ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
240. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
Афганистан: возвращение истории Ж. «GEO» 7/2007 В 2001 году талибы взорвали гигантские статуи Будды, высеченные в скалах Бамианской долины на заре нашей эры. Можно ли восстановить памятники всемирного культурного наследия? «Тут-то мне и крышка, - подумал я. - Ведь они перерубят веревку, как только я закончу», - Саид Мирза указывает на гигантскую нишу в 150-метровой скале. На самом верху что-то вроде балкона: на той же высоте, где раньше была голова Большого Будды - это около 50 м. Оттуда два солдата-талиба спустили Сайда на веревке вниз. Это было 8 марта 2001 года, в Бамианской долине тогда ещё стояла зима. Отвесная скалистая гряда высотой 2500 м, с которой словно соскоблили всю растительность, похожа на складки старой кожи. Пустые русла ручьёв и звериные тропы прочертили на высохших склонах тонкие каллиграфические линии. Кое-где среди гор зияют зелёные расщелины. «Я долго болтался на пеньковой верёвке, - тихо рассказывает Саид Мирза. - Мне приказали просверлить дыры в теле Будды». Около 1500 лет назад буддийские монахи высекли из камня в здешних скал две монументальные фигуры. Монахи хотели сделать Бамианскую долину центром своей религии. 53 метра и 38 метров - это самые высокие изваяния Будды в мире. Теперь ниши, в которых они находились, пусты. 750 древних молельных пещер и монашеских келий, превративших склоны в подобие пчелиных сот, тоже пустуют. Пещеры были пристанищем для многих поколений хазарейцев - третьего по численности этноса Афганистана. Но их изгнали отсюда. А некоторым хазарейцам, в частности Саиду Мирзе, поневоле пришлось стать соучастниками разрушения буддийских святынь. «В просверленные отверстия, - продолжает Саид, - мне приказали заложить взрывчатку. А потом запалы». На краю утёса дорога поворачивает вверх к своду ниши Большого Будды. Круто уходящая ввысь тропа, на которой легко свернуть себе шею, пестрит белыми и красными метками. Белые - это безопасные участки. Красные - заминированные. Некоторые мины заложены ещё в далёком 1980 году, когда в Афганистане воевали советские солдаты. Другие остались от талибов. На скале засели солдаты с биноклями, радиопередатчиками и «Калашниковыми». Это приказ Хабиб Сараби - губернатора провинции Бамиан и единственной в Афганистане женщины, облечённой властью. Она тоже хазарейка. Солдаты должны охранять долину от возможных нападений талибов. Прошло шесть лет после бегства их предводителя муллы Мохаммада Омара, но его приверженцы не сложили оружия. И место перед нишей Большого Будды может стать для них идеальной мишенью - там завтра вечером швейцарский режиссер Кристиан Фрай собирается показывать свой фильм «Гигантские Будды». Саид Мирза - один из главных действующих лиц этой Документальной ленты. Днём ассистенты режиссера ходили с мегафонами по базарам, объявляя о возвращении Будд в долину - правда, только на один вечер и на киноэкране. На половине высоты тропа входит в туннель. Он ведёт прямо под своды ниши, к тому выступу, на котором в марте 2001 года стояли вооружённые талибы. Вот здесь Мирза болтался над пропастью, обвешанный динамитом, как шахид-смертник. «При каждом рывке я думал: «Всё, сейчас, сейчас полечу вниз». Не верил, что они оставят меня в живых. Но талибы не перерезали веревку, вытащили меня и стали хохотать. Штаны-то у меня от страха были мокрыми». С выступа, на уровне которого находилась голова изваяния мы видим то, что «видел» когда-то Большой Будда - неправдоподобно зелёную равнину среди коричневых гор. По долине бежит река, сетью серебряных нитей пронизывают зелень каналы. Скалы, превращённые жарой, холодом и ветром в причудливые скульптуры, стоят вокруг грандиозной стеной. Глубокие тени укрывают нишу Большого Будды. Она, как огромное чуткое ухо, прислушивается к долине. Когда между скалами гуляет ветер, кажется, что