ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

198. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

АВТОРУСИФИКАЦИЯ (Распад «Еврейской страны»)

Александр Степанский доктор исторических наук.

В начале XIX века еврей, говорящий по-русски, был в России относительной редкостью. К началу XXI столетия такой же (если не еще большей) редкостью оказывается российский еврей, говорящий по-еврейски. Этнологи говорят о наличии особого субэтноса — «русскоязычные евреи» (проживающие ныне отнюдь не только в Российской Федерации). Поэтому история российского еврейства может быть представлена и (разумеется, не только) как история русификации евреев. Подобные процессы происходили и в других странах диаспоры. В дальнейшем изложении мы будем говорить о судьбах российских ашкеназов — о караимах, горских и бухарских евреях разговор особый. Оставим за скобками и интереснейший вопрос о выкрестах.

В истории российского еврейства традиционно выделяются два направления: «что делали евреи» и «что делали с евреями». О губительном воздействии антисемитизма известно достаточно много. Сейчас необходимо более внимательно остановиться на внутриеврейских процессах, на развитии добровольной «авторусификации» — тем более что подобные явления имели место и в странах, не знавших черты оседлости, Холокоста и «пятого пункта».

Процесс смены языка и соответственно культуры национальным меньшинством имеет своей глубинной основой процесс интеграции данного меньшинства в жизнь (общество и культуру) окружающей среды (страны пребывания). Одним такое дается легче, другим — труднее. Евреи, особенно в новое и новейшее время, проявили замечательную способность к подобной интеграции, отнюдь нетождественной самоликвидации.

Позволим себе заявить, что еврейским этносом за тысячелетия его истории накоплен огромный интеллектуальный и энергетический потенциал, который не может быть полностью потреблен самим еврейством. «Избыток» этого потенциала евреи несут другим народам и человечеству в целом.

Антисемиты провозглашают евреев носителями зла в глобальном масштабе. На самом же деле евреи чаще всего приносят пользу стране, которая их приняла. Масштабы этой пользы во многом зависят от способности данной страны принять то, что ей дают или могли бы дать. Сегодня, говоря о судьбах российского еврейства, нужно рассказывать не только (и даже не столько) о погромах, сколько о том, что евреи сделали для России. При этом, конечно, ни в коем случае нельзя избегать и самокритики.

Итак, история русификации (проторусификации) российского еврейства неразрывно связана с историческим развитием роли сравнительно небольшого еврейского этноса в жизни огромной и великой страны.

В двухвековой истории российского еврейства могут быть выделены следующие языковые периоды: 1) первая половина XIX — эпоха еврейского многоязычия (иврит, идиш, русским пользуются еще немногие); 2) вторая половина XIX — начало XX века (еврейско-русское многоязычие); 3) 1917 — середина 1950-х годов — русско-еврейское многоязычие; 4) вторая половина XX века — нарастающее русское одноязычие.

Когда в результате разделов Речи Посполитой Российская империя пришла к евреям, для последних были установлены два основных вида ограничений: территориальные («черта оседлости») и профессиональные. Ограничения эти сыграли весьма существенную роль, порой отнюдь не однозначную.

Территория, ограниченная чертой оседлости (и, вообще-то говоря, обширная), оказалась в значительной мере «еврейской страной», не имевшей аналогов в других странах, во всяком случае в таких масштабах. Здесь компактно проживали миллионы евреев, причем во многих городах и местечках они составляли порой подавляющее большинство населения. Эта компактность в сочетании с религиозной и правовой обособленностью создавала возможность существования достаточно обособленного «еврейского общества» со своими внутренними отношениями и структурами, со своей культурой. В таких условиях едва ли не большинство евреев просто не нуждалось в сколь-нибудь серьезном знании русского языка — тем более что тогда отсутствовала соответствующая система обучения.

Модернизация российского общества в XIX столетии во многом подорвала в стране всякие традиционные миры, в том числе и еврейский. Именно в этот период евреи оказались востребованными Россией. Для строительства капиталистической экономики весьма пригодился тысячелетний еврейский опыт. Когда-то евреев загнали в презренные сферы финансов и кредита, а теперь оказалось, что эти сферы едва ли не самые важные.

