ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

331. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

ВОКРУГ СВЕТА № 12/1975

«ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ МИРА БАШЕН»

М. ДЖАНДИЕРИ, архитектор 

Путешественники и учёные давно обратили внимание на неприступные и суровые каменные жилые башни, высившиеся вдоль всего Кавказского хребта – от Чёрного до Каспийского морей: в высокогорном Дагестане, Чечено-Ингушетии, Северной Осетин, горной Грузии. Лес башен – в одной только Сванетии ещё в начале нашего века их было зафиксировано около 400 – не мог, конечно, не породить множества легенд и научных (а чаще псевдонаучных) гипотез.

Некоторые исследователи связывали появление башен с влиянием генуэзцев, основывавших свои крепости-колонии в Причерноморье. Большинство же учёных предполагали, что башни появились в средневековье, что они были либо жилищем обедневших феодалов, либо остатками замков, либо крестьянскими подражаниями феодальным крепостям.

Но довольно скоро выяснилось, что все эти гипотезы не отвечают на два очень естественных вопроса: если башни строили крестьяне только лишь в подражание, только лишь из соображений престижных, то почему эти укрепленные жилища так органично вписывались в весь уклад жизни горцев и были обитаемы ещё в начале XX века? И второе – если эти башни появились только в средневековье, то как тогда быть с античными авторами, которые неоднократно описывали подобные сооружения в горах Кавказа?

НЕ ТОЛЬКО КАВКАЗ…

Убеждение, что башни Кавказа «родом из средневековья», основывалось на том, что самые древние из них были сложены не ранее XIV века. Но ведь они могли появиться на месте более ранних, пришедших в ветхость, сооружений? В какое же время уходит их история?

Античные авторы, как выяснилось, оставили обширнейшие сведения о башенных жилищах на «варварской» периферии. Оказалось, что племена, возводившие башни, интересовали умы и воображение античных географов-путешественников, политических деятелей и писателей уже с середины I тысячелетия до нашей эры.

Гекатей Милетский, живший 26 веков назад, сообщает о племени моссиников на территории Кавказа, строящих деревянные башни («моссины» по-древнегречески означает «бревенчатые башни»). Ксенофонт, описывая как очевидец возвращение греческих войск на родину через Трапезунд в 401 году до нашей эры, перечисляет многочисленные башенные селения, встреченные на пути, указывая, что принадлежат они воинственным племенам – дрикам, колхам, моссиникам и другим. Сведения о племенах, живущих в моссинах, проникают в книгу «О чудесных слухах» безымянного автора IV века до нашей эры. Аполлон Родосский, эпический поэт III века до нашей эры, описывая поход аргонавтов, сообщает о племенах, живущих в деревянных башнях.

В сочинении «Землеописание», написанном в 90 году, также сообщается о моссиниках, живущих в очень высоких башнях, (Любопытно, что это «Землеописание», по всем данным, является школьным учебником. Если это так, то для античного мира башни Кавказа являлись фактом хрестоматийным.) Включает описание колхидских жилых бревенчатых башен в свой знаменитый трактат «Об архитектуре» римский архитектор Витрувий, не обходит башни Кавказа в своей «Географии» и великий Страбон.

Итак, древние источники свидетельствуют неоспоримо о том, что башенное жилище Кавказа существует как минимум уже более двух с половиной тысяч лет! Башенная архитектура, как оказалось, не являлась неким экзотическим привеском к средневековой архитектуре, а мощным, тысячелетней протяженности пластом истории, требующим серьезного осмысления. Вскоре вообще выяснилось, что пласт этот не ограничивается только территорией Кавказа.

Были найдены в ряде районов Сирии руины укреплений II века до нашей эры – V века нашей эры, сходные с кавказскими домами-крепостями. Древние письменные источники свидетельствуют о существовании башенных жилых домов в Йемене, Хадрамауте, Иране, Ираке, Афганистане. На рельефе из Ниневии VIII века до нашей эры изображена древняя месопотамская деревня с домами крепостного типа – в том числе и башенной формы. Жилые сельские башни упоминаются даже в древнешумерском тексте поэмы «Мотыга и плуг», созданной в III тысячелетии до нашей эры.

