ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

333. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

ВОКРУГ СВЕТА № 02/1977

Ан. МОСКВИН [A.333]

СТРАННАЯ «БЛЕДНАЯ ЛИСА»

Триста тысяч догонов

Там, где мутные воды Нигера широкой дугой огибают буроватые обрывы ожелезненных песчаников, на иссохшем плато Бандиагара живут догоны. «Гран-Лярус», обстоятельная французская энциклопедия, уделяет этому народу всего несколько строчек: «Догоны сохранили свою специфическую древнюю культуру». Затем следуют несколько фраз о догонских масках. Но разве найдется в Африке племя или народность, у которой не было бы масок? И хотя догонскую работу по дереву специалисты считают шедевром африканского искусства, самое интересное у этого племени – его духовная культура. Его удивительно стройные мифы. Его – да позволят нам это выражение – «теории мироздания».

Догонов насчитывается триста тысяч. Не самая маленькая и не самая крупная африканская народность, за пределами узкого круга специалистов мало кому известная. Когда-то, лет за тысячу до наших дней, догоны жили в верховьях Нигера, в области Мандэ, самом центре древней империи Мандинго. Тогда их поселения усеивали склоны гор Курула. В этот горный район догоны, как говорят их предания, попали из области Дьигу, откуда Нигер начинает свой извилистый путь к океану. Переселение за переселением, смешение с другими племенами – вот вкратце ранняя история догонов. В середине десятого столетия до Мандэ – тогдашней родины догонов – докатилась волна ислама. Натиск ее был не так уж силен, словно растеряла она силу в безлюдье Сахары, и догоны отказались принять новую религию. Одно из догонских племен – ару отправилось вниз по Нигеру искать новую родину. Постепенно все догоны перебрались в район плато Бандиагара, вытеснив оттуда к концу XIII века прежних жителей – племя теллем. Тогда-то, в эпоху переселения, и зародилось деление догонов на четыре племени: дьон, йру, бно и дбмно. Поскольку каждое племя добиралось до Бандиагары своим путем, поэтому и селилось оно отдельно от других, в своем собственном районе. Теперь все переменилось: нередко представители различных племен живут в одной деревне, но прежняя обособленность сохраняется. Впрочем, общению нередко препятствует языковой барьер: разговорный язык догонов, «дого-со», делится на множество диалектов, порой разительно отличающихся один от другого. Общим остается только ритуальный язык «сиги-со», архаичный и понятный теперь уже лишь посвященным, – язык знахарей и колдунов, язык жрецов древней религии, язык «Бледной лисы».

«Бледная лиса» – маленький светло-рыжий зверек, которого догоны считают своим прародителем, водится в изобилии в догонских горах. «Бледная лиса» в своё время умела говорить на языке «сиги-со» и рассказала догонам их мифы.

ДВА ЭТНОГРАФА

Волею исторических судеб догоны, как и большинстйо суданских народностей, в конце XIX века оказались под французским владычеством. Догонам при этом до некоторой степени «повезло»: Колонизаторы не слишком-то жаловали их труднодоступный засушливый край. Может быть, оттого Бандиагара и стала этнографическим заповедником.

Дорогу в этот край проложил в начале века лейтенант колониальных войск Луи Деплань. Культура «дикарей» его не интересовала, но, составляя список народов района, он отметил догонов. Открывателем догонской культуры для европейцев надо считать Марселя Гриоля. Ему было чуть больше тридцати, когда в составе Транссуданской экспедиции он попал в Бандиагару. К тому времени в Европе уже хорошо знали африканскую скульптуру: ритуальные и культовые статуэтки из бронзы, слоновой кости, черного дерева. Молодого учёного привлекла иная сторона духовной жизни африканцев. Едва ли не первым из европейцев он занялся изучением ритуальных масок. Тщательно допытывался он до смыслового значения цвета, декора, орнамента – каждой линии, каждого выступа на маске. Он подружился со многими знатоками древних обычаев: Оготемме-ли, Оньонлу, Акундьо Доло, со жрецами – Манда из Оросонго и Номмо из Нандули, и ещё многими другими догонами. «Наши отношения были подлинно сердечными», – напишет много лет спустя Жермена Дитерлен, верная спутница Гриоля. Экспедиции отправлялись одна за другой. Стараясь как можно полнее познакомиться с жизнью догонов, Гриоль приезжал к ним и в сезон дождей, и в жару, когда в выжженной безжалостным солнцем стране становилось трудно даже собственным жителям. А что уж говорить о пришельцах! Деплань написал в сердцах в рапорте: «Я не встречал столь мало приспособленной для человека страны, как земля догонов».