Но России пригодились не только еврейские предприниматели, но и еврейские интеллектуалы. Присущая евреям тяга к образованию получила некоторое удовлетворение благодаря известному облегчению доступа в российские учебные заведения. Поскольку же евреи не имели доступа на государственную службу, им приходилось выбирать специальности, относящиеся к так называемым «свободным профессиям» — врачей, адвокатов, журналистов и пр. Особо хотелось бы сказать о евреях-юристах, многие из которых приобрели всероссийскую известность.

В период модернизации евреи активно включались в политическую жизнь России. Обычно много говорят о евреях-революционерах (что, в общем, естественно), но недопустимо мало сказано о месте евреев в либеральном движении. Для полноты картины стоит упомянуть и о выкрестах, подвизавшихся в правых кругах (вспомним хотя бы Брафмана с его «Книгой кагала» или советника П. А. Столыпина профессора Гурлянда).

В новых условиях значительно расширились всевозможные русско-еврейские контакты, а многие евреи оторвались от родной среды, постепенно переходя в среду русскую. Для них русский язык становился практически основным. Не могли не испытывать российские евреи и огромного влияния русской культуры, достигшей в то время мирового уровня.

Весьма существенной чертой эпохи являлось быстрое развитие русско-еврейской культуры то есть еврейской культуры на русском языке. Именно на этом языке издавались многие книги, журналы, газеты, в том числе исследования по еврейской истории. Русско-еврейская культура фактически становилась в один ряд с ивритской и идишистской, что объективно отражало состояние тогдашнего еврейского общества в целом.

Процессы интеграции евреев (вернее, части их) в российское общество протекали отнюдь не гладко. Напротив, они существенно затруднялись политикой властей и шовинистическими настроениями. Повышение роли евреев (в целом, повторяем, полезное для страны) в заметной степени порождало и рост антисемитизма. Характерным явлением конца XIX — начала XX века стала активная еврейская эмиграция, во многом означавшая «утечку мозгов» из России.

1917-й и последующие годы коренным образом изменили судьбу российского еврейства. В данной связи коснемся пресловутого мифа о «еврейской природе» большевистской революции. Во-первых, далеко не все евреи поддерживали советскую власть. Во-вторых, в действиях евреев-большевиков не было, в сущности, ничего специфически еврейского — они делали то же, что и все большевики. Стоит особенно отметить антирелигиозную деятельность красных евреев, причинившую огромный ущерб, в том числе иудаизму.

Важнейшим для евреев последствием превращения Российской империи в СССР стал распад «еврейской страны». С одной стороны, некоторые ее регионы отошли к другим государствам (существенное значение имел разрыв с польским еврейством). С другой стороны — и это самое главное — была уничтожена черта оседлости, что способствовало быстрой миграции евреев в «нетрадиционные» регионы — прежде всего РСФСР.

В 1930-х годах территориальное размещение и социальная (профессиональная) структура советского еврейства кардинально изменились. И самое главное — при этом фактически не стало компактной еврейской массы. Еврейские местечки и кварталы, еврейские предприятия и профессии стали попросту невозможными. Теперь евреи жили и работали, как правило, среди русских. Еврейская национальная среда сохранялась преимущественно на бытовом уровне. В таких условиях еврейские языки теряли свое значение, а возможности их изучения быстро исчезали. Евреи, родившиеся после революции, сплошь и рядом не знали «материнский язык». Героические усилия энтузиастов-идишистов (в том числе коммунистов) по развитию национальной культуры, национальных организаций, автономной области наталкивались не только на политические препятствия, но и на индифферентность стремительно русифицировавшихся еврейских масс. В 1920-1930-х годах евреи активно проявляли себя буквально во всех отраслях политической, экономической, культурной жизни СССР, демонстрируя при этом незаурядные деловые, интеллектуальные, профессиональные качества. Процент евреев, занимавших видное положение в своей отрасли, нередко превышал их процент в составе населения страны. Последнее обстоятельство раздражало многих — безотносительно к объективной ценности еврейского труда. Важнейшим моментом истории советского еврейства надо считать появление невозможной до революции фигуры еврея-начальника, вплоть до высших партийно-государственных постов (пример тому Лазарь Каганович).