Известный советский историк С. П. Толстое считает «двенадцать тысяч замков» раннесредневекового Хорезма, упоминаемых в письменных источниках, крестьянскими башенными жилищами.

Обнаружились башенные жилища в древней Индии. В древнеиндийском литературном памятнике – гимнах Ригведы сообщается о крепостных поселениях, существовавших до нашествия ариев, то есть ещё в III тысячелетии до нашей эры. А так как сохранившиеся до наших дней дома-крепости и башни горных областей Индии имеют много общего с подобными жилищами Средней и Передней Азии, Большого Кавказа, то можно заключить, что и «ригведовские» башни в принципе были сходны с уже известными науке.

Исследование типов народных жилищ в Африке, по сути дела, только начинается, но уже открыты башенные дома в северных и восточных прибрежных районах. И снова нельзя не сказать, что укреплённые жилища Африки сходны не только между собой, но и с подобными же сооружениями Евразии. И здесь также история башен уходит в глубь тысячелетий. В Египте археологи открыли укрепления с жилыми башнями, возведенными около 3000 года до нашей эры, а появление иероглифического знака, изображающего укрепление с башней, относят к концу IV тысячелетия до нашей эры.

При дальнейших исследованиях оказалось также, что и Европа «не прошла мимо» жилищ-крепостей.

При раскопках на Крите были найдены фаянсовые таблички II тысячелетия до нашей эры, на которых, по мнению Эванса, изображены башенные дома. На Сардинии до сих пор существуют остатки круглых оборонных башен, которые местные жители называют «нураги» (*1). Археологи считают, что древнейшие из них были построены в конце II тысячелетия до нашей эры. Археологи открыли и в Центральной Европе укреплённые поселения, состоящие из круглых, овальных, прямоугольных жилищ. Возраст поселений – середина I тысячелетия до нашей эры.

В Швейцарских Альпах в кантоне Граубюнден сохранилось более ста домов-крепостей, построенных в IX – XII веках. Баски жили в башенных домах, называемых ксерио, – их строили вплоть до середины XIX века, а в Провансе и сейчас можно увидеть дома-крепости. Следы укреплённого жилища сохранились и на Балканах. В Греции, на Пелопоннесе, целые селения состояли из домов-крепостей и боевых башен. А в некоторых горных районах в крепостных жилищах-башнях жили ещё в нашем веке. Ульеобразные сооружения со сводчатыми перекрытиями строили в Ирландии вплоть до XIX века. И по конструкции своей они напоминают древние укрепленные жилища Британских островов. В Скандинавских странах ещё в XIX веке существовали трёх- и четырёхэтажные башенные срубы, в которых нижние этажи служили складами, а верхние – жильём.

Подведём теперь после этого – далеко не полного – перечисления предварительные итоги.

Собранные данные свидетельствуют:

– во-первых, башенные дома, как одна из форм укрепленного жилища, существовали и в Азии, и в Европе, и в Африке;

– во-вторых, архитектурный анализ как древнейших, так и более поздних таких жилищ показал несомненное их сходство.

Следовательно, напрашивается вывод о заимствовании этой формы жилища из некоего единого центра.

…Но обнаружилось, что подобные же сооружения существовали и в доколумбовой Америке!

Башенные жилища существовали у североамериканских индейцев на территории штатов Колорадо и Нью-Мексико. Сохранившиеся руины датируются XII – XIV веками. В штате Нью-Мексико, например, в каньоне реки Галлини в 1933 году был обнаружен грандиозный комплекс из 500 жилых башен XII – XIII веков. Существование крепостного жилища обнаружено у ацтеков, в Перу, на территории Колумбии. Индейцы одного из племён муисков, к безмерному удивлению конкистадоров, жили в бревенчатых башенных крепостях на холмах и скалистых вершинах.

Башенное жилище зафиксировано и на острове Пасхи, и одном из островов Полинезии.

Конечно же, такое всемирное распространение домов-крепостей башенного типа из одной какой-либо точки Земли невозможно.

К ИСТОКАМ ПРИЧИН

Итак, встаёт вопрос: какие всемирно-исторические причины вызвали к жизни столь широкое распространение сельских домов-крепостей?