Вторая мировая война прервала полевые исследования, а когда после многолетнего перерыва Гриоль вернулся к своим друзьям, те встретили его с почётом и решили посвятить в самую сокровенную свою тайну – миф о сотворении мира. Это решение верховных жрецов и патриархов родов догоны выполняли больше месяца. Тридцать три дня шла предварительная подготовка.

У догонов нет письменности. Миф заучивают наизусть и в таком виде передают потомкам. Существуют, правда, тысячи вспомогательных знаков. Но это лишь мнемонические средства, иллюстрирующие основные идеи мифа. Ежедневно после многочасового сеанса обучения таинственным знакам мифа учитель-догон приходил на совет старейшин и сообщал об успехах белых учеников. На тридцать четвертый день Гриоль услышал наконец «светлое слово» – сущность догонского мифа. При жизни Гриоль успел опубликовать только одно-единственное краткое сообщение о догонской концепции мироздания. В 1956 году он умер во время очередной экспедиции в страну догонов.

Жители области Санга, где работал Гриоль, воздали ему наивысшую почесть, какой до тех пор не заслужил ни один европеец: памяти умершего ученого была посвящена самая главная, самая торжественная церемония похоронного обряда – снятие траура, или «дама-на», что на священном языке значит «большой запрет». Когда умирает человек, на его близких родственников налагают множество запретов: нельзя есть многих вещей, нельзя выполнять определенные работы. Срок запрета зависит от положения, которое занимал умерший в племени при жизни. Дело в том, что на «снятие траура» приглашаются старейшины всех родов племени. Каждый из них является на поминки в сопровождении многочисленной свиты. Хозяева не жалеют для гостей просяного пива и еды. Нередко на угощение уходит весь урожай семейного поля. Чем знатнее был покойник, тем больше гостей, тем больше пива надо для «дама-на», тем дольше носят траур,..

Французского этнографа поминало всё племя. За две луны до начала церемонии юноши ушли в саванну собирать дерево и травы, а потом в деревнях закипела работа: делали маски и браслеты, сплетали травяные юбки, красили парики.

Под вечер, надев угловатые траурные маски и красно-жёлтые юбочки, подпоясавшись белыми кушаками, посвященные начали на окраине деревни медленный нескончаемый танец. Под ритмичное уханье барабанов извивающаяся змейкой цепь танцоров отправилась в скалы – туда, где на голой площадке установлена громадная глыба камня – «Амма гину», Дом бога. Здесь, перед алтарем, всю ночь продолжалась священная пляска, видеть которую разрешено немногим – тем, кто принят в мужское братство племени. Догоны провожали душу учёного к Амма, высшую тайну которого они открыли чужому человеку да к тому же европейцу.

К утру танцоры вернулись в деревню. На пыльной площади они возобновили свои печальные пляски. Многочисленные гости уже расселись на циновках. Пир длился до вечера. В косых лучах предзакатного солнца малыши поднесли предводителю танцоров дары: кувшины просяного пива, блюдо риса, связку вяленой рыбы, немного соли. В последний раз пустилась вдоль деревни вереница танцоров, поливая землю пивом и посыпая зерном. Все мужчины и женщины устремились вслед. Каждый догон держал в руках глиняный черепок. Шествие направилось к южной околице селения, потому что духи умерших живут где-то далеко к югу от страны догонов. Отчаянно бубнили барабаны. Выстроившись в ряд, догоны зашвырнули как можно дальше свои черепки и без оглядки пустились наутёк... Душа усопшего ученого переселилась в дом догонского бога. Перед капищем всю ночь стояли горшок с просяным бульоном и кувшин пива – пусть душа человечья отпразднует свое переселение...

