ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

209. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

На зарядку становись!

ПАРАДОКС

ДРЕВНОСТИ

Степан Кривошеев

 

ж. «ИТОГИ» № 36/2008 (1 сентября 2008)

 

На юге Казахстана лежат развалины гигантского каменного комплекса Акыртас. Исследователи полагают, что он является мощным природным генератором энергии

 

ЗАГАДКА

На юге Казахстана, близ города Тараз, что у самой границы с Киргизией, находятся руины загадочного сооружения, называемого Акыртас. Изучение его ведётся давно - почти полторы сотни лет. И всё это время выдвигались самые противоречивые гипотезы о назначении объекта и его создателях. Кто, по различным версиям, только его не строил - и персы, и греки, и арабы, и римляне. В истории древней архитектуры Акыртасу действительно нет аналогов.

Осенью прошлого года на его раскопках обнаружили надписи, которые в настоящее время тщательно изучаются. «Итоги» получили возможность первыми узнать о предварительных результатах исследований исторических документов, которые проливают свет на предназначение уникального древнего объекта.

Город аков и асов

Акыртас, как смогли установить археологи, представлял собой целый комплекс с жилыми постройками, складскими помещениями и водопроводом. Пятиметровая толщина наружных каменных стен, предположительная их высота 12 — 15 метров и четырёхметровый фундамент свидетельствуют о том, что он мог выполнять и оборонительные функции.

Первые исследователи Акыртаса высказывали предположения, что имеют дело с буддийским храмом или несторианской церковью. Современные исследователи считают, что их предшественники были недалеки от истины. Возможно, это место действительно почиталось в древности как священное.

Время строительства Акыртаса относится примерно к VIII веку. Это был период владычества Тюргешского каганата, ставка которого располагалась на территории современного Тараза. На долины Алатау в те времена устремляли свои взоры две державы: империя китайской династии Тан и Арабский халифат. Китайцы дважды вторгались в долины Алатау, с запада приближались арабы. Для противодействия надвигающейся угрозе жителям Алатау следовало объединиться. Это были народы, которые, скорее всего, исповедовали буддизм и христианство несторианского толка. Как они именовались? У краеведа и исследователя Акыртаса Балтабека Умирьяева есть своя точка зрения на этот счёт. Он предлагает обратить внимание на названия расположенных вблизи географических объектов - Акжар, Акбулым, Актоган, Акшолак. Исследователь полагает, что «ак» - принадлежность этническая: «Аки - это потомки мигрантов из Месопотамии, тиграхаудов. За долгие века они прошли ассимиляцию и приняли несторианство».

О названии одного здешнего народа якобы говорят другие топонимы — Аспара, Баласагун, Талас, Тектурмас. «Следует учесть, - продолжает Балтабек Умирьяев, - что «ас» - собирательное наименование народов, к которым принадлежат не только тюрки, но и персоязычные народы. Видимо, они были выходцами из Малой Азии, также мигрировавшими в долины Алатау». Историк античности Страбон упоминает этих людей как asiani. «Асы небесные» - так в переводе с прототюркского назывались приверженцы религии Отца Небесного — Тенгри Хана. Под влиянием Тибета они приняли буддизм.

Как считает Балтабек Умирьяев, буддизм вместе с христианством проник в долины Алатау по Великому шёлковому пути и получил здесь широкое распространение.

Краевед полагает, что строители Акыртаса были людьми образованными. И вот почему. «План Акыртаса представляет собой почти правильный прямоугольник — его размеры 138 на 162 метра, - рассказывает начальник Акыртасского археологического отряда Дмитрий Воякин. - По площади он превосходит древнеримский Колизей, а по объёму каменных работ равен египетской пирамиде средней величины. Ясно, что план такого огромного сооружения составлялся не наобум, для этого требовалось знание точных наук, а также и определённые теофилософские воззрения. Продольная ось сооружения имеет отклонение от земного меридиана на 18 градусов. Эта цифра взята из астрономии».

Векторы Акыртаса, являющиеся продолжениями диагоналей, проходят аккурат через... Мекку и Кайлас. Случайность ли это? Вряд ли. Вероятно, создатели города обладали знаниями в области астрономии и инженерной геометрии.

Но почему не завершилось строительство Акыртаса? По версии казахского краеведа, в VIII веке долины Алатау захватили китайцы. В 751 году объединённые войска тюрков и арабов у реки Талас разбили агрессора. Но после его изгнания строительство не продолжилось. К тому времени Великий шёлковый путь уже приходил в упадок. Экономика края не в состоянии была вытянуть строительство грандиозного объекта. Тем не менее Акыртас, даже будучи недостроенным, выполнил главное своё предназначение: авторы проекта увековечили себя и свои народы в плане города, являющемся научной шифровкой, письмом — посланием поколениям предстоящих тысячелетий. И спустя тринадцать столетий оно дошло до своего адресата.