слышишь пение монахов, молитвы паломников, древние предания Бамиана. Жители этой провинции гордятся своим доисламским прошлым. Когда-то город Бамиан был главным связующим звеном между Индией и Центральной Азией, важнейшим перевалочным пунктом Шёлкового пути - великой дороги из Китая в Рим, городом паломников и караванов. И плавильным котлом разных культур. Вместе с Александром Македонским в IV веке до н. э. сюда перекочевали греческие боги. Позже в этих местах прижилась религия персидского жреца Заратустры, который учил, что всё сущее - это вечная битва Добра и Зла, а огонь считал символом чистоты. А ко II веку до н. э. до Бамиана доходят идеи буддизма. Монахи долго не решались увековечить Будду в камне, ведь в его проповедях говорилось об исчезновении всех форм. Однако влияние греко-римского искусства, мраморных статуй богов и новое представление о Будде как о человеке, конкретной личности, сделали своё дело: было решено высечь колоссов в скале. Малого Будду создали около середины VI века. Большого - чуть позже. Китайский паломник Сюань Цзань, побывавший в Бамиане в 632 году, оставил единственное свидетельство, которое позволяет воссоздать внешний вид статуй в те времена. Малый Будда блистал синевой афганской ляпис-лазури, большой - кармином. Лица и руки обоих покрывало золото, и в лучах солнца Будды сияли, будто охваченные огнём. Стены ниш были разрисованы фресками, пестрая роспись украшала и скалы вокруг входов в пещеры, где жили монахи. А перед горой, в частоколе знамён и балдахинов, возвышался монастырь. В VII веке на Афганистан напали арабы. Вскоре страна вошла в состав халифата. Но ещё в 727 году путешественники писали о Бамиане: «Правитель там иранец. Он и его народ поклоняются Будде». Буддизм исчез из долины лишь в XI веке - незадолго до того, как началась история народа хазара: с набега Чингисхана. В 1222 году владыка монголов послал в долину своего брата, чтобы тот завоевал её. Народ Бамиана выстоял, а полководец пал в бою. В отместку Чингисхан опустошил долину, истребил местных жителей. На их землях он поселил своих воинов - предков нынешних хазарейцев. Словом «хазара» (в переводе с персидского «тысяча») называлось, видимо, одно из подразделений армии Чингисхана. Какую религию исповедовали тогда эти «иранизированные монголы», точно неизвестно. Установлено лишь, что с XVII века хазарейцы следуют учению Джафара Садика, имама шиитов. Примерно в то время на Будд было совершено первое покушение: им отбили руки, стесали лица. Но, хоть и покалеченные, они отстояли ещё три с лишним столетия. Мы спускаемся с самого высокого балкона в нише Большого Будды, окутанные облаками пыли. Здесь по скале надо двигаться медленно, чтобы не поскользнуться и не оказаться в опасной близости от красной надписи «Осторожно, мины!». В полдень долину заливает ослепительное солнце. Ближе к вечеру всё окрашивается в блеклые тона старых фотографий: скалы, река, поля. Бывшая базарная площадь, глинобитные дома со следами от пуль и снарядов. Куски металла, искорёженные пулемёты, выгоревший остов машины. Рядом с нишей Большого Будды расположилось длинное низенькое строение, полевой офис Международного совета по охране памятников и исторических мест - ICOMOS. Перед ним громоздятся обломки статуй. Они лежат там же, куда упали после взрыва в 2001 году. Саид Мирза отступает назад в тень ниши, садится на корточки и ждёт меня. На фоне гигантской расселины он кажется крохотным, как воробышек. Развалины и обломки - предмет забот реставратора Эдмунда Мельцля. Этот немец коллекционирует распятия и свободно говорит на дари. В первый раз он приехал в эту страну ещё в 1956 году - преподавать в художественной школе Кабула. А почти полвека спустя, в октябре 2003 года Эдмунд Мельцль инспектировал пустые ниши вместе с группой специалистов по реставрации камня. От Большого Будды осталась гора обломков - 8 м высотой, 1600 