Прошло девять лет. В Париже под редакцией Жермены Дитерлен вышла первая часть собранных французскими этнографами преданий – «Бледная лиса», космогонический миф догонов. Книга была тщательно прокомментирована Гриолем и его ученицей. Но за пределами узкого круга специалистов она не вызвала интереса. Впрочем, работа и не была предназначена широкой публике.

Однако десять лет спустя появилась другая книга. Выпустил её Эрик Геррье, астроном из Марселя, страстный любитель археологии и этнографии. Наблюдая за первыми шагами человека по лунной поверхности, Геррье вспомнил, что когда-то читал нечто похожее. Только где, в каком фантастическом романе? Память заработала и привела в неожиданное: «Бледная лиса»! Первое в истории человечества прилунение живо напоминало описанное в догонском мифе прибытие «ковчега Номмо», а следы астронавтов вызывали в памяти след медной сандалии Номмо.

Геррье перечитал миф, разыскал более раннюю работу Гриоля «Суданская система Сириуса». Астронома поразили содержащиеся в этих работах сведения. Они были обычны для этнографа, записывающего миф, и не вызывали у него чрезмерного интереса, но астрономы, видно, нечасто заглядывают в работы гуманитариев. Космогоническая система догонов удивительно совпадала с новейшими теориями и гипотезами! Гриоль и Дитерлен старались как можно вернее, как можно объективнее передать первичный материал. Их вовсе не интересовал простой вопрос: откуда у догонов такие знания? А Геррье задал его в первую очередь.

Он встретился с Жерменой Дитерлен. Очень скоро Геррье убедился, что почтенная дама-этнограф имеет самое приблизительное представление о космических полётах. Астроном облегченно вздохнул. Отпадал важнейший упрек, который скептики могли адресовать Гриолю и Дитерлен: они, мол, вложили в уста догонов то, что знали сами. Геррье решил переложить миф на язык наших дней, воспользоваться нынешними научными понятиями.

Здесь стоит сделать маленькое отступление. Как уже сказано, догонские мифы передаются изустно, с помощью целого арсенала мнемонических знаков, с каждым из которых связаны образы, метафоры, сравнения. Зачастую слово в мифе имеет несколько иное значение, чем в обиходном языке. В рассказе нельзя менять ни единого слова, ни одной буквы, потому что это может нарушить целое, исказить смысл. Гриоль и Дитерлен записывали прежде всего фабулу мифа. Потом они приводили пояснения самих догонов к рассказанному. Комментарий Геррье – это попытка переложить догонский миф на язык современной науки, сопоставить его с современными гипотезами строения вселенной.

«ВНАЧАЛЕ БЫЛ АММА...»

«Вначале был Амма, бог в виде круглого яйца, который покоился ни на чём, – так начинается догонский миф. – Он состоял из четырёх овальных, слитых друг с другом частей. Кроме этого, не было ничего». Имя бога – Амма – в современном языке значит «держать сжатым», «крепко обнимать», «удерживать на одном месте». И Амма удерживал, сжимал четыре основных элемента: воду («ди»), воздух («оньо»), огонь («яу») и землю («минне»). Амма имел форму маленького просяного зёрнышка «по». А «по» у догонов – основной элемент мира.

Главная задача верховного существа в любой мифологии – творить мир. И Амма в каждой из четырёх своих частей вызывает взрыв, «который и является причиной существования». Потому он и получает свой основной эпитет «крутящийся вихрь». В дальнейшем поясняется, что вихрь этот кружится по спирали. Образ этот можно приписать и маленькому атому с электронным облаком, вращающимся вокруг ядра, и гигантской звёздной системе – галактике: ведь большинство известных галактик относятся к классу спиральных. (Как ни относиться к комментарию Эрика Геррье, нельзя отделаться от мысли, что маленькое африканское племя поклонялось в образе Амма вечному потоку энергии...)

Творческий процесс Амма продолжался довольно оригинально. Он стал создавать знаки, «придающие всему миру цвет, форму, вещество». Знаки выходят изнутри вещей. Мы называем такие знаки химическими элементами. Вся совокупность знаков называется у догонов «невидимый Амма». Прежде всего были созданы два «направляющих знака» и восемь «главных». «Направляющие знаки» принадлежат Амма и только ему.