Прочтение камня

Осенью прошлого года археологи нашли на Акыртасе небольшой камень с загадочными надписями: три строки из двенадцати знаков. Тюрколог Алтай Аманжолов прочёл надпись следующим образом. Первая строка: «Сизиш, сючиш!» («Растапливайся (нагреваясь), становись сладким!») Вторая строка: «Ашар» («Корм»). Третья: «Ариш» («Чистый»). На камне имеются также обозначения из нескольких пересекающихся линий под разными углами. Переводчик предположил, что камень служил для магического священнодействия при нагревании и растапливании питья или корма для скота в зимнее время в близлежащих каменных кормушках. Но Балтабек Умирьяев с такой трактовкой не согласен. Текст письма, по его мнению, имеет другое значение. И вот почему.

Уже неоднократно различными исследователями поднимался вопрос о необходимости проведения геофизических и медицинских исследований на Акыртасе. Эта территория, по мнению многих, представляет собой самую настоящую природную аномалию - зону тектонического разлома с огромными многоярусными пустотами в земной коре. Сложные процессы, происходящие в недрах, оказывают воздействие и на людей. Физические ощущения здесь сугубо индивидуальны. У одних обостряются зрение и слух, другие впадают в состояние транса, третьи испытывают сильный физический подъём. Часто приезжающие сюда люди ощущают тошноту и головокружение, им кажется, что под ногами у них дрожит земля. От соприкосновения с камнями Акыртаса многие начинают чувствовать жар в руках и ногах. «Во время многолетних посещений Акыртаса мне постоянно приходилось на себе испытывать подобное, - говорит Балтабек Умирьяев. - Такие же ощущения, по моим наблюдениям, возникают у каждого второго посетителя».

«Сильное электромагнитное поле недр земли способствует пробуждению резервных клеток организма, включая их в орбиту жизнедеятельности, и активизирует физиологические процессы», - полагает Балтабек Умирьяев, Считается, что организм человека за всю его жизнь использует только до 20 процентов своих возможностей. Акыртас, по-видимому, являлся и является природным генератором, активизирующим «спящие» клетки человеческого организма.

Очевидно, древние священнослужители эти явления использовали в обрядовых действиях, вкладывая найденный археологами необычный камень в ладони строителей Акыртаса. Возникавший жар, исходящий от ритуального камня, растекался по рукам, вызывая чувство умиротворения и одухотворённости. Конечно, никакими волшебными свойствами сакральный камень обладать не мог, в другой местности никаких ощущений от него не возникало. Все эти ощущения — результат воздействия природной аномалии Акыртаса на организм человека.

Не умаляя значения работы исследователя Аманжолова, краевед Умирьяев полагает, что первая строка его перевода - «Растапливайся (нагреваясь), становись сладким» — верно отражает аномалию Акыртаса. Выражение, звучащее примерно как «растопи свою душу», означает духовную подготовку человека к встрече со святыней. Руны на акыртасском камне содержат в себе некие главные понятия при проведении обряда освящения. Нанести на небольшой ритуальный камень полный текст обряда священнодействия было невозможно, поэтому он содержал в себе только отдельные слова, смысл которых был ясен служителям культа. Краткий текст являлся для них своего рода памяткой.

Пока учёные пытаются докопаться до истины, сюда ежедневно приезжает по две-три машины с паломниками. В выходные и праздники - гораздо больше. Есть постоянные посетители, которые с удовольствием расскажут истории чудесного выздоровления своих знакомых. Работа на индустрию «оздоровительного» туризма - видимо, это новая жизнь Акыртаса.

 

МНЕНИЯ

Магия места

Геннадий Баталов, доктор исторических наук, археолог:

- Я неоднократно был в Таразе и его окрестностях. Там есть три удивительных комплекса: Мерке, Жайсан и Акыртас, название которого переводится как «священный камень». Я считаю, что любой памятник несёт в себе информационную и историко-культурную нагрузку. А строились эти сооружения в тех местах, где, на взгляд наших дальних предков, это было целесообразно с точки зрения пространства, времени, ландшафта. Примерно по такому же принципу строились мечети и церкви. Я категорически не согласен с теми, кто говорит об особых проявлениях, которыми якобы обладают многие археологические памятники. Потому что сначала надо оценить историко-культурную ценность объекта, а уже потом говорить о его магических свойствах. Любое место освящает сам человек. Кстати, не без помощи СМИ знаменитый ныне Аркаим в Челябинской области превратили в эзотерический центр.

Карл Байпаков, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, профессор:

- На мой взгляд, Акыртас является недостроенной ставкой тюркского племени карлуков, владевших Семиречьем в IX X вв. и пригласивших для строительства арабских зодчих. В литературе существуют разные версии о времени начала сооружения комплекса, его назначении и отождествлении с конкретным населённым пунктом. Но ясно одно; в начале XIII века он уже стал памятником, и его руины видел в 1223 году даосский монах Чан - Чунь, описавший своё путешествие в ставку Чингисхана. В ходе раскопок установлено, что в западной стене комплекса мог располагаться михраб — обращённая на юг ниша в стене, где молятся мусульмане. Если считать, что в Акыртасе была мечеть, то это снимает предположения о несторианском или буддийском назначении всего комплекса. В то же время аналоги планировки Акыртаса уводят в архитектуру Ближнего и Среднего Востока. Она, в частности, очень похожа на планировку дворцов Самарры - летней резиденции арабских халифов, дворцов Сирии и Иордании. Всё это заставляет взглянуть на постройку Акыртаса как на дворец.