ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

221. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

Как бабуин бабуину

ж. «КРЕСТЬЯНКА» № 7/2003

«Разве не достаточно знать, что хотя бы одному существу на свете нравится то, что вы делаете, и то, как вы это делаете? И кто же это существо, как не кошка?» — спросила остроумная Наоми Торнтон, и многие с ней охотно согласятся. Наш сегодняшний собеседник — профессор, зоопсихолог, доктор биологических наук, руководитель отдела эмбриологии НИИ морфологии человека Российской Академии медицинских наук Сергей Вячеславович САВЕЛЬЕВ имеет свое мнение насчет животных — любимчиков семьи и их роли в жизни человека.

— Человек, который действительно любит животных, никогда собаку или кошку дома не заведёт. Наши города — это система каменных пещер, собственно для жизни малопригодных. И уж тем более для жизни животных, которая и заключается в соприкосновении с природой. И заводить в городских квартирах, например, собак — это чистое безумие. Ведь даже механизм охлаждения у собаки в этом случае нарушен: собака охлаждается, когда дышит, широко раскрыв пасть и гоняя туда-сюда воздух, положив подушечки пальцев на землю. Где в квартире с паркетным полом она будет нормально остывать? Животные в городе страдают, им здесь нечего делать. Жизнь собаки в среднем — 10 лет, наша, человеческая — 70. То есть её время в 7 раз более плотное, чем у нас: когда вы идёте гулять с собакой и играете 10 минут, вы ещё готовы продолжать, а она уже выдохлась, устала — у неё другой фактор восприятия времени. Для вас— 10 минут, а для вашей собаки — 1,5 часа. Жизнь для собаки — это охота, лес, всё остальное — это смерть. Теоретически в городе могут жить такие животные, мир которых умещается в двухкомнатной квартире, да и то это не всегда хорошо. Знаете, часто рассказывают: вот черепашка сухопутная жила три года, а потом сдохла — на ровном месте, без причин. А она и не жила эти три года, она умирала — черепаха не способна жить в атмосфере городской квартиры. Мучение это для любого животного — жить в квартире.

— Почему же тогда люди заводят зверье в своём доме? Откуда такая потребность?

— Человек совершает поступки по разным, не только, например, социальным, но и биосоциальным причинам. Представим себе достаточно большую семью: мама, папа, ребенок, любимая теща, тесть. Они же бабушка и дедушка. Вот для чего такой семье может понадобиться вдруг животное? Если подвергнуть ситуацию подробному психологическому анализу, то в девяти случаях из десяти окажется, что животное заводят с одной лишь целью: чтобы изменить свой статус внутри семьи. Человек, приобретя ещё один организм — не важно какой, но, как правило, белый и пушистый, похожий на мягкую игрушку, сразу меняет ситуацию в семье. Семья — это ведь по сути обезьянья стая с такой же борьбой за лидерство, с такой же сложной иерархией, как, скажем, у бабуинов. И вот представьте, в стае появляется новый член, за которого можно бороться, которым можно шантажировать, с помощью которого можно радикально изменить отношение к себе самому, свой социальный статус. Забота о животном, владение им, конфликты вокруг него — всё это повышает статус того, кто это животное завёл, в глазах окружающих. Достаточно часто животное заводят на фоне какого-нибудь кухонно-кастрюльного конфликта — назло свекрови, например. Обычно если рассматривать социальную структуру коллективно проживающих людей, то животное — это, как правило, инструмент для изменения иерархических отношений. Конечно, всё это происходит неосознанно, никто не думает: «Мы стая бабуинов. И если я заведу собачку, то стану более старшим бабуином». Все говорят: «Мне хочется иметь собаку, заботиться о ней и т.д.».

— То есть мнение о том, что животное в доме помогает нам реализовать свою потребность заботиться, делиться добротой — всё это, на ваш взгляд, неверно?

— Всё интуитивное поведение обезьян сводится или к распределению еды, или к распределению иерархии. И, заводя собачку, мы реализуем именно этот подход.

— А как же расхожее представление о том, что, если ребёнок общается с животными, он будет добрее, терпеливее, ответственнее?

