ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

208. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

Страна городов

Археологическое и культурное событие XX века

Геннадий ЗДАНОВИЧ, доктор исторических наук, генеральным директором природно-ландшафтного и историко-археологического центра «Аркаим».

Ж. «РОДИНА» № 11/2001г.

 

География и хронология

Можно долго перечислять важные археологические открытия Старого и Нового Света, которые пришлись на ушедшее столетие. Одни из них поражали блеском золота и драгоценностей, другие, крайне редкие, — принципиальной новизной в осмыслении путей истории. К таким относится открытие Аркаима и «Страны городов» в Южном Зауралье, на самом пограничье Азии и Европы.

Здесь, у восточных склонов Уральских гор, была обнаружена группа укреплённых поселений рубежа III - II начала II тыс. до н. э. Они — современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии — Махенджадаро и Хараппы.

«Страна городов» (такое условное название получила территория распространения поселений) протянулась на 350 км с севера на юг и примерно на столько же — с запада на восток. «Страна» охватывает сложный в ландшафтном отношении район — от предгорий долин Урала (зауральский пенеплен) до равнинных просторов Западной Сибири.

С административной точки зрения — это юг Челябинской области и прилегающие районы восточного Оренбуржья, Башкортостана и Северного Казахстана. «Страна» занимает водораздел Урала и Тобола. Здесь почти смыкаются воды Европы и Азии, Каспия и Северного Ледовитого океана. Стык географических зон предопределил необычайное многообразие растительного и животного мира Зауралья. Этот регион всегда был перекрестком исторических дорог, здесь сосуществовали и взаимообогащались культуры угорских, индоевропейских и тюркских народов.

В пределах «Страны городов» сегодня насчитывается 20 пунктов, каждому из которых соответствует от одного до трёх укреплённых поселений. Расстояние между двумя одновременно существовавшими центрами было 40 - 60 км. Площадь одного укреплённого центра в пределах оборонительных стен составляла от 8 (Исиней I) до 34 тыс. м2 (Черноречье). По размерам аркаимский «город» можно сопоставить с «дворцами» минойской цивилизации II тыс. до н.э.

Несмотря на небольшие размеры, укрепленные центры можно назвать протогородами. Их отличают мощные оборонительные сооружения, монументальность архитектуры, сложные системы коммуникаций. Территория очень компактна и тщательно продумана. С точки зрения организации пространства перед нами даже не город, а некий сверхгород.

Пока раскопки велись на пяти укреплённых центрах. Одним из наиболее изученных остается поселение Аркаим, где археологическими раскопками вскрыта почти половина жилой площадки.

Освоение пространства. Реальность и миф

В планировочном решении протогородов ведущую роль играют геометрические символы: овал (яйцо), круг и квадрат (прямоугольник).

Наиболее ранняя традиция воплотилась в сооружении овальных поселений, несколько позднее появляются круги и квадраты. За планами «городов», безусловно, стоят различия в мифологическом восприятии мира. Очевидно, что в аркаимских сообществах геометрическая символика определяла все смыслы ритуального и бытового существования. С ведущим геометрическим символом, вероятно, был связан выбор места для строительства поселения и, возможно, форма всего земельного округа.

Круги Аркаима и Синташты, квадраты Устья и Чекотая — это, безусловно, модели вселенной. Вселенная в представлении индоиранцев повторяла магическую фигуру Мандалы — круг, вписанный в квадрат. Круг — небесное и женское начало, квадрат — земное и мужское.

Все укреплённые центры занимают ровные сухие площадки по берегам небольших степных рек, редко — озёр. Эти участки обязательно вписаны в какие-то границы, обозначенные природой. Обычно они окружены водными протоками или прогибами старых русел, которые вода заполняет во время весенних паводков. В случае необходимости вырывали специальный канал, который соединял русла и создавал замкнутую водную систему. И в наше время в период весенних половодий многие площадки аркаимских поселений возвышаются как острова над водной стихией.

Островное положение укреплённых центров связано скорее с ритуальной организацией пространства, чем с потребностями обороны. Судя по материалам палеоклиматологии, и в глубокой древности наши малые степные реки не могли быть серьёзным препятствием при ведении военных действий.

