ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
143. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
«Закон и вечность» (царская политика в еврейском вопросе) Григорий Рессин, кандидат искусствоведения. ж. «РОДИНА» 04,05/2002 [143] Лев Толстой изучал древнееврейский язык, чтобы читать Библию в оригинале. Он писал: «Меня учит раввин Минор. Я много узнал благодаря этим занятиям. ...Даже в первобытные времена Моисеево учение запрещало держать человека в рабстве более шести лет. Еврей — символ вечности. Он первым возвестил слова Господа, хранил Пророчество и передал его всему остальному человечеству. Такой народ не может исчезнуть. Он — олицетворение вечности». Марк Твен отмечал: «Еврей видел всех, победил всех. И сейчас он такой же, как и был всегда. Он не показывает ни признаков заката, ни старческого бессилия. Все смертны в этом мире, кроме евреев. Все силы исчезают, но он остаётся. В чём секрет его вечности?» Антисемиты очень любят ссылаться на Ф. М. Достоевского. Но и он, не жаловавший евреев, писал: «Приписывать Status in Statu одним лишь гонениям и чувству самосохранения — недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы сохранять себя такой срок... Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чём, может быть, человечество ещё не в силах произнести своего последнего слова». Русские цари и императоры не были исключением в попытках насильно заставить носителей древней монотеистической религии принять отпочковавшееся от неё в катакомбах Рима христианство. Иван Грозный не впускал евреев-купцов в Москву даже временно. В 1563 году он завоевал Полоцк. Евреям этого города было предложено креститься. Отказавшихся вместе с детьми и жёнами числом в 3000 душ утопили зимой в реке Двине... Реформы царя Петра широко открыли двери в Россию для всех иностранцев, кроме евреев. Когда Пётр жил в Голландии, евреи-купцы предложили ему выгодную торговлю. На что Пётр ответил, что «ещё не настало время соединить две народности». Но когда он пригласил на российскую службу еврея-врача, а тот поставил условием сохранение своего вероисповедания, царь Пётр сказал: «По мне будь крещён или обрезан — едино, лишь будь добр человек и знай дело». Влиятельным сановником при Петре и Екатерине I был крещёный еврей барон Пётр Шафиров (Шапиро). Его пять дочерей породнились с самыми знатными русскими фамилиями: Гагариными, Витте, Вяземскими, Евреиновыми, Самариными, Юсуповыми, Трубецкими, Строгановыми, Чичериными. Указом императрицы Екатерины I было решено выслать евреев из мест их традиционного проживания: Малороссии, Смоленщины, Лифляндии. Но скоро торговля там замерла и население начало роптать. Тогда специальным указом Петра II евреям позволили приезжать на прежние места для ведения оптовой торговли. А императрица Анна Иоанновна разрешила им и розничную торговлю. Но жить постоянно в России евреи уже не могли. Распоряжение Сената об их выселении было отсрочено из-за войны с Турцией. В 1739 году была произведена точная перепись евреев Малороссии. Их оказалось 292 мужчины и 281 женщина. Они арендовали шинки для торговли крепкими напитками. Резолюция Анны гласила: «Жидов по силе прежних указов из Малой России выслать за границу». Поводом послужило отпадение от христианства отставного офицера флота дворянина капитан-поручика А. Возницына и его переход в иудаизм. Отставной моряк и его учитель Борух Лейбов были публично сожжены 15 июня 1738 года. Жене Возницына было добавлено 100 душ крепостных «за учиненный донос» о том, что «тайный уд» её мужа был обрезан. 