кубометров битого камня, вперемешку с боевыми снарядами. «Вот и сегодня мы нашли в мусоре противотанковую гранату с запалом, - говорит Мельцль. - А если кто-нибудь из наших случайно стукнул бы по ней киркой?...» В июне 2005 года Эдмунд Мельцль вместе с коллегами из ICOMOS и группой афганских рабочих наконец начали наводить порядок в нишах. Тогда же под их чутким руководством приступила к киносъёмкам команда Кристиана Фрая. От скалы мы с Саидом Мирзой отправились в Санг-Часп, новую хазарейскую деревню. «Весной 2004 года нас снова выгнали из наших пещер рядом с нишами Будд. Вот так! - Саид Мирза делает жест, как будто сметает рукой надоедливых блох. - Тогдашний губернатор сказал, что скала теперь - мировое культурное наследие. И никому там нельзя жить». В ЮНЕСКО протестовали против принудительного переселения. Представители организации напоминали, что хазарейцы столетиями жили в скале и защищали украшенные фресками гроты от вандалов. Но пастухам всё-таки пришлось уйти. Если гора - это тело Будды, как верили жившие в ней монахи, то теперь через 1500 лет это тело мертво. Сразу за скалой зелёный пояс Бамиана обрывается. Теперь мы движемся по настоящей пустыне. Мимо нас с грохотом проносится грузовик. Его пёстрая раскраска среди бесконечной монотонности охряных и коричневых тонов кажется галлюцинацией. Под конец дорога резко уходит вверх, ещё один, самый трудный часовой переход - и мы оказываемся в деревне Санг-Часп. Селение стоит на голом плато - ни растительности, ни воды. Любое дуновение ветра поднимает тучи пыли. Дома все одинаковые. Улицы расчерчены как по линейке. Вообще посёлок своей строгой геометрией напоминает концлагерь. В Санг-Часпе ни магазина, ни школы. Даже мечети нет. Мусульманин ведь обязан совершить омовение перед молитвой. А как это сделать, если нет воды? До текущей в долине реки - 5 километров. Туда и обратно женщинам с канистрами приходится идти два с половиной часа. Зелёный чай, которым угощает нас Мирза, чуть горчит. За стеной оборванные ребятишки кидают друг в друга камни. Куры разгуливают по дому, везде валяются узлы с вещами, как будто Саид Мирза и его жена так ничего и не распаковали после переезда сюда. А ведь прошло уже три года. Саид закрывает глаза. И возвращается во времена террора талибов, когда в Афганистане царил страх и происходили массовые убийства. 13 сентября 1998 года защитники Бамиана капитулировали, а бойцы «Талибана» - по большей части сунниты из народа пуштунов - захватили долину. Гонители хазарейцев приехали на пикапах и танках. По замыслу их предводителя муллы Омара талибы хотели создать священный Исламский эмират Афганистан. Господствовать в пуштунском государстве должны были законы шариата, а также кодекс кровной мести и древние родовые обычаи VII века. Девочкам запретили посещать школу, женщинам - работать. Даже за то, что слушали музыку, полагалось наказание. А детям нельзя было запускать змеев. Талибы ворвались в Национальный музей в Кабуле - от греческих, римских, буддийских статуй остались одни обломки. В Бамианской долине воины муллы Омара могли, как им казалось, избавиться от двух зол сразу - от противных «истинному» исламу шиитов и от идолов прошлого. В день капитуляции хазарейцев боевики «Талибана» заминировали голову Малого Будды. Они жгли покрышки под подбородком Большого Будды, чтобы его лицо стало чёрным. Потому что изображения людей и животных строго запрещены в пуританском исламском государстве талибов. Есть одна истина - Коран. И только одна история - исламская. Многие хазарейцы тогда ушли на запад - в город Герат, а потом в Иран, страну шиитов. Оставшихся, таких как Саид Мирза, талибы обратили в рабство: чтобы было кому рыть могилы и таскать ящики с взрывчаткой. Голодали страшно. Когда в Бамиан прибывали машины с мукой, сначала досыта наедались талибы. Потом таджики, они сунниты - этот народ тоже живёт в долине. «Неправоверным» хазарейцам