ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

144. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

 

МУЧЕНИК ЛОНГИН СОТНИК, ИЖЕ ПРИ КРЕСТЕ ГОСПОДНИ

Среди тех, кого Голгофа прибавила к уверовавшим в Христа, Евангелие выделяет двоих — разбойника, что был распят по правую руку от Спасителя и обратился к Нему как к Господу, и того, кто руководил при казни римской стражей, — сотника (центуриона).

«Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54), «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15, 39), «Истинно Человек Этот был праведник» (Лк. 23, 47), — воскликнул военный чиновник, делом которого было наблюдать порядок казни.

Что привело его, Лонгина-сотника, к прозрению? Когда толпа издевалась над распятым Иисусом — «пусть сойдёт теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк. 15, 32), — настала смерть Спасителя. Господь не ответил хулителям на их языке, не явил чудо, требуемое ими, — избавление от мук и смерти, — ибо на них шёл. Но смерть Христа была явлена и в физически ощутимых знамениях: «и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 28, 51); «и сделалась тьма по всей земле», «и померкло солнце» (Лк. 23, 44, 45).

Только ли эти грозные явления высекли искру веры в каменном сердце старого воина? Как знать? Тайна озарившейся Божественным светом души подотчётна лишь Промыслу Божию.

А Промысл Божий продлил свидетельство высшей природы Христа для сотника и его товарищей ещё на одну ступень: поставлены они были в стражу у каменной пещеры — Гроба Господня. Но ангелы, сошедшие с небес, отвалили огромный камень, запиравший вход в пещеру, и унесли воскресшего Христа.

В одном из ранних христианских сказаний, не вошедших в каноническое Четвероевангелие, — в Евангелии от Петра, — есть подробное описание этого чуда.

«И в ту же ночь, когда рассветал день Господен (воскресенье) — сторожили же воины по двое каждую стражу, — громкий голос раздался в небе. И увидели, как небеса раскрылись, и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли.

И когда воины увидели это, они разбудили центуриона и старейшин, ибо и они находились там, охраняя (гробницу). И когда они рассказывали, что видели, снова увидели выходящих из гробницы трёх человек, двоих, поддерживающих Одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, Кого вели за руку, голова была выше неба».

Сотнику и стражникам было приказано не говорить о виденном. Но они оставили службу и отправились в Каппадокию, на родину Лонгина, неся проповедь о Христе.

И римская, и местная власть в Иудее объясняли исчезновение тела Иисусова из пещеры обыкновенным образом: украли ученики этого распятого смутьяна. Иное же свидетельство, да ещё тех, кто лишь вчера принадлежал к исполнительной власти Империи, был её копьем и мечом, власти допустить не могли. Отставных воинов задержали, но они упорствовали в обретённой вере и — навсегда оставив оружие солдатское, вооружившись лишь мечом духовным, — покорно пошли на мучения и казнь. Лонгину и двум сподвижникам его отрубили головы.

То были первые, но не последние солдаты Римской империи, для которых христианство стало судьбой. Многие из тех, кто по службе должен был, безусловно, поддерживать культ императора и римских богов, проникались верой гонимых христиан, отказывались подвергать их мучениям и казням. И сами становились христианами и мучениками за новую веру. Так продолжалось столетиями. Пока Божьим Промыслом вера не проникла в сердце главного воителя Империи: в IV веке император-полководец (отнюдь не теолог) Константин равноапостольный стал истовым приверженцем христианства. Вера в распятого Спасителя обретала государственность...

Христианская традиция почитания Лонгина сообщает о двойном его прозрении — душевном и физическом.

Когда один из солдат, поставленных при Кресте Господнем, копьем нанёс Христу смертельный удар, капля крови брызнула в глаз сотника. И глаз его, доселе больной, излечился.

Когда казнили Лонгина, капли крови его отсеченной головы попали в глазницы слепой женщины, и она прозрела.

Помня эти предания, верующие молятся первому центуриону-христианину не только как образцу стойкости, преданности вере, но и как святому помощнику в исцелении глаз.

 

ТРОПАРЬ, глас 4

Мученик Твой, Господи, Лонгин, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй во крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости, Того молитвами спаси души наша.

КОНДАК, глас 4

Весело возрадовася Церковь в памяти днесь приснопамятнаго страдальца Лонгина, взывающи: Ты моя держава, Христе, и утверждение.

 

Ж. «НАУКА И РЕЛИГИЯ» № 12/2005 г. [144]