Коль скоро речь зашла о химических элементах, нетрудно предположить, что такими «направляющими знаками» могут определяться два элемента, играющие особую роль в строении космоса,– водород и гелий. Тогда «главные знаки» можно отождествить с группами периодической системы элементов. Правда, такое сравнение весьма рискованно, потому что в другом месте мифа знаки делятся на 22 семьи «царственных вещей», и тогда общее число упомянутых в мифе знаков в два с лишним раза превышает число известных нам химических элементов. Таким образом, здесь аналогии и сравнения выглядят весьма сомнительно. Но возникают они не случайно.

ТАИНСТВЕННАЯ СИГИ-ТОЛО

Догоны хорошо знают звёздное небо. Звезда Гиены соответствует у них Проциону, звезда Льва – бете Овна, есть звёзды Акациевого дерева, Риса, Сорго и множество других. «Глазами мира» называются Полярная звезда и Южный Крест. Есть в догонской астрономии удивительные сведения. Так, «звездой Дерева бала» они зовут один из четырёх крупных спутников Юпитера, тех самых, с которыми европейцев познакомил Галилей. Правда, с помощью телескопа у старшего брата Земли открыта целая дюжина спутников, но у догонов телескопов нет и по сей день... Впрочем, на мысль о знакомстве предков догонов с оптическими приборами наводит и название «Двойной глаз мира», данное альфе Южного Креста. В любой телескоп видно, что эта звезда двойная. Догонский символ Сатурна – две концентрические окружности – напоминает о знаменитых кольцах этой планеты, также недоступных нашему зрению. В языке «сиги-со» существует специальный термин «толо-гонозе», или «обращающаяся звезда». Так называют любой спутник любого небесного тела. Все эти сведения, вызывающие уважение к догонской астрономии, меркнут рядом с их «теорией» «сиги-толо». Так называют догоны прекраснейшую из звёзд нашего неба, хорошо всем знакомый Сириус.

Видимая нам звезда только фрагмент звёздной системы. Систему образуют главная звезда, или Сириус А, невидимый простым глазом белый карлик Сириус В, который догоны называют «по-толо» (а «по», как мы знаем, считается мельчайшей частичкой энергии, её зерном), и ещё одна невидимая звезда «эмме-я-толо» с планетой-спутником «ньян-толо». Относительно двух последних звёзд и планеты догоны говорят, что они находятся так близко от Сириуса А, что не всегда видны. Хотя Сириус одна из ближайших к Земле звёзд – до него всего 8,5 светового года, его спутник Сириус В открыт только в январе 1862 года Кларком, причём теоретическая орбита была вычислена всего лет десять до этого. Что же касается Сириуса С, то существование его до сих пор вызывает жаркие споры среди астрономов.

Но вот что говорят догоны: «Звезда «по-толо» обращается вокруг «сиги-толо». Одни оборот длится 50 лет... «По-толо» регулирует движение «сиги-толо», которая движется по неправильной кривой». Именно неправильности движения Сириуса А привели учёных к открытию незаметного соседа. Период обращения Сириуса В составляет 50 земных лет... Кстати, о существовании меньшего брата Сириуса знают и близкие соседи догонов, например бамбара. А далеко на юге континента готтентоты называют Сириус «звезда рядом».

«По-толо» совершает вокруг Сириуса точно такой же оборот, что и «по» вокруг своего зародыша в лоне Амма... Когда «по-толо» находится вблизи Сириуса, тот усиливает свой блеск; когда «по-толо» удаляется, он начинает мигать так, что наблюдателю кажется, будто он видит много звёзд». Впечатляющая картина, если учесть, что Сириус В не виден невооружённым глазом! На символическом догонском рисунке системы Сириуса «по-толо» показана кружком с точкой в центре. Но, как считают африканисты, на подобных изображениях ни одна точка не может появиться случайно. Геррье полагает, что этот рисунок – символ белого карлика. «Белые карлики как бы «вызревают» внутри звёзд – красных гигантов – и «появляются на свет» после отделения наружных слоев гигантских звёзд», – говорит советский астроном И. Шкловский.

А что говорят об этом догоны?