не доставалось ничего. «Мы ели корм для скота. Варили траву. Ноги моих детей были похожи на высохшие ветки, животы раздулись», - вспоминает Саид Мирза. Началась засуха. Скоро перестало хватать еды и талибам. Они стали раздражительными и, в конце концов, плюнули на первоначальный приказ муллы Омара - не трогать гражданское население. Они объявили джихад шиитским отступникам, все равно никому дела нет до этой долины. «Как-то они сколотили перекладину из брёвен, - вспоминает Саид Мирза. - Как будто хотели соорудить качели. Однажды утром на этой перекладине мы увидели повешенного мальчика. Лицо у него было разбито, язык совсем синий». Так талибы подняли свой боевой флаг. Солнце продолжает свой путь по небу, растянутому над Санг Часпом, как выцветший платок. Вот старик в замусоленном тюрбане пытается укрыться от солнца, присев на корточках у стены, но она не даёт тени. Потом солнце закатывается за горы и в один миг наступает темнота. Саид Мирза продолжает рассказывать: «Они обвинили нас в том, что мы поклоняемся Будде, потому что живём в пещерах на скале». Около 500 хазарейцев были убиты. И никто тогда не пытался усмирить талибов. Мировая общественность возмутилась лишь тогда, когда талибы подняли руку на бамианских Будд. 26 февраля 2001 года из Кандагара, где находилась резиденция муллы Омара, пришёл приказ: «Взорвать истуканов!» Местные таджики исполнять это отказались. Но у скалы размещались ещё 400 воинов Аллаха - в большинстве своём пуштуны, было и несколько арабов. Протесты заявляли десятки правительств, ООН, российский и американский президенты. Нью-йоркский музей искусств «Метрополитен» даже предложил выкуп за статуи. Но тщетно. 26 февраля 2001 года талибы начали кидать в Большого Будду гранаты и обстреливать его из зениток. Безуспешно. Снаряды застревали в мягком грунте, из которого высечены статуи, и не взрывались. Растерявшиеся боевики обратились за советом к своему предводителю в Кандагаре. И получили совет - заложить в скалу взрывчатку. Как можно больше. Целыми днями Саид Мирза и его товарищи по несчастью сгружали у ног Большого Будды динамит. Кроме того, мулла Омар прислал саудовских инженеров. Они должны были рассчитать статику Большого Будды и отметить места, куда закладывать взрывчатку. 9 марта 2001 года была пятница. Солнечно, но холодно. Чтобы отпраздновать победу над Буддой, в долине собралось много талибов. Мулла Омар не приехал. Талибы ворвались в пещеры, где жили хазарейцы. «Вон! - кричали они. - Сегодня по воле Аллаха мы разрушим гору!». Через два часа пещеры опустели. Последним стражам Будды было почти нечего брать с собой. Начали боевики с фресок в нише Большого Будды: их сбивали со скал. Те, что не раскрошились, по словам Сайда Мирзы, упаковали в ящики, предназначенные для пакистанских торговцев, которые специализируются на продаже афганских древностей. Археологический бизнес был вторым после опиума источником доходов муллы Омара. После того как талибы сотворили дневную молитву, воздух разорвал громовой залп. Этот удар, как утверждает Саид Мирза, был слышен на другом конце провинции, на расстоянии 50 километров. Когда дым рассеялся, а пыль улеглась, Саид Мирза увидел: скала не обрушилась. Но Большой Будда исчез. Видны были только остатки плеч и шеи колосса. Большого Будду добивали много раз. Малого Будду уничтожили профессионально - инженеры талибов уложились в один точно рассчитанный взрыв. Во всём мире политики заявляли свой протест и возмущались этим актом вандализма. Талибы торжествовали. Исламский эмират Афганистан перестал существовать лишь в конце 2001 года, два месяца спустя после теракта 11 сентября в Нью-Йорке. Вожди талибов были надёжно заперты в пещерах Тора-Бора под градом американских бомб. 22 декабря 2001 года руководство разрушенной и измученной 20-летней войной и пятью годами талибского террора страной перешло к временному правительству во главе с