ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
354. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
ж. «Родина» № 05/2001 Валерий Дуров «Лев, Солнце и Орел»
Наградная система Персии в XIX веке, когда она, собственно, и возникла, не отличалась разнообразием. В 1808 году шах Фатх-Али учредил первый персидский орден, который, по примеру введённого в 1804 году во Франции ордена Почётного легиона, имел пять степеней. Название награды – орден Льва и Солнца – также не вполне оригинально и указывает, по примеру существовавшего в соседней Турции с 1799 года ордена Полумесяца, на главный государственный символ Персидского государства – льва на фоне восходящего солнца. Лев помещался в центральном медальоне награды, имевшей форму звезды. В зависимости от степени звезда имела разное число лучей. Так, высшая (первая) степень представляла собой большую восьмилучевую звезду, а также повторяющий её по форме знак с шестью лучами на особой подвеске, носившейся на широкой ленте через плечо. У следующей, второй степени ордена звезда имела семь лучей, у третьей – шесть. 4-я и 5-я степени являлись собственно знаком, имевшим пять лучей, носившимся на узкой ленте на груди, и различались лишь тем, что более высокая 4-я степень имела ещё и подвеску, которая крепилась к ленте. В особых случаях награда украшалась бриллиантами или заменяющими их стёклами. Ранние же звезды (в 1-й половине XIX века) были не металлическими, а изготавливались из ткани. Орден Льва и Солнца предназначался для награждения как подданных шаха, так и иностранцев. Внешнее различие заключалось в том, что на награде, предназначавшейся персам, лев изображен стоящим и с саблей в одной из лап, как на государственном гербе Персии. Иностранцы же получали звёзды и знаки ордена, на которых лев был не столь воинственным и мирно лежал Российские подданные получали орден Льва и Солнца часто, и в наших пределах эта награда не является большой редкостью, за исключением высших степеней. Практически на всех экземплярах, которые можно встретить в отечественных музейных и частных коллекциях, лев спокойно полудремлет, повернув голову к зрителю. Даже в одном из лучших собраний наград, Отделе нумизматики Государственного исторического музея, в числе двух десятков образцов ордена Льва и Солнца лишь на одном лев изображён с саблей в руке, да и то эта редкость поступила в музей недавно. Орден же для иностранцев, особенно низших степеней, такой редкостью не является. Своеобразной иллюстрацией к нашим словам является один из рассказов А. П. Чехова, который так и называется – «Лев и солнце». В нём рассказывается о том, что в один из небольших городов Российской империи приезжает персидский сановник. Его появление вызывает у местного городского головы, Степана Ивановича Куцына, имеющего самый низкий российский орден, 3-ю степень Св. Станислава, желание получить и орден персидский. В конце концов ему это удаётся, и Степан Иванович гуляет по городу в 35-градусный мороз, распахнув шубу, чтобы прохожие видели его новую награду. Рассказ написан в конце XIX века. А в 1-й половине столетия Россия и Персия вели между собой две кровопролитные войны, в 1804 – 1813 и в 1826 – 1828 годах. Эти события также оставили нам наградные знаки. В самом начале первой из этих войн были выданы две золотые медали казачьим есаулам с оригинальной надписью: «За храбрость, оказанную в сражении с персиянами 30 июня 1804 года, в коем с товарищами отбил 4 знамя и 4 фалконета». Незадолго до этого, в январе 1804 года, русскими войсками была взята находившаяся в руках персов крепость Ганджа (ныне на территории Азербайджана, бывший Кировабад, теперь Гянджа). Было отчеканено 3 700 серебряных медалей с вензелем Александра I на одной стороне и с надписью «За труды и храбрость при взятии Ганжи генваря 3 1804 г.» на другой. Носиться эта награда должна была на красной ленте ордена Св. Александра Невского. Наград персидских, относящихся к событиям войны с Россией 1804 – 1813 годов, крайне неудачной для Персии, мы не знаем. Вторая война, 1826 – 1828 годов, оставила нам не только особую русскую медаль для её участников, но и персидскую – для особо отличившихся воинов шаха. Эта медаль чеканилась из недрагоценного металла весьма примитивно изготовленными штемпелями. Кстати, лев на лицевой её стороне, лежащий на фоне восходящего солнца, саблю в руках не держит, как