вальдес и ещё шесть человек (Чили, военный патруль) спят у костра. Двое стоят на карауле. В 4 часа 15 минут караульный сообщает капралу, что невдалеке, видимо, приземлились два ярких объекта, окрашенных в фиолетовый цвет. Вальдес отправился разузнать, что это за огни, но, по словам караульных, попросту исчез с глаз, отойдя на несколько метров. Примерно через 15 минут он появляется среди них: трясётся, пытается что-то сказать, но голос его кажется глухим. Караульные говорят, что Вальдес якобы сказал: «Вы не знаете, кто мы есть и откуда мы пришли, но скоро мы возвратимся». Часы на руке Вальдеса остановились в 4 часа 30 минут, что совпадает со временем его возвращения, но дата на их календаре стояла на 5 дней вперёд. Члены команды заметили также, что его лицо, бывшее чисто выбритым, оказалось обросшим, как если бы он не брился дней пять. Сам Вальдес не может вспомнить, что с ним случилось, опомнился он лишь сидящим у костра и чувствуя себя «очень странно». Капрал, следуя быличке, сказал: «Я хотел бы восстановить свою память о тех 15 минутах. Я даже желал бы, чтобы меня загипнотизировали, чтобы извлечь информацию о том, что случилось». Кен Роджерс, председатель Британского общества по изучению НЛО, более часа ведёт машину в сельской местности. Поднимаясь на холм, замечает слева вверху яркий огненный шар, сразу тормозит и выходит из машины. Объект движется через дорогу и спускается в поле в 800 м от наблюдателя. Кен бежит по дороге и через поле к стоящему НЛО. Дальнейшее неизвестно. «Результат его встречи с объектом был достаточен, чтобы поместить его с нервным расстройством в больницу». После выписки Роджерс отказался от должности председателя общества и сжёг все свои архивы, работу всей своей жизни, сообщив: «Я должен был сделать это. Я не могу сказать вам, почему». О своей встрече только сказал: «Я встретил существ из другого мира, можете мне верить или нет». И ещё: «Никого из людей, занимавшихся крупными исследованиями НЛО в Британии в начале 60-х годов, сейчас нет с нами. Это, откровенно говоря, ужасно страшит меня». В этой быличке налицо компоненты сказочного мотива: встреча «героя» с таинственным существом, запрет рассказывать об этом и даже намёк на последствия нарушения этого запрета: смерть. По сравнению со старой быличкой некоторые былички об НЛО отражают веяние нового времени: они обходят запрет на рассказ. Обследователи из обществ по изучению НЛО, пользуясь методом гипнорепродукций, восстанавливают память рассказчика под гипнозом и заставляют его рассказать о случившемся. Три женщины, домохозяйки, уважаемые в своём небольшом городке, возвращаются домой после позднего ужина в Станфорде (штат Кентукки, США), в 29 милях от дома. Внезапно в полутора километрах к западу от города они увидели дисковидный объект, «большой, как футбольное поле», с ярко пылающим белым куполом и рядом красных огней по краю диска. НЛО остановился над их головами, затем сделал круг позади автомобиля: «какая-то странная сила стала тянуть машину назад...» С этого момента женщины ничего не помнят. Лишь через 80 минут они увидели уличные огни при въезде в Хьюстон-вилл, в 13 км от того места, где они встретились с НЛО. Под глубоким гипнозом все три показали, что их «вынули» из машины и содержали в странной камере. Каждая из них была подвергнута насильственному «пугающему» и болезненному осмотру, прежде чем они увидели себя вновь в машине. Трагический исход — нервное потрясение и даже смерть или просто последующая болезнь — характерен и для старых быличек: «после встречи с лешим, русалкой, водяным, хозяином земных недр человек начинает задумываться, становится мрачным, угрюмым, пропадает или даже гибнет». В быличках об НЛО имеются аналогии и другим сюжетным элементам, характерным для старых