ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

5. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

ТЕНИ ПРОШЛОГО

СИНДРОМ «СИЛЬНОЙ РУКИ»

Почему треть россиян тоскует по Сталину?

Г. «ТРУД – 7» № 41, 6 марта 2003 г. [A.5]

50 лет назад скончался Иосиф Сталин (Джугашвили). Его славословили большую часть первой половины XX века, большую часть второй — обвиняли во всех грехах, клеймили как величайшего злодея. Как выяснилось из результатов всероссийского опроса населения, проведенного фондом «Общественное мнение», более трети россиян — 36 процентов, сегодня, после откровений XX съезда и десяти с лишним лет непрерывных разоблачений, считают, как это ни странно, что Сталин сделал для страны «больше хорошего, чем плохого». Почему же не удаётся, что называется, забить «идеологический кол» во «всенародную любовь к вождю всех времен и народов»? Об этом на страницах «Труда» рассуждает известный политолог, директор института политических исследований Сергей МАРКОВ.

- Сергей Александрович, в чём, по-вашему, секрет устойчивой популярности Иосифа Сталина у сравнительно большого количества россиян?

- На самом деле, убеждён, это в основе протестная реакция. Не критическая оценка деятельности Сталина значительной частью российского общества — не оправдание сталинизма, а скорее попытка найти не только минусы, но и плюсы своей истории. В последние годы у россиян появилось резкое неприятие существовавшей на протяжении 10 лет идеологии, которая трактовала всю историю нашей страны после 1917 года как череду ошибок и поражений. Люди «объелись» самобичеванием, стали ощущать острый дефицит патриотизма, хотят гордиться своей страной. Это, в общем-то, здоровое явление, но проявляется у всех по-разному. Одни всего лишь ностальгируют по советскому хоккею времен Брежнева, а другие — по утраченному ныне статусу сверхдержавы, который наша страна обрела во время сталинского правления. Ведь, несмотря на все свои изуверства, Сталин не был абсолютным злом. Это — тоже миф, который у нас доминировал ещё недавно, а сейчас ставится под сомнение...

- Михаил Жванецкий утверждает, что «ни один диктатор не может долго править без поддержки народа». Сталин правил феноменально долго. Кем же он был для России?

- По этому вопросу россияне, как и в 1953-м, разделились в оценках. В день похорон Сталина одни плакали от счастья, другие — от горя. Не было равнодушных. Сегодня, правда, они появились — до 30% россиян ни горячо, ни холодно от деятельности лидера полувековой давности. С другой стороны, почти треть респондентов — 29% твёрдо считает его кровавым палачом, на совести которого — миллионы соотечественников, погибших в концлагерях, насильственная коллективизация, культ личности, «борьба с космополитизмом»... Для этих людей Сталин в ответе и за кокетничанье с Гитлером, повлекшее полную неготовность к войне и массовую гибель советских солдат в первые её месяцы.

Но те 36% опрошенных, кто положительно относится к «вождю народов», связывают с именем Сталина прежде всего позитивные моменты, которые реально были во время его правления. Такие, например, как победа в величайшей войне всех времён. Или — бурный экономический рост. Сложно отрицать очевидное: за годы тоталитарного сталинского режима наша страна из аграрных задворок Европы превратилась в мировую индустриальную державу с заводами-гигантами и ракетами. Жёсткий и жестокий, по сути диктаторский режим Иосифа Джугашвили обеспечивал (другое дело — какой ценой) порядок в стране, минимальный уровень коррупции и межнациональный мир. Тогда на просторах бывшей советской империи народы сосуществовали, не убивая друг друга. Правда, наши современники из числа поклонников «вождя» почему-то забывают, что платой за эту «тишь да гладь» были ночные аресты, расстрелы и депортация целых народов...

Тоску по «сильной руке» у россиян провоцирует трусливость и бесхребетность большинства нынешних политиков. Избиратели устали от слабости современных руководителей, от их неспособности решать даже самоочевидные проблемы. Многих подкупает ещё одна отличительная черта сталинского режима — наличие мощной (разумеется, без какого бы то ни было инакомыслия) идеологии, готовность идти до конца, проводя «генеральную линию» несмотря на жесточайшую критику мирового сообщества и противодействие врагов. Посмотрите, как невыгодно на этом фоне смотрится политика России в 90-х годах прошлого (XX-го) века. Любой чих, раздававшийся в Вашингтоне или европейских столицах, заставлял наше тогдашнее руководство оправдываться. И мы готовы были капитулировать перед лицом наводнивших Чечню международных террористов...

- Иными словами, если бы Сталин сейчас воскрес и выдвинул свою кандидатуру на пост президента России, у него были бы шансы?

- А вот это — вряд ли. На самом деле он не прошёл бы даже во второй тур. В ни к чему не обязывающих опросах общественного мнения поддерживать Сталина безопасно, но если бы возможность прихода «вождя» к власти стала реальной, ему сказали бы «нет». Я думаю, и большинство россиян из числа одобряющих деятельность Сталина в ходе опросов фонда «Общественное мнение», не отдали бы ему голоса на выборах. Колоссальная жестокость сталинского режима и её полнейшая неуместность для сегодняшней России очевидна практически всему обществу. Сталин — это просто жупел, которым многие граждане как бы «шантажируют» нынешнюю власть, стимулируют её к проведению более твёрдой, самостоятельной политики.

- В сталинских лагерях Иосифа Джугашвили не без иронии называли «Хозяин». Может, «хозяина» и недостает некоторым россиянам? Попривыкли за тысячу лет к авторитарному правлению...

- Увы, демократические институты в России ещё крайне слабые и, самое обидное, — безуспешные. При демократии в стране власть захватили «жирные коты», которые обезобразили Россию. Но, как показывают все опросы, наши сограждане в подавляющем большинстве — за демократическую форму правления. Народ предан демократии не благодаря, а вопреки. Это можно объяснить высоким уровнем образования и личной свободы большинства россиян. Людям не нужен хозяин, людям нужен лидер, который не заискивает перед другими странами, для которого наличие врага — не повод к капитуляции. И не стоит возмущаться тем, что какая-то часть нашего общества тоскует по «сильной руке». В конце концов и немецкий народ жил при авторитаризме, и итальянский, и французский. Но все они перешли к демократии и назад не стремятся. Мы, россияне, ничуть их не хуже.

- Изменится ли отношение к Сталину, когда и в России сложится нормальное гражданское общество, а кошельки россиян набухнут до франко-германского уровня?

- Отношение к Сталину будет меняться пропорционально увеличению числа «нормальных», демократически ориентированных носителей некоторых характеристик, символом которых он является. Когда в России появится достаточно сильных независимых политиков, популярность Сталина неминуемо начнёт истаивать. Тогда, возможно, он перейдет в разряд неких легенд. Не исключено, что многие наши потомки будут помнить его только по трубке, путая с Шерлоком Холмсом...

Беседу вел Владимир ИГНАТОВ.