Хамидом Карзаем. И только осенью 2005 года в Афганистане состоялись парламентские выборы. Первые за 36 лет. В здании у подножия скалы Эдмунд Мельцль рассуждает о возможности восстановления изваяний Будды. «Никто не пытался сделать что-либо подобное, - говорит он. - Скала, в которой вырублены Будды, состоит из перемежающихся пластов песчаника и гранита. Мягких и твёрдых пород». Во время взрыва песчаник просто рассыпался, превратился в пыль. А обломки скальной породы всё ещё лежат там, за стеной. Некоторые глыбы весят по 80-90 тонн. Их невозможно сдвинуть. Нужен подъёмный кран. Но если даже реставраторы найдут кран в Кабуле, как его доставить в долину? Ведь здесь нет ни одной дороги, по которой он мог бы проехать. И неизвестно, когда будет. В ходе реставрации огромные куски камня придётся закреплять в подвижном грунте скалы. Раньше спины Будд составляли с горой единое целое. А теперь весь вес огромных статуй будет давить на основание. «В этом и заключается главная техническая проблема, - объясняет Эдмунд Мельцль. - Ноги Большого Будды, которые могли бы держать вес, как колонны, разрушены ещё несколько столетий назад. Как распределить нагрузку, если опорой Будд будет служить только хрупкая скала? Нужно искать выход». Однако Мельцль и его коллеги из ICOMOS считают, что восстановить статуи в принципе возможно. Для этого есть главная предпосылка - сохранились фотографии обоих Будд. По счастью, в 1970 году один австрийский исследователь сделал множество снимков Будд в разных ракурсах. По фотографиям можно с помощью компьютера рассчитать точную глубину статуй, даже местоположение складок на их одеяниях можно реконструировать с точностью до сантиметра. Компьютерщикам из университетов Цюриха и Аахена уже заказаны трёхмерные модели. Хорошо, что фигуры целиком были высечены из местной породы: в скале есть следы магнитных минералов, которые во времена возникновения этой геологической формации располагались параллельно тогдашнему магнитному полю Земли. После тщательного анализа можно будет вернуть каждый фрагмент взорванных Будд на своё место. Но пока всё это - лишь предложения реставраторов из ICOMOS. Окончательного решения ещё нет, эксперты ведут споры. Одни вообще придумали поместить в ниши виртуальные изображения Будд, трёхмерные световые проекции. Другие предлагают оставить ниши пустыми, а обломки скульптур перевезти в Бамиан и выставить в музее. А чего хотят сами хазарейцы и правительство в Кабуле? «Большинство афганцев, - говорит Эдмунд Мельцль, - не против, чтобы Будды вернулись на прежнее место. Поэтому они наверняка выберут наш план и мы начнём складывать статуи по кусочкам». Когда закончатся работы? На лице Эдмунда Мельцля появляется беспомощное выражение... Дел у него сейчас по горло: продолжается трудная работа - обломки извлекают из ниш, сортируют по характеру поверхности и цвету. Кстати, исследователям удалось определить, какую технику применяли монахи. Они покрыли статуи Будд слоем глины 5-6 см толщиной, на него нанесли глиняно-известковый слой в несколько миллиметров и разрисовали поверхность минеральными красками - жёлтой, красной, охрой. Малый Будда ещё был отделан ляпис-лазурью. Похоже, что описание китайского паломника Сюань Цзаня верно до мельчайших деталей. Поэтому, вероятно, соответствует действительности и сообщение китайца о третьей статуе: будто бы в 10 метрах от монастыря стояло «изваяние Будды, уходящего в нирвану». Благочестивый путешественник утверждал, что размер этой статуи достигал 300 метров. Почти Эйфелева башня! Какие ещё тайны может скрывать земля Бамиана? Недавно Эдмунд Мельцль сделал маленькую, но важную находку. В том месте, где стояли ноги Малого Будды, он наткнулся на клочок ткани, кусок коры с письменами на санскрите и три медных предмета, которые, предположительно, лежали в ларце, вмурованном в статую. Просто чудо, что хрупкая реликвия не погибла при взрыве. По