быличек о лешем и прочей нечистой силе: обращение лешего грибом, предложение еды, высыхание молока у коров в результате происков ведьмы, неуязвимость для обыкновенной пули и т. п. Рассказчик, господин Карле, ведёт машину, темно. Вдруг посреди дороги впереди замечает «огромный белый гриб» высотой 3 м, который пританцовывал. Он притормаживает и медленно едет дальше — гриб начинает двигаться тоже, выдерживая расстояние. Рассказчик пытается объехать гриб, но тот не даёт. Предполагая всё-таки, что это галлюцинация, Карле, улучив момент, когда гриб находится от него на расстоянии около 20 м, вдруг резко ускоряет ход и устремляется прямо через свой «мираж». Раздаётся металлический звук, гриб «вскакивает» на капот и отклоняется вправо, «задев переднее ветровое стекло». Обернувшись назад, Карле видит, что гриб перебрался через канаву и исчез за забором. Данный случай относится именно к быличкам об НЛО на том основании, что огромный гриб в данном случае и есть НЛО: шляпа гриба — диск с куполом, его ножка — конус света. Лейтенант авиации Роман Собински, живущий теперь в Ричмонде (Голландия), утверждает, что он примерно в течение 5 минут наблюдал круглый диск или шар, следующий за его самолётом над Зейдер-Зе, когда он возвращался с бомбардировки Эссена. Первым заметил его хвостовой стрелок, и, когда Собински подтвердил, что тоже видит его, и увидел, что НЛО быстро приближается к самолёту, он дал указание открыть по нему огонь. Несколько выстрелов, казалось, попали в цель, но не произвели на НЛО никакого действия. Всё это позволяет сделать вывод о том, что рассказы об НЛО и энлонавтах — это действительно типичные былички, тесно связанные с народными поверьями. Поэтому следует, на наш взгляд, уточнить утверждение о распаде быличек как жанра, об их «деградации и умирании» в наше время: можно лишь говорить о распаде или трансформации сюжета. Не быличка превращается в сказку или даже в анекдот, а сюжет, характерный прежде всего для быличек, теперь переходит в жанр сказок или анекдотов. Но на смену этому сюжету приходит другой. В данном случае быличка полностью сохранила свою форму, изменились её «герои»: на место устаревших чертей и леших с их телегами и тарантасами пришли энлонавты с их «летающими тарелками». И эта замена произошла даже не на основе абсолютно нового сюжетного материала: он зрел, можно сказать, в течение многих веков. Классическим примером НЛО и энлонавтов древности является видение Иезекииля: «И я видел, и вот, бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырёх животных... И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня... Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их... А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нём. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг: от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него...» Последующие века также сохранили рассказы о встречах с НЛО и энлонавтами. Даже сам термин «летающие тарелки» возник не в 1947 году, как обычно считается, а, вероятно, гораздо раньше. (В 1947 году летчик Кеннет Арнольд видел НЛО над Скалистыми горами и назвал их «летающими тарелками», после чего этот термин прочно вошёл в американскую прессу и в последующие публикации.) 