2 декабря 1742 года императрица Елизавета Петровна издала строжайший указ: «Из всей нашей империи всех жидов выслать за границу и впредь оных ни под каким видом не впускать». Однако рижский магистрат сообщил, что вся торговля с Польшей ведётся при посредничестве евреев. Сенат просил императрицу, чтобы евреям было разрешено приезжать для торговли. На прошении Сената Елизавета начертала: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». С еврейским вопросом столкнулась и Екатерина II в первые же дни своего царствования. Сенат высказался единодушно за допущение евреев-торговцев в Россию. Екатерина потребовала, чтобы вопрос был отложен. В манифесте от 4 декабря 1762 года императрица разрешила всем иностранцам беспрепятственно селиться в России, «кроме жидов». По первому разделу Речи Посполитой (1772) на территории империи оказалось около ста тысяч евреев, разбросанных по городам и сёлам Белоруссии, которые также стали российскими подданными. В польских, литовских и украинских городах и местечках евреи жили скученно, в деревянных домах, крытых, как правило, соломой. В 1793 году произошёл второй раздел Речи Посполитой. К России отошли земли, из которых были образованы Волынская, Подольская и Минская губернии. Евреи активно помогали полякам в борьбе за независимость. Тадеуш Костюшко возвёл офицера еврея Берека Иосилевича в чин полковника и поставил его во главе еврейского отряда в 500 добровольцев (почти все они погибли). После третьего раздела Польши (1795) Россия оказалась страной с самым многочисленным в мире еврейским населением. При Екатерине II произошли перемены. Зажиточные евреи были зарегистрированы в качестве купцов и приписаны к гильдиям. Все остальные считались мещанами. Россия оказалась единственным государством, в котором евреям было предоставлено право избирать и быть избранными в городские думы, что вызвало напряжённость в среде христиан. В 1782 году правительство решило, что купцы и мещане обязаны проживать исключительно в городах. Вытеснение евреев из деревень стало одной из основ политики властей в течение всего XIX века. Попытки еврейских купцов вести торговлю во внутренней России привели к трениям с местными купцами, вследствие чего был издан закон, запрещавший евреям проживать за пределами присоединённых к России польских областей. Так возникла «черта оседлости», то есть район, за границами которого евреям не дозволено жить без особого разрешения. Со вступлением на престол Александра I была назначена комиссия по еврейскому вопросу. Некоторые её члены утверждали, что предоставление евреям гражданских прав послужит средством их «исправления». В 1804 году комиссия опубликовала уложение, которое исходило из предпосылки, что евреи — «вредный элемент», но их можно преобразовать путём изменения их гражданского состояния. Уложение обязывало евреев в течение 3-4 лет покинуть деревни и запрещало им заниматься корчмарством и арендовать поместья. Уложение определяло также границы черты оседлости: к территории, отошедшей от Польши, были добавлены некоторые области южной Украины и побережья Черного моря, в заселении которых государство было в ту пору заинтересовано. Евреи должны были ограничить использование языков иврит и идиш. Все документы полагалось составлять на русском, польском и немецком языках. В городские думы и на должность раввинов могли избираться только люди, владеющие одним из этих языков. Предполагалось поощрять еврейских земледельцев путём наделения их земельными участками на юге России, не прикрепляя их к земле; выдавать им ссуды для основания фабрик, запрещать цехам дискриминацию еврейских ремесленников. Из всех пунктов Уложения 1804 года практическое значение имели лишь предписания о выселении евреев из деревень и о помощи сельскохозяйственным поселениям. Выселение началось в 1807 году. В этом же году приступили к основанию поселений в Херсонской губернии, но лишь незначительная часть изгнанных осела там. В 1810-х притеснительные меры были возобновлены. Несмотря на лояльность еврейского населения во время французского нашествия, власти относились к евреям с недоверием. Им запрещалось проживать в городах, в которых находились крепости, вдоль западной границы и в военных портах. В 1825 году был издан указ о выселении евреев из западной пограничной полосы шириной 50 вёрст. Александр I в последние годы жизни решил сблизить евреев с христианами путём поощрения их к крещению. Он выразил готовность предоставить выкрестам различные льготы, разрешить им селиться по всей стране, передать им в безвозмездное пользование земельные наделы и даже позволить им заниматься пивоварением и винокурением. Было учреждено «общество