ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

315. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

«ВОКРУГ СВЕТА» № 04/1976

«Амон-Ра»

[A.315]

Дж. Хокинс

*

«Амон-Ра» – отрывки из новой книги профессора Джеральда Хокинса «За пределами Стоунхенджа», посвящённой астрономическому анализу древнейших памятников минувших цивилизаций.

«Разгадка тайны Стоунхенджа», первая книга Дж. Хокинса на эту тему, увидела свет в Лондоне десять лет назад.

Стоунхендж – «восьмое чудо света», первобытный храм, возведённый в Англии на рубеже каменного и бронзового веков за несколько столетий до падения гомеровской Трои, был местом ритуальных церемоний и погребений. Астроному Джеральду Хокинсу – уроженцу Англии, а в пору исследования Стоунхенджа профессору Бостонского университета и сотруднику Смитсоновской астрофизической обсерватории в США, – путём детального анализа на электронно-вычислительной машине удалось доказать, что многотонные каменные арки Стоунхенджа служили также безупречными визирами: они фиксировали все важнейшие точки восходов и заходов Солнца и Луны. Новое направление исторических исследований Дж. Хокинс назвал астроархеологией.

В последней своей книге Дж. Хокинс даёт разбор возможных астрономических особенностей многих древних памятников в разных частях света: удивительных рисунков пустыни Наска, затерянных в сельве храмов инков и наскальных рисунков в пещерах Южной Европы.

Особое место занимает в книге глава о поездке в Египет. В итоге астроархеологических изысканий проявляются черты некоторой общей для всего доисторического мира схемы, в которую укладываются и мегалиты Стоунхенджа, и храмы древних египтян.

Книга «За пределами Стоунхенджа» готовится к публикации в русском переводе в издательстве «Мир».

А. ГУРШТЕЙН, кандидат физико-математических наук

*

С Гамалем я встретился на вокзале в Каире. По-арабски «гамаль» – значит «красивый». Это имя носит по меньшей мере треть каирцев мужского пола. И примерно треть обитателей Каира – во всяком случае, так мне показалось – заполняла вокзал: деревенские феллахи в тюрбанах и длинных рубахах, их жены под чёрными покрывалами с узкой щелочкой для глаз, солидные коммерсанты в щегольских костюмах. Под высокими сводами гигантского зала перекатывалось эхо.

Гамаль был специалистом из специалистов – египтянином-египтологом. Он быстро согласился помочь мне провести астрономический обзор нильских храмов. Всю свою жизнь Гамаль посвятил изучению чудес этой древней страны, в совершенстве владеет французским, немецким, английским и не хуже, чем эти языки, знает древний язык вырезанных по стенам гробниц надписей, на котором теперь не говорит никто.

У него было только одно желание: завершить экспедицию как можно скорее. И объяснялось это просто: следовало закончить работу до начала хамсина – наводящего страх сухого южного ветра, который имеет обыкновение дуть в течение пятидесяти дней в период весеннего равноденствия. Ветер этот несёт мелкий колючий песок, словно стараясь засыпать храмы и города, вновь вернуть их пустыне. Когда дует хамсин, рассказывали мне, всякое движение прекращается, люди прячутся, животные припадают к земле. Тот, кто не укроется от жгучего дыхания ветра, подвергается серьёзной опасности.

До Фаршута железная дорога проложена по правому берегу Нила, а дальше переходит на левый. Это путешествие из Нижнего Египта в Верхний, из края цветущего папируса в край цветущих лотосов, от современной нервной спешки и суеты к безмятежной простоте оазисов, пальм и тщательно возделанных полей. Фараон в царской ладье совершал его за несколько недель, на поезде оно не заняло и дня.