1893 год, Австралия, Новый Южный Уэльс. Фермер утверждает, что на его участке приземлился воздушный объект, имевший форму тарелки. Когда фермер приблизился, из объекта вышел человек в странной одежде и осветил его своего рода «фонарём». Фермера бросило наземь и оглушило. Когда он пришёл в себя, ни пришельца, ни объекта не было видно. По его словам, рука, на которую попал луч «фонаря», осталась парализованной на всю жизнь. Имеются и более ранние сведения. Так, Джон Мартин, фермер, живший в нескольких милях южнее Денисова (США, штат Техас), видел 24 января 1878 года темный объект в форме диска, летящий «с удивительной скоростью», и применил для его описания слово «блюдце» (традиционно переводится как «тарелка»). Сохранился и основной признак быличек как жанра — вера в достоверность рассказанного. Вера в НЛО как в «персонаж» отмечается даже тогда, когда рассказчик видел действительно реальный, земной объект. Иногда сами рассказчики, рассказывающие типичную быличку об НЛО и энлонавтах, утверждают, что видели вполне реальный земной объект, который они себе представляют в зависимости от обстановки или от своих политических предрассудков. 15-летний мальчик идёт по тропинке в поле. У подножия холма замечает трёх человек, одетых в тёмно-зеленые блестящие костюмы. На голове плотно сидящие шлемы такого же цвета. Они подходят к круглому куполообразному объекту и вдруг исчезают, а аппарат бесшумно взлетает вертикально вверх и тоже исчезает с огромной скоростью. Так как дело было во время оккупации Дании фашистами, он и его мать посчитали, что это были немцы и что они никому не должны говорить об этом. Так и рассказчица, сообщившая о виденном ею светящемся летающем объекте с убирающимся конусом света, считает, что этот НЛО был «русским разведывательным летательным аппаратом», а рассказчик, видевший энлонавтов и поднявшийся в воздух НЛО, утверждает, что «это китайцы, прилетевшие на секретном шпионском аппарате». В большинстве случаев, однако, рассказчики убеждены, что они встречались именно с НЛО и энлонавтами, ставшими, таким образом, новым «персонажем» в народных представлениях о потусторонних силах. Более того, их видят даже там, где явно ничего таинственного не было. Так, рассказчица, видевшая медленно движущийся объект причудливой белой формы, на вопрос обследователя: «Может быть, это облако?» — отвечает: «Да, я знаю, что оно выглядело так, но я думаю, что это был НЛО, замаскированный, под облако». Подобные случаи красноречиво свидетельствуют о том, что среди населения различных стран распространяется вера в НЛО, пришедшая на смену вере в другие образы народных верований. При этом не имеет значения, что в действительности видел рассказчик — шаровую ли молнию, неизвестное атмосферное явление или — чем не шутит устаревший чёрт? — инопланетный корабль, или же все это ему пригрезилось. Важно то, что он верит в действительность случившегося и верит, что видел именно НЛО. Это говорит о том, что старая быличка жива не только по своим жанровым, но и по композиционным особенностям, характеру бытования и функциональной направленности. От редакции. Коль скоро речь зашла о связях НЛО с языкознанием, то мы считаем необходимым поднять такой вопрос. Аббревиатура «НЛО», как известно, означает «неопознанный летающий объект». Придумавшие этот термин американцы преследовали две главные цели: 1) термин должен отражать суть явления и 2) он должен легко произноситься и допускать новые словообразования — по-английски «НЛО» звучит как «УФО»; отсюда производятся «уфология», «уфонавт» и т. д. (Кстати, слова «лазер», «мазер» и «радар» тоже являются побуквенными сокращениями.) При переводе на русский язык о второй задаче как-то забыли: «НЛО» — ещё туда-сюда, но согласитесь, что «энлонавт» или «энлология» — это звучит ужасно. Однако русский язык богат. Почему бы не придумать вместо «НЛО» эквивалентное по смыслу, но более легкопроизносимое сочетание? А если вспомнить, что у каждого из слов «неопознанный», «летающий» и «объект» есть синонимы, то задача представляется вполне посильной. Во всяком случае, лучше один раз хорошо обозвать, чем два раза плохо опознать. Ваши предложения присылайте в редакцию. (Статья В. Сахарова иллюстрирована работами московского художника В. А. Глухова «НЛО», «Звездный час» и «Долина снов», написанными в 1978 г.)