Здесь мы вступаем в область гипотез, по сути дела, лишь начавших свою жизнь и требующих длительных комплексных проверок.

Но, на наш взгляд, эти гипотезы имеют под собой реальное обоснование.

Нанесите на карту мира все районы, где обнаружены дома-башни, независимо от времени их постройки. И перед вами предстанет удивительная картина. Как выяснилось, районы строительства башен-жилищ очень точно совпадают с… мировыми центрами происхождения культурных растений, выявленными в 30-х годах великим советским ботаником Н. И. Вавиловым!

Вот примерно как объяснял Н. Вавилов свою карту, полученную в результате многолетних экспедиций.

Начальные очаги земледельческих культур в Старом Свете сосредоточиваются в основном в широтном направлении между 20° – 45° северной широты – там, где находятся величайшие горные массивы Гималаев, Гиндукуша, Передней Азии, Кавказа, Балкан и Апеннин. В Америке же это направление меридианальное и снова совпадающее с главными горными хребтами.

Причину этого совпадения Н. Вавилов видел в том, что горы способствовали наибольшей племенной изоляции, которая была необходима на самых первых этапах культурного земледелия, – ведь горы были естественной защитой для отдельных племён, ведущих оседлый образ жизни. А там, где оседлость, там и земледелие.

И на наш взгляд, начало и развитие башенной архитектуры именно в «вавиловских» районах – явление на первый взгляд парадоксальное, но далеко не случайное. Мало того, именно это сходство и объясняет ключевую причину появления жилищ-башен у разных народов.

«Вавиловские» районы сходны между собой удалением от больших дорог, стабильно благоприятными природными условиями, позволяющими вести эффективное земледельческо-скотоводческое хозяйство, и наличием многочисленных естественных защитных рубежей – хребтов, ущелий и так далее, позволяющих максимально изолироваться от соседей.

Вот в этом-то и видится нам основная причина возникновения жилищ-башен именно в этих районах – в стремлении первых земледельцев изолироваться, оборонить себя и своё хозяйство.

Правда, здесь опять же возникает одно «но»…

Начальные этапы появления культурных растений, как мы имеем право считать за давностью веков, в общем-то хронологически совпадали. Начальные же этапы башенного строительства в разных районах Земли отстоят друг от друга на века и тысячелетия. В Евразии и Африке, например, оно известно уже в III тысячелетии до нашей эры, а аналогичные строения в штатах Колорадо и Нью-Мексико датируются VII – XV веками нашей эры. Да и внутри Евразии или Африки время появления башен весьма неодинаково.

И всё же, несмотря на тысячелетние дистанции, возникновение и существование домов-башен, на наш взгляд, связаны между собой едиными социально-экономическими причинами.

История человечества, если рассматривать её с хронологической точки зрения, на редкость неравномерна. Например, в Европе неолит – новый каменный век – почти повсеместно оканчивается в III тысячелетии до нашей эры. А в приполярных областях Старого Света он дожил до… XIX века, а кое-где и до начала нашего. И это не редкость. Мы уже перестали удивляться открытию в «затерянных» уголках Земли племен, живущих и сейчас – в век освоения космоса и ядерной энергии – традициями каменного века. Такие же хронологические сдвиги существуют и в сфере духовной культуры. В литературоведческой науке существует термин «героические эпохи», характеризующий время складывания эпических поэм о национальных героях. Так вот, в Шумере, например, «героическая эпоха» относится к III тысячелетию до нашей эры, в Греции – к концу II, у древних германцев – к IV – VI векам нашей эры.

Однако все эти эпохи объединяет одна и та же стадия – стадия перехода от родового общества к классовому государству, обусловившая принципиальную близость религиозных представлений и эстетических критериев.

Да, хронологически те или иные этапы духовной и материальной культуры у разных народов могут отстоять на многие века и даже тысячелетия. Но только хронологически. Все народы Земли в древности проходили сходные стадии развития.

И поэтому, несмотря на «хронологический разброд», появление укреплённых сельских жилищ-башен можно отнести к одной и той же стадии развития мировой культуры – началу культурного земледелия.