Ослик, впряжённый в повозку. Водяное колесо. Хлопок. Деревенская площадь. Величественные пальмы. Девушки, купающиеся в реке. Железнодорожный переезд. Повозки. Босые ноги. Узлы, колышущиеся на головах. Мечети. Всё это мелькало и мелькало за окнами…

Трудно представить, насколько долина Нила узка и извилиста. Сочная зелень по обеим сторонам путей, крестьянские домики, деревни, ухоженные сады и поля – этот живой и деятельный Египет сразу обрывался где-то совсем близко за линией горизонта. Другой Египет – бесконечные барханы, вади и каменистые плато таинственной непокорённой пустыни – всё время был рядом, он бежал параллельно поезду, подобно тому, как, пока вы едете, бежит вместе с вами луна, он бросал вызов животворной силе Нила, кое-где подступая почти к самым его берегам.

На вокзале в Луксоре мы сели в старомодный конный экипаж. Над погружённой в темноту набережной веял душистый ветерок. Паруса лодок вяло никли под прохладным небом. Звёзды контрастировали с мигающим огоньком фонаря над козлами, на которых сидел возница, поставив ноги на ворох сочного камыша, припасённого для лошадей. Камыша, а не папируса, потому что папирус в диком виде в Египте больше не растёт из-за какого-то неведомого нарушения экологии в прошлом веке. Мы свернули на «Дорогу сфинксов», которая ведёт от Нила к крепости Карнак. Там, за толстой глиняно-кирпичнои стеной, ограждающей храмовый участок, укрыты святилища – храмы, молельни, площади, пилоны, посвящённые богу Солнца Ра и невидимому богу Амону. Это самый большой храм в Египте, да и во всём мире тоже.

Я стоял, проникаясь атмосферой этого места. Амон-Ра, храм блистательного Солнца, был погружён во мрак: Атон, солнечный диск, схвачен злым владыкой подземного мира Сетом. Было полнолуние, и бледный свет лунного бога Хонсу лился между гигантскими колоннами Ра, отбрасывая на землю мягкие тени.

До меня в Карнаке когда-то работал сэр Норман Локьер. Он писал, что в день летнего равноденствия можно наблюдать, как Солнце заходит между пилонами входа. 21 июня 1891 года офицер инженерных войск П. Д. Уэйкфилд установил в святилище храма теодолит. Изменение угла наклона земной оси со времени постройки храма не превышало 0,5°, и Уэйкфилд не сомневался, что ему предстоит наблюдать, как алый солнечный диск опускается в просвете между пилонами. Однако ничего подобного он не увидел. Солнце полностью заслонили фиванские холмы на западном берегу Нила, как они заслоняли его и в древности. В наблюдения Локьера вкралась какая-то ошибка. «Великий храм Солнца» не был ориентирован на Солнце. Более того – со дня основания храма и по нынешние времена лучи Солнца никогда не ложились параллельно его центральной оси.

Как же так? Неужели ось храма была выбрана случайно? Неужели при его закладке первые линии были проведены как попало? За завтраком один учёный заявил:

– Ось указывает на Нил, только и всего, причём не слишком точно. Эти ребята не умели откладывать направления и всегда промахивались на несколько шагов, а главное, их это нисколько не трогало.

В общем, мне следовало посмотреть ещё раз. Разве не могло что-то быть упущено?

Главный храм имеет в длину 320, в ширину – 110 метров. Приближаясь к нему с запада, со стороны Нила, видишь перед собой по обеим сторонам входа гигантские пилоны высотой в 43,3 метра. Всего по продольной оси сооружения располагаются шесть пар пилонов, построенных в различные эпохи, начиная от пятнадцатого века до нашей эры и кончая первым веком до нашей эры.

Четверо обрамленных пилонами ворот ведут от южной, боковой стены храма Амона-Ра к аллее сфинксов, уходящей к храму Мут. Комплекс второстепенных святилищ внутри главного храма расположен в точном согласии с общим прямоугольным планом и ориентирован параллельно оси Амона-Ра.

Перекрытия гипостильного зала, опирающиеся на вершины колонн, весят от 10 до 20 тонн. Их водружали туда, втаскивая глыбы по земляной насыпи, после чего земля убиралась. Центральные колонны достигают в высоту 24 метров, а капители их – диаметром в семь с половиной метров – напоминают распустившийся цветок папируса. Вокруг 12 центральных колонн располагаются 122 колонны поменьше, и все они подведены под кровлю, образуя как бы храм внутри храма. Ряды колонн тянутся параллельно оси храма с ошибкой не более 10 – 12 сантиметров.

