ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

200. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

…И пришли к ним хазары.

Владимир Рычка доктор исторических наук

На исторической арене хазары появились в середине первого тысячелетия от Рождества Христова. Объединив различные иранские и тюркские племена, они создали первое на землях Восточной Европы государственное образование — Хазарский каганат. В конце VI - VII веке оно раскинулось от низовий Волги и Дона до восточного Предкавказья. Низкорослые, как свидетельствует историческая антропология, хазары были отважными и храбрыми воинами. Сочетая кочевой и оседлый уклады жизни, они вели успешные войны с соседними народами — гузами, булгарами, буртасами и савирами. Военно-политические успехи хазарских правителей способствовали возрастанию богатства страны. Экономическому могуществу Хазарии способствовали не только грабительские войны, но и международная транзитная торговля. Хазары снаряжали караваны, которые ходили в Китай за шёлком, а затем перепродавали его с большой выгодой на базарах западноевропейских городов.

С упадком торговли по Великому шелковому пути энергичные хазарские купцы-рахдониты отправились на север. Воины Хазарии, поднявшись вверх по Волге, разгромили и подчинили Камскую (Волжскую) Булгарию. Затем они обложили данью племена мери, мордву и частично славян, распространив пределы своего влияния до берегов Среднего Поднепровья.

От дыма меч

В киевском летописании сохранилось не так много свидетельств, повествующих об отношениях Киева и Хазарии. Помещённое в недатированной части Повести временных лет летописное сказание о хазарской дани остаётся едва ли не единственной цельной новеллой, на основе которой и сложились представления о содержании и характере этих контактов.

Само сказание небольшое по объёму. Повествуя о ранней истории Руси и судьбах её правящего дома, летописец упоминает о том, что поляне «были обижены древлянами и другими соседями. И пришли к ним (полянам) хазары, живущие на горах этих, в лесах и предложили: «Платите нам дань». Подумав, поляне дали им по мечу от каждого очага. И отнесли хазары (эту дань) к князю своему и к старейшинам своим, сообщив им, что приобрели новую дань. Они (князь и старейшины) спросили: «Откуда?» — «Из леса на горах над рекою Днепрской». — «Что дали?» Посланцы же показали меч. И решили старцы хазарские. «Не добрая дань, княже! Мы пользуемся оружием с одной острой стороной, называемым саблями, а у них оружие обоюдоострое, называемое меч. Они будут брать дань с нас и других стран».

Большинство историков понимают это сообщение Повести временных лет буквально и расценивают его как проявление храбрости и воинственности днепровских полян. Лев Гумилёв, который посвятил этому летописному сюжету специальное исследование, пришёл к выводу о его достоверности и усмотрел в нём факт разоружения полян хазарской администрацией — уничтожение их военного потенциала1. Г. Н. Магнер, напротив, пришёл к выводу, что первоначальный смысл легенды, уже ускользнувший от внимания летописца, состоял в «гордой иронии» полян, продемонстрировавших врагу готовность выставить по воину с мечом от каждой семьи, или, иными словами, встретить хазар всенародным ополчением2. Известный американский историк-тюрколог О. Прицак считает летописное сказание о хазарской дани позднейшим плодом воображения редактора Повести временных лет, поскольку в его концепции происхождения Руси поляне и есть хазары3.

Следует очень осторожно относиться к повествовательным формулам, на основе которых строились летописные тексты, особенно те, которые отражают раннюю историю славян и Руси. Мировосприятие их создателей было ориентировано на библейские образцы и события Священной Истории евреев. Священная историософия Библии диктовала древнерусским книжникам схему исторического процесса и была источником осмысления истории своей страны, её роли и места в современном им христианском мире. Легенда о хазарской дани, вплетённая в красочное историческое полотно Повести временных лет, полностью подчинена сквозной идее этого грандиозного летописного произведения о богоизбранности Поляно-Русской земли (ведь поляне — «яже ныне зовомая Русь»).

Сквозь ветхозаветные прототипы летописцами раскрывались и осмысливались события и явления древнерусской истории. Весьма симптоматичным является уподобление киевскими книжниками первого христианского властителя Руси князя Владимира Святославича (980 - 1015) библейскому царю Соломону. История его женитьбы на «грекине», жене погубленного им родного брата Ярополка, ассоциируется с историей Давида и Вирсавии4. И этим далеко не исчерпывается перечень библейских параллелей в Повести временных лет.

Хазаро-славянские взаимоотношения, осмысленные древнерусским книжником в библейских образах, стали строками летописной легенды уже после того, как Хазария была разгромлена войсками киевского князя Святослава Игоревича. Поэтому свидетельства этого источника для реконструкции характера взаимоотношений ранней Руси и Хазарского каганата не являются надёжными. Ценную информацию для решения этой проблемы содержат археологические материалы. На восточнославянских поселениях Среднего Поднепровья конца VII — первой половины VIII века обнаружены следы юртообразных жилищ, а также остатки своеобразной хазарской керамики. Характерен обнаруженный киевским археологом Валентиной Петрашенко при раскопках близ приднепровского села Ходосовка глиняный горшок. Внешне он ничем не отличается от другой славянской посуды VIII - IX веков, происходящей из этого поселения, но его орнамент был выполнен человеком хазарского происхождения5.

Не отрицая сам факт присутствия хазар в Среднем Поднепровье, следует считать представления о «хазарском иге» большим преувеличением. Основу этого историографического мифа определяет антисемитский дискурс, истоки которого восходят ещё к концу прошлого века, а пик приходится на период печальной памяти кампании борьбы с космополитизмом. Эти идеологические факторы и определили на долгие десятилетия человеконенавистнический образ Хазарии как некоей Степной Волчицы.

