ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
76. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
Надо жить играючи И. В. БЕЛОКРЫЛОВА, детский психоневролог Ж. «ЗДОРОВЬЕ» №05/2000 МИР ДЕТСТВА
Не считайте игру легкомысленной забавой и не пытайтесь провести границу между ней и серьёзными занятиями: этой разделительной черты нет в природе психологических явлений! «Играю - значит существую», - могли бы сказать о себе юные философы. Археологи обнаружили: так называемые изначальные игрушки, забавлявшие ребят на заре человеческой цивилизации, были уменьшенными копиями существовавших в то время орудий труда. Многие из них дошли до наших дней только в таком - детском варианте: например, лук, стрелы, бумеранги и юла, прообразом которой было особое сверло - коловорот. Для чего нужна игра? Детские психологи и педиатры насчитали с полсотни сложных задач, которые ребёнок решает в буквальном смысле играючи, но лишь 3 из них являются самыми важными. Универсальный способ общения Языком игры малыш овладевает раньше, чем произносит первые слова. В 4 - 5 месяцев он уже готов разговаривать с вами на этом удивительном «наречии». Закройте лицо руками, затем отнимите их на мгновение и снова заслонитесь от ребёнка. Повторите несколько раз и подождите, что будет. Присмотревшись к происходящему, малыш уловит последовательность действий, угадает ваше появление и улыбнётся своему маленькому открытию. Это первая игра вдвоём, правила которой понятны без слов. Ещё один существенный момент: игра даёт возможность родителям и детям общаться на равных. Она помогает малышу обрести психологическую свободу, отсутствие которой приводит к неврозам, страхам, депрессии. Быть ребенком - задача не из легких! Чувствовать себя маленьким, всецело зависеть от взрослых, соответствовать их требованиям, не нарушать запреты, делать не то, что хочешь, а то, что положено, - все это слишком скучно и обременительно для детской психики. Выручает игра, позволяющая меняться ролями (потому-то малыши так любят изображать маму, папу, воспитательницу из детсада, учителя) и избавляющая от накопившегося нервного напряжения. Путеводитель по окружающему миру В наши дни ребенок чуть ли не в ползунках знакомится с букварем, а из прогулочной коляски вполне может пересесть за парту мини-лицея. В дань моде на раннее обучение родители стремятся сделать игру более интеллектуальной. «Бестолковых» кукол и «бесполезные» машинки вытесняют из детской сложные конструкторы и развивающие дидактические игры с лабиринтами, а малыши заучивают наизусть собрание сказок Пушкина. Чаще всего переоценка чисто словесной стороны развития встречается в интеллигентных семьях. Сама по себе беглость речи и хорошая память на стихи - ещё не доказательство прекрасной подготовки к школе. Дети, которые с глубокомысленным видом повторяют рассуждения взрослых, действительно производят впечатление «умных». Однако психологи и психоневрологи называют их «вербальными», то есть словесными. Стоит предложить такому ребёнку простую задачу, которая не встречалась ему раньше, и мнимая учёность исчезнет без следа. Ведь за ней - недостаточное практическое знакомство с окружающим миром из-за обделённости той самой игрой, для которой, казалось бы, не надо быть семи пядей во лбу. Специалисты утверждают: пустых забав у ребят не бывает, и в смысле познания мира все без исключения детские игры - деловые. Первая и наиглавнейшая игрушка для ребёнка - он сам. Рассматривая собственные ручки-ножки и играя с ними, младенец разбирается, что к чему в его теле, учится ориентироваться в пространстве. Крышечки, чашки, кастрюльки, расчёски, варежки, пинетки и прочие предметы обихода в первые годы жизни подчас интересуют его намного больше, чем традиционные мишки, зайцы и матрешки. Это не значит, что от них следует отказаться: для всестороннего развития малыша нужны разные игрушки - и образные, и деловые. Психологическая аксиома: знания, подкреплённые живым интересом и положительными эмоциями, легче усваиваются и дольше сохраняются в памяти. Хотите научить ребёнка чему-либо, играйте с ним! Из мам и пап, сохранивших вкус к игре, получаются замечательные педагоги, а их дети вырастают уверенными в себе, психологически защищёнными от жизненных неурядиц. Исторический факт: чтобы приобщить маленького Паганини к музыке, отец с ранних лет запирал его в чулане с неразлучной скрипкой. За славу великого скрипача Николо заплатил психическим здоровьем - по воспоминаниям современников он был очень нервным и неуравновешенным человеком. Трудному детству маэстро Паганини не позавидуешь. С точки зрения детских психологов, дошкольникам и ученикам младших классов, получающим образование по усиленной программе или посещающим музыкальную школу, нужно ежедневно выделять дополнительный час для игр. Ребёнок, не наигравшийся в положенное по возрасту время, подрастая, плохо адаптируется к взрослой жизни и становится потенциальным кандидатом на приём к психотерапевту. Зарядка для воображения «Он играет», - говорим мы о малыше, выставившем пластмассовых воинов против кукольной армии гномов, артисте, выступающем в спектакле, и пианисте, исполняющем музыкальное произведение. И это не случайное совпадение! Психологи считают детскую игру первой ступенькой на пути к восприятию высокого искусства. Она развивает творческие способности и даёт простор фантазии, пробуждая задатки изобретателей, музыкантов, актёров, художников, поэтов. Важный нюанс: чем игрушка проще и незамысловатее, тем больше тренирует воображение. У приверженцев некоторых религиозных сект существует особая система воспитания без игр и игрушек. Они считают детские забавы бесполезной тратой времени, а в куклах и плюшевых зверюшках видят лишь кощунственные изображения людей и животных, делать которые запрещает их вера. В таких семьях (как правило, многодетных) малышей с ранних лет приучают к труду без скидок на возраст. Другие сторонники новомодной идеи «детство без игрушек» отказывают в них ребенку, желая воспитать вундеркинда. Их девиз: не играть, а уже с пелёнок учиться всему, что умеют взрослые. Итогом педагогического эксперимента явился рекорд, достойный занесения в Книгу Гиннесса: годовалый младенец сам отпилил ножки у табуретки! К сожалению, у специалистов это достижение восторгов не вызвало. Во-первых, ребенок чудом избежал травмы, во-вторых, в силу однобокого воспитания лишён жизненно важной возможности развивать и совершенствовать правое полушарие головного мозга. А ведь оно не только отвечает за образное мышление и творческие способности, но и контролирует биологические ритмы организма, от состояния которых зависит психическое и физическое здоровье человека.
|
||||||