Колонны сверху донизу покрыты иероглифическими надписями и изображениями. Камень ещё хранит слабые следы некогда ярких красок. Точно так же украшены капители, поперечины и плиты кровли. Когда строительство зала было только-только завершено, его многоцветная красота ослепляла. Возможно, пол был покрыт листовым серебром, как в соседнем, Луксорском храме. По праздникам здесь толпилось множество людей, ибо гипостильный зал был возведён, дабы показать всему миру могущество фараона и его всесильного отца Амона-Ра, солнечного бога. Тем, кто не умел читать иероглифы, ту же повесть рассказывали изображения на стенах. Впрочем, крестьянин легко обходился без искусства чтения. Ему было достаточно устных толкований сложной религии, магии, различных верований, спаянных воедино исступлённым языческим суеверием. Современный учёный не слышит устных истолкований и вынужден обходиться надписями. А читать иероглифы очень трудно. Символы представляют собой буквы алфавита (не пиктограммы) – 24 знака для отдельных букв и около 50 знаков для сдвоенных. Дополнительные знаки, лишённые фонетического смысла, уточняют значения слов. Один такой знак, например, показывает, что предыдущее слово – имя собственное, другой – что оно означает жилище, и так далее. Буквы, знаки и детерминативы в совокупности составляют около 400 разных символов. Гласные звуки никак не передавались, и учёные до сих пор спорят о правильном произношении слов. Амон-Ра может читаться «Амен-Ра», «Амун-Ра» или «Аман-Ра». Разрешить этот спор, не прибегнув к помощи воскрешённой мумии какого-нибудь писца, практически невозможно. Писцы обожали гомофоны – изображения одного звука разными способами. Иногда они поддавались творческому порыву и врезали в надпись ряд символов, только что придуманных ими самими. Если нам удаётся отгадать смысл новой фразы, её называют «правильным письмом», если же нет, то «тайным» или «загадочным».

Мы прошли мимо стройного обелиска царицы Хатшепсут, словно вонзившегося в синеву небес. Все четыре его грани покрыты иероглифами. Короткая, сплюснутая тень обелиска показывала, что Солнце поднялось уже высоко. Гамаль взмахом руки обвёл надпись на третьем пилоне и перевел:

– «О, фараон (Рамсес II), ты зришь своего отца Амона-Ра, бога богов! Владыка престолов обоих Египтов, ты зришь своего отца каждый раз, когда поднимается он из Ипет Соута. Лучи его складываются вместе впереди, как лучи края неба на рассвете, озарив двойную дверь края неба Властелина Всего Мира. «Ркит» (наблюдатели? – Дж. X.) счастливы, что красота его поднялась, и ликуют они…»

Великолепное описание солнечного восхода, дошедшее до нас от иной культуры, из иной эпохи.

Когда над горизонтом висят рассеянные облака – особенно в климатических условиях пустыни, – солнечные лучи бьют из разрывов прямо вверх над головой наблюдателя: «лучи… складываются вместе впереди, как лучи края неба на рассвете…»

Мне вспомнился Гомер, который много веков спустя в классической Греции восклицал: «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос…»

Гимн Рамсеса посвящён Солнцу – восходящему Солнцу. Надпись находится на восточной стороне пилона. Для меня это послужило указанием. Ипет Соут – так назывался самый ранний храм в Карнаке, построенный примерно в 2000 году до нашей эры. Ипет Соут находился к востоку от пилона, в том направлении, где восходило Солнце… Может быть, Локьер ошибался, считая, что храм ориентирован на запад, на точку солнечного захода?

Мы прошли через храм Ипет Соут, через святая святых, где некогда хранилась золотая барка Солнца и куда мы, непосвящённые, не дерзнули бы войти в дни богослужений.

