ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

203. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

Если наступит завтра

ПАРАДОКС

БУДУЩЕЕ

Ж. «ИТОГИ» № 34/2008 (18 августа 2008)

«Достижения науки намного опережают нашу способность их морально освоить... Приветствуя будущее, нам остаётся наблюдать, как наша жизнь ускользает в невидимое измерение», — сказал «Итогам» профессор Института философии РАН Валерий Подорога

 

Дмитрий Серков

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Человечество всегда стремилось предугадать, что его ждёт в будущем. С древних времён люди строили грандиозные прогнозы развития цивилизации. К ним нередко прикладывали руку крупные учёные. Историки, философы, математики, физики на основании анализа фактов прошлого и настоящего создают высокоточные проверенные модели, претендующие на истину. Известный российский учёный, доктор философских наук, профессор Института философии РАН Валерий Подорога считает, что будущее—это неопознанное настоящее.

— Как вы относитесь к попыткам предсказать будущее? Ведь многие прогнозы явно противоречат друг другу

— С большим сомнением. Такие попытки предпринимаются с давних времён. Существует огромное количество разных утопий. Сначала, в XIX веке, они были позитивными, но после Первой и Второй мировых войн утопическое сознание сменяется апокалиптическим. Появилось сознание «худшего» будущего, и с ним мы встречаем XXI век. Не поэтому ли растёт интерес к познанию будущего? Философы относятся к разным прогнозам с известным скептицизмом, и основан он на том, что нам недоступны все факторы, воздействующие на настоящее. Прошлое мы не можем изменить, над грядущим не властны. Мы пытаемся нарисовать себе единую картину будущего и прошлого и, более того, расположить её в нашем столь изменчивом настоящем. Однако следует напомнить: чтобы овладеть будущим, мы должны стать этим будущим, а это пока невозможно. Никому ведь ещё не удалось изобрести машину времени.

— Как вы относитесь к попыткам изучить прошлое при помощи точных наук и на основании этих данных строить прогнозы?

— Учёный — не всегда учёный, он ещё и человек, и как человек подвержен влиянию различных мифов, верований и идеологий. Все крупные учёные отчасти мистики, они не всегда удерживаются в рамках рационализма. В массмедиа «ясновидение» часто конкурирует с «научным прогнозом». Взять, например, суперколлайдер в ЦЕРНе. Физики пытаются узнать, что «было в начале Вселенной». Поиск наукой оснований оправдан человеческой страстью к познанию. Однако развитие Вселенной - это огромное количество ступеней сложности, и овладевать ими можно бесконечно. Накопление сложности в науке не позволяет правильно понимать достигнутые результаты. Природа всё равно обманет и не даст открыть «последнюю тайну», даже если выстроить не один коллайдер. Никто не в состоянии сказать точно, что было и что будет, слишком много побочных факторов. И вот первая реакция массмедиа: «скоро конец света» (на экранах «чёрная дыра» в центре Европы). Европейское население охвачено ужасом. Или, например, «история по Фоменко» - не столько пример шарлатанства, сколько попытка превратить человеческую Историю в Природу (и там нет нужды в человеческом присутствии). Вот тогда можно всё исчислить...

— И тем не менее какие-то прогнозы сбываются.

— Конечно. В основном это краткосрочные, что будет завтра, послезавтра... Например, погоду предсказывают всего на несколько дней вперёд, но нюансы всех климатических условий учесть невероятно трудно. Можно ли считать удачным прогнозом, предсказанное Лейбницем появление компьютера? Он выдвинул идею совершенной счётной машины, но разве он предсказал появление современного компьютера? Можно ли считать, что предсказания великих фантастов Азимова, Лема, Шекли сбылись?

— А как же экономические прогнозы?

— Я не берусь судить о том, насколько сбываются экономические прогнозы. Прогноз отличается от предсказания, так как прогноз должен быть точным. Вот почему прогнозируется только то, что действительно произойдёт, то есть то, что находится под контролем. Скажу больше: там, где человеческое участие возрастает, будущее включается в настоящее. Например, Сорос сначала создавал нужную экономическую ситуацию, а потом ею пользовался. Как говорят, «прокалывал» мыльные пузыри мировых экономик. Будущее в экономике, я думаю, не предсказывается, а по определённым правилам исчисляется в настоящем.

— Вернёмся к компьютеру. Как, по-вашему, информационные технологии влияют на развитие общества?

Компьютер даёт невероятную свободу выбора, решает многие проблемы. Если говорить об Интернете, то он создаёт новые условия для развития массмедиа. Открывается возможность более широкого манипулирования массовым сознанием. Виртуальная реальность замещает ту, что дана нам непосредственно в ощущениях. Люди подвержены виртуальному заражению, у них формируется матричное сознание; им нравится быть при «Матрице», нравится быть управляемыми, нравится быть, как говорил Энди Уорхол, психоавтоматами. Сегодня Всемирную паутину называют двигателем прогресса. Она полезна в научном, образовательном, познавательном плане — кто спорит! И всё же это только средство.

— Другими словами, компьютер превращает человека в робота?

— Не думаю, что так быстро... Сидение за компьютером связано с активностью зрительной системы, то есть в основном церебральной. Человеческое тело практически не участвует в контакте. Дети теряют интерес к чтению, и дело не только в нежелании читать — происходят значительные изменения на психофизиологическом уровне. Воображение утрачивает роль в познании нового, оно ослабевает. Замена телесной вовлечённости в реальные процессы создаёт эффект, подобный эфирному телу оккультистов — человек перестаёт ощущать телесное сопротивление, нарушается моторика, тело течёт, теряет чувство тяжести, различия верха/низа и т. п. Вы необязательно должны владеть собственным телом, как спортсмен, но ваше тело должно понимать не только простые движения. Изменяются представления о мировом «пространстве - времени». Потребитель виртуального привыкает к состоянию, похожему на наркотик. Эта привычка «обращаться» к реальному с помощью виртуального становится нормой. Можно говорить об антропологическом кризисе, виртуальном рассечении человеческого образа на голову и всё остальное…

— К чему, по вашему мнению, ведут нынешние тенденции развития науки и техники?

— Французский философ техники Вирилио ещё недавно считал, что власть над миром сегодня прочно удерживает дромократия, или те, кто управляет его скоростями. Мир исчезает, так как скорости взаимодействия в современных технологиях столь высоки, что человек просто не в силах их адекватно воспринимать и контролировать. Но эта теория уже стара. На первый план выходят микротехнологии, которые обнаруживают новое измерение жизни: нас вне нас. По определению, мы являемся макросуществами и не можем воспринимать микромир как естественную среду обитания. Начинается новая эра хай-тек-технологий. Учёные с восторгом говорят о ближайшем нанобудущем человечества, о рождении нового тела человечества. Тысячи мельчайших нанороботов будут жить в нас наравне со злобными вирусами и полезными микробами. Не за горами бессмертие. Конечно, все эти великие нанорезультаты впереди, но тенденция очевидна. Достижения науки намного опережают нашу способность их морально освоить. Приветствуя «будущее», нам остаётся наблюдать, как наша жизнь ускользает в невидимое измерение.