ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
162. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
АКАДЕМИЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ГЕРМЕТИЗМ – СОКРОВЕННОЕ УЧЕНИЕ ЕГИПТА ГЕРМЕС И ЕГО СИМВОЛ ВЕРЫ ж. «НАУКА И РЕЛИГИЯ» № 10/1993 В последние годы россияне упоминают Гермеса, пожалуй, чаще, чем других древних богов. Отчасти это объясняется всероссийским конкурсом на лучшую научную работу по эзотерике, который был недавно проведен нефтяным концерном «Гермес» (знакомство с работой победителя конкурса, И. А. Святополка-Четвертынского, нашим читателям ещё предстоит). Весной 1993 года в Москве и Санкт-Петербурге прошли выставки герметической литературы, которые напомнили всем интересующимся историей религии, что слово «герметический» в прошлом зачастую употребляли для определения различных тайных учений. Впрочем, кое-кто из россиян (и не только учёные) никогда не забывал, что герметизм — это, строго говоря, вполне определённое направление в мировой духовной культуре, восходящее к тайноучениям Древнего Египта. Причём герметизм существует не только в истории: это живое мировоззрение, близкое некоторым орденским учениям XX века (а согласно герметической традиции — определившее тайный смысл всех известных нам религий). Кем же он был — Гермес Трисмегист («Триждывеличайший»), как называют его герметисты? В греческой мифологии это прежде всего божественный вестник, посредник между мирами богов и людей, проводник усопших в загробное царство. У римлян с Гермесом отождествлялся Меркурий — бог покровитель искусств, ремёсел и торговли. А для мистов — античных посвящённых — Гермес отождествлялся (по крайней мере с эпохи эллинизма) с египетским богом мудрости, ибисоголовым Тотом. Образ Тота — «писца богов» — окутан покровом тайны. Сами египтяне, по-видимому, считали его не просто богом, а обожествлённым царём, который в незапамятной древности принёс Египту сокровенную мудрость. Эта мудрость тысячи лет передавалась изустно, от учителя к ученику (так же, как тайные учения других народов, например, индийские Упанишады) и была оформлена в виде герметических трактатов лишь около рубежа нашей эры (возможно, это связано с угрозой гибели традиций ученичества после римского завоевания Египта). Однако предание утверждает, что и ранее, ещё самим Гермесом - Тотом был начертан на камне главный памятник герметизма, своего рода герметический Символ веры — Изумрудная Скрижаль. Согласно легенде, Александр Македонский нашёл в Египте могилу Гермеса и на ней — табличку из прекрасного изумруда, на которой был вырезан лаконичный и загадочный текст. Покоритель мира, стремившийся не только (а может быть, и не столько) к земной власти, но и к сокровенным знаниям, скопировал текст Скрижали. С тех пор он бессчётное число раз переписывался и комментировался, но так и не был до конца понят. Герметисты считают, что именно в этом трактате запечатлена мудрость божественного Тота, что текст Скрижали он принёс из Атлантиды. Его легко было выучить наизусть и спасти при гибели материка — даже если при этом не сохранилось ни одного письменного памятника духовной культуры атлантов. Канонического перевода Изумрудной Скрижали на русский язык, по сути дела, пока нет; наверное, на сегодняшний день таковым можно считать перевод, выполненный в начале XX века русским герметистом Дмитрием Владимировичем СТРАНДЕНОМ (Д. Странден. Герметизм. СПб., 1914; книга переиздана в Белграде в 1937г.). Этот перевод мы и предлагаем читателям (по белградскому изданию; стр. 16 — 17), предварив его латинским текстом, которым пользовался Странден (изучение более древнего греческого текста и возможная реконструкция египетского первоисточника — дело будущего).
TABULA SMARAGDINA HERMETIS ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ ГЕРМЕСА
КОММЕНТАРИИ 1. Варианты: «подготовить чудеса» и «проникнуть в чудеса». Здесь сформулирован важнейший для герметизма закон соответствий (между мирами материальным, умственным и божественным). На этом законе строится герметическая теория познания высших миров. 2. «Единая вещь» (лат. una res) — это то, что в средневековье называли философским камнем, в значении всепроникающего внутреннего огня, универсальной субстанции. Герметисты сопоставляют её с евангельским образом Христа как «камня краеугольного» (Мф. 21, 42; Мк. 12,10), напоминая, что апостол Павел говорил верующим: «Христос в вас» (Рим. 8,10); а также с индуистским понятием Атмана как высшего принципа всех вещей. «Атман есть Брахман» (бог - творец, вселенское начало), — утверждали авторы Упанишад. Это тождество, логически необъяснимое, обосновывает великую и всегда таинственную возможность возвращения твари к Творцу, к Единому. В древнегреческих герметических текстах это тождество запечатлено даже на лингвистическом уровне: «Единое» (лат. Unum) и «единая вещь» (una res) по-гречески выражались одним словом — έν. Словесное разделение этих понятий, введённое в латинских (и новоевропейских) переводах, чтобы облегчить понимание текста, на деле вызывает необходимость в пояснениях и обременяет изучающего дополнительными терминами. (В современной научной лексике этот процесс зашёл, пожалуй, слишком далеко; может быть, постижение древних герметических текстов отчасти вернёт языку знаний его изначальную краткость и глубину?) 3. Вариант: «через размышление Единого». Концепция миротворения мыслью Творца (Логоса) была известна не только античным и христианским философам, но и египетским мудрецам — ещё в эпоху Древнего Царства (мемфисская космогония). 4. Вариант: «приятие», «усыновление» (единой вещи). 5. Здесь сформулирован принцип алхимической триады, тройственной сути бытия: Солнце и Луна — это символические «сера» и «ртуть» (мужское и женское начала), «единая вещь» — «соль» (их творение). В целом формулировка Скрижали не вполне ясна и по-разному трактовалась герметистами. 6. Правильнее перевести: «(даже) если обращена к земле», то есть нисходит на землю из высших миров. 7. Закон эволюции человека и мира — к божественной славе и свету. 8. Или: «завершено». 9. Вряд ли можно удовлетворительно интерпретировать заключительные образы — как, впрочем, и всю Изумрудную Скрижаль. Возможно, для более полного её понимания нужно хотя бы в общих чертах восстановить исходные для этого загадочного текста египетские символы в совокупности их различных значений. Вступительная статья и комментарии Е. ЛАЗАРЕВА
Божественная птица Феникс, питающая семерых птенцов кровью своего сердца, - герметический символ Души Мира, которая животворит семь уровней вселенского бытия. Роза (символ сердца) в центре креста означает жертвенное служение, сораспятие Христу.
|
||||||