«По-толо» самая тяжёлая звезда... Она настолько тяжела, что все люди, вместе взятые, не смогли бы поднять маленького кусочка её». Теперь сравните это с данными современной астрономии: масса Сириуса В составляет 0,98 массы Солнца, а диаметр этой звезды всего в два с половиной раза больше диаметра Земли. Это даёт фантастическую плотность: один кубический сантиметр весит примерно 50 тонн! Так что качественно догоны не ошиблась. Миф даёт и объяснение высокой плотности вещества: «По-толо» состоит из трёх основных элементов: «оньо» (воздуха), «ди» (воды) и «яу» (огня). «Минне» (земля) заменена другим элементом – «сагала», «который сверкает ярче железа». Современная астрофизика утверждает, что в процессе эволюции звёзд происходит постепенное уплотнение и разогрев ядра. Когда температура ядра достигает ста миллионов градусов, начинается реакция синтеза трёх ядер гелия в одно углеродное. Эта гелиевая вспышка длится недолго, но приводит к серьёзным изменениям. Дальнейшая эволюция может пойти разными путями. Если масса звезды достаточно велика (в два-три Солнца примерно), гелиевая звезда сбрасывает с себя оболочку. Ядро звезды после катастрофического сжатия превращается или в «чёрную дыру», или в белого карлика, или в нейтронную звезду. Если сбрасывание вещества происходит быстро, вспыхивает сверхновая: блеск звезды возрастает в десять, а то и в сто миллионов раз, а потом медленно тускнеет в течение десятилетий. И вот оказывается, что догонский миф неоднократно упоминает о взрыве «по-толо»: «Когда люди были на Земле всего лишь год, звезда внезапно заблестела, а потом постепенно, в течение двухсот сорока лет блеск её уменьшался». И дальше: «Содержимое «по-толо» извергалось в форме зёрен «по»». В системе мнемонических знаков догонов есть специальный рисунок: круг, внутри которого помещены направленные к центру штрихи, – так символически изображается уменьшение размеров звезды. Что это, случайность? Но тогда слишком много случайностей в мифах африканского племени.

Когда французские этнографы спрашивали стариков, откуда у догонов такие необыкновенные сведения, те отвечали, что все космические объекты из группы Сириуса они наблюдают из пещеры. А где сама пещера? Это строжайшая тайна. Открыть её белым жрецы наотрез отказались. Гриолю удалось только услышать ещё одно упоминание, будто в пещере в большом количестве собраны «доказательства». Пояснять этот термин догоны не стали...

Почему же догоны столь большое место в своих преданиях уделяют мирам далёким и, казалось бы, совсем не связанным с земной жизнью? Оказывается, связь существует, и самая прямая: «Вначале место звезды «по-толо» было там, где сейчас находится Солнце. Солнце тоже было там. Но звезда «по-толо» удалилась от Земли, а Солнце осталось». В одной из частей «Бледной лисы» описывается, как люди были перенесены с планеты, солнцем которой была «по-толо» до своего взрыва. Догонская метафора определяет это путешествие как «удачный брак». На рисунке-символе, изображающем этот «брак», Сириус превосходит размером Солнце!

Радиус Сириуса А действительно в 1,7 раза больше солнечного.

СОКРОВЕННАЯ ТАЙНА АММА

«По» есть изначальный образ материи... Творческая воля Амма заключена была в «по», говорят догоны. Это начало всех вещей, потому что оно самое малое из всех. Если вспомнить, что Амма выступает в роли бога-энергии, то можно поразиться точности формулировки: мельчайшая частица является началом материи. «Все вещи, которые создал Амма, берут свое начало в маленьком зернышке «по». Начиная с самой мелкой, все вещи создает Амма, прибавляя одни и те же элементы. Все вещи Амма начинает создавать такими же маленькими, как «по»; потом он добавляет к созданным вещам новые порции маленьких «по». По мере того как Амма соединяет зерна «по», вещь становится все больше и больше». Вряд ли образованный человек сможет доступнее объяснить неграмотному строение вещества.

«Когда развивается жизнь, она развивается в вихре, который повторяет первое творение Амма. Жизнь развилась в тот же самый момент, когда сочетались зёрна «по».

Сложный, архаичный, образный язык мифа порой обиняками, иносказаниями переносит информацию, казалось бы, невероятную для первобытного народа.