израильских христиан», находившееся под личным покровительством императора. Общество не добилось никакого успеха и было ликвидировано в 1833 году. Наоборот, в центральных губерниях активизировались «жидовствующие» субботники. Вступив на престол, Николай I принял энергичные меры, чтобы «исправить» евреев и приблизить их к христианству. В июле 1826 года был введён надзор над еврейскими книгами, которые печатались за границей или привозились оттуда. В 1836 году был опубликован закон, разрешавший печатание еврейских книг лишь в тех местах, в которых имелся цензор. Все еврейские типографии в городах России, за исключением Вильно и Житомира, были закрыты. Политика по отношению к евреям была заново сформулирована в законодательстве 1835 года. В нём не было статьи о выселении евреев из деревень. При определении «черты оседлости» были обозначены губернии, в которых евреям разрешалось проживать только в городах и местечках, но не в деревнях. Евреи должны были зарегистрировать постоянные фамилии, им было запрещено жениться до достижения восемнадцатилетнего возраста. Правительство выдвинуло план выделения евреям земель в сибирских степях. Но вскоре после опубликования план был отменён и евреи, которые двинулись в путь, этапным порядком были направлены на юг, в земледельческие колонии. В конце 1840 года Николай I учредил особый комитет «для определения мер коренного преобразования евреев в России». Этот комитет должен был «действовать на нравственное образование нового поколения евреев учреждением еврейских училищ в духе, противном нынешнему талмудическому учению; уничтожать кагалы и подчинить евреев общему управлению; запретить употребление особой еврейской одежды; разделить евреев на полезных (купцов, ремесленников и земледельцев) и не имеющих производительного занятия. Подвергнуть последних разным мерам ограничений, в том числе рекрутскому набору втрое больше обыкновенного». Были учреждены правительственные школы для евреев и две раввинские семинарии в Вильно и Житомире. Директорами этих учебных заведений были христиане. Только еврейские предметы преподавали учителя-евреи. В секретной инструкции, утверждённой царём, сказано, что целью школ является перевоспитать подрастающее поколение и отвлечь евреев от Талмуда. Учреждение этих школ повлекло за собой тяжёлые гонения на традиционные еврейские школы — хедеры и их преподавателей-«меламедов». Евреи оборонялись подкупом чиновников. Большинство списков учеников для министерства просвещения были фиктивными. Лишь немногие из бедноты оказались среди тех первых евреев, усвоивших в совершенстве русский язык и впитавших русскую культуру. По требованию самого царя в 1844 году был введён особый налог за ношение длиннополого сюртука. В 1848 году были обложены налогом ермолки, а в 1850-м еврейская одежда была вообще запрещена. Правительство возлагало большие надежды на упразднение кагалов. Указом 1844 года еврейские общины были лишены статуса «юридического лица». Сбор налогов был передан полиции и городским думам. Указ о делении евреев на «полезных» и «бесполезных» был подписан царём в 1851 году. Только Крымская война и смерть Николая I предотвратили проведение в жизнь этого закона. Либеральные тенденции в политике Александра II повлекли за собой перемену в позиции некоторых слоев еврейского общества. Стал намечаться путь их добровольного приобщения к русской жизни. В эпоху «великих реформ» царь облегчил рекрутскую повинность евреев. Летом 1856 года отменено положение о кантонистах. Политика правительства сводилась к ускорению темпа преобразования еврейского общества путём поощрения «полезных» евреев. В 1856 году была отменена секретная инструкция Николая I о запрещении евреям занимать государственные должности. В 1859 году купцам первой гильдии было разрешено проживать вне «черты оседлости». В1861 году это право было предоставлено евреям, обладавшим учёными званиями. В 1865 году получили право жительства вне «черты» и ремесленники, а в 1867-м — николаевские солдаты и их потомки. В Царстве Польском евреям было разрешено приобретать недвижимость и селиться во