Фортификация

Оборонительные укрепления «Страны городов» поражают своей монументальностью и сложностью. Толщина основных стен по основанию составляет 5 - 5,5 м, дополнительных или стен цитадели — 2 - 3 м. Их сооружали из крупных глинобитных блоков и частично облицовывали камнем (Аландское, Ольгинское). Обычно в основе стеновых конструкций находятся бревенчатые срубы или две продольные деревянные стены, связанные поперечными бревнами. Промежутки между стенами заполняли жидким грунтом (заливка) либо сырцовыми блоками. Снаружи деревянные стены-срубы обмазывали глиной, обкладывали сырцовыми блоками, иногда в сочетании с камнем.

Реконструируемая высота бревенчато-грунтовых сооружений составляет около 3,5 м. Судя по сохранившимся откосам оснований стен, ширина верхних платформ оборонительных стеновых конструкций была равна 3 - 4 м. На платформе располагалась деревянная стенка (её сгоревшие остатки фиксируются на дне рвов), которая играла роль бруствера или парапета и, вероятно, служила щитом для людей, обороняющих крепость.

Перед оборонительной стеной проходил ров, стенки которого закреплялись деревом, сырцовой кладкой и плетнём, обмазанным глиной. Его глубина составляла 2 - 3 м при ширине от 4 до 6,5 м. Ров содержался сухим.

Между подошвой стены и рвом прослеживаются уступы шириной от 0,5 до 2 м. На них иногда встречаются выкладки из колотых костей домашних животных (Куйсак). В более поздних крепостных сооружениях расстояние между рвом и подошвой оборонительной стены называется бермой. Ширина бермы в русских средневековых крепостях — от 2 до 14 метров. Замечено, чем выше стена, тем более удалён от неё ров. Берма-уступ создаётся для того, чтобы иметь возможность обстрелять ров с высоты стены.

За пределами рва с его внешней стороны может располагаться ещё одна стена, сложенная из сырца (Аландское), или обваловка из грунта с деревянным бруствером-частоколом (Берсуат, Синташта). Перед обваловкой обычно прослеживается неширокое канавообразное углубление для отвода паводковых и ливневых вод.

Таким образом, глубина внешней оборонительной системы (глубина обороны) вместе с ливневыми сооружениями аркаимских «городов» составляла 16 - 20 метров!

Аркаим. Планировочное решение и жилое пространство

Планировочную структуру Аркаима составляли центральная площадь, два кольца оборонительных сооружений, два круга жилищ и одна кольцевая улица, совмещенная с ливневой канализацией.

Сердцевиной города являлась площадь прямоугольной формы размером 25 х 27 м. Это ровная, хорошо утрамбованная площадка с центральным кострищем. Вероятно, на ней собирались горожане для решения насущных проблем, здесь проходили какие-то ритуальные действа.

Внутреннее кольцо фортификационных сооружений (стена цитадели) имело диаметр 85 м. Скорее всего, оно было приспособлено для палеоастрономических наблюдений. По своим параметрам стена цитадели близка кольцу менгиров Стоунхенджа (Англия) — древнейшей обсерватории Старого Света.

Вторая оборонительная стена имела диаметр 145 м. Она состояла из бревенчато-грунтовой части и деревянного бруствера. На входах возвышались привратные башни, у основания стены проходил обводной ров глубиной до 2 м.

Раскопки на поселении Аландское — ближайшем соседе Аркаима — значительно дополняют картину. Здесь во внутристенных помещениях обнаружены открытые водоводы в желобах и небольшие бассейны для воды. Здесь же исследованы отрезки труб, сделанных из дерева и бересты и обмазанных глиной. Трубы предназначались для сбора дождевой воды с кровель и транспортировки её в какие-то особые водоёмы.

Во внешнем круге поселка Аркаим хорошо выделяются четыре радиальные стены, делящие внешнее кольцо на секторы и соответствующие четырём входам в поселок. Конструкции входов отличались особой сложностью. Только левые «ворота» главного входа напрямую выходили на круговую улицу посёлка и имели ширину 5 - 6 м. Остальные представляли собой лабиринты (длиной до 20 м), сооружённые внутри массивных радиальных стен. Они начинались за пределами посёлка и выводили к круговой магистрали внешнего жилого кольца. Проникать в посёлок через лабиринты входов, преодолевая значительное расстояние в сплошной темноте, безусловно, было опасным предприятием для чужака.

На аэрофотоснимках просматривается также третья линия защитных сооружений. Она представляла собой простую грунтовую обваловку и охватывала значительную территорию, которая, вероятно, предназначалась для содержания и охраны скота.