Я вполне отдавал себе отчёт, почему Локьер принял ориентацию на запад. Вид от центрального алтаря на восток был заслонён гигантским зданием – Залом празднеств, который Тутмос III воздвиг около 1480 года до нашей эры.

По ту сторону Зала празднеств нашлись ещё кое-какие астрономические указатели. Небольшой храм, стена к стене примыкающий к залу, но недостаточно длинный, чтобы можно было определить астрономическое направление его оси, нёс на своих стенах хвалебные гимны богу, который является на заре. Ещё дальше располагался храм, посвященный Ра-Горахте. Этот сложный титул бога переводится примерно как «Солнце Восходящее» или «Солнце, сияющее над краем неба». Неподалеку среди развалин археологи нашли обломок статуи – группу из четырёх обезьян. В Древнем Египте существовала легенда, что обезьяны приветствуют зарю.

Храм Ра-Горахте находится на той же длинной центральной оси – линии, которая начинается у Нила, проходит посредине Аллеи сфинксов через ворота в шести пилонах и через алтарь храма Ипет Соут. Там, где эта ось пересекает стену храмового участка, открываются огромные ворота, сооружённые в самом конце долгой истории этого огромного комплекса времен фараонов птолемеевской династии. На воротах высечена надпись: «Дом дерева «им», живого бога (Амона)». Гамаль не знал, что означает иероглиф «им».

Я посмотрел через пустой проём ворот: взгляд встретил несколько пальм, а дальше за ними – невысокая неровная гряда обрывистых утёсов, отмечающая край знойной желтой пустыни. Там, уставившись каменными глазами на восток, стояли статуи богов и фараонов. Я уже не сомневался, что эта линия должна указывать на какой-то небесный объект. Статуи были обращены к месту, где происходило некое небесное явление. Нужно было установить восточный азимут оси храма, определить высоту далёкого видимого горизонта, ввести данные в компьютер – и тогда эти глаза оживут. Вскоре через Сахару, через Атлантический океан со скоростью света полетел вопрос. И компьютер – голосом каменных статуй, неподвижно смотрящих вдаль, – ответил: «Ось указывает на точку восхода Солнца в тот момент, когда его диск нижним краем касается холма у горизонта и когда склонение Солнца, измеренное по его центру, составляет – 23°87'. Такой была точка восхода Солнца в самом южном его положении в эпоху царицы Хатшепсут и фараона Тутмоса, между 2000 и 1000 годами до нашей эры; согласно представленным данным направление точно, ошибка равна нулю».

Следовательно, Амон-Ра указывает на восток, а не на запад. Он подобен готическому собору, в который входят через огромные западные двери, расположенные прямо напротив алтаря, обращенного на восток.

Гамаля это не убедило.

– Здесь много лет работал Поль Барге. Он, как и вы, говорил, что Амон-Ра повёрнут от Нила. Он пришёл к этому выводу, изучая археологические данные, архитектурные особенности храма. Ведь после 1480 года до нашей эры никто уже не мог наблюдать отсюда солнечный восход: его загораживал Зал празднеств.

Мы снова прошли по дворам храма. Жара была нестерпимая. При каждом нашем шаге из-под ног поднимались клубы пыли, словно мы шли по поверхности Луны. Статуя Сохмет, богини с головой львицы, высеченная из чёрного камня, обжигала пальцы при прикосновении. Для древних египтян она была воплощением могуществу Солнца.

На стене, закрывавшей вид на восток, было длинное панно, восходившее ко временам царицы Хатшепсут и фараона Тутмоса. Там изображался солнечный бог, свершающий свой ежегодный путь по небесам в церемониальной барке. Ра, Гор, Сокар, Хепра – солнечный бог, какое бы имя он ни носил – по-видимому, каждый год рождался вновь в особом месте храма. Надпись, датируемая 840 годом до нашей эры, гласит: «Поднимаешься в «Аха», уединённое место величия души, в высокий покой разума, который движется поперёк небес, и открываешь дверь лежащего у края земли жилища первозданного бога обеих стран, дабы узреть сияющую тайну Гора».

– А что такое «Аха», Гамаль?