«Слово «по» произошло от того же корня, что и слово «пок», что значит «закручиваться в спираль». «По», закрученное вокруг себя самого, хранит «слово» до того момента, когда Амма прикажет освободить это «слово», дабы передать его всем творениям. «По» может превратиться в страшной силы ветер, но об этом нельзя говорить». Геррье считает, что тут говорится о возможности перехода материи в энергию – ни больше, ни меньше. Не слишком ли смела эта интерпретация? Возможно. Но так говорят – дословно – догоны, и эта фраза составляет самую сокровенную тайну их мифов.

А вот другой фрагмент. Всем известно, какую важную роль в процессах органического синтеза играют ферменты, то есть вещества, ускоряющие химические реакции. Ферменты были открыты в конце прошлого века. А догоны из поколения в поколение учат строки Лоего мифа: «Заключенная в зерне жизнь благодаря «слову» подобна брожению пива в калебасе...»

КОСМИЧЕСКИЕ СТРАНСТВИЯ

В «Бледной лисе» описаны две «космические одиссеи» (так называет их Геррье). Сначала рассказывается о путешествии на Землю существа по имени Ого, потом о прибытии «корабля» Номмо и первых людей на Землю.

Ого во многом напоминает известного нам Сатану. Приближенный бога Амма, он взбунтовался против своего покровителя и овладел частью его знаний. Ого трижды отправлялся в космический полет. (Эта часть мифа рассказана весьма путано, и этнографы считают, что в ней отразились действительные события: три этапа переселения догонов в Бандиагара.)

Первый «ковчег» Ого Амма превратил в Землю. Затем последовало второе путешествие – на маленьком «корабле», который двигался, подгоняемый «ветром», заключенным в зернах «по». Эта важная информация позволяет сделать далеко идущие интерпретации... При желании, разумеется.

Летел Ого со звезды «сиги-толо» – Сириуса. При этом детально и подробно рассказывается, как он вёл свой «корабль», чтобы его движение совпало с движением Земли («вступило с Землёй в удачный брак», как говорят догоны). Всё это настолько напоминает рассуждения современной теории космических полётов, что Геррье делает вывод: догонский миф передаёт теоретические и практические знания максимально детально. Для того, наверное, считает он, чтобы эти знания подробно переданы были далёким потомкам.

Совсем иной была задача Номмо. Ему поручил заселить Землю сам Амма. С этой целью был выстроен огромный двухпалубный «корабль» с круглым дном. «Корабль» Номмо был разделён на шестьдесят отсеков, содержащих «все земные существа и способы бытия»: мир, небо, землю, деревню, дом собраний, женский дом, домашний скот, деревья и птиц, обработанное поле, раковины каури, огонь и слово, танец и работу, путешествие, смерть, похороны... Но нынешним догонам известно содержимое только первых двадцати двух отсеков. «Остальное придёт в сознание людей позже и изменит мир» – так говорят догоны...

«Корабль» подвесили на медной цепи, а потом по сигналу Амма он стартовал в проделанное в небе отверстие. «Корабль» Номмо отправился в путь из той части космоса, где «по-толо» родила жизнь, которую теперь предстояло передать на Землю. Приближаясь к нашей планете, «корабль» восемь «периодов» кружился по небу, занимая небо, словно гигантская радуга – от горизонта до горизонта, кружился с востока на запад, отклоняясь то к северу, то к югу. Он вращался вокруг собственной оси и при спуске описал «двойную спираль». Упомянутому вращению помогал «кружащийся вихрь», вырывавшийся из корабля наружу через отверстия, имевшие «форму этого ветра».

В момент приземления «корабль» скользнул по грязи, а яма, образовавшаяся после удара «корабля» о грунт, заполнилась водой и стала озером Дебо. На его берегах, на холме Гурао, до сих пор стоит гигантский дольмен, изображающий «корабль Номмо», а в небольшом отдалении, между менгиров, олицетворяющих Сириус и Солнце, еще одним камнем, гораздо меньших размеров, символически изображена Земля.

«Выйдя из корабля, Номмо поставил прежде всего на землю левую ногу. Это означало, что берёт он Землю в своё владение. След, оставленный ступнёй Номмо, напоминает след медной сандалии».