ПРОИСШЕСТВИЕ В БОРДО Во многих странах, в том числе и во Франции, есть так называемые «общества по изучению НЛО». Когда таких организаций не существовало, перед очевидцами таинственных явлений в атмосфере вставал следующий, не слишком приятный выбор: либо умолчать об увиденном, либо послать письмо на телевидение или в газету. Если наблюдатель, поборов в себе страх перед высмеиванием и подозрениями в ненормальности, выбирал второй путь, то он, тем не менее, далеко не во всех случаях мог рассчитывать на понимание. У очевидца не было: никакой уверенности в том, что к нему отнесутся серьёзно. Журналист, к которому попадало его письмо, часто понимал происходящее совсем не так, как его описывал очевидец, и если за письмом следовала публикация, то она иногда подавала события в настолько искажённом виде, что они подвергались осмеянию со стороны серьёзных ученых. Положение складывалось парадоксальное: источник сведений был ненаучным, зато критика являлась предельно научной, ибо выступала в ореоле научных степеней и титулов, - таким образом феномен НЛО становился зачастую вотчиной журналистов, а не учёных. Чем же занимается «общество по изучению НЛО»? В основном сбором, систематизацией и анализом рассказов очевидцев. Вот один из типичных случаев, происшедший в Бордо. В местное общество по изучению НЛО пришёл человек, заявивший, что наблюдал в небе диковинные светящиеся предметы. По его словам, они мерцали и деформировались. Проведённый в срочном порядке опрос населения показал, что есть ещё один очевидец, наблюдавший то же самое явление. Однако он описывал виденные предметы иначе — как светящиеся точки в небе. На помощь призвали синоптиков, астрономов и компьютер. Первые дали точное описание метеорологической обстановки в момент наблюдения: небо закрыто тонкой, но сплошной пеленой облаков, находящихся на десятикилометровой высоте (дело происходило ночью). Астрономы объяснили, что именно в момент наблюдения из-за горизонта взошёл Марс, продвигаясь к ярким звёздам Кастор и Поллукс (созвездие Близнецы). Компьютер на основе показаний очевидцев нанёс на карту неба координаты наблюдавшихся феноменов. После кропотливой работы, которая, несомненно, пришлась бы по вкусу и Шерлоку Холмсу, всё встало на свои места. НЛО на сей раз оказался планетой Марс. Она просвечивала сквозь пелену облаков, перемещавшихся под действием ветра. Они-то и вызывали игру света — мерцание и деформации, наблюдавшиеся очевидцами. Но не все случаи появления НЛО объясняются столь просто. Во многих случаях разгадка пока отсутствует.
ОЛЕГ КУЛАКОВ Ж. «ТЕХНИКА МОЛОДЁЖИ» № 11/1979 ЗАГАДОЧНЫЕ МЕГАЛИТЫ Загадка мегалитов уже давно волнует человечество. А в последнее время интерес к ним вновь резко возрос из-за находки мегалитических сооружений на дне Атлантического океана в 40 км от Багамских островов. Древнейшие из этих сооружений датируются сейчас 8-м тысячелетием до н. э. Мегалиты относятся к разным эпохам. Их возводили в 8-м тысячелетии до н. э., их строили на островах Полинезии всего несколько десятков лет назад. Кто был первым строителем и с какой целью создавались многотонные мегалитические сооружения? Пока это неясно. Известно ещё, что мегалиты явно тяготеют к морю, и чем дальше от него, тем меньшими по величине становятся каменные постройки. Легенды словно туман окутали их, но есть во всех этих легендах нечто общее, заставляющее нас вновь и вновь задумываться над таинственными событиями древней истории Земли, оставившими неизгладимый след в памяти человеческих поколений. Полинезия... Загадки её общеизвестны, а легенды хранят отпечаток времени. Некоторые мифы точно отобразили главнейшие этапы истории полинезийцев. На островах Полинезии найдено множество мегалитических памятников: дольмены, величественные, но уже разрушенные временем храмы, каналы. Постройку этих сооружений полинезийцы приписывают либо белым рыжебородым богам, пришедшим из океана, либо карликам, спускавшимся с летающего трёхъярусного острова Куаихелани. Полинезийские сказания уделяют много места загадочному народу карликов — менехунам. Легенды говорят, что менехуны — безобразные существа, рост которых колеблется