– Писавший это был поэтом, и он дал волю фантазии. Здесь имеется в виду поле древней битвы между Верхним и Нижним Египтом.

– И где же оно находилось?

– В старом Каире.

– А может ли этот знак иметь какой-либо другой смысл? Смотрите: копьё, кружок с отходящими от него в четыре стороны стрелами?

– Буквально его можно прочесть как «место битвы», но я убеждён, что писавший поэтически перенёс знаменитое поле старинной битвы сюда, в храм Карнака.

– Но ведь отсюда до Каира пятьсот километров…

Мы поднялись по лестнице – крутой, узенькой, без перил – в маленькую комнатку без крыши, так называемый Высокий покой Солнца. Перед прямоугольным отверстием в стене располагался квадратный алебастровый алтарь. Это святилище на крыше посвящалось Ра-Горахте – солнечному богу, поднимающемуся над краем земли. На стене был изображён фараон, преклоняющий колено перед отверстием и торжественным жестом приветствующий восходящее Солнце: «Вознеси в славе твой прекрасный лик, о владыка богов, Амон-Ра».

Да ведь это и есть «Аха», «уединённое место величия души, высокий покой разума, который движется поперёк небес»! Здесь, на этой высокой площадке, ничто не загораживало вида. Здесь жрец-астроном мог производить наблюдения, проверяя путь Солнца.

Под расположенным на крыше святилищем тянулась длинная стена. Она была вся покрыта рисунками, изображающими Тутмоса III, – фараон натягивает землемерную верёвку, определяя главную ось храма. Ему помогает Сехат, мудрая и прекрасная богиня письма и зари.

– Мы нашли то, что искали, Гамаль! Тут фараон наблюдал Солнце. Помещение над стеной было построено, чтобы определять восход Солнца в последующие годы. Остальные святилища, главная ось – всё отсчитывалось от этой линии, всё ориентировано на точку солнцеворота.

– Может быть… может быть…

Мы вернулись в прохладу помещения археологического центра и принялись обсуждать открытие. Ориентация храма начала обретать смысл. Она открывала пути нового истолкования древних гимнов и мифов. Надпись в гробнице Херуефа (около 1400 года до нашей эры) гласит: «Двери подземного мира распахнуты, о Сокар, Солнце в небе! О рождённый вновь, ты блистаешь над краем небес, и ты возвращаешь Египту его красу всякий раз, когда небеса пронизываются лучами, всякий раз, когда ты рождаешься диском в небе». И там снова упоминается знак «место битвы». Он многократно встречается в иероглифах и связан с солнечным богом. Что же это означает? Я начал набрасывать статью для научного журнала: «Итак, мы видим, что в Карнаке отмечена крайняя южная точка солнечного восхода. Это соответствует направлению на точку восхода в день зимнего солнцестояния. Такое направление важно вдвойне: каждую ночь Солнце побеждает силы мрака в сражении, развёртывающемся в подземном царстве, и каждый год оно преодолевает опасности зимнего солнцестояния. В миг победы на заре рождается новый бог…»

Плутарх рассказывает в «Исиде и Осирисе»:

«В день зимнего солнцестояния они (египтяне) семь раз обводят корову вокруг храма Солнца.., ища Осириса, ибо богиня зимой жаждет влаги; а семь раз они ведут корову потому, что Солнце завершает переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц… Гор, сын Исиды, приносит жертву Солнцу…

Каждый день они приносят Солнцу тройную жертву благовоний – жертву душистой смолы на заре, мирры в полдень и так называемого кифика – на закате… Они верят, что этим умилостивляют Солнце и служат ему…»

Обнаружив храм, намеренно ориентированный на определённые точки небосвода, я уже не мог согласиться с известным мнением, что кратковременный культ солнечного диска как источника жизни был слишком прост и рационален для египетской психологии и после недолгого царствования Эхнатона быстро «заброшен».