На поселении Аркаим с помощью геофизических методов и археологических раскопок выявлено всего 66 - 67 жилищ, из которых раскопано 29. Дома пристраивались вплотную друг к другу и имели общие длинные стены без окон. Свет лился с потолка из специально сделанных проёмов и «фонаря», который возвышался над кровлей над хозяйственным отсеком. Интересно, что при раскопках не было обнаружено ни одного проёма в длинных смежных стенах — двери к соседу отсутствовали. Жилища имели только два выхода — один наземный в короткой торцовой стене, другой вёл по лестнице на кровлю со стороны противоположного торца. Здесь иногда фиксируются проёмы, через которые можно было попасть из жилища во внутренние помещения оборонительной стены.

По своему функциональному назначению в каждом жилом доме можно выделить несколько территорий. Почти все жилища начинались с небольших двориков, где располагались печь и яма со стоком в ливнёвую канализацию. Далее, через две-три ступеньки, вы попадали в дом и шли по коридору, по обе стороны которого расположены небольшие помещения для отдыха семей. В этих помещениях могли располагаться только нары (сохранились обугленные фрагменты столбов с пазами, в которые, вероятно, вставляли жерди настилов), здесь полностью отсутствуют очаги и какие-либо хозяйственные сооружения.

Примерно одну треть дома занимало помещение для общих сборов семьи и хозяйственной деятельности. В общем отсеке располагались колодец, колодец-холодильник (хозяйственная яма, погреб), металлургические печи, печи общего назначения. В одном из углов этой площадки находился камин, в противоположном — лестница на кровлю — верховой выход. У торцовой стенки фиксируются скопления керамики, часто целые сосуды. Вероятно, именно это место было особенно значимым при ритуальных церемониях.

Работая лопатой на поселениях «Страны городов», вскрывая тонкими пластами культурный слой, постоянно ощущаешь некое смысловое значение каждой археологической детали аркаимского дома. Иногда оно угадывается легко, иногда совершенно непонятно. Что стоит за погребением грудных детей в полах некоторых жилищ; за грудой палеолитических изделий из кварцита, положенных на возвышении у очага; за кусочками медной руды у левой стены дома, всегда в одном и том же месте? Чем объясняются многочисленные сожжения посёлков и столь же многочисленные возвращения, вероятно, одних и тех же людей, во всяком случае их соплеменников, которые прекрасно знают планировку дома и безошибочно восстанавливают его до мельчайших деталей? Вопросы, вопросы...

Я не имею возможности в небольшой статье остановиться на столь же значительном и сложном погребальном обряде населения аркаимско-синташтинской культуры. Отмечу только, что центральные могильные ямы (их обычно две) представляли собой склепы значительных размеров, в которые подхоранивали умерших в течение достаточно длительного промежутка времени. Рядовые погребения располагались в небольших одиночных ямах вокруг центральных склепов.

В могилы клали керамические сосуды, бронзовые топоры-тесла, серпы, иглы и шилья, гарпуны. Среди предметов вооружения — каменные и бронзовые наконечники стрел, копья, боевые топоры. Интересно, что наряду с предметами власти — каменными булавами — иногда встречаются предметы, связанные с деятельностью металлурга: песты для дробления руды, наковальни, литейные формы.

В центральных склепах можно обнаружить остатки двухколесных колесниц, иногда с погребениями лошадей и предметами конской сбруи. По общему признанию учёных, это древнейшие в мире боевые колесницы с конской тягой. В науке хорошо известно, что все детали, связанные с колесницами, имеют индоиранское происхождение.

Синташтинско-аркаимские могильники считаются одними из самых богатых погребальных комплексов в степной и лесостепной Евразии в эпоху бронзы. Однако они поражают не наборами вещей, а архитектурной сложностью могильных сооружений и многочисленными жертвоприношениями, к примеру домашних животных. Без преувеличения можно сказать, что на одном могильном поле в ритуальных целях захоранивалось целое стадо, состоящее из лошадей, коров, мелкого рогатого скота. Иногда в жертвенниках встречаются кости диких животных: бобра, сурка, лисицы, кабана.

Прошлое, настоящее, будущее...