За Номмо по очереди покинули «корабль» остальные его обитатели. Когда «корабль» опустел, Амма втянул в небо цепь, поддерживавшую его, и небо закрылось. Началась земная жизнь.

Номмо погрузился в воды Озера Дебо, откуда его заботливый глаз наблюдав за людьми, пока не придёт условленный час его возрождения – «день слова». Наблюдать же за жизнью людей необходимо – ведь для того и прибыл раньше, чем Номмо, на Землю Ого, чтобы мешать им. Тут уж нужен глаз да глаз...

...Мифы. Новое время было безжалостно отбросило их, как надоевшую игрушку. Оказывается, не всё в преданиях старины было выдумкой. Вспомните о Шлимане, откопавшем в строгом соответствии с мифом Трою; о преданиях полинезийцев, точно воспроизводящих историю народа. И вот уже люди наших дней старательно перелопачивают подернутые патиной времени сказания, отыскивая в них рациональное зерно, память о доисторических временах. Возможно, такое зерно есть и в догонском мифе. Конечно, наивно полагать, что толчок развитию земной цивилизации дал визит кучки космических странников. В общем-то спорна сама возможность такого визита. Исследование мифов на «космическое зерно» открывает простор для смелых догадок, оригинальных гипотез. К сожалению, здесь много места и для подтасовок, и для шарлатанства... По-видимому, ещё не время однозначно оценить догонские предания. Может найтись и другая интерпретация, отличная от толкования Геррье. Что ж! Можно ведь обратиться к детальным и надежным записям Гриоля и Дитерлен. А может быть, другим исследователям удастся еще больше «разговорить» догонских хранителей тайн? Что выяснится тогда? Оправдается ли «космическая версия» Геррье или она сама окажется мифом, только уже XX века, ясно одно: в любом случае наши знания прошлого человечества обогатятся.

И небольшой африканский зверёк, бледная лиса, поможет в постижении истины...

 

КОММЕНТАРИЙ АФРИКАНИСТА

В западной африканистике долгое время господствовало мнение, будто бы африканцы неполноценны, не имеют истории, лишены творческих способностей и т. д. Сложившийся в эпоху колониальных захватов стереотип примитивного африканца фигурировал в работах даже самых именитых учёных.

Но шло время, накапливался фактический материал, и всё очевиднее становилась несостоятельность всякого рода расистских предубеждений. Внесли свою лепту в разрушение утвердившихся в западной африканистике предрассудков и труды М. Гриоля, посвящённые особенностям духовной культуры догонов и других народов Африки.

Гриоль считал, что ему удалось обнаружить под покровами догонской мифологии стройное философское учение, суть которого была доступна для понимания лишь небольшой группы посвящённых. Восхищаясь сложностью догонской картины мира, он сравнивал её с космогонией Гесиода и утверждал, что европейцам есть что позаимствовать у африканских мудрецов.

Информационная ценность трудов Гриоля бесспорна.

При оценке мифологии догонов, видимо, следует исходить из того, что предания догонов являются выражением коллективных идеалов, представлений, чаяний. Это не просто вымысел или выдумка для развлечения, но особое мироощущение, специфическое видение явлений природы и общественной жизни.

По своему содержанию мифы догонов схожи с представлениями их соседей – бамбара, моси и более далеких африканских народов: йоруба (Нигерия), фон (Дагомея), бавенда (Зимбабве). Поскольку основные ходы мифотворчества, вероятно, были универсальны, этим можно объяснить наличие в них общих черт, элементов, мотивов у народов, не связанных ни генетически, ни исторически. Так, скажем, компоненты догонской космогонии – образ «космического яйца», противоборство двух божественных братьев, символ мира – круг, разделённый двумя пересекающимися прямыми, – находят свои параллели в Индии, Полинезии и у славян.

Однако как же объяснить всё-таки удивительное созвучие некоторых идей, встречающихся в мифологии, современным научным представлениям? Ответа на этот вопрос пока нет. История человека хранит ещё немало тайн, но способность архаичного человека к смелым обобщениям и гениальным догадкам в наше время оспаривается разве что самыми консервативными учёными. И быть может, изучение богатейшего духовного наследия африканских народов позволит исследователям приблизиться к их разгадке.

К. МЕЛИК-СИМОНЯН, аспирант Института стран Азии и Африки