ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

360. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

РОДИНА 05/2001

Исламская каллиграфия

Анмари ШИМЕЛ, немецкий ученый-востоковед

[360]

Среди многих направлений исламского искусства наибольшей популярностью пользуется каллиграфия: согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая. Каллиграфия начала процветать на самых ранних этапах исламской истории; вскоре некрасивые и грубые буквы семитского алфавита превратились в декоративные. Для написания и изучения Священного Корана сформировалась угловатая пиктографическая форма графики, напоминающая упрощенные виды иероглифов. Эта форма письменности именовалась «куфи» (по имени города Куфа в Ираке), и многие её особенности приписывались хазрату Али Ибн Абиталиб (Мир ему!), который считался покровителем писарей и каллиграфов. Вначале полный текст Корана был переписан на обработанных шкурах животных тростниковым пером; страницы при этом имели форму прямоугольника с длинным основанием, и только начиная с десятого века в странах восточной части исламского мира Коран стали переписывать на страницах обычной формы.

С изменением формы листов изменились начертания и размеры букв: неравноудалённые, несоразмерные и крупные буквы первоначального куфи стали более слитными, ровными и пропорциональными. Стараниями визиря аббасидских халифов Ибн Мукала (умер в 940 г.), который предложил соразмерять буквы с помощью кругов и полукругов и первую букву арабского алфавита (то есть букву «алеф») принял как основу для выяснения соразмерности остальных 27 букв, простая деятельность по переписыванию текстов превратилась в настоящее искусство каллиграфии. Так как буква «алеф» в виде отрезка прямой линии имеет ещё и цифровое значение «1», которое согласно суфийской (ирфанской) теории символизирует единого Создателя (Аллаха), начертание буквы «алеф» (согласно одной из суфийских интерпретаций) соответствует образу человека («адам»), который сотворен «по образу и подобию своего Создателя».

Правила каллиграфии, установленные Ибн Мукала, были усовершенствованы Ибн Баввабом (умер в 1032 г.). Он наряду с кругами в качестве единиц измерения всех букв воспользовался ещё и квадратическими точками, полученными отдельными прикосновениями тростникового пера. Согласно установленным Ибн Баввабом правилам, длина буквы «алеф» могла равняться пяти, семи или девяти таким точкам, а все остальные буквы также должны были находиться в соответствующем точечном соотношении.

А точка, согласно суфийским представлениям, символизировала ту первоначальную «черную каплю», от которой возникли все создания.

Письменность куфи постепенно, сперва в книгах и документах (которые первоначально составлялись в виде свитков), затем, начиная с XIII века, и в эпиграфических надписях, уступила место другой форме арабской письменности – «насху». Между 800 – 1250 годами угловатые куфические буквы в эпиграфических надписях превратились в замысловатые и сложные цветовые декорации и с трудом поддавались чтению, но геометрические декорации, создаваемые этими буквами, были очень красивые.

В Иране, с учётом требований особенностей персидского языка, под названием «настаалик» и на основе правил Ибн Мукала сформировалась специальная форма насха, признанная «прекрасной невестой» всех форм исламской письменности. Она стала очень удобным способом написания поэтических произведений на фарси, а также поэзии на языках урду и турецком.

Каллиграфия воспроизводится на коже, папирусе или бумаге (которая производится во всех странах распространения настаалик – от Испании до Индии), в узоре ткани и в вышивках, чеканится на металле, наносится на дерево, стекло или керамику, гравируется на камне.

Более поздние каллиграфы приступили ещё и к составлению монограмм, которые представляли собой изображение печатей или штампов в начале лицевой стороны документа. Позднее слово «тугра» (монограмма) стали использовать для обозначения многих направлений каллиграфического искусства – симметрического изображения одних и тех же слов (наподобие создания зеркального отражения), написания религиозных притч и афоризмов в виде птиц, львов и т. д., изображения лиц при помощи написания священных имён и различных искусно оформленных табло с молитвами, упоминанием имён Создателя.

Полёт мыслей и фантазии каллиграфов проявился и в исламской поэзии, а толкование букв на основе их численного значения и суфийского определения встречалось повсеместно.