Нет, Амон-Ра в своих солнечных проявлениях был важнейшим богом Египта, оставаясь общенациональным божеством в течение многих столетий. Стоящее за этим культом представление было солнечным, космическим уже задолго до эпохи Эхнатона и Нефертити и оставалось таким вплоть до полного упадка египетской цивилизации при Клеопатре. «О, Ра, Амон-Ра, ты возвращаешь Египту его красу всякий раз, когда ты рождаешься диском в небе…»

Теория не может висеть на одной ниточке. Если Карнак обладает астрономической ориентацией, значит, должны быть и другие такие же храмы.

Мы отправились на пароме на противоположный берег Нила – рассматривать колоссы Мемнона. Эти статуи, одиноко стоящие среди полей, получили своё неудачное название не в честь архитектора Аменхотепа, воздвигшего их, и не в честь фараона Аменхотепа III, приказавшего их воздвигнуть. Оно – плод грубейшей ошибки греков, завоевавших Египет при Александре Македонском и увидевших в статуях изображения мифического Мемнона, сына Зари, погибшего под Троей. Они огромны – высота их достигает 21 метра. Изваяны они из красного песчаника, доставленного на восьми судах из Идфу, и были воздвигнуты, как гласит надпись Аменхотепа, «чтобы стоять, пока стоят небеса».

Одна из этих статуй сильно напугала римлян. На восходе Солнца она испускала жалобные стоны. Это подтверждается надписью на камне. Таинственные звуки продолжали раздаваться до 195 года нашей эры, пока сдвинутые землетрясением блоки на верхушке статуи опять не были прилажены на прежнем месте. Стоны статуи слышали император Адриан и его жена Сабина, а также Септимий Север и Галл. Эти жутковатые звуки назывались «голосом Мемнона». Причина их возникновения неизвестна – они могли порождаться ветром или же нагреванием блоков, которое вызывало их расширение.

В 1400 году до нашей эры позади статуй находился храм, посвященный Ра-Горахте. Храм не сохранился, но направление его оси можно определить по статуям. Азимут этого направления равен 117º(1).

Да, совершенно верно. Они созерцают восход Солнца. Тридцать четыре столетия назад храм и статуи указывали на «место битвы» Солнца, на точку солнцеворота в день зимнего солнцестояния. Мемнон обращён лицом к священному Нилу, а Амон-Ра – в противоположную от Нила сторону, но тем не менее они связаны с одной и той же точкой небесной сферы.

Итак, направление оси храма Амона-Ра можно было без особых сомнений считать установленным: она ориентирована на точку восхода Солнца в самый короткий день года – факт конкретный и говорящий сам за себя. Теперь предстояло выслушать мнение специалистов – примут они или не примут теорию.

Один египтолог категорически заявил, что направление оси храма было выбрано случайно, а не преднамеренно, несмотря на упоминания восхода в надписях: имелись в виду восходы вообще, а не какой-то определённый восход. Далее, как всем известно, храмы ориентированы на Нил, представлявший в Древнем Египте священный меридиан север – юг, а потому они естественно получали направление восток – запад. В целом это верно, то есть если проблему вообще можно свести к подобному упрощению, однако при данных обстоятельствах такая общая точка зрения оказывалась слишком уж примитивной. Требовались уточнения. Действительно, храмы Верхнего Египта часто ставились фасадом к реке, но существует также второе излюбленное направление – параллельно берегу, и есть храмы, поставленные, под углом к реке. Амон-Ра относится к первой категории. Нил около Фив образует огромную излучину. Тут он вовсе не течёт строго с юга на север. Теперь, как и в 1500 году до нашей эры, он течёт с юго-юго-запада на северо-северо-восток – примерно под прямым углом к направлению на точку восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. Храм ориентирован как раз по этому направлению – по крайней мере, настолько, насколько позволяет определить точность измерения. Было ли место для строительства храма Амона-Ра в Карнаке, в древних Фивах, выбрано из-за излучины, благодаря которой храм, перпендикулярный Нилу, оказывался ориентированным по линии солнечного восхода? Или это направление было обнаружено уже после того, как началось строительство храмового комплекса?