— Я что-то не припомню примеров того, как этот путь воспитания даёт хорошие результаты. Во-первых, ребёнок находится в поисковом состоянии, он перебирает варианты взаимодействия с окружающим миром. Если ребёнок видит, что собака не приносит ожидаемого изменения социального статуса, он быстро теряет к животному интерес. Хотя если он испытывает дефицит общения со сверстниками, а собака, прогулки с ней вводят его в круг людей-ровесников или старше, которые имеют общие интересы, то в этом случае преображение той же собаки становится для него положительным опытом. Во-вторых, все дети эгоисты, во всех системах — и в биологической, и в социальной. И маловероятно, что ребёнок вдруг начнёт делить свой эгоизм с животным. Это заблуждение. Сколько бы мы ни заводили животных, количество детей с садистскими наклонностями не уменьшается, что называется, «не там болит».

Поддерживать иллюзию, что общение с собачкой или птичкой облагораживает ребёнка, — это просто долг собаководов: ведь от этого зависит продажа щенков, птенчиков или другой живности. Поэтому заводчики и продвигают в жизнь эти идеи всеми возможными способами — в журналах, в рекламе. Кстати, тех же морских свинок, которых заводят, прежде всего, для детей, держать дома просто опасно — ребёнок в этом случае находится под постоянной угрозой инфицирования кишечными инфекциями. Здесь всё построено на апелляции к самым древним чувствам: незащищённое животное вызывает сопереживание, оно позволяет человеку чувствовать себя сильнее и значительнее. И ведь пропагандируются именно животные-компаньоны: свиньи, собаки, лошади. Вот почему в США, например, процветает разведение домашних свиней? Да очень просто: там степень изолированности членов общества так велика, что люди, имеющие возможность завести домашнее животное, обязательно это делают. В постиндустриальном обществе человек имеет очень мало контактов с окружающими людьми, он ведёт, по сути дела, жизнь одиночки — и животное здесь призвано компенсировать именно недостаток общения. А если система межличностных отношений развита и человек находится в постоянно общающейся среде, необходимость в животных минимальна. В Юго-Восточной Азии, на Таиланде, Цейлоне, в Индии при высокой плотности населения и менталитете, опирающемся на общение между людьми, вы не встретите и десятой доли собак, которых вообще можно рассматривать как породы.

— Но ведь если животные помогают человеку избежать одиночества, то это благо.

— В этом случае — контакта с животным, заменяющего общение с человеком, — последний ещё более удаляется от людей. Он приобретает идеального друга, который не лазит по карманам, не выражает своих не всегда интересных окружающим мыслей, не занимает денег. Для того чтобы тебя любило животное, не надо самосовершенствоваться, достаточно его кормить и выгуливать — и оно будет тебе благодарно за сам факт своего существования. Эта любовь не делает человека лучше.

— А если человек стремится завести дома нечто экзотическое, это каким-либо образом характеризует его самого?

— Конечно. Это ведь один из самых эффектных и доступных способов выделиться, заявить о своей исключительности, это как одежда из модного бутика. Вот завести дома акулу — а сегодня уже ставят в частных домах кольцевые аквариумы, там небольшие, до полутора метров акулы носятся по кругу — это примерно то же самое, что престижная марка одежды. Ведь, собственно, оценить общение, дать какие-то эмоции, кроме удовлетворенного самолюбия собственника, такая тварь не может. Конечно, рептилии, экзоты — это бывает очень интересно, если, например, говорить о крупных попугаях или крокодилах: у них есть и поведение (то есть выраженные реакции), и забота о потомстве... Но за ними требуется уход, нужны большие площади, а в обнимку перед фотоаппаратом с крокодилом особо не постоишь: это серьёзный хищник. А та же черепаха вас просто не замечает, у неё метаболизм таков, что вы перед ней носитесь со скоростью реактивного самолета, неразличимого и неопознанного. Так что в случаях с экзотическими животными говорить о реализации каких-то тонких душевных проявлений особенно не приходится. Такое приобретение чаще всего напрямую связано со своеобразным комплексом неполноценности, неудовлетворённости сегодняшним своим положением, непризнанности своих способностей. Так что и тут от благих порывов пообщаться с природой всё довольно далеко.

— А что же можно посоветовать человеку, чтобы ему просто комфортнее было жить в этих каменных пещерах?

— Всё-таки наши далёкие предки слезли в своё время с веток, так что самая благоприятная для нас среда — зелень. Собственно, и животные могут служить той же цели — они передают нам гармонию окружающего мира, возвращают к «истокам». Неплохо было бы, если на каждые восемнадцать квадратных метров помещения приходилась одна метровая испаряющая поверхность, я имею в виду, конечно, аквариум. Цветы, зелень — это очень хорошо, потому что влажность в наших бетонных коробках просто ужасающая. В общем, все, что напомнит потомку бабуина родную среду его предка, будет благотворно воздействовать на его психическое и физическое состояние.

Записала Елена Преображенская