предварительным данным надпись датируется VI веком. Возможно, ларчик с корой - это жертвенный дар. А письмена излагают буддийское учение, повествуя о том, как всё возникает из всего. Какое соответствие, какие странные «рифмы» с судьбой высокогорной Бамианской долины. Здесь из скалы вырос Будда. Из долины невежества - мировой религиозный центр. Из традиции терпимости - система подавления. Из голода - ненависть, а из ненависти - разрушение. Вот о чём рассказывает документальный фильм Кристиана Фрая. Наступил вечер. На выступах скалы сидят вооружённые бойцы. На площадке перед нишей Большого Будды разворачивают экран для показа «Гигантских Будд». Солдаты чётко выполняют приказ. Дозорные внимательно изучают в бинокли долину - нет ли какого подозрительного движения. Даже овец, пасущихся возле ниши Большого Будды, тщательно проверили - как бы кто не спрятал в их шерсти оружие или взрывчатку. Опасность нападения талибов реальна. Потому что сегодня человек с безбожного Запада покажет шиитам-хазарейцам и их «бесстыжей» губернаторше, которая не носит чадры, фильм об «истуканах» буддистов. Потому что это действо призвано вернуть жителям Бамианской долины их историю. «А женщины? Женщины придут смотреть фильм?» - спрашивает режиссёр Кристиан Фрай своих афганских помощников. Мужчины пожимают плечами. Женщины могут прийти только с разрешения отцов семейств. Потому что сразу вслед за Аллахом и Пророком в афганском обществе следует отец. Постепенно пыльную ложбину перед нишей Большого Будды заполняют ряды стульев. Слева, отдельно, - для женщин. Справа - для мужчин и детей. Ребятишки толпятся здесь уже с полудня - тощие в дырявой одежде с чужого плеча: скорее всего, вещи пришли с грузом гуманитарной помощи. А может, достались по наследству - после погибших во время войны родственников или знакомых. Внезапно поднимается ветер, и одновременно долина вдруг расцветает яркими пятнами. Это пришли женщины в разноцветных платьях. Отцы семейств рассудили, что такое событие как показ фильма о Бамианской долине, женщины тоже не должны пропустить. Даже страх перед нападением талибов не помешал им принять это решение. Кристиан Фрай в лучшем случае рассчитывал на пару сотен зрителей. Но в густеющих сумерках перед огромным экраном собрались не меньше трёх тысяч человек. В основном это хазарейцы, но можно приметить среди них с десяток пуштунов и таджиков. Все стулья давно заняты, а поток зрителей не иссякает. Пространство перед огромными пустыми нишами наполняется людьми, словно водой. Губернатор Хабиба Сараби заняла место в первом ряду. Мужчины почтительно приветствуют её. Как всё изменилось с тех пор, когда Хамид Карзай представил её жителям Бамиана. А ведь тогда многие собрались на городском базаре, громко протестуя против невиданного и неслыханного - женщины у власти. Рядом с губернатором сидит Саид Мирза - человек, которому пришлось минировать Большого Будду. Его тоже чествуют как высокого гостя. В первом ряду и Земарьялай Тарзи, афганский археолог, который давно уже преподает в Страсбургском университете - ему в фильме Кристина Фрая посвящён отдельный сюжет. Несколько лет назад этот неисправимый мечтатель принялся искать в бамианской земле легендарную статую третьего Будды. Ниша Большого Будды освещена - это проём из света и пустоты. И вдруг на фоне ночной горы на экране возникают взорванные статуи - в полный рост. Камера неспешно скользит по величественным изваяниям, а потом они тают на экране, чуть подрагивающем под порывами ветра. Сейчас перед глазами зрителей проходят картины жизни Саида Мирзы: вот он в пещере, в которой когда-то жил. На балконе ниши. Перед развалинами. И, наконец, в похожей на концлагерь пыльной деревне, где нет воды. Картина Кристиана Фрая ничего не объясняет, никого не обвиняет. В дикторский текст (для этого показа его дублировали на язык дари) вошли только самые необходимые сведения. Камера просто