можно было бы ожидать. Правда, широко раскрытая пасть не оставляет сомнений в том, что намерения у льва самые недобрые. Значительно более высокое качество у русской медали за участие в этой войне. Она изготавливалась из серебра достаточно хорошо выполненными штемпелями. На лицевой стороне её помещены годы – «1826,1827,1828», в которые шли военные действия, в обрамлении полувенка. Выше – всевидящее око, провидение, которое хранило русское воинство в этой войне. На оборотной стороне надпись: «За персидскую войну». Носилась эта медаль, отчеканенная тиражом около 30 тысяч экземпляров, на соединённой ленте российских орденов Св. Георгия и Св. Владимира. Качество изготовления персидских наградных медалей в дальнейшем заметно улучшилось – они чеканились из серебра, изображения на них более чёткие. Традиционный лев на фоне восходящего солнца получил наконец саблю и стал ещё более воинственным. После 1828 года отношения между государствами наладились и до войны дело уже не доходило. Напротив, связи между странами, а также между правителями России и Персии во второй половине XIX, да и в начале XX века, могли служить образцом межгосударственных отношений. Происходил и обмен наградами. Но при награждении иноверцев, каковыми являлись персы, российское правительство вносило изменения в символику орденских знаков. Глава государства, каковым являлся шахиншах, мог быть удостоен лишь высшей награды Российской империи – ордена Св. Андрея Первозванного. Но и девиз «За веру и верность», помещённый на звезде ордена, и форма орденского знака – крест в виде буквы «X», на котором был, по преданию, распят св. Андрей, были неприемлемы для нехристианина. Поэтому иностранным владетельным особам – иноверцам выдавали знаки ордена Св. Андрея Первозванного, как правило, в виде Российского государственного орла [1]. Первым персидским шахом, удостоенным ордена Св. Андрея Первозванного, стал Насир ад-дин (Наср-Эддин), правивший с 1848 по 1896 год. Орден он получил 10 мая 1873 года. Известна литография того же 1873 года, изображающая шаха со множеством орденов на груди. В их числе – украшенный бриллиантами двуглавый орёл под императорскими коронами, без ленты, прикреплённый непосредственно к мундиру на левой стороне груди. Любопытно, что здесь же, ниже большого орла, находится такой же, но меньших размеров, российский орёл. Насир-ад-дин сначала получил (как подарок?) малого бриллиантового орла, а позже как официальную российскую награду – орден Св. Андрея, но в виде того же двуглавого орла больших размеров и впоследствии носил оба знака внимания императора России. Известен портрет его ещё наследником (Насир-ад-дин-мирза, то есть сын шаха). На груди у юноши широкая голубая лента ордена Св. Андрея Первозванного, на которую положен двуглавый бриллиантовый орёл. Относительно большие размеры орла на груди мирзы не должны смущать – возможно, это преувеличение, сделанное художником. До нас дошли относящиеся к 1863 году архивные документы, в которых говорится об изготовлении для старшего сына Насир-ад-дина – Музаффар-ад-дин-мирзы бриллиантового орла для ношения на Андреевской ленте на шее стоимостью в 6 256 рублей. Любопытно, что при его изготовлении возник вопрос: считать ли орла для наследника подарком либо знаком отличия? Причина спора, оставившего большую переписку между ведомствами, была серьёзная: если это знак отличия, то деньги за него должен был платить Капитул Орденов, если подарок, то изготовление его следовало отнести на счёт Двора Его Величества императора Александра II. Характерно, что одновременно младшему брату наследника персидского престола, принцу Султан-Мурад-мирзе, была дана богато украшенная бриллиантами, гранатами и рубинами сабля с императорским вензелем стоимостью в 1 200 рублей. Это подтверждает наше предположение, что бриллиантового Государственного орла мог получить лишь наследник престола. Позднее, став в 1896 году персидским шахом, Музаффар-ад-дин получил от Николая II орден Св. Андрея Первозванного для иноверцев. Уже в 1910-е годы высший российский орден получил персидский министр Мирза Али Астархан Атабек Азан, оказавшийся единственной среди двух десятков его кавалеров-иноверцев невлиятельной особой. * 1. Опыт наших предков неплохо было бы учесть при награждении, например, Назарбаева восстановленным в Российской Федерации орденом Св. Андрея Первозванного.
|
|
|||||