всех городах и местечках. Но эти указы не коснулись широких масс евреев, скученных в «черте оседлости» и не находивших себе источников пропитания. Позднее немалую роль начала играть враждебная агитация славянофильских кругов. «Городовое положение» 1870 года разрешало присутствие в городских думах не более трети евреев даже в городах с подавляющим большинством еврейского населения. Еврею запрещалось занимать пост городского головы. Борясь с «еврейской обособленностью», министр просвещения издал в начале 1873 года указ о закрытии государственных школ для евреев и о превращении раввинских училищ в учительские институты. Рост числа студентов-евреев в общих учебных заведениях вызвал недовольство в обществе. В 1877 году произошёл еврейский погром в Одессе. В 1878 году в Кутаиси был возведён навет в «ритуальном убийстве». В 1880-м два члена комитета по еврейским делам представили записку о том, что лучший путь решения еврейского вопроса — предоставление им полного равноправия для предотвращения революционных настроений. Убийство Александра II народовольцами положило конец либеральным тенденциям. Министр иностранных дел князь Горчаков выразил мнение, что евреев России нельзя уподоблять более эмансипированным евреям Западной Европы, и потому предоставление им гражданских прав преждевременно. При Александре III по Украине прокатились погромы. Они начались в апреле 1881 года в Елизаветграде и через несколько дней докатились до Киева. За весну и лето 1881 года пострадало свыше ста еврейских общин. Прибывавшие на Украину «организаторы» погромов пускали слух, что царь разрешает «бить жидов» из мести за убийство его отца «еврейскими революционерами». В августе 1881 года по инициативе министра внутренних дел графа Игнатьева была образована комиссия для определения «вреда» от экономической деятельности евреев. Еврейский вопрос стал важным фактором внутренней политики империи. В конце 1881 года был устроен погром в Варшаве с целью показать, что не только русские, но и поляки ненавидят евреев. Но польская общественность категорически отмежевалась от таких заявлений. Весной 1882 года кровавый погром разразился в Балте, на румынской границе. Игнатьев был смещён и на пост министра внутренних дел был назначен Д. А. Толстой — противник проведения государственной политики с помощью черни. Последний погром 80-х годов прошёл в Нижнем Новгороде, очевидцем которого был молодой Горький, описавший взрыв бессмысленной и беспощадной жестокости в своём рассказе «Погром». 3 мая 1882 года накануне своей отставки граф Игнатьев опубликовал антиеврейский декрет, названный «Временными правилами», по которому евреям было запрещено селиться в деревнях, приобретать недвижимое имущество вне городов и арендовать земельные угодья, открывать торговые заведения по воскресным дням и христианским праздникам. Игнатьев заявил в печати: «Западная граница открыта для евреев», то есть желательно, чтобы возможно большее число евреев покинуло Россию. Обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев цинично заявил, что треть русских евреев покинет Россию, треть вымрет, треть крестится и совершенно ассимилируется. В начале 1883 года была учреждена Верховная комиссия по пересмотру законов о евреях под председательством графа Палена. Комиссия работала пять лет и пришла к выводу, что следует расширить права евреев и приравнять их к другим жителям государства. Однако царь отклонил это предложение и распустил комиссию. Военное министерство издало приказ о пятипроцентной норме еврейских врачей в армии. С1889 года еврей мог заниматься адвокатурой только с особого разрешения министра юстиции. В конце 1887 года была опубликована директива министра просвещения, устанавливавшая десятипроцентную норму общего числа учеников-евреев в городах «черты оседлости», пятипроцентную норму — вне её, и трехпроцентную — в школах Петербурга и Москвы. В 1891 году правительство приняло решение «очистить престольный град от евреев». Почти 20 тысяч еврейских ремесленников, проживавших в Москве на законном основании, были изгнаны из неё. Некоторые были выдворены