фиксирует то, что было и что есть сейчас. Она снова и снова вглядывается в пустые ниши. И кадры с отсутствующими статуями производят не менее величественное впечатление. К десяти часам показ окончен. Для Бамиана это поздно: в долине нет электричества, всякая деятельность здесь прекращается с наступлением темноты. И трёхтысячная толпа тает почти мгновенно. Как им фильм? Почему не слышно никаких обсуждений, никто не обменивается впечатлениями? Даже на следующий день, когда мы приставали к жителям окрестных деревень с вопросом «что вы об этом думаете?», люди отделывались короткими репликами: «красивый фильм», «было интересно». В Афганистане пока нет ничего похожего на культуру дискуссии. Но фильм будут обсуждать в кругу семьи, потом с друзьями, потом на базаре. Глядишь, через неделю-другую станет понятно, что о нём думают. Только один человек сразу же высказал своё мнение - учительница из Бамиана, недавно вернувшаяся на родину из Франции. «Это фильм об истории Афганистана, - сказала она. - Об истории, которая началась раньше, чем история ислама. Он показывает, какой яркой и разной была земля, на которой мы живём. А Будды Бамианской долины - символы этого культурного богатства». Надо ли восстанавливать Будд? Учительница вздыхает. «У нас нет дорог, нет электричества, вечные перебои с водой. Восстановление двух статуй не может стать первостепенной задачей. Кроме того, сами пустые ниши уже сделались символом, который не мешало бы сохранить, - символом самого ужасного времени в истории Афганистана. Чтобы не забывали, чтобы это не повторилось». Вальтер Заллер С. Таннер. Афганистан: история войн от Македонского до падения «Талибана». М„ 2004 Искусство Афганистана. Всеобщая история искусств, т. 2. М., 1961 www.afganistan.ru
GEO ДАТЫ VI век - буддийские монахи высекают две статуи стоящего Будды в скалах Бамиана (53 м и 38 м). Это самые высокие статуи Будды в мире. VII век - арабы захватывают территорию сегодняшнего Афганистана и насаждают здесь ислам. 1212 год - воины Чингисхана нападают на Афганистан и разрушают город Герат. Некоторые из них остаются жить в Бамианской долине, положив начало новому народу – хазарейцам. 1747 год - племена пуштунов, таджиков, узбеков, туркмен, киргизов и хазарейцев объединяются в одно государство под властью короля. 1879 год – после многолетней войны Афганистан переходит под протекторат Великобритании. 1919 год - в ходе третьей англо-афганской войны Афганистан отвоёвывает независимость. 1973 год - в результате военного переворота король Захир Шах вынужден бежать из страны. В Афганистане провозглашена республика. 1979 год - советские войска входят в Афганистан. Вплоть до их вывода в 1989 году они ведут партизанскую войну с повстанцами-моджахедами. 1994 год - формируется ультраконсервативное исламское движение «Талибан» 1996 год – власть в Кабуле переходит к талибам под предводительством Муллы Омара. Усама бен Ладен и «Аль-Каида» всё больше вмешиваются в афганскую политику. 1998 год – талибы захватывают Бамианскуюдолину. Январь 2001 года - ООН вводит эмбарго на поставку оружия в Исламский Эмират Афганистан. Март 2001 года - статуи Будд взорваны. Октябрь 2001 года – в ответ на теракт 11 сентября США и союзники начинают военную операцию против талибов и «Аль-Каиды». 7 декабря захвачен Кандагар - главный оплот талибов. Они отступают на юг. 1 мая 2003 года - США объявляют, что война в Афганистане закончена. Тем не менее нападения на войска коалиции продолжаются. 9 октября 2004 года - в Афганистане состоялись первые демократические президентские выборы. Со значительным перевесом победил временно исполнявший обязанности президента Хамид Карзай. 29 марта 2006 года - в результате «весеннего наступления» талибов американские и канадские войска понесли серьёзные потери. В ответ США, Канада и афганские правительственные войска провели самую крупную с 2001 года военную операцию.
|
|
|||||