Конечно, только что сказанное – лишь популярное приближение к разрабатываемой гипотезе, только обобщённый образ её, так как проблемы башенной архитектуры настолько сложны, что затрагивают едва ли не все аспекты древней истории человечества. В том числе, кстати, и литературу – неслучайно же эпические сказания «героических эпох» у шумеров, индийцев, греков, германцев и многих других народов мира вплетают в свои повествования о подвигах богов и героев описания укреплённых селений и башенных жилищ.

ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ СЕМЕЙНЫХ КРЕПОСТЕЙ

Итак, мы можем предположить, почему возникли жилища-башни, но пока ещё нельзя ответить на вопрос: как именно «расползались» эти башни по Земле – в каких случаях было заимствование у соседей, а когда те или иные племена собственным разумением приходили к идее крепостей-жилищ?

Можно сказать достаточно уверенно лишь то, что, «родившись» как следствие принципиально одной и той же причины, жилые башни и жизнь свою «провели» в одном и том же социально-экономическом климате.

И исчезли – как насущная необходимость жизни – с изменением этого климата. С исчезновением родовых, доклассовых отношений.

Укреплённое жилище позволяло его владельцу защищать свою жизнь и независимость от любых посягательств соседа – даже более сильного, при любых конфликтах – от глобальных до внутриплеменных и внутриродовых распрей.

Даже недавнее прошлое даёт наглядный пример этому. Народы Северного Камеруна в конце XVIII – начале XIX века подверглись нашествию воинственных скотоводов фульба. Фульба завоевали равнинные племена Камеруна, но оказались бессильными перед горцами, которые жили независимыми родоплеменными общинами в укреплениях на вершинах гор.

Владелец башни, защищённый её стенами, становился весьма серьёзной боевой единицей – при достаточных запасах продовольствия в домах-крепостях можно было всей семьёй выдерживать длительную осаду. И поэтому складывающиеся рабовладельческие и феодальные отношения не могли мириться с существованием «личных крепостей» – они были социально опасными для централизованного государства и поэтому повсеместно, с наступлением классовых отношений, разрушались. И не случайно дольше всего они сохранялись в отдалённых, труднодоступных местностях, где продолжали существовать остатки родоплеменных отношений.

Этот общий процесс уничтожения оборонного народного жилища при всех классовых обществах – от рабовладельческого до современного – также хорошо виден по историческим примерам. Королевство Мустанг в XIV веке смогло утвердить свою власть в одной из высокогорных областей Непала только после разрушения башен-жилищ местных племён. Башенные дома кафиров Гиндукуша во многих районах были уничтожены в конце XIX века государственной властью Афганистана с целью заставить местных жителей принять ислам.

Но, даже уничтоженные, народные дома-крепости продолжали свою жизнь. Нельзя не увидеть в феодальных цитаделях-донжонах – башнях, защищаемых внешним кольцом крепостных стен, последнем оплоте обороняющихся, – едва ли не прямое, смысловое, а на первых этапах и конструктивное заимствование крестьянских жилых башен. С. Толстов отмечает, что строители в средневековом Хорезме пользовались жилыми башнями одного из горных племён как образцами для строительства своих донжонов. В Тибете монастыри, венчающие вершины скал, повторяют почти без изменения укреплённое жилище. Многие культовые ансамбли Афганистана, Китая и Индии в отрогах Гиндукуша и Гималаев трудно даже отличить от крепостных селений тех мест. Крупный теоретик архитектуры Виолле ле Дюк ступенчато-пирамидальные культовые сооружения Индии сравнивает с описанием колхидских башен у Витрувия. Советский исследователь Н. Б. Бакланов считает, что несохранившиеся памятники раннефеодальной архитектуры можно восстанавливать по ансамблям башенного жилища Кавказа, в частности Дагестана. Имеются веские основания предполагать, что уникальные ансамбли деревянного церковного зодчества русского Севера отразили формы давно исчезнувшего башенного бревенчатого жилища.

Но это уже потом. А сами жилые башни постепенно, но неумолимо всем ходом истории оттеснены были вновь в места, породившие их, – отдалённые, далёкие от шумных торговых и военных дорог.

*1 Об этих сооружениях см. «Вокруг света», 1973, № 1.