Для историков древности памятники аркаимско-синташлинского типа представляют принципиально новое явление в археологии. Их особые возможности для раскрытия исторического содержания, как это ни парадоксально звучит, заключаются в ограниченности пространства «Страны городов». В отличие от других степных культур и культурно-исторических общностей (древнеямной, андроновской, скифо-сарматской и т. д.), занимающих огромные территории от Подунавья до Южной Сибири и Китая, «Страна городов» имеет чёткие границы в пределах небольшого региона Южного Зауралья. Это значительно конкретизирует и повышает результативность исследований. В пределах «Страны городов» можно вести детальные наблюдения по системе расселения в эпоху средней бронзы, делать расчёты по палеодемографии, ёмкости охотничьих угодий и древних пастбищ. Особая информативность «Страны городов» связана также с необычайно ярким характером культовой деятельности её населения. Традиционное деление культуры на материальную и духовную здесь утрачивает свою значимость. Сакрализация памяти и её тесная связь с ритуалом достигает на Аркаиме апогея. Вероятно, перед нами «бесписьменный» вариант древней цивилизации, возможность открытия которого предсказывал Ю. М. Лотман.

На каком-то этапе развития человеческих обществ появляется необходимость в передаче информации. Накопленный опыт может фиксироваться и распространяться с помощью письменности. И большая часть человечества, как мы видим сегодня, пошла по пути совершенствования письма. Однако на ранних стадиях развития практиковался и другой, бесписьменный, путь развития культуры. В этом случае в качестве коллективной памяти на первый план выступали архитектурные сооружения, курганы, урочища с местами отправления религиозного культа.

Важно сказать еще об одной особенности в исследовании аркаимско-синташтинской культуры.

Изучая вещественные остатки рубежа III - II — начала II тыс. до н. э., специалисты-археологи, историки, языковеды всё активнее обращаются к древнейшим пластам «Ригведы» и «Авесты», а также к общим истокам индоевропейской мифологической традиции. Это редкий счастливый случай для исследователей степных древностей, когда есть возможность соотносить письменные и вещественные источники.

География «Страны городов», планиграфия поселений, фортификация — «загороженное место», домостроительство, колесницы, структура общества и многое другое находят соответствие в религиозных гимнах индоариев и индоиранцев.

Я убеждён, что первичные тексты «Ригведы» и «Авесты» в устной традиции создавались в Южном Зауралье в синташтинско-аркаимскую эпоху. Это было время, овеянное общим индоевропейским единством, но уже отмеченное чертами рождения и размежевания протоиндийского и протоиранского миров.

Для нас важно, что этот древнейший индоевропейский культурный горизонт имеет отношение не только ко многим современным индоевропейским народам, но своими корнями тесно связан с более поздней историей формирования башкир, казахов и многих других тюркских и угорских народов.

Аркаим будоражит наше воображение. Он предлагает обратиться к альтернативным ходам исторического развития. Он заставляет посмотреть из глубины веков на достижения и промахи человеческого мира начала III тыс. н. э. И, возможно, если хватит сил, внести в него необходимые коррективы.

 

Центральный памятник — культурный комплекс Аркаим должен был уйти под воду и стать дном крупного водохранилища, затопление которого было намечено на 1987 - 1988 годы. Однако благодаря усилиям Уральского отделения АН СССР и Челябинского госуниверситета строительство было прекращено, а территория аркаимской долины была передана Академии наук под организацию заповедника. Большую роль в спасении Аркаима сыграл тогдашний директор Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский. Администрация Челябинской области с глубоким пониманием отнеслась к заботам учёных по сохранению уникального мирового наследия. Благодаря беспрецедентной поддержке администрации в степном Челябинском Зауралье был создан и в настоящее время успешно функционирует музей-заповедник, на территории которого расположено около 400 археологических комплексов разных эпох, — одно из немногих учреждений России, где сохраняются памятники природы и культуры в их неразрывном единстве.

 

Литература

Стеблин-Каменский И. М. Арийско-уральские связи мифа об Йиме//Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Материалы конференции. Книга I. Часть V. Челябинск. 1995. С. 166-167. Пьянков И. В. Аркаим и авестийская вара // Комплексные общества Центральной Евразии. Челябинск — Аркаим.1999. С.280 - 282. Иванов В. В. К возможности лингвистической интерпретации открытия Аркаима и Синташты.

Там же. С. 45 - 47. Зданович Г. Б., Батанина И. М. «Страна городов» — укреплённое поселение эпохи бронзы XVIII - XVI в. до н. э. на Южном Урале // Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия. Челябинск. 1995. С. 54 - 62. Зданович Д. Г. Аркаим: древность, модерн, постмодерн // Аркаим. 1987 - 1997. Библиогр. указатель. Челябинск. 1999. С.8 - 51. Кузьмина Е. Е. Первая волна миграции индоиранцев на юг // Вестник древней истории. 2000. № 4. С. 3 - 20.