в пределах от 12 до 90 см; они лишь отдалённо напоминают людей. Взгляд менехуна, сосредоточенный и неподвижный, наводит ужас на окружающих. Вместе с тем менехуны доброжелательны и нередко помогают людям. Менехуны появляются с заходом солнца: они не любят солнечного света, потому что под его действием превращаются в камень. Известная исследовательница мифов Океании приводит следующие слова полинезийцев о менехунах: «Любую работу они делают играючи, за одну ночь, и кончают до восхода солнца», «Для них нет трудной работы». Некоторые легенды, говорящие о примитивности карликов (не умеют добывать огонь, готовить на нём пищу и т. п.), позволили считать, будто менехуны являлись коренным населением Океании. В то же время все полинезийские легенды наделяют менехунов сверхъестественными чертами: например, способностью видоизменяться и переправляться через водные пространства без помощи лодок. Ряд способностей, описанных в легендах, иначе, чем телепатическими, не назовёшь. Кроме того, сказания единодушны и в другом: все они утверждают, что менехуны — народ строителей, построивший много сооружений, в том числе и мегалитических, что опять-таки не вяжется с мыслью о примитивности культуры карликов. Является спорным и местоположение родины менехунов. Правда, у полинезийцев не вызывает сомнений, что карлики пришли на другие острова с острова Кауаи. Но как попали они на этот остров? Легенда говорит, что некогда боги создали трёхъярусный остров Куаихелани и поселили там племена карликов. Среди них были и менехуны. Правителем острова стал Канехунамоку - родственник одного из главных божеств полинезийцев. Канехунамоку являлся верховным жрецом острова Кауаи. Вот что пишет о Куаихелани К. Луомала: «Куаихелани — сказочный остров, плававший по ночам в облаках или в океане. Когда же менехунам нужно было перебираться для работы на другие острова, волшебный остров мягко опускался с облаков на поверхность океана и подплывал к нужному острову, куда высаживались менехуны. Если же у них не было желания оставаться в этих долинах, то сказочный остров принимал их обратно». Много мегалитов находят и в Австралии. Их постройку приписывают либо загадочным вонжинам, пришедшим из моря и изображаемым существами без ртов, с нимбами вокруг голов (см. «ТМ» № 10, 1979), либо карликам, согласно легендам населявшим Австралию. В нашей стране наиболее известны мегалиты Кавказа. Неширокой цепью тянутся они вдоль побережья Чёрного моря. Считается, что наиболее ранние дольмены построены здесь в начале II тысячелетия до н. э. Даже современными техническими средствами трудно возвести это грандиозное сооружение. Вот как описывает в книге «Памятники первобытного искусства» А. Формозов перевозку такого дольмена: «В 1960 году решено было перевезти из Эшери какой-нибудь дольмен в Сухуми — во двор абхазского музея. Выбрали самый маленький и подвели к нему подъёмный кран. Как ни закрепляли петли стального троса к покровной плите, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно год крыша лежала в Эшери, дожидаясь, когда в Сухуми прибудет механизм помощнее. В 1961 году с помощью этого механизма все камни погрузили на автомашины. Но главное было впереди: собрать домик заново. Реконструкция осуществлена лишь частично. Крышу опустили на четыре стены, но развернуть её так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, не смогли. В древности плиты были пригнаны друг к другу настолько, что клинок ножа между ними не пролезал. Теперь тут остался большой зазор». Адыгейцы называют кавказские дольмены «сырп-ун», что значит — дома карликов. У осетин существуют легенды о народе карликов-бицента, которые наделяются сверхъестественными чертами. Так, например, карлик-бицента способен одним взглядом свалить огромное дерево. По преданию, карлики живут в море. Кроме того, осетины утверждают, что предки кавказских народов — мифические нарты — тоже вышли из моря и дали людям культуру. Не в честь ли нартов сооружены на Кавказе огромные каменные монументы в форме рыбы? Удивительными, романтическими легендами окружены мегалиты Британии. Кому не известны прекрасные сказания о Стране Вечной Юности в