В отраслевом плане неоценимое значение имел допуск евреев в науку. Это принесло огромную пользу как самим евреям, так и стране в целом. Впрочем, трудно, видимо, найти отрасль, в которой евреи не сделали бы что-нибудь полезное. Нельзя, конечно, не сказать и о евреях, творивших зло (например, в органах госбезопасности или идеологической сфере), но, повторяем, в их деяниях трудно найти еврейскую специфику, тем более связь с иудаизмом и сионизмом.

Сказанное выше объясняет природу бурной авторусификации советского еврейства. У человека, стремившегося остаться в еврейском мире, имелся очень узкий и постоянно сокращавшийся круг возможностей. Перед евреем, уходившим в русский (украинский, белорусский) мир, открывались широкие перспективы. Субэтнос «русскоязычные евреи» рос на глазах.

Национальное самосознание этого субэтноса не находило достаточной возможности самовыражения. Причиной тому стало фактическое уничтожение русско-еврейской культуры (прежде всего еврейской периодики на русском языке), свершившееся к началу 1930-х годов. Русскоязычные евреи в подавляющем большинстве просто вступали в русскую культуру, оставляя еврейскую проблематику в лучшем случае для кухонных разговоров.

Тяжелый удар по советскому еврейству нанесли репрессии 1930-х годов. Антисемитский аспект здесь не выступал специально (среди «героев» были Каганович, Ягода и немало им подобных), но масса евреев пострадала «в силу должностного положения». В итоге резко сократился процент евреев на высших должностях и в «элитных» сферах. Впрочем, вряд ли стоит жалеть об устранении евреев, скажем, из НКВД.

Не будем долго говорить о войне. Укажем лишь на то, что нельзя все сводить к Холокосту. Вспомним и о тех, кто погиб на фронте, в Ленинградской блокаде. Понесенный ущерб оказался невосполнимым.

Послевоенный сталинский антисемитизм проявился прежде всего в трагедии Еврейского антифашистского комитета и в кампании против «космополитов». Каждое из этих «деяний» имело свою специфику. Михоэлса и его соратников преследовали за попытки сохранить свою национальную культуру, а «космополитов» — за проникновение в русскую культуру якобы с враждебными целями. Поскольку третьего не дано, неизбежно вставала проблема «окончательного решения еврейского вопроса» (хотя бы в форме депортаций по уже известным образцам). Ситуацию разрешила смерть Сталина.

Во второй половине века очень заметным стал фактор смены поколений. Люди, способные читать «Советиш Геймланд», уходили, почти не имея смены. К этому прибавилась и нараставшая, несмотря на все трудности, эмиграция. Еврейское русскоязычие стало господствующим — и не только в РСФСР. Но по-прежнему не имела возможности развиваться русско-еврейская культура.

Распад СССР привел не только к тому, что русскоязычное еврейство оказалось раздробленным. Добавим к этому эмиграцию, породившую значительные русско-еврейские общины в Израиле, США и некоторых других странах. О выдающейся роли «русской алии» в последнее время говорится очень много.

Для Российской Федерации важнейшим явлением стало возрождение русско-еврейской культуры. Именно на русском языке выпускаются книги и периодические издания, проводятся конференции и другие собрания, ведется преподавание в учебных заведениях и т. п. Такое положение представляется неизбежным и объективно способствует укреплению еврейского самосознания (на доступном языке). Все это, разумеется, отнюдь не противоречит освоению (особенно молодежью) ивритской и идишистской культуры.

Думается, что русско-еврейская культура должна стать важнейшим фактором, связывающим оказавшееся в разных странах российское еврейство. Одно из центральных мест здесь принадлежит истории русскоязычного еврейства. Именно она всех нас объединяет.

Ж. «Родина» 4-5/2002 г.