Хазарское наследие

Несомненно, киевские князья считали себя в определенной степени наследниками Хазарии, переняв от её властителей титул «кагана» и, возможно, двузубец, символизировавший верховное единение государственной и религиозной власти. В последнее время всё большую поддержку получает мнение Георгия Вернадского о том, что именно хазары основали Киев около 840 года, назвав его по имени начальника хорезмийской гвардии хазарского царя Куйа. Не исключают также, что известный по летописи «муж» легендарного Рюрика, один из первых властителей киевского княжеского престола — Аскольд был на самом деле представителем хазарской администрации в Киеве. А само слово «Аскольд» определяется как иранское «Аскол-т» в значении «пограничные начальники»6. Этот титул был заимствован хазарами от степных тюрков. Такое предположение представляется наиболее убедительным среди всех других объяснений семантики слова «Аскольд» или «Оскольдир» (ведь учёным-лингвистам не удалась трактовка имен Аскольд и Дир как скандинавских). В этой связи становится понятной логика летописного повествования, согласно которому освобождение восточнославянских союзов племён от хазарской зависимости тесно связывается с фактом физического устранения Аскольда и Дира новгородским узурпатором, представителем варяжской династии — Олегом (Хельгу).

Уже на заре своего существования Киевская Русь была полиэтничным государством. В его столице вместе с местным, собственно славянским, населением соседствовали представители многих иноэтнических групп и племён. Хазары также издавна основали здесь свою общину. Не исключено, что киевские хазары принадлежали к международному объединению еврейских купцов, которое Ибн Хордадбех (IX век) называет Раданией. Свои торговые операции члены этой международной корпорации проводили на огромной территории, простиравшейся от Китая до Западной Европы7. Киев был важным звеном в этой системе дорог и коммуникаций.

Еврейский квартал Киева, находившийся в северо-западной части так называемого «города Ярослава», ещё недостаточно изучен археологами. Однако уже само его название (летописное «Жидове») чётко фиксирует традицию компактного проживания представителей иудейского населения. Хазаро-еврейские следы встречаем и в названии киевской горы Хоревицы, которое передаёт древне-библейское наименование центральной части Синайской гряды. Весьма интересным является то, что и византийский император Константин Багрянородный называл Киев Самбатасом. Согласно еврейским преданиям, легендарная река Самбатион была крайним рубежом распространения погибших еврейских колен, потомками которых, наверное, считали себя хазарские евреи Киева.

Из киевской хазаро-еврейской общины происходит древнейший в истории Киева документ — так называемое «Киевское письмо», написанное на иврите. В нём содержится просьба о сборе средств, необходимых для выкупа из долговой неволи одного из членов общины. Это говорит о том, что, судя по всему, киевская община была богатой и дружной.

Хазаро-еврейская община средневекового Киева была весьма могущественной не только в экономическом, но и в интеллектуальном отношении. Пока остаётся малоисследованной её роль в формировании духовной культуры и религиозных традиций Киевского государства. Между тем становление монотеистической религии на Руси — её христианизация в значительной степени происходила через диалог с иудаизмом. Подтверждением сказанному может служить история происхождения летописного сказания о «выборе веры» на Руси при князе Владимире Святославиче, помещённая в Повести временных лет под 984 годом. Имеются серьёзные основания полагать, что это сказание представляет собой литературную обработку хазаро-иудейской легенды об обращении в иудаизм при хане Булане в середине VIII века. Вероятно, киевские книжники были хорошо знакомы с еврейскими литературно-художественными и историческими произведениями. В Ватиканской библиотеке, например, сохранился список еврейского комментария на Пятикнижие, написанный, как считают специалисты, в Южной Руси в 1094 году. Похоже, что этот текст был предназначен местным книжникам. Это предположение подтверждает рассказ Киево-Печерского патерика о монахе Никите Затворнике, который в совершенстве знал ветхозаветные тексты на еврейском языке и долгое время даже отказывался от чтения их в древнерусских переводах.

Все эти детали позволяют говорить о том, что диалог двух культур и конфессий в Киевской Руси был весьма плодотворным и положил начало хоть и непростому, но многовековому взаимодействию.

Примечания

1. Гумилёв Л. Н. Сказание о хазарской дани (опыт критического комментария летописного сюжета) // Русская литература. 1974. №3. С. 164-174.

2. Магнер Г. Н. От дыма меч. Историческая основа легенды о полянской дани хазарам // Средневековая и новая Россия / Сб. научных статей к 60-летию профессора И. Я. Фроянова. СПб. 1996. С. 192.

3. Pritsak О. The Origin of Rus: V. 1. Old Skandinavian Soozces other than the Sages. Cambridge (Mss.). 1981. P. 13-15.

4. Senderovich S. Начало восточнославянской историографии с культурологической точки зрения: Повесть временных лет и Священная История евреев / yjews and Slavs (The Bible in a Thousand Years of Russian Literature). Jerusalem. 1994. P. 38-39.

5. Петрашенко В. О. До проблеми археологiчноi iнтерпритацii лiтописних полян // Старожитностi Pyci-Украiни / Зб. наукових праць. К. 1994. С. 181-187.

6. Книш Ю. Таемниця початковоi Руси в Киевi. Biннiпeг. 1991. С. 10-12.

7. Хазанов А. Евреи в раннесредневековой Византии // Вестник Еврейского университета в Москве. 1994. № 1 (5). С. 31.

8. Архипов А. К изучению сюжета о выборе веры. Повесть временных лет и «еврейско-хазарская» переписка // Jews and Slavs: V. 1. Jerusalem — St. Petersburg. 1993. P. 39.

Ж. «РОДИНА» № 4,5/2003 г.