закованными в кандалы. Вступление на престол Николая II не внесло существенных изменений в правительственную политику. Власти утверждали, что революционное движение в России — дело рук евреев и поляков, сообщников «врага внешнего». Сам царь, проникнутый ненавистью к евреям, поддерживал эту линию. По мере нарастания революционного движения усиливались и антисемитские настроения. В апреле 1903 года в Кишинёве разразился кровавый погром. По официальным данным, было убито свыше 50 человек, изувечено около 500, разрушены и разграблены сотни домов и лавок. Дикий разгул погромщиков потряс общественное мнение всего мира, а также передовые круги России. Заметный перелом произошёл на этот раз и в настроениях самих евреев. Когда летом 1903 года был устроен погром в Гомеле, еврейская молодежь этого города самоотверженно и успешно отразила нападения громил. Гомельские власти арестовали молодых евреев, а погромщики продолжали убивать и грабить, пользуясь покровительством полиции. На процессе по гомельскому погрому большинство обвиняемых были членами самообороны из среды еврейской молодежи. В погромах 1906 года в Белостоке и Седльце принимали участие полицейские и военные чины. Назначенная Думой следственная комиссия возложила полную ответственность за погром на власти. Реакционная печать реагировала на это клеветой на депутатов Думы, объявив её засильем «жидов и поляков», избранных с помощью «еврейских денег». П. А. Столыпин был заинтересован в некотором смягчении антиеврейской политики, стремясь вернуть доверие к русским ценным бумагам на мировом рынке. Совет министров решил предоставить евреям некоторые льготы, но Николай II отказался утвердить их. Погромное движение было укрощено, но антисемитские демагоги продолжали антиеврейскую войну в Думе, в прессе и на собраниях. В Думе неистовствовали Пуришкевич и Марков-второй. Дело Бейлиса (1913) стало кульминационным пунктом борьбы вокруг «еврейского вопроса» в дореволюционной России. Первая мировая война 1914 года значительно ухудшила положение евреев Восточной Европы. Военные действия на Восточном фронте велись в областях, густо населённых евреями, которых русское командование подозревало в сочувствии к противнику. Сразу же с началом военных операций, после занятия русскими войсками областей в Галиции и Буковине, по приказу верховного командования из среды евреев брались заложники, отвечавшие головой за поведение своих соплеменников. Польские антисемиты, и среди них люди, поддерживавшие тайные связи с австрийским командованием, клеветали на евреев перед русскими властями и обвиняли их в шпионаже в пользу австрийцев. После отступления русской армии в 1915 году они же стали обвинять евреев в шпионаже в пользу России. Эти обвинения часто влекли за собой смертные приговоры военно-полевых судов. Во многих местах во время военных действий казаки устраивали погромы. Когда русские войска и администрация начали эвакуироваться с оккупированной ими австрийской территории, они гнали перед собой на восток толпы галицийских евреев. Когда положение на фронтах стало еще более критическим, верховное командование приказало насильственно выселить евреев из широкой прифронтовой полосы. Сотни тысяч евреев из городов Царства Польского, Курляндской, Ковенской и других губерний, в том числе женщины, дети и старики, получали приказ покинуть насиженные места в течение 24-48 часов. Запрещено было даже использование еврейских букв в частной переписке. Евреи обвинялись в спекуляции, в намерении расшатать устойчивость русской валюты и т. п. Проблема беженцев приняла такие трагические размеры, что царские власти вынуждены были в 1915 году разрешить евреям временно проживать в городских поселениях внутренних районов России вне «черты оседлости». Запретными остались только столичные города Петроград и Москва и области Войска Донского, Кубанского и Терского. Одним из первых шагов Временного правительства была декларация от 20 марта 1917 года об отмене всех антиеврейских законов и об уравнении евреев в правах со всеми жителями. Так в конце концов было эмансипировано русское еврейство.
|
||||||