холмах Англии и Ирландии? Ночью, говорят легенды, в определённое время года раскрываются холмы, и льющийся из них странный неземной свет манит случайных путников в страну сидов-карликов, ушедших под землю в давние времена. Еще сиды живут где-то далеко в океане на островах Обетованной земли. Они владеют мудростью и несметными сокровищами. Вот что писал о сидах профессор А. А. Смирнов: «Бессмертны они или только обладают даром долголетия — трудно установить. По-видимому, они не знают естественной смерти, но могут погибать в бою. Им присуща также способность менять свою наружность или становиться невидимыми. Часто они покидают своё обиталище и вмешиваются в жизнь людей». Излюбленным мотивом кельтских легенд являются рассказы о морских путешествиях. Моряки, странствующие в Атлантике в поисках сказочных земель сидов, видят много диковинного на своём пути. Загадочные острова, странные сооружения, воздвигнутые посреди моря, — все это принадлежит сидам. Описание таких сооружений ассоциируется у современного человека прежде всего с темой космоса, в частности, с космическими кораблями: «Они (путешественники) плыли затем, пока не подъехали к гигантскому серебряному столпу. Четырехгранный был он, и каждая сторона — в два удара корабельных весел: чтобы объехать его, требовалось восемь ударов весел. Ни клочка земли не было подле него — один бесконечный океан. Не видать было ни основания столпа, ни вершины его — так высок был он. С верха столпа спускалась, широко раскинувшись, серебряная сеть, и корабль со свернутыми парусами проплыл через одну из петель ее. Они услышали с вершины столпа голос мощный, звонкий, звучный, но не могли понять, ни кто говорит, ни на каком языке». Это отрывок из ирландской саги «Плавание Майль-Дуйна», в которой есть много таких описаний. Интересны многочисленные сообщения ирландских сказаний о людях, взятых сидами в Страну Юности. Эти люди попадают в огромный замок на острове, что «стоит... на ногах из белой бронзы». Им кажется, что они провели всего лишь год в замке, а когда наступало время возвращаться к родным очагам, после долгих уговоров сиды давали на это разрешение. Но оказывалось, что в сказочном замке время текло медленнее, чем на Земле, и, когда у сидов проходил год, на Земле текли века. Часто встречаются в ирландских сагах упоминания о мегалитах. Так, в «Болезни Кухулина» менгиру приписывается способность осуществлять связь между человеком и сидами. Предания о карликах широко распространены и у других народов Северной Европы. Наиболее знаменитым является свод легенд «Старшей» и «Младшей Эдд». Вот что пишет о карликах известный исследователь древнеисландских мифов М. И. Стеблик-Каменский: «Они живут в камне или под землёй и превращаются в камень, если на них попадёт солнечный свет (в древнеисландском языке есть даже специальный глагол, который значит «превращаться в камень, будучи застигнутым рассветом»)... ...О них известно, что они — хранители сокровищ, искусные мастера и владетели мудрости. Карлики, согласно «Эддам», принимали участие в войне богов, вызвавшей ужасные катастрофы. В последнее время особый интерес стали вызывать легенды африканского племени догонов, а также соседних с ними народов. Догоны тоже строили дольмены, и у них есть легенды о карликах-иебанах. Эти легенды в точности напоминают уже приводившиеся мифы Полинезии и Австралии. Карлики-иебаны — дети бледного лиса Йоругу и Земли, появившиеся в результате кровосмешения. Иебаны считаются первыми поселенцами, древнейшим населением страны догонов; они потомки первых бессмертных людей. Именно иебаны стали добывать огонь и были первыми кузнецами. У них маленькое тело, но огромная голова, почему-то повернутая назад. Сейчас иебаны живут в пещерах или под землёй, прячась от глаз людей. И только посвящённые могут иногда видеть карликов-иебанов и беседовать с ними. Итак, легенды о загадочном народе, неведомо откуда прибывшем на Землю, аналогичны у многих народов мира. Если карлики тем или иным образом причастны к постройке мегалитических сооружений, то связь между легендами и дольменами в полной мере могут раскрыть только будущие исследования.
|
|
|||||