Не следует забывать, что храм указывает на чрезвычайно важное для календаря крайнее положение Солнца, которого оно достигает после того, как проходит за год дугу более чем в 50°. Если строители надеялись вслепую попасть на солнечный восход как таковой, они, по моему мнению, выбрали бы более восточную линию, ближе к середине дуги. И всё-таки ось указывает именно на это крайнее положение. На какую-то долю градуса южнее – и наблюдать солнечный восход по этой оси было бы вообще невозможно.

Я ненадолго заехал в Гизу. О пирамидах написаны горы книг. Площадь основания – 5,3 гектара, 6 миллионов тонн песчаника, угол граней – 51°52', самое большое по объёму сооружение, созданное человеком за всю историю мира; превосходит соборы св. Петра, св. Павла и Вестминстерское аббатство, вместе взятые (2). Стороны пирамид в Гизе ориентированы точно в направлении восток – запад (азимут 90°), и никакого отклонения невооружённым глазом обнаружить нельзя. Как добились этого строители, неизвестно. Во всяком случае, не с помощью Полярной звезды, поскольку в 2800 году до нашей эры ни на небесном полюсе, ни возле него не было ни одной звезды, видимой простым глазом. Но как бы то ни было, стороны пирамид указывают на точку восхода Солнца в первый день весны, на точку весеннего равноденствия.

День моего отъезда из Египта приближался, и Гамаль во что бы то ни стало захотел сводить меня напоследок к одному своему знакомому. Мы прошли через базар, свернули в узкую немощёную улочку и вошли в глинобитный дом с длинными занавесками на окнах и самой простой мебелью. Тут жил торговец древностями, потомок, как мне сказали, Абдель Расула, самого знаменитого из грабителей гробниц, который отыскал в Дейр-эль-Бахри тайник, где были в безвестности скрыты мумии сорока фараонов. На много лет эта богатейшая гробница стала для Расула своего рода сберегательной кассой. Египтологи не брезгуют знакомством с представителями такого ремесла. У них можно получить неожиданно важные сведения, найти действительно ценные предметы, прежде чем их тайком вывезут за границу богатые любители редкостей.

Нас встретил бородатый старец с удивительно прямой осанкой. У него был вид шейха, который в своё время полностью насладился всеми радостями жизни и пережил их – безмятежный, удовлетворённый, царственный. Он доставал из пыльного чулана и раскладывал перед нами статуэтки, амулеты, папирусные свитки. Потом – традиционный знак гостеприимства – он подал нам два стаканчика тепловатой бурой нильской водицы, в одном из которых плавал листок неизвестного происхождения, и опять вернулся в чулан.

Гамаль сказал, как чревовещатель, не шевеля губами:

– Обязательно выпейте. Он всё видит. Это крупнейший торговец древностями во всём Египте, и я не допущу, чтобы вы его обидели.

Я пододвинул мой стаканчик Гамалю, он пододвинул его мне. Бородатый шейх вернулся и устремил на меня величественный взгляд.

Я выпил.

Гамаль сказал:

– У нас есть старинная поговорка: «Кто испьёт воды из Нила, тот вернётся в Египет».

В его глазах мерцали манящие отблески храма Амона-Ра.

Перевёл с английского П. ГУРОВ

*

1. Восточный азимут оси храма Амона-Ра, с помощью которого вычислялась на ЭВМ его астрономическая ориентация, также близок к 117°; точнее, он составляет 116,0°. (Прим. ред.)

2. Существует немало самых различных предположений, лежащих вне области точной науки и объединяемых под названием пирамидологии. Так, отыскиваются особые значения в соотношениях длин и высот различных древних сооружений; буквам алфавита приписываются определенные цифровые значения, а затем числа, получаемые из отдельных слов, суммируются в поисках сокровенного смысла; выдвигаются предположения о существовании в древности доисторических сверхрас и сверхзнаний. Археолог Ф. Петри рассказывает, что он как-то застал одного такого пирамидиота за откалыванием камня пирамиды – таким путём он пытался подогнать её размеры под очередную полоумную теорию. (Прим. автора.)